Рисунки аккордов
Продолжительность 1 час; самостоятельная работа 3 часа.
Небольшое дополнение к грузовикам из прошлого урока. Все, что там нарисовано, это – как должно быть. На рояле, например, или на синтезаторе. А в гитаре струн мало, пальцев еще меньше, не все аккорды можно взять в идеальном виде. Поэтому большинство аккордов звучит в обращенном, попросту говоря, в перевернутом (или вывернутом) виде. Вот и получается иногда, что вместо стройной, глубоко продуманной диспозиции боевая техника несется на врага в несколько измененном порядке. Это очень мягко сказано. Покажу Вам несколько примеров, чтоб было ясно, и Вы сами подберете нужные выражения.
Вот так должно быть (Em) | Вот так получилось (тот же Em) |
|
А если аккорд посложнее, то иногда непросто сразу понять, что звучит. Иногда гитаристы громко кричат, какой аккорд они берут, чтобы не было кривотолков. Судите сами: пианисты, трубачи или скрипачи кричат редко, а гитаристы – часто.
Мечта | Реальность |
Поэтому надо следить только за одним – чтобы музыка не страдала.
Оппонент: Порядок и дисциплина в целом гораздо важнее их регулярных нарушений. |
Мы уже третий урок топчемся с одним рисунком мажора и одним – минора. Напомню, что наши прошлые аккорды определялись шестой струной. Добавлю. Только не забывайте, каждый аккорд надо играть несколькими разными приемами правой руки. Как бы ни трудны казались Вам эти картинки, на самом деле их кошка исполнит. Просто аккуратно ставьте пальцы и не спешите. Напомню, что пальцы надо ставить молоточками, а не класть. Если где-то на барре не получается хороший звук, не усердствуйте, пройдет несколько дней – проблема исчезнет.
И вот еще что. Пальцы запоминают движение. Хотите запомнить аккорд, действуйте так: поставили – сняли. И так семь раз.
Рисунки минора и мажора, тональность которых определяется пятой струной. Какая нота звучит на пятой струне, такой и аккорд.
Обратите внимание, среди аккордов есть Ми минор, совсем другой и совсем не там. На гитаре каждый аккорд можно взять в нескольких разных местах. И рисунки разные. Кстати, чуть не забыл. Сыграть 7 раз. Каждый раз снимать барре и ставить снова.
Теперь даю мажор. Он труднее. Дурак бы стал играть поскорее да похуже, но Вы-то понимаете, что сразу ничего в гитаре не получается.
Кстати, постарайтесь объяснить себе на этих рисунках, в чем разница между минором и мажором.
Это уже трудновато, а Вам не страшно. Вот что значит устойчивая нервная система. На самом деле этот аккорд в чистом виде употребляется не очень часто. Если не тянутся пальцы – все равно тянитесь. Тянитесь и улыбайтесь. И так семь раз.
Теперь возьмем минор и будем его мять и мучить, пока не получим все наши знакомые септ- и секстаккорды. Та же последовательность, что и на прошлом уроке. Полезный кусочек. Особенно когда в песне долго звучит один и тот же аккорд. И тут Вы небрежно делаете из нудного отрывка маленький шедевр. Все в экстазе. Только не злоупотребляйте. Да, в пьесе или песне эта последовательность вовсе не обязана присутствовать целиком. Все определяется музыкой.
На гитаре далеко не все аккорды можно назвать безупречными. Если к Ля минору добавить ноту фа-диез сверху, будет ля с секстой, Am6. Добавишь ту же ноту снизу, на шестой струне, будет ля минор с басом фа-диез. Пишется это так: Am/F#. А если добавить посередине? Я стараюсь показать как можно больше вариантов, и среди них будут весьма спорные с точки зрения теории. Заранее приношу извинения. Сейчас важно понять логику. Если что, нас поправят. Но Вы не будете брать аккорды механически, Вы уже понимаете, что разные рисунки септаккорда или секстаккорда на гитаре определяются тем, куда конкретно воткнули седьмую или шестую ступень в многострадальное трезвучие. Следите за тем, как постепенно понижается тоника, в данном случае звук ля.
На барре почти то же самое, только не до всего можно дотянуться.
Займемся теперь мажором. Вы можете спросить, при чем тут барре, ведь это мажор без барре. Отвечу: барре неполное, на четырех струнах, а две струны, 6-я и 5-я, не прижаты и звучат. Если надо, конечно. Иногда обходятся без них. Уж очень удобно.
Те же картинки на барре. Для примера только на одном ладу, но Вы понимаете, что стоит съехать по грифу…
В последнем рисунке два барре: одно – полное, указательным, второе – неполное, мизинцем. Научиться его брать – быстрее, чем я печатаю эту строчку. Вообще при живом общении многое проще. Иногда десять раз надо объяснить, но ученик все-таки поймет, а иногда покажешь – и этого достаточно. А тут стараешься, неизвестно для кого, а результата – то не видно. Поэтому приходится повторять, когда не надо, и не можешь заставить, когда надо.
Я понимаю, что даю много, но не могу тратить весь свой самоучитель на аккорды, поэтому сегодня придется попотеть. А не надо проходить все сразу, пощупайте – потом вернетесь. Не бойтесь, что все не запомните, сейчас главное – увидеть всю картину как бы сверху. Потом, когда будем возиться с песнями, подробно остановимся на каждом. Эти аккорды играют практически все, и Вы будете играть, не сомневайтесь. О другом надо заботиться.
Вот аккорды, определяемые четвертой струной. Сначала Ре минор. Он получается, когда играешь без барре. Пунктиром показана точка, куда просто просится третий палец. Ну, и его производные.
Теперь минор с барре. Уже не ре, а нота на четвертой струне, которая прижата в данном конкретном случае.
Не забудьте, что именно Вы играете. Минор, потом большой, малый и с секстой.
Займемся мажором, определяемым 4-й струной. Вы, наверное, боитесь, что в голове у Вас будет каша. Не бойтесь, у всех каша. Лучше каша, чем ничего. Бывает, запутаешься, тычешь, тычешь… Потом, наконец, сообразишь: а это ведь тоника. Обидно, да? Вот почему я даю аккорды блоками: чтобы сохранялась какая-то логика. Там, где барре, можно обойтись и без барре, это понятно.
Теперь с барре. Рисовать не буду. Мажор труден, его так не берут, остальные попробуйте сами. Вместо порожка – указательный палец на барре, а аккорд вычисляете по 4-й струне.
Еще несколько необходимых рисунков. Они встречаются в каждой песне, поэтому не пытайтесь их сразу запоминать. Просто сыграйте по 7 раз, каждый раз снимая и ставя руку. Потом сами запомнятся.
А вот так – мажор на барре
Вы спросите, где же доминантсептаккорд? Для него барре не требуется, просто шестая и первая струна не звучат. Показываю:
Знаете, почему в среднем аккорде не зачеркнуты струны? Правильно, зачем же из Ми7 выбрасывать ноту ми.
Этот аккорд все гитаристы любят, можете даже поиграть им какой-нибудь псевдоблюз, двигая туда-сюда по грифу. Только хорошей рукой.
Оппонент: – Плохой рукой табуретки двигайте. |
И, наконец, аккорд, который берется без барре и очень хочет перейти в До мажор. Это Соль септ, G7. Если вместо фа не 1-м ладу первой струны прижать мизинчиком на той же струне соль на 3-м ладу, как показано пунктиром, будет вполне приличный Соль мажор, G. Он никуда не хочет, ему и так хорошо.
Вдумайтесь, я рисовал две недели урок, на котором вы просто потыкали пальцами в аккорды. Хорошо, если полчаса, а то и меньше. Никакого воспитательного значения эти аккорды не имеют. Хотя бы не портите себе руки, это уже будет хорошо.
Ну а для развития правой руки пора поиграть аккорды еще одним приемом.
Внимание! Один удар на одну струну.
Вы перебираете струны парой пальцев i – m или m – a, и тирандо, и апояндо. Ходите по струнам, как по лестнице, туда-сюда. Этот прием нетруден, но довольно долог в разучивании, поэтому чем раньше и чем медленней
samouch.ru
Презентация на тему: «Два лада. Легенда».
Дружбу звуков, говорят,
называют словом лад.
Навсегда запомнить надо,
как фамилии – два лада:
Существуют с давних пор
лад мажор и лад минор.
Светлый мир просторный
открыл нам лад мажорный
Мир в полумрак погружённый,
лад нарисует минорный.
ДВА ЛАДА
ЛЕГЕНДА
Давно это было. В те далёкие времена жили на Руси юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли их «два лада». Однако отец девушки, богатый князь, хотел выдать её замуж за иноземного царя.
Однажды князь увидел влюблённых на берегу озера. Они стояли рядом у белоствольных берёз и как зачарованные глядели на двух лебедей.
Разгневался отец, пришпорил коня.
Но что-то вдруг дрогнуло у него в груди. И вспомнилось детство и такое же озеро, и эти лебеди, и ощущение счастья…
Тихо повернул он обратно.
А через короткое время в княжеских хоромах был свадебный пир.
Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах – о любви-согласии, о любви-удаче…
Чем пользуются художники ,когда рисуют картины? — Красками.
А чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? — Звуками.
У художников 2 группы красок – теплые тона и холодные тона
Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад».
Лад – это краска музыкального произведения, песни.
Сказка про Мажор и Минор
Жили-были два брата – два музыкальных лада – Мажор и Минор. Мажор был старшим, а Минор – младшим. Старший брат всегда веселился: «Я ведь лад мажорный, радостный, задорный!» А Минор грустил: «Я печальный с давних пор, потому что я Минор». Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно. Вот однажды отправились они в лес по грибы, по ягоды и заблудились. Минор плачет: «Ох, пропадём, в яму упадём!» А Мажор смеется: «Не горюй, братец мой, лучше песенку спой!» Запел Минор грустную песню. Загрустил вместе с ним весь лес, печально зашелестела трава, задумался, затих ветерок, замолчали удивленные птички. Даже солнышко спряталось за тучу от грустной песенки Минора. Сами собой стали наворачиваться слёзы на глаза братьев, и ещё труднее стало им искать дорогу.
«Нет, братец, так не годится!» – сказал Мажор и стал напевать весёлую песенку. Встрепенулся, очнулся от грусти лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая старшему братцу. Высохли на глазах братьев слёзы, и лес перестал казаться им страшным и дремучим. Так, с весёлой песней, и выбрались они на дорогу, ведущую к дому. Грусть да печаль в беде плохие помощники.
infourok.ru
Ладогармоническое развитие музыки. | Воспитателям
Ладогармоническое развитие музыки.
(мажор и минор)
Цель урока:
Пробуждать интерес к музыке, развивать эмоциональное восприятие.
Задачи:
Образовательные
· Познакомить учащихся с музыкальными терминами «мажор» и «минор».
· Провести дидактическую игру «весело – грустно»
Развивающие
· Развивать музыкальные способности: слух, чувство ритма, музыкальную память, вокально-хоровые навыки при пении песен.
· Добиваться музыкальной отзывчивости.
· Содействовать проявлению музыкального вкуса.
План урока
1. Введение в тему.
2. Слушание музыки.
3. Дидактическая игра. («Солнышко и дождик»)
4. Определить, к какому рисунку надо написать мажорную музыку, к какому минорную?
5. Определить, к какому стихотворению надо написать музыку: мажорную, минорную.
6. Пение. (Дождик, Три желания, Раз – ладошка)
7. Музыкально – ритмические упражнения. («Танец сидя»)
8. Муз.игра «Солнышко и дождик».
Домашнее задание: нарисовать рисунок на тему «мажор» и «минор».
Ход урока.
Сегодня мы познакомимся с понятием ЛАД.
В каждом музыкальном произведении звуки подобраны не случайно, а связаны между собой. Они живут дружно, то есть в ладу друг с другом.
Отсюда и происходит название музыкального понятия ЛАД.
В некотором царстве, в музыкальном государстве жил-был правитель.
И он был такой: (показываю картинку правителя.)
Дети: весёлый!
Как вы думаете, какой у него характер?
(Весёлый, жизнерадостный, добрый)
А какую он музыку любит слушать? (весёлую, танцевальную, живую..)
Этого правителя называют МАЖОР, а музыка, которую он слушает, написана в МАЖОРНОМ ЛАДУ.
А в другом государстве, живёт другой правитель.
Вот такой (показываю картинку).
Дети: грустный!
Как вы думаете, какой у него характер?
(Грустный, печальный)
Какую он любит музыку слушать?
Этого правителя называют МИНОР, а музыку, которую он слушает, написана в МИНОРНОМ ладу. Этот лад придаёт музыке грустный, иногда печальный оттенок.
Изменение лада, мажор и минора, называют ЛАДОГАРМОНИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ.
Произошла ошибка. Когда Мажор и Минор собрались к нам в гости, они перепутали свою музыку. Давайте им поможем разобраться и определим, какое произведение относиться к какому ладу. (какой ряд будет быстрее и правильнее показывать картинки, соответственно музыке)
- (Перед детьми лежат карточки «солнышко», «дождик». На весёлую музыку поднимают «солнышко», на грустную «дождик»).
- С музыкой мы разобрались. А теперь поможем разобраться в рисунках. Какие рисунки из королевства МАЖОРА, какие из королевства МИНОРА?
(Показываю картинки, по цвету определяют, какая она, весёлая или грустная)
- С музыкой и картинами мы разобрались. А теперь правители королевств МАЖОРА и МИНОРА хотят спросить, к какому стихотворению нужно писать музыку МАЖОРУ, а к какому МИНОРУ?
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса…
Травка зеленеет, солнышко блестит.
Ласточка с весною, в сени к нам летит.
Разобрались и с музыкой, и с картинами, и со стихами. Домашнее задание будет такое: нужно нарисовать рисунок для королевства МАЖОРА и МИНОРА. Какие вы будете использовать цвета для МАЖОРА? Для МИНОРА?
ПЕНИЕ выученных песен:
· «Дождик»
· «Три желания», «Раз ладошка»
(определять к какому ладу относится песня)
· Музыкальная разминка «Танец сидя»
· Игра «Солнышко и дождик» Когда играет весёлая музыка, дети танцуют, когда дождик, приседают и делают «Домик» над головой. Слышать окончание музыки, определить, где мажор, а где минор.
Под весёлую музыку дети выходят из класса.
vospitatel.edu54.ru