1.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
Под направленностью личности понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации
взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.
Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т.
Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.
Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационной сферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.
Чем определяется направленность личности — Психологос
Направленность личности задается как его телом (психобиологией), так и привычками, и живой его душой (эмоциями и чувствами), и его умом: взглядами и философией его жизни.
Люди часто думают, что они сами определяют свою внутреннюю направленность, но это не всегда является правдой: ум часто лишь обосновывает то, чего требует душа или тело.
Дети часто впадают в эмоции, забывая про свои интересы, многие женщины идут за своими чувствами, забывая про свои намерения, также как и мужчина, голодный или сексуально озабоченный, легко забывает о своих планах. Когда же уходят эти помехи, направленность личности восстанавливается — в той мере, в какой человек личностью является.
Обычно основную линию направленности личности задают ее мотивы, свой вклад вносит ум, человек пробудившийся рулит своей жизнью сам.
Интересы, мотивы, стремления
Интересы, мотивы и стремления — это мотор, который тянет человека вперед, и одновременно устремленные линии, которые определяют направление его движения. В метафоре дух-ум-душа-тело мотивы, интересы и стремления — это увлеченная душа. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это лошади, которые несутся, увлекая за собой повозку (тело) с сидящим на облучке кучером (умом). См.→
Идеология: убеждения и ценности
У каждого из нас своя идеология, свои убеждения, свое мировоззрение, свои идеалы и своя система ценностей. У кого-то они — отражения его интересов и мотивов, у кого-то — то, что мотивы и интересы формирует.
В метафоре дух-ум-душа-тело идеология, убеждения и ценности — это мыслящий ум. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это кучер, который пытается управлять несущимися лошадьми (душой), тянущими за собой повозку (тело).
Я
Какие бы ни были у нас мотивы, мы можем на них посмотреть и когда их усилить, а когда-то их устыдиться. Мотивы — еще не все, над мотивами есть (может быть) — Я. Если наша идеология стала вызывать у нас вопросы, мы можем ее сменить. Мы можем сопоставлять наши различные ценности, определять их приоритеты, назначать какие-то ценности — главными. Когда человек это делает, у него есть Я. Если человеком управляет его тело, его душа, его ум и что угодно еще — человек живет механической жизнью, в отсутствии своего Я.
В метафоре дух-ум-душа-тело Я — это дух. В метафоре «Хозяин, повозка и кони» это хозяин, который дает задания кучеру (уму), который пытается управлять несущимися лошадьми (душой), тянущими за собой за собой повозку (тело).
Любопытно: Джемс называл личность «хозяином» психических функций, Г. Олпорт – «определителем поведений и мыслей» (А.Н. Леонтьев. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. — Предисловие).
Направленность личности и жизненные ценности
Каждая личность имеет свой круг ценностей, определяющий как ее рост и развитие, так и стиль ее жизни. Это — направленность личности. Три основные направленности личности — Личная жизнь и отношения, Дело-бизнес-работа, Собственное развитие. См.→
«Изучение взаимосвязи между универсально-разнообразной ориентацией и P» Джин А. Робертс, Джон М.
Ло и др.- < Предыдущий
- Далее >
Тип документа
Статья
Дата публикации
2009
Аннотация
ориентация (UDO), относительно новое понятие, связанное с мультикультурным пониманием, которое связано с признание и принятие как сходств, так и различий между людьми (Miville et al., 1999) и личности. Участниками были сто один студент колледжа, которые заполнили шкалу UDO, шкалу универсальности-разнообразия Мивилля-Гузмана (M-GUDS; Miville et al., 1999), а также хорошо зарекомендовавшую себя меру нормальной личности, Калифорнийский психологический опросник. (ИПЦ; Гоф, 1987). Исследователи предположили, что между НДО и здоровыми качествами личности могут существовать значительные отношения. Первоначальные результаты подтвердили эту гипотезу; однако апостериорный анализ показал, что демографические переменные, возраст и образование, также значительно коррелировали с НДО, и они, по-видимому, смягчают взаимосвязь между личностью НДО. Предлагаются практические приложения и последствия для будущих исследований. Вонтресс (1988, 1996) предположил, что через слияние пяти культур (то есть универсальной, экологической, национальной, региональной, расоэтнической) человеческое развитие порождает как идиографические различия, так и общие черты, которые превосходят индивидуальные различия. Далее Вонтресс предположил, что осознание и понимание различий и общих черт между культурами важно для эффективного человеческого взаимодействия. Мивилл и др. (1999) конкретизировали эту идею. Они считают, что внимательность и принятие групповых различий имеет решающее значение для тех, кто работает с разными людьми из разных социальных и культурных слоев. Под влиянием этого Вонтресс Мивилл и др. представил универсально-разнообразную ориентацию (UDO) как «отношение ко всем другим людям, которое является инклюзивным, но различающимся в том смысле, что сходства и различия признаются и принимаются; общий опыт человеческого бытия приводит к ощущению связи с людьми и связан с множественностью или разнообразием взаимодействий с другими» (стр.
Скачать
ЗАГРУЗКИ
С 04 июня 2014 г.
Включено в
Консультации сообщества
МОНЕТЫ
[Решено] Используйте ценностные ориентации Клакхона и Стродтбека (1961) для…
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing el
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequa
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor s
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesqu
sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет.