Нарушения в психофизическом развитии детей
Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин «аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).
К нарушениям в психофизическом развитии относятся различные трудности, связанные со слухом, зрением, речью, с опорно-двигательным аппаратом, с задержкой психического развития, с эмоциональными, интеллектуальными проблемами и т.п. В широком смысле детьми с нарушениями в психофизическом развитии могут считаться все дети, имеющие более или менее выраженные сложности. Практически же, этот термин (как ранее термин ”аномальные дети”) применяется для обозначения категории детей, нуждающихся, вследствие психофизических нарушений, в специальных условиях обучения и воспитания. (см. также ”Дети с особыми образовательными потребностями»).
В научной традиции, заложенной Л.С. Выготским в дефектологии, различают первичные и вторичные нарушения развития.
Первичные нарушения – это биологические по своей природе повреждения (дефекты) органов или систем (например, нарушение слухового анализатора, зрительного анализатора, локальные или массированные нарушения различных отделов центральной нервной системы). Они могут выть врожденными и приобретенными. В возникновении врожденных нарушений важную роль играют наследственные факторы, вредные воздействия на плод в период беременности (инфекции, интоксикации, травмы), а также асфиксия и родовые травмы. Приобретенные нарушения являются последствиями перенесенных ребенком инфекционных заболеваний, травм, интоксикаций и т.п.
Коррекция первичных нарушений осуществляется средствами медицины. Важную роль, при этом играют достижения в развитии медицинской техники (например, слухопротезирование и кохлеарная имплантация в коррекции нарушений слуха, коррекция нарушения зрения очками или линзами). Большие надежды в предотвращении появления первичных нарушений в развитии у детей связываются с развитием иммунологии и генной инженерии и т.п.
Вторичные отклонения по своей природе качественно отличаются от первичных, хотя и производны от них. Их связь не имеет однозначной органической природы и не столь безусловна, как это представлялось раньше исследователям детской дефективности. (Так, немота – это возможное, но необязательное следствие глухоты, а “моральная дефективность” – возможное, но необязательное следствие умственной отсталости.)
Вторичные нарушения возникают только тогда, когда первичные приводят к “выпадениям” ребенка из обязательной для любого общества системы трансляции общественно- исторического опыта. Называя такие выпадения “социальными вывихами”, Л.С. Выготский подчеркивал, что их можно предотвратить, если найти “обходные пути”, обеспечивающие доступ аномального ребенка к культуре как источнику и средству развития высших психических функций и специфически человеческих способностей. В этих случаях вторичные нарушения не становятся неизбежным следствием первичных.
В тех случаях, когда система образования ориентированная, по преимуществу, на нормальный тип развития, не располагает такими “обходными путями”, органические нарушения приводят к формированию сложной картины отклоняющегося от нормы развития.
Одно органическое нарушение может вызвать комплекс “социальных вывихов”, и соответственно, – комплекс вторичных нарушений. Нескорригированные вторичные нарушения приводят к “социальным вывихам” следующего порядка, в результате которых возникают третичные и др. нарушения в развитии. Например, нарушение слуха порождает проблемы развития соответствующих возрасту форм общения, нескорригированность этих проблем вызывает недоразвитие словесной речи, что в свою очередь влечет за собой нарушение всех линий культурного развития ребенка, всех высших психических функций.
Поскольку вторичные (третичные и т.п.) нарушения не имеют прямой органической природы, они не требуют коррекции средствами медицины (как, например, не нуждается в медикаментозном лечении немота у глухого от рождения и специально не обученного человека). Предупреждение и коррекция таких социальных по своей природе нарушений находятся в поле компетенции специальных психологов и педагогов и осуществляется средствами образования, использующего “обходные пути” для решения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
В отечественной дефектологии разработаны специальные подходы и накоплен опыт успешной практической коррекции и предупреждения возникновения вторичных нарушений в психическом развитии у детей. Так, в условиях специального организованного раннего обучения у глухого ребенка (даже в случае врожденной нейросенсорной глухоты), может сформироваться полноценная словесная речь, как в устной, так и письменной форме; слепые дети могут обучиться читать и писать, свободно, без посторонней помощи, ориентироваться в пространстве и т.п.
Для описания происхождения, сочетания и взаимосвязи (взаимообусловленности) различных нарушений в развитии каждого конкретного ребенка Л.С. Выготский предложил использовать термины “структура дефекта” или “структура нарушений”. Определение структуры нарушений – одна из важнейших задач комплексной медико-психолого- педагогической диагностики. От точности ее решения зависит эффективность комплексной помощи ребенку.
Для определения стратегия и тактики такой помощи принципиально важно различать сочетания одного первичного и комплекса вторичных и третичных нарушений от возможных разнообразных сочетаний множественных (двух и более) различных первичных нарушений в развитии. В этих случаях говорят о сложных, комплексных, или сочетанных нарушениях (например, нарушение слуха и зрения, слуха и интеллекта, слуха и опорно-двигательного аппарата т.д.).
Дифференциация первичных и вторичных нарушений в развитии ребенка, логика их сложной взаимосвязи достаточно ясно представлена и осмыслена в различных отраслях современной дефектологии, но еще не достаточно отражена в ее терминологическом аппарате. На современном этапе термин “нарушения в психофизическом развитии” используется для характеристики как первичных, так и вторичных нарушений в психическом развитии ребенка. Так, применяя по отношению к слабовидящему ребенку термин “ребенок с нарушением зрения” специалисты могут иметь в виду как нарушение функционирования одного из отделов зрительного анализатора (сетчатки глаза, зрительного нерва и т.д.), нарушение зрительного восприятия как высшей психической функции, так и определенный комплекс особенностей психического развития ребенка с нарушением зрения, характерных для определенной системы его воспитания и обучения.
Задачей развития понятийного аппарата современной дефектологии является создание терминологии, позволяющей в должной мере дифференцировать первичные и вторичные нарушения в развитии ребенка, фиксируя при этом логику их внутренней связи.
Нарушения сознания — статьи по психологии и психиатрии на сайте клиники Чувство жизни найти психолога цены в Самаре, консультация психотерапевта записаться онлайн
О чём данная статья?
В этой статье вы узнаете, что такое нарушения сознания, как они проявляются, чем опасны и как лечатся.
Что это такое?
- Нарушение или расстройство сознания ー это острое нарушение психической деятельности, которое характеризуется полной или частичной утратой связи с реальностью: неспособностью рассуждать, дезориентировкой во времени, пространстве, собственной личности и событиях.
Где-то человек ориентируется в собственной личности, но совершенно теряется в месте и времени; где-то наоборот.
Содержание
Что это такое? Причинами синдрома являются Когда обращаться к специалисту? Виды расстройств при нарушении сознания Cимптомы нарушения сознания Как проходит консультация со специалистом? Специалисты Подведем итоги
Причинами синдрома являются:
- нарушение деятельности головного мозга;
- психические расстройства: психоз, шизофрения, эпилепсия, психопатия;
- инфекционные заболевания;
- нарушение обмена веществ;
- злоупотребление алкоголем, наркотическими и токсическими веществами;
- черепно-мозговые травмы и сотрясения мозга;
- инсульт.
Когда обращаться к специалисту?
Во время заболевания человек может вести себя как потерянный, не понимая, где находится, кто его окружает, какой сегодня день.
Он способен хорошо ориентироваться во времени, но теряться в пространстве и наоборот. В некоторых случаях ориентация может быть всецело нарушена.
Виды расстройств при
нарушении сознания:Первая группа:
- Ступор ー частичная или полная обездвиженность.
- Сопор ー состояние, при котором человек не реагирует на происходящее вокруг и не осознает опасности.
- Кома ー неспособность реагировать на раздражители и испытывать боль.
Вторая группа:
- Аменция ー растерянность, нарушение ориентировки, бессвязная речь и мыслительная деятельность.
- Делирий ー зрительные галлюцинации, иллюзии, ложная ориентировка в месте, времени и ситуациях, мнимые ощущения на коже (порезы, уколы, удары, укусы насекомых, ощущение влаги на коже).
- Сумеречное помрачение сознания ー состояние, при котором больной склонен к агрессивному поведению, нападению на окружающих, разрушению предметов на своем пути, хотя внешне выглядит мало изменившимся.
- Онейроид ー состояния, когда плоды фантазии переплетаются с реальностью.
- Оглушение ー замедленная реакция на раздражители, нарушение восприятия. Во время оглушения наблюдается слабая ориентация во времени, но пространственная ориентация сохраняется.
Cимптомы нарушения сознания:
- сонливость;
- слишком быстрая или медленная речь;
- отсутствие реакции на боль;
- бормотание.
При обнаружении вышеперечисленных нарушений рекомендуем немедленно обратиться к психиатру. Врач поможет восстановить сознание безопасно для психики.
Как проходит консультация со специалистом?
На консультации проводится осмотр пациента, общение с ним, диагностика проблемы, затем врач назначает лечение.
Профильные специалисты
Все специалистыПыжов Д.Э.
Психотерапевт
Консультация
первично
Подробнее о специалистеСамсоненко Ю.А.
Врач-психиатр
Консультация
первично
Подробнее о специалистеСамсоненко И.В.
Врач-психиатр
Консультация
первично
Подробнее о специалистеПоздяева А.Н.
Врач-психиатр
Консультация
первично
Подробнее о специалистеПодведем итоги
Нарушения сознания ー это нарушение психических функций, во время которого наблюдаются потеря связи с реальностью, сонливость, нечувствительность к боли и внешним раздражителям, частичная или полная амнезия. В данном состоянии возможны агрессивное поведение и нападение на окружающих.
Чтобы этого не произошло, рекомендуем обратиться к помощи психиатра.
Чтобы записаться на консультацию или на сеанс с логопедом-дефектологом, позвоните нам:
+7 (846) 202-20-44
Перезвонить мне
5 основных этических нарушений в терапии
Тамара Хилл, MS, NCC, CCTP, LPC, 6 ноября 2013 г. . Исследователи утверждают, что нарушения границ включают:
- передачу пациенту интрапсихических конфликтов терапевта
- контаминацию переноса и последующих интерпретаций
- растворение терапевтического «удержания»
- возможность неуместного удовлетворения в результате проблем контрпереноса
Когда терапевт сообщает клиенту свои самые сокровенные мысли, чувства, убеждения или поведение в ходе терапевтического сеанса или терапевтических отношений, терапевт переступает профессиональные границы . Тем не менее, всем клиентам важно тщательно обдумать ситуацию, потому что некоторые терапевты делятся подробностями о себе, чтобы установить взаимопонимание. Такой инцидент известен как самораскрытие . Некоторое самораскрытие полезно для построения долгосрочных отношений с общими чертами. Но есть такие отношения между терапевтом и клиентом, которые пересекают черту и в конечном итоге делают клиента терапевтом, а терапевта клиентом.
Некоторые люди считают, что перенос (когда клиент начинает рассматривать терапевта вне своей профессиональной роли) и контрперенос (когда терапевт отвечает взаимностью на чувства клиента) могут иметь место, когда терапевт переступает границы , что затрудняет для клиента получение пользы от переноса, потому что терапевт просто наслаждается замешательством. Фрейдисты или психоаналитики считают, что перенос может быть полезным инструментом, помогающим как терапевту, так и клиенту оценить чувства, мысли и прошлые отношения. Если это не будет сделано должным образом, клиент может быть манипулирован или нарушен.
Есть много признаков плохого терапевта, но нарушения этики бывает очень трудно обнаружить. Поэтому я рекомендую клиентам искать:
- Нарушение конфиденциальности : Конфиденциальность — это ваше юридическое и моральное право на защиту ваших разговоров во время терапии, ваших файлов, ваших телефонных звонков, ваших электронных писем и других типов информации о вашей личной жизни. жизнь. В некоторых случаях терапевтам придется обсудить ваш случай с:
- стажерами (студенты, получающие профессиональную степень),
- супервайзеры (люди с большим опытом работы),
- юристы (если судебное дело находится на рассмотрении), полиция (если они запрашивают ордер на обыск документов) или
- учителя (если ребенок или подросток находится в процесс получения IEP или индивидуального плана обучения)
- Нарушение HIPAA : HIPAA — это Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования от 1996 г. . Этот закон был принят для защиты всей медицинской информации и информации о психическом здоровье от «посторонних». Но некоторые люди утверждают, что ACT не помешал их работодателям, юристам и т. д. запрашивать информацию о психиатрическом досье. Этический терапевт позаботится о том, чтобы он или она защищали медицинские записи клиентов. Терапевты, которые не разъясняют свои политики в отношении того, как они работают с файлами, регулируемыми HIPAA, обязательно спросите об этом заранее.
- Общение с клиентами : Обычно терапевты много и долго думают о общении со своими клиентами. Некоторые терапевты принимают приглашения на выпускные, свадьбы и даже похороны. От терапевта зависит, примет ли он или она приглашения. Однако, если терапевт решит посетить его, такие мероприятия должны происходить один раз в жизни, а не часто. Общение с клиентом может уменьшить уважение в отношениях и профессиональные границы.
- Текст или электронная почта : Некоторые терапевты позволяют клиентам отправлять текстовые или электронные письма, в то время как другие отправляют текстовые сообщения и электронные письма своим клиентам. Это может стать действительно большим нарушением, потому что клиенты могут вмешиваться в личную жизнь терапевтов, а терапевты могут вмешиваться в жизнь своих клиентов. В любом случае, для меня электронная почта предназначена только для рабочих часов и для определенных вещей. Текстовые сообщения исключены! Но разные терапевты делают разные вещи. Частые текстовые или электронные письма должны быть тревожным сигналом.
- Сексуальные домогательства : Хотите верьте, хотите нет, но некоторые терапевты злоупотребляют своей властью, используя клиентов. Некоторые клиенты флиртуют со своими терапевтами, и терапевты отвечают им взаимностью. Некоторые терапевты приходят к своим клиентам. В любом случае, это серьезное этическое и юридическое нарушение, которое может привести к полной потере карьеры и тысячам долларов судебных издержек.
Этические и юридические границы очень трудно понять или реализовать клиентам и даже терапевтам, потому что в них много серого. В терапии нет черно-белых ответов или идеальных способов сделать что-либо. Но есть здравые способы защитить всех участников. Я считаю приемлемым развивать «дружбу» с клиентами в определенных рамках. Это нормально использовать самораскрытие в подходящие моменты. Допустимо ослабить нашу бдительность как терапевтов в соответствующие моменты. Только когда границы нарушено , к клиенту или терапевту относятся неуважительно, личные подробности становятся слишком личными, и может возникнуть опасность, которая может привести к неприятностям.
Вы хотите следить за терапевтами, которые явно или подсознательно переступают через своих клиентов. .
Более свежие исследования этических границ можно найти в Американской психологической ассоциации: статьи 1 и 2.
Как всегда, не стесняйтесь публиковать свои впечатления или переживания любимого человека. Давайте обсудим и узнаем!
Всего наилучшего
Рекомендации
Williams, M.H. (1997). Нарушение границ: не охватывают ли некоторые заявленные стандарты помощи общепринятые процедуры гуманистической, поведенческой и эклектической психотерапии? Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 34 (3), 238-249. doi:10.1037/h0087717
Фото: Дэвид Кастильо Доминичи
Как психологи могут избежать этических нарушений
Как психолог, вы можете столкнуться со многими серыми областями этического поведения. К сожалению, многие из них могут привести к дисциплинарным взысканиям со стороны правления или даже к судебным искам. Чтобы избежать этических нарушений и сохранить вашу лицензию в хорошем состоянии, важно, чтобы вы имели полное представление о том, что считается и что не считается этичным поведением.
Как психолог вы должны избегать любых отношений с клиентами, которые могут повлиять на ваше профессиональное суждение или каким-либо образом навредить вашим клиентам. Неэтично оказывать консультационные услуги другу, бизнес-клиенту или романтическому партнеру. Хотя вы можете столкнуться с клиентом в социальной ситуации, это нормально, если это не вредит клиенту.
Понимание конфиденциальности
Как психолог, вполне вероятно, что работодатель пациента, супруга, школьный администратор, страховая компания или кто-то еще в какой-то момент запросит информацию о клиенте. Предоставляя информацию такого типа, помните, что Этический кодекс APA требует, чтобы вы делились только минимально необходимым объемом информации. С другой стороны, имейте в виду, что от вас могут потребовать сообщить о подозрениях в жестоком обращении или другом опасном поведении.
Получить информированное согласие
Прежде чем начать профессиональные отношения с клиентом, вы должны сначала предоставить ему адекватную информацию и получить его информированное согласие и ограничения на следующее:
- Конфиденциальность
- Практика ведения учета
- Ваш уровень знаний и подготовки
- Услуги, которые вы будете или не будете предоставлять
- Ожидаемая продолжительность терапии
- Любые альтернативные подходы, которые вы будете использовать
- Сборы и процедуры выставления счетов
- Право пациента на прекращение лечения
Кроме того, если вы являетесь терапевтом, проходящим обучение, вы должны сообщить клиенту, что вы являетесь стажером, и указать имя вашего супервизирующего психолога.
Оставайтесь в рамках своей области знаний
Как психологу важно практиковать только в тех областях, в которых вы компетентны. Если вы не знакомы с конкретной ситуацией клиента или не обучены определенному методу консультирования, вам не следует его использовать.
Будьте ясны в вопросах выставления счетов
Как психолог, вы этически обязаны точно выставлять счета как пациентам, так и страховым компаниям. Отслеживайте каждую услугу, за которую вы выставляете счет, и избегайте соблазна помочь своим клиентам получить больше преимуществ, чем им разрешено. Например, никогда не выставляйте счет клиенту за услугу, покрываемую его страховкой, а не за услугу, которую вы предоставили, если предоставленная услуга не покрывается. Если клиент просит вас сделать это, всегда отказывайтесь.
Знайте, как и когда прекращать терапию
Если пациент не получает пользы от терапии, прервать лечение является вашим этическим долгом. Сюда входят клиенты, которые больше не нуждаются в лечении или которым, по вашему мнению, оно наносит вред. Это также распространяется на случаи, когда клиент угрожает вам, себе или кому-то еще.
Если вы решите прекратить лечение, объясните, почему текущее лечение вам не подходит.