Направления развития личности: Особенности развития личности у ребенка и подростка

3.5. Основные направления и тенденции развития личности.

Комментарии

Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно класси­фицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сто­рон личности.

Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер личности. Названные сферы личности развива­ются в процессе обучения и накопле­ния человеком опыта интеллектуаль­ного и эмоционально-волевого поведе­ния. Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоционально-волевого восприя­тия воздействий окружающего мира и социальной среды, формирования це­лостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности. Развитие направленности, характера и способностей личности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-потребностной сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии.

Мож но также изучать и характеризовать доминирующие линии развития харак­тера и способностей человека, их основных особенностей.

Развитие психологической структуры деятельности личности. Психологическая структура деятельности личности развивается в потоке изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны самой деятельности человека.

Основные тенденции психического развития. Тенденция 1 выража­ется в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оцен­ки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, сознатель­ному взаимодействию с ними.

Тенденция 2 выражается в станов­лении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга чело­века, усложнении его эмоционально-волевой сферы.

Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченной, к аб­страктно-логическому ее осмыслению.

Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и ус­ложнением всех сторон жизни и дея­тельности личности, что приводит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способнос­тей, осмыслению положительных и от­рицательных сторон темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершенствования личности.

Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса форми­рования личности, возможных направ­лениях ее адаптации к социальному и профессиональному окружению.

Комментарии

Подход Б. Г. Ананьева. Рассматривает человека, личность в единстве четырех сторон: 1) человека как био­логического вида; 2) онтогенеза и жиз­ненного пути человека как индивида; 3) человека как личности; 4) человека как части человечества.

Подход К. А. Абульхановой.

Представляет личность как субъект жизненного пути и субъект деятельности. В основе ее развития лежит раз­витие таких качеств, как активность (инициатива, ответственность), спо­собность к организации времени, со­циальное мышление.

>

Подход Д. И. Фельдштейна. Согласно ему, в онтогенезе личность раз­вивается поуровнево, проходя различ­ные этапы социальной зрелости. При этом ведущим фактором ее формиро­вания является общественно полезная деятельность.

Подход В. Н. Мясищева. Рассматривает ядро личности как систему ее отношений к внешнему миру и самому себе, которая формируется под воздей­ствием отражения сознанием человека окружающей действительности, явля­ясь одной из форм этого отражения.

ПодходА. Н. Леонтьева и А. В. Петровского. Согласно этому подходу, при объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, че­рез которые преломляются все вне­шние воздействия, в силу чего в личнос­ти можно выделять компоненты разной меры общности и устойчивости.

Подход К. К. Платонова. Согласно ему, личность имеет динамическую функциональную структуру, элемента­ми которой являются: 1) направлен­ность, 2) опыт, 3) особенности психи­ческих процессов и 4) биопсихологи­ческие свойства.

Подход Д. Н. Узнадзе. Рассматривает личность как целостное и духов­ное образование, мотивы и поступки которого могут носить и неосознанный характер. Д.Н. Узнадзе — основатель теории установки как общепсихологи­ческой концепции, раскрывающей закономерности развития и функциони­рования психики личности в процессе ее целенаправленной активности.

Подход военных психологов.

Согласно ему, личность — это конкретный человек, являющийся представите­лем определенного общества, определен­ной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осоз­нающий свое отношение к окружающе­му и наделенный определенными индивидуально-психологическими и социаль­но-психологическими особенностями.

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Физкультурно-оздоровительное развитие.

Основной задачей работы педагогического коллектива является сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Педагогами ДОУ разработаны перспективные планы по физкультурно-оздоровительной работе, в которых указаны все аспекты развития данного направления в работе с детьми. С целью снижения заболеваемости в ДОУ проводятся оздоровительные мероприятия по профилактике ОРЗ. Для реализации физкультурно-оздоровительного направления в детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы. Решаются задачи охраны и укрепления здоровья детей и формирования здорового образа жизни воспитанников. Это, прежде всего физкультурные занятия, которые строятся так, чтобы они были интересными для ребят, насыщенными разнообразными видами движений и игр. Вся работа по физическому воспитанию детей проводилась с учетом состояния здоровья детей и осуществлялась воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинской сестры.

С целью снижения заболеваемости в детском саду разработана и успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни. Используются все природные факторы: вода, воздух, солнце. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. Профилактическая работа включает в себя:- облегченную одежду для детей в детском саду,- соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья.- соблюдение температурного режима в течение дня;- дыхательную гимнастику после сна;- мытье прохладной водой рук;- правильную организацию прогулки и ее длительность.В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включались корригирующие упражнения для профилактики сколиоза, нарушения осанки, плоскостопия. На физкультурных занятиях и между занятиями организовывались двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц рук, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п. Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Так, в холодное время года и после занятий, на котором дети сидели, прогулка должна начинаться с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий – с наблюдения, спокойных игр и т.д. Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в группе и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в группе и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей. Таким образом, можно заключить, что при систематическом проведении физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, дети, выпускающиеся из детского сада в школу, имеют хорошую физическую подготовленность, улучшения в состоянии здоровья, а это надёжная основа для дальнейшего обучения.
Также, воспитание детей в ДОУ в режиме здорового образа жизни, закладывает полезные навыки и умения у ребёнка на будущее.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.

Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

  • — Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • — Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
  • — Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
  • — Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
  • — Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
  • — Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
  • — Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
  • — Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.

Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.

Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.

  • — Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
  • — Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
  • — Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.

Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.

Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.

Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.

Содержание художественного воспитания включает, в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором, изделия художественных промыслов, народным костюмом.

Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.

Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки — потешки, хороводы, народные игры и т.д.

 На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части — после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.

Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:

  • — Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
  • — Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
  • — Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
  • — Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
  • — Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
  • — Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
  • — Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.

Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.

Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 — 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).

Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).

Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).

 С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.

На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.

Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.

Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.

Личность

Личность

Развитие личности

С младенчества на протяжении всей жизни развитие личность является одним из самых увлекательных и важных аспектов психологии. В исследовании развития личности у нас есть одна из лучших возможностей смотреть на физиологическое и психологическое в их взаимном влиянии. Некоторые из наиболее важных вопросов включают

  • Что оказало наибольшее влияние на личность разработка?
  • На что повлияли личные решения и выбор в важные периоды жизни?
  • В каких направлениях будет развиваться личность, если человек получит определенные виды возможностей или неудач; некоторые виды лечения; определенные варианты выбора, которые требуют принятия решений или решения проблем?

Годы работы с младенцами и детьми ясельного возраста дали мне представление о зачатки личности. Наблюдение за развитием в любой момент жизни важно; однако наблюдение за младенцами учит уникальные уроки. Для Например, некоторые из основных аспектов личности, по-видимому, присутствуют с рождения. (или раньше). Многие дети рождаются с препятствиями и трудностями, такими как недостатки или трудный темперамент, которые направляют развитие личности в сторону определенные итоги. Препятствия или проблемы могут включать такие разнообразные состояния, как синдром Дауна, судорожные расстройства или другие недостатки. Они также могут включать сенсорные гиперчувствительность, которая способствует суетливости, раздражительности, характеру и большой эмоциональный стресс в ранних детско-родительских отношениях. Такой «физические» условия не остаются чисто физическими. Они быстро стать частью психологической, социальной и эмоциональной жизни ребенка. Они становятся частью детской ожидания от себя и других; часть ожиданий родителей от ребенка; часть внутренней жизни ребенка; и часть выбора ребенка, чтобы сделать некоторые вещи и избегать других. Другие события также присоединяются к влиянию этого канала. личности и заставить ее течь, как река, через всю жизнь. Эти события может включать болезни; потеря кровной семьи и усыновление; рождение братьев и сестер; и много более. Позитивное влияние на этот «поток» развития может включать близкие отношения с родителями; завести хорошего друга; отличный учитель или образец для подражания; опыт успехов в учебе или спорте; и многое другое.

Некоторые проблемы развития личности повторяются в разных формах, на протяжении всей жизни. Например, разделение и независимость — это тема в младенческом возрасте; позже, когда ребенок отделяется от дома для требовательного полный день в школе; в подростковом возрасте, когда большинство детей стремятся к более высоким степеням отделение и независимость от родителей и других властей. Эта тема продолжается и во взрослом возрасте.

Подростковый возраст является критическим периодом для развития личности, когда существует большая способность к росту и изменению, а также риск того, что личность может развиваться в негативном направлении.

Хорошая оценка развития человека должна включать формулировку как развивалась и сейчас развивается личность ребенка. Начальный влияние следует проследить, насколько это возможно, с младенчества, наряду с основные события, которые в дальнейшем повлияли на развитие. Выбор человека, особенно в ответ на большие возможности и большие потери или неудачи также следует обсудить. Профиль сильных и слабых сторон также должен быть развитый. Также важно, как человек справился с каждой стадией развития.

Для оценки развития личности требуется несколько источников информация. Тщательная история развития должна сочетаться с интервью (для детей игра-интервью). Отчеты учителей, членов семьи или иногда могут понадобиться друзья или коллеги. Наконец, некоторые виды тесты могут дать существенное представление о личности. Поведенческие опросники важны для их стандартизации. Для детей старшего возраста, подростков и взрослые, анкеты для самоотчетов также могут быть неоценимы. Наконец, Проективные личностные тесты необходимы для понимания личности человека. внутренняя жизнь. Они дают представление о чувствах по отношению к себе; чувства к себе по отношению к другим; способы совладания с разными эмоциями; и человек типичные способы решения эмоциональных конфликтов и проблем. Главный проектив в тестах используются рисунки, истории, рассказанные на стандартный набор картинок; и чернильные пятна. При использовании опытным и квалифицированным психологом эти тесты способствуют значительно для понимания личности.

 

Copyright 2015 Том Холман, доктор философии. Все права защищены.

Исследования личности в 21 веке: новые разработки и направления в области

Расширенный поиск

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Мишель Н. Медина-Крейвен (Кафедра управления и информационных систем, Университет штата Миссисипи, штат Миссисипи, Миссисипи, США)

Кэтрин Остермайер (Департамент менеджмента, Брайантский университет, Смитфилд, Род-Айленд, США)

Pratigya Sigdyal (Кафедра менеджмента и маркетинга, Калифорнийский государственный университет – Бейкерсфилд, Бейкерсфилд, Калифорния, США)

Бенджамин Дэвид МакЛарти (Кафедра управления и информационных систем, Университет штата Миссисипи, штат Миссисипи, Миссисипи, США)

Журнал истории менеджмента

«> ISSN : 1751-1348 гг.

Дата публикации статьи: 19 августа 2022 г.

Дата публикации номера: 6 апреля 2023 г.

Загрузки

1

Аннотация

Цель

Целью данного исследования является систематическое изучение и классификация множества личностных черт, появившихся в литературе за пределами «большой пятерки» (пятифакторной модели) с начала 21-го века. Авторы утверждают, что это представляет собой новую фазу исследования личности, которая характеризуется как распространением конструктов, так и отходом от «большой пятерки», и демонстрирует существенное развитие личности как конструкта в 21 веке.

Дизайн/методология/подход

Авторы провели всесторонний систематический обзор исследований личности с 2000 по 2020 год в 17 журналах по менеджменту и психологии. Этот поиск дал 1901 статью, из которых 440 были релевантными и впоследствии закодированы для этого обзора.

Находки

Обзор, представленный в этом исследовании, раскрывает 155 признаков, помимо «Большой пятерки», которые были исследованы, которые авторы организуют и анализируют в 10 отдельных категорий. Каждая категория содержит определение, перечисляет включенные черты и выделяет образцовую конструкцию. Авторы также указывают важные результаты исследований, связанные с каждой категорией признаков.

Оригинальность/ценность

В этом обзоре классифицируются 155 личностных черт, появившихся в литературе по менеджменту и психологии, которые описывают личность вне Большой пятерки. Основываясь на этих выводах, это исследование предлагает новые направления для будущих исследований и дает представление о будущем этой области, поскольку концепция личности изменилась в 21 веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *