Научное познание психики человека – 2.

Психология: отрасли и виды знаний

Психология – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Психология (psychology) – наука, изучающая психику и сознание человека, а также его поведение. Она оперирует такими основными понятиями, как память, рациональное и иррациональное мышление, интеллект, обучение, личность, восприятие и эмоции, а также занимается изучением их связи с поведением человека.

Психология — это наука, которая ставит своей главной целью познание души человека и её врачевания и успокоения. Главная цель практической психологии — делать людей счастливыми путем познания собственного «Я» и примирения, как с собой, так и с другими людьми.

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (гр. psyche — «душа» + logos — «понятие», «учение»). В наше время часто вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» — одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика, а также мозг человека — это самая высокоорганизованная известная нам материя.

Основное отличие психологии от психиатрии заключается в том, что последняя имеет дело с различными нарушениями, отклонениями нормальной работы психики и занимается их лечением, а психология помогает нормальному человеку со здоровой психикой определиться в различных проблемных житейских ситуациях, дает ответы на вопросы, как быть и что делать дальше.

Сегодня без знания психологии не обойтись ни дома, ни на работе. Чтобы продать себя или произведенный продукт, иметь благополучие в семье и уметь улаживать конфликты, понимать мотивы поведения людей, учиться управлять своими эмоциями, уметь налаживать отношения, суметь донести до собеседника свою мысль, нужны психологические знания. Психология начинается там, где появляется человек и, зная ее основы, можно избежать многих ошибок в жизни.

Психология является важной составляющей жизни человека, ведь наша жизнь полна стрессов и переживаний, которые расшатывают нервную систему. Множество факторов влияют на психику человека, в первую очередь — это возраст, ведь в течение всей жизни любого человека преследуют различные проблемы психологического характера.

Важная особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача не менее грандиозная, чем освоение космоса. Познавая себя, человек будет изменять себя. Новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Цель психологии как науки — это дать ответ на вопрос, почему тот или иной человек ведет себя в той или иной ситуации, так, а не иначе, и что можно сделать, чтобы изменить поведение этого человека или свое отношение к тому, что он делает или не делает.

Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе формирования ее как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

Спор о предмете психологии не завершен и сегодня. На протяжении всей современной истории психологии ведутся споры о том, что считать предметом науки. Из-за неопределенности предмета, психология страдает отсутствием строгих методов и законов. Такая ситуация складывается потому что уровень развития знаний о психике находится еще только на самых первых стадиях. С развитием новых гуманитарных и точных технологий следует ожидать и развития, а также пополнения знаний о психике. Может быть тогда, психологи и исследователи придут к общему знаменателю в этом вопросе.

Мышление, память, восприятие, воображение, ощущение, эмоции, чувства, задатки, темперамент, — все эти моменты изучает психология. Но основной вопрос остаётся, — что движет человеком, его поведением в той или иной ситуации, каковы процессы его внутреннего мира? Спектр вопросов, решаемых психологией очень широк.

В настоящее время есть два взгляда на предмет психологии. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Основные принципы психологии

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы. Основными методологическими принципами психологии являются:

1. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.

2. Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

3. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Объект психологии

Объект психологии — это человек. Любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, поэтому психология среди всех наук находится на особом положении, так как в ней как бы сливаются объект и субъект познания. Человек является одновременно и объектом познания и познающим. Благодаря этому в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Задачи психологии

Задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:
— изучение механизмов психических явлений и процессов;
— анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;
— использование полученных знаний для повышения эффективности различных отраслей практики;
— быть теоретической основой практики психологической службы.

Методы психологии

Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные. К основным методам психологии относятся:

1. Интроспекция — наблюдение собственных психических процессов, познание собственной душевной жизни без использования каких-либо инструментов.

2. Наблюдение — исследование определенных характеристик того или иного процесса без активного вовлечения в сам процесс.

3. Эксперимент — исследование опытным путем определенного процесса, который может быть построен на моделировании деятельности в специально заданных условиях или может проводиться в условиях, близких к обычной деятельности.

4. Исследование развития — изучение определенных особенностей одних и тех же детей, за которыми наблюдают в течение нескольких лет.

Кроме вышеперечисленных основных методов в психологии широко применяются методы вспомогательные:

1. Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения. Различают интервью свободное, в котором отсутствует четкий план беседы и имеется минимальная регламентация, и структурированное, где даются ответы на заранее подготовленные вопросы.

2. Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартизированные вопросы и задачи. В психологии создано большое количество специализированных тестов, предназначенных для измерения различных психических свойств и качеств личности: тесты интеллекта, способностей, достижений личности, проективные и многие др.

3. Анализ продуктов деятельности, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта. Продуктами деятельности, подвергающимися тщательному анализу в психологии, являются написанные человеком тексты, произведенные предметы и явления, нарисованные рисунки и т.д. Особыми формами данного метода являются графология, позволяющая по особенностям и характеристикам почерка человека составить психологический портрет его личности, и контент-анализ, имеющий своей целью выявление и оценку психологических характеристик литературных, научных и публицистических текстов и определение на их основе личностных особенностей автора этих текстов.

4. Математическая статистика, которая выступает как средство повышения надежности, объективности и точности получаемых результатов.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психологию можно разделить на две отрасли: фундаментальную и прикладную.

Фундаментальные отрасли имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, воображение, внимание, представления, мышление, память, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, характер) и психические состояния.

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят: психология развития, педагогическая психология, социальная, медицинская, юридическая, инженерная, спортивная, психология труда и многие другие.

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности:
— психология развития рассматривает рост и развитие человека на продолжительности всей жизни. Теории посвящены рассмотрению познавательных способностей, морали, социального функционирования личности и других сфер жизни;
— педагогическая психология рассматривает психологические закономерности процессов обучения и воспитания;
— социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
— медицинская психология изучает психологические аспекты здоровья и болезни, психологические основы деятельности медицинского персонала;
— юридическая психология подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса, криминальную психологию, занимающуюся проблемами поведения и формирования личности преступника, мотивами преступления, а также пенитенциарную психологию, изучающую психологию заключенного в исправительных учреждениях;
— инженерная психология анализирует процессы информационного взаимодействия человека и технических устройств, решение проблем инженерно-психологического проектирования в системе «человек — машина»;
— спортивная психология рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки;
— психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Можно выделить, по крайней мере, пять основных видов психологических знаний:
— житейская психология;
— научная психология;
— практическая психология;
— искусство;
— парапсихология.

Житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Вторым источником психологических знаний является наука. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Научную психологию еще нередко называют академической.

Третий источник психологических знаний — практическая психология. В ее задачи входят поиск путей и разработка методов психологической помощи людям. Она изучает не общие закономерности психических явлений, а индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Критерием достоверности знаний при этом считается практический опыт и эффективность работы специалиста.

В отличие от ученых-теоретиков, практические психологи проявляют большее стремление к популяризации психологических знаний, умеют ясно и доступно их описать. Поэтому большая часть популярных книг по психологии написана психотерапевтами. Обилие рекомендаций делает их особенно привлекательными.

Важнейший источник психологических знаний — произведения искусства. Эти знания носят образный характер. Хорошими психологами являются писатели, художники, актеры.

В музыке внутренний мир человека отражается в звуках. Художники в живописных, графических работах также отражают внутренний мир человека. Причем здесь важно не только то, «что» изображают, но и то, «как» это делают. Образы разного рода и вида, создаваемые в произведениях искусства, позволяют человеку лучше понять свой внутренний мир и души других людей. Главный критерий истинности психологических знаний в искусстве — узнаваемость образов, признание читателя, зрителя, слушателя.

Пятым источником психологических знаний является парапсихология, которая относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных, для особого круга избранных. К нему относятся экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрологии. Совокупность эзотерических знаний, касающихся мира психических явлений, часто называют парапсихологией. Таинство методов их получения, отсутствие возможности объяснения на основе традиционных научных принципов характерны для такого познания.

Применение психологических знаний

Знание психологии человека — это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знания о психологии дают человеку ряд преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым.

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: бизнес, семья, дружба, любовь, учёба, наука, работа, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. А то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. Безусловно, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически везде и всегда.

Если вы активны и интуитивны и у вас нет сильных кризисных ситуаций, то вам предпочтительны тренинги по интересующим направлениям. Только не стоит долго зацикливаться на одном тренинге или системе. Это ограничит ваш рост и вы потеряете время. Важный параметр правильной работы — это рост вашей независимости, внутренней силы, понимания своего вектора в жизни и духовном развитии.

В острых случаях всегда следует оперативно обращаться к мнению специалиста, это даст возможность не запустить процесс и сохранить психическое и физическое здоровье.




mischas.ru

Психология как наука — Страница 6 из 6

Загрузка…

Психология как наука и как система житейских знаний

Обратите внимание на то, что под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и различия. Сходство состоит в том, что обе эти сферы изучают одно и то же — психику человека, но различия между ними весьма значительны (табл. 1.2).

Таблица 1.2. Психология как наука и как система житейских знаний
Житейские психологические знанияНаучные психологические знания
Знания опираются на конкретные факты, обобщения нередко неправомерныЗнания опираются на многочисленные факты и затем обобщаются
Информация может быть ложной и не подвергается обязательной проверкеЗнания обязательно проверяются на истинность
Интуитивный характер знанийЗнания рациональны, осознанны и обоснованы
Передача знаний затруднена или искаженаЗнания накапливаются и передаются в классифицированном и точном виде
Основной источник знаний — наблюдениеИсточники знаний — эксперимент, тестирование, беседа и наблюдение
Объем знаний мало меняется со временемЗнания постоянно расширяются

Тем не менее между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Житейские знанияНаучные знания
«Война — зло, но только на ней мужчины узнают, чего они стоят»

(Сомалийская поговорка)

«Психологические качества личности наиболее полно раскрываются в экстремальных ситуациях».

(Вывод наблюдений и экспериментов военных психологов)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 Общая психология психика, Психология

← Общая психология СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ →

pro-psixology.ru

Что составляет предмет научного познания в психологии? — Мегаобучалка

На протяжении истории развития психологической мысли позиции о предмете научного познания в психологии претерпевали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых. В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психологической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим.

Наш внутренний мир как большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями.

Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, т.к. существует ряд внешних проявлений психики: актов поведения, неосознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.

Действительно, научное познание требует не только описаний, но и их объяснений, что, в свою очередь, предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.

Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, представляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.

В качестве основных методологических принципов психологии называют:

Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.



Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.

Принцип развития. Психика может быть правильно понятой только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности.

Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

Уникальность психологической науки обусловлена как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие.

Изучая психологию и поведение человека, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической организации, устройстве и функционировании организма, а с другой – в законах общественного развития.

В первом случае выявляются и исследуются так называемые генотипические особенности психики и поведения, с которыми человек рождается и которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии. Предметом исследований психологов в этом случае становится развитие психики в зависимости от природных законов работы человеческого организма. Во втором случае исследуется зависимость психики и поведения человека от его места в обществе, социальной роли, которую он выполняет, вида его деятельности, от его разнообразных отношений с окружающими людьми. Таким образом, кроме индивидуального поведения психологи изучают межличностные отношения людей.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много различных подотраслей, представляющих собой относительно самостоятельные направления научных исследований. Имея это в виду, правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе психологических наук. Их, в свою очередь, можно разделить на фундаментальные и специальные (рис. 1, 2).

Фундаментальные, или базовые, отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения психологии поведения людей независимо от того, какой конкретной деятельностью они занимаются. Эти области науки должны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение человека. Их в силу такой универсальной значимости иногда объединяют в термин «общая психология». Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой развития всех отраслей и разделов психологической науки.

В то же время выделяются специальные или прикладные отрасли наук, призванные исследовать поведение и психологию людей, занятых тем или иным видом конкретной практической или теоретической деятельности.

 

megaobuchalka.ru

Психика и познание

РЕФЕРАТ

по курсу «Психология»

по теме: «Психика и познание»

Содержание

1. Природные основы развития психики

2. Познавательные процессы

Список использованных источников

Психика — это функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи ”.

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие — преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Биологическая форма движения материи — жизнь — качественно новая ступень развития природы.

Психика является продуктом деятельности коры больших полушарий головного мозга. Эта деятельность называется высшей нервной деятельностью.

Вся нервная система делится на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг. От них по всему телу расходятся нервные волокна — периферическая нервная система. Она соединяет мозг с органами чувств и с исполнительными органами — мышцами и железами.

Все живые организмы обладают способностью реагировать на физические и химические изменения в окружающей среде.

Стимулы внешней среды (свет, звук, запах, прикосновение и т.п.) преобразуются специальными чувствительными клетками (рецепторами) в нервные импульсы — серию электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы передаются по чувствительным (афферентным) нервным волокнам в спинной и головной мозг. Здесь вырабатываются соответствующие командные импульсы, которые передаются по моторным (эфферентным) нервным волокнам к исполнительным органам (мышцам, железам). Эти исполнительные органы называются эффекторами. Основная функция нервной системы — интеграция внешнего воздействия с соответствующей приспособительной реакцией организма.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка — нейрон. Он состоит из тела клетки, ядра, разветвленных отростков — дендритов — по ним нервные импульсы идут к телу клетки — и одного длинного отростка — аксона — по нему нервный импульс проходит от тела клетки к другим клеткам или эффекторам.

Отростки двух соседних нейронов соединяются особым образованием — синапсом. Он играет существенную роль в фильтрации нервных импульсов: пропускает одни импульсы и задерживает другие. Нейроны связаны друг с другом и осуществляют объединенную деятельность.

У человека особенно развита кора больших полушарий — орган высших психических функций. Она имеет толщину 3-4 мм, а общая площадь ее в среднем равна 0,25 кв. м.

Кора состоит из шести слоев. Клетки коры мозга связаны между собой. Их насчитывается около 15 миллиардов.

Различные нейроны коры имеют свою специфическую функцию. Одна группа нейронов выполняет функцию анализа (дробления, расчленения нервного импульса), другая группа осуществляет синтез, объединяет импульсы, идущие от различных органов чувств и отделов мозга (ассоциативные нейроны). Существует система нейронов, удерживающая следы от прежних воздействий и сличающая новые воздействия с имеющимися следами.

По особенностям микроскопического строения всю кору мозга делят на несколько десятков структурных единиц — полей, а по расположению его частей — на четыре доли: затылочную, височную, теменную и лобную. Кора головного мозга человека является целостно работающим органом, хотя отдельные его части (области) функционально специализированы (например, затылочная область коры осуществляет сложные зрительные функции, лобно-височная — речевые, височная — слуховые). Наибольшая часть двигательной зоны коры головного мозга человека связана с регуляцией движения органа труда (руки) и органов речи.

Все отделы коры мозга взаимосвязаны; они соединены и с нижележащими отделами мозга, которые осуществляют важнейшие жизненные функции. Подкорковые образования, регулируя врожденную безусловно-рефлекторную деятельность, являются областью тех процессов, которые субъективно ощущаются в виде эмоций (они, по выражению И.П. Павлова, являются «источником силы для корковых клеток»).

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение. Структура сознания: норма и нарушения (помрачение, выключение).

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Ощущение — психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс.

Отдельные свойства предметов и явлений, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия — раздражением.

Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.

Органы чувств, получая воздействие от раздражителей, превращают энергию внешнего раздражения в нервный импульс. Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вкусовые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке различных специфических внешних воздействий.

Основной частью любого органа чувств являются окончания чувствующих нервов. Они называются рецепторами (от лат. «recipere» — принимать).

От рецептора возникший в нем нервный импульс по центростремительным (афферентным; от лат. «afferentis» — приносящий) нервным путям попадает в соответствующие участки мозга.

Рецепторы, проводящие нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга, называются анализаторами. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора в целом, следовательно, нельзя сказать, что зрительные ощущения возникают в глазу. Только анализ нервного импульса, поступающего от глаза в соответствующие участки коры головного мозга (затылочная часть), приводит к возникновению зрительного ощущения.

Деятельность анализаторов условно-рефлекторна. Сформированный в коре головного мозга нервный импульс по центробежным (эфферентным (от лат. «efferentis» — выносящий) нервным путям, поступая на двигательные или секреторные механизмы, приводит к той или иной ответной реакции, вызывает соответствующую настройку чувствительности рецептора. Мозг, получая обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу.

В зависимости от расположения рецепторов все ощущения делятся на три группы.

К первой группе относятся ощущения, которые связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения. Это экстерорецептивные ощущения.

Ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения, связанные с рецепторами, находящимися во внутренних органах.

К третьей группе относятся кинестезические (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мышцах, связках и сухожилиях — проприорецептивные ощущения (от лат. «proprio» — собственный).

В зависимости от модальности анализатора различаются следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические и болевые. Различаются также контактные и дистантные ощущения.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв. мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения — максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность — чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, — едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения — это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий. Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ.

mirznanii.com

Общая психология — Научная,обыденная и народная психология как источники знаний про психику.

Научная,обыденная и народная психология как источники знаний про психику.

Любая наука имеет в качестве основы некоторый житейский , эмпирический опыт людей. Психология как наука официальное оформление получила немногим более 100 лет назад, когда в 1879 г. Вундт открыл в Лейпциге 1-ю лабораторию экспериментальной психологии. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи – великие писатели, а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми : педагоги, врачи, священнослужители. И обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему. Чем же отличаются житейские психологические знания от научных?
5 основных отличий :

1. житейские психологические знания конкретны. Они приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям, конкретным задачам. Научная психология как и всякая наука стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, которые позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальных особенностей.

2. житейские психологические знания носят интуитивный характер – научные психологические знания рациональны и вполне осознаны.

3. способы передачи знаний – знания аккумулируются и передаются с большим КПД.

4. методы получения знаний – в житейской психологии — наблюдения и размышления; научной психологии – эксперимент.

5. научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли. Первый, прикасаясь ко второй , черпает из нее свою силу. Итак : научная психология : во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; в третьих, на последнем этапе им проверяется.

cribs.me

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *