Наука о психологии жертвы называется: что это такое и как выйти из роли в треугольнике Карпмана?

Виктимология, или психология жертвы преступления

По настоящий момент не удалось сформулировать единого, четкого определения понятию «жертва». В толковых словарях можно обнаружить сравнение данного понятия со словами «жертвоприношение», «пострадавший», «самопожертвование» и прочими. Под термином «жертва», как правило, подразумевается потеря, которая при этом может быть материальной, духовной, и физической и т.д.

Понятие «жертва» в юриспруденции

С точки зрения юриспруденции понятия «жертва преступления» и «пострадавший от преступления» являются идентичными и рассматриваются как тождественные.

Определение 1

Жертва преступления – человек, в отношении которого совершены действия, повлекшие моральный, физический или имущественный вред.

Регулируют причинения вреда человеку некоторые статьи Уголовного Кодекса РФ. С учетом этого определение «жертва преступления», которое было дано В. Е. Христенко, не вполне соответствует действительности. Ученый сформулировал определение следующим образом:

Определение 2

Жертва насильственного преступления – это человек (сторона взаимодействия), утративший значимые ценности вследствие насильственного воздействия на него другим человеком.

Прежде всего, понятие «причиненный вред» в юриспруденции общеустановленное, поэтому утверждение «утративший значимые ценности» не обеспечено с правовой точки зрения и требует обстоятельного комментария. Также спорным является и утверждение «стороны взаимодействия», которое применяется здесь относительно преступника и жертвы. Дело в том, что понятие «взаимодействие в криминалистической, уголовно-процессуальной, психологической литературе применяется для обозначения совместных действий, которые направлены на достижение общей цели. Таким образом, применительно к жертве и преступнику более уместными будут понятия «взаимоконтакт», «взаимоотношения», воздействие», «насилие», «давление» и прочие.

Исходя из приведенных выше умозаключений, можно выделить и другое определение понятия «жертвы преступления».

Определение 3

Жертва преступления – это физическое лицо, которому преступлением нанесен моральный, физический или имущественный вред независимо от того, вынесено или нет постановление о признании такого лица потерпевшим.

Изучение жертвы во много определяется необходимостью решения практических задач, стоящих перед правоохранительными органами. Фигура пострадавшего уже очень длительный период привлекает внимание специалистов различных направлений, в том числе:

  • Процессуалистов.
  • Криминологов.
  • Психологов и прочих.

Особый интерес жертва вызывает у криминалистов, поскольку именно пострадавший от совершенных противоправных действий является основным, а иногда и единственным, источником информации.

Изучение вопроса жертвы преступления особенно активно стало развиваться после Второй мировой войны. Максимально глубоко проблема жертвы преступления развивалась в Японии сразу после окончания войны, а годом спустя страны Европы и Америки, также обратили внимание на данный вопрос.

Рассматривать действия жертвы и преступника необходимо в едином пространстве, поскольку они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Проблема изучения жертвы преступления должна рассматриваться комплексно, учитывая мнения многих научных направлений, в том числе:

  • Виктимологии.
  • Юридической психологии.
  • Криминологии.
  • Математического моделирования и т. д.

Виктимологические исследования жертвы преступления

Виктимология в буквальном переводе может звучать как «учение о жертве» (от лат. viktima – «жертва» и греч. logos – «учение», «наука»).

В 1948 году Г. фон Гентинг опубликовал знаменитую статью «Преступник и его жертва» в которой и заложил основы новой теоретической науки – виктимологии. Некоторое время спустя, в 1968 году ученый из Японии К. И. Миядзава определил несколько направлений виктимологии:

  • Общая. Рассматривает пол, возраст, деятельность и другие общие признаки личности.
  • Специальная. Изучает психологические особенности, эмоциональную неустойчивость и прочее.

Тогда же, другой ученый из Японии К. Хигути провел виктимологические испытания относительно сферы делинквентности несовершеннолетних. Позднее в 1980 году Г. Геппингер проводил исследования, изучая поведение преступника и жертвы относительно сложившихся обстоятельств в субъектно-объектных отношениях.

В 1994 году Г. Шнайдер отметил, что нередки случаи, когда жертва своим поведением провоцирует преступника на совершения неправомерных действий.

В СССР же первым деятелем, начавшим публиковаться в рассматриваемой теме, был Л. В. Франк. Несколько позже направление этих исследований поддержали Д. В. Ривман, В. С. Минская, Г. И. Чечель, А. Л. Ситковский, Д. А. Сорокотягина, В. А. Туляков, П. С. Дагель и прочие. Изначально психология жертвы преступления рассматривалась:

  • Как учение о жертве правонарушений.
  • Как учение о жертве в общем понимании.

Не сегодняшний день термин имеет более узкий смысл и обозначает самостоятельное исследование общетеоретических виктимологических проблем и профилактики преступлений, которые связаны с жертвой.

Что изучает виктимология?

Наука виктимология исследует следующие проблемные направления:

  • Виктимность. Подразумевается причина появления жертвы.
  • Виктимное поведение. Способствование совершению противоправных действий со стороны жертвы.
  • Виктимизация. Процесс превращения личности в жертву преступных действий.
  • Виктимологическая карта. Локации и места где процент совершения противоправных действий наиболее высок.

Жертва преступления всегда имеет некую взаимосвязь с насильственными действиями в ее сторону. В связи с этим, такие понятия как «насилие», «принуждение», «сила нервной системы», «нажим», «давление», «агрессия» и прочие, являются неизменным спутником изучения виктимологии.

Замечание 1

Приведенные понятия нельзя считать тождественными друг другу, но объединяющим фактором являются принудительные действия относительно жертвы.

Определение 4

Насилие – это психологическое, физическое, материальное принуждение жертвы выполнить требования преступника.

Насилие физического типа проявляется в побоях, избиении, лишении свободы передвижения, истязаниях и прочих действиях, которые могут нанести физический вред здоровью человека.

Определение 5

Психологическое принуждение – угроза физическим воздействием, распространение слухов или сведений, способных нанести ущерб репутации личности, ругань, брань и т. д.

Также можно встретить и понятие экономическое насилие, которое выражается в насильственном лишении человека материальных благ через мошенничество и кражи. Кроме того, подразумевается, что любые виды насильственных действий будут иметь признаки психологического принуждения жертвы.

Определение 6

Агрессия – враждебное, наступательное поведение человека, направленное на нанесение физического или психологического вреда.

Агрессия преступника по отношению к жертве проявляется в готовности к враждебным действиям.

Определение 7

Сила нервной системы – одно из ключевых свойств нервной системы, которое отражает предел работоспособности клеток головного мозга, а именно способность жертвы выносить воздействие, не переходя в тормозное состояние.

Определение 8

Давление – энергичное воздействие преступника на жертву с целью побуждения, насильственного принуждения к выполнению требуемых действий.

Решение задач от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Что такое виктимология? Наука о психологических особенностях жертв

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему на некоторых людей постоянно нападают? Грабят, крадут вещи, могут даже изнасиловать или избить? А других не трогают и подобные несчастья их обходят стороной? Чем отличаются эти типы людей на психологическом уровне и почему первые притягивают маньяков и насильников?

Определить, что такое виктимология можно из названия. Наука (Logos) о жертвах(Viktima). Разновидностью ее является криминологическая виктимология, изучающая поведение пострадавших от уголовников. Чем отличается поведение людей, считающих себя жертвой на уровне подсознания? Рассмотрим подробнее.

История

Развитие виктимологии началось еще до нашей эры. В мифах Древней Греции есть упоминания об Оресте. Притча повествует об отце, который принес в жертву дочь. Вследствие этого был убит ее матерью, а она в свою очередь умерщвлена сыном. Подобная схема стала основой правосудия древних греков и считалась справедливой для того времени. Мыслитель Анаксимандр (Др.Греция, примерно 610-547гг до н. э.) писал:

«И невиновным есть в чем раскаяться!»

Таким образом, жертве приписывалась ответственность за действия обидчика. Предлагалось оценить свое поведение и выявить собственные ошибки, побудившие преступника к действию.

В буддизме есть поговорка: «Кто сам не несет в себе зло, тот не получит зла». Отсюда выводится причинно-следственная связь между жертвой и преступником. То же впоследствии будет рассматривать криминология.

С развитием культуры виктимология приобретает более четкие постулаты и убеждения. Наука развивается и взгляды ученых на психологическую связь пострадавших от насильственных действий и их мучителей меняется. Меняется и путь развития виктимологии.

Наука

Что такое виктимология? Существует три основных определения этой науки:

  1. Вспомогательное при криминологии. Она изучается в процессе прохождения курса уголовного права и криминалистики.
  2. Самостоятельная виктимология, как наука о психологических особенностях жертв. Предметом ее изучения становится не только жертва криминального преступника. Под изучение попадают личности, страдающие от психологического давления дома или на работе.
  3. Виктимология определяет одно из ответвлений криминологии и как отдельная наука не существует.

Виктимология в России

Отечественная наука о психологии жертвы начала развиваться с 1960-х годов. Предпосылки ее были заложены с мысли о том, что изучить мотивацию преступника возможно только с использованием портрета цели его нападения. С учетом того факта, что жертва, как правило, находится в доступе, в отличие от преступника, которого необходимо поймать. Поэтому взгляд на исполнителя преступления с противоположной стороны способствует его наилучшему восприятию.

Основателем науки виктимологии в нашей стране стал Л.В. Франк. Его статья о важности изучения психологии жертвы, вышедшая в 1966 году, произвела шум и получила много положительных откликов. Позднее Франк издаст книгу, в которой впервые советское общество будет раскрываться в виктимологическом контексте. Интересно, что пострадавшими автор видит не только непосредственных участников неправомерных действий. Под это определение попадают и родственники жертвы, и те, кто считается виновным потерпевшим. В XXI веке, понятие о том, что такое виктимология расширилось, и захватило мир, помимо криминальной его стороны. Жертву стали изучать и в быту.

Цель познания

Понятие и предмет виктимологии характеризуется изучением влияния психологического состояния потерпевшего на нападающего. Свойства темперамента жертвы называются виктимностью. Получается, что личность изначально имеет психологические свойства, предрасположенность к становлению жертвой преступлени. Так, например, пострадавшие от мошенников склонны доверять незнакомцам, плохо разбираются в жизни, нередко жадные или малообеспеченные, верят в приметы.

Психология жертвы

У каждого есть хотя бы один знакомый человек, с которым постоянно происходит что-то нехорошее. Его преследуют ситуации с агрессией, направленной на него. Может попасть под машину или у него постоянно крадут кошельки и телефоны. Внутреннее психологическое состояние, которое создает вокруг него все эти неприятности – это предмет науки виктимологии.

Факторы психологии жертвы

Основные категории виктимологии, влияющие на характер преступления, выявились учеными сравнительно недавно:

  • Убийц притягивают люди, сосредоточенные на себе, при этом не боящиеся рисковать. Они отличаются тем, что не думают о последствиях своих собственных поступков. Часто будущая жертва знакома со своим убийцей. Ей свойственна агрессивность, конфликтность, пристрастие к алкоголю или запрещенным веществам.
  • Для идеальной жертвы насильников характерны: неразборчивость в знакомствах и внутренняя незрелость как личности. Такие люди инфантильны и имеют мало опыта в отношениях с противоположным полом, могут быть как излишне скромными, так и напротив, притягивать всеобщее внимание эпатажными выходками.
  • Жертв мошенников определяет жадность и доверчивость.
  • Бытовой агрессор свою жертву держит под неусыпным влиянием, паразитируя на ее чувствах. Страдающий от его действий зависит материально или физически, им может быть любой член семьи (жена, мать, ребенок, сожитель и т. д.). Как правило, это впечатлительные люди со слабой волей.

Учитывая, что каждый случай насилия сугубо индивидуален, психологам удалось отобрать некоторые черты, присущие эмоциональному состоянию жертвы на момент преступления.

Чем отличается психология жертвы?

Что такое виктимология в отношениях жертва-преступник? Почему вдруг человек становится пострадавшим в преступлении? Какое поведение приводит их к этому печальному итогу? Виктимология в поведении жертвы выделяет общие черты:

  1. Самооценка. Человек сам себя не любит настолько, что это проявляется даже внешне. Определить такую личность в толпе просто. Невзрачная, потертая одежда, неухоженный вид, потухший взгляд.
  2. Стремление слиться с серой массой. Желание быть как все и не выделяться из толпы присуще большинству выходцев из Советского Союза, где поощрялась массовость и стадное чувство. Как правило, таким людям страшно быть особенными, привлекать внимание. Преступник это чувствует и без труда определит такого человека в толпе.
  3. Не способность думать и жить, не опираясь на постороннее мнение. Это свойственно большинству, мы привыкли ориентироваться на то, что скажут люди. Таким личностям легко навязать любое мнение и подчинить себе. Таких выбирают агрессоры, употребляющие препараты и алкоголь.
  4. Страх. Характерен для бытового насилия. Боязнь одиночества, огласки, позора и еще много чего. Страх заставляет человека терпеть и привыкать к насилию. Основное большинство типичных жертв считают страх в своей жизни нормой.

Более того, идеальной жертве нравится находиться в этом состоянии постоянно. Очень тяжело донести до человека, что такое восприятие действительности вредно, а иногда и опасно.

Комплекс жертвы

На его появление влияют переживания событий, формирующих негативное психологическое восприятие мира. Это могут быть критические ситуации, проблемы в личной жизни, мировые катаклизмы, катастрофы, потери и травмирующие события. Это ситуации, в которых жертва раскрывает себя:

  • Криминал. Различные виды преступлений и покушения на преступления, террористические атаки.
  • Насилие. Как домашнее, так и сексуальное.
  • Абьюз или аддитивное поведение. Различные виды зависимостей, подчинение влиянию культов и группировок.

Беспомощность

В этом состоянии человек находится постоянно. Для вечной жертвы характерно мнение, что от нее в жизни ничего не зависит, она не может самостоятельно решить проблемы. Ученый-психолог М. Селигман определил понятие выученная беспомощность. Приобретение такого состояния происходит в момент осуществления событий, на которых человек самостоятельно повлиять не в состоянии. Жертва считает, что она не способна исправить события, что все, что с ней происходит – это случайности или проведение. Его жизнь не зависит от него. Причем получить такое состояние в свою «копилку чувств» человек может от других. Если общество, в окружении которого он находится, имеет такие же взгляды, жертва легко поддается им. Отрицательно для выхода из состояния жертвы действует поощрение, жертва перестает конкурировать и теряет инициативность.

Что же делать?

Как выйти из состояния жертвы? Или это навсегда? Необходимо уяснить, что выход возможен в большинстве случаев только под присмотром специалиста. Процесс бывает болезненным, может сопровождаться неадекватным поведением и агрессией. Специалист поддержит в критический момент и направит эмоции в правильное русло. Задача психолога вернуть в пациента веру в собственные силы, дать понять, что за собственную жизнь он несет ответственность самостоятельно. Без поддержки и объективного взгляда извне на ситуацию человеку с синдромом жертвы справиться тяжело.

Этапы изменения сознания жертвы

Выход из состояния жертвы делится на несколько этапов:

  1. Признание проблемы и осознание тех моментов в жизни, которые приводят к неприятным ситуациям. Это самый сложный пункт, так как человек, привыкший ощущать себя жертвой, свыкается с этим состоянием настолько, что вести себя кардинально другим образом ему не представляется возможным. Жертвам физического насилия необходимо обратиться к специалисту-психологу, работа которого специализируется на таких пациентах. Им в первую очередь нужно пережить трагедию, а сделать это самостоятельно в данном случае не реально.
  2. Отбросить привычку жаловаться. Для многих наших сограждан — это состояние постоянно и считается нормальным. Жалобы на правительство, начальство, врачей, продавцов в магазинах, на соседей и родственников – это все считается нормой повседневности. И это же огромная ошибка, влияющая губительным образом на подсознание. Если обиды засели в голове, но человек понимает, что избавиться от них нужно немедленно, то помощь психолога поможет справиться с ситуацией. Остальным нужно отказаться от состояния беспомощности, взять свою жизнь в собственные руки и разбираться с проблемами, если они есть. А если нет, не принимать на свой счет хамство и грубость, не цепляться к словам и действиям посторонних людей. На недовольства и жалобы тратится много жизненной энергии. Прекратив эту вредную привычку вы почувствуете прилив сил и перестанете притягивать к себе ситуации, провоцирующие преступников на действия по отношению к вам.
  3. Полюбите себя. Если человек источает любовь, то и мир вокруг отражает это чувство и возвращает ему много больше в ответ. Отношение к себе должно строиться на уважении, ведь вы как никто другой знаете, что достойны эмоциональной и физической заботы. Любить себя даже, когда дела идут плохо и настроение на нуле. Уважать свой выбор, даже если он оказался неверным и принес неудачу. Принятие ответственности за собственное тело и душу снимает с человека печать жертвенности. Он перестает требовать от других людей того, что сам в состоянии предоставить лучше и полнее.
  4. Позитивное мышление. Оно притягивает хорошие события в жизнь. Не цепляйтесь за неприятности, научитесь выносить из них урок и продолжайте жить дальше. Человек, наполненный позитивной энергией, меняет энергетическое пространство вокруг себя. Преступникам, как людям в большинстве своем деструктивным и питающимся чужими негативными эмоциями, приятные и энергичные оппоненты доставляют беспокойство. Их взгляд не цепляют самодостаточные и благоприятно настроенные личности.
  5. Психолог. В первую очередь специалист необходим тем, кто подвергся какому-либо виду физического насилия. Во-вторых, тем, кто имеет глубокие обиды по отношению к родственникам (как правило, это родители). Влияние этих обид прослеживается на протяжении всей жизни и человек может даже не понимать, что корень большинства проблем находится в отношении к себе.

В заключение

Жертвами преступников чаще других становятся подростки и пенсионеры. Именно эти категории граждан склонны считать себя не способными защититься, психологически притягивают к себе преступника. Для профилактики совершения преступлений виктимологи разработали ряд мер, направленных на повышение уровня защиты у людей, возможных жертв насилия:

  • Проведение игровых сценариев жертва-преступник.
  • Информирование граждан о возможных преступлениях и местах, где они могут произойти.
  • Обеспечение безопасности (патрули, службы спасения, телефоны доверия).
  • Противодействие конфликтным ситуациям, ведущим к совершению преступления.

Все эти меры проводят и в индивидуальном порядке. Задача каждого гражданина обращать внимание на детей и пожилых людей, другие слабые слои населения, и предотвращать преступления по мере возможности.

Психология обвинения жертвы – гражданские вопросы

Бреклин Джонсон

«Когда люди хотят верить, что мир справедлив и что с ними не случится ничего плохого, эмпатия может пострадать». — The Atlantic

Это то, что мы называем обвинением жертвы. Каждый раз, когда кто-то не задается вопросом, что жертва могла бы сделать по-другому, чтобы предотвратить преступление, он или она в какой-то степени участвует в культуре стыда жертвы. И, откровенно говоря, считаете ли вы себя чутким человеком или нет, в прошлом вы, вероятно, кого-то обвиняли; намеренно или подсознательно. Отношение к обвинению жертвы маргинализирует жертву/потерпевшего и затрудняет возможность заявить о насилии и сообщить о насилии. Если пострадавшая знает, что вы или общество обвиняете ее в жестоком обращении, она не будет чувствовать себя в безопасности или комфортно, выступая и разговаривая с вами.

Отношение к обвинению жертвы также подкрепляет то, что обидчик всегда говорил; что это происходит по вине потерпевшего. Жертва НЕ виновата и не несет ответственности за исправление ситуации; это выбор обидчика. Прибегая к обвинению жертвы, общество позволяет обидчику совершать злоупотребления в отношениях или сексуальные домогательства, избегая при этом ответственности за свои действия.

Итак, почему мы так поступаем с другими?

«Я думаю, что самым большим фактором, способствующим обвинению жертвы, является так называемая гипотеза справедливого мира», — говорит Шерри Хэмби, профессор психологии Южного университета. Таким образом, гипотеза справедливого мира — это идея о том, что люди заслуживают того, что с ними происходит. Считается, что это желание видеть мир справедливым и справедливым сильнее среди американцев, выросших в культуре, которая продвигает американскую мечту и идею о том, что мы все контролируем свои судьбы. Если мы все контролируем свои судьбы, то жертва должна была бы предотвратить свою «виктимизацию».

Может быть, жертва изнасилования могла быть одета менее откровенно, у парня, которого обокрали на улицах Нью-Йорка, не должно было быть кошелька в заднем кармане, а мать, у которой только что похитили ребенка, должна была наблюдать за происходящим. ее ребенок более внимательно на детской площадке в тот день.

Согласно Live Science, недавнее исследование показывает, что ваши ценности указывают на то, обвиняете ли вы жертву или преступника. В ходе экспериментов исследователи обнаружили, что люди, чьи ценности сосредоточены на уменьшении вреда и заботе обо всех, чаще всего обвиняют преступника. Напротив, люди, которые более строго придерживаются таких ценностей, как лояльность, чистота и послушание авторитетам, чаще обвиняют жертв. Эта разница сохраняется после учета политических и демографических факторов, говорит исследователь Лаура Ниеми, исследователь с докторской степенью в области психологии в Гарвардском университете в Массачусетсе. Это в равной степени относится как к преступлениям на сексуальной почве, по которым проблемы с обеспечением обвинительного приговора часто сводятся к обвинению потерпевшего, так и к преступлениям несексуального характера. «Мы обнаруживаем это в виктимизации в целом», — сказал Ниеми Live Science. «Так что есть что-то в том, чтобы просто быть в этой роли жертвы, вот что важно».

Услышать о жертве преступления и подумать, что вы были бы осторожнее или вообще смогли бы избежать этой ситуации, это естественная психологическая реакция, если бы вы были на месте жертвы. Но этот естественный инстинкт не делает его менее попыткой пристыдить жертву за ее опыт, так как же мы можем изменить нашу культуру и нашу естественную реакцию на преступления и виктимизацию? Мы должны начать с внедрения в сознание людей новой идеи, идеи о том, что никто не обязан избегать преследования .

Лучшим примером поведения и мыслительного процесса, которые нам необходимо изменить, является культура изнасилования. По данным Университета штата Южный Коннектикут, культура изнасилования — это среда, в которой преобладают изнасилования и в которой сексуальное насилие нормализуется и оправдывается в средствах массовой информации и массовой культуре. Культура изнасилования увековечивается за счет использования женоненавистнического языка, объективации женских тел и приукрашивания сексуального насилия, тем самым создавая общество, игнорирующее права и безопасность женщин. Вот некоторые словесные примеры культуры изнасилования в Южном штате Коннектикут:

  • Обвинение жертвы («Она напросилась!»)
  • Тривиальное сексуальное насилие («Мальчики будут мальчиками!»)
  • Шутки сексуального характера
  • Терпимость к сексуальным домогательствам
  • Публичное ознакомление жертвы с одеждой, психическим состоянием, мотивами и историей
  • Определение «мужественности» как доминирующей и сексуально агрессивной
  • Определение «женственности» как подчинения и сексуальной пассивности
  • Предполагая, что насилуют только беспорядочных женщин
  • Предполагая, что мужчин не насилуют или что насилуют только «слабых» мужчин
  • Отказ серьезно относиться к обвинениям в изнасиловании
  • Учить женщин избегать изнасилования

Как вы можете противостоять культуре изнасилования и обвинению жертвы?

  • Серьезно относитесь к жертвам, когда они рассказывают вам о ситуации
  • Избегайте использования выражений, унижающих достоинство женщин И мужчин
  • Пусть жертвы знают, что это НЕ их вина
  • Привлекать преступников к ответственности за их действия/преступления
  • Будьте активным наблюдателем
  • НЕ предполагайте, что жертва виновата

Мы все виноваты в том, что позорим жертву. Мы все думаем, что можем справиться с ситуациями, которых не смогли бы другие жертвы или каким-то образом мы могли бы их избежать. Но правда в том, что вы не знаете, что вы могли или не могли сделать, потому что вы не были на месте этого человека в том месте и в то время. Будьте хорошим другом и членом семьи и слушайте, когда жертва приходит к вам, старайтесь сопереживать, потому что вы никогда не знаете, окажетесь ли вы однажды на их месте, умоляя кого-то поверить вам.

 

Новая психологическая концепция под названием «отклоняющаяся жертвенность» помогает объяснить, как доминирующие группы отвергают заявления о дискриминации более широкие темы. Результаты были опубликованы в

Journal of Experimental Social Psychology.

«Это исследование возникло в результате разговоров между мной и моими соавторами, Айви Оньеадор и Мигелем Унсуэтой. Мы заметили несколько примеров того, что мы назвали дигрессивной жертвой, когда члены доминирующих групп (например, белые американцы) отвечают на обвинения в дискриминации, одновременно заявляя о своей жертве и меняя тему разговора (например, отвечая на обвинения в расизме утверждениями что их свобода слова находится под угрозой)», — сказал ведущий исследователь Феликс Дэнболд, доцент организационного поведения в Университетском колледже Лондона.

«Иногда эти утверждения казались преднамеренной попыткой заставить замолчать дальнейшую критику в адрес доминирующей группы. Мы разработали серию исследований, чтобы выяснить, воспринимают ли люди в целом отступные заявления о жертве таким образом, и может ли очевидная стратегическая выгода отклоняющихся заявлений о жертве объяснить их популярность».

Сначала исследователи попросили 467 участников-христиан прочитать два отрывка из якобы опубликованных статей о ЛГБТ, обвиняющих христиан в дискриминации. В одном отрывке использовался аргумент конкурентной жертвы, а в другом — аргумент жертвы в отступлении. В первой статье утверждалось, что христиане были истинными жертвами в современной Америке и нуждались в защите, в то время как во второй утверждалось, что религиозная свобода была истинной жертвой в современной Америке и нуждалась в защите. Прочитав каждый отрывок, участники указали, насколько они поддерживают аргумент и насколько эффективным, по их мнению, будет аргумент против аргументов об обратном.

Дэнболд и его команда обнаружили, что американцы-христиане одобряют отступительный аргумент о жертве и считают, что он будет более эффективным в предотвращении дальнейшей критики со стороны ЛГБТ-активистов по сравнению с аргументом о конкурентной жертве.

Чтобы выяснить, предпочтительна ли регрессивная жертвенность по сравнению с другими социальными проблемами, исследователи провели второе исследование с участием 1170 белых участников, которые слушали аудиоклип из предполагаемого подкаста, описывающего протесты в университете в ответ на белые студенты, одетые в «расовую одежду». бесчувственные костюмы» на вечеринке. В одной из версий аудиоклипа ведущий утверждал, что истинными жертвами были студенты, которые носили костюмы и которым «университет отказывал в доступе к образованию». По другой версии ведущий утверждал, что истинной жертвой стало «право на свободу слова в Америке».

В соответствии с их предыдущими результатами, исследователи обнаружили, что Белые американцы одобряют отступительный аргумент жертвы (свобода слова является истинной жертвой) и считают, что это будет более эффективным в подавлении дальнейших протестов или критики.

Но исследователи также хотели изучить, как недоминирующие группы реагировали на заявления о том, что они являются жертвами, сделанные доминирующей группой. В третьем исследовании исследователи попросили 804 белых и 640 небелых участников прослушать и оценить одни и те же аудиоклипы о протестах против расово нечувствительных костюмов.

Дэнболд и его коллеги обнаружили, что небелые участники также предпочитали отступительный аргумент жертвы аргументу конкурентной жертвы. Поддержка как белыми, так и небелыми участниками отступного аргумента о жертве была связана с его восприятием как универсального принципа, защищающего права каждого. Но только поддержка белыми участниками отклоняющегося аргумента жертвы была связана с верой в то, что он будет более эффективным для подавления дальнейшей критики.

«Мы надеемся, что это исследование поможет людям провести различие между различными типами заявлений о своей жертве», — сказал Дэнболд PsyPost. «Иногда члены доминирующих групп объявляют себя жертвами в ответ на обвинения в дискриминации, просто переворачивая эти обвинения (например, заявляя об «обратном расизме»). расизма с заявлениями о том, что их свобода слова находится под угрозой.) Мы называем последнюю форму заявлений «отступной жертвой». Наше исследование показывает, что члены доминирующих групп (например, белые американцы) одобряют отступные заявления о жертве сильнее, чем более традиционную конкурентную жертву. утверждения (например, заявления об «обратном расизме»). Наши результаты также показывают, что это предпочтение коренится в вере в то, что отступные заявления о жертве более эффективны для предотвращения дальнейшей критики в адрес доминирующей группы».

Исследователи также обнаружили, что члены доминирующих групп, набравшие высокие баллы по шкале предубеждений, были готовы поддерживать отступления от аргументов жертвы, «даже если они не очень верили в принцип, защищаемый в иске». Другими словами, христиане с анти-ЛГБТ взглядами были готовы поддержать отступления от аргументов о жертве, даже если они не были твердо убеждены в религиозной свободе, а сильно предвзятые белые американцы были готовы поддержать отступления от аргументов о жертве, даже если они не поддерживали их решительно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *