Найсер когнитивная психология: Когнитивная психология Найссера

Содержание

Когнитивная психология Найссера

Общее понятие о когнитивной психологии как отдельном направлении психологии

Представители теории когнитивного развития личности человека считали, что человек является сложнейшей системой, которая подчиняется в процессе своего развития определённым правилам и нормам.

В своих исследованиях они подчеркивали, что в процессе формирования новейших концепций, качающихся устройства мозга человека, структуре и основных функциях человеческой психики необходимо объединять усилия и результаты научных исследований специалистов из разных сфер знания и использовать в процессе изучения новейшие методики. Основным источником этих методик они считали методики, занимающиеся изучением вычислительных машин и компьютеров.

В качестве отдельного направления когнитивная психология возникла в шестидесятые годы XX века. Толчком для ее развития стала книга Найссера «Когнитивная психология», в которой он определил процесс познания как процесс, с помощью которого поступающие в мозг человека сенсорные данные подвергаются процессам трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в процессе его жизнедеятельности.

По мнению автора, процесс познания присутствует в любых проявлениях человеческой деятельности.

Теория Ульриха Найссера о когнитивной психологии

Найссер Ульрих — это американский психолог, являющийся одним из основателей учения о когнитивной психологии, также он являлся директором Центра когнитивной психологии.

Согласно исследования Найссера познание человеком окружающего мира и социальных явлений является процессом, при осуществлении которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в осуществлении различных видов деятельности и жизни в целом.

По его мнению, процесс познания находит свои проявления в любом акте деятельности человека. Таким образом можно сказать, что когнитивная психология в качестве предмета своего изучения имеет все основные познавательные процессы психики человека, такие как восприятие, память, мышление, ощущения и прочими видами психической активности человека.

В 1967 Найссер Ульрих опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология», в которой он говорит о том, что конструктивный характер познавательных процессов человека является основным фактором развития его личности и процесса познания информации из внешнего мира. Основной задачей когнитивной психологии Найссер видит в понимании того каким образов воспринимаемый человеком окружающий мир формируется в целостные образы и стимулы поведения.

По его мнению познание является обобщенным название для всех познавательных процессов, в процессе деятельности которых сенсорная информация способна трансформироваться, редуцироваться, усиливаться, сохраняться, извлекаться и использоваться в процессе жизнедеятельности человека. Познание имеет отношение к данным процессам даже в том случае, когда они осуществляют свое действие в отсутствии релевантной стимуляции, как например при действии процесса воображения или галлюцинациях. Такие термины, как ощущение, восприятие, воображение, запоминание, припоминание, решение задач и мышление, по мнению автора относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания человеком окружающего мира.

Теория восприятия Найссера

По мнению ученого восприятие и другие познавательные процессы являются не просто элементарными операциями, которые совершаются в голове человека. Это акты взаимодействия с миром, которое не просто несет функцию информирования человека о происходящем, но и трансформирует его личность.

В процессе исследований влияния процесса восприятия на процесс познания ученым было сформулировано понятие предвосхищающих схем.

Определение 1

Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, подготавливающие сознание человека к принятию информации строго определенного вида и тем самым управляющие его текущей активностью.

Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному.

Восприятие, по мнению автора является конструктивным процессом предвосхищения какой-либо информации, которое делает возможным для человека процесс принятия данной информации и в результате она становится доступной для понимания и перевода ее в знания.

Для того, чтобы информация стала доступной человеку необходимо четко и активно исследовать возникающий перед ним оптический поток. Данная активность сознания направляется схемами и результатом исследования окружающего мира становится выделенная информация, которая в свою очередь модифицирует исходную схему. Этот процесс Найссер назвал перцептивным циклом.

Замечание 1

С помощью понятия перцептивного цикла можно объяснить каким образом человек способен воспринимать знание вместе с формой и содержанием получаемой информации и воспринимаемых явлений и объектов.

В процессе восприятия настроения человек, находится в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ.

Схема, являясь одной из фаз активности, связывает человека с окружающей его средой. При этом термин «восприятие» относится не к отдельной его части, а ко всему циклу процесса познания

Схема, таким образом, является той частью цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.

Рассматривая понятие схемы с биологической точки зрения следует отметить, что она является частью нервной системы человека.

Основными функциями схем являются:

  • определение вида, к которому должна быть отнесена та или иная информация;
  • формулировка плана сбора информации;
  • определение четкой структуры действий.

При этом активность схемы не зависит от внешнего источника энергии.

У. Найссер. Что такое когнитивная психология?: Psychology OnLine.Net

У. Найссер. Что такое когнитивная психология?
Добавлено Psychology OnLine.Net
28.01.2010 (Правка 28.01.2010)

После первой мировой войны и до 60-х гг. бихевиоризм и психоанализ (или их ответвления) настолько доминировали в американской психологии, что когнитивные процессы были почти совсем преданы забвению. Не многие психологи интересовались тем, как приобретается знание.

Восприятие — наиболее фундаментальный когнитивный акт — изучалось главным образом небольшой группой исследователей следовавших «гештальтистской» традиции, а также некоторыми другими психологами, интересовавшимися проблемами измерения и физиологии сенсорных процессов. Ж. Пиаже и его сотрудники изучали когнитивное развитие, однако их работы не получили широкого признания. Работы по вниманию отсутствовали. Исследования памяти никогда не прекращались полностью, однако они были сосредоточены в основном на анализе запоминания «бессмысленных слогов» в строго определенных лабораторных ситуациях, применительно к которым только и имели смысл получаемые результаты. Вследствие этого в глазах общества психология оказалась наукой, занимающейся главным образом сексуальными проблемами, приспособительным поведением и контролем за поведением.

В последние несколько лет ситуация коренным образом изменилась. Психические процессы снова оказались в центре живого интереса. Возникла новая область, называемая когнитивной психологией. Она изучает восприятие, память, внимание, распознавание конфигураций, решение задач, психологические аспекты речи, когнитивное развитие и множество других проблем, в течение полувека ожидавших своей очереди. Специальные журналы, некогда перегруженные статьями о поведении животных, заполнены сейчас отчетами о когнитивных экспериментах; то и дело возникают новые журналы: «Cognitive Psychology», «Cognition», «Memory and Cognition», «Perception and Psychophysics».

Такой ход событий был обусловлен несколькими причинами, однако важнейшей из них было, видимо, появление электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Дело не только в том, что ЭВМ облегчает проведение экспериментов и делает возможным тщательный анализ получаемых результатов. Оказалось, что операции, выполняемые самой электронно-вычислительной машиной, в некоторых отношениях аналогичны когнитивным процессам. ЭВМ получает информацию, манипулирует символами, сохраняет в «памяти» элементы информации и снова их извлекает, классифицирует информацию на входе, распознает конфигурации и т.

д. Делает ли она все это именно так, как человек, представлялось менее важным по сравнению с тем, что она вообще способна это делать. Появление ЭВМ послужило давно уже необходимым подтверждением того, что когнитивные процессы вполне реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять. Вместе с ЭВМ появился также новый словарь и новый набор понятий, относящихся к когнитивной деятельности; такие термины, как информация, вход, переработка, кодирование, подпрограмма, стали обычным делом. Некоторые теоретики начали даже утверждать, что все психологические теории должны быть явным образом сформулированы в виде машинных программ. Другие не соглашались с этим и продолжают не соглашаться, никто, однако, не сомневается в важности аналогий с компьютером для современной психологии.

По мере развития концепции переработки информации попытка прослеживания движения потока информации в «системе» (т.е. в мозгу) стала первоочередной целью в этой новой области. (Именно так сформулировал эту цель и я в книге «Когнитивная психология». ) Быстрое развитие нескольких новых экспериментальных методов, предложенные Бродбентом, Сперлингом, Стернбергом и другими, породило опьяняющее чувство прогресса. Эти методики были только началом; за ними последовал настоящий поток новых методов, большинство из которых основывалось на точной временной регистрации стимулов и ответов и полностью исключало при этом необходимость интроспекции. Умножение этих остроумных и в научном отношении безупречных методов создавало впечатление, что ког-нитивная психология сумеет избежать все те ловушки, в которые попала старая психология, — многие и сейчас склонны так думать.

Этот оптимизм был, видимо, преждевременным. Изучение процессов переработки информации становится все более распространенным и престижным, однако оно пока еще не связано с такой теорией человеческой природы, которая могла бы найти себе применение за пределами лаборатории. И даже в лаборатории ее основные постулаты не выходят за рамки той компьютерной модели, которой она обязана своим существованием. То, как люди действуют в реальном мире, как они взаимодействуют с ним, по-прежнему не принимается в расчет. Действительно, постулаты, лежащие в основе большинства современных работ, по-священных переработке информации, удивительно мало отличаются от постулатов интроспективной психологии XIX в., несмотря на отказ от интроспекции как таковой.

Если когнитивная психология будет и впредь столь тесно связана с этой моделью, ей придется, видимо, столкнуться с трудностями. Недостаточная экологическая валидность, безразличие к вопросам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных харак-теристик восприятия и памяти, как они проявляются в повседневной жизни, способны превратить такую психологию в узкую и неинтересную область специальных исследований. Уже есть признаки того, что именно это и происходит. Возникновение новых методик больше не вселяет надежд, а скорее действует угнетающе. В своей недавней работе Аллан Ньюэлл приводит ни много ни мало 59 экспериментальных процедур, используемых в настоящее время.

Он явно выражает сомнение в том, что еще одно «поколение» исследований этого типа и разработка еще большего числа методов сделают нас сколько-нибудь мудрее. 57 процедур из списка Ньюэлла предполагают искусственные лабораторные ситуации; единственные методики, в которых есть какая-то доля экологической валидности, связаны с игрой в шахматы и рассматриванием Луны.

Изменить эту тенденцию можно, как я думаю, только придав когнитивным исследованиям более «реалистический» характер в нескольких смыслах этого слова. Во-первых, представители когнитивной психологии должны приложить большие усилия для понимания познавательной активности в том виде, какой она имеет в обычной среде в контексте естественной целенаправленной деятельности. Это означает не прекращение лабораторных экспериментов, а сосредоточение внимания на экологически более важных переменных, чем те, которые оказываются легкодоступными для манипулирования в эксперименте. Во-вторых, придется уделить больше внимания деталям того реального мира, в котором обитают воспринимающие и мыслящие индивиды, а также тонкой структуре информации, предоставляемой им этим миром.

Возможно, мы тратим слишком много усилий на построение гипотетических моделей психики и слишком мало занимаемся анализом той среды, для обеспечения взаимодействия с которой она формировалась. В-третьих, психология должна как-то учитывать тонкие и сложные когнитивные навыки, которые люди действительно способны приобретать, а также то обстоятельство, что эти навыки претерпевают систематические изменения. Удовлетворительная теория когнитивной активности человека едва ли может быть результатом таких экспериментов, где неопытным испытуемым приходится выполнять новые и бессмысленные задачи. Наконец, представители когнитивной психологии должны интересоваться тем, как связана их работа с более фундаментальными проблемами.

Цель данной книги состоит в том, чтобы показать, что такая задача вполне осуществима. Действительно, соответствующая работа уже ведется; существует много плодотворных направлений исследований, на которые она способна опереться. Генетические исследования Пиаже и Бауэра, работы по восприятию Джеймса и Элеоноры Гибсонов, возобновившийся интерес к естественным когнитивным картам, к семантическим теориям языка и к наблюдению за усвоением языка в обычных условиях — эти и многие другие исследования можно рассматривать как вклад в содержательную когнитивную психологию. На них я и буду в основном опираться в дальнейшем. Там, где подобные исследования пока отсутствуют, придется заполнять пробелы гипотезами и умозрительными рассуждениями. Даже если некоторые из моих теоретических построений окажутся ложными, они могут помочь другим предложить собственные более адекватные гипотезы.

Хотя моя цель — рассмотреть все аспекты познавательных процессов в контексте реальной жизнедеятельности, большинство последующих рассуждений будет иметь отношение только к восприятию. Отчасти это связано с тем, что восприятие представляет собой основную когнитивную активность, порождающую все остальные виды. Однако еще важнее то, что в восприятии встречаются когнитивная активность и реальность. Я не думаю, что большинство психологов правильно понимают природу этой встречи. Доминирующая точка зрения состоит в превознесении воспринимающего: утверждается, что он перерабатывает, трансформирует, перекодирует, ассимилирует и вообще придает форму тому, что в противном случае было бы бессмысленным хаосом. Этот подход не может быть правильным; назначение восприятия, как и эволюции, несомненно, состоит в раскрытии того, что же действительно представляет собой окружающая среда, и в приспособлении к ней.

Резко возражая против концепции переработки информации, Джеймс Гибсон предложил такую теорию восприятия, в которой внутренние психические процессы вообще не играют никакой роли; воспринимающий непосредственно собирает информацию, предлагаемую ему окружающим миром. Концептуальная схема, разработанная Гибсоном в рамках данной теории, весьма конструктивна, и я буду широко опираться на нее. Тем не менее гибсоновская точка зрения на восприятие также представляется неадекватной, хотя бы потому, что в ней очень мало говорится о вкладе воспринимающего в перцептивный акт. В каждом воспринимающем организме должны существовать определенного рода структуры, позволяющие ему замечать одни аспекты среды больше, чем другие, или вообще что-либо замечать.

Ульрик Нейссер (Вклад в когнитивную психологию)

В эмпирическом исследовании, проведенном научным журналом Review of General Psychology , Ульрик Нейссер, также известный как «отец когнитивной психологии», занял 32-е место среди самых выдающихся психологов 20-го века. .

Кто такой Ульрик Найссер?

Ульрик Найссер был немецко-американским психологом, который помог зажечь «когнитивную революцию» в психологии. Его называют «отцом когнитивной психологии», потому что он представил первую единую когнитивную теорию в 1967. Исследования Нейссера были сосредоточены на человеческом восприятии, памяти, обучении и интеллекте.

Ранние годы Ульрика

Ульрих Густав Найссер родился 8 декабря 1928 года в Киле, Германия. Он был вторым ребенком Ганса и Шарлотты Нейссер. Его сестра Марианна была старше его на четыре года.

Отец Нейссера, Ганс, происходил из знатной еврейской семьи. Он преподавал экономику в Кильском университете и был ведущим научным сотрудником Кильского института мировой экономики. Мать Нейссера, Шарлотта, была католичкой и имела степень по социологии. Она также принимала активное участие в немецком женском движении.

В 1930-х годах отец Нейссера предсказал, что по мере роста популярности нацизма в Германии усилится военная направленность. Эти обстоятельства, а также предложение стать профессором денежной теории в Уортонской школе Пенсильванского университета побудили его покинуть Германию, пока он еще мог. Он прибыл в Англию в 1933 году, и через несколько месяцев к нему присоединилась его семья. Затем вся семья Нейссеров покинула Англию на пассажирском корабле и высадилась в Соединенных Штатах 15 сентября 19 года.33.

Поселившись в Свортморе, штат Пенсильвания, Нейссер стал большим поклонником бейсбола. Он также решил изменить свое имя с «Ульрих» на «Ульрик». Основные причины этого заключались в том, что его друзья не могли правильно произнести его имя, и он хотел, чтобы его имя звучало не по-немецки, а по-американски. В детстве его называли «маленький Дикки», а друзья вскоре дали ему прозвище «Дик», которое закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь.

Будучи уважаемым университетским профессором, Ганс Найссер возлагал большие надежды на своего маленького сына. Он мечтал, чтобы Ульрик стал выдающимся ученым, поэтому он подарил ему набор по химии, когда тот был еще мальчиком. Нейссер сообщил, что никогда не использовал химический набор, несмотря на поддержку, которую он получил от своего отца. Несмотря на это, он бросил среднюю школу молодым человеком, очарованным миром науки.

Образование и профессиональная подготовка

Ульрик Нейссер поступил в Гарвардский университет в 1946 году с целью изучения физики. Однако вскоре у него появился интерес к психологии, возможно, из-за влияния его научного руководителя Джорджа Миллера. Нейссер знакомился с различными ветвями психологии, включая парапсихологию, бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психологию. Он особенно заинтересовался гештальт-психологией и в 1919 году получил степень бакалавра психологии.50.

После окончания Гарварда Нейссер подал документы на магистерскую программу в Swarthmore College. Он намеревался учиться у Вольфганга Колера — одного из основателей гештальт-психологии, — который в то время преподавал в Суортморе. Однако Найссер смог работать только с помощником Колера Гансом Валлахом. Он получил степень магистра в Суортморе в 1952 году.

Нейссер решил переехать в Массачусетский технологический институт после того, как туда переехал его бывший советник Джордж Миллер. Однако вскоре он вернулся в Суортмор после того, как ему предложили преподавать в течение одного года. Затем Нейссер вернулся в Гарвард, чтобы поступить в университетскую докторскую программу. В 1919 году получил докторскую степень в области экспериментальной психологии.56.

Нейссер преподавал в Гарварде в течение одного года, прежде чем занять должность на кафедре психологии в Университете Брандейса. В то время заведующим кафедрой психологии был Абрахам Маслоу — один из основоположников гуманистической психологии. Говорят, что именно в Университете Брандейса Нейссер «расширил свой психологический кругозор».

Оливер Селфридж 

Следующим человеком, оказавшим большое влияние на Нейссера, был молодой ученый-компьютерщик из Массачусетского технологического института по имени Оливер Селфридж. Селфридж был сторонником машинного обучения. После того, как они подружились, Нейссер работал консультантом в лаборатории Селфриджа, пока они вместе работали над программой. В 1960, они опубликовали статью в журнале Scientific American и описали разработанную ими модель столпотворения распознавания образов. Работа Нейссера с Селфриджем привела к тому, что он получил несколько грантов, и он проводил исследования в других областях, связанных с человеческим мышлением. Вскоре он перешел в Пенсильванский университет, где в 1967 году опубликовал свою знаменательную книгу « Когнитивная психология ». Во время своего пребывания в Корнелле Нейссер провел ряд умных экспериментов с человеческим восприятием и углубил свои исследования человеческой памяти. Однако он уехал из Корнелла в университет Эмори в 1983. Находясь в Эмори, Нейссер провел свой знаменитый эксперимент с памятью Challenger и основал проект Emory Cognition Project. Он вернулся в Корнелл в 1996 году и оставался там до выхода на пенсию.

Теория когнитивной психологии Нейссера

Нейссер никогда не был поклонником бихевиоризма, поскольку считал, что основные положения этого подхода неверны. Например, он не соглашался со строгим акцентом бихевиоризма только на внешние события и отвергал идею о том, что сложное человеческое поведение можно полностью объяснить процессом обусловленности. По словам Нейссера, бихевиористские методы ограничивали то, что психологи могли изучать о человеческой природе.

В своей книге 1967 года « Когнитивная психология » Нейссер описал современные исследования внимания, решения проблем, распознавания образов, восприятия и памяти. Он также подчеркнул концепции обработки информации и конструктивной обработки. Нейссер ввел термин «когнитивная психология» и представил этот новый подход как альтернативу бихевиоризму. Поскольку он объединил идеи разных исследователей, чтобы сформировать единую теорию, Нейссера часто называют «отцом когнитивной психологии».

Что такое когнитивная психология?

Когнитивная психология использует научные методы для изучения человеческого разума как процессора информации . Исследователи строят когнитивные модели для объяснения психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление, творчество и язык. Многие психологи интересовались психическими процессами до того, как Нейссер предложил когнитивный подход. Однако появление цифровых компьютеров дало таким исследователям, как Нейссер, концепции, подсказки и направления, необходимые для изучения человеческого разума.

Компьютер может получать, кодировать, хранить, использовать и извлекать информацию. Когнитивные психологи пытаются объяснить, как люди обрабатывают информацию, сравнивая человеческий разум с тем, как работает компьютер. В то время как человеческое познание может быть чрезвычайно сложным, то, как компьютер обрабатывает информацию, гораздо легче понять. Модель обработки информации утверждает, что люди обрабатывают информацию, которую они получают из окружающей среды, внутри себя. Это отличается от бихевиоризма, который предполагает, что люди просто реагируют на внешние раздражители.

Модель обработки информации имеет ряд допущений. Например, предполагается, что люди обрабатывают информацию в несколько этапов, которые аналогичны компьютеру. Эта обработка следует четкой последовательности, описанной ниже:

  1. Ввод — На этом этапе людям необходимо получить и закодировать информацию из окружающей среды, а затем обработать ее, прежде чем они смогут реагировать на информацию соответствующим образом. Задействован ряд психических процессов, таких как восприятие, внимание и кратковременная память. Например, человек может получать информацию от своих органов чувств (восприятие), но только информация, на которой он сфокусирован (внимание), перемещается в его рабочую память, чтобы он мог быстро реагировать на свое окружение.
  1. Хранение — На этом этапе информация преобразуется системами обработки разума и сохраняется в долговременной памяти. Он извлекается, обрабатывается и используется кратковременной памятью по мере необходимости. Например, информация из восприятия и памяти может использоваться для рассуждений и принятия решений.
  1. Результат . На этом этапе основное внимание уделяется подготовке соответствующего ответа на полученную информацию. Например, после того, как возникло мышление, решения должны быть выражены в устной, письменной или других формах общения.

Когнитивная психология и поведение человека

Когнитивные психологи считают, что для того, чтобы правильно понять поведение человека, необходимо изучить внутренние психические процессы и лежащие в их основе структуры мозга. Это связано с тем, что когнитивный подход предполагает, что человеческое познание может влиять на поведение. Некоторые убежденные бихевиористы отрицают существование человеческого разума, поскольку утверждают, что его нельзя наблюдать или объективно измерить. Однако когнитивные психологи считают, что можно сделать объективные выводы, если они изучают человеческий разум с помощью научных методов в контролируемых условиях.

В то время как бихевиористы считают, что простые ассоциации стимул-реакция могут объяснить человеческое поведение, когнитивные психологи подчеркивают важность опосредованных процессов. Эти процессы известны как «опосредованные», потому что они опосредуют или идут между стимулом из окружающей среды и реакцией индивидуума. Восприятие, внимание, память и решение задач — все это опосредующие процессы. Они возникают после получения стимула, но до того, как будет дан ответ.

Влияние схем

Когнитивная психология предполагает, что на то, как человек обрабатывает информацию, могут влиять его или ее схемы. Схема — это мысленная структура, которая развивается из прошлого опыта человека и помогает ему организовывать категории информации и отношения между ними. Существует множество типов схем, таких как:

  • Я-схемы – что человек знает о себе и что он думает о своем будущем я
  • Схемы объектов – что человек знает о внешнем виде объекта, откуда он и для чего используется
  • Схемы человека – что человек знает о внешности, личности, поведении и предпочтениях другого человека
  • Социальные схемы – что человек знает, что он должен сказать или сделать в конкретной социальной ситуации

Схемы помогают людям быстро обрабатывать и понимать информацию, не отвлекаясь на огромное количество стимулов из окружающей среды. Однако схемы могут влиять на то, на что люди обращают внимание и как они интерпретируют эту информацию. Когнитивные исследования показывают, что люди обращают больше внимания на информацию, которая хорошо вписывается в уже имеющиеся у них схемы. Если они получают новую информацию, которая идет вразрез с тем, что они ожидают, люди с большей вероятностью проигнорируют, неверно истолковают или исказят эту новую информацию.

Чтобы лучше понять, как схемы могут влиять на обработку информации, представьте маленького ребенка, который разработал схему для собаки на основе своего прошлого опыта с собственной собакой дома. Эта схема может включать такие факты, как (1) собака покрыта шерстью, (2) у собаки есть хвост и (3) собака ходит на четырех ногах. Если ребенок идет в цирк или зоопарк и впервые видит льва, лев может соответствовать его представлениям о собаке. Поэтому ребенок может ошибочно заключить, что лев — не что иное, как гигантская собака, которая, вероятно, хотела бы, чтобы ее погладили.

Исследование восприятия Нейссером

С 1975 по 1979 год Нейссер провел ряд исследований восприятия. В одном наборе исследований он организовал для испытуемых наблюдение за группой людей в черных рубашках и группой людей в белых рубашках, которые непрерывно передают баскетбольный мяч от одного человека к другому. Каждая группа снималась отдельно, а затем видео объединялись.

Испытуемых попросили подсчитать количество проходов между одной из двух групп. В какой-то момент во время фильма Нейссер наложил кадры, на которых женщина с открытым зонтиком шла от одной стороны экрана к другой. Несмотря на то, что женщина находилась в одном пространстве с баскетболистами и была хорошо видна в течение длительного периода времени, мало кто из наблюдателей ее заметил.

Нейссер описал это явление как «избирательный взгляд» (также называемый другими исследователями «невнимательной слепотой»). Нейссер показал, что неожиданные события, которым уделяется мало внимания, вряд ли будут замечены людьми, даже если они происходят прямо у них на глазах.

Исследование памяти Нейссера

Нейссер был одним из первых исследователей, которые представили доказательства того, что человеческая память включает в себя активную реконструкцию прошлого, а не пассивное припоминание точных снимков прошлых событий.

В 1981 году он опубликовал аналитический отчет, в котором сравнил показания Джона Дина по скандалу в Уотергейтском скандале с записями записанных разговоров между Дином и президентом Никсоном. По сути, в отчете воспоминания Дина о прошлых событиях сравнивались с записанными разговорами. Хотя показания Дина в целом подтверждались записями, Нейссер обнаружил, что воспоминания Дина содержали ряд ошибок и что Дин иногда объединял отдельные события в одно воспоминание.

Воспоминания о вспышках 

В 1986 году Нейссер провел эксперимент с памятью, чтобы проверить теорию «памяти-вспышки». Эта концепция предполагает, что впечатляющие, очень эмоциональные события могут вызвать у людей очень яркие и очень точные воспоминания о событии. Через день после того, как 28 января 1986 года взорвался космический челнок «Челленджер », Нейссер раздал нескольким первокурсникам колледжа анкету, в которой их просили записать свои непосредственные переживания после того, как они узнали о катастрофе. Студенты записали информацию о том, как они впервые услышали новости, где они были, что делали, с кем были и что чувствовали. Три года спустя Нейссер попросил тех же студентов снова вспомнить этот опыт.

Хотя учащиеся были абсолютно уверены, что их учетные записи остались такими же, как и раньше, примерно 50 % были другими, 25 % сильно отличались, и менее 10 % имели все правильные данные. Этот эксперимент бросил вызов идее о том, что память фотовспышек безошибочна.

Нейссер продолжил изучение воспоминаний вспышек в 1989 году, вскоре после землетрясения в Лома-Приета, которое произошло в некоторых частях Калифорнии. Нейссер организовал три группы людей — две в Калифорнии и одну в Атланте, штат Джорджия, — чтобы они вспомнили свои переживания вскоре после начала землетрясения. Более чем через восемнадцать месяцев он устроил так, чтобы те же люди снова вспомнили свой опыт.

Нейссер обнаружил, что (1) люди в Калифорнии лучше помнили это событие, и (2) жители Атланты, у которых были семьи в пострадавших районах, лучше помнили, чем те, у кого их не было. Выводы Нейссера показали, что личное участие играет роль в улучшении памяти. Однако, поскольку многие калифорнийцы сообщили, что не чувствовали стресса во время землетрясения, Нейссер пришел к выводу, что улучшение памяти может быть связано с повторными репетициями повествования, а не с эмоциональным возбуждением.

В дополнение к своей работе по восприятию и памяти Нейссер проводил исследования человеческого интеллекта. Позже в своей карьере он сосредоточился на «науке и политике тестирования IQ».

Вклад в эффект Флинна

Работа Ульриха также способствовала созданию теории, которую он не всегда признает. Эффект Флинна назван в честь Джеймса Флинна, но исследования Ульриха также подтвердили идею о том, что средний IQ со временем увеличивается.

Приложения когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня является одной из самых популярных и доминирующих областей психологии. Когнитивный подход применялся во многих областях, в том числе:

  • Медицина – чтобы помочь людям восстановиться после черепно-мозговой травмы
  • Консультирование – для оказания помощи людям с психическими или эмоциональными проблемами с помощью терапевтических бесед, таких как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и когнитивная терапия, основанная на осознанности (MBCT)
  • Образование – для разработки стратегий помощи учащимся с ограниченными возможностями обучения
  • Уголовное правосудие – для оценки достоверности показаний очевидцев и восстановленных детских воспоминаний
  • Нравственное развитие – чтобы помочь детям повысить уровень нравственного мышления

Критика когнитивной психологии

Как и все другие психологические направления, когнитивная психология подверглась критике за определенные предполагаемые ограничения подхода. Интересно, что одним из первых и наиболее громких критиков этого подхода был сам «отец когнитивной психологии» Ульрик Нейссер. В 1976, Нейссер опубликовал книгу « Познание и реальность », в которой поставил под сомнение экологическую обоснованность возникающей области. По словам Нейссера, когнитивная психология игнорировала ситуации реального мира и повседневное человеческое поведение, чтобы сосредоточиться на не относящихся к делу измерениях, сделанных в лаборатории.

Модель обработки информации также подвергалась резкой критике на протяжении многих лет. Хотя между человеческим разумом и работой компьютера, безусловно, есть некоторое сходство, некоторые люди считают, что когнитивная психология придает слишком большое значение сравнению. Они утверждают, что человеческое познание — это больше, чем просто получение входных данных, обработка информации, хранение данных и создание выходных данных. Например, влияние человеческих эмоций, творчества и мотивации на то, как люди думают, не учитывается должным образом моделью обработки информации.

 В то время как когнитивные психологи утверждают, что лабораторные исследования позволяют им делать объективные выводы о внутренних психических процессах, бихевиористы, такие как Б. Ф. Скиннер, утверждают, что ни один из этих внутренних механизмов не наблюдается и не измеряется напрямую. В результате бихевиористы утверждают, что когнитивный подход является субъективным и ненаучным.

Книги, награды и достижения Ульрика Нейссера

За свою долгую и выдающуюся карьеру Ульрик Нейссер написал несколько книг. Некоторые из его наиболее впечатляющих работ включают в себя:

  • Когнитивная психология , 1967
  • Познание и реальность: принципы и последствия когнитивной психологии, 1976
  • Наблюдаемая память: запоминание в естественном контексте, 1982
  • Концепции и концептуальная разработка: Экологические и интеллектуальные факторы в категоризации, 1987
  • Фантомные фотовспышки: Ложные воспоминания о новостях о Челленджере, 1992
  • Воспринимаемое Я: экологические и межличностные источники самопознания , 1993
  • Концептуальная самость в контексте: культура, опыт, самопонимание, 1997
  • Восходящая кривая: долгосрочный прирост IQ и связанных показателей , 1998
  • Когнитивная психология. В кн., История психологии: Основные вопросы, 2003
  • Переосмысление воспоминаний: экологические и традиционные подходы к изучению памяти, 2006
  • Вспоминая себя: построение и точность саморассказа, 2008

Нейссер был удостоен звания почетного доктора престижных учреждений по всему миру, таких как Swarthmore College (США), Новая школа социальных исследований (США), Universita di Roma (Италия), Universitatea Babeş-Bolyai, Cluj-Napoca (Румыния) и Орхусский университет (Дания). Некоторые из его других заметных достижений включают в себя:

  • Товарищ Гуггенхайма
  • Слоан Товарищ
  • Член Национальной академии наук
  • Член Американской академии искусств и наук
  • Член Общества экспериментальных психологов

Личная жизнь

Ульрих Нейссер женился на Анне Габриэль Пирс в 1953 году. У пары было четверо детей — Марк, Филипп, Тобиас и Джульетта. Однако их брак закончился разводом.

От второго брака Нейссера с Арденом Зайдлером родился пятый ребенок, которого назвали Джозефом. У него также была падчерица по имени Дженнифер Зайдлер. Второй брак Нейссера распался после смерти Арден в 19 лет.99. Последней спутницей жизни Нейссера была Сандра Кондри.

Найссер всю жизнь любил бейсбол. Для него было обычным делом брать своих учеников на «исследовательские экскурсии» на бейсбольные матчи. Нейссер также помогал своим ученикам ремонтировать их поврежденные автомобили, переезжать в новые места жительства, делать правильный выбор карьеры и решать проблемы в отношениях. Он часто приглашал студентов в свой семейный дом для плавания и эпических игр в Pictionary.

Ульрих Найссер еще жив?

Ульрик Найссер скончался 12 февраля 2012 года в Итаке, штат Нью-Йорк. Его смерть наступила из-за осложнений, связанных с болезнью Паркинсона. У него остались пятеро детей, один пасынок, один внук и его сестра Марианна.

Ссылки

Cutting, J. E. (2012). Ульрик Нейссер (1928-2012). American Psychologist, 67 (6), 492.

Cutting, J., Finlay, B., & Krumhansl, C. (nd). Ульрик «Дик» Нейссер . Получено с

https://cpb-us-e1.wpmucdn.com/blogs.cornell.edu/dist/3/6798/files/2019/11/MEMORIAL-STATEMENTS-2009-18-COMBINED-N.pdf

Умер д-р Ханс П. Найссер, экономист, 79 лет. (1975). Нью-Йорк Таймс . Получено с

https://www.nytimes.com/1975/01/03/archives/dr-hans-p-neisser-economist-79-dies.html

В память об Ульрике Нейссере. (н.д.). Получено с https://fabbs.org/our_scientists/ulric-neisser-phd/

Лоури, Г. (2012). Ульрик Найссер, основатель когнитивной психологии, умирает в возрасте 83 лет . Получено с https://news.cornell.edu/stories/2012/02/ulric-neisser-professor-emeritus-psychology-dies

Martin, D. (2012). Ульрик Нейссер умер в возрасте 83 лет; измененное исследование разума. Нью-Йорк Таймс. Получено с https://www.nytimes.com/2012/02/26/us/ulric-neisser-who-reshed-thinking-on-the-mind-dies-at-83. html

Neisser, U. (2014). Когнитивная психология . Нью-Йорк: Психология Пресс.

Парвин, П. (2012). Умер Ульрик Нейссер, пионер когнитивной психологии . Получено с http://news.emory.edu/stories/2012/02/er_ulric_neisser_psychology/campus.html

Вспоминая об отце когнитивной психологии. (2012). Получено с https://www.psychologicalscience.org/observer/remembering-the-father-of-cognitive-psychology

Ульрик Найссер: Теория и когнитивная психология

Вы когда-нибудь слышали о воспоминаниях-вспышках? Это тип памяти, связанный с сильными эмоциями, вызванными большим событием, таким как трагедия Челленджера. Ульрик Нейссер проверил это в одном из своих экспериментов. В течение 24 часов после катастрофы участники вспомнили об инциденте и повторили ту же процедуру через два года.

Несмотря на то, что они были уверены в своих воспоминаниях, результаты оказались другими. Он пришел к выводу, что люди могут со временем изменить свои воспоминания, многократно рассказывая одни и те же истории другим людям. Помимо работы над памятью, Ульрик Найссер сделал гораздо больше, за что получил титул «отца когнитивной психологии».

  • Кто такой Ульрих Найссер?

  • Как Ульрих Нейссер проводил свой эксперимент?

  • Какой вывод сделал Ульрих Нейссер из своего расследования?

  • Что такое гипотеза перцептивного цикла Ульриха Нейссера?

  • Что внес Ульрих Нейссер в психологию?

Ульрих Найссер: Биография

Ульрих Найссер, StudySmarter Original

Ульрих Найссер , также известный как Ульрик или Дик, родился 8 декабря 1928 года в Киле, Германия. Когда Гитлер и нацисты пришли к власти в 1933 году, Нейссер и его семья переехали в Суортмор, штат Пенсильвания, где его отец преподавал в Уортонской школе Пенсильванского университета.

Нейссер поступил в Гарвард в 1946 году, изучал физику, а затем изучал психологию у Джорджа Миллера, своего советника. В 1952 году он получил степень магистра в Swarthmore College, работая с Вольфгангом Колером, Гансом Уоллахом и Генри Глейтманом. Нейссер вернулся в Гарвард, получил докторскую степень в 1956 и остался еще на год инструктором.

В 1957 году Нейссер работал профессором психологии в Университете Брандейса и заинтересовался когнитивной психологией, где он и Оливер Селфридж работали над моделью распознавания образов столпотворения. После того, как Нейссер опубликовал свою первую статью « Когнитивная психология » в 1967 году, он перешел в Корнельский университет.

Он сделал еще несколько работ в области когнитивной психологии, в том числе Познание и реальность , Memory Observed и занимался проблемами с памятью в реальном мире, пока в 1983 году он не перешел в Университет Эмори, где Ульрик продолжил свою академическую карьеру. В 1990-е Нейссер также увлекся разведывательными расследованиями. В 1998 году он покинул Университет Эмори и вернулся в Корнелл в качестве почетного профессора психологии, где преподавал еще пять лет.

Ульрик Найссер умер от болезни Паркинсона 17 февраля 2012 года в возрасте 83 лет.

Джордж Миллер и Ульрик Найссер

Джордж Миллер, профессор психологии Гарварда, оказал неизгладимое влияние на Ульрика Нейссера, в то время изучавшего физику, заставив его отказаться от физики и заняться карьерой психолога, где Миллер стал его советником. Нейссер узнал о теории информации от Джорджа Миллера, который сравнивает разум с компьютером с точки зрения того, как он обрабатывает информацию и сохраняет ее в памяти. Согласно теории Джорджа Миллера, наша кратковременная память может одновременно удерживать от пяти до девяти фрагментов информации. Когда бывший советник Ульрика Нейссера перешел в Массачусетский технологический институт, он ненадолго пробыл там, прежде чем принять предложение преподавать в Свортмор-колледже.

Ульрих Нейссер: Эксперименты

Глубокий интерес Ульриха Нейссера к когнитивной психологии, памяти и восприятию привел его к серии экспериментов, которые впоследствии произвели революцию в области когнитивной психологии.

Избирательный взгляд

Иллюстрация игры с мячом и рук, представленная участникам, StudySmarter Original

В этом эксперименте Ульрик Нейссер и Роберт Беклен (1975) пытались понять, как визуальное представление стимула и оптическое расстояние могут влиять на выбор , внимание и восприятие. Они представили два типа эпизодов в бинокулярной и дихоптической проекциях. Оба глаза видят два перекрывающихся эпизода бинокулярного зрения. При дихоптическом зрении каждый глаз видит отдельный эпизод.

Иллюстрация наложенных друг на друга событий, StudySmarter Original

Нейссер и Беклен попросили 24 студентов Корнельского университета посмотреть на видеоэкране два наложенных друг на друга события (игру руками и мяч). Они провели десять испытаний для каждого субъекта. Первые четыре испытания были быстрыми эпизодами, что означало 40 передач мяча (видео игры с мячом) и шлепков по рукам (видео игры руками). Субъекты либо смотрели один, либо два эпизода одновременно, нажимая кнопки, когда в одном эпизоде ​​происходило что-то важное, и оставляя второй эпизод без присмотра.

Последние шесть испытаний были медленными, что означало 20 передач мяча или шлепков по рукам. В последующих испытаниях участники реагировали на оба эпизода сразу или только на один эпизод, оставляя другой без присмотра. Нейссер и Беклен просили участников нажимать на кнопки, когда в посещенном эпизоде ​​происходило важное событие.

Нейссер и Беклен добавили странные события к проигнорированному эпизоду во время испытаний. Например, игроки обменивались рукопожатиями или делали фальшивые броски, пока в поле зрения не появлялся настоящий мяч.

Результаты показали, что испытуемые все еще могут обращать внимание на данный эпизод даже при наличии наложенного не относящегося к делу эпизода. Производительность резко упала, когда мониторинг двух эпизодов происходил одновременно. Те, кому был назначен бинокулярный обзор, лучше пропускали меньше целей. Субъекты также редко замечали странное событие.

С этими выводами Нейссер и Беклен предположили, что избирательное внимание является результатом визуального восприятия способности следить за визуальными событиями. Как показано в игре с мячом или в игре руками, предложенные ими движения глаз также являются продуктом избирательного внимания. Кроме того, они отвергли идею о том, что какой-то фильтр блокирует нерелевантную информацию (автоматические эпизоды) от попадания в зрительные процессы.

Иллюстрация избирательного фокуса, pexels.com

Исследования дихотического слушания натолкнули Ульрика Нейссера на идею эксперимента с избирательным взглядом. При дихотическом прослушивании человек слышит два разных звука, по одному в каждом ухе. Задача состоит в том, чтобы сосредоточиться на одном звуке и игнорировать другой. Точно так же Ульрик Нейссер использовал эту идею в визуальной форме, когда понял, что может либо смотреть в окно, либо фокусироваться на отражении комнаты в окне.

Ульрих Найссер: Вклад в психологию

Известный как « отец когнитивной психологии », Ульрих Найссер вызвал когнитивное движение публикацией своей первой книги « Когнитивная психология » в 1967 году. Работа Нейссера бросила вызов бихевиоризму и расширила когнитивный подход, объединив исследователей в дисциплина и помощь в развитии когнитивной психологии.

Стремление Ульрика Нейссера к пониманию человеческой природы побудило его выйти за рамки теорий и лабораторных исследований. Он также настаивал на экологических когнитивных исследованиях, исходя из своего недовольства когнитивными исследованиями, делая упор на лабораторные условия выше реальных сценариев.

По словам Нейссера, когнитивные исследования не должны ограничиваться лабораторией, а должны найти применение в контексте реального мира, где мы можем использовать нашу память, восприятие, внимание и другие психические процессы. Он стремился показать, что когнитивная психология имеет значение не только в лабораторных исследованиях, но и в важных вопросах.

Джон Дин, commons.wikimedia.org

Экологически ориентированные исследования Нейссера помогли расширить когнитивную психологию, увеличив потребность в дополнительных исследованиях и других методологиях и вопросах. Примером может служить его тематическое исследование показаний Джона Дина по Уотергейту, для которых он обнаружил, что они отличаются от того, что было записано.

Джон Дин, бывший советник Белого дома, дал показания о взломе Уотергейта и был замешан в сокрытии. В ходе расследования были обнаружены записи разговоров Джона Дина с президентом Ричардом Никсоном, которые были сопоставлены с его показаниями в суде. Ульрик Нейссер изучил записи и показания. Он пришел к выводу, что общая идея верна, но его воспоминания о конкретных событиях отражают не сами события, а скорее его повторяющиеся связанные с ними переживания.

На основе этого Нейссер разработал концепцию «эпизодической» памяти, которая относится к воспоминаниям, которые, как мы полагаем, являются воспроизведением прошлого, но на самом деле представляют собой повторяющиеся переживания. Другими словами, Нейссер описывает человеческую память как продукт активной реконструкции, а не просто воспроизведенный продукт в его точной форме.

Кроме того, публикации Нейссера привлекли внимание к когнитивной самости и проблемам тестирования IQ, для чего он возглавлял Целевую группу Американской психологической ассоциации по интеллекту в 1990-е.

Ульрих Нейссер Определение Когнитивная психология

Ульрик Нейссер представил новый способ изучения сознания. В своей книге «Когнитивная психология» Нейссер определил эту дисциплину как изучение конструктивных когнитивных процессов, в том числе способов обработки, анализа, хранения и использования информации о стимулах. Нейссер считал, что растущая мощность компьютеров может упростить измерение когнитивных механизмов. В своем взгляде на когнитивную психологию он также подчеркивал идеи информации и конструктивной обработки. Он считает, что познание необходимо для того, что человек может делать. Он выдвинул эти идеи в ответ на доминировавшую в то время школу психологии — бихевиоризм.

Ульрих Найссер: Теория

Ульрих Найссер также исследовал восприятие и собрал воедино свои идеи, которые он назвал «перцептивным циклом ». » На него в основном повлияла экологическая теория Джеймса Гибсона о том, что восприятие является прямым, что говорит о том, что мы можем понять то, что видим, без необходимости интерпретировать это, потому что в нашем окружении достаточно информации.

Иллюстрация цикла восприятия, StudySmarter Original

Цикл восприятия

Идея этой теории состоит в том, что восприятие представляет собой цикл, в котором активация схем посредством перцептивной информации направляет наше внимание и активность на поиск дополнительной информации.

Нейссер определил схемы как внутреннюю структуру знаний, которая является частью цикла восприятия, но активно принимает информацию о том, что наблюдается. Схема также приводит к перцептивному исследованию, позволяющему воспринимать новую информацию, которая изменяет их.

Чтобы проиллюстрировать это далее, давайте рассмотрим основные принципы цикла восприятия:

Восприятие — это постоянно происходящий процесс построения.

По словам Нейссера, мы ожидаем, когда получаем информацию, руководствуясь нашей схемой и доступной информацией. То, что мы видим, побуждает нас искать больше информации. По мере того, как мы исследуем и принимаем входные данные, наша схема обновляется, побуждая нас к дальнейшему исследованию восприятия и принятию новой информации. Этот непрерывный процесс состоит из прогнозирования событий, исследования и получения доступной информации.

Иллюстрация к игре с чашками, StudySmarter Original

Представьте себе игру с чашками, в которой мяч или монета находится под одной из чашек. Второй игрок будет продолжать переставлять чашки в разных положениях с двумя другими такими же чашками. Ваша цель состоит в том, чтобы следить за тем, в какую чашку помещен шарик или монета, чтобы, пока другой игрок тасует карты, вы могли следить за движением чашки, игнорируя две другие чашки.

По мере того, как вы предвосхищаете положение чашки, вы собираете и принимаете информацию. По мере увеличения скорости перемешивания вы адаптируете движения глаз и головы в зависимости от того, что воспринимаете, и ваше представление о чашке также меняется. Вы сразу замечаете внезапные движения, причем каждое действие подтверждает ваши ожидания.

Восприятие является результатом того, как схемы и доступная информация работают вместе.

Нейссер утверждает, что наши схемы различаются в зависимости от доступной информации. Как упоминалось ранее, схемы направляют перцептивное исследование. Нейссер сравнивает схему с форматом, где доступная информация в цикле восприятия может влиять на формат, формируя способ усвоения поступающей информации и влияя на то, что воспринимается.

Представьте, что вы пришли домой и обнаружили, что ваша книга пропала. Ваша схема для книги изменилась в зависимости от того, что вы знаете сейчас. Это то, что привело вас к решению найти свою книгу. На этом этапе ваша новая схема говорит вам, что делать и как осмотреться, получая дополнительную информацию.

Восприятие также включает использование когнитивных карт.

Нейссер говорит, что когнитивные карты — это тип схемы, но более крупной, которая также работает с нашей информацией и направляет наши действия. Схема, о которой мы говорили ранее, — лишь малая часть целой когнитивной карты. Схема говорит нам, где искать, а когнитивная карта говорит нам, куда идти и что делать дальше.

Вы собираетесь в отпуск в свое любимое место, и ваша когнитивная карта готовит вас к информации, которую вы получите по прибытии, что называется пространственным ожиданием. Ожидая, вы создаете ментальный образ, который Нейссер определил как стратегию сбора информации, которая также является частью вашего пространственного предвосхищения.

Когда вы приедете, вы заметите недавно построенный аквапарк и решите изменить свои планы, чтобы сначала посетить аквапарк, а затем поесть вне дома. Таким образом, схемы и когнитивные карты также могут изменить наше поведение.

Ульрик Найссер — Основные выводы

  • Ульрих Найссер начал когнитивное движение, опубликовав книгу «Когнитивная психология» в 1967 году, которая принесла ему титул «отца когнитивной психологии».

  • Ульрих Найссер провел свой эксперимент по избирательному вниманию, в котором участники реагировали на посещенный эпизод либо ручной игры, либо игры с мячом, либо смотрели два эпизода одновременно, реагируя на два эпизода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *