Направленность личности и направленность деятельности: 1.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности

1.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности

Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации

взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.

е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Чем определяется направленность личности — Психологос

Направленность личности задается как его телом (психобиологией), так и привычками, и живой его душой (эмоциями и чувствами), и его умом: взглядами и философией его жизни.

Люди часто думают, что они сами определяют свою внутреннюю направленность, но это не всегда является правдой: ум часто лишь обосновывает то, чего требует душа или тело.

Дети часто впадают в эмоции, забывая про свои интересы, многие женщины идут за своими чувствами, забывая про свои намерения, также как и мужчина, голодный или сексуально озабоченный, легко забывает о своих планах. Когда же уходят эти помехи, направленность личности восстанавливается — в той мере, в какой человек личностью является.

Обычно основную линию направленности личности задают ее мотивы, свой вклад вносит ум, человек пробудившийся рулит своей жизнью сам.

Интересы, мотивы, стремления

Интересы, мотивы и стремления — это мотор, который тянет человека вперед, и одновременно устремленные линии, которые определяют направление его движения. В метафоре дух-ум-душа-тело мотивы, интересы и стремления — это увлеченная душа. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это лошади, которые несутся, увлекая за собой повозку (тело) с сидящим на облучке кучером (умом). См.→

Идеология: убеждения и ценности

У каждого из нас своя идеология, свои убеждения, свое мировоззрение, свои идеалы и своя система ценностей. У кого-то они — отражения его интересов и мотивов, у кого-то — то, что мотивы и интересы формирует.

В метафоре дух-ум-душа-тело идеология, убеждения и ценности — это мыслящий ум. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это кучер, который пытается управлять несущимися лошадьми (душой), тянущими за собой повозку (тело).

Я

Какие бы ни были у нас мотивы, мы можем на них посмотреть и когда их усилить, а когда-то их устыдиться. Мотивы — еще не все, над мотивами есть (может быть) — Я. Если наша идеология стала вызывать у нас вопросы, мы можем ее сменить. Мы можем сопоставлять наши различные ценности, определять их приоритеты, назначать какие-то ценности — главными. Когда человек это делает, у него есть Я. Если человеком управляет его тело, его душа, его ум и что угодно еще — человек живет механической жизнью, в отсутствии своего Я.

В метафоре дух-ум-душа-тело Я — это дух. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это хозяин, который дает задания кучеру (уму), который пытается управлять несущимися лошадьми (душой), тянущими за собой за собой повозку (тело).

Любопытно: Джемс называл личность «хозяином» психических функций, Г. Олпорт – «определителем поведений и мыслей» (А.Н. Леонтьев. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. — Предисловие).

Направленность личности и жизненные ценности

Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности — Личная жизнь и отношения, Дело-бизнес-работа, Собственное развитие. См.→

«Изучение взаимосвязи между универсально-разнообразной ориентацией и P» Джин А. Робертс, Джон М.

Ло и др.
  • < Предыдущий
  • Далее >
  •  

 

Тип документа

Статья

Дата публикации

2009

Аннотация

ориентация (UDO), относительно новое понятие, связанное с мультикультурным пониманием, которое связано с признание и принятие как сходств, так и различий между людьми (Miville et al., 1999) и личности. Участниками были сто один студент колледжа, которые заполнили шкалу UDO, шкалу универсальности-разнообразия Мивилля-Гузмана (M-GUDS; Miville et al., 1999), а также хорошо зарекомендовавшую себя меру нормальной личности, Калифорнийский психологический опросник. (ИПЦ; Гоф, 1987). Исследователи предположили, что между НДО и здоровыми качествами личности могут существовать значительные отношения. Первоначальные результаты подтвердили эту гипотезу; однако апостериорный анализ показал, что демографические переменные, возраст и образование, также значительно коррелировали с НДО, и они, по-видимому, смягчают взаимосвязь между личностью НДО. Предлагаются практические приложения и последствия для будущих исследований. Вонтресс (1988, 1996) предположил, что через слияние пяти культур (то есть универсальной, экологической, национальной, региональной, расоэтнической) человеческое развитие порождает как идиографические различия, так и общие черты, которые превосходят индивидуальные различия. Далее Вонтресс предположил, что осознание и понимание различий и общих черт между культурами важно для эффективного человеческого взаимодействия. Мивилл и др. (1999) конкретизировали эту идею. Они считают, что внимательность и принятие групповых различий имеет решающее значение для тех, кто работает с разными людьми из разных социальных и культурных слоев. Под влиянием этого Вонтресс Мивилл и др. представил универсально-разнообразную ориентацию (UDO) как «отношение ко всем другим людям, которое является инклюзивным, но различающимся в том смысле, что сходства и различия признаются и принимаются; общий опыт человеческого бытия приводит к ощущению связи с людьми и связан с множественностью или разнообразием взаимодействий с другими» (стр.

29).2). Мивилл и др. (1999) сообщили, что UDO теоретически связан с функционированием личности и хорошим самочувствием. Появились первоначальные доказательства, подтверждающие эту связь. Например, предварительные данные свидетельствуют о том, что УДО связано с внимательностью и отзывчивостью к другим, открытостью к новому опыту, интересом и приверженностью к социальной и культурной деятельности разных людей, способностью ценить влияние своего и чужого разнообразия (Константин et al., 2001; Thompson, Brossart, Carlozzi, & Miville, 2002; Yeh & Arora, 2003). Кроме того, Miville et al. (1999) сообщили о связи между UDO и личностными переменными, такими как отношение к полу, благополучие, психическое здоровье, автономия, независимость и эмпатия — черты, которые, по-видимому, играют центральную роль в эффективности социального взаимодействия, такого как необходимо среди консультантов. Кроме того, UDO отрицательно повлиял на рейтинги гомофобии и догматизма. Позже Strauss and Connerley (2003) и Thompson et al. (2002) добавили к исследованию этой предполагаемой связи. Штраус и Коннерли обнаружили, что такие переменные личности, как уступчивость (самоотверженность, терпимость, готовность помочь) и открытость опыту, положительно и значимо связаны с НДО. Томпсон и др. также сообщалось, что UDO был связан с открытостью опыту. Вместе эти исследования обеспечивают первоначальную поддержку гипотез личности Мивилля и соавт. и НДО. Однако в этих исследованиях использовались узко определенные личностные переменные. Поэтому необходимы дополнительные исследования для расширения и развития литературной базы УДО. Поскольку UDO обеспечивает основу для понимания и оценки фундаментальных сходств и различий, имеющих центральное значение для эффективного мультикультурного консультирования, необходимы дополнительные исследования для оценки этой важной конструкции. Таким образом, цель этой статьи состоит в том, чтобы развить и расширить исследования, изучающие теоретические отношения между НДО и личностью. В частности, мы рассмотрим взаимосвязь между UDO, измеряемую по шкале универсальности-разнообразия Мивилля-Гузмана (M-GUDS; Miville et al. , 19).99) и выбранные переменные из хорошо зарекомендовавшего себя показателя личностных качеств, Калифорнийского личностного опросника (Gough, 1996) в выборке студентов, зачисленных на курсы, предлагаемые на двух факультетах университета: консультирование и психиатрическая помощь, а также психология.