Наивный реализм | это… Что такое Наивный реализм?
Наи́вный реали́зм — эпистемологическая позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком[1]. С точки зрения наивного реалиста, реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. В повседневной жизни наивный реализм вредит здоровой психологии познания, а в науке ведёт к догматизму и некритическому гипостазированию теоретических понятий[2]. Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает абсолютной истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов[3]. Альтернативой наивному реализму служит критический реализм, который считает любую научную теорию истинной лишь в модельном смысле и подчёркивает творческую активность субъекта познания.
Содержание
|
Теория
Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований[4]:
- Существует мир материальных объектов.
- Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
- Эти объекты существуют не только, когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия.
- Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
- При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.
Практика
Для поведения наивных реалистов характерны следующие особенности[5]:
- Убеждённость в собственном восприятии объектов и событий такими, каковы они на самом деле; вера в свою беспристрастность и непредвзятость в понимании имеющихся данных или информации.
- Ожидание от других рациональных наблюдателей тех же реакций, действий и мнений, что и у себя, при условии, что им была доступна та же информация.
- Объяснение неприятия своей точки зрения каким-либо индивидом или группой тремя причинами: а) этому индивиду или этой группе были предоставлены другие сведения (в этом случае при условии, что другая сторона рациональна и нейтральна, обмен информацией или её объединение должны привести к консенсусу), б) этот индивид или эта группа ленивы, иррациональны или же вообще не способны прийти к разумным выводам на основе объективных данных, в) этот индивид или эта группа склонны к тенденциозности в интерпретации фактов или в умозаключениях из-за влияния идеологии, эгоизма или иного искажающего личностного фактора.
Реализм и квантовая физика
Основная статья: Принцип локальности
Реализм в физике означает, что любая физическая система должна обладать определёнными свойствами вне зависимости от того, подвергаются ли они измерению/наблюдению или нет. Физика вплоть до XIX века всегда имплицитно и иногда эксплицитно основывалась на философском реализме.
Научный реализм в классической физике в целом совместим с наивным реализмом обыденного мышления, однако модель мира в квантовой теории невозможно выразить при помощи понятий обыденного мира. Общее умозаключение гласит, что в квантовой теории наивный реализм необходим на уровне наблюдений, но на микроскопическом уровне неадекватен[6]. Эксперименты (такие, как опыт Штерна — Герлаха) и квантовые феномены (такие, как принцип дополнительности) привели квантовых физиков к заключению, что «не существует достаточного основания для приписывания физическим величинам объективного существования, отличного от цифр, которые были получены при измерениях, связанных с ними. Нет реальной причины полагать, что частица в каждый момент времени занимает определённое, пусть и неизвестное, положение, которое может быть обнаружено путём корректного измерения… Напротив, мы попадаем в лабиринт противоречий, как только вводим в квантовую механику концепции, унаследованные из языка и философии наших предков… Точнее было бы говорить о „проведении измерений“ одного, другого или иного типа вместо того, чтобы говорить об измерении одной, другой или иной „физической величины“»[7]. Невозможно больше одновременно придерживаться принципа локальности (согласно которому удалённые объекты не могут влиять на локальные объекты) и формы онтологического реализма counterfactual definiteness, присущей классической физике. Согласно некоторым интерпретациям квантовой механики, система не обладает реализованным собственным состоянием до тех пор, пока оно не получено в результате измерения, а это означает, что квантовые системы демонстрируют нелокальное поведение. Теорема Белла доказывает, что любая квантовая теория должна нарушать локальный реализм либо counterfactual definiteness. Это вызвало бурную полемику по поводу интерпретации квантовой механики. Хотя локальность и «реализм» в смысле counterfactual definiteness вкупе ошибочны, возможно использовать что-то одно из них. Большинство физиков отказывается от counterfactual definiteness в пользу локальности, поскольку нелокальность не соответствует относительности. Последствия этого выбора редко обсуждаются вне сферы явлений микромира, но такой мысленный эксперимент, как кот Шрёдингера, иллюстрирует возникающие сложности. Поскольку квантовая механика применяется для всё бо́льших объектов, даже болванка весом в одну тонну, используемая в качестве детектора гравитационных волн, должна анализироваться с точки зрения квантовой механики, тогда как в космологии для изучения Большого взрыва рассматривается волновая функция для целой Вселенной. Трудно отрицать физическую реальность квантового мира, поэтому «Квантовая механика вынуждает нас отказаться от наивного реализма»[8], хотя можно возразить, что реализм counterfactual definiteness в физике — гораздо более специфическое понятие, чем обобщающий философский реализм[9].
«„Нам следует отказаться от идеи реализма в гораздо большей степени, чем считает сегодня большинство физиков.“ (Антон Цайлингер)… Под реализмом он подразумевает идею, согласно которой объекты обладают специфическими качествами и свойствами — то есть, что мяч красный, что книга содержит труды Шекспира, или электрон обладает специфическим спином… для объектов, управляемых законами квантовой механики, таких как фотоны и электроны, может оказаться бессмысленной точка зрения, согласно которой они обладают вполне определёнными характеристиками. Взамен, то, что мы видим, скорее зависит от того, как мы смотрим»[10].
Виртуальная реальность и реализм
«Виртуальный реализм»[11] имеет непосредственное отношение к рассмотренным выше теориям.
В научной статье «Реальность виртуальной реальности» говорится, что «виртуальность есть полноправный (bonafide) вид реальности, и что „виртуальная реальность“ должна пониматься как „вещи, личности, события, которые существуют в киберпространстве“. Эти утверждения устраняют непоследовательность, присущую повседневному употреблению данных терминов… „виртуальная реальность“, хотя и основанная на современной информационной технологии, не относится лишь к технологическому оборудованию или к чисто ментальным сущностям или к поддельной окружающей среде, противоположной реальному миру, а является онтологической формой бытия, которая ведёт к расширению нашего привычного мира»[12].
«Возникновение телеуправления и виртуальной среды значительно увеличило интерес к „синтетическому опыту“, виду опыта, который стал возможным благодаря новейшим технологиям и сенсорному протезированию… осмысление синтетического опыта должно начинаться с признания ошибочности наивного реализма и с признания того, что феноменология синтетического опыта неразрывно связана с повседневным опытом»[13].
Идеи, связанные с виртуальной реальностью, способствовали преодолению противоречий, свойственных научной картине мира Нового времени. Реакцией на эти затруднения стал отказ от признания лишь одной — природной — реальности[14]. Современная наука и философия признают множественность реальностей. Такие известные философы, как Ричард Рорти и Нельсон Гудмэн (англ.)русск., считают символическими конструктами все миры — не только мир религии и искусства, но и научную картину мира[15].
См. также
- Инструментализм
- Квалиа
- Натурализм (философия)
- Объективная реальность
- Обусловленная реальность
- Ригпа
- Субъективный характер опыта
- Соотношение карты и территории
- Таковость
- Философия сознания
Примечания
- ↑ Философия. Учебник. / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. — М.: Русское слово, 1996. — 432 с.
- ↑ Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
- ↑ Краевский В. Три ступени познания и спор реализма с анти-реализмом
- ↑ Naïve Realism, University of Reading.
- ↑ Росс Л., Уорд Э. Наивный реализм в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания.
- ↑ Gomatam, Ravi. (2007). Physics and Commonsense — Reassessing the connection in the light of the quantum theory, arXiv.org.
- ↑ Kemble E. C. in Peres Asher, (1993). Quantum Theory: Concepts and Methods, Springer 1993 p. 17 ISBN 978-0792325499.
- ↑ Rosenblum, Bruce & Kuttner, Fred. (2006). Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness, Oxford University Press US. p. 112. ISBN 978-0195175592.
- ↑ «We examine the prevalent use of the phrase „local realism“ in the context of Bell’s Theorem and associated experiments, with a focus on the question: what exactly is the ‘realism’ in ‘local realism’ supposed to mean?». Norsen, T.Against ‘Realism’
- ↑ Ball, Philip. (2007). Physicists bid farewell to reality? Quantum mechanics just got even stranger, Nature, April 18, 2007.
- ↑ Heim, Michael. (2000). Virtual Realism, Oxford University Press US. ISBN 978-0195138740.
- ↑ (Requires login)Yoh, Myeung-Sook. (2001). The reality of virtual reality, Virtual Systems and Multimedia. pp. 666—674.
- ↑ Loomis, Jack. (1993). Understanding Synthetic Experience Must Begin with the Analysis of Ordinary Perceptual Experience,IEEE 1993 Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality, 54-57.
- ↑ Носов H. А. Виртуальная реальность // Новая философская энциклопедия. Том первый. М., 2000. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
- ↑ Хайм М. Метафизика виртуальной реальности. // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия «Аналитическая философия в культуре ХХ века». Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. Cоставители В. Я. Друк и В. П. Руднев. Москва, 1995.
Литература
- Ahlstrom, Sydney E. «The Scottish Philosophy and American Theology, » Church History, Vol. 24, No. 3 (Sep. , 1955), pp. 257—272 in JSTOR
- Cuneo, Terence, and René van Woudenberg, eds. The Cambridge companion to Thomas Reid (2004)
- Gibson, J.J. (1972). A Theory of Direct Visual Perception. In J. Royce, W. Rozenboom (Eds.). The Psychology of Knowing. New York: Gordon & Breach.
- Graham, Gordon. «Scottish Philosophy in the 19th Century» Stanford Encyclopedia of Philosophy (2009) online
- Marsden, George M. Fundamentalism and American Culture (2006) excerpt and text search
- S. A. Grave, «Common Sense», in The Encyclopedia of Philosophy, ed. Paul Edwards (Collier Macmillan, 1967).
- Peter J. King, One Hundred Philosophers (2004: New York, Barron’s Educational Books), ISBN 0-7641-2791-8.
- Selections from the Scottish Philosophy of Common Sense, ed. by G.A. Johnston (1915) online, essays by Thomas Reid, Adam Ferguson, James Beattie, and Dugald Stewart
- David Edwards and Steven Wilcox (1982). «Some Gibsonian perspectives on the ways that psychologists use physics». Act. Psychologia 52: 147–163. DOI:10.1016/0001-6918(82)90032-4.
- Fowler, C. A. (1986). «An event approach to the study of speech perception from a direct-realist perspective». Journal of Phonetics 14: 3–28.
- James J. Gibson. The Ecological Approach to Visual Perception. Lawrence Erlbaum Associates, 1987. ISBN 0-89-859959-8
- Claire F. Michaels and Claudia Carello. Direct Perception. Prentice-Hall. ISBN 0-13-214791-2. 1981. Download this book at http://ione.psy.uconn.edu/~psy254/MC.pdf
- Edward S. Reed. Encountering the World. Oxford University Press, 2003. ISBN 0-19-507301-0
- Shaw, R. E./Turvey, M. T./Mace, W. M. (1982): Ecological psychology. The consequence of a commitment to realism. In: W. Weimer & D. Palermo (Eds.), Cognition and the symbolic processes. Vol. 2, Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc. , pp. 159-226.
- Turvey, M. T., & Carello, C. (1986). «The ecological approach to perceiving-acting a pictorial essay». Acta Psychologica 63 (1-3): 133–155. DOI:10.1016/0001-6918(86)90060-0. PMID 3591430.
- Nicholas Wolterstorff. Thomas Reid and the Story of Epistemology. Cambridge University Press, 2006. ISBN 0-52-153930-7
- Nelson, Quee. (2007). The Slightest Philosophy Dog’s Ear Publishing. ISBN 978-1598583786
Ссылки
- James Feiser, «A Bibliography of Scottish Common Sense Philosophy»
- Theory of knowledge: Naïve Realism
- Naïve Realism and the Argument from Illusion
- The Function of Conscious Experience
- Representationalism
- Naïve Realism in Contemporary Philosophy
- The Science and Philosophy of Consciousness
- Stanford Encyclopedia of Philosophy: Epistemological Problems of Perception
- Physics and Commonsense: Reassessing the connection in the light of quantum theory
- Quantum Theory: Concepts and Methods
- Nature Journal: Physicists bid farewell to reality?
- Quantum Enigma: Physics Encounters Consciousness
- Virtual Realism
- The reality of virtual reality
- IEEE Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality: Understanding Synthetic Experience Must Begin with the Analysis of Ordinary Perceptual Experience
- Realism, article form the Stanford Encyclopedia of Philosophy.
- Sense Data, article from the Stanford Encyclopedia of Philosophy.
- Skepticism and the Veil of Perception, book defending direct realism.
- Pierre Le Morvan, «Arguments against direct realism and how to counter them», American Philosophical Quarterly 41, no. 3 (2004): 221—234. (pdf)
- Steven Lehar, «Gestalt Isomorphism» (2003), paper criticizing direct realism.
- A Direct Realist Account of Perceptual Awareness, dissertation on direct realism.
- Epistemological debate on PSYCHE-D mailing list
- A Cartoon Epistemology
1.1. Наивный реализм. Основы органического мировоззрения
1.1. Наивный реализм
Нефилософствующий ум, например ум дикаря или ребенка, не задается вопросом об отношении сознания к бытию, считая вещи таковыми, какими они воспринимаются чувствами. Подобный досознательный взгляд на вещи называется «наивным реализмом». Он реалистичен, ибо принимает мир таким, «каков он есть», основываясь на непосредственном инстинктивном убеждении, а не на научно-философском анализе.
В первоначальном своем значении наивный реализм — это даже не теория, а инстинктивное отношение к окружающему нас миру. Если задать наивному реалисту вопрос, в силу чего возможен акт познания (например, внешнего мира), то он вряд ли сумеет дать сколько-нибудь вразумительный ответ, кроме тавтологической ссылки на наличный факт знания. Впрочем, как всякий инстинкт, наивный реализм в вышеуказанном смысле содержит в себе простую и глубокую мудрость, которая может быть утрачена при дальнейшем развитии рассудка за счет инстинкта.
Большей частью под наивным реализмом понимается, однако, не это инстинктивное отношение к миру, а та наивная, в отрицательном смысле, теория, которую обычно склонен строить человек, впервые задавшийся вопросом о том, как возможно знание. Теория эта сводится к утверждению, согласно которому знание возможно вследствие того, что наш ум копирует, «отражает» вне нас существующую действительность — «внешний мир». Сколь бы естественной ни казалась для неискушенного ума эта теория, она не выдерживает никакой критики.
Ибо в случае если предмет (внешнего мира) непосредственно схватывается сознанием, то подобное копирование или отражение не нужно. В случае же если предмет находится вне сознания, то копирование его невозможно, как невозможно снять фотографию с человека, который находится вне поля зрения аппарата. Кроме того, то удвоение мира (на трансцендентный — внеположный — подлинник, и имманентную — внутриположную — копию), которое утверждается теорией наивного реализма, не подтверждается голосом опыта, который говорит мне, что я вижу стол, а не отражение стола во мне. Правда, если я отвернусь от стола, то перед моим умственным взором все же может стоять образ стола, который, по-видимому, относится к столу, как копия к оригиналу. Это указание доказывает, однако, лишь то, что копирование (предположим) имеет место в сфере памяти, как отношение между действительным и вспоминаемым столом. На основной вопрос, с которого мы начали наше изложение, вопрос об отношении сознания к предмету, это указание не дает никакого ответа. Ибо если предметы внешнего мира находятся вне сознания, то простая логика убеждает нас в несостоятельности теории копирования или отражения, поскольку, чтобы скопировать предмет, я должен как бы «выпрыгнуть» из своего сознания и сравнить копию с оригиналом. Иначе говоря, наивный реализм предполагает то, что он должен доказать: данность предмета сознанию.
Мы не говорим уже о том, что открытия современной физики, физиологии и психологии нанесли ряд смертельных ударов по наивному реализму. Так, физика придерживается взгляда, согласно которому лишь количественные характеристики вещей — форма, вес, энергия и т.п. — существуют объективно; все же так называемые чувственные качества — цвета, звуки, запахи и т.д. — являются свойствами нашего восприятия, а не самих вещей. С этим взглядом можно спорить и не соглашаться, но тогда нужно перенести вопрос в другую, более углубленную плоскость, чем та, на которой стоит наивный реализм. С точки зрения «чистого сознания», качества не менее реальны, чем количества, они составляют такие же феноменальные «данные» сознания, как и количества. Но тогда нужно утверждать радикальную субъективность или объективность как качеств, так и количеств. К этому, сравнительно частному, вопросу мы еще вернемся при изложении гносеологии интуитивизма.
Пока же закончим констатацией, что первая теория, которую обычно пытается строить не искушенный в подводных камнях гносеологии ум, оказывается явно несостоятельной.
1.1. Наивный реализм
1.1. Наивный реализм Нефилософствующий ум, например ум дикаря или ребенка, не задается вопросом об отношении сознания к бытию, считая вещи таковыми, какими они воспринимаются чувствами. Подобный досознательный взгляд на вещи называется «наивным реализмом». Он
§ 39. Сознание и естественная действительность. „Наивный» человек с его постижением
§ 39. Сознание и естественная действительность. „Наивный» человек с его постижением «Индивидуальное сознание двояким образом сплетено с естественным миром — это сознание какого-либо человека или животного и это — по меньшей мере, в значительном числе своих
IV. Реализм
IV. Реализм
5. Реализм или антиреализм?
5. Реализм или антиреализм? Итак, формулируя новую концепцию истины, Патнэм видел свою задачу в том, чтобы, с одной стороны, сохранить определенные «реалистические интуиции», а с другой – удовлетворить требованиям, предъявляемым современным уровнем
4. Реализм
4. Реализм Реализм — существенная черта здравого смысла. Здравый смысл различает видимость, или кажимость (appearance), и реальность (reality). (Это можно проиллюстрировать такими примерами, как: «Сегодня воздух так чист, что горы кажутся ближе, чем на самом деле» или «Кажется, что
5. Аргументы за реализм
5. Аргументы за реализм Выдвигаемый мною тезис состоит в том, что реализм нельзя ни доказать (is not demonstrable), ни опровергнуть (not refutable). Как и все, выходящее за пределы логики и конечной арифметики, реализм недоказуем; при этом эмпирические теории опровержимы [38] а реализм даже
4. Реализм в логике
4. Реализм в логике Я против того, чтобы смотреть на логику как на какую-то игру. Я знаю о так называемых альтернативных системах логики и даже сам изобрел одну из них, но альтернативные системы логики можно обсуждать с очень разных точек зрения. Можно считать, что вопрос о
ИДЕАЛ – РЕАЛИЗМ
ИДЕАЛ – РЕАЛИЗМ (Из книги «Общедоступное введение в
Юридический реализм
Юридический реализм В конце XIX в. в Соединенных Штатах Америки возникло новое направление философии права, называемое юридическим реализмом. Это направление, наиболее видными представителями которого были Оливер Венделл Холмс, Джером Франк (1889-1957) и Карл Ллевеллин
3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ И «НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ»
3. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ И «НАИВНЫЙ РЕАЛИЗМ» Учение Авенариуса о принципиальной координации изложено им в «Человеческом понятии о мире» и в «Замечаниях». Эти последние написаны позже, и Авенариус подчеркивает здесь, что излагает, правда, несколько иначе, не что-либо
III. Имагинативным реализм как подлинный реализм культуры
III. Имагинативным реализм как подлинный реализм культуры Вступление Сперва об имагинативном реализме в искусстве, мифе и сказке, когда чудесное воспринимается как реальное.Античные мифы и созданная на почве этой мифологии эллинская поэзия — эпос, драма и хоровая лирика
14.
5. Реализм14.5. Реализм Хотя десять миллионов лет — мгновение по сравнению с ожидаемым сроком жизни солнца (пять миллиардов лет), для выживания нашего вида и такой срок представляется мне чрезмерно долгим. Первый представитель рода homo появился около четырех миллионов лет назад, и
V. Нигилизм и реализм
V. Нигилизм и реализм В условиях тюремного режима продолжало формироваться мировоззрение Писарева. Друзья и сотрудники по «Русскому слову» часто навещали его, приносили ему книги, журналы, письма и вести с воли. В письмах к матери Писарев неоднократно упоминал, что,
Реализм
Реализм Те требования, которые я привел вначале, не равнозначны. Они могут даже противоречить друг другу. Некоторые выдвигаются во имя постмодерна, другие направлены против него. Это разные вещи – выдвинуть требование обязательности референта (и объективной реальности),
3.
Реализм3. Реализм Есть еще одна, последняя причина того, почему абсолютная правдивость совершенно необходима. Причина эта кроется в неизмеримом значении строгого реализма для всего нашего духовного здоровья, да и вообще для нашего отношения к жизни. Да, в жизни нам нужен
Наивный реализм (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet
Определение наивного реализма
Наивный реализм описывает склонность людей верить, что они воспринимают социальный мир «как он есть» — как объективную реальность, а не как субъективную конструкцию и интерпретацию реальности. Эта вера в то, что чье-то восприятие является реалистичной, непредвзятой интерпретацией социального мира, имеет два важных следствия. Во-первых, что другие, рациональные люди будут иметь такое же восприятие, как и вы. Во-вторых, другие люди, которые имеют отличное от вас восприятие, должны быть неосведомленными (т. е. не посвященными в ту же информацию, что и вы), иррациональными или предвзятыми.
Контекст и значение наивного реализма
Один из фундаментальных уроков психологии состоит в том, что восприятие — это субъективная конструкция мира, а не прямое представление объективной реальности. То есть убеждения и представления людей являются функцией как объективных свойств мира, так и психологических процессов, переводящих эти объективные черты в психологически переживаемые черты. Возьмем, к примеру, любящего отца, которому довелось быть судьей на научной ярмарке своей дочери. Отец поставил проект дочери на 9 место0-й процентиль может быть результатом того факта, что проект его дочери действительно был выше среднего, или того факта, что отец интерпретирует научный проект своей дочери в особенно благоприятном свете.
Безусловно, люди осознают, что их первоначальные мысли, чувства и поведение часто субъективны и предвзяты. Отец вполне может признать, что его первоначальная склонность присудить высшие награды модели вулкана своей дочери чрезмерно зависит от его стремления к достижениям дочери. Тщательно изучив и исправив свою первоначальную склонность, отец может возобладать в своем суждении, поместив свою дочь в 9-ю позицию.0-й процентиль, а не 99-й процентиль, как он обычно делал изначально. В этом случае, как и во многих других, попытки людей исправить свои изначально предвзятые суждения часто оказываются неполными.
Важным моментом для наивного реализма является то, что люди редко, если вообще когда-либо, осознают, до какой степени их корректирующие усилия не оправдывают ожиданий; следовательно, люди делают вывод, что их суждения более точны, объективны и реалистичны, чем они есть на самом деле. Таким образом, любящий отец искренне считает, что проект его дочери достоин занять 9-е место в рейтинге.0-й процентиль, даже если более объективная оценка помещает проект в 75-й процентиль.
Ли Росс и его коллеги обсудили несколько важных последствий наивного реализма для общественного суждения. Во-первых, поскольку люди верят, что их восприятие реалистично, из этого следует, что другие разумные люди, имеющие доступ к той же информации, разделят это восприятие. Это предположение является одной из причин, по которой люди проецируют свои убеждения, чувства и мнения на других людей. Если предположить, что предпочтение 19Музыка 70-х над музыкой 1990-х является следствием врожденного превосходства Led Zeppelin над M.C. Hammer, и кажется вполне естественным, что другие люди разделяют это предпочтение. Не замечая, что собственные предпочтения частично являются результатом определенного толкования музыки 1970-х и 1990-х годов, человек может не заметить, что у других людей могут быть другие предпочтения, вытекающие из другого истолкования — например, толкование Village People и Nirvana. как типичные группы 1970-х и 1990-х годов. Таким образом, наивный реализм склонен порождать ожидание того, что другие думают, чувствуют и ведут себя так же, как он сам.
Однако часто другие люди видят вещи иначе, чем они сами, и наивный реализм помогает объяснить реакцию людей в таких ситуациях. Одна из реакций заключается в том, что, поскольку собственные реакции людей кажутся рациональными и реалистичными, другие люди с другими реакциями кажутся неосведомленными, иррациональными и предвзятыми. Когда стойкий демократ узнает, например, что ее двоюродный брат республиканец, он может сначала предположить, что двоюродный брат Джон не знал о позиции республиканцев в отношении налогообложения — что Джона просто дезинформировали — и что предоставление ему правильной информации изменит его позицию. . Однако, узнав, что Джон знает все о налоговых позициях республиканцев, демократ может сделать вывод, что ее двоюродный брат просто не может ясно мыслить или, что еще хуже, что он систематически склоняется в пользу налоговых позиций, которые благоприятствуют его собственной шкале подоходного налога. за счет менее состоятельных людей.
Поскольку люди постоянно сталкиваются с другими людьми, которые видят вещи иначе, чем они сами, они могут привыкнуть думать, что другие люди иррациональны и предвзяты. Со временем люди могут прийти к выводу, что чужие убеждения и мнения основаны на небрежных рассуждениях и систематических предубеждениях. Стойкий демократ может прийти к выводу, что все республиканцы, а не только ее двоюродный брат, иррациональны и предвзяты.
Считая себя рациональным и объективным, в то время как другие иррациональны и предвзяты, может стать серьезным препятствием для успешного разрешения споров. Когда обе стороны, находящиеся на противоположных сторонах конфликта, предполагают, что другая сторона ведет себя неразумно и предвзято, достижение взаимовыгодного решения становится намного сложнее. Например, в той мере, в какой конгрессмены-демократы и республиканцы считают, что законодатели по другую сторону прохода эгоистичны и нелогичны, они с меньшей вероятностью разработают полезное и целенаправленное законодательство.
Ссылки:
- Пронин Э., Гилович Т. и Росс Л. (2004). Объективность в глазах смотрящего: расходящиеся представления о предвзятости себя по сравнению с другими. Психологический обзор, 111, 781-799.
- Росс, Л., и Уорд, А. (1995). Психологические барьеры разрешения споров. В MP Zanna (Ed.), Успехи в экспериментальной социальной психологии (Том 27, стр. 255-304). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
Концепция наивного реализма на повседневных примерах
Наивный реализм является частью изучения перспективы и утверждает, что наши чувства способны видеть вещи такими, какие они есть, физически. Психологически это означает, что мы видим мир через нашу перспективу, и у нас есть правильное представление в нашем уме.
«Философская точка зрения среднего человека — если этот термин можно применить к его наивному реализму — заслуживает самого высокого уважения».
―Алехандро Морено
Мы видим вещи такими, какие они есть, или они так наивны, как кажутся? Согласно наивному реализму, да. Он утверждает, что наши чувства будут воспринимать вещи такими, какие они есть. Предположим, я вижу бутылку на столе. Флакон плотный, зеленого цвета. Мои чувства описывают и создают мысленное впечатление об этом объекте именно таким, какой он есть. Однако в областях антропологии и психологии этот термин имеет гораздо более глубокое значение. Короче говоря, определение наивного реализма — это способность воспринимать вещи нашими чувствами такими, какие они есть.
Существуют аргументы против наивного реализма, оспаривающие утверждение, что наши чувства могут точно определять вещи такими, какие они есть. Это напоминает мне старую цитату: «Внешность часто обманчива». Да, есть вещи, которые могут окрашивать наше видение, когда мы видим вещи такими, какие они есть, и воспринимаем их такими, какие они есть. Мы можем быть ослеплены предрассудками, которые мешают нам видеть вещи такими, какие они есть.
Примеры наивного реализма в повседневной жизни
В психологии
► Вы являетесь поклонником определенной рок-группы. Вы воспринимаете их как лучших, так как ваши уши наслаждаются их музыкой. Однако ваш друг не согласен с этим. Его восприятие отличается от вашего. Однако наивный реализм предполагает, что все наблюдатели беспристрастны, а другие люди также интерпретируют и воспринимают вещи «так, как это делаем мы». Некоторые фанатики будут утверждать, что правильно только то, что они воспринимают.
► Игра на Уолл-Стрит/Эксперимент с общественной игрой: эксперимент проводился на студентах Стэнфордского университета. В данном случае применялась игра «Дилемма заключенного». Студентов попросили выбрать тех кандидатов, которые с наибольшей вероятностью будут сотрудничать и не будут сотрудничать соответственно. Однако, когда кандидатам объяснили игру вместе с матрицей выплат, она попеременно называлась «Игра Уолл-Стрит» и «Игра сообщества» соответственно. Результаты были удивительными.
Из участников игры под названием «Уолл-Стрит» только одна треть решила сотрудничать. С другой стороны, из игроков в игре под названием «Community Game» более двух третей решили сотрудничать. В следующем испытании такое же поведение игроков соответствующих игр сохранилось, что доказывает влияние «навешивания ярлыков».
Примечание: «Дилемма заключенного» — побочный продукт теории игр.
► Предположим, A, B, C и D участвуют в выборах. «А» считает, что он является лучшим кандидатом, подходящим для этой должности, благодаря его квалификации и другим качествам. Он чувствует, что любой разумный избиратель пойдет с ним из-за его прошлого чистого послужного списка. Тем не менее он считает, что те, кто не хочет голосовать за него, вероятно, невежественны или просто предвзято относятся к другим из-за различных параметров, которые им лучше всего известны. Таким образом, «А» — жертва наивного реализма. Он просто оговаривает, что он лучший кандидат, не анализируя полномочия других кандидатов.
В антропологии
► В Америке: Западная часть мира имеет в целом открытый комплекс превосходства по отношению к себе. Иногда они могут воспринимать восточные районы как слаборазвитые, нецивилизованные и экономически забитые. В их фильмах также иногда проявляется общее восприятие, основанное на предрассудках.
► В разных культурах существуют разные стили приветствия, манеры поведения за столом, условности и т. д. Это может означать разные вещи. В откровенно традиционных странах свобода, предоставленная молодежи в западных странах, особенно женщинам, может вызвать культурный шок. Однако они забывают тот факт, что все культуры являются продуктом созданных человеком верований и систем веры. Следовательно, должны быть различия. Символ статуса может быть разным у разных народов. В Индии золото считается очень драгоценным металлом и символом положения в обществе. Тем не менее, он не просто рассматривается как финансовый актив, и часто имеет тенденцию нести кучу сентиментальной ценности и что-то, что должно быть продано только в крайнем случае.
► Мир таков, каким мы его видим и каким он предстает с нашей точки зрения. Это его копия, и мы часто не осознаем, что предвзято относимся к нему. Мы склонны принимать вещи за чистую монету. Когда мы видим, что другие отрицают нашу точку зрения, мы склонны защищаться просто потому, что так воспринимаем мир. Мы часто открыто хвастаемся своей культурой и делаем вывод, что другие культуры не так хороши, как наша. Мы также можем заключить, что если другой человек не согласен с нами, он не прав. Из-за наших предубеждений мы часто делаем вывод, что:
❒ Другой человек плохо информирован и невежественен.
❒ Другой человек слишком ленив, чтобы вооружиться знаниями, или
❒ Он предвзят.