Наблюдение в возрастной психологии: Метод наблюдения в возрастной психологии

Метод наблюдения в возрастной психологии

10.06.2012

Как научный, объективный, метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения:

  • постановка цели;
  • разработка плана;
  • выбор объекта и ситуации наблюдения;
  • поддержание естественных условий жизни;
  • невмешательство в деятельность испытуемого;
  • объективность и систематичность наблюдений;
  • разработанность способов фиксации результатов.

М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения.

Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномоментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику нормального развития детей. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В работе В. И. Ленина «Об условиях надежности психологического эксперимента» (1941)  было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении интеллектуальной задачи, типа келлеровской, дошкольники действительно, не мудрствуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети 7—12 лет как будто не в состоянии решить задачу, они даже не пытаются использовать палку, находящуюся в поле зрения. Оказывается, они для себя переформулировали задачу, усложнили ее, ибо очевидный способ показался им слишком легким.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное

. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребенка выступают как критерии отбора при записи наблюдений (как в дневнике психолога B. C. Мухиной «Близнецы»). При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых 8 лет жизни). Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных. Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован метод «открытого наблюдения со скрытыми целями». Ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки) были выделены как наиболее адекватная модель для изучения отношений матери к ребенку.
Предметом систематического наблюдения, развернутой фиксации и анализа стала система взаимоотношений матери с ребенком и качества матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметной деятельности.

Ключевые слова: Наблюдение, Возраст

Источник: Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Материалы по теме

Психологический пол и возраст

Ильин Е. П.Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии…

Психопатологические кризисы подросткового возраста

Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб…

Наблюдение в клинической психологии

Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-…

Развитие в среднем возрасте (40 — 65 лет)

Основные понятия возрастной психологии

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Возрастные кризисы взрослости

Поливанова К.Н., Психология возрастных кризисов

Изменяются ли темпераментные особенности с возрастом?

Е. П. Ильин: Психология индивидуальных различий

Интеллект (IQ) и возраст

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

Основные исследовательские методы психологии развития и возрас­тной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во вре­мени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод на­блюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индиви­дуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать ре­альный ход детского развития в естественных условиях.

Так, в России в 1879 г. журнал «Семья и школа» обратился к родителям и вос­питателям с предложением сообщать свои личные наблюдения за жизнью детей ран­них возрастов и тем содействовать построению психологии ребенка. В ответ на это в журнал были представлены материалы (наблюдения за десятью детьми преимущест­венно в возрасте от первого дня рождения до 5—6 лет), позволившие определить не­которые особенности детского развития, сопоставить их с данными, полученными за­рубежными учеными.

В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н. Ланге, который представил свой календарь развития психической жизни ребенка.

«В двоя­ком отношении полезны были бы подобные записи, — указывал он, — во-первых, для самих родителей, ибо таким образом можно приучиться точно наблюдать своего ребенка и правильно объяснять его психическую жизнь, а во-вторых, для дальнейше­го развития научной психологии дитяти» . Этот призыв не остался без ответа. Неко­торые результаты родительских наблюдений были опубликованы уже в конце XIX в. и получили развитие в дальнейшем.

Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей. Н.А. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», с сожалением отмечал «бедность русской педагогической литературы, посвященной ду­шевному развитию ребенка», «неизвестность науке» ребенка до 5 — 6-летнего возраста. В одном из выпусков серии2 публикуются, к примеру, записки отца Н. Соколова о раз­витии его сына Бори от рождения до 5 лет. Рыбников привлекает внимание читателей к интересным фактическим данным относительно индивидуального хода развития, кото­рые свидетельствуют о неравномерности темпа раннего развития, о сочетании процессов прогресса и регресса, о своеобразии детской речи и мысли и др.

Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок роди­телей, не имевших специальной подготовки, — отсутствие предва­рительно составленной программы, неопределенность задач, несис- тематичность наблюдений и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с разными целями и были плохо сопоставимы друг с другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.

Как научный, объективный, метод наблюдения пред­полагает планомерное и целенаправленное фиксирование психоло­гических фактов в естественных условиях повседневной жизни. На­блюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяс­нение причин того или иного явления.

Необходимые условия науч­ного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объ­екта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объектив­ность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

М.Я. Басов рассматривал объективное наблюдение как основной метод дет­ской психологии . В 1924 г. он предложил специальную методику психологиче­ского наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании по­ведения. Им была составлена специальная схема, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, во­ображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольно­го возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оцени­вать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при дос­тижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномо­ментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.

Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н.М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику нормального развития детей2. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (по­явление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).

Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассив­ная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психо­логической образованности наблюдателя; высокая вероятность про­пуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сбо­ре и обработке данных, при интерпретации результатов; невозмож­ность проверки; ограниченное использование математических мето­дов обработки данных.

В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внеш­ние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предме­тами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними пси­хические процессы, состояния, о которых он может строить только догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторо­жен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться осо­бая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.

В работе В.И. Ленина «Об условиях надежности психологического эксперимен­та» (1941) 1 было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении ин­теллектуальной задачи, типа келлеровской, дошкольники действительно, не мудрст­вуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети 7—12 лет как будто не в состоянии решить задачу, они даже не пытаются ис­пользовать палку, находящуюся в поле зрения. Оказывается, они для себя пере­формулировали задачу, усложнили ее, ибо очевидный способ показался им слишком легким.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выбо­рочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: новизна, значимость качеств и возможностей ребенка выступают как кри­терии отбора при записи наблюдений (как в дневнике психолога определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист

А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение пер­вых 8 лет жизни).

Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослежива­ние жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты — так были получены знания о критических периодах и переходах в раз­витии.

Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он исполь­зуется и как один из основных.

Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ре­бенка раннего возраста, использован метод «открытого наблюдения со скрытыми це- лями»1. Ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки) были выделены как наиболее адекватная модель для изучения отношений матери к ребенку. Предметом систематического на­блюдения, развернутой фиксации и анализа стала система взаимоотношений матери с ребенком и качества матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметной деятельности.

исследовательских проектов | Психология развития

Мы только что рассмотрели модели исследовательского процесса и цели исследования. Ниже приводится сравнение методов или приемов исследования, используемых для описания, объяснения или оценки. Каждый из этих дизайнов имеет сильные и слабые стороны и иногда используется в сочетании с другими дизайнами в рамках одного исследования.

Наблюдательные исследования  включают наблюдение и запись действий участников. Это может происходить в естественной обстановке, например, при наблюдении за детьми, играющими в парке, или за односторонним стеклом, пока дети играют в лабораторной игровой комнате. Исследователь может следовать контрольному списку и записывать частоту и продолжительность событий (например, сколько конфликтов происходит между двухлетними детьми) или может наблюдать и записывать как можно больше о событии в качестве участника (например, посещение собрания Анонимных Алкоголиков и запись лозунгов на стенах, структуры собрания, общеупотребительных выражений и т. д.). Исследователь может быть участником или не участником. Каковы будут сильные стороны участника? Какие будут недостатки? Рассмотрите сильные и слабые стороны неучастия. В целом, обсервационные исследования позволяют исследователю увидеть, как ведут себя люди, а не полагаться на самоотчеты. То, что люди делают, и то, что они говорят, часто сильно различаются. Главный недостаток наблюдательных исследований заключается в том, что они не позволяют исследователю объяснить причинно-следственные связи. Тем не менее, наблюдательные исследования полезны и широко используются при изучении детей. Дети, как правило, меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают (известно как «девятка»).0005 Эффект Хоторна ) и может плохо сниматься.

Эксперименты  предназначены для проверки гипотез (или конкретных утверждений о связи между переменными ) в контролируемой обстановке с целью объяснить, как определенные факторы или события приводят к результатам. Переменная — это все, что меняет свое значение. Понятия операционализируются  или преобразуются в переменные в исследовании, что означает, что исследователь должен точно указать, что будет измеряться в исследовании. Например, если мы заинтересованы в изучении удовлетворенности браком, мы должны указать, что на самом деле означает удовлетворенность браком или что мы собираемся использовать в качестве индикатора удовлетворенности браком. Что является измеримым показателем, указывающим на некоторый уровень удовлетворенности браком? Будет ли это количество времени, которое пары проводят вместе каждый день? Или зрительный контакт во время обсуждения денег? Или, может быть, оценка испытуемого по шкале удовлетворенности браком. Каждый из них поддается измерению, но они могут не быть в равной степени достоверными или точными показателями удовлетворенности браком. Что вы думаете? Это те соображения, которые исследователи должны принимать во внимание при разработке дизайна.

Для установления причины и следствия должны быть выполнены три условия. Экспериментальные проекты полезны для удовлетворения этих условий.

независимых и зависимых переменных должны быть связаны . Другими словами, когда одно изменяется, другое изменяется в ответ. (Независимая переменная — это что-то измененное или введенное исследователем. Зависимая переменная — это результат или фактор, на который повлияло введение независимой переменной. Например, если мы рассматриваем влияние физических упражнений на уровень стресса, независимая переменная будет упражнения, а зависимой переменной будет стресс.)

Причина должна предшествовать следствию.  Эксперименты включают в себя измерение испытуемых по зависимой переменной перед тем, как подвергнуть их воздействию независимой переменной (установление исходного уровня). Таким образом, мы измеряли уровень стресса испытуемых перед введением упражнений, а затем еще раз после упражнений, чтобы увидеть, произошло ли изменение уровня стресса. (Наблюдения и опросы не всегда позволяют нам определить время этих событий, что делает проблематичным понимание причинно-следственной связи с этими планами. )

Необходимо установить причину. Исследователь должен удостовериться, что никакие внешние, возможно, неизвестные переменные на самом деле не вызывают наблюдаемый нами эффект. Экспериментальный дизайн помогает сделать это возможным. В ходе эксперимента мы должны были следить за тем, чтобы рацион наших испытуемых оставался постоянным на протяжении всей программы упражнений. В противном случае изменение уровня стресса действительно может быть вызвано диетой, а не физическими упражнениями.

Базовый план эксперимента включает выборку (или подмножество населения) и случайным образом распределяет испытуемых в одну из двух групп: экспериментальная группа или контрольная группа . Экспериментальная группа — это группа, которая будет подвергаться воздействию независимой переменной или условия, которое исследователь вводит в качестве потенциальной причины события. Контрольная группа будет использоваться для сравнения и будет иметь тот же опыт, что и экспериментальная группа, но не будет подвергаться воздействию независимой переменной. После воздействия на экспериментальную группу независимой переменной две группы снова измеряются, чтобы увидеть, произошло ли изменение. Если это так, то мы можем с большей вероятностью предположить, что независимая переменная вызвала изменение зависимой переменной . Базовая экспериментальная модель выглядит так:

Образец случайным образом назначается

одна из групп ниже:

Измерение DV

Введение IV

Измерение DV

Экспериментальная группа

х

х

х

Группа управления

х

х

Основное преимущество экспериментального плана заключается в том, что он помогает установить причинно-следственные связи. Недостатком этого дизайна является сложность перевода большей части того, что касается человеческого поведения, в лабораторные условия. Я надеюсь, что это краткое описание планирования эксперимента поможет вам оценить как сложность, так и строгость проведения эксперимента.

Тематические исследования  включают подробное изучение одного случая или ситуации. Информация может быть собрана с использованием наблюдения, интервью, тестирования или других методов, позволяющих узнать как можно больше о человеке или ситуации. Тематические исследования полезны при расследовании необычных ситуаций, таких как черепно-мозговая травма или дети, воспитанные в изоляции. И они часто используются клиницистами, которые проводят тематические исследования в рамках своей обычной практики при сборе информации о клиенте или пациенте, поступающем на лечение. Тематические исследования могут использоваться для изучения областей, о которых мало что известно, и могут предоставить подробные сведения о ситуациях или условиях. Однако результаты тематических исследований не могут быть обобщил  или применил к более крупным группам населения; это связано с тем, что случаи не выбираются случайным образом и для сравнения не используется контрольная группа. (Прочтите книгу доктора Оливера Сакса «Человек, который принял жену за шляпу» как хороший пример подхода к изучению конкретных случаев.)

Опросы знакомы большинству людей, потому что они широко используются. Опросы повышают доступность тем, поскольку их можно проводить лично, по телефону, по почте или в Интернете. Опрос включает в себя задание стандартного набора вопросов группе испытуемых. В строго структурированном опросе субъекты вынуждены выбирать из набора ответов, таких как «полностью не согласен, не согласен, не определился, согласен, полностью согласен»; или «0, 1-5, 6-10 и т. д.» Опросы обычно используются социологами, маркетологами, политологами, терапевтами и другими специалистами для сбора информации о многих независимых и зависимых переменных за относительно короткий период времени. Опросы обычно дают поверхностную информацию о самых разных факторах, но могут не позволить глубоко понять поведение человека. Конечно, опросы могут быть разработаны несколькими способами. Они могут включать  принудительный выбор вопросов и полуструктурированных вопросов , в которых исследователь позволяет респонденту описать или подробно рассказать об определенных событиях. Одним из самых сложных аспектов разработки хорошего опроса является непредвзятая формулировка вопросов и постановка правильных вопросов, чтобы респонденты могли дать четкий ответ, а не каждый раз выбирать «не определился». Знать, что 30% респондентов не определились, толку мало! Поэтому много времени и усилий следует уделить построению пунктов обследования. Одним из преимуществ элементов с принудительным выбором является то, что каждый ответ кодируется, что позволяет быстро вводить и анализировать результаты с помощью статистического программного обеспечения. Анализ занимает гораздо больше времени, когда респонденты дают длинные ответы, которые необходимо анализировать по-другому. Опросы полезны для изучения заявленных ценностей, взглядов, мнений и отчетов о практике. Однако они основаны на самоотчет  или то, что люди говорят, что они делают, а не при наблюдении, и это может ограничить точность.

Вторичный/контент-анализ включает анализ уже собранной информации или изучение документов или средств массовой информации для выявления отношения, практики или предпочтений. Существует ряд наборов данных, доступных для тех, кто желает провести такого рода исследования. Например, данные переписи населения США доступны и широко используются для наблюдения за тенденциями и изменениями, происходящими в Соединенных Штатах (перейдите на http://www.census.gov/ и ознакомьтесь с ними). Существует ряд других агентств, которые собирают данные о семейной жизни, сексуальности и многих других областях, представляющих интерес для человеческого развития (перейдите на сайт http://www.norc.uchicago.edu/ или http://www.kff.org). / и посмотрите, что вы найдете. ). Исследователь, проводящий вторичный анализ, не должен набирать испытуемых, но должен знать качество информации, собранной в исходном исследовании.

Контент-анализ  включает просмотр медиаданных, таких как старые тексты, изображения, рекламные ролики, тексты песен или другие материалы, для изучения закономерностей или тем в культуре. Примером контент-анализа является классическая история детства Ариеса (1962) под названием «Века детства» или анализ телевизионных рекламных роликов на предмет сексуального или насильственного содержания. Отрывки в тексте или программах, которые транслируются в эфир, также могут быть выбраны для анализа случайным образом. Опять же, одно из преимуществ анализа такой работы заключается в том, что исследователю не нужно тратить время и деньги на поиск респондентов, но исследователь не может знать, насколько точно средства массовой информации отражают действия и настроения населения.

Планы развития  – это методы, используемые в исследованиях продолжительности жизни (а также в других областях). Эти методы пытаются изучить, как возраст, когорта, пол и социальный класс влияют на развитие. Поперечное  исследование начинается с выборки, которая представляет собой поперечное сечение населения. Респондентов, различающихся по возрасту, полу, этнической принадлежности и социальному классу, можно попросить заполнить опрос о предпочтениях в отношении телевизионных программ или отношении к использованию Интернета. Затем можно было бы сравнить установки мужчин и женщин, а также установки, основанные на возрасте. В поперечном исследовании респонденты измеряются только один раз. Этот метод намного дешевле, чем лонгитюдное исследование, но не позволяет исследователю провести различие между влиянием возраста и когортным эффектом. Различное отношение к Интернету, например, может быть не так сильно изменено биологическим возрастом человека, как его жизненный опыт в качестве члена когорты.

Лонгитюдное  исследование начинается с группы людей, которые могут быть одного возраста и происхождения, и их неоднократно измеряют в течение длительного периода времени. Одним из преимуществ этого типа исследований является то, что людей можно проследить во времени и сравнить с ними, когда они были моложе. Проблема с этим типом исследований заключается в том, что они очень дороги, и со временем испытуемые могут отсеиваться. (Фильм «49 Up» является примером наблюдения за людьми с течением времени. Вы видите, как люди меняются физически, эмоционально и социально с течением времени.) Каковы были бы недостатки лонгитюдного исследования? Как насчет 49Вверх? Хотели бы вы, чтобы вас снимали каждые 7 лет? Каковы будут преимущества и недостатки? Можете ли вы представить, почему одни продолжат, а другие уйдут из проекта?

Кросс-последовательное  исследование включает в себя сочетание аспектов двух предыдущих методов; начиная с образца поперечного сечения и измеряя их во времени. Это идеальная модель для рассмотрения возраста, пола, социального класса и этнической принадлежности. Но и здесь есть недостатки в виде дороговизны и износа.

Методы сбора данных о развитии в течение жизни

Главная »Психология развития»Методы сбора данных о развитии в течение жизни

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Существует несколько основных методов сбора исследовательских данных, используемых психологами развития в исследованиях развития продолжительности жизни. Они следующие.

  1. Натуралистическое наблюдение
  2. Структурированное наблюдение
  3. Клиническое интервью
  4. Психологические тесты — самоотчет
  5. Практический пример
  6. Этнография

Содержание

  • 1 1. Естественное наблюдение –
  • 2 2. Структурированное наблюдение
  • 3 3. Клиническое интервью 
  • 4 4. Самоотчет – Психологические тесты 9015 7
  • 5 5. Тематическое исследование
  • 6 6. Этнография
  • 7 7. Эксперименты или лабораторные эксперименты/
  • 8 8. Квазиэксперименты
  • 99. Нейропсихологические методы
  • 10 Литература

1.Натуральное наблюдение – Наблюдение означает наблюдение, наблюдение, тщательное изучение, изучение или осмотр. Лучший способ что-то изучить — это понаблюдать за тем, как они ведут себя (есть, спать, ходить, думать и т. д.) в их обычной среде.

  • Подробное исследование когнитивных функций в повседневных ситуациях, а не в лабораторных условиях.
  • Наблюдатель, наблюдающий за людьми в знакомых повседневных ситуациях, занимающихся своими познавательными делами.
  • Пример. Как снять деньги с банкомата (банкомата).
  • Наиболее уместно использовать для выявления проблем, вопросов или явлений, представляющих интерес для изучения с помощью других методов исследования. ◦
  • Положительный аспект-
    • Экологическая достоверность .
    • Относительно легкий,
    • Не требует много ресурсов для выполнения,
    • Не требует, чтобы другие люди официально добровольно участвовали в исследовании.
  • Отрицательный Аспект-
    • Отсутствие экспериментального контроля.
    • Предвзятость наблюдателя .- чтобы устранить ее, мы можем использовать – Слепые наблюдатели : Люди, которые не знают, в чем заключается исследовательский вопрос: Таким образом, у них не будет предвзятых представлений о том, что они «должны» видеть.
Эффект наблюдателя – люди, которые знают, что за ними наблюдают, не будут вести себя нормально. Таким образом, Observer должен быть скрыт.

2. Структурированное наблюдение Наблюдение за поведением в лаборатории, где условия одинаковы для всех участников. Он разработал оригинальные способы наблюдения за поведением, которое трудно уловить. Систематическое наблюдение дает бесценную информацию о том, как на самом деле ведут себя дети и взрослые, но мало говорит нам о причинах их реакции. Для такого рода информации исследователи должны обратиться к методам самоотчета. Положительный аспект- Предоставляет каждому участнику равные возможности для демонстрации интересующего поведения. Отрицательный аспект- Может не давать наблюдений, типичных для поведения участников в повседневной жизни.

3. Клиническое интервью Это гибкая процедура опроса, при которой исследователь получает полный отчет о мыслях участника. Положительный аспект. Он максимально приближен к тому, как участники думают в повседневной жизни. Большой объем и глубину информации можно получить за короткое время. Отрицательный аспект- Может не привести к точной передаче информации. Гибкая процедура затрудняет сравнение ответов отдельных лиц.

4. Самоотчет – Психологические тесты
  • Наблюдатель наблюдает за своими собственными психическими процессами, например, чтобы предоставить информацию о своем восприятии, мыслях, способностях, чувствах, отношениях, убеждениях и прошлом опыте.
  • Самоотчеты — Собственный отчет человека о когнитивных процессах.
  • Например, участников могут попросить решить сложные арифметические задачи без бумаги и карандаша и при этом «думать вслух».
  • Положительные аспекты самоотчета —
    • лучшее понимание опыта и факторов, повлиявших на него,
    • , что дает более богатую и полную картину, чем может наблюдать посторонний.
  • Отрицательный Пять аспектов самоотчета
    • Необъективность в отношении собственного познания.
    • Социальная желательность хорошо выглядеть.

5. Практический пример
  • Чтобы получить как можно более полную картину психологического функционирования и опыта этого человека. Полная картина психологического функционирования одного человека, полученная путем объединения интервью, наблюдений и тестовых результатов.
  • Положительные результаты — Предоставляет подробные описательные сведения о факторах, влияющих на развитие.
  • Отрицательно- Может быть предвзятым из-за теоретических предпочтений исследователей. Выводы не могут быть применены к другим лицам, кроме участника.

6. Этнография Участник наблюдение за культурой или отдельной социальной группой . Делая обширные полевые заметки, исследователь пытается уловить уникальные ценности культуры и социальные процессы. Этнографическое исследование — это описательный, качественный
прием. Но вместо того, чтобы стремиться понять отдельного человека, он направлен на понимание культуры или отдельной социальной группы через Положительные результаты – Дает более полное описание, чем может быть получено в ходе одного наблюдательного визита, интервью или анкеты. Отрицательные — Может быть предвзятым из-за ценностей и теоретических предпочтений исследователей. Выводы не могут быть применены к лицам и условиям, отличным от изученных.

7.

Эксперименты или лабораторные эксперименты/
  • Несколько раз наблюдать за поведением человека/животного в естественной среде нецелесообразно.
  • Когда исследователям нужен больший контроль над переменными.
  • Полностью контролируемая Независимая переменная.
  • Случайные задания выборки.
  • Например, Реакция младенцев на зеркало.
  • Положительные аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
    • Небольшое влияние на сеттинг.
    • Чтобы стандартизировать настройку для всех участников,
    • Исследователь будет пытаться направить поведение определенным образом.
  • Отрицательный Аспекты экспериментов/лабораторных наблюдений
    • Субъект или образец могут иметь эффект наблюдателя.

8. Квазиэксперименты

  • Когда исследователь не может контролировать Независимая переменная.
  • Когда Исследователь не может назначить образец случайным образом.
  • , но исследователь каким-то образом будет контролировать большинство переменных, играющих роль в эксперименте.
  • Например, экспериментаторы не могут назначить участникам другой пол, этническую принадлежность, возраст или уровень образования.

9. Нейропсихологические методы Они полезны для изучения повреждений головного мозга, заболеваний головного мозга и тяжелых психических заболеваний.

  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – показывает активность мозга
  • Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — показывает, где возбуждаются нейроны.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) — показывает серое вещество, белое вещество и спинномозговую жидкость.
  • Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ)
  • Батарея нейропсихологических тестов ® (NAB ® ) Роберта А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *