Нарушение целенаправленности мышления – Нарушения стройности мышления

Нарушения стройности мышления

Мышление — специфичная для человека способность отражать в собственном сознании окружающий мир в полноте существующих связей, внутренних закономерностей; не только наблюдать, но и понимать суть происходящего.

Выделяют формальные расстройства мышления (расстройства ассоциативного процесса) и так называемые патологические идеи.

Расстройства ассоциативного процесса включают ряд нарушений способа мышления, выражающихся в изменении темпа, подвижности, стройности, целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены:

Нарушения темпа мышления

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» — крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях.

Символическое мышление. Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Больной 29 лет с диагнозом «шизофрения» разделяет имеющиеся у него галлюцинации на «объективные» и «субъективные». При просьбе объяснить, что он имеет в виду, заявляет: «Субъекция — это цвет, движение, а объекты — это книги, слова, буквы… Твердые буквы… Я хорошо их себе представляю, потому что у меня был нахлыв энергии…».

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных. Больная с диагнозом «болезнь Альцгеймера» по просьбе врача с некоторой задержкой, но в правильном порядке называет месяцы года. Выполняя просьбу врача назвать пальцы, она показывает свою руку и перечисляет: «Январь… февраль… март… апрель…».

studfiles.net

Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)

Эта рубрика включает ряд нарушений способа мышления по форме: изменение его темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.

Нарушения темпа мышления

Болезненно ускоренное мышление. Характеризуется увеличением речевой продукции в единицу времени. В основе лежит ускорение течения ассоциативного процесса. Течение мысли обусловливается внешними ассоциациями, каждая из которых является толчком для новой тематики рассуждений. Ускоренный характер мышления приводит к поверхностным, поспешным суждениям и умозаключениям. Больные говорят торопливо, без пауз, отдельные части фразы связаны между собой поверхностными ассоциациями. Речь приобретает характер «телеграфного стиля» (больные пропускают союзы, междометия, «проглатывают» предлоги, приставки, окончания). «Скачка идей» — крайняя степень ускоренного мышления.

Болезненно ускоренное мышление наблюдается при маниакальном синдроме, эйфорических состояниях.

Болезненно замедленное мышление

. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности мышления

Разорванное мышление характеризуется отсутствием в речи больных логических согласований между словами, грамматические связи при этом могут быть сохранены. Тем не менее речь больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, например: «Кто может выделить временное расхождение относительности понятий, включенных в структуру миробытия» и т.п.

При бессвязном мышлении отсутствуют не только логические, но и грамматические связи между словами. Речь больных превращается в набор отдельных слов или даже звуков: «возьму… сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень» и т.п. Это расстройство мышления встречается при шизофрении, экзогенно-органических психозах, сопровождающихся аментивным помрачением сознания.

Нарушение целенаправленности мышления

Резонерство (бесплодное мудрствование, рассуждательство). Мышление с преобладанием пространных, отвлеченных, туманных, часто малосодержательных рассуждений на общие темы, по поводу общеизвестных истин, например, на вопрос врача «как вы себя чувствуете?» долго рассуждают о пользе питания, отдыха, витаминов. Этот вид мышления чаще всего встречается при шизофрении.

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Символическое мышление. Мышление, при котором обычным, общеупотребимым словам придается особый, отвлеченный, понятный лишь самому больному смысл. При этом слова и понятия часто заменяются символами или новыми словами (неологизмами), больные разрабатывают собственные языковые системы. Примеры неологизмов: «зеркаластр, пенснэхо, электрическая эксквозочка». Этот вид мышления встречается при шизофрении.

Патологическая обстоятельность (детализированность, вязкость, инертность, тугоподвижнгость, торпидность мышления). Характеризуется склонностью к детализации, застреванию на частностях, «топтанием на месте», неспособностью отделить главное от второстепенного, существенное от несущественного. Переход от одного круга представлений к другому (переключение) затруднен. Прервать речь больных и направить в нужное русло очень трудно. Это разновидность мышления чаще всего встречается у больных эпилепсией, при органических заболеваниях головного мозга.

Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

studfiles.net

Нарушение мышления по форме

Расстройства мышления по форме:

Нарушение темпа мышления:

1. Ускорение процесса мышления — увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени, облегчение их возникновения. Непрерывно возникающие мысли, суждения, умозаключения становятся более поверхностными, «обусловленными случайными связями. Мышление приобретает крайнюю отвлекаемость с преобладанием образных представлений над абстрактными идеями. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей, вихря мыслей и представлений. Тема мышления непрерывно меняется, часто в зависимости от созвучия произносимых слов, предмета, случайно попавшего в поле зрения. (Маниакальный с-м)

Чрезвычайно выраженное ускорение обозначается как «скачка идей». При этом речь распадается на отдельные выкрики, понять связь между которыми очень трудно («словесная окрошка»). Однако позже, когда болезненное состояние проходит, больные иногда могут восстановить логическую цепь мыслей, которые они не успевали высказать во время психоза.

— Ментизм (наплыв мыслей) — непроизвольно возникающий, непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, «вихрь идей», наплыв «образов, представлений.

— скачка идей – смена тематики речи, в зависимости от случайно попавших в поле зрения предметов.

2. Замедление процесса мышления — замедление возникновения ассоциаций, уменьшение количества ассоциаций, образующихся в каждый данный отрезок времени. Мысли и представления образуются с трудом, их мало, содержание однообразно, бедно. Замедленный темп речи. Больные жалуются на утрату способности к мышлению, ослабление умственных способностей, интеллектуальное отупение. (Депрессия)

3. Перерывы в мышлении (шперрунг, остановка, или закупорка мыслей) вызывают ощущение, что «мысли улетели из головы», «голова пустая», «думал-думал и вдруг как будто в стену уткнулся». Насильственный характер этих симптомов может заронить в больном подозрение, что кто-то специально управляет его мышлением, мешает ему думать. Ментизм и шперрунг — это проявление идеаторного автоматизма, наблюдающегося чаще всего при шизофрении.

Нарушение подвижности:

1. детализация- постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстипенных несущественных подробностей.

2. Обстоятельность мышления — замедление образования новых ассоциаций вследствие преобладания предыдущих. При этом утрачивается способность отделения главного от второстепенного, существенного от несущественного, что приводит к снижению продуктивности мышления. При изложении чего-либо привлекается масса ненужных деталей, старательно описываются не имеющие никакого значения мелочи. (Органич. заболевания, эпилепсия)

3. Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления — выраженная затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедленностью, крайней тягучестью. Торпидными становятся также речь и действия больных. Сужение объема мышления — крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, сужение круга представлений, уменьшение подвижности мыслительных процессов. Исчезает способность к противопоставлению различных мнений, затрудняется переключение с одной темы на другую.

Нарушение целенаправленности:

1. витиеватость- рассуждение с метафорами, цитатами, терминами, которые затрудняют понимание основной мысли. Сохраняется логичность, но приобретаются черты псевдонаучности.

2. соскальзывание- внешне объективно немотивируемые переходы, логические и грамматические подходы одной мысли к другой, но возможен возврат к основной теме разговора.

3 . Резонерство — нарушение мышления при котором больной вместо ясного по содержанию и достаточно четкого по форме ответа на конкретный вопрос или при описании какого-либо определенного события, случая, предмета, явления, прибегает к пространным разглагольствованиям в пределах данной темы, приводит не основанные на фактах доказательства, увлекается бессмысленными рассуждениями в ущерб смыслу говоримого. При резонерство предложения построены грамматически правильно, изобилуют причастными и деепричастными оборотами, вводными словами; речь многословна, но, несмотря на это, больной в своем повествовании нисколько не продвигается. Резонерство бесплодно, так как оно не приводит к познанию. (Шизофрения)

4. разноплановость – постоянная немотивируемая смена основания для построения ассоциаций

5. аморфность – нечеткое использование понятий, при котором грамматически правильно построенная речь остается расплывчатой и мысли не понятны.

6. Разорванность — нарушение ассоциативного процесса при котором отсутствуют связи между отдельными мыслями, предложениями, между понятиями и представлениями. Грамматическая стройность речи при этом не нарушается, словосочетания соединены в отдельные предложения, однако уловить смысл речи больного не удается. (Шизофрения)

Нарушение грамматического строя:

1. Речевые стереотипии – повтор мыслей, фраз, отдельных слов:

1) Персеверация мышления — на фоне общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса длительное преобладание одной какой-либо мысли, одного представления. Так, правильный ответ на первый вопрос больной упорно повторяет и повторяет ряд последующих вопросов иного содержания. (Слабоумие)

2) Вербигероации – расстройства мышления, больные стереотипно, иногда в рифму произносят порой бессмысленные сочетания звуков («лежу -лежу», «гляжу-гляжу»).

3) Стоячие обороты – стереотипные выражения, однотипные мысли, к которым больной многократно возвращается в процессе беседы. (эпилепсия, слабоумие)

2. Бессвязность мышления (инкогеренция) — утрата способности к образованию ассоциативных связей, к соединению восприятии, представлений, понятий, к отражению действительности в ее связях и отношениях; потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу и синтезу. Мышление исчерпывается хаотически образующимися бессмысленными связями. Речь состоит из беспорядочного набора слов, произносимых без смыслового и грамматического отношения, нередко в рифму. (Аменция)

Шизофазия— распад речи, когда она совершенно теряет какой-либо смысл. Употребляемые больным ассоциации хаотичны и случайны. Интересно, что при этом нередко сохраняется правильная грамматическая структура, выражающаяся в речи точным согласованием слов в роде и падеже. Больной говорит размеренно, выделяя ударением наиболее значимые слова. Сознание пациента не расстроено: он слышит вопрос врача, правильно выполняет его инструкции, строит ответы с учетом ассоциаций, прозвучавших в речи собеседников, но не может сформулировать до конца ни одной мысли.

Аутистическое мышление — выражается в чрезвычайной замкнутости, погруженности в мир собственных фантазий, отрыве от реальности. Пациентов не волнует мнение окружающих, они малоразговорчивы, скрытны, зато с удовольствием излагают мысли на бумаге, подчас исписывая толстые тетради. Наблюдая таких больных, читая их записи, можно удивляться тому, что пациенты, которые ведут себя пассивно, говорят бесцветно, равнодушно, в действительности охвачены столь фантастичными, абстрактными, философскими переживаниями.

Символическое мышление — характеризуется тем, что больные употребляют для выражения мыслей собственные, непонятные окружающим символы. Это могут быть хорошо известные слова, которые используются в необычном значении, из-за чего смысл сказанного становится непонятным. Нередко пациенты выдумывают собственные слова (неологизмы).

Паралогическое мышление проявляется в том, что больные путем сложных логических рассуждений приходят к выводам, явно противоречащим действительности.

studfiles.net

Нарушение целенаправленности мышления

Витиеватость — многоречивые, громоздкие рассуждения, иногда на абстрактные или философские темы, с привлечением обилия литературных цитат, метафор, сравнений, на­учных терминов, формул и далеких по смыслу аналогий, что, вопреки ожиданиям говоря­щего, усложняет понимание мысли слушателем и мешает самому субъекту прийти к ясному умозаключению. Вместе с тем речь сохраняет грамматический строй и внешнюю логичность, но приобретает черты псевдонаучности, «красивости» и оригинальности, порой заумности.

Резонерство — склонность к бесплодному мудрствованию, непродуктивному, многослов­ному и детализированному рассуждательству по несущественному поводу, часто с использо­ванием абстрактных или позаимствованных из каких-то наук понятий, общих нравоучений, деклараций и известных изречений, привлекаемых по весьма поверхностным, формальным основаниям. При многозначительном тоне, претенциозности и неуместном пафосе речь по­строена грамматически правильно, но скудна содержательно («пустое философствование», «праздное мудрствование», «умственная жвачка»). Вместе с тем собственно мыслительных ошибок при резонерстве не происходит, а сам этот феномен может рассматриваться как проявление особенностей мотивационной сферы человека, выражающийся в потребности «самовыражения» и «самоутверждения» на фоне недостаточной самокритичности и аффек­тивной захваченности субъекта. Характерна неспособность принимать во внимание конкрет­ные факты и обстоятельства.

В качестве своеобразной формы резонерства может выступать патологический поли­семантизм — освобождение элементов речи от контекста, когда слово получает любой, малозависящий от ситуации смысл. В этих случаях у больного появляются слова с но­вым смыслом, основанном на формальных лексических, внешних признаках. Характерно сосуществование разных, в том числе и чуждых, значений одного и того же слова, причем новое значение слова заметно доминирует над общепринятым, из-за чего понимание речи «непосвященным» становится невозможным.

Резонерское мышление наблюдается при шизофрении, эпилепсии, умственной отста­лости и ряде органических поражений головного мозга, но в принципе может встречаться и у психически здоровых людей как механизм компенсации чувства собственной мало-значимости.

Соскальзывание — неожиданная, немотивированная смена логически и грамматиче­ски правильно простроенной мысли на какую-то иную, тематически чуждую строю рас­суждений. Либо то же происходит по несущественным, случайным ассоциациям, актуали­зированным из-за латентных, рыхлых связей между понятиями и представлениями. При этом непоследовательность суждений не зависит от истощаемости психики или сложности заданий.

Соскальзывания как симптом наблюдаются у больных шизофренией при их относи­тельной сохранности.

Разорванность — нарушение направленности ассоциативного процесса, смысловых свя­зей между отдельными мыслями, суждениями и понятиями при сохранности формальной стороны речи — грамматической стройности фразы (логическая разорванность). Началь­ные проявления разорванности можно заметить в соскальзывании мысли при переходах от одного представления к другому, что видно в нарушении смысловых связей не внутри предложения, а при переходе от одной мысли к другой, каждая из которых в отдельности имеет законченное смысловое содержание, что приводит к необычно-парадоксальному со­четанию представлений.

В.М. Блейхер пишет о разорванности как семантической диссо­циации при известной сохранности синтаксической стороны речи. В более тяжелых случаях, на фоне расстроенного сознания, возникает и грамматическая разорванность, бессвязность (инкогеренция) — речь превращается в «словесную окрошку», набор отдельных, не свя­занных между собой слов (шизофазия), распадается синтаксический строй предложения уловить смысл речи не удается. Разорванность может проявляться и в форме «мимо-ответов», при которых больной на вопрос собеседника продуцирует информацию невпопад (рядом со смыслом вопроса) либо вообще недоступную для понимания.

Крайняя степень разорванности в речи может проявляться вербигерацией — бессмыс­ленным, нередко ритмическим многократным повторением или выкрикиванием одних и тех же слов, фраз или нелепых звукосочетаний. Наблюдается при шизофрении, маниакальных состояниях, органических поражениях мозга.

studfiles.net

3). Нарушение целенаправленности мышления:

— особенно характерно для шизофрении.

а). Резонёрство (смысловая опухоль, болезненное мудрствование) – рассуждения ради рассуждения: длинные, не приводящие к раскрытию мысли.

б). Разорванность мышления (шизофреническая бессвязность) – возникает на фоне неизмененного сознания: речь грамматически правильна, но непонятна, т.к. сочетается несочетаемое (“я еду верхом на доме”) – это носит названиешизофазия. Другой вариант – когда слова бессвязны.

в). Соскальзывание мыслей – может быть компонентом разорванности мышления. Больной начинает говорить нормально, а затем вдруг “соскальзывает” на другую тему.

г). Насильственное мышление– мысли становятся неуправляемыми (как бы чужими). Бывает 2 видов:

Ментизм (насильственный наплыв мыслей),

Шперрунг(мысли как будто пропадают). Часто возникает при синдроме Кандинского–Клерамбо.

II. Нарушение содержания мышления:

1). Бредовые идеи:

Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

По степени систематизации бредовые идеи делят на:

— систематизированные (чаще при хронической патологии),

— несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

а). Бредовые идеи преследования (персекуторный бред):

бред отношения (больной считает, что все вокруг говорят о нем),

бред особого символического значения,

бред инсценировки(интерметаморфоз – считают, что вокруг него идет спектакль),

собственно бред преследования,

бред физического уничтожения,

бред воровства, материального ущерба,

бред сексуального превращения (в противоположный пол),

бред превращения в животное (зооантропия),

бред воздействия – его разновидности:бред овладения (больной считает, что в него “вселились”), бред порчи, колдовства и сглаза,бред раскрытости(бывает внешний – за больным постоянно наблюдают со стороны, и внутренний – кто-то читает мысли больного).

б). Бредовые идеи величия (мегаломанический, экспансивный бред):

обычно возникает на фоне повышенного настроения.

— бред сексуального могущества,

— бред физического могущества,

— эротический бред (“я самая красивая”),

— бред иностранного происхождения,

— бред богатства,

— бред изобретательства,

— бред реформаторства,

— бред мессианства (больной считает, что ему поручено спасти мир).

в). Депрессивный бред:

возникает на фоне пониженного настроения:

— бред самообвинения (греховности) — может сопровождаться бредом гибели мира, гибели близких.

— бред мучительного бессмертия,

— нигилистический бред (считают, что у них внутри все сгнило),

— ипохондрический бред (ошибочно считают, что серьезно больны),

Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка, неприятного для окружающих (дисморфоманический бред): он чаще встречается у подростков и сопровождается следующими симптомами: дисморфоманический бред, бред отношений, плохое настроение, стремление избавиться от мнимого недостатка, симптом зеркала (подолгу смотрят или наоборот, завешивают зеркало чем-либо).

studfiles.net

3). Нарушение целенаправленности мышления:

— особенно характерно для шизофрении.

а). Резонёрство (смысловая опухоль, болезненное мудрствование) – рассуждения ради рассуждения: длинные, не приводящие к раскрытию мысли.

б). Разорванность мышления (шизофреническая бессвязность) – возникает на фоне неизмененного сознания: речь грамматически правильна, но непонятна, т.к. сочетается несочетаемое (“я еду верхом на доме”) – это носит названиешизофазия. Другой вариант – когда слова бессвязны.

в). Соскальзывание мыслей – может быть компонентом разорванности мышления. Больной начинает говорить нормально, а затем вдруг “соскальзывает” на другую тему.

г). Насильственное мышление– мысли становятся неуправляемыми (как бы чужими). Бывает 2 видов:

Ментизм (насильственный наплыв мыслей),

Шперрунг(мысли как будто пропадают). Часто возникает при синдроме Кандинского–Клерамбо.

II. Нарушение содержания мышления:

1). Бредовые идеи:

Это признак психоза – относительно стойкие, то более, то менее нелепые абсурдные идеи, которые возникают на фоне болезненно измененной психики. Носят ошибочный характер, не поддаются коррекции и не соответствуют социально-культурным установкам человека. Нужно дифференцировать от религиозных убеждений и суеверий.

По степени систематизации бредовые идеи делят на:

— систематизированные (чаще при хронической патологии),

— несистематизированные (при острой патологии) – носят непоследовательный характер, обоснование может отсутствовать. Сопровождается яркими эмоциональными расстройствами.

а). Бредовые идеи преследования (персекуторный бред):

бред отношения (больной считает, что все вокруг говорят о нем),

бред особого символического значения,

бред инсценировки(интерметаморфоз – считают, что вокруг него идет спектакль),

собственно бред преследования,

бред физического уничтожения,

бред воровства, материального ущерба,

бред сексуального превращения (в противоположный пол),

бред превращения в животное (зооантропия),

бред воздействия – его разновидности:бред овладения (больной считает, что в него “вселились”), бред порчи, колдовства и сглаза,бред раскрытости(бывает внешний – за больным постоянно наблюдают со стороны, и внутренний – кто-то читает мысли больного).

б). Бредовые идеи величия (мегаломанический, экспансивный бред):

обычно возникает на фоне повышенного настроения.

— бред сексуального могущества,

— бред физического могущества,

— эротический бред (“я самая красивая”),

— бред иностранного происхождения,

— бред богатства,

— бред изобретательства,

— бред реформаторства,

— бред мессианства (больной считает, что ему поручено спасти мир).

в). Депрессивный бред:

возникает на фоне пониженного настроения:

— бред самообвинения (греховности) — может сопровождаться бредом гибели мира, гибели близких.

— бред мучительного бессмертия,

— нигилистический бред (считают, что у них внутри все сгнило),

— ипохондрический бред (ошибочно считают, что серьезно больны),

Разновидность ипохондрического бреда – бред физического недостатка, неприятного для окружающих (дисморфоманический бред): он чаще встречается у подростков и сопровождается следующими симптомами: дисморфоманический бред, бред отношений, плохое настроение, стремление избавиться от мнимого недостатка, симптом зеркала (подолгу смотрят или наоборот, завешивают зеркало чем-либо).

studfiles.net

Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления).

С нарушениями личностного компонента мышления связан такой класс нарушений, как нарушения содержания мышления.  Сюда относится формирование навязчивых, сверхценных и бредовых идей. Каждый из этих видов патологических идей свидетельствует о различном характере изменения деятельности мозга и имеет свои особенности по содержанию, отношению к ним заболевшего и другим характеристикам.

 Навязчивые идеи – непроизвольно возникающие в сознании мысли, образы, представления, воспоминания с критическим к ним отношением и как правило безуспешными попытками бороться с ними. Человек осознает ненужность, в отдельных случаях нелепость возникающих помимо его воли мыслей, но не может от них избавиться. Более того, попытки борьбы с ними, желание их подавить каким-либо образом нередко приводят к их усилению.

Навязчивые состояния (навязчивости) не обязательно симптом болезни, они могут встречаться и у психически здоровых людей. Достаточно часто они возникают т у людей с тревожно-мнительными чертами характера на фоне тех или иных психотравмирующих ситуаций. Навязчивые мысли (идеи) заключаются в появлении совершенно ненужных мыслей (умственная жвачка).

 Сверх идеи — это эмоционально окрашенные суждения или умозаключения, возникающие в связи или на основе реальных событий или явлений. Из-за аффективной насыщенности они приобретают в сознании человека господствующее положение и становятся важнейшим или основным мотивом его деятельности. То есть человек всячески старается воплотить их в действие. Сверхценные идеи часто приводят к неадекватной оценке тех или иных фактов действительности и поведению, носящему патологический характер. Для этого вида патологических идей характерно отсутствие критики (в этом их основное отличие от обсессий).

От бредовых идей сверхценные — отличаются прежде всего реальной (а нередко, и психологически понятной) основой для их возникновения. На начальных этапах своего развития эти идеи не несут чего-то патологического и по существу остаются в пределах психического здоровья. Однако по мере их развития и усиления эмоционального напряжения сверхценные идеи могут стать основой для возникновения бредовых идей. 

 Среди различного рода сверхценных идей по их содержанию можно выделить: идеи ревности, изобретательства, своеобразно понятой идеи справедливости, при которой борьба с той или иной «несправедливостью» превращается в основную цель жизни и борьба за эту «справедливость» превращает человека в «разносчика судебных процессов» (кверулянта). При наличии дисморфоманических идей убеждение человека в наличии того или иного физического дефекта, приобретая доминирующий, сверхценный характер, может обусловить патологическое, а нередко и опасное для жизни поведение. Так, убеждение девушки в недостатках фигуры, прежде всего, в излишней полноте, может привести к практическому отказу от пищи и, соответственно, к алиментарной дистрофии вплоть до кахексии.

 Сверхценные идеи часто возникают у личностей отличающихся особым складом характера. Однако возможно их возникновение и на начальных этапах других психических расстройств (в частности, при органических поражениях головного мозга типа сосудистых, посттравматических заболеваний). 

 Бредовые идеи (бред) всегда формируются на болезненной основе и представляют собой совокупность ложных умозаключений, полностью овладевающих сознанием больного, неподдающихся коррекции при разубеждении и разъяснении. Бред всегда является признаком тяжелого психического расстройства, выступая в качестве одного из основных его признаков (симптомов болезни). От бреда следует отличать ошибки суждений и заблуждения психически здоровых.

 По фабуле, т.е. по основному содержанию бредовой концепции (системе патологических умозаключений) в соответствии с классификацией немецкого психиатра В. Гризингера выделяют три вида бреда: преследования (персекуторный) депрессивный и величия. Каждый из этих видов бреда включает множество различных клинических вариантов.

1) Бред персекуторный: собственно преследования, отравления, материального ущерба, ревности, воздействия, отношения, колдовства (порчи), овладения. Последние три понятия (естественно, и некоторые другие их варианты, что связано с конкретными этнокультуральными особенностями больного) составляют так называемые архаические формы бреда, содержание которых непосредственно вытекает из бытующих в обществе представлений.

 Бредовые идеи преследования особенно на стадии их возникновения часто сопровождаются тревогой, страхом, нередко выступают, как определяющий фактор поведения больного, что может обуславливать его опасность для окружающих и могут требовать неотложную госпитализацию в недобровольном порядке. Опасность усиливается, когда причиняемое, по мнению больного, «зло» находит конкретного носителя из ближайшего окружения.

2) Депрессивный бред может встречаться в следующих клинических вариантах: самообвинения, самоуничижения, греховности, злого могущества, ипохондрический, дисморфоманический, нигилистический. Каждый из этих вариантов может иметь свои особенности и фабулу. Однако все они существуют на фоне сниженного настроения. Диагностическую значимость здесь имеет установление последовательности появления психопатологических феноменов: что является первичным – бредовые идей соответствующего содержания или депрессивное настроение.

 Депрессивные идеи могут определять поведение больных и, соответственно, приводить к общественной опасности больного (в первую очередь для самого себя, т.к. возможны покушения на самоубийство).

  Наиболее интенсивный и сложный по содержанию депрессивный бред возникает при затяжных тревожных депрессиях. В этих случаях часто развивается бред Котара. Бред Котара характеризуется фантастическими идеями отрицания или громадности. При наличии идей отрицания больной сообщает об отсутствии у него моральных, интеллектуальных, физических качеств (нет чувств, совести, сострадания, знаний, способности чувствовать). При наличии соматопсихической деперсонализации часто больные жалуются на отсутствие желудка, кишечника, легких, сердца и. т. д. Могут говорить не об отсутствии, а о деструкции внутренних органов (высох мозг, атрофировался кишечник). Идеи отрицания физического «Я» называют нигилистическим бредом. Отрицание может распространяться на различные понятия внешнего мира (мир мертв, планета остыла, нет звезд, веков).  Часто при бреде Котара больные обвиняют себя во всевозможных свершившихся или грядущих мировых катаклизмах (бред отрицательного могущества) или высказывают идеи о вечных мучениях и невозможности умереть (бред мучительного бессмертия).

3) Бредовые идеи величия всегда отмечаются на фоне повышенной самооценки больного и включают следующие клинические варианты: бред изобретательства, реформаторства, высокого происхождения, богатства. Сюда же относятся и, так называемый любовный бред (любовного очарования) и нелепый, протекающий, как правило, на фоне выраженного слабоумия, мегаломанический бред величия. При этом высказывания больного о своих необыкновенных способностях, положении или деятельности приобретают грандиозный размах, а их неадекватность бросается в глаза любому человеку («я управляю земным шаром и всеми Богами вселенной»). Идеи величия чаще всего характерны для более поздних стадий психического заболевания или для тяжелых, быстро прогрессирующих и приводящих к слабоумию органических поражений головного мозга.

 По степени завершенности системы бредовых умозаключений (патологической системы доказательств) бред принято разделять на систематизированный и несистематизированный (отрывочный).

 Для систематизированного бреда характерна обширная система доказательств, «подтверждающих» лежащую в основе патологических идей фабулу. Все приводимые больным факты взаимосвязаны и имеют однозначную трактовку. По мере прогрессирования болезни все большее число явлений действительности включаются в бредовую систему, а сам процесс мышления становится все более детализированным при безусловной сохранности основной болезненной идеи. При наличии выраженной систематизации бреда следует предполагать более длительный, хронический характер психического расстройства.

Для острых состояний чаще характерен несистематизированный бред. Этот же бред может отмечаться и при быстро прогрессирующих органических поражениях головного мозга, когда вместе с распадом психики (формированием слабоумия) распадается и ранее стройная система бредовых построений.

 Бред принято также разделять на так называемый первичный и вторичный (хотя, по мнению различных исследователей, это деление носит условный характер).

 При первичном бреде бредовые построения больного в первую очередь определяются расстройством сферы мышления, приводящим к неадекватной интерпретации реально существующих явлений (отсюда другое название этого бреда — интерпретативный).

  Вторичный бред возникает на основе имеющихся нарушений других сфер психической деятельности при наличии других психопатологических феноменов (галлюцинаций, аффективных нарушений, расстройств памяти и проч.).

 По механизмам возникновения могут быть выделены следующие виды бреда: кататимный, голотимный, индуцированный, резидуальный, конфабуляторный.

 Кататимный бред строится на основе эмоционально окрашенного комплекса доминирующих (в отдельных случаях, сверхценных) идей и представлений.

 В основе голотимного бреда (по Е.Блейлеру) лежат изменения в эмоциональной сфере, содержание бредовых идей соответствует здесь измененному настроению (бред любовного очарования при повышении настроения в маниакальном состоянии и как контраст-бред самообвинения при депрессии).

 При индуцированном бреде происходит своеобразное заражение, передача имеющегося у первично заболевшего лица (индуктора) бредовых переживаний лицу, ранее не обнаруживающему признаков психического расстройства. 

  В отдельных случаях содержание бредовых идей у близко общающихся (а чаще проживающих совместно) людей может иметь далеко идущее сходство, несмотря на то, что каждый из них страдает самостоятельным психическим расстройством различного генеза. Подобный бред (самого различного содержания) принято называть конформным, вкладывая в это понятие только совпадение основной фабулы бредовых построений при возможности определенного расхождения конкретных высказываний каждого из заболевших.

 Резидуальный бред (по Нейссеру) возникает после перенесенного состояния нарушенного сознания и строится на основе связанных с этим расстройств памяти (типа «островковых воспоминаний») при отсутствии какой- либо связи с реально происходящими после исчезновения острого состояния реальных явлений действительности.

 При конфабуляторном бреде содержание бредовых построений определяется ложными воспоминаниями, носящими, как правило, фантастический характер.

 Бред может быть также охарактеризован с точки зрения стадий его развития:

-бредовое настроение — переживание окружающего мира с чувством его измененности и своеобразного ожидания предстоящих грандиозных событий типа надвигающейся беды;

бредовое восприятие — начинающееся бредовое истолкование отдельных явлений окружающего мира наряду с усилением тревоги;

— бредовое толкование — бредовое объяснение воспринимаемых явлений действительности;

 — кристаллизация бреда — завершение построения различной степени сложности и «логической» последовательности системы бредовых умозаключений;

обратное развитие бреда — появление критики к отдельным бредовым построениям или бредовой системе в целом.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *