Наблюдения в психологии достоинства и недостатки: 12. Наблюдение как метод психологического исследования. Достоинства и недостатки метода наблюдения. Виды психологического наблюдения.(посмотреть в опп)

Содержание

достоинства и недостатки. Виды — Студопедия

Поделись с друзьями

В зависимости от элементов контроля:

Неконтролируемое наблюдение – наблюдение, которое проводят в условиях реальных жизненных ситуаций. В ходе данного вида наблюдения осуществляется лишь общее описание социальной атмосферы, в которой происходит наблюдаемое явление или событие. Применяется при необходимости проведения оперативного наблюдения. Основными особенностями данного вида являются: отсутствие строгого плана и заранее подготовленной документации; опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата.

Контролируемое наблюдение – целенаправленный сбор первичной информации по заранее подготовленной программе, с применением стандартизированных планов и документации для получения достоверных сведений об изучаемом объекте и проверки гипотез. Основной особенностью является контроль, который, как правило, осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдений – проведение серий наблюдений за одним и тем же объектом.

2. В зависимости от регламентированности времени:

Систематическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Особенностями данного вида наблюдения является то, что он позволяет выявить динамику процессов, повысить достоверность экстраполяции их развития; регламентирует выбор времени наблюдения (каждый день, каждую неделю, раз в месяц и т.д.)

Эпизодическое наблюдение – наблюдение, которое характеризуется отсутствием заданной регулярности в течение определенного периода времени. Особенностью данного вида является наблюдение за событиями и процессами, возникающими во времени нерегулярно, т.е. по мере возникновения события или процесса.

Случайное наблюдение – это наблюдение за заранее не запланированным явлением, деятельностью, ситуацией. Например, проводя наблюдение за учебной деятельностью класса, можно столкнуться с обострением социально-психологических отношений в коллективе.

3. По условиям организации наблюдения:

Полевое наблюдение – наблюдение, которое проводится в реальной жизненной ситуации, непосредственной, естественной для группы среде.

Лабораторное (клиническое) наблюдение – вид наблюдения, при котором условия окружающей среды определяются самим исследователем. Чаще всего оно проводится в исследованиях экспериментального плана и, как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате действия экспериментальных факторов.

Лабораторно-полевое – это вид наблюдения, когда в рамках полевого исследования включаются элементы лабораторного.

4. В зависимости от положения наблюдателя относительно объекта:

Невключенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь находится как бы в стороне от наблюдаемой ситуации, не принимает участия в деятельности наблюдаемых людей. Особенностью данного вида является более объективное описание ситуации (чем во включенном наблюдении), но меньшие возможности интерпретации причинно-следственных связей.

Невключенное наблюдение часто применяется в монографическом исследовании, на «разведывательном» его этапе, а также в исследовании экспериментального плана.

Включенное наблюдение – вид наблюдения, при котором исследователь в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности.

Применяется в основном в монографических исследованиях, т.к. такая методика исключает массовость, а результаты наблюдения почти не поддаются количественному выражению.

Особенностью данного вида является опасность того, что наблюдатель настолько войдет в роль участника событий, что это скажется на объективности собранной информации и ее интерпретации.

Включенное и невключенное наблюдение бывают следующих видов:

· Открытое – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что зная о том, что за ними ведется наблюдение, испытуемые могут менять свое поведение.

· Закрытое («инкогнито») – вид наблюдения, в ходе которого наблюдаемым не сообщается, что за ними ведется наблюдение. Особенностью данного вида является то, что он предъявляет высокие морально-этические требования к деятельности исследователя, заставляет более корректно интерпретировать и представлять данные в отчете.

· Самонаблюдение – особый вид наблюдения, при котором наблюдаемый сам регистрирует собственные действия, состояния. Особенностью данного вида является то, что исследователь пользуется не только данными о поведении наблюдаемого, но и его суждениями и оценками тех или иных фактов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Достоинства и недостатки метода наблюдения.

  1. Главная страница 🏠
  2. org/ListItem»> 📚 Библиотека
  3. 👉 Общая психология 👈
  4. Шпаргалки по учебной дисциплине «Общая психология»
  5. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Метод наблюдения, как и все другие, имеет ряд достоинств и недостатков.

Главным преимуществом этого метода можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода – ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна – важный атрибут, присущий этому методу. Однако все эти достоинства не исключают  и ряда недостатков.

Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Кроме того, данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Если мы обратимся к анализу включённых  наблюдений, то их преимущества будут очевидны: они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны и основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком «вживается» в свою роль соучастника событий (Уайт, К.

Доктур). Итогом включённого наблюдения нередко является эссе, а не строго научный трактат. Однако не следует забывать и о нравственной (этической) проблеме включённого наблюдения – НЕ НАВРЕДИ.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Достоинства и недостатки метода наблюдения.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Поделись с друзьями

  • Содержание
  • Материалы 4
  • Меню

Психология как наука.
Объект и предмет общей психологии.
Задачи и место психологии в системе наук.

Актуальные проблемы общей психологии.
Современные тенденции развития психологии.
Развитие психологии в рамках философии и других наук.

Методологические и естественнонаучные предпосылки оформления психологии как самостоятельной науки.
Оформление психологии как науки.
Современный этап в развитии психологии.

Материалы по теме:

Трудности метода, достоинства и недостатки Лекция

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ. Шпаргалка

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ Шпаргалка

Достоинства и недостатки тестов. Шпаргалка

Добавить в избранное (необходима авторизация)

Каковы преимущества и недостатки наблюдательных методов психологии?

Навигация

Статьей поделился

РЕКЛАМА:

Преимущества методов наблюдения:

Наблюдение составляет основу любого научного исследования. Это основной способ получения знаний об окружающей среде. Путем систематического наблюдения и процесса индукции исследователь формирует гипотезы, которые позже проверяются экспериментальными методами.

Результаты, полученные с помощью любых других научных методов, должны соответствовать результатам квалифицированного наблюдения. В случае любого отклонения процессы, принятые в «других» методах, должны быть тщательно изучены и оценены.

РЕКЛАМА:

Экспериментальные и другие лабораторные методы изучают поведение в искусственно контролируемых условиях. Но с помощью метода наблюдения исследователь получает реальную картину поведения и событий, проявляющихся в естественных условиях. Систематическое и беспристрастное наблюдение может дать истинную картину естественного набора поведения человека.

Доступ к некоторым явлениям и их правильное понимание можно получить только путем наблюдения. Поведение в толпе, социальное поведение животных и взаимодействие матери и ребенка дома — вот некоторые примерные ситуации, которые можно осмысленно оценить и понять только путем наблюдения.

Недостатки метода наблюдения:

Основная проблема с методами наблюдения заключается в том, что исследователь мало контролирует ситуацию, которую ему интересно наблюдать. В естественных условиях на явление влияет слишком много посторонних факторов. В результате трудно оценить, что вызывает или определяет поведение, представляющее интерес исследователя. Чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно установить причинно-следственные связи в нашем понимании поведения. Отчет о наблюдениях в большинстве случаев оказывается описанием событий, а не объяснениями события, которые можно использовать для предсказания и контроля.

РЕКЛАМА:

Во многих случаях наблюдателю приходится ждать, пока не произойдет соответствующее событие. Чтобы изучить поведение толпы, исследователю придется подождать, пока толпа не сформируется в естественных условиях. Поэтому некоторые виды наблюдений требуют много времени и труда.

Предвзятость наблюдателя — одна из важных проблем в наблюдательных исследованиях. Личная философия, отношения, верования, убеждения, а иногда и личные интересы наблюдателя, скорее всего, будут окрашивать его восприятие события. Его отчет о наблюдениях может частично отражать его предвзятость в описании и интерпретации события. Таким образом, описание может не отражать истинных особенностей события.

Сам наблюдатель в ходе наблюдения может быть затронут самим процессом. Его первоначальный нейтральный настрой может быть затронут и искажен. Результатом будет описание события, которое лично испытал наблюдатель. Эти описания будут субъективными и не могут быть обобщены на другие подобные ситуации.

Наконец, присутствие наблюдателя может повлиять на само явление. Другими словами, те субъекты, за которыми наблюдают, могут менять свою деятельность в присутствии наблюдателя. В результате наблюдатель не смог бы получить истинной картины поведения субъекта, т. е. того поведения, которое имело бы место, если бы наблюдатель не присутствовал. Всегда лучше дополнять записи наблюдений данными, полученными другими методами.

Каковы преимущества и недостатки психологического метода самоанализа?

Понятная информация об экспериментальном методе, используемом в психологии

Наблюдение Метод сбора данных: преимущества, недостатки, методы, типы

Наблюдение — это метод, который включает в себя систематический выбор, наблюдение, прослушивание, чтение, прикосновение и запись поведения и характеристик живых существ, объектов или явлений.

Почему исследователь использует метод наблюдения для сбора данных?

Исследователи, применяя этот метод, пытаются понять поведение и общества, знакомясь с вовлеченными людьми и их ценностями, ритуалами, символами, верованиями и эмоциями.

Метод квалифицируется как научный метод сбора данных, если он специально разработан для ответа на исследовательский вопрос и систематически планируется и выполняется с надлежащим контролем.

Универсальность метода делает его незаменимым основным источником данных и дополнением к другим методам.

Преимущества метода наблюдения

Метод наблюдения при сборе данных имеет 4 основных преимущества;

Прямота

Главное преимущество наблюдения — его непосредственность. Мы можем собирать данные в момент их возникновения. Наблюдатель не должен спрашивать людей об их поведении и отчетах других.

Он или она может просто наблюдать, как люди действуют и говорят. В то время как респонденты опроса могут иметь смутные или устаревшие воспоминания о событиях, которые произошли в далеком прошлом, наблюдатель изучает события по мере их возникновения.

Природная среда

В то время как другие методы сбора данных привносят искусственность в исследовательскую среду, данные, собранные в ходе наблюдения, описывают наблюдаемые явления так, как они происходят в их естественных условиях.

Наблюдение не является ни ограничивающим, ни искусственным, как опрос или эксперимент.

Продольный анализ

Поскольку наблюдение может проводиться в естественных условиях, наблюдатель может проводить свое исследование в течение гораздо более длительного периода времени, чем обследование или эксперимент.

Невербальное поведение

Наблюдение явно лучше, чем опросы, эксперименты или изучение документов для сбора данных о невербальном поведении. Некоторые исследования сосредоточены на людях, которые не могут давать устные отчеты или осмысленно формулировать свои мысли.

Для этих субъектов метод наблюдения незаменим. К ним относятся дети, калеки, умственно и физически кустарные люди.

Недостатки метода наблюдения

4 основных недостатка метода наблюдения;

Отсутствие контроля

Несмотря на преимущество естественной среды, исследование наблюдения мало контролирует посторонние переменные, которые могут повлиять на данные.

Присутствие постороннего (наблюдателя) и ошибка, связанная с человеческим наблюдением и записью данных, которые могут остаться вне контроля наблюдателя, могут сильно повлиять на наблюдения.

Трудности количественного определения

Измерение в обсервационных исследованиях обычно принимает форму неколичественного восприятия наблюдателя, а не количественных показателей, часто используемых в опросах и экспериментальных исследованиях.

Небольшой размер выборки

Поскольку наблюдательные исследования, как правило, проводятся углубленно, с данными, которые часто являются субъективными и трудно поддающимися количественной оценке, размер выборки обычно сводится к минимуму.

Кроме того, углубленный характер наблюдательных исследований обычно требует, чтобы они проводились в течение более длительного периода времени, чем метод обследования или эксперименты. Эта особенность имеет тенденцию ограничивать размер выборки.

Нет возможности учиться после

В обсервационном исследовании невозможно узнать прошлое. Также трудно собрать информацию о намерениях, мнениях, установках или предпочтениях.

Этот метод может генерировать количественные или качественные данные, но, как правило, используется больше для небольших поисковых исследований, чем для крупномасштабных количественных исследований. Это связано с тем, что обычно требуются

  • Относительно высококвалифицированные наблюдатели и аналитики
  • Длительные периоды наблюдения
  • Высокая стоимость единицы наблюдения.

Методы наблюдения

Этот метод особенно подходит для наблюдения за реакцией сообщества на усилия программы.

Это основной метод этнографов, специализирующихся на изучении сообществ. Это также полезно для организационных исследований, таких как наблюдение за работой клиники, деятельностью полевых работников и административными процедурами.

Обсервационное исследование обычно начинается с трех разных точек зрения, как указано ниже:

  • Является ли наблюдение прямым или косвенным,
  • Известно ли присутствие наблюдателя или неизвестно, и
  • Какую роль играет наблюдатель во время наблюдения.

Когда наблюдательное исследование проводится с использованием первых двух подходов, мы называем его наблюдательным исследованием без участия.

Третий подход ведет к исследованию, которое мы называем включенным наблюдением.

  • Совместное наблюдение: Наблюдатель принимает участие в ситуации, которую он наблюдает.
  • Наблюдение без участия: наблюдатель открыто наблюдает за ситуацией, но не

Методы наблюдения:

  1. Прямое наблюдение
  2. Косвенное наблюдение

Прямое наблюдение

Прямое наблюдение означает, что наблюдатель физически присутствует и лично наблюдает за происходящим.

Этот подход очень гибкий, поскольку позволяет наблюдателю реагировать и сообщать о тонких аспектах событий по мере их возникновения.

Во время акта наблюдения наблюдатель может свободно менять фокус наблюдения, концентрироваться на неожиданных событиях или даже менять место наблюдения, если этого требует ситуация.

Косвенное наблюдение

Косвенное наблюдение имеет место, когда запись производится с помощью механических, фотографических, видеопленок, камер или других электронных средств.

Например, в универмаге может быть установлена ​​специальная камера для изучения перемещений покупателей или сотрудников.

Камера также может быть установлена ​​в пассажирском поезде или самолете для определения комфорта пассажиров путем наблюдения за тем, как пассажиры сидят и двигаются на своих местах. Такое наблюдение также может проводиться при планировании регулирования дорожного движения и реконструкции периферийных улиц.

Второй подход к наблюдению касается того, известно ли присутствие наблюдателя (явно) или неизвестно (скрыто) субъектам. При открытом исследовании наблюдатель остается видимым для наблюдателя, и испытуемые осознают, что за ними наблюдают.

С другой стороны, в тайном исследовании субъекты не подозревают, что за ними наблюдают.

Основная проблема открытого исследования заключается в том, что оно может быть реактивным. То есть это может вызвать у испытуемых неловкость и заставить их действовать иначе, чем если бы за ними не наблюдали.

Тайное исследование использует подход сокрытия, когда наблюдатели прячутся от объекта своего наблюдения.

Часто используются технические средства, такие как односторонние зеркала, скрытые камеры или микрофоны.

Этот метод снижает риск предвзятости наблюдателя, но поднимает этические проблемы в том смысле, что скрытое наблюдение является формой шпионажа.

Третий подход к сбору данных в естественных условиях — это включенное наблюдение, — наблюдение, при котором наблюдатель получает знания из первых рук, находясь в исследуемой социальной среде и рядом с ней.

С помощью этого метода наблюдатель включается в повседневную жизнь группы или организации, которую он изучает.

Он наблюдает за тем, что происходит с членами сообщества и как они себя ведут. Он также вступает с ними в беседы, чтобы узнать их реакцию и интерпретацию событий.

Продолжительное личное взаимодействие с субъектами исследования является основным преимуществом включенного наблюдения.

Длительный контакт с субъектами помогает им чувствовать себя комфортно в присутствии участвующего наблюдателя. Задача наблюдателя состоит в том, чтобы занять наилучшую позицию для получения полной и непредвзятой картины жизни сообщества, за которым он наблюдает.

Для этого наблюдатель должен изучить язык, привычки, режим работы, досуг и другие аспекты своей повседневной жизни. В совместном исследовании исследователь берет на себя либо полную роль, либо роль участника в качестве наблюдателя.

В роли полного участника наблюдатель полностью скрыт; исследовательская деятельность неизвестна испытуемым, и исследователь пытается стать членом наблюдаемой группы.

Полный участник взаимодействует с субъектами максимально естественно.

Полное участие было оправдано, потому что оно делает возможным изучение недоступных групп или групп, которые не раскрывают определенные аспекты своей жизни посторонним.

Предположительно, наблюдатель рассматривается как еще один член наблюдаемой группы.

Несмотря на это преимущество, некоторые исследователи резко критикуют метод полного участия по методологическим и этическим соображениям. Они утверждают, что такие подходы представляют собой вторжение в частную жизнь и могут нанести вред субъектам.

Учитывая указанные выше ограничения, современные исследователи чаще всего выступают за роль участника как наблюдателя. Когда исследователи берут на себя эту роль, они информируют изучаемую группу о наличии исследовательской программы.

Исследователи берут на себя долгосрочные обязательства стать активными членами группы и пытаются установить тесные отношения с ее членами, которые впоследствии служили как информаторами, так и респондентами.

С помощью этого метода наблюдатель получает более глубокое понимание группы и ее образа жизни, а также может достичь различных уровней понимания, участвуя, а не просто наблюдая.

Типы наблюдения

В отличие от обзорных исследований, в которых вопросы стандартизированы и составлены заранее для получения количественных данных, наблюдательные исследования гораздо менее структурированы и в то же время вневременны и систематичны.

Тем не менее, обсервационное исследование должно быть спланировано таким образом, чтобы оно, по крайней мере, отражало научные процедуры других процедур сбора первичных данных.

Bailey (1987) классифицирует наблюдательные исследования по степени структурированности окружающей среды и степени структурированности окружающей среды исследователями.

Вслед за автором, есть два типа структуры. Во-первых, это степень структурированности окружающей среды, которую можно разделить на естественных условий, искусственных или лабораторных условий.

Другая степень структурированности, налагаемая исследователем на среду наблюдения, которую опять-таки можно разделить на структурированную (например, подсчет частоты, с которой происходит определенное поведение) и неструктурированную, в которой исследователь не ищет никаких определенное поведение, а просто наблюдает и записывает все, что происходит.

The resulting typology can be displayed in tabular form as follows:

Study type Environment
Type 1: Completely unstructured Natural setting
Type 2: Unstructured Лаборатория
Тип 3: Структурированная Естественная обстановка
Тип 4: Полностью структурированная Лаборатория

В исследовании типа 1, проводимом в естественных условиях, исследователь как участник-наблюдатель становится частью культуры и подробно описывает все, что связано с интересующим событием или деятельностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *