Поощрение и наказание как методы воспитания. | Статья на тему:
Поощрение и наказание как методы воспитания.
- Определение «поощрение» и его антагонист «наказание»
Поощрение и наказание следует рассматривать (изучать) одновременно, так как они являются методами педагогического стимулирования. Основные определения:
Поощрение [1] – метод мотивации, противоположный наказанию; содействие развитию чего-либо; похвала или награда.
Поощрение [2] – метод воспитания, стимулирующий деятельность обучаемого. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствовавшее возникновению уверенности обучающегося в свои силы. Поощрение осуществляется в виде благодарности, похвалы, награды, подарка и т.д.
Поощрение [3] – метод воспитания, предназначенный для стимулирования личного роста и развития. Поощрение – это положительная оценка учения, труда, поведения.
Наказание [4] – вид моральной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений правил и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом.
Наказание [5] – применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека, животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.
Наказание [6] – средство управления, состоящее в сознательном причинении неприятностей подвластному существу, с целью изменения нежелательного поведения или образа мыслей.
- Эффективное и неэффективное поощрения в педагогическом общении.
Таблица по П. Массену, Дж. Конджеру.
Поощрение – это метод позитивного отношения к личности человека. В моём случае – воспитанника, так как являюсь педагогом в ДОУ. В педагогическом общении метод поощрения может и должен применяться.
Существует система вербальных воздействий педагогов высокого и низкого уровня деятельности, отличающихся не только количественно, но и качественно. Педагоги высокого уровня используют следующие формы словесного воздействия (в порядке значимости): инструктирование, повышение интонации, называние фамилии, поощрение, юмор. Преподаватели низкого уровня деятельности также часто повышают голос или обращаются к ученикам по фамилии, но к юмору и поощрению прибегают крайне редко. Еще менее характерно для них инструктирование, поскольку такие педагоги больше дисциплинируют, чем организуют учеников. Педагог должен создавать предпосылки для ребенка к тому, чтобы он становился способным, дисциплинированным, коммуникабельным. Подобное отношение поможет воспитаннику самостоятельно социально адаптироваться в будущем (в школе, в институте, во дворе и дома).
Представляю таблицу «эффективного и неэффективного поощрения[7]» (о которой узнала из учебника по детской психологии), где под эффективностью понимается способность достигать необходимого результата. К примеру: в процессе формирования у детей дошкольного возраста навыков или развития умений, эффективным действием со стороны педагога (обучающего) будет то, которое приведёт к овладению навыка или умения.
№ | Эффективное поощрение | Неэффективное поощрение |
1 | Осуществляется постоянно | Осуществляется от случая к случаю |
2 | Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения | Делается в общих чертах |
3 | Педагог проявляет заинтересованность в успехах воспитанника | Педагог проявляет минимальное формальное внимание к успехам воспитанника |
4 | Педагог поощряет достижение определенных результатов | Педагог отмечает участие в работе вообще |
5 | Сообщает воспитаннику о значимости достигнутых результатов | Дает воспитаннику сведения о его достижениях, не подчеркивая их значимость |
6 | Ориентирует воспитанника на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов | Ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование |
7 | Педагог дает сравнение прошлых и настоящих достижений воспитанника | Достижения воспитанника оцениваются в сравнении с успехами других |
8 | Поощрение для данного воспитанника соразмерно затраченным этим воспитанником усилиям | Поощрение независимо от усилий, затраченных воспитанником |
9 | Воспитатель воздействует на мотивационную сферу личности воспитанника, опираясь на внутренние стимулы: воспитанник с удовольствием выполняет задание, потому что оно интересное или хочет развить соответствующее умение, т. е. получает удовлетворение от самого процесса поручения | Воспитатель опирается на внешние стимулы: воспитанник старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу педагога или победить в соревновании, получить награду и т.д. |
10 | Способствует проявлению заинтересованности в новой работе, когда прежнее задание выполнено | Вторгается в процесс работы, отвлекает от необходимости постоянной работы |
В любом случае, использование метода поощрения способствует формированию у воспитанников положительных эмоций, качеств и стимулирует их к действию.
- «Поддержи ребёнка словом!»
В воспитательных моментах, чаще всего, я использую одобрение, похвалу или благодарность. Как это можно сделать:
- Правильно! Хорошо! Прекрасно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно! Великолепно! Необыкновенно! Совершенно!
- Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Я знал(а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.
- Это лучше всего! Ещё лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, умнее, сильнее!
- Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
- Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это, то что надо! Ты прав!
- Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты – чудо!
- Позитивное и негативное наказание по Б.Ф.Скиннеру. Дж. Аронфрид о наказании.
Наказание может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Цель наказания – побудить человека не вести себя определенным образом. Как и поощрение, наказание также является методом контролируемого поведения.
По Б.Ф.Скиннеру наказание за неодобренное поведение осуществляется двумя способами:
Позитивное наказание | Негативное наказание |
Это применение аверсивного стимула для устранения какого-либо поведения. Форма физического наказания: поставить в угол, телесное наказание, лишение свободы, раздражение поведением и ругань. | Это устранение положительного стимула, лишение награды, подкрепляющей это поведение. Форма морального наказания: запретить что-либо ребёнку делать, убрать игрушки, не разрешать есть сладкого, не отпустить гулять. |
Б.Ф.Скиннер утверждает, что не раскрывает сути того, как следует поступать. Наказание указывает на то, что нельзя делать. В отличии от наказания, не имеющего мгновенного и продолжительного эффекта, поощрение (за хорошее поведение) и одобрение, имеют длительное влияние и не вызывают отрицательных эмоций.
Дж. Аронфрид ставит под сомнение утверждение Скиннера о том, что успешная социализация ребенка может обойтись без наказаний, и его также не удовлетворяют идеи психоанализа о травмирующем воздействии наказаний на детей. Аронфрида интересовал вопрос о том, как формируется у ребенка внутренний контроль за порицаемым поведением. Для ответа на него была проведена тестирующая серия эксперимента. Оказалось, что испытуемые, получавшие порицание в самом начале выбора, в тестовой ситуации совершали меньше проступков, чем те, которых наказывали уже после проступка. С точки зрения Аронфрида, время подачи наказания имеет особенно важное значение. Если ребенка наказывают перед самым началом проступка, то внутренние моторные или познавательные корреляты действия в этот момент становятся фокусом тревожности, вызываемой наказанием. Формы наказания неравноценны по своему влиянию на социализацию, но механизм их действия, по мнению Аронфрида, один и тот же.
- Заключение.
В педагогической практике поощрение, вопреки наказанию, наиболее результативный метод воспитания ребенка. Позитивное отношение, выражающееся в стимулировании и поддержании положительного поведения воспитанников, способствует развитию нравственных качеств и моральной устойчивости. Качественный уровень деятельности педагога определяется использованием форм словесного воздействия как эффективного поощрения. Как это можно сделать:
- Оценивать соотношение поощрений и наказаний, чтобы быть уверенным в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитания.
- Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которое сопровождают успех и достижения ребёнка.
- Давать особо почётные поручения. Когда ребёнку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
- Поощрять не только за результат, но и за попытку ребёнком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь.
[1] Википедия
[2] Э.Г.Азимов «Новый словарь методических терминов и понятий». М.: Изд. ИКАР 2009г.
[3] В.С.Безрукова «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)». Екатеринбург. 2000г.
[4] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8722
[5] Википедия
[6] Автор: Педагог-психолог НОУ-школы «Экология и диалектика» Заложнова Т.А.
[7] по П. Массену, Дж. Конджеру и др. Массен (Mussen) Пауль (род. 21 марта 1922) — американский психолог, профессор университета Беркли в Калифорнии (с 1956). Основные работы Массена посвящены исследованию развития ребёнка, отношений между детьми и родителями, а также проблеме культура и личность. Соч.: Child Development and Personality (совм. с J. Conger, J. Kagan). Конгер (Conger) Джон (род. 27 февраля 1921) — американский психолог, профессор Колорадского университета (с 1957). Известен своими работами в области психопатологии, психосоматики, развития личности детей и подростков, Соч.: Adolescence and youth: psychological development in changing world. N. Y., 1973; Child development and personality (совм. с Р. Mussen), 4-th ed. N. Y., 1974.
Система поощрений и наказаний.
Главная \ Информация \ Родителям \ Советы психолога \ Система поощрений и наказаний.
Система поощрений и наказаний
Возможно ли воспитывать ребенка без наказания? Попробуйте дать определение слову — поощрение и наказание. Вот какое определения этим двум понятиям даёт детский психолог Д.Фонтенель. По его мнению, поощрением может служить все, что приятно данному ребенку, а наказание — это лишение ребенка того, что для него важно и будет воспринято им как ощутимая потеря. Слово «наказание» для многих ассоциируется с агрессией, физическим насилием, детскими криками и слезами. Такая расправа над ребенком — не является наказанием, а демонстрацией своего превосходства над слабым и беззащитным. Наказание из древних времен произошло от слова «наказ» и подразумевает наставление, назидание и вразумление. Наказание детей всегда необходимо сопровождать сочувствием, поддержкой, прощением и обучением. Цель как поощрения, так и наказания всегда состоит в том, чтобы помочь детям в приобретении знаний, умений и навыков для использования их в своей жизни. Применять поощрение и наказание, в процессе воспитания детей, необходимо разумно, осознанно и помнить о том, что оба метода влияют на самооценку ребенка.
Давайте вместе обдумаем неприемлемые и приемлемые методы наказания.
Физическое наказание.
Конвенция о защите прав детей и другие законодательные акты в нашей стране запрещают физическое насилие по отношению к ребенку с чьей бы то ни было стороны. Применение физических наказаний в педагогической практике свидетельствует о некомпетентности взрослого, который не способен контролировать свои чувства и поведение.
Вербальное наказание.
Также неэффективной формой наказания является вербальное, когда взрослый повышает голос на ребенка, упрекает, говорит унизительные слова, либо читает нотации. В такой ситуации у ребенка часто срабатывает психологическая защита, они отключают внимание, чтобы не воспринимать гнев взрослого направленный на него. Таким образом, мы совместно пришли к выводу о том, что физическое и вербальное наказание неприемлемы в педагогической практике. Однако, можно избежать физического наказания, используя множество эффективных методов взаимодействия с детьми и достигнуть воспитательной цели.
Потеря привилегий.
Данная форма наказания подразумевает, что дошкольник лишается определенных, важных для него поручений за совершенный проступок. Это эффективная форма наказания, однако необходимо соблюдать некоторые условия.
1. Заранее четко определить недопустимое поведение.
2. Обозначить цену провинности.
3. Последовательное применение.
Запрет на приятные для ребенка занятия.
Эта форма наказания зарубежными психологами была обозначена как «Тайм-аут». Таким наказанием ребенок на определенное время лишается приятного для него занятия, увлечения. Используя «Тайм-аут», также необходимо соблюдать ряд условий.
1. Обозначить для ребенка, за какую провинность последует его наказание.
2. Перед наказанием ребенку должно быть сделано 1-2 предупреждение.
3. Заранее сказать ребенку, на какой период ему будет запрещено любимое занятие и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
4. У взрослого должен быть спокойный, без эмоций, невозмутимый вид.
5. Последовательность действий.
Лишение поощрения.
Такая форма наказания может быть использована родителем, если в семье применяется определенная система поощрений. Лишение награды является действенным способом наказания. Отечественные и зарубежные психологи рекомендуют родителям в процессе взаимодействия с детьми использовать позитивный подход и переключить свое внимание с плохих поступков дошкольников на хорошие. Позитивный подход включает в себя: поощрения, награды и демонстрацию одобрительного отношения к ребенку. Теперь давайте задумаемся над неприемлемыми и приемлемыми методами поощрения. Эффективными и приемлемыми методами в педагогической практике являются материальные и социальные поощрения, а также поощрения, связанные с различными видами детской деятельности.
Материальные поощрения — вещи, имеющие для ребенка ценность: наклейки, значки отличия, сладости, игрушки и другие.
Социальные поощрения — один из эффективных типов поощрения, может быть выражен родителем ребенку в похвале, доброжелательных словах, рукопожатии, улыбке, похлопывании по спине. Психологи отмечают стимулирующее действие тактильного прикосновения к ребенку для формирования правильного поведения.
Поощрения, связанные с различными видами детской деятельности. Педагоги и психологи отмечают, что использование поощрений в воспитательно-образовательном процессе помогает добиться от ребенка положительных результатов.
Оперантное обусловливание (теория наказания и вознаграждения)
Что такое оперантное обусловливание?
Оперантное обусловливание — это метод обучения, который реализуется посредством вознаграждения и наказания за поведение, другими словами, это тип обучения, при котором поведение человека модифицируется его последствиями или реакцией на поведение. Поведение может меняться по форме, частоте или силе.
Этот термин был введен Б. Ф. Скиннером, который считал, что у нас есть такая вещь, как разум, но просто более продуктивно изучать наблюдаемое поведение, а не внутренние психические события.
Оперантное и классическое обусловливание
Оперантное обусловливание пытается изменить поведение, которое обычно носит произвольный характер и может поддерживаться последствиями или реакциями, в отличие от классического обусловливания, которое имеет дело с обусловливанием автоматического или рефлекторного поведения, которое не поддерживается последствиями.
Типы оперантов/ответов на поведение:
Скиннер выделил три типа ответов или оперантов, которые могут следовать за поведением.
- Нейтральные операнты — это реакции окружающей среды, которые не увеличивают и не уменьшают вероятность повторения поведения.
- Поощрение, усиливающее поведение — это реакция или последствие, вызывающее более частое проявление поведения. Подкрепление может быть положительным или отрицательным.
- Наказание, ослабляющее поведение — это реакция или последствие, в результате которого поведение проявляется реже. Как и в случае с подкреплением, наказание может быть двух видов: положительное и отрицательное.
Основные инструменты оперантного обусловливания:
- Положительные подкрепления – это благоприятные события или результаты, которые представляются после поведения. Это положительное подкрепление усиливает поведение, обеспечивая последствия, которые человек находит полезным. Например, если ваш учитель дает вам рупий. 100 (вознаграждение) каждый раз, когда вы выполняете домашнее задание (поведение), вы с большей вероятностью будете повторять это поведение в будущем, тем самым усиливая поведение, связанное с выполнением домашнего задания.
- Отрицательные подкрепления как инструмент оперантного обусловливания включают удаление неблагоприятных событий или результатов после демонстрации поведения. В этих ситуациях реакция усиливается удалением того, что считается неприятным. Например, скажем, вы должны дать своему учителю рупий. 100 каждый день (неблагоприятный исход). Но в те дни, когда вы выполняете домашнее задание, вам не нужно платить учителю (удаление нежелательного результата). Вы выполните домашнее задание, чтобы сэкономить рупий. 100, тем самым усиливая поведение при выполнении домашнего задания.
- Положительное наказание относится к неблагоприятному последствию или ответной реакции на поведение, которое приводит к уменьшению этого поведения. Например, каждый раз, когда вы опаздываете (поведение), вы получаете пощечину (последствие). Это последствие получения пощечины демотивирует вас опаздывать, тем самым ослабляя поведение.
- Негативное наказание: также известное как наказание удалением, происходит, когда благоприятное событие или результат устраняется после совершения поведения. Например, каждый раз, когда ребенок просыпается поздно (поведение) утром, у него отнимают видеоигру (последствие) на этот день. Отказ от видеоигры после нежелательного поведения приводит к уменьшению этого поведения.
Примечание об инструментах оперантного обусловливания:
Здесь термины «положительный» и «отрицательный» используются не в обычном смысле, а скорее: положительный относится к сложению, а отрицательный — к вычитанию.
То, что добавляется или вычитается, может быть как подкреплением, так и наказанием. Следовательно, положительное наказание иногда является сбивающим с толку термином, поскольку он обозначает «добавление» раздражителя или усиление интенсивности раздражителя, вызывающего отвращение (например, порка или поражение электрическим током).
Вкратце:
Оперантное обусловливание — это тип научения, при котором поведение усиливается (то есть происходит чаще), когда за ним следует подкрепление, и ослабляется (происходит реже), когда за ним следует наказание . Он основан на простой предпосылке: на поведение влияют последующие последствия. Когда вас поощряют за что-то, вы с большей вероятностью сделаете это снова. Когда вас наказывают за что-то, вы с меньшей вероятностью сделаете это снова.
Если вы являетесь практикующим специалистом в области психического здоровья и хотели бы изучить передовые методы, основанные на гипнозе, НЛП и метафорической терапии, чтобы использовать принцип оперантного обусловливания в своей терапевтической практике, ознакомьтесь с дипломом по когнитивной гипнотической психотерапии®. Если вы коуч, который хочет улучшить свои навыки и внедрить различные типы кондиционирования, чтобы помочь клиентам изменить свое поведение и привычки, то вам обязательно нужно пройти курс Когнитивного Гипнотического Коучинга®.
Наказание наградами?: Беседа с Альфи Коном
РУКОВОДСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
Сентябрь 1995 г.
Разговор с Альфи Коном
Рон Брандт
Как награды, так и наказания, говорит автор книги Наказанные наградами Алфи Кон, являются способами манипулирования поведением, которые разрушают потенциал реального обучения. Вместо этого он выступает за создание увлекательной учебной программы и заботливой атмосферы, «чтобы дети могли действовать в соответствии со своим естественным желанием узнать».
Следующее интервью было взято на ежегодной конференции ASCD 27 марта 1995 года в Сан-Франциско.
*
Алфи, мы, педагоги, довольно часто используем наказания, но мы пришли к пониманию, что это не очень эффективная мотивация. Мы убеждены, что вместо этого гораздо лучше использовать вознаграждения. Но теперь вы приходите и говорите, что это тоже неправильно. Почему?
Во-первых, давайте убедимся, что мы согласны с вашей первой предпосылкой, а именно, что наказание разрушительно. Многие считают, что если мы назовем это «последствиями» или добавим модификатор «логический», тогда все в порядке. «Логические последствия» — это пример того, что я называю «облегченным наказанием», более добрым и мягким способом ведения дел 9от 0079 до детей вместо работы с детьми.
Сказав это, я перейду к наградам. Поощрения и наказания являются способами манипулирования поведением. Это две формы ведения дел от 90 079 до 90 080 студентов. И в этом отношении все исследования, в которых утверждается, что контрпродуктивно говорить студентам: «Сделай это, или вот что я собираюсь сделать с тобой», также применимы к словам: «Сделай это, и ты получишь это. ” Эд Деси и Рич Райан из Рочестерского университета правы, когда называют вознаграждение «контролем через соблазнение».
И вы говорите, что награды так же нежелательны, как и наказания.
В силу того, что они контролируют, в долгосрочной перспективе они, скорее всего, будут вызывать отвращение. Причина в том, что, хотя учащиеся, безусловно, хотели бы получить сам подарок — пиццу, деньги или золотую звезду, — никому из нас не нравится, когда те самые вещи, которые мы желаем, используются в качестве рычагов для управления нашим поведением. Таким образом, непредвиденные обстоятельства благодеяния — «Сделай это, и ты получишь это» — объясняют его карательный статус в долгосрочной перспективе.
Вы хотите сказать, что это относится даже к детям, которые находят определенную задачу полезной ради самой себя?
Поощрения наиболее вредны для интереса, когда задача уже внутренне мотивирует. Это может быть просто потому, что при введении внешних факторов теряется гораздо больше интереса; если вы делаете что-то скучное, уровень вашего интереса уже может быть на дне.
Однако это не дает нам права обращаться с детьми как с домашними животными, когда задача неинтересна. Вместо этого нам нужно изучить само задание, содержание учебного плана, чтобы увидеть, как его можно сделать более увлекательным. Однако независимо от того, что мы делаем по этому поводу, один из наиболее тщательно изученных выводов социальной психологии состоит в том, что чем больше вы вознаграждаете кого-то за какое-то действие, тем меньше у него интереса к тому, за что его или ее вознаграждали.
В Наказание наградами вы цитируете множество исследований по подобным вопросам. Вы говорите, что это не только ваше мнение.
Верно. Существует не менее 70 исследований, показывающих, что внешние мотиваторы, в том числе пятерки, иногда похвалы и другие поощрения, не только неэффективны в долгосрочной перспективе, но и контрпродуктивны в отношении того, что нас больше всего волнует: желания учиться, приверженности хорошим ценностям, и так далее. Другая группа исследований показывает, что, когда людям предлагают вознаграждение за выполнение задачи, которая требует определенного решения проблем или творчества, или за хорошее выполнение, они, как правило, выполняют работу более низкого качества, чем те, кому не предлагалось никакого вознаграждения.
Это так противоречит нашему повседневному опыту. Все привыкли получать награды и давать их. Как педагоги, мы считаем правильным вознаграждать; дети, которые делают хорошие вещи, заслуживают награды.
Дети заслуживают интересной учебной программы и заботливой атмосферы, чтобы они могли действовать в соответствии со своим естественным желанием узнавать что-то новое.
Удивительно, как часто преподаватели используют слово «мотивация», имея в виду подчинение. Действительно, один из фундаментальных мифов в этой области заключается в том, что можно мотивировать кого-то еще. Всякий раз, когда вы видите статью или семинар под названием «Как мотивировать своих студентов», я рекомендую вам игнорировать их. Вы не можете мотивировать другого человека, поэтому такая постановка вопроса практически гарантирует использование контролирующих устройств.
Более того, мотивация — это то, с чего начинают дети. Вам не нужно подкупать маленькую девочку, чтобы она показала вам, как она умеет считать до тысячи миллионов или расшифровывать дорожные знаки. Но исследования показывают, что к середине — или, конечно, к концу — начальной школы эта внутренняя мотивация начинает резко ослабевать — по удивительному совпадению, примерно в то же время, когда оценки начинают расти.
Конечно, нереально ожидать, что все дети найдут всю учебную программу внутренне мотивирующей. Есть вещи, через которые дети просто должны пройти, не так ли?
Что ж, данный ребенок, скорее всего, будет больше интересоваться одними вещами, чем другими, но мы не говорим о том, чтобы написать что-то на доске и ожидать, что дети будут прыгать вверх и вниз и говорить: «Мне не терпится добраться до этот!»
Умелое обучение включает в себя облегчение процесса, с помощью которого дети начинают сталкиваться со сложными идеями, а эти идеи, как сказал нам Джон Дьюи, должны органично возникать из реальных интересов и забот детей. «Что больше, 5/7 или 9/11?» Правильный ответ: «Кому какое дело?» Но дети очень заботятся о том, как быстро они растут. В этом контексте навыки, необходимые для понимания, становятся интересными для большинства детей. «Чем отличается сравнение от метафоры?» Тот же ответ; лишь немногие представители нашего вида сочли бы это различие внутренне мотивирующим, но детям очень интересно написать историю о динозаврах или о том, как их уносит космический корабль.
Позвольте мне спросить о похвале, что особенно сложно, потому что это не осязаемая награда. Если я скажу одному из своих сотрудников, что он или она отлично справились с чем-то, даю ли я вознаграждение в этот момент?
Это интересный вопрос, и я бы хотел, чтобы его задавало больше педагогов, независимо от того, каким окажется ответ.
Положительная обратная связь, воспринимаемая как информация, сама по себе не является деструктивной и действительно может быть весьма конструктивной с точки зрения образования. А поощрение — помощь людям в том, чтобы они чувствовали себя признанными, чтобы их интерес к задаче удвоился, — это неплохо. Но чаще всего похвала в адрес детей принимает форму словесного поощрения, которое может иметь такой же деструктивный эффект, как и другие поощрения: ощущение контроля, искажение отношений между взрослым и ребенком, а также между ребенком и его или ее сверстниками. и это подрывает интерес к самой задаче.
Это не совпадение, что программы принудительной дисциплины в значительной степени полагаются на получение согласия путем намазывания на похвалу. Типичным примером является учитель начальной школы, которого учат говорить: «Мне нравится, как Сесилия сидит, такая милая, спокойная и готовая к работе». У меня есть несколько возражений против этой практики.
Почему?
Во-первых, учительница не оказала Сесилии никакой услуги. Вы можете себе представить, как другие дети подходят к ней после уроков: «Мисс «милый и тихий» мужлан!»
Во-вторых, учитель только что превратил обучение в стремление к триумфу. Она ввела соревнование в классе. Теперь это соревнование, кто самый милый и тихий ребенок, а остальные только что проиграли.
В-третьих, это принципиально мошенническое взаимодействие. Учительница делает вид, что разговаривает с Сесилией, но на самом деле она использует Сесилию, чтобы манипулировать поведением других людей в комнате, а это просто нехороший способ иметь дело с людьми.
В-четвертых, и, возможно, самое важное, я прошу вас подумать над тем, какое слово является самым важным в этом выражении. Кажется, это I . Даже если такая практика «работает», она сработала только для того, чтобы заставить Сесилию и других наблюдателей задуматься о том, что я требую, независимо от того, по каким причинам я могу или не могу попросить ее что-то сделать. Сесилии ни на йоту не помогли задуматься о том, как ее опыт влияет на других людей в комнате или каким человеком она хочет быть.
В связи с этим мне нравится думать о вопросах, которые детям рекомендуется задавать в различных классах. В одной из них преобладают последствия, и детей заставляют думать: «Что они хотят, чтобы я сделал, и что со мной произойдет, если я этого не сделаю?» В классе, ориентированном на поощрение, включая тот, который характеризуется похвалой, детей заставляют спрашивать: «Что они хотят, чтобы я сделал, и что я получу за это?» Обратите внимание, насколько фундаментально похожи эти два вопроса и насколько радикально каждый из них отличается от вопроса «Каким человеком я хочу быть?» или «Какой класс мы хотим иметь?»
А как насчет менее успешных учеников? Многие воспитатели твердо убеждены, что их нужно хвалить даже больше, чем других детей. Их нужно хвалить, когда они делают хоть малейший прогресс.
Ни одно исследование не подтверждает идею о том, что похвала детей за то, что они медленно взбираются по лестнице, построенной взрослыми, помогает им развить чувство компетентности. Действительно, похвала за успехи в относительно легких задачах дает понять, что этот ребенок не должен быть очень способным. Более того, детям не помогают найти сам материал важным или интересным, если их за это хвалят. В общем, чем больше детей побуждают делать что-то за вознаграждение, материальное или словесное, тем больше снижается интерес в следующий раз, когда они это делают. Это можно частично объяснить тем фактом, что похвала, как и другие поощрения, в конечном счете является инструментом контроля, но также и тем фактом, что если я хвалю или награждаю ученика за что-то, ребенок делает вывод: «Это должно быть что-то, чего я не хотел бы делать; иначе им не пришлось бы подкупать меня, чтобы я это сделал».
То, что вы говорите, вряд ли примет большинство людей. Кажется, что это противоречит нашему повседневному опыту.
То есть, то нет. Например, родители подходят ко мне и говорят что-то вроде: «Знаешь, смешно, что ты это говоришь, потому что буквально вчера я попросила своего ребенка убрать со стола после ужина, а он сказал: «Что ты мне дашь за это?»». Что мне кажется замечательным в этом, так это не то, что сказал ребенок, а то, что родитель просит меня покачать головой и посочувствовать этим детям сегодня. Я хочу спросить: «Как вы думаете, откуда ребенок научился этому?» И если я спрошу об этом без особых подсказок, люди поймут.
В Миссури даже проведено исследование, показывающее, что когда студентов спрашивали: «Как вы думаете, поощрения повышают или понижают интерес к задаче?» они неправильно угадали. Но как только результаты исследования были объяснены, все сказали: «О да, я знал это». У многих людей был опыт делать что-то просто потому, что им это нравилось — до тех пор, пока им не начали платить за это, после чего они и мечтать не могли делать это снова без оплаты. Феномен, при котором внешние мотиваторы заставляют испаряться внутреннюю мотивацию, не ходит у нас на языке, но и не так далек от сознания.
Все равно, это другой способ думать о вещах. Например, мне нравится, когда люди признают меня за какое-то достижение.
Да, конечно. Мы все хотим, чтобы нас ценили, поощряли и любили. Вопрос в том, должна ли эта потребность принимать форму покровительственного похлопывания по голове и слов «Хороший мальчик», на что, как мне кажется, наиболее логичным ответом будет «Гав!»
Теперь я знаю много взрослых, которые являются наркоманами похвалы: к сожалению, они не могут думать о ценности своих действий, действий и продуктов и полностью зависят от того, кто скажет им, что они хорошо поработали. Это логическое завершение маринования в похвалах в течение многих лет. Но, возможно, есть более вдохновляющий и уважительный способ поделиться своим мнением, чем словесное вознаграждение.
Меня поражают учителя, которые снова и снова говорят мне: «Вы не понимаете, какое происхождение и семейная жизнь у этих детей; они родом из мест, лишенных любви, иногда жестоких, и ты говоришь мне не хвалить их? Мой ответ: «Да». Эти дети нуждаются в безусловной поддержке, поощрении и любви. Хвала не просто отличается от этого; это наоборот. Похвала — это: «Прыгай через мои обручи, и только тогда я скажу тебе, какую прекрасную работу ты проделал и как я горжусь тобой». И это может быть проблематично. Конечно, при положительной обратной связи это вопрос нюансов, акцентов и реализации. Это не относится к золотым звездочкам, шоколадным батончикам и пятеркам, которые, я считаю, разрушительны по своей сути.
Один из центральных мифов, которые мы носим в наших головах, заключается в том, что есть одна единственная сущность, называемая «мотивацией», которой у человека может быть больше или меньше. И, конечно же, мы хотим, чтобы у детей было больше, поэтому мы предлагаем им пятерки, похвалу и пиццу. Дело в том, что существуют качественно разные виды мотивации. Нам нужно перестать спрашивать: «Насколько мотивированы мои ученики?» и начните спрашивать » Как мотивированы мои ученики?» Мотивация, вызванная внешними стимулами, не просто менее эффективна, чем внутренняя мотивация; это угрожает подорвать эту внутреннюю мотивацию, это волнение по поводу того, что человек делает.
Так что же вы предлагаете вместо этого?
Иногда я говорю о трех C мотивации. Первый клиент доволен. Гораздо менее интересен для меня, чем вопрос о том, научился ли ученик тому, чему он должен научиться, вопрос: «Дано ли ребенку какое-то занятие, заслуживающее изучения?» Если вы спросите меня, что делать, если ребенок «не на работе» — одно из наших любимых модных словечек, — мой первый ответ будет: «Какое задание?» Если вы даете им мусор, да, вам, возможно, придется подкупить их, чтобы они это сделали. Если детям приходится бесконечно заполнять пробелы в словах, в ближайшее время вы не избавитесь от поощрений или угроз.
Второй С — это сообщество: не только совместное обучение, но и помощь детям в том, чтобы они чувствовали себя частью безопасной среды, в которой они могут свободно просить о помощи, в которой они начинают заботиться друг о друге, а не поддаваться манипуляциям, чтобы делиться или нет. быть злым. Часть выдающейся работы по созданию заботливых сообществ проделана Центром исследований развития в Окленде, Калифорния.