Научные конструкции вселенной и философские о месте человека в космосе: Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в мире, Контрольная работа

Содержание

Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в мире, Контрольная работа

метки:Философский, Представление, Религиозный, Человек, Космос, Вселенная, Знание, Философия

В другом отношении эта же трудность принимает форму еще одного сомнения. Бог религиозной веры, источник личного спасения, обязательно является живым человеком. Но, по-видимому, из всех категориальных форм, в которых может быть осмыслено центральное философское понятие фундаментального принципа бытия, именно форма живой личности является наименее подходящей. Считается ли Бог в философии субстанцией мира или его первопричиной, целой вечностью или творческой силой развития, разумом мира или жизнью, он в любом случае является чем-то безличным, в некотором роде всегда пантеистический всеобъемлющее начало, в котором философия, не изменяя своей задачи понимания и логического понимания бытия и не адаптируясь искусственно к нуждам религиозных чувств, не может видеть антропоморфные черты живого, карательного и любящего личность, фатально необходимая для отношений, независимо от содержания отдельной философской системы, Бог философии несет на себе отпечаток своей зависимости от требований абстрактного мышления, и поэтому существует лишь иллюзорная замена истинному Богу сантиментам религиозный — мертвый камень вместо хлеба, утоляющий голод религиозной души, или, в лучшем случае, бесполезная, туманная тень воплощение того истинного существа, которое во всей полноте и жизнеспособности своей реальности уже обладает непосредственной религиозной верой.

Оба сомнения в конечном счете основаны, как уже указывалось, на затруднении; и следует признать, что это очень серьезная трудность — одна из самых глубоких и важнейших философских проблем — в отличие от легко разрешимого противоречия, которое мы рассмотрели выше и которое проистекает только из поверхностных и совершенно ложных тривиальных представлений о сущности философия и религия. Эта трудность сводится к вопросу: может ли философия, которая есть понимание бытия в логической форме понятия, не быть одновременно и рационализмом? Интересно отметить, что этот вопрос является решающим не только для примирения философии и религии, но и для возможности самой философии. Философия, по сути, есть, с одной стороны, понимание бытия в системе понятий, а с другой — понимание этого, исходя из ее абсолютного и всеобъемлющего фундаментального принципа. Но понятие всегда относительное и ограниченное; как можно выразить абсолют в формах относительного, господствовать над бесконечным, схватив его в паутине конечного? Как вкратце понять непонятное? Казалось бы, мы сталкиваемся с роковой дилеммой: либо мы ищем сам абсолют, выходя за пределы всего конечного и, следовательно, логически выразимого, и тогда мы не можем действительно понять и исправить его логически; или мы ищем только логическую систему понятий, и тогда мы всегда остаемся в сфере только относительного, частного, производного, не достигая истинного фундаментального и интегрального принципа единства бытия. В обоих случаях задача философии остается невыполненной.

13 стр., 6166 слов

Философия ее функции и роль в развитии человека и общества

… и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее множественном характере. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Прежде всего, философия …

Немало философских систем терпело крушение на этой трудности . Но в своей основной магистрали философия давно уже сосчиталась с этой трудностью и принципиально преодолела ее. Философия постигает — и тем самым отчетливо логически выражает — абсолютное через непосредственное усмотрение и логическую фиксацию его эминентной, превышающей логическое понятие, формы. Мы лишены возможности дать здесь подробное логическое разъяснение этого глубочайшего и вместе с тем аксиоматически-самоочевидного соотношения; мы можем лишь в немногих словах навести мысль читателя на раскрывающуюся здесь связь. Усмотрение абсолютной, всеобъемлющей природы бытия, выходящей за пределы ограниченности и относительности всего логически фиксированного, есть именно логически адекватное ее усмотрение. Или, иными словами: именно логически зрелая мысль, достигшая последней ясности, усматривая неисчерпаемость и бесконечность абсолютного, его основополагающее отличие от всего рационально выразимого, смиренно признавая, поэтому ограниченность достижений разума перед лицом истинного бытия, именно в открытом и ясном сознании этого соотношения и только в нем одном, преодолевает ограниченность разума и овладевает превосходящим его силы объектом.

Где человек, предаваясь гордыне знания, мнит, что своим знанием он исчерпал предмет, там нет именно первого условия знания — ясного видения его предмета; ибо где есть это видение, т. е. где — тем самым — есть знание, там есть и очевидное усмотрение неполноты и незаконченности знания. Подлинно усмотренное знание всегда сопровождается тем чувством, которое классически выразил гениальный творец математической системы Вселенной Ньютон в словах, что он представляется самому себе ребенком, собирающим отдельные ракушки на берегу безграничного и неисследимого океана. И наоборот, то глупое самомнение, которому бытие представляется ограниченной и плоской складной картинкой, легко и до конца исчерпаемой в немногих формулах, не только содержит незаконное преувеличение значения всякого достигнутого знания, но есть просто совершенная слепота, при которой не может быть сделан даже и первый шаг знания.Этим разъяснением условия возможности самой философии сразу же устраняется, по крайней мере, первое из указанных двух сомнений в отношении между философским богопознанием и религиозным чувством. В каких бы понятиях ни выражала отвлеченная философская мысль свое познание Бога, ее основной интуицией и тем самым ее высшим и верховным понятием остается чисто религиозная идея безмерности, неисчерпаемой глубинности и таинственности Бога; и, в сущности, вся остальная система понятий имеет своим последним назначением приблизить мысль к уловлению именно этой сверхконечной и сверхрацнональной природы Бога, конституирующей Его абсолютность.

Обычное заблуждение в понимании соотношения между философией и религией в этом пункте состоит в том, что чувство тайны представляется условием, преграждающим познавательное проникновение, и, наоборот, страсть к познанию — силой, разрушающей смиренное чувство тайны и поэтому благоприятствующей самомнению атеизма. В действительности, напротив, религиозное чувство тайны и глубинности бытия есть первое и необходимое условие развития философии, тогда как самомнение атеизма в корне убивает самый инстинкт философствования и есть в такой же мере отрицание философии, как и религии. Возможность и даже частные случаи промежуточных форм — недостаточности философской энергии благодаря чему мысль, непроникая до последней глубины, останавливается на полпути, ставит себе здесь последние грани и, упрощая бытие, благоприятствует полуневерию или бедности и схематичности религиозного сознания,- конечно, не опровергает, а скорее подтверждает основное, разъясненное нами соотношение. Идущая в настоящее время борьба между умами, так сказать. глубинными, т. е. ощущающими глубину и бесконечную сложность жизни, и умами плоскими, воображающими, что жизнь легко можно, как карточный домик, разобрать на части и снова сложить по своему усмотрению, есть в такой же мере борьба за религиозное, как и за философское, миропонимание.

13 стр., 6417 слов

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека

Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В своем реферате я постараюсь ответить … ­ветствующими его предназначению. Кантовское понимание моральных поступков, цели и смысла жизни является выдающимся достижением ми­ровой философской мысли и оказало сильнейшее влия­ние на весь последующий ее …

Этим обретен и путь к разрешению второго сомнения. Правда, поскольку мы его выразим в грубой и логически твердой формуле, по которой Бог веры есть человекоподобная личность. Бог философии — безличный абсолют, оно кажется совершенно непреодолимым. Но в этом повинна только односторонность и логическая упрощенность самой формулы. Ни Бог религии, ни Бог философии не есть то простое и однозначное содержание, к которому Его сводит эта формула, именно потому, что Он есть прежде всего неисследимая глубина и неисчерпаемое богатство. Он есть полнота всех определений, ибо стоит превыше каждого из них в отдельности; и потому одно определение не противоречит в Нем другому — под условием, что каждое из них берется в надлежащем смысле, не как исчерпывающее адекватное знание самой Его сущности, а именно лишь как уяснение одной из Его сторон, имеющее — в силу коренного единства Его сущности — лишь символическое значение для определения целого. Ведь и Бог религиозной веры содержит — при первой же попытке какого-либо одностороннего Его определения — множество противоречий, которые в действительности суть не противоречия, а антиномии, согласимые в высшем, сверхрациональном единстве.

С другой стороны, философское богопознание лишь мнимым образом приковано к указанному безличному и как бы бесформенному понятию Бога как некоего лишь всеобъемлющего начала. Кажущаяся неизбежность этой тенденции вытекает лишь из одностороннего ограничения задачи философии теоретическим миропостижением. Если мы вспомним и будем иметь в виду, что задача философии этим не исчерпывается, а требует целостного осмысления бытия во всей его живой полноте и глубине, объемлющей как один из основных его моментов реальность духовной жизни со всеми ее нравственными и религиозными запросами и проблемами,- если мы вспомним необходимость таких философских проблем, как проблема добра и зла, теодицеи, отношения между нравственным идеалом и действительностью, свободой и необходимостью, разумом и слепотой природных сил,- то мы поймем, что высшее уясняющее единство, которого ищет философия, есть не одно лишь безличное единство. упорядочивающее картину объективного мирового бытия, а действительно целостное всеединство жизни в самом глубоком и всеобъемлющем смысле этого понятия. Все дело в том, что подлинная философия, могущая осуществить свое назначение, должна исходить из действительного, то есть абсолютно полного и конкретного всеединства, а не из мнимого, по существу, лишь частичного и отвлеченного единства системы объективного бытия.

3 стр., 1498 слов

Проблема соотношения веры и разума в философии средневековья

… абстрактного монотеизма. В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения. Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом …

А это значит, что последний источник и критерий философского знания есть одна лишь бесстрастная, чисто созерцательная интуиция объективного бытия, а целостный живой и духовный опыт — осмысляющее опытное изживание последних глубин жизни. Вся совокупность мучительных сомнений, исканий и достижений религиозного опыта, объединимая в теме “о смысле жизни”,- проблема вины, возмездия и прощения, личной ответственности и человеческого бессилия, предопределения и свободы, реальности зла и благости именно Сущего, хрупкости эмпирического существования и неуничтожимости личности — входит как законная и необходимая тема в состав онтологии, заслуживающей своего имени учения о бытии. Стоит только памятовать об этом первичном и основном бытии, сосредоточиться на нем и именно в нем видеть последний критерий знания, чтобы все соотношение, которое с первого взгляда кажется запутанным и почти неразрешимым, стало — по крайней мере, в принципе — до самоочевидности ясным. Существуют не две истины, а только одна — и она там, где есть максимальная полнота и конкретность. Главное все же в том, чтобы иметь живой опыт самой реальности. Лишь там, где религия принимает догматы веры не за символические и таинственные обозначения божественной природы, а за законченные и исчерпывающие адекватные Его раскрытия, превращая их тем в односторонние логические определения, или где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,- лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией.

Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию. Таинственные и многозначительные религиозные интуиции — плод духовного опыта религиозных гениев и соборного религиозного сознания,- почти недоступные по своей глубине неискушенному опыту среднего человека, обсуждаются иногда — и при их обосновании, и при их опровержении — как простые истины, значение которых доступно здравому смыслу и может быть установлено простейшим логическим анализом. Философское знание по своим достижениям необходимо отстает от достижений непосредственного религиозного проникновения в глубины бытия. На это есть существенные основания, коренящиеся в самой природе обеих духовных деятельностей. Прежде всего, религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения и обоснования своих истин. Кроме того, хотя религия, как указано выше, и содержит необходимо, в качестве своей основной опорной точки, момент непосредственного личного усмотрения истинности, она совсем не нуждается в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все содержание религиозной веры.

3 стр., 1033 слов

Религиозно-философская картина человека

… небесах, либо будет изгнан из Его присутствия. Тело, душа, дух Человек, как и все предметы и существа состоит … ее составной частью. Он дух, а не материя. Вселенная существует как выражение Его сознания и … дух. Библия не презирает человеческое тело, в отличие от некоторых религиозных и философских концепций. Материя — это благо, и человеческое тело является составной частью личности человека. …

Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной истинности источника откровения — будет ли то самое Божество или тот или иной посредник между Богом и человеком,- в силу чего содержание откровения приобретает косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем. Поэтому-то достоянием личной веры может быть — и даже необходимо бывает — содержание соборного религиозного опыта, со всеми входящими в его состав достижениями религиозных гениев. Этим достигается возможность полноты, богатства и глубины религиозного откровения, совершенно недостижимые для философского знания. Ибо хотя философскому знанию не поставлено здесь никаких принципиальных преград и открыта возможность бесконечных достижений, однако требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически невозможным использование в одной системе всей полноты религиозного опыта человечества. Лишь полнота и многообразие философских достижений человеческой мысли в принципе может стать на уровне его религиозных достижений — но эта полнота может быть дана только духовно-исторической интуиции, но не выражена адекватно в какой-либо единой системе.

Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности. И здесь, с иной стороны, мы снова убеждаемся, что правильное соотношение между религией и философией возможно лишь на почве того “умудренного неведения” которое есть самый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно .философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в обеих — вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным,- смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую.

3.Научные и философские представления о месте человека в мире.

Проблема начала вселенной, подобна старому вопросу: что произошло первым цыпленок или яйцо. Другими словами, какая сила создала вселенную. И что создало эту силу. Или возможно, вселенная, или сила, которая создавало все это, существовали всегда, и не имели начала.

Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Каждая частичка вселенной

имеет свое начало и конец, как во времени, так и в пространстве, но вся Вселенная бесконечна и вечна, так как она является вечно самодвижущейся материей.

Вселенная — это всё существующее. От мельчайших пылинок и атомов до огромных скоплений вещества звездных миров и звездных систем. Вплоть до недавнего времени, ученые имели тенденцию не касаться вопросов таких сфер потому, что они принадлежали к метафизике или религии, а не к науке. Тем не менее, в последнее время возникло учение о том, что законы науки могут быть даже в начале вселенной. В этом случае, вселенная могла определяться полностью Законами Науки.

4 стр., 1617 слов

Постнеклассическая наука

… картины в рамках исследуемой проблемы. Глава 1. Формирование постнеклассической науки. Постнеклассическая наука формируется в 70-х годах XX в. Этому … состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается … устройств, используемых для передачи информации. И если в начале XX в. на ее основе было возможно …

Таким образом, перед учеными вставала проблема выбора между верой в бога и материальной верой. Они еще не знали первопричин происхождения вселенной, так как у них не было в то время достаточной научной базы. Вера в Бога была более предпочтительна. Исторически христианство было старше, чем наука и естественно немногие воспринимали науку серьезно, но со временем она набирала силу, и все чаще люди поворачивали голову в ее сторону. Тайна в науке — это то, что наука не может объяснить, как она не может объяснить то, что было до большого взрыва. Ведь все, что происходило до момента возникновения вселенной, точки сингулярности, не обсуждается – это догма. А непознанное в науке — это та тайна, которая в ближайшее время не может быть раскрыта.

В момент, который был назван Большим Взрывом, плотность вселенной была равна 1000 000 г/м (куб), а температура равнялась 10 в 32 степени градусов С. Этот момент был назван точкой сингулярности, то есть была точка, было начало, возникла масса, абсолютное пространство и все законы, которым сейчас подчиняется вселенная.

Бог сотворил мир за шесть дней, но если исходить из теории Большого Взрыва, возраст образования вселенной равен примерно 15-20 млрд. лет. Сейчас теоретические физики пытаются, как бы свернуть вселенную, чтобы точнее узнать ее возраст. Но для нас же важен сам факт, что вселенная имела начало.

Если исходить из фактов, то теория Большого Взрыва кажется очень убедительной, но так как мы до сих пор не знаем, что же было до него, это напускает немного тумана на эту проблему. Но все-таки наука продвинулась гораздо дальше, чем это было раньше и как любая революционная теория, теория Большого Взрыва дает хороший толчок развитию научной мысли. Модель «горячей» Вселенной, сопряженная с концепцией «Большого взрыва», является наиболее распространенной в настоящее время и требует особого внимания и осмысления.

Согласно концепции «Большого взрыва», Вселенная возникла из одной точки,

радиусом равной нулю, но с плотностью равной бесконечности. Что это за точка, именуемая сингулярностью, каким образом из ничего появляется вся неисчерпаемая Вселенная и что находится за пределами сингулярности — об этом сторонники и пропагандисты данной гипотезы умалчивают. «Большой взрыв» произошел 10-20 миллиардов лет назад (точный возраст зависит от величины постоянной Хаббла, вводимой в соответствующую формулу).

Эта величина, в свою очередь, может иметь различные значения в зависимости от методов, применяемых для измерения расстояния от Земли до галактик.

Похоже на то, что в теперешней интеллектуальной атмосфере огромным преимуществом космологии «Большого взрыва» служит то, что она является оскорблением здравого смысла. Когда ученые сражаются против астрологических бессмыслий вне стен «храмов науки», неплохо было бы припомнить, что в самих этих стенах подчас культивируется худшая бессмыслица. В рамках теории «Большого взрыва» отрицается вечность и бесконечность Вселенной, так как Вселенная имела начало во времени и по прошествии даже максимального срока в 20 миллиардов лет успела расшириться (раздуться) на ограниченное расстояние. Что находится за пределами радиуса расширяющейся Вселенной — тоже запретная тема для обсуждения. Обычно отделываются ничего не объясняющими утверждениями, смысл которых примерно следующий: Вселенная такова, потому что это вытекает из математических формул.

7 стр., 3382 слов

Философский смысл теории относительности

… представление о материи». [Грибанов Д.П. Философские основания теории относительности. М. 1982г., с.147] После опубликования в 1905г. специальной теории относительности было сделано много открытий, которые … и математики, ученому понадобились философское знание, адекватно отражающее физическую действительность. Также нужно было рассмотреть ряд гносеологических проблем с точки зрения диалектико …

Итак, модель «Большого взрыва» — всего лишь одна из возможных воображаемых конструкций, плод игры теоретической мысли.

Философские представления о месте человека в мире.

Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, как «малый мир», микрокосм. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. Человек ведь действительно часть космоса. Не случайно магнитные бури доставляют нам столько хлопот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта» и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?

Научные конструкции Вселенной и философские представления о месте человека в мире

     В ином аспекте эта же трудность  принимает форму другого сомнения. Бог религиозной веры, источник личного  спасения необходимо есть живая личность. Но, по-видимому, из всех категориальных форм, в которых может мыслиться  центральное философское понятие  первоосновы бытия, наименее подходящей является именно форма живой личности. Мыслится ли Бог в философии как субстанция мира или как его первопричина, как всеединая вечность или как творческая сила развития, как мировой разум или как жизнь, он есть, во всяком случае, что-то безличное, какое-то в известной мере всегда пантеистически-мирообъемлющее начало, в котором философия, не изменяя своей задачи постижения и логического осмысления бытия и не приспособляясь искусственно к требованиям религиозного чувства, не может усмотреть антропоморфных черт живой, карающей и любящей личности, необходимых для религиозного отношения к Богу.

Роковым образом, независимо от содержания отдельной философской системы, Бог философии носит на себе печать своей зависимости от нужд отвлеченной мысли и именно поэтому есть для религиозного чувства лишь иллюзорный суррогат истинного Бога — мертвый камень вместо хлеба, насыщающего голод религиозной души, или, в лучшем случае, ни к чему не нужная, туманная, бесплотная тень того истинно-сущего, которым во всей полноте и жизненности Его реальности уже обладает непосредственная религиозная вера. В основе обоих сомнений лежит в конечном счете, как уже указано, одна трудность; и надо признать, что это есть действительно серьезная трудность — одна из глубочайших и важнейших философских проблем,- в отличие от того легкоразрешимого противоречия, с которым мы имели дело выше и которое вытекало лишь из поверхностных и совершенно ложных банальных представлений о сущности философии и религии. Трудность эта сводится к вопросу: может ли философия, которая есть постижение бытия в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом? Заслуживает внимания, что этот вопрос является решающим не только для согласования философии и религии, но и для возможности самой философии.
В самом деле, философия, с одной стороны, есть постижение бытие в системе понятий и, с другой стороны, постижение его из его абсолютной и всеобъемлющей первоосновы. Но понятие есть всегда нечто относительное и ограниченное; как же возможно выразить абсолютное в формах относительного, овладеть бесконечным, уловив его в сети конечного? Как можно — проще говоря — постичь непостижимое? Казалось бы, мы стоим перед роковой дилеммой: либо мы ищем само абсолютное, выходящее за пределы всего конечного и — тем самым — логически выразимого, и тогда мы не можем действительно постичь и логически зафиксировать; либо же мы ищем только логическую систему понятий и тогда всегда пребываем в сфере только относительного, частного, производного, не доходя до подлинной первоосновы и целостного всеединства бытия. В обоих случаях задача философии остается неосуществленной.

     Немало  философских систем терпело крушение на этой трудности . Но в своей основной магистрали философия давно уже сосчиталась с этой трудностью и принципиально преодолела ее. Философия постигает — и тем самым отчетливо логически выражает — абсолютное через непосредственное усмотрение и логическую фиксацию его эминентной, превышающей логическое понятие, формы. Мы лишены возможности дать здесь подробное логическое разъяснение этого глубочайшего и вместе с тем аксиоматически-самоочевидного соотношения; мы можем лишь в немногих словах навести мысль читателя на раскрывающуюся здесь связь. Усмотрение абсолютной, всеобъемлющей природы бытия, выходящей за пределы ограниченности и относительности всего логически фиксированного, есть именно логически адекватное ее усмотрение. Или, иными словами: именно логически зрелая мысль, достигшая последней ясности, усматривая неисчерпаемость и бесконечность абсолютного, его основополагающее отличие от всего рационально выразимого, смиренно признавая, поэтому ограниченность достижений разума перед лицом истинного бытия, именно в открытом и ясном сознании этого соотношения и только в нем одном, преодолевает ограниченность разума и овладевает превосходящим его силы объектом.

Где человек, предаваясь гордыне знания, мнит, что своим знанием он исчерпал предмет, там нет именно первого условия знания — ясного видения его предмета; ибо где есть это видение, т. е. где — тем самым — есть знание, там есть и очевидное усмотрение неполноты и незаконченности знания. Подлинно усмотренное знание всегда сопровождается тем чувством, которое классически выразил гениальный творец математической системы Вселенной Ньютон в словах, что он представляется самому себе ребенком, собирающим отдельные ракушки на берегу безграничного и неисследимого океана. И наоборот, то глупое самомнение, которому бытие представляется ограниченной и плоской складной картинкой, легко и до конца исчерпаемой в немногих формулах, не только содержит незаконное преувеличение значения всякого достигнутого знания, но есть просто совершенная слепота, при которой не может быть сделан даже и первый шаг знания.Этим разъяснением условия возможности самой философии сразу же устраняется, по крайней мере, первое из указанных двух сомнений в отношении между философским богопознанием и религиозным чувством.
В каких бы понятиях ни выражала отвлеченная философская мысль свое познание Бога, ее основной интуицией и тем самым ее высшим и верховным понятием остается чисто религиозная идея безмерности, неисчерпаемой глубинности и таинственности Бога; и, в сущности, вся остальная система понятий имеет своим последним назначением приблизить мысль к уловлению именно этой сверхконечной и сверхрацнональной природы Бога, конституирующей Его абсолютность. Обычное заблуждение в понимании соотношения между философией и религией в этом пункте состоит в том, что чувство тайны представляется условием, преграждающим познавательное проникновение, и, наоборот, страсть к познанию — силой, разрушающей смиренное чувство тайны и поэтому благоприятствующей самомнению атеизма. В действительности, напротив, религиозное чувство тайны и глубинности бытия есть первое и необходимое условие развития философии, тогда как самомнение атеизма в корне убивает самый инстинкт философствования и есть в такой же мере отрицание философии, как и религии.
Возможность и даже частные случаи промежуточных форм — недостаточности философской энергии благодаря чему мысль, непроникая до последней глубины, останавливается на полпути, ставит себе здесь последние грани и, упрощая бытие, благоприятствует полуневерию или бедности и схематичности религиозного сознания,- конечно, не опровергает, а скорее подтверждает основное, разъясненное нами соотношение. Идущая в настоящее время борьба между умами, так сказать. глубинными, т. е. ощущающими глубину и бесконечную сложность жизни, и умами плоскими, воображающими, что жизнь легко можно, как карточный домик, разобрать на части и снова сложить по своему усмотрению, есть в такой же мере борьба за религиозное, как и за философское, миропонимание.

     Этим  обретен и путь к разрешению второго  сомнения. Правда, поскольку мы его  выразим в грубой и логически  твердой формуле, по которой Бог  веры есть человекоподобная личность. Бог философии — безличный абсолют, оно кажется совершенно непреодолимым. Но в этом повинна только односторонность и логическая упрощенность самой формулы. Ни Бог религии, ни Бог философии не есть то простое и однозначное содержание, к которому Его сводит эта формула, именно потому, что Он есть прежде всего неисследимая глубина и неисчерпаемое богатство. Он есть полнота всех определений, ибо стоит превыше каждого из них в отдельности; и потому одно определение не противоречит в Нем другому — под условием, что каждое из них берется в надлежащем смысле, не как исчерпывающее адекватное знание самой Его сущности, а именно лишь как уяснение одной из Его сторон, имеющее — в силу коренного единства Его сущности — лишь символическое значение для определения целого. Ведь и Бог религиозной веры содержит — при первой же попытке какого-либо одностороннего Его определения — множество противоречий, которые в действительности суть не противоречия, а антиномии, согласимые в высшем, сверхрациональном единстве. С другой стороны, философское богопознание лишь мнимым образом приковано к указанному безличному и как бы бесформенному понятию Бога как некоего лишь всеобъемлющего начала.
Кажущаяся неизбежность этой тенденции вытекает лишь из одностороннего ограничения задачи философии теоретическим миропостижением. Если мы вспомним и будем иметь в виду, что задача философии этим не исчерпывается, а требует целостного осмысления бытия во всей его живой полноте и глубине, объемлющей как один из основных его моментов реальность духовной жизни со всеми ее нравственными и религиозными запросами и проблемами,- если мы вспомним необходимость таких философских проблем, как проблема добра и зла, теодицеи, отношения между нравственным идеалом и действительностью, свободой и необходимостью, разумом и слепотой природных сил,- то мы поймем, что высшее уясняющее единство, которого ищет философия, есть не одно лишь безличное единство. упорядочивающее картину объективного мирового бытия, а действительно целостное всеединство жизни в самом глубоком и всеобъемлющем смысле этого понятия. Все дело в том, что подлинная философия, могущая осуществить свое назначение, должна исходить из действительного, то есть абсолютно полного и конкретного всеединства, а не из мнимого, по существу, лишь частичного и отвлеченного единства системы объективного бытия.
А это значит, что последний источник и критерий философского знания есть одна лишь бесстрастная, чисто созерцательная интуиция объективного бытия, а целостный живой и духовный опыт
осмысляющее опытное изживание последних глубин жизни. Вся совокупность мучительных сомнений, исканий и достижений религиозного опыта, объединимая в теме “о смысле жизни”,- проблема вины, возмездия и прощения, личной ответственности и человеческого бессилия, предопределения и свободы, реальности зла и благости именно Сущего, хрупкости эмпирического существования и неуничтожимости личности — входит как законная и необходимая тема в состав онтологии, заслуживающей своего имени учения о бытии. Стоит только памятовать об этом первичном и основном бытии, сосредоточиться на нем и именно в нем видеть последний критерий знания, чтобы все соотношение, которое с первого взгляда кажется запутанным и почти неразрешимым, стало — по крайней мере, в принципе — до самоочевидности ясным. Существуют не две истины, а только одна — и она там, где есть максимальная полнота и конкретность. Главное все же в том, чтобы иметь живой опыт самой реальности. Лишь там, где религия принимает догматы веры не за символические и таинственные обозначения божественной природы, а за законченные и исчерпывающие адекватные Его раскрытия, превращая их тем в односторонние логические определения, или где философия мнит в отвлеченной системе готовых формул определить до конца последние глубины реальности,- лишь там возможны — и даже неизбежны — конфликты между философией и религией. Внутренняя связь и интимное сродство философии и религии были больше всего затуманены наивно-дерзновенными попытками рационализации догматов веры, компрометирующими и философию и религию. Таинственные и многозначительные религиозные интуиции — плод духовного опыта религиозных гениев и соборного религиозного сознания,- почти недоступные по своей глубине неискушенному опыту среднего человека, обсуждаются иногда — и при их обосновании, и при их опровержении — как простые истины, значение которых доступно здравому смыслу и может быть установлено простейшим логическим анализом. Философское знание по своим достижениям необходимо отстает от достижений непосредственного религиозного проникновения в глубины бытия. На это есть существенные основания, коренящиеся в самой природе обеих духовных деятельностей. Прежде всего, религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения и обоснования своих истин. Кроме того, хотя религия, как указано выше, и содержит необходимо, в качестве своей основной опорной точки, момент непосредственного личного усмотрения истинности, она совсем не нуждается в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все содержание религиозной веры. Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной истинности источника откровения — будет ли то самое Божество или тот или иной посредник между Богом и человеком,- в силу чего содержание откровения приобретает косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным свидетелем. Поэтому-то достоянием личной веры может быть — и даже необходимо бывает — содержание соборного религиозного опыта, со всеми входящими в его состав достижениями религиозных гениев. Этим достигается возможность полноты, богатства и глубины религиозного откровения, совершенно недостижимые для философского знания. Ибо хотя философскому знанию не поставлено здесь никаких принципиальных преград и открыта возможность бесконечных достижений, однако требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически невозможным использование в одной системе всей полноты религиозного опыта человечества. Лишь полнота и многообразие  философских достижений человеческой мысли в принципе может стать на уровне его религиозных достижений — но эта полнота может быть дана только духовно-исторической интуиции, но не выражена адекватно в какой-либо единой системе. Философская система, пытающаяся выразить и логически фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности. И здесь, с иной стороны, мы снова убеждаемся, что правильное соотношение между религией и философией возможно лишь на почве того “умудренного неведения” которое есть самый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно .философское умонастроение по своей волевой структуре совпадает с религиозным умонастроением: в обеих — вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным,- смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Научные  конструкции Вселенной  и философские  представления о  месте человека  в мире.

Проблема  начала вселенной, подобна старому вопросу: что произошло первым цыпленок или яйцо. Другими словами, какая сила создала вселенную. И что создало эту силу. Или возможно, вселенная, или сила, которая создавало все это, существовали всегда, и не имели начала.

     Вселенная бесконечна во времени и пространстве. Каждая частичка вселенной

имеет свое начало и конец, как во времени, так и в пространстве, но вся Вселенная бесконечна и вечна, так как она является вечно самодвижущейся материей.

     Вселенная — это всё существующее. От мельчайших пылинок и атомов до огромных скоплений вещества  звездных миров и звездных систем. Вплоть до недавнего времени, ученые имели тенденцию не касаться вопросов таких сфер потому, что они принадлежали к метафизике или религии, а не к науке. Тем не менее, в последнее время  возникло учение о том, что законы науки могут быть даже в начале вселенной. В этом случае, вселенная могла определяться полностью Законами Науки.

     Таким образом, перед учеными вставала проблема выбора между верой в бога и материальной верой. Они еще не знали первопричин происхождения вселенной, так как у них не было в то время достаточной научной базы. Вера в Бога была более предпочтительна. Исторически христианство было старше, чем наука и естественно немногие воспринимали науку серьезно, но со временем она набирала силу, и все чаще люди поворачивали голову в ее сторону. Тайна в науке — это то, что наука не может объяснить, как она не может объяснить то, что было до большого взрыва. Ведь все, что происходило до момента возникновения вселенной, точки сингулярности, не обсуждается – это догма. А непознанное в науке — это та тайна, которая в ближайшее время не может быть раскрыта.

     В момент, который был назван Большим  Взрывом, плотность вселенной была равна 1000 000 г/м (куб), а температура равнялась 10 в 32 степени градусов С. Этот момент был назван точкой сингулярности, то есть была точка, было начало, возникла масса, абсолютное пространство и все законы, которым сейчас подчиняется вселенная.

Бог сотворил мир за шесть дней, но если исходить из теории Большого Взрыва, возраст образования вселенной равен примерно 15-20 млрд. лет. Сейчас теоретические физики пытаются, как бы свернуть вселенную, чтобы точнее узнать ее возраст. Но для нас же важен сам факт, что вселенная имела начало.

     Если  исходить из фактов, то теория Большого Взрыва кажется очень убедительной, но так как мы до сих пор не знаем, что же было до него, это напускает немного тумана на эту проблему. Но все-таки наука продвинулась гораздо дальше, чем это было раньше и как любая революционная теория, теория Большого Взрыва дает хороший толчок развитию научной мысли. Модель «горячей» Вселенной, сопряженная с концепцией «Большого взрыва», является наиболее распространенной  в настоящее время и требует особого внимания и осмысления.

     Согласно  концепции «Большого взрыва», Вселенная  возникла из одной точки,

радиусом  равной нулю, но с плотностью равной бесконечности. Что это за точка, именуемая сингулярностью, каким образом из ничего появляется вся неисчерпаемая Вселенная и что находится за пределами сингулярности — об этом сторонники и пропагандисты данной гипотезы умалчивают. «Большой взрыв» произошел 10-20 миллиардов лет назад (точный возраст зависит от величины постоянной Хаббла, вводимой в соответствующую формулу). Эта величина, в свою очередь, может иметь различные значения в зависимости от методов, применяемых для измерения расстояния от Земли до галактик.

     Похоже на то, что в теперешней интеллектуальной атмосфере огромным преимуществом космологии «Большого взрыва» служит то, что она является оскорблением здравого смысла. Когда ученые сражаются против астрологических бессмыслий вне стен «храмов науки», неплохо было бы припомнить, что в самих этих стенах подчас культивируется худшая бессмыслица. В рамках теории «Большого взрыва» отрицается вечность и бесконечность Вселенной, так как Вселенная имела начало во времени и по прошествии даже максимального срока в 20 миллиардов лет успела расшириться (раздуться) на ограниченное расстояние. Что находится за пределами радиуса расширяющейся Вселенной — тоже запретная тема для обсуждения. Обычно отделываются ничего не объясняющими утверждениями, смысл которых примерно следующий: Вселенная такова, потому что это вытекает из математических формул.

     Итак, модель «Большого взрыва» — всего  лишь одна из возможных воображаемых конструкций, плод игры теоретической мысли.

Философские представления о  месте человека в  мире.

Философы  античности, особенно натурфилософы, рассматривали  человека как образ космоса, как  «малый мир», микрокосм. Эта точка  зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится  и в наши дни. Человек ведь действительно  часть космоса. Не случайно магнитные  бури доставляют нам столько хлопот. Мы — люди Солнца, без Солнца нам плохо. Но оно не должно быть слишком близко к нам. Ученые предсказывают, что Солнце в своем развитии достигнет стадии «красного гиганта» и поглотит Землю. Что будет с родом человеческим?

Что такое космология? Определение и история

Когда вы совершаете покупку по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.

(Изображение предоставлено: Getty Images)

Космология — это раздел астрономии, изучающий происхождение и эволюцию Вселенной, от Большого взрыва до сегодняшнего дня и в будущее. Согласно НАСА , космология определяется как «научное исследование крупномасштабных свойств Вселенной в целом».

Космологи ломают голову над такими экзотическими понятиями, как теория струн, темная материя и темная энергия, а также над тем, существует ли одна вселенная или их много (иногда называемых мультивселенной). В то время как другие аспекты астрономии имеют дело с отдельными объектами и явлениями или коллекциями объектов, космология охватывает всю вселенную от рождения до смерти, с множеством загадок на каждом этапе.

История космологии и астрономии

Понимание человечеством Вселенной значительно изменилось с течением времени. В ранней истории астрономии Земля считалась центром всего сущего, вокруг которого вращались планеты и звезды. По данным Королевского общества , в 16 веке польский ученый Николай Коперник предположил, что Земля и другие планеты Солнечной системы на самом деле вращаются вокруг Солнца, что привело к глубокому сдвигу в понимании космоса. В конце 17 века Исаак Ньютон рассчитал, как взаимодействуют силы между планетами, в частности силы гравитации.

Прежде чем понять Солнечную систему, люди думали, что все планеты вращаются вокруг Земли. (Изображение предоставлено Getty)

Начало 20-го века принесло новые открытия в понимании огромной вселенной. Альберт Эйнштейн предложил объединить пространство и время в своей общей теории относительности. В начале 1900-х годов ученые спорили о том, содержит ли Млечный Путь всю вселенную в пределах своего охвата или это просто одно из множества скоплений звезд.

Связанные статьи

Эдвин Хаббл рассчитал расстояние до нечеткого туманного объекта в небе и определил, что он находится за пределами Млечного Пути, доказав, что наша галактика является маленькой каплей в огромной вселенной, согласно журналу Scientific American . Используя общую теорию относительности для создания основы, Хаббл измерил другие галактики и определил, что они удаляются от нас, что привело его к выводу, что Вселенная не статична, а расширяется.

В последние десятилетия космолог Стивен Хокинг определил, что сама Вселенная не бесконечна, а имеет определенный размер. Однако четкой границы у него нет. Это похоже на Землю; хотя планета конечна, человек, путешествующий по ней, никогда не найдет «конца», а вместо этого будет постоянно вращаться вокруг земного шара. Хокинг также предположил, что Вселенная не будет существовать вечно, а в конце концов закончится.

Космологические миссии и инструменты

Запущенный в ноябре 1989 года космический исследовательский фон NASA (COBE) провел точные измерения радиации в небе. Миссия действовала до 1993 года.

Хотя космический телескоп НАСА Хаббл, вероятно, наиболее известен своими поразительными изображениями, основная миссия была космологической. Более точно измерив расстояния до переменных цефеид, звезд с четко определенным соотношением между их яркостью и их пульсацией, Хаббл помог уточнить измерения того, как расширяется Вселенная. С момента его запуска астрономы продолжали использовать Хаббл для проведения космологических измерений и уточнения существующих.

Спутник НАСА COBE точно нанес на карту космическое микроволновое излучение. (Изображение предоставлено НАСА)

Благодаря Хабблу: «Если вы поместите в коробку все способы, которыми темная энергия может отличаться от космологической постоянной, эта коробка теперь будет в три раза меньше», — космолог Адам Рисс из Научного института космического телескопа. говорится в заявлении (открывается в новой вкладке). «Это прогресс, но нам еще предстоит пройти долгий путь, чтобы определить природу темной энергии».

Микроволновый зонд анизотропии Уилкинсона НАСА (WMAP) — космический аппарат, работавший с 2001 по 2010 год. обычные атомы составляют всего 4,6 процента Вселенной, а темная материя — 24 процента.

«Затянувшиеся сомнения относительно существования темной энергии и состава Вселенной рассеялись, когда спутник WMAP сделал самое подробное изображение космического микроволнового фона», — сказал космолог Чарльз Сейф в журнале Science .

Космическая миссия Европейского космического агентства «Планк» выполнялась с 2009 по 2013 год и продолжила изучение космического микроволнового фона.

ЕКА в настоящее время разрабатывает миссию Евклид, которая должна быть запущена в 2023 году, согласно информационному бюллетеню ЕКА (открывается в новой вкладке). Евклид будет изучать темную материю и темную энергию с большей точностью, прослеживая ее распространение и эволюцию во Вселенной.

«В основе миссии лежит один из вопросов физики стоимостью в миллиард фунтов», — говорится в заявлении Дэвида Паркера из ЕКА .

Общие космологические вопросы

Что было до Большого Взрыва?
Из-за закрытой и конечной природы вселенной мы не можем видеть «вне» нашей собственной вселенной. Пространство и время начались с Большого Взрыва. Хотя существует ряд предположений о существовании других вселенных, нет практического способа наблюдать их, и поэтому никогда не будет никаких доказательств за (или против!) них.

Где произошел Большой Взрыв?
Согласно Live Science , Большой взрыв произошел не в одной точке, а вместо этого возникло одновременное появление пространства и времени во всей вселенной.

Расширение Вселенной постепенно замедлялось по мере того, как материя во Вселенной притягивалась к себе под действием гравитации. (Изображение предоставлено Getty)

Если кажется, что все другие галактики убегают от нас, разве это не ставит нас в центр Вселенной?
Нет, потому что если бы мы отправились в далекую галактику, то казалось бы, что все окружающие галактики так же устремляются прочь. Думайте о Вселенной как о гигантском воздушном шаре. Если вы отметите несколько точек на воздушном шаре, а затем взорвете его, вы заметите, что каждая точка удаляется от всех остальных, хотя ни одна из них не находится в центре. Расширение Вселенной происходит почти таким же образом.

Сколько лет Вселенной?
Согласно данным, опубликованным командой Планка в 2013 году, Вселенной 13,8 миллиарда лет, плюс-минус сто миллионов лет или около того, по данным Норвежского университета наук о жизни . Планк определил возраст после картирования крошечных температурных колебаний реликтового излучения.

«Узоры на огромных участках неба рассказывают нам о том, что происходило в мельчайших масштабах сразу после рождения нашей Вселенной», — сказал в своем заявлении Чарльз Лоуренс, ученый проекта Planck из США (opens in new tab ).

Будет ли конец Вселенной? Если да, то как?
Придет ли конец Вселенной или нет, зависит от ее плотности — от того, насколько рассредоточенной может быть материя внутри нее. Ученые рассчитали «критическую плотность» Вселенной. Если ее истинная плотность больше, чем их расчеты, в конечном итоге расширение Вселенной замедлится, а затем, в конечном счете, пойдет вспять, пока она не схлопнется. Однако если плотность меньше критической, Вселенная будет продолжать расширяться вечно, ранее сообщал Space.com.

Что появилось раньше, галактика или звезды?
Вселенная после Большого Взрыва состояла преимущественно из водорода с добавлением небольшого количества гелия, по данным НАСА . Гравитация заставила водород коллапсировать внутрь, образуя структуры. По данным факультета физики и астрономии Упсальского университета , первые звезды, вероятно, образовались до появления первых галактик, когда Вселенной было около 100 миллионов лет.

Дополнительные ресурсы

Вы можете узнать больше о космологии и основах модели Большого взрыва в книге Wilkinson Microwave Anisotropy Probe Introduction to Cosmology НАСА. Чтобы получить дополнительные ответы на распространенные космологические вопросы, перейдите на страницу НАСА «Спросите астрофизика» (откроется в новой вкладке).

Библиография

«Эдвин Хаббл и расширяющаяся Вселенная». Научный американец (1993). https://www.jstor.org/stable/24941551 (откроется в новой вкладке)

«Озаряя темную вселенную». Наука (2003). https://www.science.org/doi/10.1126/science.302.5653.2038

«Время столкновения наблюдаемой Вселенной составляет 13,8 миллиарда лет в планковское время: новое понимание космоса на основе о столкновении пространства-времени». Норвежский университет естественных наук (2021 г.). https://www.researchgate.net/publication/350874725 (открывается в новой вкладке)

«Первые звезды и галактики». Факультет физики и астрономии Упсальского университета (2021 г.). https://www.physics.uu.se/research/astronomy-and-space-physics/research (открывается в новой вкладке)

«Творчество Николая Коперника». Труды Королевского общества А (1974). https://royalsocietypublishing.org/doi/abs/10.1098/rspa.1974.0009 (открывается в новой вкладке)

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Нола Тейлор Тиллман — автор статей для Space.com. Она любит все, что связано с космосом и астрономией, и наслаждается возможностью узнать больше. Она имеет степень бакалавра английского языка и астрофизики в колледже Агнес Скотт и проходила стажировку в журнале Sky & Telescope. В свободное время она обучает своих четверых детей дома. Подпишитесь на нее в Твиттере @NolaTRedd

Вопрос: Как Платон объясняет происхождение Вселенной?

Он говорит, что создателем мира был БОГ. Его фраза, объясняющая это: «мы дивное творение, вышедшее из рук Божьих…» Он считает, что, молясь, мы имеем контакт с Богом.

ПЛАТОН описал в диалоге TIMEUS свою собственную теорию о том, как вселенная образовалась из ничего; Он объединяет свои страсти в конструировании реальности: мира, математики и музыки, но не отказывается от мифической части, завещанной необъяснимому, непознаваемому.

Досократовская греческая философия тесно связана с космологией. В отличие от мифологических нарративов, первые философы пытались найти истинное происхождение Вселенной, которое имело бы логический и рациональный смысл. Итак, первые философы были также космологами.

Термин происходит от двух греческих слов: «космос», что означает «вселенная», и «ginomai», что означает рождение. Это история, которая объясняет сотворение и устройство мира и, в то же время, появление человека.

Согласно Платону, достижение знания подразумевает преобразование чувственного в умопостигаемое, то есть пробуждение, оживление и припоминание этого забытого знания. Таким образом, душа освобождается от видимостей, чтобы открыться познанию истинных идей.

Для Платона и Аристотеля истина была бы «точным соответствием» высказывания реальности высказываемой им вещи.

Неточно сказать, с каких пор человек начал пытаться объяснить структуру, строение и эволюцию Вселенной. До- и постсократовские философы обоснованно излагали свои мировоззрения, часто используя рациональные объяснения явлений, наблюдаемых в природе. 🇧🇷

В космогонической мысли Платона термин обозначает божественного мастера – причину души мира – который, не сотворив собственно вселенной, придает форму неорганизованной материи, подражая вечным сущностям, имея в качестве созданных им низших богов задача производства смертных существ.

Платон в своей книге «Государство» (507b-509c [часть VI]) использует солнце как метафору источника «просветления», предположительно интеллектуального просвещения, которое, как он утверждал, является формой Добра, то есть иногда интерпретируется как понятие бога для Платона.

Космология — это раздел астрономии, изучающий происхождение, эволюцию, состав и структуру Вселенной. Цель состоит в том, чтобы попытаться понять научные и философские вопросы людей о Вселенной в целом.

Философы-досократы считали, что происхождение вещей происходит от физика (четыре природных стихии – огонь, воздух, вода и земля). Но они расходились, Фалес Милетский считал, что вещи происходят из воды, Анаксимен — по воздуху, например.

Философия зародилась в Древней Греции, в начале шестого века до н.э. Фалес Милетский признан первым философом, несмотря на это, термин «философия», сочетание слов ввел другой философ, Пифагор, «филос» (любовь) и «софиа» (знание), что означает «любовь к знанию».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *