Виды мажора и минора. Натуральный, мелодический, гармонический
В предыдущих статьях на нашем сайте Вы уже могли прочитать, что такое лад и тональность.
Но знаете ли Вы о том, что даже привычные нам мажор и минор имеют свои разновидности? За счёт изменения высоты некоторых ступеней лад меняет своё строение, по-другому звучит, приобретает определённый характер. Композиторы используют разные виды мажора и минора, чтобы придать своей музыке красочность и выразительность.
Давайте разберем подробно, какие виды этих ладов существуют.
И мажор, и минор делятся на 3 вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Натуральные мажор и минор
Они называются так, потому что их происхождение — самое естественное, можно сказать, «природное». Эти лады сформировались довольно рано относительно многих других.
Строение натуральных видов мажора и минора вы наверняка уже знаете. В мажоре это: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минор строится так:
тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Натуральный мажор звучит светло, радостно.
Это можно услышать на примере веселой детской песни, которая написана в натуральном фа-мажоре:
Натуральный минор, наоборот, звучит печально. Обратимся к строению минорной гаммы: между VII и верхней I ступенью здесь целый тон. Мы помним, что VII ступень крайне неустойчива и разрешается в I. Но большой разрыв между звуками (а тон — это большой шаг) делает тяготение не таким острым. Звучание лада приобретает спокойный, созерцательный характер. Русские народные лирические песни чаще звучат в натуральном миноре:
Рассмотрим нотный пример, чтобы в этом убедиться:
Гармонический и мелодический мажор
Чтобы их построить, нужно взять за основу натуральный мажор, и уже исходя из него изменить некоторые ступени.
В гармоническом мажоре понижается VI ступень. Чтобы отметить это в нотах, перед звуком нужно поставить знак Ь (бемоль).
Обратите внимание: если в натуральном виде перед VI ступенью стоит # (диез), то нужно написать знак «бекар» — он отменяет действие предыдущих знаков, и тем самым, звук понижается.
Так происходит в тональности си-мажор:
Гармонический мажор звучит очень ярко, красочно. Он характерен для восточной национальной музыки, и многие композиторы использовали его, чтобы передать особый восточный колорит.
Однако этот вид мажора встречается не только в восточной музыке, но и любой другой, где нужно передать мечтательное, томное настроение.
Например, в «Мелодии» Чайковского для скрипки и фортепиано:
В мелодическом мажоре понижается уже 2 ступени — VI и VII. Принцип такой же — перед данными звуками пишется Ь или «бекар».
Этот вид мажора также звучит красиво и необычно, часто используется в музыке.
Как правило, он «раскрывается» при нисходящем движении гаммы:
Это видно по знакомому нам музыкальному примеру — песне Евгения Крылатова «Крылатые качели»:
Гармонический и мелодический минор
В гармоническом виде минора повышается VII ступень — в нотах это обозначается знаком # перед нужным звуком.
Он звучит остро, напряженно — за счёт усиленного тяготения VII# ступени к I (между ними всего полтона):
Этот вид минора широко распространён в музыке, в частности, в русских романсах:
Глинка, романс «Ах ты, ночь ли, ноченька»
И, наконец, разберем последний вид минора — мелодический. В нём повышается не только VII, но и VII ступень
Напомним, что, если в натуральном виде перед этими ступенями стоит Ь, в мелодическом нужно поставить «бекар», т. к. он отменит действие предыдущих знаков.
При нисходящем движении по мелодической минорной гамме действие знаков отменяется, т. е. минор звучит, как натуральный.
Мелодический минор получил широкое распространение в эпоху барокко, особенно, в творчестве И. С. Баха:
И. С. Бах, Хорошо темперированный клавир том I. Фуга до-минор
Итак, мы разобрали все виды основных ладов — мажора и минора.
Надеемся, что эта статья помогла Вам освоить эту несложную, но интересную тему.
Гамма Ля-Мажор на гитаре
- Подробности
- Автор: JetNet
- Просмотров: 31456
- 07.08.2020 15:21
- Категория: Основы теории музыки
Еще одна из популярных гитарных гамм это ля-мажор. Наряду с минором, ля мажорную гамму можно часто встретить во многих песнях и музыке. В данной статье вы сможете узнать формулу построения, какие ноты входят в гамму, а также увидите наглядно аппликатуры гаммы в виде табов для гитары. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.
Состав и ступени гаммы ля-мажор
Как построить гамму ля-мажор
Гамма ля-мажор на гитаре диатоническая и состоит из 7 нот или ступеней. Название гаммы соответствует ее тональности (ля-мажор). Три ступени гаммы содержат в себе ключи, это C# (До диез), F# (Фа диез) и G# (Соль диез).
тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Тональность и тоника гаммы ля-мажор (исходя из названия) — Ля. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:
A-B-C#-D-E-F#-G#-A
Ля-Си-До диез-Ре-Ми-Фа диез-Соль диез-Ля
Как и у любой другой гаммы, у ля-мажора есть параллельная. Это фа диез-минор. Состав нот у нее такой же, но тоникой будет нота Фа диез (F#). Поэтому под песню в ля мажоре можно весьма успешно играть в фа диез-миноре.
Устойчивые ступени гаммы ля-мажор
Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это прима, терция и квинта — A (Ля) C# (До диез) E (Ми). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд ля-мажор (A). Остальные ступени являются неустойчивыми и стремятся к разрешению. Если выкинуть вторую и шестую ступени, то получим пентатоническую гамму Ля.
Аппликатуры гаммы ля-мажор на грифе
На грифе гитары гамму ля-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы ля-мажор.
Пять позиций гаммы ля-мажор на грифе гитары
Красными точками обозначена тоника гаммы — нота Ля (A). Ниже представлены 5 позиций гаммы
Первая позиция
Первый бокс начинается с тоники ля на шестой струне 5 лада. Играется по три ноты на струне.
Вторая позиция
Третья позиция
Четвертая позиция
Открытая позиция гаммы идет под номером 4. Играется также по 3 ноты на струне.
Пятая позиция
Добавить комментарий
The Natural Major Scale — Учебный центр «Слушай и играй музыку»
На этом уроке мы будем изучать мажорную гамму.
В большинстве случаев это гамма, с которой сталкиваются новички, потому что она знакомит вас с концепцией тональности или тональности.
Например, гамма фа мажор:
…дает вам представление о том, как выглядит тональность фа, а мажорная гамма ре мажор:
… говорит вам, как выглядит тональность ре бемоль.
Нам многое предстоит охватить, начиная от определения таких терминов, как гамма, целый тон, полутон и т. д., до формирования мажорной гаммы. Но прежде чем мы углубимся во все это, давайте посмотрим на заметки.
Обзор нот
Нота — это музыкальный звук с точным шагом . Высота тона здесь относится к степени низкого или высокого музыкального звука.
Есть несколько нот различной высоты тона от самой низкой до самой высокой, однако мы можем разделить их на 12 наборов. Этот набор из двенадцати тонов можно разделить на наборы с естественной и случайной высотой звука…
7 наборов с натуральным шагом
5 наборов случайных звуков
7 белых нот ниже:
…являются естественными, а 5 черных нот:
…являются случайными.
Если вы посчитаете, 7 наборов естественного тона + 5 наборов случайного тона = 12 наборов тона. Эти 12 наборов высоты тона образуют октаву.
Именование нот
Эти наборы высоты тона могут быть названы с помощью алфавитов, цифр и даже звуковых слогов (также известных как «сольфа»), однако в этом уроке мы сосредоточимся на использовании алфавитов в именовании нот.
Белые ноты названы с использованием первых семи букв алфавита — A, B, C, D, E, F и G. Однако для простоты ниже приведены ноты от C до C:
Черные ноты с другой стороны, называются диезом (#) и плоским (b) символом.
Sharp Symbol Случайные случаи
C#:
D#:
F#:
G#:
A#:
Плоский символ Символ.0007 Ab:
Bb:
Рекомендуемая литература: Правильно называйте ноты («Пчела по музыкальному правописанию»).
Эти ноты являются источником музыки. По словам Джермейна Григгса, «Ноты формируют гаммы…» , и это суммирует нашу цель в этом уроке, которая состоит в том, чтобы сформировать естественную мажорную гамму.
Полный шаг против расстояний полушага
Одна из самых важных вещей, которые вам нужно знать, прежде чем вы приступите к формированию гаммы, — это расстояние полного шага и полушага.
Установив, что в музыке существует двенадцать тональных наборов, мы идем дальше, чтобы посмотреть на расстояние между этими тонами.
Весь шаг
Внимание: В этот момент не стесняйтесь воспринимать весь шаг как расстояние между двумя белыми нотами, между которыми есть черная нота.
Расстояние от C до D:
… называется целым шагом. Обратите внимание, что на одном шаге от C до D вы можете увидеть черную ноту между C и D…
D до E:
…тоже целый шаг и, конечно, между ними чёрная нота.
Другие расстояния в целые тона между белыми нотами на клавиатуре включают…
F до G:
…G до A:
…и A до B:
Полушаг
Полушаг – это расстояние между две последовательные белые банкноты, расположенные рядом друг с другом.
Расстояние от E до F:
…половина шага, потому что они примыкают друг к другу. Между B и C:
…тоже полшага.
Полушаг и Целый шаг
Помимо нашего основного восприятия полутона как расстояния между соседними белыми нотами (без черной ноты между ними), это расстояние между двумя соседними нотами, белыми или черными.
Рядом с C:
… это C#:
… что эквивалентно Db.
Рядом с C#:
… is D:
Вот оставшиеся полушаги…
D до D#:
D# до E:
от E до F:
от F до F#:
от F# до G:
от G до G#:
от G# до A:
от A до A#:
от A# до B: 90 C0 90 07 B 900 Чтобы сделать один полный шаг, нужно пройти два полушага.
C до D:
..на расстоянии целого шага из-за двух полушагов между ними…
C до C#
… и C# до D:
Позвольте мне показать вам, что делать если кто-то подойдет к вам и спросит: «Какая нота на целую ступень выше Eb?»
Целый шаг — это расстояние в два полушага. от Eb до E:
… это полшага, затем от E до F:
… это еще полшага. Следовательно, от Eb до F:
… это целый шаг.
Вот остальные целые шаги…
От C до D:
…целый шаг.
От C# до D#:
… это целый шаг.
От D до E:
…это целый шаг.
От Eb до F:
…целый шаг.
От Ми до Фа#:
…целый шаг.
От F до G:
…целый шаг.
От F# до G#:
…это целый шаг.
От G до A:
…целый шаг.
От G# до A#:
…это целый шаг.
От А до Б:
…это целый шаг.
От Bb до C:
…целый шаг.
От B до C#:
…это целый шаг.
Гамма — это последовательность нот в восходящем или нисходящем порядке, обычно основанная на фиксированной формуле
Масштаб происходит от латинского слова scala , что означает лестницу или лестницу.
Понятие гаммы в музыке связано с восхождением по лестнице. Лестница состоит из нескольких ступенек, по которым можно подниматься и спускаться.
Музыкальная гамма состоит из набора нот (думайте о них как о ступенях лестницы), по которым можно подниматься или спускаться. Сформировать гамму так же просто, как начать с заданной ноты и двигаться пошагово до ее октавы.
Вот пример…
Начиная с C:
… мы будем двигаться по шагам к D:
E:
F:
G:
A:
B:
… и затем 00 к C: 9007 … октава.
Все ноты, сыгранные от C до C:
…образуют музыкальную гамму.
И наоборот, мы также можем перейти от C:
… к B:
… к A:
… к G:
… к F:
… к E:
… к D:
7 … и вернемся к C:
Масштаб, как мы определили в начале, равен последовательность нот о том, что может либо восходить, либо опускаться . Позвольте мне пролить больше света на это определение.
В музыке последовательность нот , как это делали мы, переходя от до к ре, к ми и т. д., создает мелодию. Следовательно, музыкальные гаммы называются мелодическими.
В музыке есть два направления – восходящее и нисходящее. Музыкальные гаммы могут двигаться как в восходящем, так и в нисходящем направлении.
Оставить часть с цифрой «…на основе фиксированной формулы» аут преднамеренно. Мы расскажем об этом, когда углубимся в формирование гаммы натурального мажора.
Строение натуральной мажорной гаммы
Внимание: Если вы давно общались с музыкантами, вы наверняка слышали, как кто-то поет до ре ми фа соль ля ти до ИЛИ до ти ля соль фа я делаю. Если да, то натуральная мажорная гамма для вас не нова. Если нет, не волнуйтесь, мы собираемся изучить его в этом сегменте.
Определение мажорной гаммы
Мажорная гамма представляет собой восьмиступенчатую гамму, имеющую половинные ступени между третьей и четвертой и седьмой и восьмой ступенями и целые ступени между соседними ступенями.
Мажорная гамма является мелодическим источником мажорной тональности. Все мелодии, играемые в мажорной тональности, являются производными от мажорной гаммы.
Проще всего начать с натуральной мажорной гаммы — гаммы до мажор:
…имеющей все белые ноты от до до до — всего восемь ступеней.
C – первая степень
D – вторая степень
E – третья степень
F – четвертая степень
G – пятая степень
A – шестая степень
B – седьмая степень
До – восьмая ступень
Если вы можете принять во внимание, что расстояние между соседними ступенями гаммы составляет целый шаг, за исключением 3-й и 4-й, 7-й и 8-й ступеней, вы можете сформировать мажорную гамму в любой тональности вашего выбор.
Построение натуральной мажорной гаммы
Построение мажорной гаммы зависит от целых ступеней и полутонов. Следовательно, легче сформировать естественную мажорную гамму, если вы знаете целые тона и полутона.
Вот как можно сформировать любую натуральную мажорную гамму за 5 простых шагов…
Шаг 1 — Определите тональность и сделайте ее первой ступенью.
Шаг 2 – Восхождение целыми шагами на вторую и третью ступени.
Шаг 3 — Находясь на третьей ступени, здесь вам нужно соблюдать полшага восхождения от третьей ступени к четвертой ступени.
Шаг 4 – Восхождение целыми шагами от четвертой ступени до седьмой ступени.
Шаг 5 – Находясь на седьмой ступени, соблюдайте полшага восхождения от седьмой до восьмой ступени.
«Давайте применим эти шаги в тональности ля мажор»
Шаг 1 – Определите ключ и сделайте его своей первой степенью.
Ключ А:
…поэтому А — первая степень.
Шаг 2 – Восхождение целыми шагами на вторую и третью ступени.
Целый шаг от A:
…это B:
…вторая степень, еще один шаг от B:
…это C#:
Вместе мы имеем A, B и C:
.. которые являются первыми тремя ступенями натуральной мажорной гаммы.
Шаг 3 — Находясь на третьей ступени, здесь вам нужно соблюдать полшага восхождения от третьей ступени к четвертой ступени.
Подъем на полшага от третьей ступени (C#):
… приведет нас к D:
… четвертой ступени натуральной мажорной гаммы.
Шаг 4 – Восхождение целыми шагами от четвертой ступени до седьмой ступени.
Целый шаг от D:
… это E:
… пятая ступень шкалы. Еще целый шаг от E:
…это F#:
…шестая ступень звукоряда. Еще целый шаг от F#:
… это G#:
… седьмая ступень звукоряда.
Шаг 5 – Находясь на седьмой ступени, соблюдайте полшага восхождения от седьмой до восьмой ступени.
Подъем на полшага от седьмой ступени (G#):
… приведет нас к ля:
…восьмой ступени ля натурального мажора.
Если все сложить, то получится ля мажор:
Следуя той же процедуре, вы можете сформировать натуральную мажорную гамму во всех двенадцати тональностях.
Внимание: Пожалуйста, всегда помните, что в то время как другие смежные ступени шкалы отстоят друг от друга на целый шаг, 3-я и 4-я ступени, а также 7-я и 8-я ступени — на полшага друг от друга.
Гамма натурального мажора во всех двенадцати тональностях
Вот мажорные гаммы во всех двенадцати тональностях…
Гамма до мажор:
Гамма ре мажор:
Масштаб ре мажор:
Гамма мажор Eb:
Гамма мажор E:
Гамма мажор F:
Гамма Gb мажор:
Гамма G мажор:
Гамма B мажор:
Заключительные слова
Я настоятельно рекомендую вам сознательно принять все эти гаммы близко к сердцу. Знание мажорной гаммы во всех двенадцати тональностях имеет огромное значение, потому что огромное количество мелодий или песен исходит из естественной мажорной гаммы.
Спасибо за ваше время.
П.С.
Если вы хотите продолжить это исследование, исследуя аппликатуру мажорной гаммы, вот чему Чарльз Баркли может научить вас безупречно играть мажорные гаммы. Вы хорошо сделаете, чтобы проверить это.
P.P.S
Мы представляем полное руководство о том, как полностью освоить гаммы. Если вы присоединитесь к нашему списку рассылки, вы будете в числе первых, кто получит уведомление.
Следующие две вкладки изменяют содержимое ниже.
- Биография
- Последние сообщения
Оньемачи «Онье» Чуку — нигерийский музыковед, пианист и писатель. Вдохновленный своим образцом для подражания (Джермейн Григгс), который стал его наставником, то, что он начал с обучения музыкантов в своем районе Аба-Нигерия в апреле 2005 года, в конечном итоге превратилось в международную карьеру, которая помогла сотням тысяч музыкантов по всему миру. Онье живет в Дубае и в настоящее время является руководителем отдела образования в HearandPlay Music Group и музыкальным консультантом Учебного центра госпел-музыки в Калифорнии, США.
теория — В чем разница между натуральным мажором, гармоническим мажором и мелодическим мажором?
спросил
Изменено 1 год, 10 месяцев назад
Просмотрено 4к раз
В натуральной мажорной гамме на до есть ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
- теория
- гамма
- мелодия
7
Гамма гармонического мажора имеет пониженную 6-ю ступень:
1 2 3 4 5 b6 7
подняв третью.
Повышение терции мелодического минора приводит к стандартной мажорной гамме, поэтому мелодический мажор не может быть получен таким образом.
Термин «мелодический мажор» на самом деле почти не используется, но обычно он относится к 5-му ладу мелодического минора со ступенями звукоряда
1 2 3 4 5 b6 b7
понятно) именуемый mixolydian b6 .
Насколько я понимаю, гармонический мажор сглаживает 6-ю ступень натурального мажора: [C D E F G A♭ B]. Мелодический мажор сглаживает 6-ю и 7-ю ступень натурального мажора: [C D E F G A ♭ B ♭].
Почему: Верхний тетрахорд гармонического мажора идентичен таковому гармонического минора. Для мелодического мажора модифицированные 6-я и 7-я ступени придают гамме ее «мелодическое» прозвище. Насколько мне известно, эти гаммы играются одинаково как по возрастанию, так и по убыванию.
Другая возможная причина названия мелодического мажора связана с его идентичностью как лада мелодического минора (точнее, 5-го лада).
0
По возрастанию то, что я называю «мелодическим мажором», может быть таким же, как обычный мажор (ионийский). Гармонический мажор — это просто гармонический минор с повышенным 3-м, а эолийский n6 n7 с повышенным 3-м — снова ионийский. Но все же можно рассматривать мелодический мажор как отдельную гамму, потому что мелодический минор можно рассматривать по-разному при восхождении и нисхождении. На пути вниз вы можете снова использовать натуральный минор. Повышение терции натурального минора дает вам эолийскую доминанту, которая соответствует тому, что я называю «мелодическим» мажором.