Направленность деятельности и направленность личности: Направленность личности — урок. Обществознание, 10 класс.

Содержание

Направленность на задачу и на взаимодействие как важные составляющие эффективной деятельности руководителя педагогического коллектива

Библиографическое описание:

Гусева, Н. В. Направленность на задачу и на взаимодействие как важные составляющие эффективной деятельности руководителя педагогического коллектива / Н. В. Гусева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3428/ (дата обращения: 21.07.2023).

Личность руководителя школы или вуза как современного участника общественной жизни и деятельности — очень сложное целое. Но в этом целом можно выделить три основных блока, характеризующих содержание главных сторон личности. Один из них — возможности личности, то есть психологические предпосылки успешности ее профессиональной деятельности, основой которой выступают способности. Следующий — стиль или психологические особенности поведения, определяемые темпераментом и характером. И, наконец, один из главных — направленность личности, представляющая собой систему ее отношений к окружающей действительности [5].

В общепсихологическом смысле направленность понимается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности независимо от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Такое определение направленности мы находим в Кратком психологическом словаре [7]. Из вышесказанного следует, что направленность, являясь сложным личностным образованием, так же как и самооценка определяет актуальное и потенциальное поведение руководителя школы или вуза, его отношение к себе и окружающим.

А. Д. Карнышев пишет о том, что в общем плане личности направленность представляет собой результат взаимодействия объективных целей жизнедеятельности с субъективными побудителями человеческой активности.

Содержание направленности трехаспектно. С одной стороны она выступает как совокупность ценностей и ориентиров, сформированных в ходе предшествующих деятельностей индивида; с другой — как актуализация и конкретизация на их основе «сиюминутных» желаний и стремлений человека, а с третьей стороны, в побуждениях прошлого и настоящего просматриваются, «просвечиваются», вырисовываются грядущие мечты и чаяния личности. В этой связи, направленность можно определить как подструктуру личности, устанавливающую смысл и ориентиры ее жизнедеятельности и определяющую актуальные мотивы поведения и деятельности человека. Содержание направленности проявляется в специфических формах: со смысловой точки зрения — это мировоззрение, менталитет, убеждения, идеалы, а с побудительной — потребности, интересы, различные влечения, желания и т. д., хотя, как полагает исследователь, непреодолимых различий между названными формами нет [2].

Первичной физиологической основой направленности у человека выступает выдвинутое И. П. Павловым и обоснованное в нейрофизиологическом плане П. Г. Анохиным понятие «рефлекс цели», представляющее собой сложный комплекс, «в котором прошлое, настоящее и будущее организма составляет единое интегративное образование». И. П. Павлов — объективный и строгий исследователь очень эмоционально обосновал роль данного образования в судьбе человека: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой. Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели…. Жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель» [6].

В чисто научном плане соотношение целей и мотивов деятельности (жизнедеятельности) является определенной проблемой. В частности, А. И. Леонтьев считал, что субъективные мотивы предопределяют цели деятельности, а К. К. Платонов доказывал, что деятельность имеет истоком объективную цель, ставшую субъективной, т. е. соотнесенной с потребностями конкретной личности. Можно много дискутировать о том, что здесь первично и что вторично, однако, как и А. Д. Карнышев [2] мы считаем, что чем взрослее и зрелее личность, тем чаще она сама обосновывает и устанавливает цели деятельности (жизнедеятельности), исходя из собственных интересов и потребностей. Непосредственно сам механизм зарождения направленности человека, а так же процесс взаимоотношения внутреннего и внешнего мы находим в трудах С. Л. Рубинштейна. Считаем необходимым остановиться на этом подробнее.

Согласно трактовке данного исследователя, испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем заинтересован, что является для него потребностью, интересом порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, тяготящее его беспокойство, от которого он стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная, динамическая тенденция, которая выступает как стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, на которую она направлена. По мере того, как тенденции опредмечиваются, они осознаются и становятся все более сознательными мотивами деятельности, более или менее адекватно отражающими объективные движущие силы деятельности человека.

С. Л. Рубинштейн пишет о том, что всякая динамическая тенденция, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то, находящимся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место, например, во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других случаях, наоборот, эта двусторонняя зависимость или соотношение может устанавливаться, направляясь сначала извне во внутрь.

Так происходит, когда общественно значимые цели и задачи, которые ставятся обществом перед индивидом, им принимаются и становятся личностно значимыми для него.

В возможности такой обратимости зависимости между значимостью цели и влечением, стремлением, волей заключается специфическая и своеобразная черта направленности человека и тенденций, которые ее образуют. Поэтому проблема направленности носит двойственный характер, поскольку это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами.

Исследователь подчеркивает, что мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим миром.

Развитие и перестройка уже имеющихся потребностей и интересов сочетаются с проявлением, зарождением и развитием новых. И направленность личности, как справедливо отмечает исследователь, выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности [10, с. 103–121].

Таким образом, направленность представляет собой совокупность устойчивых мотивов личности, ориентирует ее относительно независимо от наличных ситуаций, характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение. В то же время, направленность личности определяет цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Как система отношений личности к действительности направленность представляет собой следующую триаду: отношение к другим людям как к членам коллектива; отношение к труду и его результатам, продуктам; отношение к самому себе. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность или направленность на себя (НС). Ознакомимся с характеристиками различных видов направленности.

Направленность на взаимодействие (ВД) есть основания выделить в том случае, если поступки и поведение руководителя определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать плодотворные отношения со своими подчиненными. Такой руководитель проявляет неподдельный интерес к совместной деятельности, способствует успешному выполнению основных целей и задач управленческой деятельности.

Деловая направленность или направленность на задачу (НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых деятельностью: увлечение процессом работы, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Руководитель с деловой направленностью обычно ориентируется на сотрудничество с коллективом и добивается наибольшей продуктивности труда своих подчиненных, если возникает такая необходимость, то старается обоснованно доказать свою точку зрения, которую считает полезной для выполнения задания.

Личная направленность или направленность на себя (НС) характеризуется преобладанием мотивов собственного благополучия: стремлением к личному первенству и престижу. Такой руководитель чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами, переживаниями и мало реагирует на потребности окружающих его людей. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания, свои личные интересы, ставя выше всего остального.

Размышляя о структуре личности руководителя, мы говорим об управленческой направленности, которая является главной действующей силой, формирующей основные профессионально-ценностные качества менеджера: интерес и склонность к управленческой деятельности, намерение ей заниматься. Выраженным показателем управленческой направленности являются склонности и намерения, связанные с потребностью индивида в достижении поставленных целей в области избранной профессиональной деятельности, стремлении совершенствовать знания, умения, навыки, связанные с ней. Согласно Н. В. Кузьминой, личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической управленческой деятельности, что особенно актуально, на наш взгляд, для руководителя педагогического коллектива [3].

Рассматривая социально-психологическую структуру личности руководителя, А. П. Устюжанин, Ю. А. Угрюмов, наряду с общими качествами, специфическими свойствами, индивидуально-психологическими особенностями, ее подготовленностью, выделяют направленность личности, определяющую мотивацию и устремленность человека к определенному виду деятельности. Далее авторами отмечается, что для руководителя направленность личности играет особую роль, так как он должен формировать коллектив, поддерживать дисциплину труда, выполнять производственную (государственную) программу, то есть обладать высокими деловыми качествами и организаторскими способностями [12]. Остановимся на этом подробнее.

А. А. Бодалев в книге: «Психология о личности» [1], а именно в главе о качествах личности, необходимых для успешного общения пишет о том, что руководитель должен знать и понимать людей, уметь найти подход к каждому. Для достижения такого понимания, овладения умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелательного отношения к окружающим, руководителю необходимо знание психологии человека, его ценностных ориентаций, выражающихся в его идеалах, потребностях, интересах, в уровне притязаний. Необходимо также знание имеющегося у человека представления о себе, — что нравится в себе самом, что он себе приписывает, против чего восстает.

Организация эффективных воздействий на людей, предполагает умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого сотрудника. Вместе с тем своеобразие другого человека будет улавливаться случайно, если отсутствуют качества, делающие нас знатоками других людей. Главное, как отмечает А. А. Бодалев, с чего начинается развитие этих качеств, — это формирование у человека такой направленности, при которой другие люди стояли бы не на периферии, а в центре складывающейся у него системы ценностей. Что в этой системе на переднем плане — гипертрофированное «я» или «ты», «мы» — это оказывается вовсе не безразлично для проявления умения глубоко проникать в другую личность, правильно строить с ней взаимоотношения.

Так, сформированная личностная направленность на человека способствует успешности общения, выбору наиболее соответствующих особенностям другого человека способов взаимодействия с ним, если в этой направленности проявляется отношение, отвечающее моральным нормам: такое отношение порождает в личности ориентировку прежде всего на положительные качества в другом человеке, что важно для общения, так как способствует раскрытию личностного потенциала человека, с которым мы общаемся. А. М. Горький, имея в виду это значение направленности на человека, говорил, что в каждом человеке скрыт бубенчик и, если его затронуть, человек зазвучит всем лучшим, что у него есть [по 1]. Чувствование бытия чужого «ты» так же сильно, как бытия своего «я» идет от глубокого и устойчивого интереса к людям. Поэтому для руководителя педагогического коллектива так важна направленность на других людей.

Понимая значение развития направленности на других людей, необходимой для полноценного общения в нашем обществе, выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир» [11, с. 20]. Между тем факты показывают, что чувствование чужого «ты» с той же силой, как чувствование своего «я», имеет место далеко не у всех людей. Так, Н. В. Ревенко установила, что у одной части руководителей различных предприятий направленность на людей сформирована весьма слабо, зато сильно развита направленность на технику, продукцию, которую должно выпускать предприятие. У другой части их она обнаружила ярко выраженную направленность на других людей — подчиненных и вышестоящих начальников, а чаще на тех и других со всей сложностью их взаимоотношений — и сравнительно слабую направленность на техническую сторону деятельности предприятия, его продукцию и экономику. Наконец, у третьей части руководителей она нашла направленность на людей и на технику, продукцию предприятия, на экономические показатели его деятельности. Руководители, отнесенные к последней группе, наиболее успешно решали как чисто производственные задачи, так и задачи социальные [9].

По мнению некоторых авторов [8], в зависимости от степени выраженности направленности на ту или иную сферу жизнедеятельности группы можно выделить типы лидеров ориентированных:

  • на решение групповых задач;

  • на общение и взаимоотношение в группе;

  • универсальных лидеров. Кроме того, таких универсальных лидеров, как показали наши собственные исследования, можно встретить на руководящих должностях в педагогических коллективах.

Наше исследование осуществлялось на базе общеобразовательных школ (МОУ СОШ № 9, № 11, № 15, № 17, гимназии № 1) города Иркутска и ВУЗов (ИГУ, ИГПУ) с участием руководителей педагогических коллективов в количестве семнадцати человек по семнадцати методикам индивидуально с каждым. В диагностическом исследовании были задействованы в школах — директора и их заместители, заведующие кафедрами и деканы факультетов в вузах.

Для анализа составляющих поведенческого компонента профессиональной направленности личности использовалась методика выявления вида направленности В. Смекал, М. Кучера [4], что позволило выяснить основные тенденции поведения личности руководителя педагогического коллектива.

Результаты расчета свидетельствуют о доминировании у руководителей вузов деловой направленности при слабом развитии направленности на себя и достаточном на взаимодействие с другими участниками педагогического процесса, что указывает на положительный прогноз их деятельности. У руководителей школ, так же как у руководителей вузов, направленность на задачу является преобладающей. Однако второе по значимости место занимает направленность на себя, затем следует направленность на взаимодействие. Полученные показатели могут свидетельствовать о завышенной самооценке руководителей школ, о некоторой авторитарности в управлении, что подтверждено диагностическими результатами, полученными при помощи других методик исследования.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Психология о личности — М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.

  2. Карнышев А. Д. Социальная и экономическая психология: научно-практическое руководство для бакалавров и магистрантов. — Иркутск: Изд-во БУГЭП, 2011. — 484 с.

  3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высш. шк., 1990. — 117 с.

  4. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования/Е. М. Никиреев. Учебное пособие. — М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.

  5. Обозов Н. Н. Психология работы с людьми: советы руководителю. — Киев: Политиздат Украины, 1990. — 205 с.

  6. Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. — М.: Медгиз, 1951. — 505 с.

  7. Психология: Словарь/Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

  8. Психология: учебник для гуманитарных вузов. Под общей редакцией В. Н. Дружинина. — Спб.: Питер, 2007. — 650 с. — (Учебник нового века).

  9. Ревенко Н. В. Социально-психологический анализ стиля руководителя: Автореф. Канд. дис. М., 1980.

  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т 2. — М.: Педагогика, 1989. — 328 с.

  11. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М.: Мол. Гвардия, 1979. — 335 с.

  12. Устюжанин А. П., Угрюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. — М.: Колос, 1993. — 112 с.

Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов

‘; for (var i = 0; i

193

Аннотация

Одним из ведущих факторов психологической готовности к профессиональной педагогической деятельности необходимо считать профессиональную направленность на первоначальном этапе развития личности. Формирование профессиональной направленность у студентов педагогического направления укрепляет положительное отношение к будущей профессии учителя, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания ВУЗа. Постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, человек должен удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии учителя. Это позволит в будущем достичь высоких результатов своей деятельности, стать мастером, новатором в своей профессии, иначе говоря, достичь акмеологического пика профессионализма.

Рубрика издания: Психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки специалистов системы образования (педагог, педагог-психолог, психолог в социальной сфере) к деятельности в соответствии с новыми образовательными и профессиональными стандартами

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Спиридонова Е. А. Формирование профессиональной направленности личности студента как ведущий фактор профессионализма в педагогической деятельности // Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. С. 38–42.

Фрагмент статьи

В период обучения в ВУЗе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов педагогического отделения развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии и в будущем достичь мастерства и признания. Профессиональная направленность личности выражается положительным отношением к профессии учителя, склонностью и интересом к ней, желанием совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. При этом профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной педагогической деятельности и относящихся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов.

Полный текст

В период обучения в ВУЗе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов педагогического отделения развивается и формируется профессиональная направленность личности, то есть личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии и в будущем достичь мастерства и признания. Профессиональная направленность личности выражается положительным отношением к профессии учителя, склонностью и интересом к ней, желанием совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. При этом профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной педагогической деятельности и относящихся к ней интересов, идеалов, установок, убеждений, взглядов.

Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов – будущих учителей, характеризуются устойчивостью, доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой. Будучи сформированной, ставшей свойством личности, такая профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов и эффективность деятельности в целом. Это позволит в будущем специалисту достичь высоких результатов своей педагогической деятельности, стать мастером, новатором в своей профессии, иначе говоря, достичь акмеологического пика профессионализма [1].

Необходимо формировать профессиональную направленность у студентов: укреплять у них положительное отношение к будущей профессии учителя, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания ВУЗа. Постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, человек должен удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии.

Однако, все попытки формирования профессиональной направленности обречены на провал, если выбор ВУЗа, а вместе с ним и будущей профессии сделан не сознательно, а случайно. Выбор профессии , в частности поступление в педагогический ВУЗ или на педагогическое отделение, очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами: выбором родителей, близким расположением от дома, за компанию, относительно низкими проходными баллами. Для молодых людей это возможность избежать призыва в армию: по последним оценкам среди получающих первое профессиональное образование для больше трети студентов. ВУЗ выполняет роль «социального убежища» не только для ребят, подлежащих призыву, но и просто для «профориентационно незрелых» людей. В результате профессию человек выбирает не в школе, а уже в ВУЗе. Такой вывод подтверждается результатом анкетирования, проведенным с учащимися 10 и 11 классов  в нескольких школах города Саратова. По результатам данного опроса только 33% уже определились с профессией или хотя бы выбрали ВУЗ, 25% – определились с направлением (техническое, гуманитарное и т. д.), а 42% так и не определились с тем, чем бы им хотелось заниматься во взрослой жизни.

Такая профориентационная «незрелость» приводит к тому, что в настоящее время около 40 % людей меняют профессию уже в течение двух лет после окончания профессионального училища, техникума или ВУЗа, а в целом 80 % населения работает не по специальности, указанной в дипломе. Что касается профессии учителя, то 20% учителей сельских школ не имеют педагогического образования или находятся в процессе его получения, являясь студентами заочной формы обучения. В городских школах, несмотря на огромное количество выпускников, отмечается постоянная нехватка квалифицированных кадров, особенно учителей математики, русского и иностранных языков. Это объясняется нежеланием или неготовностью выпускников идти в школу сразу после окончания ВУЗа, они еще в «поиске себя», хотят попробовать что-нибудь другое, новое. Естественно, это подразумевает и потерю денег государством, вложившим средства сперва в обучение специалистов, а потом их переквалификацию. Кроме того, это потеря личного времени как преподавателей, так и студентов. В итоге, человек приходит в свою профессию не в самый оптимальный период с точки зрения, как психологии, так и физиологии. Все это может помешать максимально, развиться творческим и профессиональным способностям, стать причиной формирования посредственного специалиста.

Причин этого, разумеется, много, но очевидно также, что методы общего среднего и профессионального образования в настоящее время практически не содержат профориентационных компонентов. Для предупреждения такой ситуации необходимо насытить традиционное содержание образования новыми методами профориентациии. Необходимо создавать все условия в первую очередь для того, чтобы человек уже в школе почувствовал себя субъектом профессионального, жизненного и культурного самоопределения, автором собственной биографии и человеком, причастным к созданию общественно значимого продукта.

Актуальность данной сферы научных интересов заключается не только в необходимости поиска направлений и методов профориентационной работы, отвечающих новым тенденциям социально-экономической жизни России, связанным с осложнением ситуации на рынке труда и появлением молодежной безработицы. А так же в особенности ситуации профессионального самоопределения молодежи в настоящий период: широкими возможностями профессионального выбора и неоднозначностью профессиональных и ценностных ориентиров общества. В сложившихся условиях возрастает роль внутренних факторов профессионального выбора. Поэтому решение проблемы подготовки старшеклассников к самостоятельному, осознанному профессиональному самоопределению первокурсника предполагает исследование целостного представления личности о собственном жизненном пути [2].

Положительные изменения в содержании профессиональной педагогической направленности проявляются тогда, когда крепнут мотивы, связанные с будущей профессией учителя: стремление хорошо выполнять свои обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом, растут притязания успешнее решать сложные учебные вопросы, задачи, усиливается чувство ответственности, желание добиться успеха.

Вместе с развитием отношения к общественному долгу, к себе, к своим стремлениям, чувствам изменяется содержание профессиональных мотивов. Встречаются случаи регресса профессиональной направленности (под влиянием неожиданных трудностей в обучении и других причин). Снижается ее общественный уровень, ослабевают деловые мотивы, с которыми пришел студент в ВУЗ. На первом, втором курсах можно услышать от студентов, что они сомневаются в правильности своего выбора профессии учителя. Однако, только на старших курсах, когда они проходят педагогическую практику и непосредственно погружаются в работу учителя – предметника, учителя – воспитателя, студенты полностью осознают ответственность выбранной профессии, сопоставляют свои желания, возможности с колоссальной психологической нагрузкой.

Одной из наиболее важной предпосылкой формирования профессиональной направленности, безусловно, является положительная мотивация в выборе профессии. Как показали исследования, мотивы выбора профессии и мотивы обучения в ВУЗе органически взаимосвязаны в общей структуре личности.

Часть молодежи выбирает ВУЗ, руководствуясь интересом к профессии. Ведущие мотивы выбора профессии связаны с ее содержанием и творческими возможностями, однако треть студентов, а в технических вузах почти половина не руководствуются мотивом интереса к профессии; причем каждый пятый из этой категории откровенно заявил о случайности своего выбора.

Немало важно то, что интерес к профессии учителя не всегда подкрепляется достаточно глубоким и конкретным (в пределах возможных требований к абитуриенту) представлением о будущей профессиональной деятельности. За интерес к профессии принимается нередко интерес к тем или иным учебным дисциплинам, сказывается также увлеченность какой-либо одной, иногда внешней стороной профессии. Молодые люди нередко плохо информированы о конкретных требованиях, которые будут предъявляться к ним как специалистам, об обыденных и теневых сторонах будущей работы. Они подчас не могут разобраться в своих мотивах, склонностях и способностях. Не случайно более трети опрошенных студентов либо не уверены в правильности своего выбора, либо отрицательно относятся к избранной профессии. И эта тенденция довольно устойчива, существенных изменений на протяжении последних лет не наблюдается [3].

В настоящее время социологические опросы показывают, что значительная часть выпускаемых специалистов имеет негативную установку к своей профессии. Причины такого положения – как субъективного, так и объективного порядка. Наиболее сильный фактор – изменение представления о профессии по сравнению с довузовским. В ВУЗах пока еще в должной мере не проводится целенаправленная работа по воспитанию заинтересованного отношения к избранной специальности. Тем самым не восполняются пробелы довузовской профориентации, которая является лишь начальным этапом в формировании профессиональной направленности личности.

Для формирования профессиональной направленности необходимо убеждать в возможностях овладения профессией учителя, внушать уверенность в перспективности будущей работы, пропагандировать трудовые традиции, показывать эстетические стороны профессии, ее творческий характер. Другой путь – организация деятельности, учебы, общественной работы студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность приобретает нужные черты в деятельности, которая по содержанию и условиям своего осуществления психологически и фактически приближена к деятельности специалиста после окончания ВУЗа. Речь идет о моделировании профессионального труда (его задач, стиля, способов, мотивов), создании условий, при которых студенты на основе полученных знаний, опыта, качеств упражняются в успешном выполнении функций специалистов по профилю своего ВУЗа. Например, показателями профессионально-педагогической направленности являются наличие интереса к педагогической деятельности и профессионально-педагогического самовоспитания. Именно в период педагогической практики в школе происходит становление профессионально-педагогической направленности у большинства студентов [4]. Формирование профессионально-педагогической направленности у студентов оптимально протекает при наличии определенной психологической подготовки и возможности практического применения своих профессиональных знаний, умений и навыков.

Большую роль в укреплении профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Как отмечалось, обязательным условием подготовки специалистов высокого класса становится участие в студенческих научных обществах, конструкторских бюро, выполнение ими прикладных дипломных проектов.

Важно заботиться о положительном эмоциональном отношении к учебе, общественной работе, участию в творческих коллективах, строительных отрядах, показывать значимость этих видов деятельности, обеспечивать успех их выполнения, создавать в коллективах атмосферу дружелюбия, доброжелательности, условия для самоутверждения, завоевания авторитета каждым студентом. Пример преподавателей, их отношение к профессии также являются факторами формирования профессиональной направленности.

Следует отметить, что хотя яркие впечатления и новизна фактов, обстановки влияют на интерес к профессии, но они не являются главным в его развитии. Более важными являются осмысливание значимости занятий, самостоятельная умственная деятельность студентов, овладение знаниями. Когда студент испытывает удовлетворение от познания сложного материала, решения проблемного вопроса, нахождения решения трудной задачи, у него развивается действенный познавательный интерес и интерес к своей профессии.

Литература

  1. Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. – М., 2001.
  2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. — М. 2007. -110 с.
  3. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 2009.- 207 с.
  4. Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению» // Директор школы.-2006. -№3. С.65-71.

Спиридонова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры технологического образования факультета психолого-педагогического и специального образования, ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Метрики

Просмотров

Всего: 5160
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 193
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2

Types of Orientation and Onboarding – indiafreenotes

Специалист по профориентации Джон Холланд говорит, что личность (включая ценности, мотивы и потребности) является одним из факторов, определяющих выбор карьеры. Например, человека с сильной социальной ориентацией может привлечь карьера, предполагающая межличностные отношения, а не интеллектуальную или физическую деятельность, а также такие занятия, как социальная работа.

Основываясь на своем тесте профессионального предпочтения (VPT), ​​Холланд обнаружил шесть основных типов ориентации.

  1. Реалистичная ориентация

Этих людей привлекают занятия, связанные с физическими действиями, требующими навыков, силы и сотрудничества. Примеры включают лесное хозяйство, сельское хозяйство и сельское хозяйство.

  1. Следственная ориентация

Людей, занимающихся расследованиями, привлекает профессия, связанная с когнитивной деятельностью (мышление, организация и понимание), а не с воздействием на деятельность (чувствование, действие или межличностные и эмоциональные задачи). Примеры включают биолога, химика и профессора колледжа.

  1. Социальная ориентация

Этих людей привлекает карьера, связанная с межличностным общением, а не с интеллектуальной или физической деятельностью. Примеры включают клиническую психологию, дипломатическую службу и социальную работу.

  1. Обычная ориентация

Традиционная ориентация отдает предпочтение карьере, предполагающей структурированную, регулируемую правилами деятельность, а также карьере, в которой ожидается, что работник подчиняет свои личные потребности потребностям организации. Примеры включают бухгалтеров и банкиров.

  1. Предприимчивая ориентация

Вербальная деятельность, направленная на влияние на других, характеризует предприимчивых личностей. Примеры включают менеджеров, юристов и руководителей по связям с общественностью.

  1. Художественное направление

Людей здесь привлекает карьера, связанная с самовыражением, художественным творчеством, выражением эмоций и индивидуальной деятельностью. Примеры включают художников, менеджеров по рекламе и музыкантов.

Большинство людей имеют более одной профессиональной ориентации (они могут быть реалистичными, социальными и исследовательскими), и Холланд считает, что чем более похожи или совместимы эти ориентации, тем меньше внутренних конфликтов или нерешительности человек столкнется при выборе профессии.

Типы адаптации

Существует множество различных типов программ адаптации, которые реализуются различными организациями для достижения одной и той же цели: ввести нового сотрудника в соответствующую организацию и подготовить его/ее к конструктивной роли в реализации целей организации.

Наиболее распространенный тип программы включает краткое ознакомительное занятие, на котором новый сотрудник заполняет необходимые документы и получает соответствующие раздаточные материалы, объясняющие миссию, политику и ожидания компании. Другие программы включают формальные учебные занятия, программы наставничества, участие руководства и другие подобные инициативы, направленные на вовлечение успешных сотрудников высшего звена в процесс ориентации.

Обычно небольшие компании не имеют необходимых ресурсов для реализации эффективной и формальной программы адаптации. Поэтому новых сотрудников часто кратко знакомят с компанией, а затем ожидают, что они будут учиться в ходе хорошо известного процесса проб и ошибок.

Поскольку существуют разные типы адаптации сотрудников, существуют и различные стороны адаптации. Давайте подробно разберемся с различными аспектами адаптации сотрудников.

  1. Адаптация штатных сотрудников

Часто называемая организационной социализацией, адаптация сотрудников относится к процессу, посредством которого новые сотрудники приобретают необходимые знания, навыки и поведение, чтобы стать эффективной частью существующей команды.

По оценкам рынка человеческих ресурсов, 50% неудач при приеме на работу происходят в течение 18 месяцев на должности, отличные от высшего уровня, крупные и малые компании стараются убедиться, что их сотрудники не входят в число 25% населения, которое каждый год ищет возможности смены карьеры.

  1. Пользователь / Потребитель Онбординг

Процесс адаптации, используемый для повышения вероятности того, что новый пользователь успешно воспользуется вашим продуктом/услугой после покупки, известен как адаптация пользователей. Основная причина, по которой компании делают это жизненно важной частью своей маркетинговой стратегии, — это удержание клиентов.

Удержание пользователей важно сегодня, потому что почти у каждого продукта/услуги есть как минимум сотня альтернатив с конкурентоспособными предложениями и ценами. Большинство компаний теряют своих пользователей в первые два месяца после покупки либо потому, что опыт после продажи разочаровал потребителя, либо потребитель просто не понял, как извлечь максимальную пользу из своей покупки.

  1. Подключение клиента

Одна из наиболее важных функций как для B2C, так и для B2B-компаний. Онбординг клиентов напрямую влияет на качество обслуживания клиентов, их обслуживание и отношения, что приводит к повышению их признания. У каждого клиента разные ожидания, цели, задачи и понимание продукта или услуги, которые вы предлагаете; что делает обязательным представление себя при регистрации.

Нравится:

Нравится Загрузка…

Что такое ориентация на деятельность? – Прозрачность Анголы

Ориентация на деятельность. Ориентация на деятельность фокусируется на позиции, которую культура занимает в отношении действия по сравнению с размышлением . Как указывают Клакхон и Стродбек (1961), противопоставление делания и бытия как позиции по отношению к человеческой деятельности обсуждалось в большей части философской литературы на протяжении столетий.

Содержание

  • Что означает ориентация во времени?
  • Какие три направления в восприятии других культур?
  • Что такое ориентация становления?
  • Каковы различные ценностные ориентации?
  • Что такое деятельность, ориентированная на будущее?
  • Почему важна долгосрочная ориентация?
  • Что такое ориентация на культурную деятельность?
  • Какие существуют виды культурной ориентации?
  • Какие пять культурных направлений?
  • Каковы шесть ценностных ориентаций?
  • Пример ценностной ориентации?
  • В чем смысл ценностной ориентации?
  • Почему важна ориентация в будущее?
  • Почему важна ориентация на будущее?
  • Какая функция является целенаправленной и ориентированной на будущее?
  • Что такое ориентация во времени, месте и человеке?
  • Как называется культура, ориентированная на время?
  • Что такое монохронный и полихронный?
  • Что такое долгосрочная и краткосрочная ориентация?
  • Как долгосрочная ориентация влияет на бизнес?
  • Что означает низкий балл долгосрочной ориентации?

Что означает ориентация во времени?

Ориентация во времени — это бессознательный, но фундаментальный когнитивный процесс, который обеспечивает основу для организации личного опыта во временных категориях прошлого, настоящего и будущего , отражая относительный акцент, придаваемый этим категориям.

Какие три направления в рассмотрении других культур?

Согласно работе Хофстеде, тремя наиболее важными культурными ориентирами, относящимися к работе с пожилыми иммигрантами, являются: индивидуализм-коллективизм, власть, дистанция и ориентация во времени (Хофстеде, 2005). Люди во всем мире живут в обществах, где доминируют индивидуальные или групповые интересы.

Что такое ориентация становления?

Ориентация на бытие-в-становлении определяется отношениями, но с элементом саморазвития . Ориентация на действие определяет личность тем, что она делает. Ориентация на деятельность ставит во главу угла «деятельность, которая приводит к измеримым достижениям» (Клакхон, 19).63, с.

Каковы различные ценностные ориентации?

Семь культурных ценностных ориентаций: Интеллектуальная автономия (независимость), Аффективная автономия (стремление к позитивному аффективному опыту), Мастерство (поощрение самоутверждения), Иерархия (неравное распределение власти), Укорененность (принадлежность к коллективу), Гармония (чувство гармонии с миром) и

Что такое деятельность, ориентированная на будущее?

В психологии и смежных областях ориентация на будущее в широком смысле определяется как степень, в которой человек думает о будущем, предвидит будущие последствия и планирует заранее, прежде чем действовать .

Почему важна долгосрочная ориентация?

Долгосрочная ориентация ориентируется на будущее . Люди, ориентированные на долгосрочную перспективу, могут откладывать краткосрочные дела, готовясь к будущему. Культуры, ориентированные на долгосрочную перспективу, делают упор и ценят настойчивость, настойчивость и приспособляемость.

Что такое ориентация на культурную деятельность?

Ориентация на деятельность фокусируется на позиции, которую культура занимает в отношении действий по сравнению с размышлениями . Как указывают Клакхон и Стродбек (1961), противопоставление делания и бытия как позиции по отношению к человеческой деятельности обсуждалось в большей части философской литературы на протяжении столетий.

Какие существуют виды культурной ориентации?

Таким образом, они предлагают четыре типа культурной ориентации: горизонтальный индивидуализм, вертикальный индивидуализм, горизонтальный коллективизм и вертикальный коллективизм .

Какие пять культурных направлений?

Пять культурных измерений: власть-дистанция, индивидуализм-коллективизм, мужественность-женственность, избегание неопределенности и конфуцианский динамизм или долгосрочная ориентация [10].

Каковы шесть ценностных ориентаций?

Шпрангер оценивал личности с точки зрения шести идеалов или ценностных ориентаций; теоретических, экономических, эстетических, социальных, политических и религиозных «типа» черт личности.

Пример ценностной ориентации?

Эта концепция относится к предпочтениям определенного распределения результатов для себя и других. Можно различать различные социальные ценностные ориентации, такие как альтруизм, равенство, сотрудничество, индивидуализм, конкуренция, агрессия и тому подобное.

В чем смысл ценностной ориентации?

Определения ценностной ориентации. принципы правильного и неправильного, принятые отдельным лицом или социальной группой . синонимы: этика, моральный принцип, система ценностей. виды: Чартизм.

Почему важна ориентация на будущее?

Большая ориентация на будущее указывает на то, что у подростка более четкие цели, лучшие способности к планированию и более сильная способность преодолевать препятствия на пути к своему будущему .

Почему важна ориентация на будущее?

Ориентированный на будущее человек позволяет вам планировать заранее . Поскольку планирование является важной частью каждого проекта, сосредоточение внимания на будущем явно помогает вам в достижении ваших целей. Вы можете мысленно визуализировать каждый шаг процесса, предсказывать возможные препятствия и представлять свой успех.

Какая функция является целенаправленной и ориентированной на будущее?

Особенности планирования – Основная функция , Всеобъемлющая, Ориентированная на будущее, Целенаправленная, Непрерывная, Интеллектуальный процесс, Нацелена на эффективность и Гибкость.

Что такое ориентация во времени, месте и человеке?

Вот что означают типы ориентации: Ориентированность на человека: Человек знает свое имя и обычно может узнавать значимых других. Ориентирован на место: человек знает, где он находится, например, в больнице, поликлинике или городе. Ориентировано по времени: Человек знает время суток, дату, день недели и время года .

Как называется культура, ориентированная на время?

Монохронное время линейно. События планируются одно за другим, одно событие следует за другим. В монохронной культуре этот тип расписания может иметь приоритет над межличностными отношениями. Эти культуры делают упор на расписании, пунктуальности и точности.

Что такое монохронный и полихронный?

Монохронный и полихронный
Монохронные культуры любят делать только одно дело за раз . Они ценят определенную упорядоченность и ощущение того, что для всего есть подходящее время и место. Они не ценят перерывов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *