Наглядно-образное мышление | это… Что такое Наглядно-образное мышление?
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Ошибка: Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. А воображение — это воссоздание нужного образа из образной памяти.
За нагля́дно-о́бразное мышле́ние отвечает правое полушарие мозга (см. статью «Межполушарная асимметрия»). Ошибка: За образное мышление отвечает не то или другое полушарие, а первая сигнальная система, которая располагается в обоих полушариях и работает по сигналу «образ». Учение Павлова о сигнальных системах.
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние приводит к мгновенному получению результата.
Исключительно нагля́дно-о́бразным мышле́нием мыслят животные и дети до 5 лет. Позже, с приобретением навыков общения, человек постепенно переходит на абстрактную (словесную) форму мышления. Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится в процессе роста и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17—18 годам у девушек и к 19—20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально организованного человеческого мозга. Без этого человек ущербен. Активно развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала «пройти» её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.
Скорость нагля́дно-о́бразной памяти = 60 ± 5 бит/сек (для сравнения скорость абстрактной памяти = 7 ± 2 бит/сек).[источник не указан 926 дней] (Именно поэтому, органичное обучение, с использованием обеих сигнальных систем, позволяет быстро и качественно усваивать любой материал. Это путь к мыслящему, творческому мозгу.)
Около 30 % учащихся с 4-го по 6-ой класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария.[1]
Источники
- ↑ Силверман Л. Одарённость вверх-ногами: наглядно-образный ученик. — 2005. (англ.)
Литература
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1990.
Ссылки
- Упражнения для улучшения нагля́дно-о́бразного мышле́ния и образной памяти.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Образное мышление | это… Что такое Образное мышление?
Образ в психологии — формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта. Образ может возникать без восприятия, с помощью мечтания.
- Искусство — процесс и результат значимого выражения чувств в образе.
- Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.
- НЛП вводит понятие репрезентативная система, которое определяет язык, в котором мышление кодирует образы.
- Образное мышление
Образное мышление — мышление в виде образов путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов. Входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности. Реализуется с помощью механизма представления. Передаёт знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) реальной действительности, а формирует целостную мысленную картину отдельного участка действительности. Пространственное мышление, ассоциативное мышление, наглядно-образное мышление, визуальное мышление можно рассматривать как разновидности образного. Противопоставляется без-Образному мышлению.
- Логическое мышление
Образ в культуре – продукт человеческой мысли, психо-энергетический объект, энергетическая сущность, создаваемый индивидуально или коллективно в информационном пространстве (поле). Способность к творению образов – уникальная способность, которой наделён только человек. Сотворённый человеком образ может существовать в пространстве при наличии подпитки психофизической энергией человека, энергией чувств и эмоций, до тех пор, пока его представляет своею мыслью человек, люди (сообщество).
Чем большее количество людей подпитывают образ своими чувствами, тем образ сильнее, тем сильнее возможность обратного влияния образа на деятельность человека, людей (сообщества). Способен формировать характеры, манеру поведения больших и малых социальных групп, в связи с чем встаёт проблема определённой культуры творения образов, присущей народам и странам, нациям, государствам и этносам. Наследие образного мышления любого народа можно рассматривать как своеобразный «оттиск» его воззрений на мир, замысел жизни, своё предназначение в мире, своеобразный культурный автопортрет.
- Образное восприятие
Образное восприятие – принципиально целостный одномоментный процесс, узнавание, распознавание некоторого предмета, процесса, явления «в целом», отождествление его с имеющимся собственным «представлением» или установление связи, подобия, аналога нового предмета с уже имеющимся целостным явлением природы (образное восприятие природы), реальной действительности. Формирование образа основано на имеющемся жизненном опыте, знаниях человека. Часть такого опыта сформирована генетически, и тогда говорят об «опыте предыдущих поколений». Часть такого опыта может быть накоплена обществом в виде знания и передана обществом человеку в процессе обучения (язык, письменность, понятийная база, социальные модели поведения и др.). Обучение есть процесс преобразования знания общества в знания конкретного человека. Иногда отождествляется с эмоциональным восприятием и противопоставляется аналитическому (абстрактному). Однако в чистом виде каждый из способов восприятия встречается редко, обычно эмоциональное и аналитическое протекают совместно. С диалектической точки зрения образное и абстрактное мышление неразделимы, но в подавляющем большинстве ситуаций можно говорить об условном преобладании того или иного вида. Природа образного восприятия до конца не раскрыта. Воспринимая действительность, человек получает «на входе» некоторый объем информации, а «на выходе» формируется целостный образ, характеризуемый некоторой конечной совокупностью понятий.
- Образный язык
Образный язык – язык образов не всегда пользуется словами, хотя часто отождествляется с литературным языком. Однако зачастую средством образного мышления служат не слова и буквы, а зримые образы. К средствам образного языка можно отнести иероглифы, передающие целостный образ, смысл и даже направление действия, руны, буквы-образы, символы и др. Образный язык позволяет выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить и закрепить эмоциональное, эстетическое восприятие явления, сформировать и запомнить впечатления от него в едином целостном виде.
- Образное восприятие природы
Образное восприятие природы – исторически фиксируемый период становления и развития древнего мира, связанного с формированием мифов, созданием образов богов, как продуктов образного, целостного восприятия людьми природной реальности, природных стихий, элементов, веществ и соединений. В дальнейшем процесс создания образов богов был связан с явлением антропоморфизма, зарождением религии и культуры.
- Образы богов в мифах Древней Греции
Образ Аида
Олицетворение углерода подземных недр
Образ Аполлона
Олицетворение углерода в плазменном состоянии
Образ Гелиоса
Олицетворение паров фосфора
Образ Геры
Олицетворение азота
Образ Зевса
Олицетворение кислорода
Образ Посейдона
Олицетворение водорода.
Ссылки на источники: Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу», М., 1995, Современный писатель. Василькова Н.Г. Гипотеза. Частный опыт реконструкции древнегреческих мифов, М., 2008.
Estos son los secretos para aplicar Visual Thinking en el aula
Inicio > Noticias > Estos son los secretos para aplicar el Visual Thinking en el aula
Esta herramienta sirve para organizar идеи a través de dibujos simples y textos cortos. ¿Quieres aplicarla en tu aula? Гарбинье Ларральде, профессор IVED-UHEI (Бискайя) te cuenta todo lo que debes saber.
por EDUCACIÓN 3.0
El Visual Thinking es una herramienta que allowe ordenar y organizarИдеи или Contenidos Que Son Representados por medio de dibujos simples y textos cortos. Es decir, se trata de un toolso que se sirve de recursos visuales para acceder al conocimiento. Una vez aclarado Эсте аспект, nadie debería confundirlo кон уна форма де expresión artística ni tampoco кон уна metodología де trabajo восприимчивый де сер utilizada en эль ámbito educativo. Te mostramos los secretos para aplicar el Visual Thinking en el aula.
Múltiples formas de aplicarlo en el aula
Si algo he aprendido de mi experiencia educativa en estos ultimos años, es que el Visual Thinking es un toolso que вводит лос-аспекты más basicos de la gramática visual en un entorno de el aprendizaje casi nadie se cuestionaba el reinado del binomio letra-número como único vehículo para el acceso al conocimiento.
Una herramienta comunicativa, no hay que olvidar, универсальный (¿quién no ha recurrido a la comunicación por medio de dibujos en algún momento de su vida?), cuya potencia reside, sobre todo, en su capacidad para enriquecer cualquiera de las metodologías (Sean Activas O Más tradicionales) Que Hoy en día se utilizan en las aulas. Porque lo visual no está reñido, por ejemplo, con una clase magistral en la que un mapa puede hacer visible el itinerario discursivo del docente; pero también puede ser utilizado como toolso de consenso para los equipos de trabajo que se conforman para desarrollar un proyecto; e incluso se puede utilizar para crear Animaciones (Video Scribing) en las Que visualizar los contenidos a los que ha de acceder el alumnado para la posterior realización de una clase invertida.
Por todo ello, en una coyuntura en la que el alumnado tiene acceso fácil y casi ilimitado a cualquier tipo de información en internet y en la que los docentes tenemos que hacer malabares para gestionar la enorme cantidad de contenidos que se acumulan en el currículo , эль Visual Thinking puede ofrecernos una forma de aprender más lenta pero más eficaz. Porque para ‘traducir’ a un map visual un contenido o un determinado proceso, aunque son necesarias las habilidades de pensamiento inferior que por medio del dibujo nos ayudan a recordar y entender conceptos, es indudable que también son imprescindibles las habilidades de orden superior que nos Allowen Realizar el filtrado, gestión y organización espacial de los contenidos que se deben aprender.
Adaptado a diferentes niveles educativos
A pesar de que aún existen Investigaciones que certifiquen los beneficios de aplicar Visual Thinking en el aula, son muchos los docentes que debido a la facilidad de suplantación caja de rotuladores), han empezado a proponer a su alumnado diferentes experiencias de aprendizaje utilizando esta herramienta. Así, comunidades como las que se han generado en torno al proyecto colaborativo «No me cuentes historias… ¡Dibújamelas!» han ido creciendo y sumando, a lo largo de estos últimos tres años, memorias e informes de actividades realizadas con Visual Thinking que hablan de reacciones positivas del alumnado y nos muestran diferentes (y muy creativos) usos del pensamiento visual en niveles educativos y materias diversas.
Вы визуальный мыслитель? — SmartDraw Blog
Знаете ли вы это или нет, вы, вероятно, мыслите визуально. Большинство из нас.
Что еще более важно, большинство людей, с которыми мы общаемся ежедневно, также мыслят визуально. Таким образом, визуальное общение дает значительное преимущество тем, кто это делает.
В психологии визуальное мышление — это то, что возникает в результате восприятия или обработки визуальных стимулов, форм или паттернов. Или, говоря простым языком, «картинка стоит тысячи слов».
Использование визуальных средств облегчает передачу, обработку и запоминание информации.
Но что это значит для вас? Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы определить, являетесь ли вы визуальным мыслителем.
Visual Thinker Пример № 1. Инструкции по визуализации
Что из следующего вам кажется более легким. Направления даны устно (или записаны) или показаны на карте?
В. Не подскажете, как добраться от станции Бродвей-Лафайет до Украинского музея с быстрой остановкой на кофе в The Bean?
А. Конечно. От станции вам нужно идти на восток по Хьюстон-стрит через Бауэри, затем повернуть налево на Второй авеню. Вы пройдете около трех кварталов до The Bean. Затем, чтобы добраться до Украинского музея, вам нужно продолжить движение на север по улице со второй по шестую, а затем налево. Музей будет примерно в середине квартала между Второй и Третьей справа.
Или вы можете использовать карту, которая позволит вам «увидеть», где вы находитесь и куда вы хотите пойти.
Visual Thinker Пример № 2. Визуализация понятий
Новый дом построен на пустом выровненном участке. Немногие из нас одарены художественными или творческими способностями, чтобы смотреть на него и представлять себе привлекательный пейзаж. Даже если ландшафтный дизайнер встретит нас на месте и даст такое описание:
я вижу дорожку в форме перевернутой буквы «V» к парадному крыльцу, с большими камнями, японскими кленами и кустарниками в разделяющей дорожку. Мы будем использовать газон произвольной формы вдоль каждой стороны дорожки и вокруг дома. Вдоль фасада дома будут высажены разнообразные деревья и кустарники – черника, фатсия, летучая мышь. По периметру участка мы посадим более крупные деревья, такие как абелия, золотарник и чайные оливки. Рядом со столовой сделаем патио с беседкой.
Или вам проще визуализировать готовый продукт с помощью ландшафтного плана, такого как этот?
Visual Thinker Пример № 3. Визуализация процесса
Вы когда-нибудь пытались что-то кому-то объяснить, а затем в середине инструкции останавливались, чтобы найти карандаш и бумагу, чтобы вы могли нарисовать рисунок или диаграмму, чтобы сделать это яснее? Вот пример процесса, который может потребоваться объяснить новому сотруднику на работе.
При получении запроса на отчет сначала отправьте его инженеру. Инженер выполнит запрос к базе данных и создаст отчет. Вам необходимо просмотреть и подтвердить отчет. Если он нуждается в доработке, отправьте его обратно инженеру. Не принимайте его, пока он не будет соответствовать всем требованиям. Как только он будет принят, вы можете отправить его обратно человеку, который запросил его для представления руководству.
Или вы можете вручить им схему рабочего процесса, вот так.
Просто для удовольствия — головоломки на визуальное мышление
Вы, наверное, уже видели какую-то версию этих головоломок. Это взято из статьи, написанной Марселем Данези, доктором философии. в статье, опубликованной в Psychology Today. Это интересное чтение. Эти головоломки бросают нам вызов мышлением «целое-часть». Взглянем. Сколько прямоугольников и треугольников вы видите?
Как отмечает профессор Данези, это может быть неприятно, потому что каждый раз, когда вы подсчитываете меньшие части каждой диаграммы, вы получаете новый ответ. Эти типы головоломок заставляют нас не смотреть на очевидное, чтобы «не увидеть за деревьями леса».
Я включил эти головоломки, чтобы проиллюстрировать важный момент. Визуальное — это не обязательно просто картинка. Это форма общения, которая может принимать разные формы. Визуальный мыслитель не просто смотрит на картинку. Он или она обрабатывает информацию, содержащуюся в нем.