Признаки человека попавшего в секту – Как распознать секту? 10 признаков, которые должны насторожить | Вопрос-Ответ

Как распознать секту? 10 признаков, которые должны насторожить | Вопрос-Ответ

Определение секты дать сложно – на этот счёт спорят сами эксперты. Обобщённо сектой называют отдельную религиозную группу людей, имеющих учение и практику, которые отличаются от основных существующих мировых конфессий. Несмотря на разные подходы, среди исследователей данного вопроса (а темой занимаются социологи, религиоведы, историки, культурологи и др.) можно выделить ключевые характеристики, свойственные большинству из сект.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

КСТАТИ
Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём – через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст – адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

ВАЖНО
Сектанты стараются спровоцировать новичка на поступки, ставящие его вне общественных рамок, чтобы ещё больше обособить его от внешнего мира.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы,

униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Читайте также: «Учитель» осуждён, а дело живёт. В Новосибирске вынесен приговор лидеру секты >>

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож – подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта – специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.

 

Смотрите также:

aif.ru

Характерные признаки секты

(73 голоса: 4.2 из 5)

В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками: 

1. Религиозная реклама (маркетинг)
Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями («изучение Библии» – секта Муна, иеговисты; «изучение английского языка» – мормоны; «собрание всех, кто обеспокоен судьбой России» – рериховское движение, секта «Святая Русь»; «фестивали и семинары по вопросам семейной жизни» – секта Муна, «психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения» – секта сайентологии; «воспитание детей, благотворительные концерты» – секта «Семья»; «семинары по вопросам педагогики и медицины» – секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, «Духовный центр им. Сергия Радонежского») и экстрасенсами, адептами движения New Age.

2. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление
Религиозная реклама (маркетинг) – следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется «бомбардировка любовью»: у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется «сэндвич» – два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах «исповеди» или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих «собратьев,» угрозам и шантажу.

3. Двойное учение
Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение – одно для рекламы своей секты, для придания ей «человеческого лица», а другое – для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать «семинары по Библии» у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты – оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя – «христом», то есть с точки зрения христианства – антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в «Духовный центр им. Сергия Радонежского,» если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

4. Иерархия
Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует «лестница» из многих семинаров – вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей «живой этики»: ступенчатое посвящение в тайны «учения» по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.

5. Непогрешимость секты и ее основателя
Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более свежая,» чем истины всех прочих, особенно же – традиционных религий. Эти «истины» получаются сверхъестественным путем, через «откровения,» видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался «Христом» и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого «счастливого озарения,» объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина – именно Корея, которую осчастливил своим рождением «преподобный» Мун; для «свидетелей Иеговы» любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину – безумцы; рерихианцы верят, что весь мир, и Россия в частности, пребывали во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами «агни-йогу.») Основатели сект – люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами»: Мун, С. Тороп («Виссарион»), М. Цвигун («Мария Дэви»), Т.Ф. Акбашев (считает «иисусом» не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как «матерью мира» именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или «духовное,» мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта «сахаджа-йога») молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь.

6. Программирование сознания
Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

7. Духовный элитизм (избранничество)
Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные люди, что все окружающие – люди «второго сорта,» обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на «самосовершенствование», то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

8. Контроль жизнедеятельности
Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под «ашрамы» или «монастыри», часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или «ашрамов»), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов.

9. Политические цели
Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, «Свидетели Иеговы», сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми «империями,» стремящимися получить власть над всем миром. Например, «Манифест Варнашрамы», один из документов «Международного общества сознания Кришны», пишет о грядущем обществе «победившего кришнаизма» как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков – кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. «Свидетели Иеговы» вещают о необходимости устроения «нового мирового порядка» возглавляемого «единым правительством», состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты «Церковь Объединения», прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

azbyka.ru

Сектанты: как распознать опасность | Passion.ru

Сектант — это не обязательно бритый наголо фанатик в оранжевых одеждах из Международного общества сознания Кришны. И не обязательно иеговист с журналом «Сторожевая башня» наперевес. Сектанты бывают очень разные, и, как говорится, на всякий товар найдется покупатель.

Кого-то заманивают разговорами о Боге, кого-то — якобы тайными знаниями, доступными только членам культа, а кого-то — обещаниями избавить от всех бед и болезней.

Например, те же саентологи могут предложить бесплатно проверить уровень стресса (у этой секты есть для этого даже специальный запатентованный прибор — Е-метр): разумеется, в результате выяснится, что вы находитесь на грани нервного срыва и вам срочно нужна помощь саентологов, и непонятно, как вы вообще всю жизнь жили без книжек Рона Хаббарда. Иными словами, добро пожаловать в секту.

Итак, как же понять, что вы имеет дело именно с сектантом?

Первым делом вас, конечно, вообще должен насторожить сам факт, что к вам на улице подошел незнакомый человек и сразу пытается залезть вам в душу или поговорить о Боге. В данном случае и тема разговора, и навязчивость собеседника сами по себе могут служить признаками.

Если же знакомство произошло при других обстоятельствах, и вы в силу каких-то причин начали общаться с человеком и подозреваете, что он может быть сектантом, то можно ориентироваться на следующие вещи:

1. Человек упоминает какую-либо секту в положительном ключе и пытается вам доказать, что вся критика в ее адрес несправедлива, и люди просто неправильно понимают это учение.

2. В словах вашего собеседника нет логики, и он уклоняется от прямых ответов на вопросы — например, отказывается назвать имя лидера группы.

3. Собеседник относит себя к некой группе избранных, обладающих какими-то необычными знаниями, которыми он готов поделиться только с вами, потому что вы показались ему таким необычным, интересным, одухотворенным и т.д. Обычно это преподносится под соусом «Это твой выбор — я предлагаю тебе знание, которое помогло многим, а ты сам решай — воспользоваться им или нет». Сама фраза, кстати, вообще очень типична для сектантов.

4. В речи человека проскальзывают странные, непонятные слова и выражения, либо привычные выражения используются в непривычном ключе, и это не объясняется его национальностью или профессией. Для сект вообще довольно характерно использование новояза, понятного только ее участникам, что делает группу еще более обособленной. Поэтому вас должны насторожить такие слова, как, например, «одитинг», «ритрит» или «ребефинг».

5. Собеседник очень навязчиво предлагает вам посетить собрание/встречу/проповедь, где вам якобы откроется истина или ваша жизнь моментально изменится в лучшую сторону.

6. В ходе разговора у вас возникает ощущение, что вы общаетесь не с человеком, а с зомби: вместо нормальных ответов на вопрос собеседник словно зачитывает вам какие-то куски заранее заученного текста.

7. Вы просто интуитивно чувствуете, что с этим человеком лучше не связываться. В данном случае стоит интуицию.

Кроме того, есть одно хорошее правило, которое действует не только в случае с сектантами. Каждый раз, когда вам предлагают всего много и сразу, просто задумайтесь: «Чего этот человек от меня хочет на самом деле? Какую выгоду он извлечет, если я соглашусь?»

Если друг оказался вдруг… в секте

www.passion.ru

Как узнать, что человек в секте? Признаки влияния секты.

У вас есть опасения, что ваш близкий человек в секте? К сожалению, узнать об этом нельзя в какой-то специальной базе. В органах правопорядка существуют негласные списки экстремистов и опасных фанатиков, куда попадать никому не советуем. Рядовому гражданину такую информацию все равно не раскроют. Пусть даже дело касается вашего родственника.

Рассмотрим несколько характерных признаков, по которым вы сами сможете определить, что человек в секте. При этом вы должны вести себя максимально осторожно, все ваши сомнения пусть останутся внутри вас. В противном случае вы можете отпугнуть от себя близкого или даже вызвать агрессию. Фанатики бывают весьма опасны, когда речь заходит о его внутренних убеждениях.

Отрешенность

Первый признак того, что человек, возможно, состоит в секте — перемены в его образе жизни. Родственник, которого вы хорошо знали, стал другим. Мало разговаривает или ведет беседы на религиозные темы, чего раньше за ним не замечали. Изменилась манера одеваться. Гардероб стал более сдержанным, скромным, появились необычные атрибуты. В квартире появилась странная литература.

Манера питаться также часто меняется под влиянием секты. Человек есть мало или вовсе подолгу голодает. Питается определенными видами продуктов, которые хранит отдельно от другой еды в холодильнике. При этом не стоит путать это с попыткой соблюдать диету. Круг знакомых его вдруг перестал быть вам понятен. Старые друзья отпали, а о новых вам ничего не говорят.

Очень часто, когда человек в секте, он перестает отмечать традиционные праздники — день рождения, Новый год, Восьмое марта. Поначалу человек может ограничиваться ответом, что такого рода увеселительные мероприятия его больше не интересуют. На начальном этапе риторика сектанта еще не такая яркая, он как бы набирается сил и необходимых знаний.

Отрицание

Ваш прямой вопрос человеку: «Состоишь ли ты в какой-либо секте?» может остаться без ответа. Скорее всего последует встречный вопрос в духе «По твоему все, кто познал истину, сектант?» или «А что вы подразумеваете под словом «секта», веру в бога?» Обычно так отвечают хорошо «прокачанные» представители деструктивных культов, которые нахватались на своих сборищах нужных словечек.

Не стоит забывать, что прямой вопрос может испортить отношения с близким. Сектантам и без того вбивают в головы, что все вокруг враги, и только здесь желают им добра и процветания. Не спешите попадать в категорию непримиримых врагов. Пока у вас нет доказательство того, что человек в секте, а также четкого плана действий, ведите себя как разведчик.

Демагогия

Человек, состоящий в секте, может сам начать рассуждать о боге, но вся его речь при этом будет лишена логики. Традиционные религии отличаются тем, что опираются на святые писания, признанные во всем мире. Основой красноречия сектанта является фанатичный бред, который ему внушили. При этом упоминание традиционных религий в разговоре будет вызывать у сектанта злость и раздражение.

Загнанный в угол вашими логическими вопросами, сектант начнет всячески изворачиваться, уходить от ответа. Если о достаточно хорошо «зомбирован», он может применять различные психологические трюки. Например, проявить к вам «сострадание», как к «заблудшему» в этом мире, или назовет вас несчастным, указывая на свою высокую миссию — спасать таких, как вы, только не понятно от чего.

Скудоумие

Когда человек в секте, он часто теряет способность рассуждать здраво. В ожесточенных спорах с близкими, которые пытаются помочь, сектант сыплет какими-то терминами, ссылается на различные псевдоученая. Если начать детально разобраться, окажется, что все ссылки делались на работы полусумасшедших фанатиков-криков, которые закончили свой путь в сумасшедших домах.

Вас на полном серьезе могут начать убеждать в том, что земля на самом деле плоская. В качестве очередной уловки сектант уже может использовать для доказательства труды и писания с мировым именем, где на самом деле и речи нет о таком. Вас будут по-детски наивно обманывать, пытаясь внушить абсурдную мысль. Главное ни в коем случае не соглашаться играть по этим правилам в эту безумную игру, чтобы самому в какой-то момент не стать частью этого культа.

dalegion.com

Почему попадают в секту. Как не стать жертвой и не попасть в секту. Помощь попавшему в секту

Секта – это любая религиозная группа, отделившаяся от основной веры, нейтральная или оппозиционная по отношению к ней. Однако в нашем сознании секта ассоциируется исключительно с деструктивными организациями. О них в статье и пойдет речь.

Кто попадает в секту

Для сектантов лакомым кусочком становятся люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию: развод, увольнение, болезнь, смерть и т. п. Дополнительный фактор – нестабильная социально-политическая обстановка в стране, общественный кризис. Третья предпосылка – психические отклонения.

К психологическим особенностям группы риска относится:

Секта дает понимание, поддержку, безопасность, любовь, стабильность и уверенность, контроль. Соответственно, приходят туда те, кому этого не хватает в реальной жизни.

Этапы вербовки, или как не стать жертвой

Человека заманивают в секту в четыре этапа:

  1. Забота, любовь, внимание. Новичку искренне радуются, встречают его с любовью и почестями, говорят комплименты, подчеркивают его значимость. Избранник должен поверить в то, что для исполнения великой миссии его-то как раз и не хватало. Жертве обещают свободу, счастье, ответы на все вопросы вселенной. Это и есть первая уловка: образуется контраст между злой реальностью, где человека никто не замечает, не ценит, не любит, и дружелюбной, заботливой группой.
  2. Убийство критического мышления и ненужных качеств личности. Человеку объясняют, что просто так просветления не достичь, нужно выполнить ряд условий, прочитать литературу, опробовать духовные практики. Сектанты максимально загружают человека: работа, лекции, привлечение новых участников, медитации, молитвы. Человеку не хватает времени, чтобы осмыслить все происходящее и посмотреть на свою жизнь со стороны. Все это заставляет отказаться от самого себя, свободы, права на самостоятельность. Многие секты даже учат людей правильно говорить: какие слова, какой тембр и темп речи нужно использовать.
  3. Укрепление связи с сектой и разрыва с обществом. Открыто пропагандируется неприязнь к обществу, его вред, опасность медицины, психиатрии, политики, другой веры. И даже семью выдают за людей, мешающих спасению личности; призывают бросить учебу, работу, сменить место жительства. Жертву заверяют, что общество ее не поймет, не примет, так как само погрязло в ошибочных суждениях. Естественно, те, кто пытаются вразумить сектанта, делают только хуже. Он встречает то сопротивление, о котором ему говорили, и еще больше погружается в группу.
  4. Полная зависимость от группы, невозможность возвращения в общество. Человек потерял семью, работу, доход, жилье, друзей, прочую поддержку. Хватка секты становится еще крепче из-за страха и чувства вины, порождаемых в участниках. В итоге даже если кто-то из участников понимает плачевность своего состояния, решает, что плыть по течению – единственный возможный вариант. Его мучает чувство безысходности, беспомощности. Тем более лидеры заверяют, что счастье и истина вот-вот откроется страдающему. Жертве кажется глупым отступать, когда уже почти все пройдено.

Важно знать! Медитациями, монотонным пением, однотипными движениями сектанты добиваются состояния транса. Все это затормаживает мыслительные процессы и повышает внушаемость. В таком состоянии человеку можно «записать» в мозг любую установку.

После прохождения всех четырех этапов жертва оказывается полностью подчиненной учителю. Из таких «кукол» получаются фанатики.

Признаки увлечения сектой

Заподозрить, что близкий вам человек участвует в секте, можно по следующим признакам:

  • он сам рассказал, что нашел отличное место, где добрые люди помогают всем;
  • человек долго пропадает в непонятном месте;
  • находится в неадекватно приподнятом настроении;
  • говорит, что нашел смысл жизни;
  • носит атрибутику, использует тематическую лексику;
  • цитирует непонятные, повторяющиеся выражения;
  • говорит словно заученный текст;
  • забросил привычный образ жизни, интересы, увлечения, завел много новых знакомств, часто ходит на встречи;
  • часто общается по телефону, почте;
  • медитирует или проводит другие ритуалы;
  • тратит много денег.

Постарайтесь получить ответы на вопросы, позволяющие заподозрить участие в секте:

  1. Есть ли учитель, как он себя представляет?
  2. Есть ли иерархия, как она создается и поддерживается?
  3. Как распределяется власть, как и кто ее осуществляет?
  4. Как получают, используют, распределяют деньги?
  5. Как привлекают новых участников, какие методы используют, как быстро это происходит?
  6. Свободны ли участники в выборе информации, другой деятельности?
  7. Не чувствует ли потенциальная жертва дефицита сна, времени, еды?
  8. Препятствует ли секта общению с людьми, не относящимися к ней?
  9. Группа принимает человека таким, какой он есть, или просит измениться? Допустимо ли для участника это изменение?
  10. Секта дает негативную оценку внешнему миру и предыдущей жизни участника?
  11. Допустимо ли обманывать других людей ради интересов группы?
  12. Лидер требует беспрекословного подчинения его словам, исполнения приказов? За попытки критично мыслить наказывают?
  13. Лидеры убеждены, что обладают сверхъестественными способностями, но могут открыть их только избранным?
  14. Правила поведения одинаковы для всех участников?

Проанализируйте каждый ответ относительно основных признаков секты. Подробнее об этом читайте в статье «Сектантство – что это с точки зрения психологии. Признаки и опасности участия в сектах».

Помощь попавшему в секту

Что предпринять в целях первой помощи:

  1. Постарайтесь как можно больше разузнать об этой секте. Не занимайте агрессивную позицию, ненавязчиво узнайте хотя бы наименование. Дальше вы сможете поискать материал в интернете. Узнайте, что пропагандирует секта, чем занимаются участники, где и как.
  2. Если налицо деструктивный, асоциальный характер секты, обратитесь в полицию.
  3. Найдите психотерапевта, специализирующегося на вопросах сектантства.
  4. Соберите группу поддержки, единомышленников: тех, кто пострадал от секты и тех, кто был авторитетом для вашего родственника, попавшего в секту.
  5. Поддерживайте связи жертвы с прошлой жизнью.
  6. Не запрещайте, не критикуйте, не шутите над верой. Так вы только оттолкнете человека от себя, направите в секту. Ведите себя максимально дружелюбно и нейтрально, ненавязчиво предоставляйте альтернативные концепции, найдите противоречия в сектантском учении, попросите объяснить вам, так как не понимаете и хотите разобраться. Боритесь за критичность мышления близкого вам человека. Всеми силами сохраняйте доверие. Только так у вас есть шанс помочь человеку.
  7. Как можно больше узнайте о секте, научитесь пользоваться ее терминами. Так будет проще построить диалог с жертвой. Не забывайте приправлять это добротой, нежностью, безоценочным принятием.
  8. Составляйте портфолио религиозной группы. Записывайте туда все, что узнаете.
  9. Не стыдитесь, не обвиняйте себя – обратитесь за помощью. В одиночку с сектой не справиться.
  10. При необходимости пойдите на крайние меры: организуйте переезд с дальнейшей работой с психотерапевтом на новом месте жительства.

После того как человек немного отойдет от секты, займитесь его просвещением, поддержкой. Обязательно продолжать психотерапию. Нужно, чтобы жертва сама могла распознавать секты в дальнейшем и противостоять им. Человек, однажды попавший в секту, нуждается в полноценной работе с психологом: повышение стрессоустойчивости, формирование адекватных копинг-стратегий, разбор психологических травм, коррекция самооценки, составление плана жизни и т. д. Не секты делают человека неблагополучным – в них приходят уже несчастливые люди.

Послесловие

Выйти из секты непросто. Тому, кто ушел или хочет уйти, могут угрожать, преследовать его, шантажировать собранным на исповедях материалом. Одному в битве с сектой точно не справиться, даже если человек поймет, что попал в беду. Важна поддержка близких и работа с психологом. А уходить из секты лучше минимум вдвоем с кем-то.

psychologist.tips

Признаки сектанта | Странствия духа

Религиозные секты в России, расплодившиеся в смутные девяностые, никуда не делись. Они по-прежнему с нами, и их адепты, как и прежде, рыщут в поисках новых жертв. Изменился лишь способ вербовки: если раньше сектантам приходилось общаться с людьми непосредственно, тратя много сил и времени на обработку каждой потенциальной жертвы, то теперь им на помощь пришел Интернет и в особенности многочисленные социальные сети. Мировая паутина предоставляет сектантам множество возможностей для распространения своих идей и оболванивания неискушенных в религиозных и философских вопросах граждан. Фактически, сегодня деструктивные секты могут вообще не существовать в реальном мире, ограничиваясь лишь виртуальным пространством и платежными системами.

К сожалению у большинства граждан при слове секта возникает ряд устаревших и во многом неактуальных сегодня ассоциаций, вроде обязательных общих собраний или загородных домов, где люди живут в полной изоляции от мира, поэтому многие не ожидают встретить сектанта среди своих знакомых в Одноклассниках или Живом Журнале. Не ожидая подвоха, они охотно идут на поводу у общительных и вежливых незнакомцев, предлагающих им прочитать какую-нибудь книгу или посетить «отличный семинар личностного роста». Десять лет назад я посвятил некоторую часть своей жизни изучению религиозных сект в России, и сегодня, наблюдая за их цифровой эволюцией, я решил вернуться к этой теме и дать читателям несколько советов, которые помогут им вычислить сектантов в своем виртуальном окружении, чтобы успешно нейтрализовать их деструктивное влияние на свою личность.

Данная статья не является обзором всех сект, действующих на территории нашей страны, и не касается непосредственно их учений. Спорить с сектантом об истинности его учения — вообще бесполезное дело, отнимающее много сил и времени. Я постараюсь перечислить все признаки сектанта и некоторые способы вербовки в секту, с которыми вы можете столкнуться уже сегодня в своем блоге или на страничке в социальной сети. Разумеется, ни один из перечисленных ниже признаков, взятый в отдельности, не означает, что вам повстречался именно сектант, однако все вместе они рисуют вполне однозначный портрет современного «ловца душ», скрывающегося под милым аватаром и сладкими речами. Основную мысль, которую мне хочется донести до вдумчивого читателя, можно сформулировать так: онлайн-секта может быть намного опаснее, чем навязчивые незнакомцы, пристающие к прохожим, потому что обычный пользователь Интернета, сидящий у себя дома в уютном кресле, проявляет меньше бдительности, чем находясь во враждебном окружении на улице или в метро. Именно этой психологической незащищенностью и пользуются сектанты, постепенно обрабатывая выбранную жертву и подталкивая ее к принятию выгодных им решений.

Сегодня тоталитарные и деструктивные секты не любят афишировать свою деятельность и часто маскируются под общественные организации и клубы по интересом. Поэтому сектант, появившийся в вашем окружении, скорее всего не станет говорить, что он состоит в каком-то обществе, а начнет с составления вашего психологического портрета. Как правило, вербовщики выискивают людей разочаровавшихся в жизни или находящихся в депрессии. Догадаться об эмоциональном состоянии такого человека нетрудно, поскольку люди охотно делятся своими переживаниями и проблемами в социальных сетях и блогах. Если человек к тому же выкладывает в сеть изображения, содержащие сцены насилия, смерти или самоубийства, то определить его психологический настрой можно даже при беглом осмотре веб-страницы. Выбрав жертву, сектант френдит ее и, дождавшись взаимности, начинает охотно писать комментарии, демонстрируя дружелюбное отношение и готовность поддержать в трудную минуту.

Подобный обмен любезностями может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. Убедившись в том, что человек подходит для обработки, сектант ищет повод, чтобы проверить истинность своих догадок относительно эмоционального состояния потенциальной жертвы. Здесь мы обнаруживаем первый признак вербовки: сектант мягко, но настойчиво будет убеждать человека в том, что он «слишком мрачно смотрит на жизнь», «излишне депрессивен» или «воспринимает мир слишком однобоко». На первом этапе сектант будет навязывать жертве роль «обиженного на весь мир страдальца». Как правило, человек, столкнувшийся с реальными проблемами в личной жизни, отвечает на это, что мир и впрямь не самое уютное место для жизни или что-нибудь в таком же духе. Как только человек соглашается с навязанной ему ролью, он неосознанно берет на себя обязательства отстаивать озвученную точку зрения, согласно которой мир плох. Сектант резонно возражает на это, что мир во многом зависит от того, как на него смотрят люди, и предлагает человеку проявить больше дружелюбия и доверия по отношению к другим, а поскольку в данный момент общение происходит только с сектантом, то он оказывается самой подходящей кандидатурой для «позитивного восприятия действительности».

Однако разговоры подобного рода ни к чему не обязывают, и через несколько дней человек забывает о словах сектанта. Его взгляды не изменились, и он продолжает писать в Сеть с прежним настроем. В этот момент сектант ловит его на слове и предлагает ознакомится с содержанием какого-нибудь сайта или книги эзотерического содержания, где излагаются взгляды близкие к учению секты. Свое предложение сектант аргументирует приблизительно следующим образом: «Неужели вы действительно думаете, что жизнь пуста и бессмысленна? Тогда прочитайте…» Поскольку ранее человек согласился с навязанной ему ролью страдальца, ему не остается ничего другого, как воспользоваться предложением. Содержание подобной литературы не отличается разнообразием, поскольку большинство людей боится одних и тех же вещей: смерти, неудач и одиночества. Как правило она содержит описание различных псевдорелигиозных и псевдонаучных техник самоконтроля или восточных учений о существовании души после смерти. Вся эта поп-эзотерика густо замешена на примитивном толковании религиозных доктрин и фантазиях самого автора, не обременяющего себя никакими доказательствами. В лучшем случае, среди нудных и однообразных рассуждений о великой миссии человечества на Земле и бредовых заявлений вроде «наука доказала существование души/бога/кармы» удастся отыскать пару ссылок на книги других научных фриков или просто патентованных сумасшедших.

Скорее всего, обычный человек, даже если он не разбирается в религиозных и научных системах, сочтет все написанное бредом, однако вербовщику не нужно, чтобы жертва сразу же соглашалась изложенным учением. На первом этапе достаточно, чтобы человек не возражал против предпосылок, на котором строятся рассуждения сектанта. Например, если в предложенной книге описывается посмертное существование души, он спросит: «Верите ли вы в душу?» Если человек ответит «да», то обработать его не составит никакого труда. С атеистами дело обстоит посложнее, но и они в конце концов спасуют перед «аргументом», что «наука не доказала отсутствия души у человека». Поэтому запомните, что в подобных случаях на вопросы «Верите ли вы в душу/бога/карму/инопланетян?» отвечать нужно: «Меня это не интересует», даже если вы в них верите. Это спасет вас от многих проблем в будущем и поможет быстро стряхнуть с себя назойливого сектанта. В любом случае сектант, потративший уже свое время на обработку человека, попытается втянуть его в дискуссию о прочитанном. В ходе спора проявятся все типичные признаки сектантов, описанные в многочисленной литературе по данному вопросу.

Во-первых, сектант свято убежден в том, что только он и его единомышленники обладают Истиной, выраженной в их Учении. Истинно только их Учение, а все прочие — ложны, ошибочны или неполны. В разговоре этот признак проявляется следующим образом: сектант пренебрежительно относится к традиционным религиям и в особенности к христианству и его последователям, кроме того он будет всячески принижать и оскорблять других эзотериков (конкурентов), называя их «посредственными интерпретаторами», «шарлатанами» и «жуликами». Если вы неосторожно признались сектанту, что верите в душу, твердо заявите, что вы православный христианин (даже если это не так). Если сектант пытается доказать вам, что христианство — ложная религия, пригрозите ему судом за оскорбление религиозных чувств. Поскольку христианское учение о душе наиболее разработано и представлено в Интернете, у вас не будет проблем с поиском аргументов против учения сектантов. К тому же, в случае, если сектант начнет вам угрожать, вы сможете рассчитывать на помощь со стороны православных борцов с сектами.

Во-вторых, сектант не приемлет никаких доказательств, опровергающих его Учение. Все ваши аргументы он назовет «мелкими придирками» и «попыткой уйти от содержательного разговора». Сам сектант никогда не может доказать своей правоты, и всеми силами уходит от обсуждения его позиции, используя старые уловки, вроде «я могу ответить, но не вижу смысла», «я не могу объяснить вам то, чего вы не хотите понять», «просто вы зомбированы школьным материализмом» и так далее. Настаивать в данном случае не имеет смысла, потому что ваша основная задача — избавиться от сектанта, а не спорить с ним на абстрактные темы.

Третий признак сектанта — крайне низкий уровень знаний по тем вопросам, о которых он рассуждает с уверенным видом знатока. Зачастую сектант не удосуживается даже прочитать статью из Википедии по обсуждаемому вопросу, не говоря уже о научной литературе и первоисточниках. При этом совсем не обязательно быть экспертом, чтобы разоблачить некомпетентность вербовщика, достаточно ознакомиться с альтернативными источниками информации (справочниками, словарями), либо задать вопрос на тематическом форуме и передать ответ собеседнику. Если сектант не знает очевидных вещей, путает различные религиозные доктрины и явно не знаком с первоисточниками, то его можно не только легко опровергнуть, но и выставить посмешищем.

Четвертым признаком сектанта является махровая демагогия. Загнанный в угол логическими аргументами, он попытается вывести вас из эмоционального равновесия с помощью всевозможных уловок и психологических трюков. Например, многие сектанты убеждены, что обладание Истиной или близость к Учителю является высшим счастьем и блаженством, поэтому всех, кто не разделяет их взглядов они полагают «несчастными» и «озлобленными». В глазах сектанта вы станете «счастливой и полноценной личностью» лишь в том случае, если безоговорочно примите его Учение. Если сектант перешел к навешиванию ярлыков, можете смело отвечать ему взаимностью в духе «не судите о других по себе». Сектант не будет спорить с вами слишком долго, потому что ему нельзя терять время, которое он может потратить на вербовку более уступчивого собеседника. Скорее всего он заявит, что «ему вас жаль» и что «он вернется, когда вы будете готовы узреть Истину», после чего отправится на поиски настоящей жертвы. Пожелайте ему несчастливого пути.

Пятый признак сектанта заключается в примитивном черно-белом мышлении. Поскольку сектант будет пытаться перехватить инициативу в дискуссии, этот изъян его мышления проявится наиболее очевидным образом. Для сектантов не существует полутонов и вероятностей, поэтому они задают вопросы в наивно-детской манере и приписывают «неправильную» точку зрения собеседнику. Пример: «Вы считаете, что имярек лжец. Я считаю, что он говорит правду. Вам есть что возразить на мои аргументы?» Никогда не соглашайтесь играть в эту игру по правилам сектанта. Если он приписывает вам какое-то мнение, не оспаривайте этого, но и не соглашайтесь. Подождите пока сектант выложит все свои «аргументы» против приписанной вам точки зрения, после чего укажите на тот факт, что ничего подобного не говорили, а имярек вам до лампочки. Вообще, никогда не соглашайтесь играть навязанную сектантом роль, и предоставьте ему возможность сражаться с самим собой.

В-шестых, отсутствие элементарных познаний хотя бы на уровне школьной программы сектанты компенсируют оккультно-эзотерической кашей в голове. В ходе разговора это обязательно всплывет. В качестве доказательств своей правоты сектант будет приводить ссылки на работы научных фриков и прочих неадекватных личностей. Иногда, пользуясь наивной верой современных людей в непогрешимость науки, сектанты ссылаются на маститых ученых, в компетентности которых трудно усомниться. Например, в последнее время стало модным утверждать, что астрология является наукой и ссылаться при этом на работы ученого Симона Шноля, которые, что не удивительно, не имеют к астрологии никакого отношения, хотя и интересны сами по себе. А поскольку официальная позиция Академии Наук по вопросам астрологии известна, разбить притязания астрологии на научность не составит труда даже человеку без технического образования.

Обычно вербовщики не афишируют свою принадлежность к тоталитарной секте, особенно если разговор складывается неблагоприятным для них образом, но иногда они проговариваются, особенно если хотят привести «аргумент» из серии «не только я так думаю». В дискуссии могут промелькнуть выражения «у нас принято…», «мы уверены, что…», «наша группа…» и им подобные. Отсюда следует седьмой и последний признак сектанта, который заключается в том, что он никогда не признается, что состоит в секте, и всячески будет отрицать это. Если вы поймали собеседника на слове, задайте ему прямой вопрос: «Вы состоите в какой-то секте?» и посмотрите на реакцию. Как правило сектант не просто отрицает это, но и переходит в контратаку, отвечая вопросом на вопрос: «А по-вашему все свободомыслящие люди состоят в секте? Какой вы смешной». Не бойтесь показаться «смешным» (это всего лишь психологическая уловка), и постарайтесь добиться недвусмысленного ответа. Когда вербовщик скажет, что не состоит ни в какой секте, спросите, о какой группе он тогда говорил. Если ответ будет слишком расплывчатым или сектант скажет, что практикует совместную медитацию или еще что-нибудь в таком роде, можете смело его сливать: «Я не имею дела с сектами».

Конечно, приведенный выше список признаков сектанта не является исчерпывающим. Существует множество нюансов, которые зависят от религиозной направленности секты и степени ее деструктивного воздействия на своих членов. С другой стороны, не следует в каждом человеке, проявившем к вам интерес, видеть сектанта. Однако если в обмен на помощь и поддержку от вас требуют признать какие-то «истины» или учения, не стесняйтесь показаться грубым и неблагодарным. Нормальный человек поймет вашу озабоченность, а сектант будет всячески манипулировать вами, чтобы добиться нужных ему результатов. В лучшем случае вы рискуете потерять друга, а в худшем — деньги и даже жизнь. Не рискуйте жизнью ради сомнительных знакомств.

P.S. Уважаемые сектанты, если ваш собеседник дал вам ссылку на этот текст, чтобы проверить вашу реакцию, оставьте его в покое, потому что он знает больше, чем вы думаете.

Tannarh, 2012 г.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

tannarh.wordpress.com

Признаки секты — Психология PRO

Секта, в переводе с латыни означает одновременно: «путь, правило, направление, учение, образ мыслей, ложное учение, ересь, шайка». Некоторые из этих значений довольно точно характеризуют то, что по определению представляют собой современные секты. Вступая в ряды секты, человек редко осознает, куда именно он попал. В самой секте используются такие термины как: ашрам, школа, монастырь, институт, братство и др. Что реально происходит внутри этого круга?

Первый признак секты — заоблачные надежды. Первое время, большинство завербованных адептов секты переживают обретение нового смысла, эйфорию, иллюзию роста, движения и ощущение причастности к «тайному» и высоко-продвинутому обществу. Если до этого жизнь была невзрачной, а теперь стала осмысленной, совершенно очевидно, почему сектанту так сложно протрезветь. «Трезвый пьяному не товарищ». Слишком сложно поверить, что новые смыслы – это всего-лишь продолжение той иллюзии, которой жил мирской человек.

Перед новоиспеченным сектантом маячат райские перспективы, которые ему красочно обрисовывают наставники, их лекции и книги. Новичок на этом этапе может взахлеб рассказывать своим друзьям о «школе». Он будет пытаться их привлечь и завербовать. Он будет укреплять иллюзии о собственной скорой божественной реализации, о «спасении» и о процветании учения с его немаловажным участием в этом процессе.

Однако следующий этап характеризуется заметным ослаблением всех первоначальных воодушевляющих переживаний. Адепт секты еще чает надежды, но его устремление к реализации на этом этапе уже практически не подпитывается наставниками. Адепт втягивается в рутину, и становится «бывалым». Все это сопровождается регулярными «сходками» с целью взаимной групповой поддержки мировоззрения членов секты. Если дело происходит в «ашраме», такого рода «подпитка» эгрегора секты происходит непрерывно, и адепт полностью выпадает из социума.

Другой признак секты — отчуждение от социума. Спустя время, если сектант не сумел душевно повзрослеть и обрести ясность, происходит вырождение. Все первоначальные импульсы гаснут. Личность начинает увядать, делается слабой и податливой. Секта для нее становится суррогатом социума со своими ограниченными законами. И если человек не сумел взрастить духовные качества, все старые мирские реакции начинают проявляться с удвоенной силой. Фанатичные адепты теряют друзей, способность общаться и работать в мирском обществе.

Третий признак секты — паразитирование на адептах. Основные обязанности адепта секты сводятся вовсе не к духовному росту, как он сам мог наивно надеяться, а к сбору пожертвований и бесплатному труду во благо секты. Иногда деньги действительно расходуются на развитие секты, издание книг и покупку новых помещений для практики. Однако большая часть средств, как правило, уходит на прихоти «Гуру». А прихоти эти, чаще всего, далеки от духовных идей, которыми «Гуру» затуманивают умы своих приверженцев.

Сектанская вера зачастую слепа. Человек склонен к поиску Бога во внешнем мире. И образ Гуру, взращиваемый коллективным фанатизмом, для этого дела – очень удобен. Вроде как, вот же он, почти сам Всевышний во плоти. На progressman.ru теме лжеучителей посвящена отдельная статья.

Если ты веришь в просветленность человека перед своим взором, тебя будут охватывать те самые «мистические» переживания. И совершенно неважно, каким в действительности является этот человек. Вера срабатывает. Способность верить в этом смысле является катализатором мистических переживаний. Однако слепая вера неизбежно чревата множеством иллюзий, а по итогу приводит к большим разочарованиям.

В сектах Гуру не выгодно, чтобы рабочие муравьи умели думать. За них думает Гуру. Мировоззрение секты объясняет все, что должен знать ее приверженец. Даже если он не понимает теорию, это не так уж важно. Главное для сектанта – слепо верить. «Куда идет стадо, туда и я». Иногда это напоминает картину известного художника, где слепые люди, держась за руки, затягивают друг друга в овраг вслед за их поводырем. Поэтому, прежде всего, имеет смысл опираться не на сухие догматы, а на собственный опыт. Иначе окажетесь не там, где хотели, а там, куда вас для своей выгоды завел поводырь.

Как отличить иллюзии и слепые верования от реального опыта? К сожалению, в большинстве случаев для неофитов это крайне сложное дело. Иллюзии – на то и иллюзии, чтобы на них покупаться и обманываться. Опыт рождает опыт. Путь к знанию начинается из тумана неведения. Поэтому секты существуют и развиваются.

И все же есть учения и учителя, от которых можно получить полезную применимую на практике информацию. И даже внутри секты сомнительного содержания иногда обучают «рабочим», эффективным практикам. Взрослая душа отличает зерна от плевел и движется дальше. Настоящий учитель сделает все, чтобы искоренить зависимость от его присутствия и учения. Душевно зрелый человек ходит на своих ногах, и смотрит на мир своими глазами.

Признаки секты

1 Заметная текучка кадров. Если состав постоянно меняется, значит, что-то не то, нет устоявшейся традиции, люди разочаровываются и уходят.
2 Вымышленные учителя, у которых якобы учился основатель секты.
3 Множество разных проектов, которые превозносятся, как счастливое, светлое будущее при коммунизме.
4 Множество учений, техник и практик под одной крышей. Это может быть оправдано, но в истинной традиции такого скакания не происходит.
5 Многочисленные названия секты, которые сменяются год за годом.
6 Если возникает ощущение, что вместо духовного развития от вас реально ожидают лишь «пожертвований» и бесплатного труда, это явный признак паразитирующей на своих адептах секты.
7 Если глава превозносит сам себя, чуть ли не как сына Бога, тоже есть над чем задуматься.
8 Надо бы понимать, что четкого критерия того, что является сектой нет. В глазах отцов церкви все прочие духовные направления – сектанское зло, потому что конкурируют с путем, который они почитают единственно истинным. То есть секта – необязательно что-то объективно плохое и вредное. Таковой она становится лишь от неудачного применения.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

progressman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *