Понятие и основные особенности представления
12.06.2020
На основе создания, конструирования конкретных образов предметов и явлений, которые ранее воздействовали на наши органы чувств и которые мы когда-либо воспринимали, формируется представление.
Представление — наглядный образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на органы чувств. Таким образом, представление — это наглядный образ предмета, явления или события, возникающий на основе прошлого опыта (или. в результате ощущения и восприятия) путем его воспроизведения в памяти или в воображении.
Сравнивая образ представления с образами ощущения и восприятия, можно сказать, что представления — вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти. Как и восприятия, представления чаще всего наглядны, поскольку представления — это образы. По сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. Кроме того, представления отличаются некоторой (то большей, то меньшей) фрагментарностью. При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены. Вместе с тем у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом, например общий образ какого-нибудь художественного произведения или конструкторского решения какой-либо машины.
По отношению к первичным образам представление обладает рядом особенностей. Попробуем мысленно представить дом, в котором мы когда-то жили, или событие, очевидцами которого были. Мысленный образ будет более бледным, фрагментарным (отдельные черты предмета, события выпадают) и неустойчивым.
Способность к представлениям, например зрительным, у людей различна: одни видят в сознании образ отчетливо, ярко, как в галлюцинациях, другие с трудом могут вызвать его в сознании. Однако наличие представлений может быть объективно проверено.
Каждый человек может что-то нарисовать по представлению. Понятно, что люди обладают различной способностью к рисованию, но у одного и того же человека одинаковые по сложности рисунки будут неодинаковыми по качеству: одни будут точнее передавать основные свойства предмета, другие будут значительно искажены. В первом случае можно говорить о наличии более полных, ясных, четких представлений, чем во втором.Представления очень неустойчивы и непостоянны. Исключение составляют люди, имеющие высокоразвитые представления, связанные с их профессиональной деятельностью. Так, например, у музыкантов это слуховые представления, у художников — зрительные, а у дегустаторов — обонятельные.
Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятия представления не могли бы сложиться. Так, у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений. Отличие представлений от восприятия состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов.
Представления обычно не бывают только слуховыми или только зрительными. Будучи представлением какого-либо предмета или явления, в восприятии которого обычно участвуют разные сферы ощущений, каждое представление включает компоненты разных сенсорных сфер. Однако представления, относящиеся к разным сенсорным областям, у одного и того же человека могут значительно отличаться друг от друга: например, быть очень яркими, устойчивыми, отчетливыми зрительными представлениями и, наоборот, бледными, нечеткими слуховыми представлениями.
Представление — изменчивое динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающееся и отражающее сложную жизнь личности. Из всех многообразных отношений, в которые входит представление и которыми оно определяется, самым существенным является отношение представления к предмету.
Оно в первую очередь регулирует те преобразования, которым представление подвергается.Возникновение представлений имеет большое значение для всей сознательной жизни человека. Если бы у нас существовали только восприятия и не было представлений, мы были бы всегда прикованы к наличной ситуации, а воздействующие на наши рецепторы предметы управляли бы нашим поведением. Наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас: все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто. Внутренней жизни у нас не существовало бы; ведь представления создают тот план, на котором она развертывается.
Основная особенность представления заключается в том, что это — образ предмета, который на основе предшествовавшего сенсорного воздействия воспроизводится в отсутствие предмета. Представление точнее называть представлением памяти, так как оно связано с работой образной памяти. По сравнению с образами восприятия, образы представлений отличаются меньшей яркостью, фрагментарностью, обобщенностью и динамичностью. Благодаря участию процессов памяти именно в представлении делаются первые шаги на пути к абстракции и обобщению. В то же время представления — это не механическая репродукция образов восприятия, а изменчивое образование. Образ представления определяется как целями и задачами создания этого образа, так и индивидуальными особенностями человека, его интересами, направленностью. Создание образов представлений сопровождается микродвижениями, которые получили название идиомоторные.
Ключевые слова: Представление
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме |
---|
Сущность представлений Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Виды представлений и их характеристика Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008. |
Метамодель Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Память и представление Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии |
Определение представления и его основные характеристики Маклаков А. Г. — Общая психология |
Виды представлений Маклаков А. Г. — Общая психология |
Расстройства ощущений, восприятий, представлений Коркина М.В., Практикум по психиатрии |
Представления и их характерные особенности Теплов Б.М., Психология |
Модуль выходного контроля Структура познавательной деятельности 1. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают ______ процессы, а) познавательные б) мотивационные в) эмоциональные г) все ответы верны 2. Центральной категорией психологии познавательных процессов является категория: а) установки б) отношения в) образа г) все ответы верны 3. Целостность образа детерминирована: а) онтологически б) психофизиологически в) психологически г) все ответы верны 4. Получение первичных образов обеспечивают: а) сенсорно-перцептивные процессы б) процесс мышления в) процесс представления г) процесс воображения 5. Когнитивный стиль относится к ________ познавательной деятельности. а) способу 6) уровню выполнения в) условиям выполнения г) все ответы верны 6. Познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях это: а) мышление б) интеллект в) эвристика г) гипотеза 7. Сквозным психическим процессом считается: а) восприятие б) внимание в) воображение г) мышление 8. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет: а) ощущение б) восприятие в) память г) внимание 9. Трансформацию информации во времени, воспроизведение прошлого в настоящем проводит: а) восприятие б) память в) воображение г) мышление 10. Одну из первых моделей интеллекта предложил: а) К. Спирмен б) Дж. Гилфорд в) Д ж. Равен г) Г. Айзенк 11. Наше восприятие мира связано а) с культурой, к которой мы принадлежим б) с практикой в) с опытом г) все эти ответы верны Ощущение 12. Принцип специфической энергии органов чувств выделил: а) Г. Гельмгольц б) Дж. Беркли в) И. Мюллер г) К. Юнг 13. Концепция развития психики ______ связывает возникновение и дифференциацию ощущений с переходом от первичной раздражимости к недифференцированной чувствительности, а затем к дифференцированным ощущениям. а) К.Э. Фабри б) А.Н. Леонтьева в) Тейяра де Шардена г) все ответы верны 14. Философско-психологический смысл гипотезы А.Н. Леонтьева состоит в том, что в ней сделана попытка ________ понимания природы ощущений. а) субъективистского в) идеалистического г) все ответы верны 15. Анатомо — физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения представлен: а) проводниковым отделом б) рецептором в) анализатором г) все ответы верны 16. Орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы, называется; а) анализатором б) рецептором в) проводящими нервными путями г) нет правильных ответов 17. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы, имеет: а) центральный отдел б) рецептор в) проводниковый отдел г) все ответы верны 18. Управление и регулирование поступающей в управляющий орган информации о результатах действий, с учетом которой формируются последующие команды исполнительным органом, осуществляет: а) эффектор б) акцептор действия в) анализатор г) обратная связь а) нейрофизиологическим б) физиологическим в) психологическим г) психофизиологическим. 20. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется: а) абсолютной чувствительностью б) дифференциальной чувствительностью в) сенсибилизацией г) адаптацией 21. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение,- это ____ порог ощущений. а) нижний абсолютный б) дифференциальный в) временный г) верхний абсолютный 22. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется _____ порогом ощущений. а) нижний абсолютным б) дифференциальным в) временным г) верхним абсолютным г) диапазон чувствительности к интенсивности. 23. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающие замечаемое различие интенсивности ощущения, называется: а) абсолютным нижним порогом б) порогом различения в) временным порогом ощущений г) диапазоном чувствительности к интенсивности а) Э. Вебер б) Г. Фехнер в) В. Вундт г) С. Стивенc 25. Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует _____ зависимость. а) степенная б) логарифмическая в) прямая пропорциональная г) обратно пропорциональная а) депривация б) дереализация в) девальвация г) деавтоматизация Скачать 27,58 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
| |||||||
Оптика | ||||
Слепая зона |
Лучше Оптические иллюзии
Перцептивный постоянство — это наша склонность рассматривать знакомые объекты как имеющие постоянную форма, размер и цвет, независимо от любых изменений перспективы, расстояния или освещение, которому они подвергаются. Наше восприятие этих объектов при таком изменении условиях гораздо ближе к тому общему их образу, который мы запомнили чем к реальному стимулу, достигающему нашей сетчатки. Таким образом, перцептивное постоянство что позволяет вам распознать тарелку с овощами, например, независимо от того, вы смотрите на него сверху вниз за своим столом или замечаете его за чужим стол перед собой в темном ресторане, или видя его сбоку на огромном рекламный щит в нескольких десятках метров от вас, когда вы проезжаете мимо него средь бела дня. Французский психолог Жан Пиаже показал, что это постоянство восприятия далеко не врожденное и усваивается в детстве. Когда дети учатся понимать предметы, они формируют представление о размере и расстоянии до предметов, а в детстве передвигаться, они учатся распознавать предметы под разными углами и под разными световые условия. |
Адельсона шахматная доска
ЧТО ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ ПОКАЗАЛИ НАМ О ЗРИТЕЛЬНОМ ВОСПРИЯТИЕ |
Зрительная система человека анализирует взаимодействие между видимыми электромагнитными волнами и объектами в нашей среде, извлекает из них информацию об окружающем мире и делает возможно зрительное восприятие. Зрительное восприятие считается динамическим процессом выходит далеко за рамки простого воспроизведения визуальной информации, предоставляемой сетчатка.
Воспринимать — значит создавать фигуру или форму, которые не обязательно казаться таковыми в реальном мире, но которые мы можем представить мысленно, чтобы мы может распознать его в различных условиях (например, когда он частично скрыт). Следовательно, изучая то, как мозг заполняет отсутствующие или неоднозначные визуальные информации, мы можем многое узнать о том, как мы воспринимаем мир. оптический иллюзии дают благодатную почву для такого изучения, потому что они связаны с двусмысленными изображения, которые заставляют мозг принимать решения, которые говорят нам о том, как мы воспринимаем вещи.
Результат большинства оптических иллюзий от процессов в коре, но некоторые происходят в сетчатке . Одной из таких иллюзий является показанная здесь сетка Германна, в которой серые пятна появляются в пересечения строк и столбцов, созданные квадратами, из-за явление, называемое латеральным торможением сетчатки. Если ты смотришь однако прямо на одном из таких перекрестков серое пятно исчезает, и он выглядит белым, потому что тогда вы используете клетки центральной ямки, которые делают гораздо меньше коррекции для окрестностей района.
Вот еще один пример сетчаточного происхождения. Смотрите на птицу около 20 секунд, затем посмотрите на клетку: силуэт птицы. появится внутри него красным цветом. На этот раз причина в колбочках, цветочувствительных рецепторах сетчатки. Пока вы смотрите на птицу, зеленые колбочки постепенно покрывают ее форму на вашей сетчатке. становятся десенсибилизированными, так что другие колбочки начинают доминировать. Когда ты тогда посмотрите на клетку, на ее белом фоне появляется красная птица, потому что белая минус зеленый создает красноватый свет. Это изображение, которое сохраняется, когда вы останавливаетесь взгляд на объект называется остаточным изображением. |
9
Эти два круга одного цвета, хотя тот, что на синем фоне, кажется красноватый, а тот, что на красном фоне, кажется голубоватым (если не верите, наведите курсор мыши на картинку). Таким образом, фоновый эффект также влияет восприятие цвета.
| Контекст сильно влияет на наше восприятие. Человек среднего роста покажется карлик, если его поместить в центр баскетбольной команды, и как великан, если поместить посреди детского сада. Короче говоря, окружение объекта всегда влияет наше восприятие этого объекта. То же самое относится и к кажущаяся яркость поверхности, которая зависит не только от ее собственной яркости но и на яркость окружающих его областей. Как показано здесь, учитывая два круги одного оттенка серого, на темном фоне будут выглядеть светлее, а тот, что размещен на светлом фоне, будет выглядеть темнее. Одно объяснение часто предлагается для этого явления, что мозг думает о круге на темный фон в виде светлого диска в плохо освещенном месте и круг на светлый фон в виде темного диска в ярко освещенном месте. этого было бы достаточно чтобы два круга казались разными оттенками серого, даже если они не. Другой способ объяснить это явление — подумать о нашем восприятии. как приспособленные к прошлым окружающим раздражителям, так что они составляют своего рода базовый уровень, от которого воспринимаются последующие стимулы — немного похоже на глубокое тишина, которую вы ощущаете, когда холодильник внезапно перестает работать. Что вы были воспринимаемое как тишина перед остановкой холодильника, на самом деле было устойчивым мычание, к которому вы привыкли. самые тревожные оптические иллюзии часто сочетают в себе несколько явлений, все из которых работают в том же направлении , чтобы подчеркнуть ошибку интерпретации, что визуальный система делает. На шахматной доске Адельсона внизу вы можете поклясться, что квадраты A и B были черно-белыми, но на самом деле они одного оттенка серого. Вот как это работает.
Эта иллюзия в конечном итоге работает потому что каждый квадрат окружен четко определенной структурой «X», состоящей из из четырех других квадратов, что убедительно указывает вашей зрительной системе, что квадрат в центре следует интерпретировать как изменение цвета поверхности само по себе, а не изменение, вызванное различиями в свете или тени. Дальний от демонстрации недостатков зрительной системы человека, эти явления на самом деле раскрыть мощные механизмы различения, которые позволяют нам изолировать и идентифицировать объекты среди множества запутанных форм в реальном мире.
| 9915 9000 9000 |
А
данный угол, проецируемый на сетчатку, может исходить от различных объектов под разными углами,
различной длины и с различной ориентацией в пространстве.
Неспособность визуализировать изображения
Кимберли Дрейк, 8 января 2021 г. — Факт проверен Хилари Гайт, FFPH, MRCGP
Исследователи обнаружили явные различия между людьми, которые могут создавать зрительные образы в уме, и теми, у кого нет этой способности. Они нашли еще одно доказательство того, что «слепота разума» является законным состоянием.
Неспособность произвольно формировать мысленные образы была впервые описана в медицинской литературе Фрэнсисом Гальтоном в 1880 году. Люди с этим заболеванием испытывают трудности с мысленным представлением сцен или объектов, явление, известное как умственная слепота.
С тех пор, как Гальтон впервые сообщил о его существовании, только в исследовании 2015 года, опубликованном в журнале Cortex , ученый Адам Земан назвал это состояние «афантазией».
Афантазия встречается редко, но ученые выявили два типа расстройства, в том числе приобретенную афантазию, которая может возникнуть после черепно-мозговой травмы или иногда после периодов депрессии или психоза, и врожденную афантазию, которая присутствует при рождении.
Люди без визуальных образов могут столкнуться с множеством проблем. Например, способность вспоминать лица или знакомые места может вызвать разочарование и социальные трудности.
Неспособность зрительно вспомнить важные события, например, как выглядели цветы или платье в день свадьбы, также может вызывать уныние. Даже простые задачи с образами, такие как подсчет овец, чтобы заснуть, представляют собой сложную задачу.
Интересно, что в недавней статье в Scientific Reports отмечается, что люди с этим заболеванием видят образы во сне, хотя они не такие яркие и частые. Это наблюдение предполагает, что, хотя непреднамеренные визуальные образы могут оставаться в основном нетронутыми, преднамеренное воспоминание изображений является более сложной задачей.
Чтобы глубже изучить внутреннюю работу «мысленного зрения», группа исследователей недавно приступила к изучению различий между людьми с афантазией и людьми с типичными навыками воображения.
Исследователи использовали задачи рисования, требующие зрительной памяти, чтобы установить различия между двумя группами. Их результаты появляются в журнале Cortex .
Исследовательская группа показала фотографии трех комнат 61 человеку с афантазией и 52 людям без этого состояния. Затем ученые попросили участников обеих групп нарисовать комнаты, один раз по памяти и один раз, используя фотографию в качестве эталона. Рисунки были оценены объективно на 2,79 балла.5 онлайн волонтеров.
После сбора данных команда сделала поправку на возраст, различия в художественных способностях и способности визуального распознавания, а также сравнила способности участников выполнять задачи с изображениями с отдельными объектами по сравнению с пространственными отношениями между несколькими предметами.
При рисовании по памяти больные афантазией с трудом запоминали объекты на картинке. Они рисовали значительно меньше объектов — в среднем 4,98 по сравнению с 6,32 в контрольной группе. Их предметы были менее красочными, и они тратили на их рисование меньше времени, чем те, у кого были типичные навыки воображения.
Группа афантазии также использовала больше символов и текста в своих изображениях, часто полагаясь на вербальные стратегии, маркируя предмет мебели или архитектурный элемент вместо того, чтобы рисовать детали.
Руководитель исследования Вилма Бейнбридж, доцент кафедры психологии Чикагского университета, сказала:
«Одним из возможных объяснений может быть то, что, поскольку [люди с афантазией] испытывают трудности с этой задачей, они полагаются на другие стратегии, такие как вербальные -кодирование пространства. Их вербальные репрезентации и другие компенсаторные стратегии могут на самом деле помочь им лучше избегать ложных воспоминаний».
Однако у участников с афантазией нарушений пространственной памяти выявлено не было. Эта группа точно размещала объекты на своих рисунках с меньшим количеством ошибок, чем участники с типичными способностями к воображению.
Когда их попросили рисовать прямо с изображения, обе группы выполнили задание без существенных различий в производительности. Этот результат заставляет исследователей полагать, что, хотя у людей с афантазией отсутствуют способности к зрительному воображению, они, по-видимому, сохраняют пространственную память, что, возможно, указывает на то, что эти две функции памяти хранятся в мозгу по-разному.
С точки зрения участника, когда его спросили об их учебном опыте, один человек с афантазией сказал: «Когда я видел изображения, я описывал их себе и делал выводы из этого описания, поэтому я мог удержать в памяти только семь-девять деталей. ”
Другой объяснил: «Мне нужно было запомнить список объектов, а не картинку».
Бейнбридж и ее коллеги надеются использовать МРТ в будущих исследованиях, чтобы выяснить, где и как проявляется афантазия в мозгу.