Направленность личности и направленность деятельности: 8) Направленность личности

Способности и направленность

СПОСОБНОСТИ

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам и обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя сказать о его способностях к этой деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов.

Задатки — природные особенности человека, которые являются природными предпосылками развития способностей.

В связи с этим выделяют три типа людей:

—          художественный — преобладает образное отражение действительности (музыканты, художники, писатели)

—          мыслительный — развито отвлеченное мышление

—          средний — сбалансированность образного отражения и отвлеченного мышления

Виды способностей

Общие элементарные способности — способности, присущие всем людям, хотя и выражены в разной степени (способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить, воображать, принимать и осуществлять решения).

Специальные элементарные способности — способности, присущие не всем людям. Они предполагают определенную выраженность каких-то качественных сторон психических процессов (глазомер, музыкальный слух и тп.).

Общие сложные способности – способности к видам деятельности: труду, учению, игре, общению. Они присущи в той или иной степени всем людям.

Специальные  сложные  способности присущи не всем людям. Они являются способностями к определенным видам профессиональной деятельности.

Уровни развития способностей:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

—          Одаренность – обеспечивает успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях.

—          Талант –  проявляется в оригинальности, новизне подхода, достижении высоких результатов.

—          Гениальность — это высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое  положительное значение.

НАПРАВЛЕННОСТЬ

Ведущий элемент в психологической структуре личности – ее направленность. Деятельность личности невозможна без ее направленности.

Совершая действия и поступки, люди исходят из разных побуждений. В процессе своей деятельности они выдвигают перед собой разные цели и перспективы, избирательно относятся к окружающим и социальным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т.д.).

Направленность личности — система устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций.

Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Она влияет на др. ее элементы (объем знаний, темперамент, задатки) и в определенной степени зависит от них.

Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений, т.е. человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, по необходимости или в силу прошлого опыта (согласно установке).

Различают такие виды направленности личности.

—          Морально-политическая направленность — выражается в ее идейности, политической зрелости, моральной воспитанности. Идейность проявляется в способности руководствоваться в жизни определенными идеалами и  убеждениями. Политическая зрелость проявляется в способности дать правильную оценку событиям и занять соответствующую позицию по отношению к ним. Моральная воспитанность проявляется в отношении к людям, общественным требованиям, собственным обязанностям.

—          Профессиональная направленность — устойчивое стремление заниматься какой-то определенной профессией и совершенствование в ней.

—          Бытовая направленность — выражается в материальных, культурных и эстетических индивидуальных устремлениях.

В основе направленности лежат потребности, которые можно разделить на:

—          потребности физиологические (в еде, питье, сне, сексе и пр.)

—          потребности в безопасности и стабильности (побуждают к деятельности, которая обеспечит организму безопасность, нормальные и удобные условия жизни)

—          потребности в принадлежности и любви (побуждают человека быть в группе, общаться, чтобы избежать одиночества, получить поддержку)

—          потребности в престиже (проявляются в стремлении достичь значимого, уважаемого положения в обществе, добиться признания)

—          потребность в самоактуализации (побуждают человека к деятельности, в которой он может раскрыть свой личностный потенциал)

Потребности осознаются в образах, отражающих объекты и ситуации, в которых данная потребность удовлетворялась ранее.

Эти образы имеют побуждающий характер в силу того, что вызывают предвидение определенных переживаний удовлетворения. Ожидание будущего переживания удовлетворения и дает толчок к действию.

Образы, отражающие объекты удовлетворения потребностей и побуждающие человека к деятельности по удовлетворению этих потребностей, называются мотивами (лат. movere — приводить в движение).

Мотивационная сфера личности — вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются на протяжении жизни личности.

В целом развитие мотивационной сферы протекает в зависимости от обстоятельств. Но все-таки в ней можно выделить устойчивые мотивы, которые направляют поведение личности относительно независимо от внешних условий. Такая совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, и называется направленностью личности.

Мотивы могут быть неосознаваемыми и осознаваемыми.

К неосознаваемым относятся установки и влечения. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность. К осознаваемыми мотивам поведения относятся: желания, интересы, склонности, идеалы.

Мотива́ция — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника».

Внешняя мотивация  — не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация — связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотивация, основанная на положительных стимулах называется

положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, т.к. она не требует дополнительного подкрепления.

Мотивацию можно разделить на два уровня силы: мотивация сохранения и мотивация достижения.

Мотивация достижения (поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

  1. значимость достижения успеха;
  2. надежда на успех;
  3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
  4. субъективные эталоны достижения.

Что работает на поддержание мотивации достижения? В самую первую очередь это единомышленники. То есть, почему в группе легче? Потому что группа – это и есть те самые единомышленники. Очень хорошо работают визуализации (представление того, чего хочу). Так же – альбомы желаний (фотографии, рисунки предметов, которые хочется иметь, важно собрать их в одном месте).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Способности и направленность

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Способности и направленность

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Способности и направленность

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Направленность личности: основные характеристики — Психологос

Основные характеристики направленности личности — это широта или узость направленности, устойчивость и действенность направленности, уровень и ориентиры направленности (направленность на себя, на общение и отношения, на дело).

Интегральная характеристика направленности личности

Интегральная характеристерика направленности личности — способность человека управлять собой, самостоятельно определять свой путь, свои цели и ценности, в этом смысле — быть не только организмом, но быть личностью↑. Когда человек живет как организм, о наличии в нем его Я говорить спорно. Настоящее Я, самость человека появляется только тогда, когда человек развивается до уровня личности. Человек может быть энергичным и талантливым, но если он не управляет собой, не отвечает за себя, управляется эмоциями и настроениями, чувствами и внутренними состояниями, то на него едва ли можно полагаться: у него нет стержня, у него нет его ответственного Я, у него отсутствует хозяин, который умеет всем его внутренним хозяйством управлять.

Этот вопрос образно отражен в метафоре «Хозяин, повозка и кони»: вы видите мчащуюся повозку с кучером на облучке, запряженную лихими лошадьми. Это — вы, если считать, что лошади — это ваши Чувства и Желания, кучер — Ум, а повозка — ваше Тело. Подробнее см.→

Частные характеристики направленности личности

  • Широта или узость.

«Одна, но пламенная страсть» — или «драмкружок, кружок по фото, а еще и петь охота!»

  • Ориентиры направленности

Определяются иерархией мотивов. Основные ориентиры направленности — направленность на себя, на общение или на дело.

  • Устойчивость и действенность направленности.

Параноик всегда знает, к чему он стремится, и будет прорываться через любые преграды: его направленность всегда ясна, тверда и определенна. Девушка-истероид придумывает, к чему она стремится, но в разные дни и в разных компаниях она верит в совсем разные вещи. Человек настроения сам не знает, к чему он стремится, поскольку все зависит — от настроения. А бывает, что и у сильного человека вдруг или после трудных событий в жизни пропадают все желания, не хочется ничего. Распространенная метафора, описывающая строение сильного человека, человека с устойчивой и действенной направленностью, это — внутренний стержень человека. См.→

  • Амбиции человека

Амбиции человека — это величина его целей и статус, на которые он претендует. Маленькие цели, неважен статус — малые амбиции. Большие цели по жизни и важность статуса — большие амбиции.↑

  • Уровень направленности

Высокий или низкий уровень направленности, это определяется общественной значимостью направленности человека. Человек идейный, высоких идеалов — или приземленный, интересы на уровне «трусики и покушать». Смотри Планка вашей жизни

Ориентиры направленности.

Три основных ориентира направленности, это:

  • Направленность на себя

Обслуживание своих потребностей, интроверсия, эгоизм, потребительство или направленность на рост и развитие, стремление к личному счастью или самоактуализации — направленность на себя проявляет себя очень по-разному.

  • Направелнность на общение

Склонность потрепаться, интерес к людям, внимательность к отношениям, заботливость к друзьям и близким — проявления многообразны.

  • Направленность на дело.

Коллекционирование, интерес к учебе, увлеченность работой и повышением квалификации, забота о результате, погруженность в бизнес — проявления направленности на дело также очень различны.

При высоком уровне эти направленности становятся тремя основными ориентирами направленности личности — Собственный рост и развитие, Личная жизнь, Дело-работа-бизнес. Тот, у кого направленность личности — Личная жизнь, при развитии личности обычно выбирает специализацию «Отношения с людьми». Тот, у кого направленность на Рост и Развитие, обычно увлечены Самоактуализацией. Тот, кто направлен на Дело и Бизнес, затачивают свою личность под Деловую успешность. Смотри Личностная специализация

Ценностные ориентации и активность современной молодежи в кросскультурном контексте

Открытый доступ

Проблема

Веб-конференция SHS.

Том 68, 2019

7 w3.org/1998/Math/MathML» xmlns:xlink=»http://www.w3.org/1999/xlink»>-я -я Международная междисциплинарная научная конференция ОБЩЕСТВО. ЗДОРОВЬЕ. БЛАГОСОСТОЯНИЕ
Номер статьи 01005
Количество страниц) 9
Секция Общество: ценности и поведение человека
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/20196801005
Опубликовано онлайн 25 ноября 2019 г.

SHS Сеть конференций 68 , 01005 (2019)

INNA Atamanova 1 * , Сергей Богомаз 1 и Tatyana Filippova 2

1 Национальные исследования Tomsk State Univers
2 Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда, Казахстан

* Автор, ответственный за переписку: iatamanova@yandex. ru

Реферат

Решение проблемы личностно-профессионального развития молодежи с учетом ее ценностных ориентаций и психологических особенностей деятельности представляется актуальным для современного мировые вызовы. Считается, что культурные аспекты являются теми факторами, которые могут способствовать лучшему пониманию взаимодействия между личностными и экологическими аспектами при анализе проблемы высококачественного развития человеческих ресурсов. В статье представлено кросс-культурное исследование культурных ценностей, характеризующих социально-экономические и культурные условия двух стран, а также базовых ценностей и параметров личностного потенциала студентов вузов в контексте их деятельности. 307 студентов из Томска (Россия) и 29В исследовании приняли участие 5 студентов вуза из Караганды (Казахстан). В качестве инструментария исследования был использован ряд анкет, направленных на изучение культурных измерений, субъективной оценки реализации базовых ценностей в городской среде и параметров личностного потенциала как факторов его психологической системы деятельности. Результаты исследования выявили ряд статистически значимых различий между участниками исследования. Во-первых, существовала разница в некоторых культурных ценностях, а именно в индивидуализме, избегании неопределенности и долгосрочной ориентации. Во-вторых, студенты вузов из Казахстана выше оценили свою городскую среду в контексте возможности реализации своих базовых ценностей. В-третьих, участники исследования из Казахстана показали более высокие баллы по таким параметрам своей психологической системы деятельности, как целеустремленность, удовлетворенность жизнью, потребность в автономии, а также по шкалам достижений и аффилиации. Российские студенты вузов имели более высокие баллы по рефлексии, что является значимым фактором самоопределения. Полученные результаты обсуждаются в контексте личностного и профессионального развития современной молодежи в конкретной социально-экономической и культурной среде.

Ключевые слова: ценностные ориентации молодежи / студентов / межкультурный контекст

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2019

который разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии надлежащего цитирования оригинальной работы.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Объясняет ли культурное воздействие частично связь между личностью и политической ориентацией?

Сяовэнь Сюй (Университет Торонто), Рэймонд А. Мар (Йоркский университет) и Джордан Б. Петерсон (Университет Торонто)

Различия в политической ориентации оказывают большое влияние на отношение и поведение людей . Учитывая очевидный политический раскол в отношении различных социальных вопросов, нет никаких сомнений в том, что либералы и консерваторы различаются в своем подходе к миру. Но каковы основные факторы, которые способствуют этим политическим различиям? Что именно делает одного человека либеральным, а другого консерватором?

Одним из ключевых факторов в прогнозировании различий в политической ориентации является личность. Две черты личности, наиболее часто связанные с политической ориентацией, — это открытость опыту и добросовестность. В частности, политически либеральные люди, как правило, более склонны к открытости опыту — черте, которая подчеркивает творческий потенциал, интеллект, любопытство и желание быть открытым для новых идей. Напротив, политически консервативные люди, как правило, оценивают себя как более добросовестные, что характеризуется предпочтением структуры, правил и организации, а также упорядоченным достижением целей (Carney, Jost, Gosling, & Potter, 2008).

Хотя связь между политической ориентацией и личностью постоянна, до сих пор неясно, как именно различия в личностных чертах вызывают политическую ориентацию. Одно из возможных объяснений может заключаться в том, что личностные различия влияют на воздействие культурных продуктов и видов деятельности (например, чтение книг, просмотр фильмов), которые затем, в свою очередь, формируют политическую ориентацию. Это предположение разумно, поскольку культурное воздействие играет важную роль в том, как люди приобретают знания и воспринимают социальную и политическую информацию. Кроме того, предпочтения в отношении различных видов культурных продуктов и видов деятельности связаны с личностью.

В нашем собственном исследовании (Xu, Mar, & Peterson, 2013) мы изучили, может ли культурное воздействие частично объяснить взаимосвязь между личностью и политической ориентацией. В частности, мы сосредоточились на знакомстве с книгами (Исследование 1) и фильмами (Исследование 2) как на двух примерах культурных продуктов, которые могли бы объяснить эту ассоциацию. Кроме того, мы исследовали, может ли один из потенциальных результатов более широкого культурного воздействия, а именно расширение исторических знаний (исследование 3), также помочь объяснить связь между личностью и политической ориентацией. Мы предсказывали, что люди с более высоким уровнем открытости опыту будут демонстрировать большее знакомство с культурой, что в свою очередь будет предсказывать усиление политического либерализма. Напротив, мы предсказали, что люди с более высоким уровнем Сознательности будут сообщать о снижении культурного воздействия, что затем будет предсказывать рост консерватизма.

В наших первых двух исследованиях мы изучали, может ли увеличение количества книг и фильмов частично объяснить связь между личностью и политической ориентацией. Книги и фильмы представляют собой основные формы культурных продуктов, а чтение и просмотр фильмов могут изменить образ мышления и поведение людей во многих сферах жизни. В первом исследовании мы оценили знакомство участников с книгами, попросив их выбрать из списка имен те, которые, по их мнению, принадлежат авторам и писателям. Во втором исследовании воздействие фильмов измерялось путем просьбы участников указать фильмы, которые они лично смотрели, из списка названий фильмов. Кроме того, мы измерили личностные качества участников и их политическую ориентацию. Мы обнаружили, что участники, которые оценили себя как обладающих высокой чертой «Открытость к опыту», также узнавали больше имен авторов и смотрели больше фильмов, и это большее знакомство с книгами и фильмами было связано с усилением либерализма. С другой стороны, мы обнаружили, что участники с более высоким уровнем добросовестности узнавали меньше имен авторов и смотрели меньше фильмов, и эти более низкие уровни культурного воздействия предсказывали более консервативную политическую ориентацию. Эти отношения были устойчивыми даже после принятия во внимание потенциального влияния других переменных, таких как возраст, пол, образование и интеллект. В целом, эти модели ассоциаций согласуются с идеей о том, что культурное воздействие может частично объяснить, как личностные черты формируют политическую ориентацию.

Наконец, мы проверили, может ли один потенциальный результат более широкого культурного воздействия (т. е. расширение американских исторических знаний) также помочь объяснить взаимосвязь между личностными чертами и политической ориентацией. Чтобы измерить знание американской истории, участники должны были признать имена, принадлежащие американским историческим деятелям из списка, в который вошли американские ученые, политики, изобретатели и так далее. Как и в первых двух исследованиях, более высокая открытость опыту предсказывала лучшее признание американских исторических деятелей, а это расширение исторических знаний предсказывало более высокий уровень политического либерализма. Более того, эти результаты остались даже после учета влияния возраста, пола, образования и интеллекта. Однако, напротив, знание американской истории не помогло объяснить связь между добросовестностью и политическим консерватизмом.

Таким образом, в трех исследованиях мы нашли доказательства того, что определенные личностные черты, особенно более высокая открытость опыту и более низкая добросовестность, были связаны с повышенным воздействием культуры, что, в свою очередь, предсказывает больший политический либерализм. Люди с более высокой чертой «Открытость опыту», как правило, более любознательны и любопытны и будут более мотивированы на поиск нового опыта и информации, которые можно найти в культурных продуктах и ​​мероприятиях. Таким образом, культурное воздействие, вероятно, приведет к новой и разнообразной информации и взглядам, которые затем могут способствовать более либеральным политическим убеждениям. Напротив, люди с более высоким уровнем добросовестности придают большее значение порядку, структуре и целям и поэтому могут реже заниматься культурной деятельностью, чтобы поддерживать знакомство и не отвлекаться от целей. Стремление к знакомству и стабильности согласуется с более политически консервативными идеалами (Jost, Glaser, Kruglanski, & Sulloway, 2003). Таким образом, повышенное культурное воздействие дает одно из возможных объяснений того, как различия в чертах личности влияют на политическую ориентацию и убеждения.


Информация об авторе

Сяовэнь Сюй является доктором философии. студент факультета психологии Университета Торонто. Она интересуется изучением того, как различия в политической ориентации проявляются в убеждениях людей, социальном поведении и чертах личности. Кроме того, она заинтересована в изучении того, как индивидуальные различия (например, черты личности, политическая ориентация) могут влиять на реакцию людей на различные типы смысловых угроз.

Рэймонд А. Март — адъюнкт-профессор психологии Йоркского университета в Торонто. Он использует методы психологии личности, социальной психологии и нейронауки для исследования влияния воображаемого опыта в реальном мире, включая взаимодействие с вымышленными нарративами в различных средствах массовой информации (например, в романах, фильмах, видеоиграх). Доктор Мар является соредактором OnFiction.ca, интернет-журнала по психологии художественной литературы.

Джордан Б. Петерсон — клинический психолог и профессор психологии в Университете Торонто, специализирующийся на двух основных областях: психология убеждений (включая религию, мифологию и политическую идеологию) и оценка и совершенствование личности. (включая прогнозирование творческих, академических и производственных показателей).


Ссылки

Карни, Д. Р., Йост, Дж. Т., Гослинг, С. Д., и Поттер, Дж. (2008). Тайная жизнь либералов и консерваторов: профили личности, стили взаимодействия и то, что они оставляют после себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *