Наблюдение в психологии как метод исследования – Наблюдение (психология) — Википедия

Содержание

Наблюдение (психология) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.

Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение не применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].

Предмет наблюдения[править | править код]

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • побои
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения[править | править код]

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают[править | править код]

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам[править | править код]

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

По форме наблюдения[править | править код]

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение[править | править код]

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение[править | править код]

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью

(например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)

[3][4].

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение[править | править код]

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды[править | править код]

При такой форме наблюдения

исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на их поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения[править | править код]

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Преимущества метода наблюдения[править | править код]

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения[править | править код]

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]
  1. ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
  2. ↑ Там же. С. 40—43.
  3. ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
  4. ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 45—48. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  6. ↑ Там же. С. 40—41.

ru.wikipedia.org

Наблюдение как основной метод психологического исследования. — КиберПедия

Наблюдение – основной метод исследования в психологии наряду с экспериментом. Обычно прово­дится в естественных условиях, без активного вмешательства: записывай то, что видишь, но не вмешивайся в ход наблюдаемого процесса. Т.е. наблюдателю отводится относительно пассивная роль. Поступки и слова подробно запи­сываются, а затем анализируются. Важные моменты в наблюдении:

ü формулировка цели, которая бы способствовала концентрации внимания исследователя на том, что подлежит изучению;

ü заблаговременное продумывание стратегии наблюдения (что и где наблюдать, каким образом регистрировать результаты, ожидаемые эффекты и др.)

Разновидности метода наблюдения:

· самонаблюдение, или интроспекция – наблюдение за собственными психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями, используется только в П.. Исследователь наблюдает и анализирует свои переживания, состояния, отношения к кому-то или чему-то. Слабое место метода – низкая достоверность в связи с субъективными истолкованиями наблюдаемых процессов. Самонаблюдение м. б. лишь фазой исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.

· внешнее наблюдение (объективное) – используется в П. чаще всего. Дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях (пр.: ребенка м. наблюдать в условиях обучения в школе). По внешним проявлениям п-г судит о внутренних причинах поведения, эмоц-м состоянии, затредненности изучаемого материала, об отношениях со сверстниками. Однако п-га интересует не любое проявление поведения, а то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. При изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним п-м содержанием более или менее сложно, объективное Н., сохраняя свое значение, по большей части д. дополняться другими методами исследования. Широко пользуется объективным методом наблюдения психология ребенка.

· включенное наблюдение – это разновидность метода наблюдения, обеспечивающего исследователю «шапку-невидимку». Психолог незаметно внедряется в группу испытуемых и выполняет с ними совместную работу. Испытуемые привыкают и ведет себя естественно, что и обеспечивает более высокую объективность результатов наблюдения.

Научное наблюдение имеет ряд важных требований, которых не имеет житейское наблюдение:

1. Определение четкой цели и задач (для чего наблюдать?).



2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?).

3. Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?).

4. Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?).

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Для научного наблюдения характер­ным является не простая фиксация факта, а пе­реход от его описания к объяснению. Различают два вида наблюдений:

· научно-психологическое (требует специальной подготовки и научных знаний)

· психолого-педагогическое (например, изучение познавательной, интеллектуальной сфер школьников).

Достоинство: позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Недостатки: на результаты наблюдения могут существенно влиять личностные особенности наблюдателя, также длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, что также увеличивает опасность неточных записей, кроме этого, данный метод требует значительных затрат времени. Поэтому, наблюдение используется в первую очередь тогда, когда требуется минимальное вмешательство исследователя в поведение испытуемого.

48. Виды наблюдения + конспект.

· Стандартизированное – проведенное строго в соответствии с намеченной программой. Заключается в последовательном и целенаправленном восприятии и предполагает:

1. четкий план наблюдения

2. фиксацию результатов наблюдения

3. построение гипотезы, объясняющей наблюдаемое явление

4. проверку гипотезы в последующих наблюдениях

· Свободное наблюдение – не имеет заранее установленных рамок, но всегда предполагает наличие замысла, системы методологических приемов контроля и осмысления результатов. Чаще всего применяется на начальной стадии исследования для определения проблемной ситуации, получения более конкретных знаний об объекте исследования.



· Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Используется тогда, когда необходимо, напр., изучить психологию поведения и взаимоотношения людей в особых условиях, не допускающих наблюдения извне, со стороны замкнутых преступных групп, религиозных сект и др. замкнутых объединений людей. Сам п-г на время становится активным участником этого процесса и фиксирует его как бы изнутри. Здесь можно выделить наблюдение:

v полное включенное – проводится скрыто, изнутри, а истинные цели и участие п-га неизвестны наблюдаемым. Он вступает в группу и принимает участие в ее деятельности наравне с другими.

v простое включенное – исследователь выбирает для себя нейтральную позицию, не принимая активного участия.

· Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей.

· Внешнее наблюдение (объективное) – используется в П. чаще всего. Дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях (пр.: ребенка м. наблюдать в условиях обучения в школе). По внешним проявлениям п-г судит о внутренних причинах поведения, эмоц-м состоянии, затредненности изучаемого материала, об отношениях со сверстниками. Однако п-га интересует не любое проявление поведения, а то, которое связано с конкретной исследовательской задачей. При изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним п-м содержанием более или менее сложно, объективное Н., сохраняя свое значение, по большей части д. дополняться другими методами исследования. Широко пользуется объективным методом наблюдения психология ребенка.

· Скрытое наблюдение – наблюдаемый не знает и не подозревает, что за ним ведется наблюдение. Используется тогда, когда характер наблюдаемого процесса может существенно измениться, если испытуемый знает, что за ним наблюдают. Для скрытого наблюдения м. использоваться магнитофон, видеокамера, зеркало Газелла. Так нередко наблюдают поведение и взаимоотношения детей в процессе игры. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.

· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.

· Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, или интроспекция – наблюдение за собственными психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями, используется только в П.. Исследователь наблюдает и анализирует свои переживания, состояния, отношения к кому-то или чему-то. Слабое место метода – низкая достоверность в связи с субъективными истолкованиями наблюдаемых процессов. Самонаблюдение м. б. лишь фазой исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.

· Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.

Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем.

Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.

cyberpedia.su

Наблюдение, как психологический метод исследования

Опубликовано: 21 апреля 2017 в 11:31

В психологии понятие «наблюдение» трактуется как один из методов исследования, который основан на преднамеренном систематизированном восприятии объекта изучения с целью дальнейшего анализа его поведения.

Метод наблюдения изучаемых явлений осуществляется только в том случае, когда они протекают в своей естественной среде, то есть без преднамеренного вмешательства.

Применение

Наряду с таким методом исследования, как самонаблюдением, или интроспекцией, наблюдение является древнейшим в психологии. С конца XIX века этот метод все чаще стал применяться в различных сферах, таких как педагогическая, социальная, клиническая психология, а также психология развития, в которых очень важно фиксировать аспекты человеческого поведения в разных ситуациях.

В психологии труда наблюдение получило широкое применение в начале XX века. Данный метод используется в том случае, когда какое-либо вмешательство является невозможным.

Виды наблюдения

Этот исследовательский метод встречается в нескольких видах:

  • внешнее;
  • внутреннее;
  • систематическое;
  • несистематическое;
  • осознанное;
  • неосознанное;
  • сплошное;
  • выборочное.

Особенности

Метод наблюдения используется тогда, когда преднамеренное вмешательство исследователя во взаимоотношения человека и среды выступит нарушителем данного процесса. В том случае, когда целью исследования является видение картины в целом и полное отражение поведения изучаемого объекта, без использования подобного способа не обойтись.

Данная система имеет свои особенности, такие как связь объекта изучения и самого исследователя, единовременное (без повторного) и пристрастное наблюдения.

Если брать во внимание естественные науки, то тут исследователь, обычно, не оказывает влияния на объект изучения. Но в психологии есть проблема взаимодействия между тем, кто наблюдает, и тем, кто является предметом изучения.

Если объект исследования в курсе того, что он находится под наблюдением, то его поведение может измениться. Подобные недостатки данной системы психологического анализа привели к созданию улучшенных методов, таких как измерение и эксперимент.

Предмет и объект

Предметом метода наблюдения являются поведенческие особенности объекта.

Объектами в данном исследовании выступают:

  • длительность, содержание и интонация речи – так называемое вербальное поведение;
  • мимика, пантомимика, разные движения – невербальное поведение;
  • различные физические действия – перемещения.

Поэтому объектом метода наблюдения может быть лишь то, что подлежит фиксированию. В ходе сбора необходимой информации о пациенте специалист отмечает только те поведенческие проявления, которые можно зарегистрировать.

Психолог не фиксирует психические отклонения, наблюдая за объектом, он лишь может предполагать о некоторых особенностях поведения человека, осуществляя анализ собранных данных.

Ход исследования

Результаты, полученные с помощью метода наблюдения, заносятся в протокол. В некоторых случаях фиксированием всего происходящего занимаются сразу несколько исследователей для того, чтобы в дальнейшем можно было провести анализ полученных данных и обобщить их (метод обобщения независимых наблюдений).

Используя метод наблюдения, необходимо соблюдать некоторые требования:

  • заранее составить план и выделить структуру предстоящего наблюдения;
  • важно помнить, что данное исследование не должно непосредственно влиять на объект наблюдения, на его действия и явления, которые происходят в процессе;
  • наблюдение за одним явлением психики лучше всего провести на нескольких испытуемых;
  • проводя повторное исследование, необходимо руководствоваться сведениями, полученными из предыдущих.

Этапы наблюдения

  • выбор объектов метода наблюдения, его предмета, ситуации;
  • определение способа фиксации сведений в ходе исследования;
  • разработка структуры метода наблюдения;
  • определение метода интерпретации данных;
  • исследование методом наблюдения;
  • обработка собранных данных.

Исследование с помощью метода наблюдения может проводиться не только самим психологом, но и с помощью различных средств для того, чтобы зафиксировать и зарегистрировать информацию. Такими средствами могут служить различная цифровая техника (фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны) и специальные карты и дневники.

Метод наблюдения является прямо противоположным эксперименту. Это обосновано следующими положениями:

  • наблюдатель не вмешивается в ход деятельности изучаемого объекта, он лишь фиксирует наблюдаемые явления;
  • в протоколе регистрируется только то, что исследователь наблюдает.

В работе психологов при проведении оценки личности большое значение имеет этический кодекс. В нем содержатся особые правила и меры предосторожности, которые необходимо соблюдать исследователю в ходе проведения наблюдения. Ниже представлены несколько правил из кодекса:

  1. В том случае, когда исследование осуществляется в публичном месте, психологу можно не заручаться согласием участников. В остальных случаях их согласие является обязательным.
  2. Экспертами должно быть сделано все необходимое, чтобы ограничить участников исследования от любого возможного ущерба. Если же избежать вреда не удается, необходимо свести его к минимуму.
  3. Вторжение в личную жизнь участников со стороны психологов должно быть минимальным.
  4. Кроме того, специалисты должны руководствоваться принципом конфиденциальности и не разглашать посторонним лицам данные, полученные в ходе исследования.

Подобным образом можно осуществлять фиксирование одновременно по нескольким показателям (например, вербальное и невербальное поведение), а также вести наблюдение независимо от готовности участника к его проведению.

Кроме того, в рамках исследования возможно получить результаты сразу по нескольким участникам. Такое четкое фиксирование дает возможность составить полный психологический портрет, а также найти наиболее действенные методики лечения.

Похожие материалы:

www.psyportal.net

Наблюдение: метод исследования в психологии

Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Где применяется

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюдения

Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть очень различным. Оно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет. См.>

Особенности метода

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. — Спб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения

Предмет наблюдения

Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:

  • Вербальное поведение
  1. Содержание речи
  2. Продолжительность речи
  3. Интенсивность речи и др.
  • Невербальное поведение
  1. Экспрессия лица, глаз, тела
  2. Выразительные движени и др.
  • Перемещения людей
  1. Дистанция между людьми
  2. Физические воздействия (касания, толчки, удары и др.)

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Как проводить наблюдение

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).

При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:

  • Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения.
  • Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления.
  • Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими.
  • Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  1. Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  2. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  3. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  4. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

www.all-tests.ru

Наблюдение как Метод Исследования

В научных исследованиях применяются различные методы, представляющие собой средства и приемы, с помощью которых можно получить достоверные данные о предмете изучения и использовать их в дальнейшем для выведения научных теорий и создания практических рекомендаций.

Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.

Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

Наблюдение как метод исследования характеризуется рядом предъявляемых к его проведению требований. К ним относятся требование сохранения условий естественности прохождения исследуемых явлений, требование целенаправленного изучения и поэтапной фиксации результатов.

В процессе наблюдения необходимо следовать разработанной для этого программе, в которой определяются цели и задачи исследования, определяется объект, ситуация и предмет, выбирается способ изучения явлений, устанавливаются временные границы наблюдения и составляется его график, выбирается способ регистрации наблюдений, определяются методы обработки полученных данных.

В теории выделяют такие виды наблюдения. По длительности проведения – кратковременное (срез) и лонгитюдноге (продолжительное). По охвату – выборочное (наблюдаются отдельные параметры явлений и процессов) и сплошное (фиксируются все изменения объекта в пределах ситуации). По степени участия исследователей – непосредственное (прямая вовлеченность) и опосредованное (с помощью привлечения вспомогательных средств, аппаратуры).

Наблюдение как метод исследования подразделяется на две категории: структурированное и неструктурированное наблюдение. Под структурированным понимается включенное исследование. Оно дает особо качественные результаты. Особенно эффективным является наблюдение в том случае, если исследуемые не знают о проведении эксперимента.

Отдельно стоит включенное наблюдение как метод исследования, когда исследователь участвует в жизни исследуемой группы, становясь ее членом, и наблюдает происходящие в ней процессы изнутри.

В зависимости от объекта: внешнего (поведение, физиологические изменения, действия) или внутреннего (мысли, переживания, психические процессы или состояния) различаются вариации этого метода: самонаблюдение и объективное наблюдение.

Объективное наблюдение как метод социологического исследования является стратегией исследования, при которой регистрируются внешние характеристики или изменения наблюдаемых объектов. Такое наблюдение часто выступает предварительным этапом перед проведением экспериментов.

Метод самонаблюдения используется для получения данных эмпирического характера посредством наблюдения за собой. Особенно часто используется такое наблюдение как метод психологического исследования. Элементы такого метода лежат в основе большинства психологических исследований состояний и процессов. Сопоставляя результаты самонаблюдения с аналогичным самонаблюдением других людей, можно установить родство или сравнить данные внутреннего опыта с проявлениями психики на внешнем уровне.

К методу наблюдения также относят интроспекцию, которая была разработана В.Вундтом в рамках интроспективной психологии, и феноменологическое самонаблюдение. Интроспекция является методом психологического самоанализа, заключающегося в наблюдении за протеканием собственных психологических процессов, без применения дополнительных средств, эталонов и инструментов.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *