Педагогическая психология — ПОНЯТИЕ ОБ ОБУЧЕНИИ
« Предыдущий вопрос
УРОВНИ И ВИДЫ НАУЧЕНИЯ
Конечная цель всей мыслительной (умственной, или интеллектуальной) деятельности человека сост
Загрузка
СкачатьПолучить на телефон
например +79131234567
txt fb2 ePub html
на телефон придет ссылка на файл выбранного формата
Что это
Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.
Сообщество
Не нашли что искали?
Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.
Следующий вопрос »
ВИДЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и
Научение может быть стихийным, возникать в общении и взаимодействии человека с другими людьми и окружающим миром.
Но наряду с таким стихийным освоением знаний и умений научение во многих случаях осуществляется в специально организованных условиях как целенаправленный процесс. Эту целенаправленную организацию научения называют обучением.Его более распространенная форма – школьное обучение, однако элементы обучения находятся и в семейном воспитании, и в дошкольных учреждениях и др.
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд здесь указана ситуация любого обучения. Действительно, до обучения у человека нет каких-то знаний, умений или навыков. После обучения они появляются. Откуда они появляются? От учителя, который обладает этими знаниями и навыками и передает их ученику. Этот процесс передачи и есть обучение. Но знания, умения и навыки, так же как и представления, понятия – ведь это не физические предметы, которые можно передавать из рук в руки или «перекладывать» из головы в голову. Знания, умения и навыки – это формы и результаты определенных процессов в психике человека.
Следовательно, отношение «учитель – ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик – приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения. Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.
Воздействия обучающего стимулируют активность обучаемого, а достигая при этом определенной, заранее поставленной цели, тем самым управляют этой активностью. Поэтому обучение можно еще представить как процесс стимуляции внешней и внутренней активности ученика и управления ею. Обучающий создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Но сам процесс формирования у человека знаний, умений и навыков происходит только в результате его собственной активности.
Презентация «Характеристика понятий научение, обучение, учение через призму педагогической психологии» | Презентация к уроку по психологии по теме:
Слайд 1
Характеристика понятий научение , обучение и учение через призму педагогической психологии В ыполнила учитель высшей категории Галляметдинова Э.Ш. 2011 г.
Слайд 2
Цель работы дать характеристику понятий «научение, обучение и учение » и их уровней
Слайд 3
Задачи изучить литературу по теме реферата определить особенности понятия «научение» уровни научения определить особенности понятия «обучение» определить особенности понятия «учение»
Слайд 4
Актуальность темы В педагогическом процессе понятия «научение, обучение, учение» являются основополагающими
Слайд 5
Психологические понятия Научение, обучение и учение описывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимоотношения субъекта с предметным и социальным миром — в поведении, деятельности, общении
Слайд 6
Аспекты научения Постепенность изменения Роль упражнения Специфика научения по сравнению с врожденными особенностями индивида
Слайд 7
Психологическое понятие Научение ( обучение, учение ) — процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации
Слайд 8
Закономерности научения Закон готовности Закон эффекта Закон недавности Закон соответствия
Слайд 9
Теории научения 1 направление Научение трактуется как не связанный с психикой и познанием процесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени (теория бихевиоризма (Дж. Уотсон)
Слайд 10
Теории научения 2 направление У человека научение и учение рассматриваются как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.
Слайд 11
Р.Г.Аверкин Научение – это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Существуют два типа временного протекания процесса научения. Такие формы научения, как классическое или оперантное обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт – моментально
Слайд 12
Р.Г.Аверкин Научение – это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением. Проблема научения тесно связана с проблемой развития и созревания. Иногда в молодом организме сложно отличить результат научения от результата созревания, поэтому научение предпочитают исследовать у взрослых.
Слайд 13
Р.Г.Аверкин Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ. Упражнение улучшает процесс научения. Видовая принадлежность организма определяет возможности его научения .
Слайд 14
Типы научения Д ва вида: ассоциативное интеллектуальное На основе работ Л.Б. Ительсона разработана классификация различных типов научения, представленная В.Д. Шадриковым (Шадриков В.Д., 1996)
Слайд 15
Уровни научения Рефлекторный усвоение определенных стимулов и реакций Когнитивный усвоение определенных знаний и определенных действий
Слайд 16
Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков) Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира
Слайд 17
Разновидности ассоциативного научения ( В.Д.Шадриков) Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, т. е. когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения
Слайд 18
Разновидности ассоциативного научения ( В.Д.Шадриков) Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия
Слайд 19
Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков ) Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их
Слайд 20
Разновидности ассоциативного научения (В.Д.Шадриков) Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне
Слайд 21
Достоинства теории научения Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение
Слайд 22
Недостатки теории научения Редукционизм — сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия
Слайд 23
Недостатки теории научения Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей. Большой разрыв между теорией и практикой. Поведенческая теория не дает стабильных результатов.
Слайд 24
Теория Альберта Бандуры Сущность обучения Обучение через наблюдение Самоэффективность Компоненты обучения через наблюдение
Слайд 25
Сущность обучения Процедура обучения получила название — «оперантное обусловливание». Она заключалась в стремлении экспериментатора установить связь между стимулом (S) и реакцией (R) посредством подкрепления — поощрения или наказания.
Слайд 26
Сущность обучения Оперантное обусловливание — это процесс, посредством которого характеристики реакции детерминируются последствиями этой реакции
Слайд 27
Сущность учения С педагогической позиции учение рассматривается в контексте “воспитательно-образовательной системы, где воспитание и обучение представляют собой систему целенаправленных, желательных с точки зрения потребностей общества условий, долженствующих обеспечить эффективную передачу общественного опыта
Слайд 28
Сущность учения С позиции психологии учение рассматривается как активность субъекта, как деятельность, как фактор психического развития
Слайд 29
Учение как разновидность деятельности Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Учение – деятельность ученика по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг .
Слайд 30
Рубинштейн С.Л. Основная цель учения , применительно к которой принаравливается вся его общественная организация, заключается в подготовке к будущей самостоятельной трудовой деятельности Основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человечества
Слайд 31
Рубинштейн С.Л. Осваивая итоги прошлого общественного труда, человек подготавливается к собственной трудовой деятельности Этот процесс учения протекает не стихийно, не самотеком. Учение является стороной социального по своему существу процесса обучения – двустороннего процесса передачи и усвоения знаний Оно осуществляется под руководством учителя и направляется на развитие творческих возможностей учащегося
Слайд 32
Ительсон Л. Б Это – деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, направленная на научение , имеющая своей целью научение , именуется учением
Слайд 33
Проблемы Соотношения и разграничения понятий научение ,учение и обучение Проблема соотношения и разграничения эффектов научения и созревания/развития
Слайд 34
Проблемы Проблема выявления общих законов и закономерностей научения Проблема выделения видов, механизмов и условий эффективного научения
Слайд 35
Вывод Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли)
Слайд 36
Вывод Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях
Слайд 37
Вывод В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося
Слайд 38
Вывод Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения
Слайд 39
Итак, научение/обучение/учение – это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой является «научение»
Слайд 40
Список использованной литературы 1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995. 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 6. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. Мн.; М., 2000. 7. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 1970. 8. Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. М., 1970. 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 10.Митин «Основы психологии высшей школы» 2008.г. 11. Немов Р.С. Психология: В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 12. Орлов Ю.М. Научение. М., 1997. 13. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб., 2001. 14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 16. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. 17. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. 18. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.
Слайд 41
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Педагогика в образовании – Служите обучению
Педагогика – это слово греческого происхождения, состоящее из слов «paydos» (ребенок) и «agogos» (лидер). Таким образом, это довольно причудливое слово, описывающее науку и искусство образования и обучения. теория.
Одно это слово описывает изучение преподавания и то, как содержание преподносится и доводится до учащихся. Это создание образовательного процесса, который приводит к получению знаний учащимся.
Определение педагогики включает теорию и практику обучения, стратегии, используемые для обучения, конкретное взаимодействие учителя и учащихся, используемое учебное содержание, объединенные цели учащегося и учителя и способ представления содержания и переданы учащемуся.
Педагогика в образовании описывает тщательно продуманный процесс, который учитель будет использовать для обучения своих учеников, принимая во внимание предшествующее обучение, контекст в классе, конечные цели и многое другое.
Педагогику часто описывают как педагогику, ориентированную на учителя, с одной стороны, и педагогику, ориентированную на учащегося, — с другой. Эффективное обучение предполагает использование идеальной педагогики в разное время и в разных контекстах для достижения наилучших результатов обучения.
Педагогика, ориентированная на учителя , как следует из названия, помещает учителя в центр как источник информации, в то время как ученики являются получателями знаний. Это может принимать форму классной лекции, изучения маршрута «мода попугая» или следования по учебнику. Это наиболее традиционный метод обучения, который часто подвергается критике в образовательных дискуссиях. Тем не менее, у него, безусловно, есть свое место, и его лучше всего использовать для конкретного изучения фактов или введения совершенно новой концепции. Это наиболее эффективно, когда между учителем и учениками хорошие отношения, и ученикам комфортно говорить и задавать вопросы.
Педагогика, ориентированная на учащегося предоставляет учащимся более активную роль в процессе обучения, отлично подходит для включения и развития ранее полученных знаний. Получая доступ к предыдущим знаниям и привнося новый опыт, создается следующий уровень обучения. Эта педагогическая стратегия рассматривает учителя как фасилитатора процесса, его часть, а не его основное внимание. Многие преподаватели считают, что это очень эффективно для стимулирования индивидуального познания и более экспериментальной среды обучения, что обычно означает лучшее понимание и запоминание.
Педагогика, сервисное обучение и граждане мираВсе учителя хотели бы, чтобы их стиль управления классом рассматривался как динамичная учебная среда, характеризующаяся изменениями, активностью и прогрессом. Среда, которая отвечает потребностям учащихся в индивидуальном обучении, побуждая их улучшать свои текущие навыки и развивать новые.
Современному учителю необходимо учитывать такие аспекты, как:
- Включение
Инклюзивный класс приносит пользу каждому ребенку. Не все учатся в одном темпе и имеют одинаковые способности. Тщательное включение учащихся, у которых могут быть проблемы с обучением, вниманием или поведением, снижает стигматизацию и поддерживает более счастливую среду. В этом может помочь групповая работа в малых группах.
- Стили обучения
Всем нам нравятся определенные стили обучения, и благодаря исследованиям мы знаем, что нам нужны все они. Учащиеся будут тяготеть к определенным стилям, а нам, педагогам, нужно не ограничиваться одним или несколькими стилями. Динамичный класс должен представлять все стили , а также тщательно выявлять и фокусироваться на индивидуальных сильных сторонах и помогать учащимся развиваться в тех, которые сложны, обслуживая всех;
Визуальные учащиеся – легче всего получают информацию с визуального дисплея или таблицы
Аудиальные учащиеся – лучше всего учатся, слушая лекции и разговаривая
Изучающие языки – чтение и разговор – их сильная сторона
Активные учащиеся – им нужно двигаться, трогать и сделать, чтобы узнать лучше
Изучающие логику — хотят знать, как и почему, чтобы понять смысл своего обучения
Учащиеся в команде — должны делиться, сравнивать, работать и учиться в группах
Самостоятельные учащиеся — лучше всего учатся естественным путем, создавая свои собственные системы и цели .
- Технология
Технологии в классе никуда не денутся, и педагог, который не использует их, окажет своим ученикам плохую услугу.
- Реальное приложение
Здесь на первый план выходит сервисное обучение. Цель сервисного обучения состоит в том, чтобы продвигать роль обучения за пределы классной комнаты в местное сообщество и мир в целом.
Общественная работа для учащихся не является чем-то новым, помощь сообществу является частью некоторых школьных и высших учебных заведений, и обычно учащиеся работают добровольно и подсчитывают количество часов, потребности не определяются, и обучение не находится в центре внимания. Однако концепция сервисного обучения выходит за рамки простой концепции «помощи» или «волонтерства» общественных работ.
Служебное обучение влечет за собой творческую интеграцию академических концепций и содержания в конкретный предмет/ы, а также практическое применение «Действий» в реальном мире, чтобы закрепить академическую теорию и удовлетворить потребности, определенные сообществом. Помимо очевидных преимуществ обучения, сообщество, учащиеся и преподаватели обогащаются благодаря полученному опыту.
Инициативы по обучению служению также являются уроком управления временем и полезными результатами. Учащийся рано осознает, что то, что он изучает в классе, оказывает мощное и благотворное влияние на «настоящую жизнь».0013’ мир.
Будущее педагогики в образованииМир сильно изменился за последние 100 лет, и методы преподавания прошлого должны были радикально измениться, чтобы не отставать и служить гражданам будущего.
Изменения включают сильную смену поколений, разнообразные современные типы семей, миграцию населения, более образованные родители, матерей с сильными карьерными и домашними обязанностями, проблемы со здоровьем, такие как рост ожирения у детей, технологические тенденции и доступ, отсутствие неприкосновенность частной жизни из-за технологий, экономический переход от местных ресурсов к глобальной экономике знаний, изменение моделей экономики и занятости, разнообразие населения, глобальное потепление и проблемы устойчивости, мы не должны забывать упоминать замечательные исследования в области образования и данные об учащихся и обучении мыслью лидеры, такие как «Видимое обучение» Джона Хэтти. Коллективная эффективность оказывает наибольшее влияние на обучение. Как педагоги, мы должны знать и применять все факторы, которые улучшают обучение и имеют наибольший эффект.
Это верхушка айсберга многих изменений, которые произошли и происходят в настоящее время для улучшения обучения всех учащихся.
Как педагоги сегодня мы должны постоянно совершенствовать и адаптировать наше обучение для
всех учащихся. Нам нужно помочь учащимся ориентироваться в своем обучении, чтобы знать, что они изучают и зачем, а также знать, что делать дальше или к кому обратиться за помощью для развития самоэффективности. Наша страсть и опыт невероятно сильны, и мы должны продолжать вдохновлять наших учеников.
Прошли те времена, когда учитель работал в одиночестве, общение, сотрудничество и совместная работа над «знанием своего влияния» являются ключом к улучшению обучения для коллективной эффективности. Коучинг, ориентированный на учащихся, является одним из лучших способов собрать и проанализировать результаты совместного обучения и должен быть частью всех школьных культур.
Разработка педагогических методик, обеспечивающих осмысленное обучение с помощью образовательных концепций, компетенций, содержания, оценки, методов обучения и преподавания, имеет первостепенное значение.
Влияние обучения на основе запросов“ Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня, и я пойму. » Это высказывание приписывают как Конфуцию, так и Бенджамину Франклину. Помимо права собственности на высказывание, это отличный способ понять ценность обучения, основанного на запросах.
Концепции обучения на основе запросов особенно хорошо сочетаются с подходом к сервисному обучению. Это более открытый подход к обучению, основанный на студенческом любопытстве, вопросах, исследованиях и решении проблем.
Вполне логично, что концептуальное обучение, основанное на запросах, как было доказано, способствует большей страсти, мотивации и вовлеченности. Это делает обучение более значимым, когда учащиеся берут на себя ответственность за свои результаты обучения, в то же время обладая полномочиями. Обучение, основанное на запросах, продвигает сегодняшний класс вперед, стремясь решить проблемы завтрашнего дня сейчас.
Тара Бартон
Тара привносит в свое обучение страсть и глубокое понимание сервисного обучения, основанное на многолетнем опыте. Ее обучение наводит мосты от теории к реализации, щедро делясь своими ресурсами и знаниями, чтобы обеспечить наш успех. Тара работает со всей школой (администрацией, учителями, учениками и лидерами SL), чтобы создать устойчивую программу, которая встроена в учебную программу и связана с миссией. В пятницу днем она взбодрила преподавателей, что было нелегко, оставив у них желание узнать больше о SL и принять более активное участие. Я не могу рекомендовать Тару достаточно высоко.
10 определений обучения
You are here: Home / Познание / 10 определений обучения
Конни Маламед
Мы знаем, что человеческий мозг чрезвычайно сложен и до сих пор остается загадкой. Из этого следует, что мы понимаем обучение — основную функцию мозга — по-разному. Если вы ищете определение обучения, эти десять объяснений показывают множество способов понимания и описания обучения.
- «Изменение характера или способностей человека, которое сохраняется в течение определенного периода времени и не может быть просто приписано процессам роста».
— Из «Условий обучения» Роберта Ганье - «Обучение — это относительно постоянное изменение знаний или поведения человека благодаря полученному опыту. Это определение состоит из трех компонентов: 1) продолжительность изменения является долгосрочной, а не краткосрочной; 2) очаг изменения — содержание и структура знаний в памяти или поведение обучаемого; 3) причиной изменения является опыт учащегося в окружающей среде, а не усталость, мотивация, наркотики, физическое состояние или физиологическое вмешательство».
– Из обучения в Энциклопедии исследований в области образования, Ричарда Э. Майера - «Мы определяем обучение как преобразующий процесс восприятия информации, которая, будучи усвоена и смешана с тем, что мы пережили, изменяет то, что мы знаем, и основывается на том, что мы делаем. Он основан на вводе данных, процессе и размышлениях. Это то, что меняет нас».
– Из «Нового социального обучения» Тони Бингема и Марсии Коннер - «Было высказано предположение, что термин «обучение» не поддается точному определению, потому что он используется многократно. Обучение используется для обозначения (1) приобретения и освоения того, что уже известно о чем-либо, (2) расширения и уточнения смысла своего опыта или (3) организованного, преднамеренного процесса проверки идей, имеющих отношение к проблемам. Другими словами, он используется для описания продукта, процесса или функции».
– Из книги «Как учиться: прикладная теория для взрослых» Р.М. Смит - «Приобретение знаний и навыков и их доступность в памяти, чтобы вы могли понять будущие проблемы и возможности». (Послушайте интервью с одним из авторов).
- « процесс , который приводит к изменению , который возникает в результате опыта и увеличивает потенциал повышения производительности и обучения в будущем».
Из книги «Как работает обучение: семь основанных на исследованиях принципов умного обучения», Сьюзен Эмброуз и др. - «Процесс получения знаний и опыта».
Из книги «Взрослый ученик» Малкольма Ноулза - «Обучение включает усиление правильных ответов и ослабление неправильных ответов. Обучение включает в себя добавление новой информации в вашу память. Обучение включает в себя осмысление представленного материала, обращая внимание на соответствующую информацию, мысленно реорганизуя ее и связывая с тем, что вы уже знаете».
Из книги «Электронное обучение и наука об обучении» Рут С. Кларк и Ричарда Э. Майера - «Стойкое изменение в производительности или потенциальной производительности человека… [которое] должно произойти в результате опыта учащегося и взаимодействия с миром».
Из Психологии обучения для обучения М. Дрисколла - «Обучение — это процесс, происходящий в туманной среде меняющихся основных элементов — не полностью контролируемый человеком.