Групповая идентичность: Групповая идентичность и идентичность группы с точки зрения СМД-подхода

3 . Виды идентичности (групповая, эго).

Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия — групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего дан ной группе мироощущения.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий

  1. Основные этапы становления личности

I Орально-сенсорная, первый год жизни, Базисное доверие противбазисного недоверия, Энергия и Надежда

II Мышечно-анальная 2-й и 3-й г. Жизни, Автономия против стыда и сомнения, Самоконтроль и Сила воли

III Локомоторно-генитальная 4-5 лет, Инициатива против чувства вины, Направление и Целеустремленность IV Латентная 6-11 лет, Трудолюбие против чувства неполноценности, Система и Компетентность

V Подростк. возраст и ранняя юность 12-18 лет, Идентичность против смешения ролей, Посвящение и Верность

VI Ранняя взрослость, от конца юности до начала среднего возраста, Близость против изоляции, Аффилиация и Любовь

VII Взрослость, зрелый возраст, Генеративность против стагнации, Производство и Забота

VIII Зрелость, пенсионный возраст, Целостность эго против отчаяния, Самоотречение и Мудрость

Модус — Такую смену удерживания и отпускания, отказа и уступки, раскрытия и запирания будем называть аспектом модуса. Для перевода мы использовали философский термин «модус», который, на наш взгляд, лучше всего подходит для компактной упаковки развиваемой здесь Эриксоном идеи. С одной стороны, модус — это способ чего-либо, обладающий некоторой степенью нормативности, а с другой — преходящее свойство, присущее объекту лишь в определенных состояниях, в отличие от постоянных свойств.

Основные конфликты. Первый нуклеарный конфликт развивающейся личности — оральные стадии формируют у младенца родники базисного чувства доверия и базисного чувства недоверия, которые остаются эндогенным источником примитивной надежды и обреченности на всем протяжении жизни. Второй нуклеарный конфликт, разрешение которого составляет одну из основных задач эго — автономия против стыда и сомнения. Третий нуклеарный конфликт — конфликт между инициативой и чувством вины. Базисные чувства. Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позднее объединяет в себе три чувства: во-первых, что у него «все в порядке», во-вторых, что он является самим собой и, в-третьих, что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть.

  1. Виды кризисов

Кризис 1-го года — связан с удовлетворением основных физиологических потребностей ребенка, ухаживающим за ним взрослым. Значимый взрослый — мать. При позитивном развитии ребенка формируется доверие к людям. При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения. Кризис 3-х лет — связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Если значимые взрослые — родители, которые понимают и принимают ребенка, помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии, приобретает самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Наоборот, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль развивает у него стыд и сомнения в себе. Он ощущает свою неприспособленность, боится потерять контроль над собственным организмом, у него формируется сильное желание скрыть от окружающих свою ущербность. Кризис подросткового возраста Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивает ся, как утверждает классический психоанализ, с про буждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на веши, новый подход к жизни.

Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма проигрывают далеко не совершенные, но реально существующие семьи, религии и обще ства. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Короче говоря, подросток — это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между поло жительным полюсом идентификации «Я» и отрицатель ным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, об ретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее.
Если молодой человек успешно справится с этой задачей — психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В отличие от предыдущих стадий, где родители ока зывали более или менее прямое воздействие на исход кризисов развития, влияние их теперь оказывается гораз до более косвенным. Если благодаря родителям подрос ток уже выработал доверие, самостоятельность, предпри имчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, зна чительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка недоверчиво го, стыдливого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в под ростковом возрасте должна начинаться, по сути, с мо мента рождения. Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симпто мы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.
Такая пута ница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распу щенность, очень часто обладают фрагментарным пред ставлением о своей личности и свои беспорядочнысоотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противополож ным тому, который хотели бы видеть родители и друзья. Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я». Однако тот, кто в подростковом возрасте не приоб ретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоре чащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых про блем на других этапах жизни или появление новых реше ний для старых, уже решенных, казалось, проблем.
Конфликты среднего возраста Близость и одиночество. Шестой стадией жизнен ного цикла является начало зрелости — иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоана лиз не говорит ничего нового или, иначе, ни чего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение чело века в трудовую деятельность, указывает на специфичес кий для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным — одиночества. Под близостью Эриксон понимает не только физи ческую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем су щественным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родите лей, но лишь от того, насколько успешно человек про шел предыдущие стадии. Так же как в случае идентифи кации, социальные условия могут облегчать или затруд нять достижение близости.
Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тес ные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиноче ство — состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Э.Эриксон пишет, что понятие «ритуал» имеет три разных значения. Одно из наиболее старых используется в этнографии и относится к обрядам и ритуалам, совершаемым взрослыми людьми для того, чтобы отметить повторяющиеся события: смену времен года или периодов жизни. В этих ритуалах принимает участие молодежь, и дети могут наблюдать их. В психиатрии термин «ритуал» применяется для обозначения навязчивого поведения, навязчивых повторяющихся действий, похожих на действия животных, запертых в клетке. В этологии термин «ритуал» используется для описания определенных, сформированных в филогенезе церемониальных действий у так называемых общественных животных.

Так, уже на филогенетическом уровне в повторяющихся формах поведения, которые этологи и Э.Эриксон вслед за ними называют ритуализацией, существует взаимосвязь, содержание которой – обмен сообщениями.

Ритуализация в человеческом поведении – это основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, которые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для «Я» всех участников

Э.Эриксон обозначил критерии подлинных ритуальных действий: общее значение для всех участников взаимодействия при сохранении различий между индивидами; способность к развитию по стадиям жизненного цикла, в ходе которого достижения предыдущих стадий в дальнейшем на более поздних этапах обретают символическое значение; способность сохранять известную новизну при всех повторениях, игровой характер.

Диффузия идентичности — (от лат. diffusio — распространение, растекание, рассеивание) термин Э. Эриксона — неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе, своей профессиональной пригодности. Д.и. наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте.

Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находит­ся в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны.

_

6.

7. Этнопсихологические исследования особенностей воспитания детей (на примере племён сиу и юрок).

Э. Эриксон изучал два племени — Сиу, бывших охотников на бизонов, и Юрок — рыболовов и собирателей желудей.В племени Сиу детей пеленают неплотно, продолжительное время кормят грудным молоком, не особенно следят за чистотой, да и в принципе почти не ограничивают свободу их действий. Дети равняются на исторический образ своего племени — одинокого, храброго охотника в безграничных степях — и приобретают такие качества, как активность, решительность, отвага, доброта в отношении соплеменников и беспощадность по отношению к чужакам.

В племени Юрок, напротив, дети рано отнимают от груди, крепко пеленают, с ранних лет приучают к опрятности, сдержаны в общении с ними. С возрастом они становятся молчаливыми, мнительными, расчетливыми, склонными к накопительству. Само по себе развитие личности определяется ожиданиями общества от человека, идеалами и ценностями этого времени, задачами, которые общество ставит перед ним на разных возрастных этапах.

ЭРИКСОН • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. В. Якимова

Э́РИКСОН (Erikson) Эрик (15.6.1902, Франк­фурт-на-Май­не – 12.5.1994, Га­ру­ич, штат Мас­са­чу­сетс), нем.-амер. пси­хо­лог и пси­хо­те­ра­певт, пред­ста­ви­тель не­о­ф­рей­диз­ма, соз­да­тель жан­ра пси­хо­исто­рии. В юно­сти был стран­ст­вую­щим ху­дож­ни­ком, в 1927–33 пре­по­да­вал ри­со­ва­ние в шко­ле А. Фрейд, од­но­вре­мен­но по­се­щал се­ми­на­ры Вен­ско­го ин-та пси­хо­ана­ли­за. Чл. Вен­ско­го пси­хо­ана­ли­тич. об-ва и Ме­ж­ду­нар. пси­хо­ана­ли­тич. ас­социа­ции (1933). С 1933 в эмиг­ра­ции в США. В 1930–40-х гг. за­ни­мал­ся пси­хо­ана­ли­тич. прак­ти­кой в Бос­то­не, Гар­вар­дском ун-те, Йель­ском ин-те че­ло­ве­че­ских отно­ше­ний, уча­ст­во­вал в по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях куль­ту­ран­тро­по­ло­гов в ре­зер­ва­ци­ях Юж. Да­ко­ты; эти на­блю­де­ния со­ста­ви­ли ос­но­ву его пер­вой кн. «Дет­ст­во и об­ще­ст­во» («Childhood and so­ciety», 1950, рус. пер. 1996). В 1939–50 пре­по­да­вал в Ка­ли­фор­ний­ском (Берк­ли) и Питтс­бург­ском ун-тах. В 1958 опуб­ли­ко­вал пер­вый опыт пси­хои­сто­рич. ис­сле­до­ва­ния – кн. «Мо­ло­дой Лю­тер» («Young man Luther», рус. пер. 1996). С 1960 проф. в Гар­вар­дском ун-те. Нац. пр. США за кн. «Прав­да Ган­ди» («Gandhi’s truth», 1969).

Фи­лос.-пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ция Э. скла­ды­ва­лась в рус­ле об­щей для нео­фрей­диз­ма тен­ден­ции к со­цио­куль­тур­но­му пе­ре­ос­мыс­ле­нию клас­сич. пси­хо­ана­ли­за, под влия­ни­ем эго-пси­хо­ло­гии (А. Фрейд, Х. Харт­ман) и срав­ни­тель­ной куль­тур­ан­тро­по­ло­гии (М. Мид). В цен­тре кон­цеп­ции – по­ня­тие пси­хо­со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, вклю­чаю­щей та­кие ас­пек­ты, как не­пре­рыв­ность са­мо­соз­на­ния на фо­не ме­няю­щих­ся объ­ек­тов опы­та («эго-иден­тич­ность»), кон­ста­та­ция нор­мы/от­кло­не­ния пси­хич. раз­ви­тия в он­то­ге­не­зе («лич­но­ст­ная иден­тич­ность»), при­над­леж­но­сти той или иной че­ло­ве­че­ской общ­но­сти (груп­по­вая иден­тич­ность) и оп­ре­де­лён­но­му сег­мен­ту ис­то­рии («пси­хои­сто­рич. иден­тич­ность»), на­ко­нец, пси­хо­ло­гич. ус­той­чи­вость че­ло­ве­ка пе­ред ли­цом не­бы­тия («эк­зи­стен­ци­аль­ная иден­тич­ность»). Пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­мом, обес­пе­чи­ваю­щим пси­хо­со­ци­аль­ное то­ж­де­ст­во ин­ди­ви­да, яв­ля­ет­ся дея­тель­ность Я (эго-син­тез).

Э. рас­смат­ри­вал жиз­нен­ный цикл лич­но­сти как со­во­куп­ность 8 сме­няю­щих друг дру­га ста­дий раз­ви­тия, из ко­то­рых пер­вые 4 со­от­вет­ст­ву­ют клас­сич. фа­зам фор­ми­ро­ва­ния дет­ской сек­су­аль­но­сти по З. Фрей­ду. Оп­ре­де­ляю­щим фак­то­ром раз­ви­тия ин­ди­ви­да вы­сту­па­ет об­ще­ние его со зна­чи­мы­ми дру­ги­ми. По ме­ре раз­ре­ше­ния нор­ма­тив­ных «кри­зи­сов иден­тич­но­сти», со­от­вет­ст­вую­щих со­ци­аль­но-воз­рас­тной ста­дии раз­ви­тия ин­ди­ви­да, он по­этап­но об­ре­та­ет ба­зо­вое до­ве­рие/не­до­ве­рие к ми­ру, спо­соб­ность к сво­бод­но­му во­ле­изъ­яв­ле­нию, ини­циа­тив­но­сти, на­вы­ки ин­тим­но­сти и вза­им­ных свя­зей и т. д. Куль­ми­на­ци­ей ста­нов­ле­ния иден­тич­но­сти яв­ля­ет­ся юность, ко­гда про­ис­хо­дит ре­ин­те­гра­ция дет­ско­го и под­ро­ст­ко­во­го опы­та, а фор­ми­ро­ва­ние иден­тич­но­сти, бес­соз­на­тель­ное в сво­их мо­ти­ва­ци­он­ных ис­то­ках, впер­вые при­об­ре­та­ет са­мо­реф­лек­сив­ный ха­рак­тер. В пе­ри­од пси­хо­со­ци­аль­но­го мо­ра­то­рия – свое­об­раз­но­го пе­рио­да от­сроч­ки взрос­лой жиз­ни, ко­то­рую об­ще­ст­во пре­дос­тав­ля­ет мо­ло­дё­жи для её ро­ле­вых и ми­ро­воз­зрен­че­ских по­ис­ков, – но­вое по­ко­ле­ние при­ме­ря­ет на се­бя ду­хов­ное со­дер­жа­ние эпо­хи и ли­бо при­ни­ма­ет его, ли­бо всту­па­ет с ним в про­ти­во­ре­чие, пе­ре­жи­вае­мое как за­тя­нув­ший­ся и да­же па­то­ло­гич. кри­зис иден­тич­но­сти. Ис­то­рия пред­ста­ёт как кон­ти­ну­ум ин­ди­ви­ду­аль­ных жиз­нен­ных цик­лов, где гл. си­лой со­ци­аль­но­го об­нов­ле­ния вы­сту­па­ет пси­хои­сто­рич. по­тен­ци­ал мо­ло­дё­жи.

Пред­мет пси­хои­сто­рии, вы­сту­паю­щей вспо­мо­гат. ин­ст­ру­мен­том тра­диц. ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния, со­став­ля­ют умо­на­строе­ния, ве­ро­ва­ния, эмо­цио­наль­ные и нравств. сте­рео­ти­пы и транс­фор­ма­ция их в ду­хов­ных ис­ка­ни­ях творч. лич­но­сти. Пе­ре­лом­ные ис­то­рич. эпо­хи, ко­гда су­жа­ет­ся при­выч­ный го­ри­зонт бы­тия и пре­об­ла­да­ют по­дав­лен­ность, раз­оча­ро­ва­ние и страх, Э. на­зы­вал пе­рио­да­ми ва­куу­ма иден­тич­но­сти. Внут­рен­ние кон­флик­ты вы­даю­щих­ся лич­но­стей (Т. Джеф­фер­со­на, М. Лю­те­ра, М. К. Ган­ди, Б. Шоу, М. Горь­ко­го, М. Л. Кин­га) Э. рас­смат­ри­вал как обо­ст­рён­ное пе­ре­жи­ва­ние со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. и нравств. про­блем их вре­ме­ни и куль­ту­ры, свя­зы­вая ис­то­рич. зна­чи­мость лич­но­сти и её со­ци­аль­но-куль­тур­ных ин­но­ва­ций с аде­к­ват­ной ин­те­рио­ри­за­ци­ей ею ду­хов­ных про­ти­во­ре­чий эпо­хи.

Роль групповой идентичности в социальном влиянии — BrainPost

Ли Кристофер

Сообщение Линкольна Трейси

Что такое наука?

Социальное влияние относится к изменению поведения (преднамеренному или непреднамеренному), которое источник (например, человек) вызывает у цели (например, другого человека) . Это широкое понятие, охватывающее целый ряд явлений, одним из аспектов которых является групповое влияние. Индивидуальное влияние часто контрастирует с групповым влиянием. Такие темы обычно рассматриваются отдельно во вводных учебниках. Кроме того, более ранние обзоры не полностью исследовали подход групповой идентичности к влиянию. На этой неделе в Ежегодном обзоре психологии Спирс обобщает недавние исследования групповой идентичности, а также переоценивает классические исследования, стремясь предоставить комплексный обзор групповой идентичности в социальном влиянии.

Что мы уже знаем?

На исследование группового влияния сильно повлияла модель двойного процесса Дойча и Джерарда , впервые предложенная в 1955. Эта модель определяет две психологические потребности, которые заставляют людей конформироваться: информационное влияние (потребность быть правым) и нормативное социальное влияние (потребность нравиться). В то время как нормативное влияние является формой группового влияния, личная идентичность и межличностная динамика вовлечены в нормативное влияние. Модель Дойча и Джерарда — одна из многих ранних теорий, различающих разные формы влияния. На тот момент концепция групповой идентичности еще не была разработана. Следовательно, групповое влияние сохранило элемент внешнего давления, так как не существовало концепции групповой идентичности, интернализующей этот процесс . Требовался теоретический сдвиг, чтобы увидеть группу как часть себя. Такой сдвиг допускает возможность того, что истинное групповое влияние может привести к личному признанию. Использование сетевых подходов для учета распространения влияния в группе предлагает некоторый потенциал. Но одна проблема со многими сетевыми моделями заключается в том, что процесс того, как действует влияние, не всегда ясен.0010, даже если мы сможем смоделировать и предсказать распространение влияния.

Что нового?

Исследования, в основном сосредоточенные на теоретических основах влияния групповой идентичности, в последнее время ослабли. Несмотря на этот упадок, принципы, лежащие в основе влияния групповой идентичности, по-прежнему являются источником вдохновения не только для более поздних исследований, но и для обзора классических открытий . Однако появились и другие исследования, которые несколько сместили фокус и предложили иной подход к рассмотрению социальных норм. Большое теоретическое развитие произошло после дифференциации описательных и предписывающих норм (поведение, которое делают все остальные, и поведение, которое, по вашему мнению, вы должны делать, соответственно) . Эти концепции были широко приняты в литературе по социальным нормам, и исследования теоретиков морали показали, что, поскольку групповая идентичность формирует ценности и предписывает нормы, групповая идентичность также подразумевает групповую мораль. Это понятие предшествует широкому обсуждению связи между нормами, мотивацией и моралью. Это обсуждение подтверждает, что не существует «общей» нормы, но что соответствующий групповой приоритет является гибким. Это перекликается с аргументом о том, что групповые идентичности изменчивы и оспариваются, а не доминируют или присваиваются. Прототипность, групповая идентификация, угроза заметности и идентичности, социальная изоляция и анонимность определены как модераторы влияния, основанного на групповой идентификации.  

В чем суть?

Спирс приводит пример социального влияния, основанного на групповой идентичности, и утверждает, что это может быть более убедительным, чем казалось на первый взгляд. Групповую идентичность можно отличить от других форм социального и группового влияния. Групповая идентичность служит основой для большей части нашего бытия и поведения. Требуется дальнейшее исследование отношений между личным «я», групповым «я» и обращенным вовне «я».  

Спирс. Социальное влияние и групповая идентичность. Ежегодные обзоры психологии. Доступ к оригинальной научной публикации здесь.

/ Ли Кристофер

Групповая идентификация действует как защитная мера

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Социальная связь является основной потребностью человека; наше чувство благополучия улучшается, когда у нас есть люди, на которых можно опереться в трудные времена. Групповая идентификация — также известная как групповая идентичность, внутригрупповая идентичность и внутригрупповая идентификация — определяется как коллективное осознание людьми социальных различий своей группы. 7 Критически важно, что это концептуально отличается от социальной идентичности и сплоченности. Групповая идентификация имеет множество последствий на индивидуальном уровне и связана с повышением самооценки и удовлетворенностью жизнью.

Племя – это группа людей, связанных друг с другом, связанных с лидером и связанных идеей. На протяжении миллионов лет люди были частью того или иного племени. Группе нужны только две вещи, чтобы быть племенем: общий интерес и способ общения.


– Сет Годин, Tribes: We Need You to Lead Us

Теория, встреча с практикой – это прикладное исследование. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Сплоченность: силы, которые влияют на то, чтобы члены оставались в группе. Эти силы исходят из двух источников: привлекательности группы и способности группы помочь членам в достижении их целей. 7

Социальная идентичность: идентификация людей с широкими социальными категориями, такими как раса и пол. Это также иногда применяется к межличностным ролям, таким как муж, студент или друг. 7

Групповая идентичность: отличительная идентичность группы как коллектива. 7

Идентификация группы: коллективное осознание группы как отдельного социального объекта. 7

Теория самокатегоризации: расширение теории социальной идентичности, разработанной Джоном Тернером. Эта теория объясняет, почему и как люди формируют когнитивные представления о себе по отношению к различным социальным группам. 11

Теория социальной идентичности: разработана Анри Тайфелем и Джоном Тернером в 1970-х годах. Описывает когнитивные процессы, лежащие в основе социальной идентичности, и то, как социальная идентичность влияет на межгрупповое поведение. Он описывает условия, при которых социальная идентичность человека становится более важной, чем его личная идентичность. 6

В группе: это группа, в которой идентифицируется человек. Сюда может входить фанатская база определенной спортивной команды, например New England Patriots, или демографические группы людей, например католики или ямайцы. 8

Вне группы: это группа, в которой человек не идентифицирует себя. 8

История

Социальные психологи исторически изучали, как на людей влияют различные социальные группы и отношения между членами группы. Рассмотрим Гарольда Келли и Джона Тибо, социальных психологов. В конце 1950-х годов они обнаружили, что отношения между членами группы часто являются функцией межличностного обмена. Другими словами, было обнаружено, что социальное сравнение, или, скорее, сравнение себя с другими, развивает общие связи между членами группы. 5

В отличие от этого, Джон Тернер, социальный психолог, хорошо известный своими работами в области межгрупповых отношений и стереотипизации, объяснил, почему члены идентифицируют себя с группами, с помощью теории самокатегоризации. Он утверждал, что люди присоединяются к группам, представляющим социальные категории, и что члены этих групп легко поддаются влиянию общего группового поведения и убеждений. Рассмотрим две политические группы в Канаде: Либеральную партию и Прогрессивно-консервативную партию. У каждой из этих сторон есть набор убеждений и ожиданий, и люди тянутся к той или другой, основываясь на своих собственных убеждениях. Последовательность убеждений Либеральной партии, например, прямо противоположна убеждениям партии ПК; таким образом, внутри каждой партии существует определенная форма согласованности и разнообразие между ними.

Обсуждение внутригруппового членства — принадлежности к определенной социальной группе — началось с Анри Тайфеля и его концептуализации теории социальной идентичности. Теория социальной идентичности, сформулированная в 1970-х годах, относится к процессу и условиям, при которых социальная идентичность становится более важной, чем собственная идентичность как личности. Это также объясняет, как социальная идентичность может влиять на групповое поведение. Членство в группе часто используется как метод для объяснения групповой идентификации. Следовательно, вполне вероятно, что групповая идентификация была разработана в результате сочетания исследовательских интересов того времени (т. Е. Социального влияния и социальных категорий), а также дискуссий, связанных с теорией внутригрупп и социальной идентичности. Однако важно отметить, что, несмотря на сходство, групповая идентификация и теория социальной идентичности представляют собой отдельные направления исследований.

Люди

Анри Тайфель

Польский социальный психолог, известный своими работами по теории социальной идентичности и когнитивным аспектам предрассудков. Тайфел также был одним из основателей Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии. 6

Джон Тернер

Социальный психолог, хорошо известный своими работами в области групповой сплоченности, межгрупповых отношений, стереотипов, групповых процессов и многого другого. Вместе с Генри Тайфелом он разработал теорию социальной идентичности в XIX в.70-х и теории самокатегоризации в 1980-х. 9

Последствия

Идентификация группы имеет много положительных последствий. Например, Брандскомб и его коллеги (1999) обнаружили, что негативные последствия, связанные с восприятием себя как жертвы расовых предрассудков, можно в определенной степени смягчить путем идентификации со своей группой меньшинства. Более того, групповая идентификация имеет много преимуществ на индивидуальном уровне. Например, существует множество исследований, подтверждающих, что мы, как правило, получаем наилучшую поддержку от членов групп, с которыми себя идентифицируем.

Левин и его коллеги (2014) изучили преимущества внутригруппового поведения, используя фальшивый сценарий чрезвычайной ситуации и межгрупповое соперничество среди футбольных болельщиков. Они обнаружили, что когда травмированный человек носил майку, указывающую на принадлежность к фан-базе «Манчестер ФК», участники с большей вероятностью помогали этому человеку, чем если бы они были одеты в футболку без торговой марки или майку соперничающей команды. Эти результаты показывают, что общая идентичность между жертвой и наблюдателем может увеличить поддержку, которую получает жертва. 10

Групповая идентификация также связана с повышением удовлетворенности жизнью (SWL). SWL является одним из двух аспектов, часто используемых в психологических исследованиях в качестве меры благополучия, причем второй аспект является эмоциональным. Принадлежность к группам может улучшить самочувствие человека, отчасти из-за чувства значимости, которое мы получаем от наших социальных связей. Кроме того, было обнаружено, что групповая идентификация действует как буфер в повседневных взаимодействиях, особенно перед лицом повседневных стрессоров. Группы дают нам чувство смысла и безопасности, факторы, которые вместе способствуют ДВЛ. 10, 12

Противоречия

По мнению некоторых, концепция групповой идентификации за много лет запуталась. Такие термины, как социальная идентичность, сплоченность и общая судьба, неточно использовались как взаимозаменяемые с групповой идентификацией. Генри и его коллеги (1999) утверждают, что существует общая путаница в отношении того, что составляет групповую идентификацию — ее иногда называют социальной идентичностью или аспектом социальной идентичности.

Рассмотрим Коновера и Фельдмана (1984), которые интересовались определением того, что определяет политические убеждения человека. На протяжении всей своей статьи они последовательно предполагают, что «групповая идентификация» — это просто аспект «социальной идентичности», и используют их взаимозаменяемо. Групповую идентификацию иногда также называют «сплоченностью». 3  Эта непоследовательность в отношении групповой идентификации невероятно сбивает с толку, и, как описали Генри и его коллеги: « Такие различия в использовании и измерении затрудняют понимание того, что означает групповая идентификация. Является ли он единым или многомерным? Является ли это конструкцией группового уровня, как сплоченность? Является ли это конструктом индивидуального уровня, как социальная идентичность? »

Генри и его коллеги (1999) также утверждают, что групповая идентификация измерялась с использованием ряда шкал, но редко последовательно. В ответ они разработали трехсторонний взгляд на групповую идентификацию с соответствующей шкалой. Они предполагают, что групповая идентификация имеет три источника:

  1. Когнитивный источник относится к процессу самокатегоризации. Определение себя как части группы является важным когнитивным источником групповой идентификации.
  2. Аффективный источник относится к сплоченности и межличностному влечению. Генри и его коллеги утверждают, что если членов группы привлекает другой, они могут предпочесть проводить больше времени вместе, и взаимодействие, скорее всего, приведет к достижению цели.
  3. Наконец, поведенческий источник относится к взаимозависимости и необходимости координировать и организовывать действия членов группы при выполнении групповых задач.

Затем Генри и его коллеги наняли 965 студентов бакалавриата и попросили их выполнить пять пробных заданий для их измерения. Они продолжали делать это до тех пор, пока валидность и внутренняя согласованность элементов не стали высокими. Окончательная шкала включала три пункта, нацеленных на когнитивный компонент, пять пунктов, нацеленных на аффективный компонент, и пять пунктов, нацеленных на поведенческий компонент. 7

Пример из практики

Самоуважение и предубеждения

Предубеждения имеют много негативных последствий, особенно для самооценки. Например, если члены стигматизированной группы приходят к выводу, что предубеждение является формой отвержения, то группа может усвоить негативные чувства и развить более низкую самооценку.

Более того, согласно Branscombe et al. (1999), признание предубеждений в отношении своей группы может способствовать внутригрупповому фаворитизму, так что члены группы, как правило, остаются с теми, с кем они чувствуют себя ценными. Чтобы выяснить, является ли идентификация внутри группы мерой защиты от предубеждений, авторы использовали данные опроса, полностью состоящего из респондентов-афроамериканцев. Они обнаружили, что предрассудки оказывали прямое пагубное влияние на благополучие и усиливали общую враждебность афроамериканцев по отношению к неафроамериканцам.

Важно отметить, что они также обнаружили, что участие в идентификации группы меньшинств на самом деле улучшает психологическое благополучие. Другими словами, негативные последствия восприятия себя жертвой расовых предрассудков можно смягчить, если решительно отождествлять себя с группой меньшинства. Это открытие предполагает, что групповая идентификация может действовать как защитный фактор от вредных стрессоров, таких как предубеждения. 1

Маркетинг для неуспешных групп

Почему болельщики продолжают поддерживать спортивные команды, которые, как известно, постоянно проигрывают? Фишер и Уэйкфилд (1998) исследовал этот вопрос, исследуя, как групповой успех влияет на факторы, связанные с групповой идентификацией. Они провели полевое исследование, в ходе которого были выбраны две профессиональные хоккейные команды; один очень успешный, другой неудачный. Они провели опрос среди поклонников каждой команды, измеряя поведение групповой поддержки, идентификацию группы, участие в предметной области, воспринимаемую производительность группы и привлекательность членов группы.

Фишер и Уэйкфилд обнаружили, что наиболее важным элементом, который приводит к групповой идентификации среди успешных групп, является воспринимаемая эффективность группы, но тот же фактор не верен для не неуспешных групп. Они обнаружили, что члены неуспешных групп идентифицируют себя с группой на основе их участия и привлекательности членов группы.

Авторы утверждают, что эти результаты имеют важное значение для маркетинга, особенно для организаций, которые зависят от поддержки членов. Например, они предполагают, что маркетологи должны по-разному продвигать успешные и неуспешные группы. Неудачные группы получают наибольшую выгоду от стратегий, которые вовлекают и вовлекают членов в этой конкретной области. Например, футбольная команда, которая проводит молодежные тренинги, повысит интерес и участие участников в футболе, а также их идентификацию с местной командой. Более того, успешные клубы выиграют от рекламы достижений звездных членов, чтобы фанаты отождествляли себя с ними, что повысило бы лояльность, тем самым усилив групповую идентификацию. 4

Связанные ресурсы TDL

Предвзятость внутри группы, объяснение. Если вам интересно узнать больше о предвзятости внутри группы, в этой статье рассказывается, почему мы предпочитаем людей из нашей группы, а не из чужой, и почему это предубеждение имеет значение в политических ситуациях.

Источники

  1. Бранскомб, Н. Р., Шмитт, М. Т., и Харви, Р. Д. (1999). Восприятие повсеместной дискриминации среди афроамериканцев: последствия для групповой идентификации и благополучия. Журнал личности и социальной психологии , 77 (1), 135-149. https://doi.org/10.1037/0022-3514.77.1.135
  2. Коновер, П.Дж., и Фельдман, С. (1984). Групповая идентификация, ценности и характер политических убеждений. American Politics Quarterly , 12 (2), 151-175. https://doi.org/10.1177/1532673×8401200202
  3. Дакитт, Дж., и Мпхутинг, Т. (1998). Групповая идентификация и межгрупповые отношения: лонгитюдный анализ в Южной Африке. Журнал личности и социальной психологии , 74 (1), 80-85. https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.1.80
  4. Фишер, Р. Дж., и Уэйкфилд, К. (1998). Факторы, ведущие к групповой идентификации: полевое исследование победителей и проигравших. Психология и маркетинг , 15 (1), 23-40. https://doi.org/10.1002/(sici)1520-6793(199801)15:1<23::aid-mar3>3.0.co;2-p
  5. Идентификатор группы . (2016, 22 января). Психология. https://psychology.iresearchnet.com/social-psychology/group/group-identity/
  6. Анри Тайфель . (2007, 21 января). Википедия, свободная энциклопедия. Получено 16 апреля 2021 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/Henri_Tajfel
  7. Генри, К.Б., Эрроу, Х., и Карини, Б. (1999). Трехсторонняя модель групповой идентификации. Исследование малых групп , 30 (5), 558-581. https://doi.org/10.1177/1046496490504
  8. Внутригрупповые и внегрупповые . (2005, 25 августа). Википедия, свободная энциклопедия. Получено 15 апреля 2021 г. с https://en.wikipedia.org/wiki/In-group_and_out-group 9.0235
  9. (без даты). Джон С. Тернер. https://turner.socialpsychology.org
  10. Левин М., Проссер А., Эванс Д. и Райхер С. (2005). Идентичность и экстренное вмешательство: как членство в социальной группе и инклюзивность групповых границ формируют помогающее поведение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *