Виктимология — Психологос
01 октября 2022 г., 21:52
Статья в разработке
Виктимология (лат. victima — жертва, лат. logos — учение) — раздел криминологии, учение о жертве преступления, наука о потерпевших, обладающих индивидуальной или групповой способностью стать жертвами преступного деяния.
На кого чаще бросаются собаки и насильники? Этот вопрос многих, наверное, удивит. Разве можно сравнивать рефлекторное поведение животных, не ведающих добра и зла, и психологию преступника, который намеренно причиняет страдания другим людям? Конечно, различие очень велико. Хотя не следует переоценивать интеллектуальный потенциал преступника. Благородные, тонко чувствующие бандиты нередко встречаются в книгах и кинофильмах, в жизни — почти никогда. Подавляющее большинство насильников и убийц — люди довольно неразвитые, в чем-то обделенные, страдающие множеством комплексов, крайне неуравновешенные, злобные и безнравственные. А потому сравнение их с псами, сорвавшимися с цепи, — не слишком большое преувеличение. Впрочем, речь не о них, а об их жертвах.
Неправильное поведение при опасности
Замечено, что часто, даже слишком часто, как от злых собак, так и от недобрых людей страдают дети. Почему? Во многом — потому, что сами неправильно себя ведут. Привыкнув к родительской любви и довольно ровным отношениям со сверстниками (конфликты между малышами протекают «мягко» и в буквальном смысле почти безболезненно), маленький ребенок не способен правильно реагировать на потенциальную опасность. Обращаться с собаками многие дети не умеют: они допускают жесты, которые зверь считает провокационными, сами порой причиняют собаке боль и неудобство, а то и просто дразнят. Когда разозлившаяся собака бросается на ребенка, тот чаще всего пытается убежать, тем самым подстегивая у зверя древний инстинкт преследования. В общении с незнакомым «добрым дядей» ребенок тоже по наивности не усматривает никакой опасности и поэтому рискует попасться на какую-то приманку и стать жертвой извращенца. Воспитание, в частности, и состоит в привитии ребенку разумной осторожности, страхующей от бед. Отчего же эта страховка порой не срабатывает даже у взрослых и опытных людей? Ведь несчастья случаются не только с детьми. Многие из нас знают, что, обобщенно говоря, опасно дразнить собак, но тем не менее невольно продолжают это делать, тем самым обрекая себя на роль жертвы. Поэтому так важно разобраться в особенностях своего поведения и сорвать ярмо обреченности, если оно почему-то омрачает вашу жизнь.
Характер жертвы
Криминалисты и психологи давно обратили внимание на то, что многих людей, пострадавших от насилия, объединяют некоторые общие особенности характера и поведения. Изучение этих особенностей привело к созданию виктимологии — науки о психологии потенциальной жертвы. Было установлено, что существует категория людей, особенно уязвимых для насильственных посягательств. Вероятность пострадать от рук преступников для таких людей намного выше, чем для всех прочих. Рассуждения про злой рок здесь совершенно неуместны. Как правило, тяжкий приговор человек подписывает себе сам, и только он сам волен этот приговор обжаловать и отменить.
Внутри общей и довольно неоднородной категории потенциальных жертв можно выделить два основных типа.
Первый тип жертвы
К первому относятся люди душевно слабые, робкие, склонные к преувеличенным опасениям и тревоге. Недаром говорят: когда ждешь беду — она обязательно приходит. Столкнувшись с опасностью, эти люди воспринимают ее как роковую неизбежность. Их охватывает ужас от того, что сбываются их худшие предчувствия. Это своего рода психологическая готовность к насилию, которая, однако, порождает не отпор или попытки как-то выпутаться из ситуации, а панику или шок, что делает жертву абсолютно беззащитной. Основы такого мироощущения закладываются еще в детские годы, и главную роль тут играет семейная атмосфера. Потенциальные жертвы — это, как правило, дети властных и строгих родителей исповедующих принципы авторитарного воспитания. С малых лет человек привыкает к тому, что его судьба всецело зависит от кого-то более сильного, кто волен приласкать или, наоборот, причинить страдание. Свыкнувшись с мыслью о том, что от него самого ничего не зависит, человек всю жизнь продолжает ждать, как другие распорядятся егс судьбой. С радостным волнением он ждет благодеяний и ласки, с ужасом — унижений и боли.
Поэтому так важно с юных лет воспитывать у человека уверенность в себе, чувство собственного достоинства. Одно из главных педагогических правил: по мере взросления ребенка необходимо доверять ему самостоятельно нести такой груз, какой он способен поднять. Человек должен знать, что решение большинства его жизненных проблем в первую очередь зависит от него самого, а не от чьего-то произвола.
Второй тип жертвы
Провокационное поведение жертвы чаще всего является следствием незнания элементарных психологических закономерностей. Человек наивно полагает, что в его действия другие вкладывают тот же смысл, что и он сам. Например, известно, что женщины более, чем мужчины, склонны к контакту глаз. При этом их взгляд означает, как правило, лишь весьма умеренный интерес, однако извращенный ум насильника может оценить такой взгляд как сексуальный призыв.
Вообще, очень важно не встречаться взглядом с подозрительным, выказывающим агрессивные намерения субъектом. Эту нехитрую рекомендацию дал большой знаток психологии животных Конрад Лоренц. В своей книге «Кольцо царя Соломона» он писал, что при встрече с незнакомой собакой ни в коем случае нельзя пристально смотреть ей в глаза. Животное воспринимает такой взгляд как вызов и часто спешит отреагировать агрессивно. Преступник, обуреваемый примитивными инстинктами, в чем-то подобен животному. Так что ни четвероногого, ни двуногого зверя лучше таким способом не дразнить.
Наконец, самым провоцирующим шагом выступает появление жертвы в месте, подходящем для совершения преступления. Всякий преступник — по натуре трус и не станет творить насилие прилюдно. Он выбирает возможность напасть на свою жертву там и тогда, где никто не сможет ее защитить или даже засвидетельствовать преступление. Еще Зигмунд Фрейд обратил внимание на странную привычку одной своей пациентки гулять по пустырям. Выяснилось, что дама одновременно страшилась интимной близости и стремилась к ней. Поэтому ее бессознательно влекло туда, где эта близость могла принять форму совершенно не зависящего от нее события — изнасилования. Остается только пожелать всем милым дамам не уподобляться вздорной пациентке доктора Фрейда.
- Наука
- Криминальная психология
Комментарии (6):
Гость, 20 июня 2014 г., 19:40
Неплохо, хотелось бы поподробней изучить.
Гость, 04 марта 2018 г., 22:59
Здравствуйте! Если и в этом случае Бог-Создатель тоже с чувством юмора и дал человечеству свободу выбора — не желаю быть жертвой кого — либо и чего-либо и никогда не желала этого.
Гость, 31 июля 2018 г., 12:10
Благородные, тонко чувствующие бандиты нередко встречаются в книгах и кинофильмах, в жизни — почти никогда…. выхватила эту фразу и решила дальше не читать… потому как вспомнила случай, когда я явилась потенциальной жертвой карманника… это было в Центре города в многолюдном переходе. .. вдоль стен, которого обустроены всякие магазинчики со всякой миленькой мелочевкой, так сказать сувенирной продукцией… и вот я со всем своим неудержимым женским любопытством и умилением нырнула в одну из витрин такого магазинчика… и тут слышу аккуратное со спины… девушка, сумочку свою закройте… поворачиваюсь в сторону своей сумочки… она у меня настежь раскрыта — кошелек, ключи.. все сверху красуется… мои глаза в шоке взлетают вверх и я вижу доброжелательную улыбку одного из известных карманников нашего города… мы с ним примерно одногодки… жили в свое время в одном доме, в одном подъезде, росли в одном дворе… только я выросла в работника милиции, следователя, а он в карманника… 🙂
3
ответа
Гость, 07 октября 2018 г., 20:19
«Работник милиции, следователь» должен понимать, какое место занимает карманник в преступной иерархии, что он не является бандитом в прямом понимании слова, а также то, что речь идёт о жертвах психологического и физического насилия, к которым карманники и иные лица, совершающие хищение тайно от потерпевшего, изначально не прибегают.
Гость, 09 июля 2020 г., 12:34
Вот только поэтому он и не рискнул взять кошелёк))) а не из благородства))
Гость, 31 июля 2020 г., 12:03
В милиции/полиции про психологию жертв/преступников ничего не рассказывают (только на курсах поверхностно). И серьёзного значения этому не придают (иначе, Вас бы здесь не было)). Для сотрудника полиции не имеет значения преступник — карманник он, либо убийца. Цель сотрудника — поймать его. Не чтобы вокруг стало лучше, а для «палочки». Иначе сотрудников бы интересовало ПОЧЕМУ тот или иной человек стал жертвой/преступником. А если бы они этим интересовались — тогда бы пришли к причине и лечили бы её, а не боролись с последствиями. А искоренять причину смысла нет. «Палочек» не будет. Думаю, мои термины всем понятны, так как здесь психологов мало. Это читают либо сотрудники, которые хотят капнуть «глубже» (сотрудники-энтузиасты), либо преступники (которые хотят быть на шаг впереди сотрудников (однозначно не малолетки, которые коньяки по маркетам тырят)), либо преподаватели (которые вынуждены это читать по служебной необходимости). Всем спасибо, кто дочитал))
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Стокгольмский синдром
Стокгольмский синдром — психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать и даже сочувствовать своим захватчикам или отождествлять себя с ними. Если террористов удаётся схватить, то бывшие заложники, подверженные стокгольмскому синдрому, могут активно интересоваться их дальнейшей судьбой, просить о смягчении приговора, посещать в местах заключения и т. д.
38Подробнее
01 окт. 2022 г.
Виктимность
Виктимность (от лат. victima — жертва) — достаточно устойчивое личностное качество, характеризующее объектную характеристику индивида становиться жертвой внешних обстоятельств и активности социального окружения, своего рода личностная предрасположенность оказываться жертвой в тех условиях взаимодействия с другими и воздействия этих других, которые в этом плане оказываются нейтральными, «не опасными» для других личностей.
1Подробнее
Глава 1 Общие вопросы виктимологии. Виктимология [Психология поведения жертвы]
Глава 1 Общие вопросы виктимологии. Виктимология [Психология поведения жертвы]ВикиЧтение
Виктимология [Психология поведения жертвы]
Малкина-Пых Ирина Германовна
Содержание
Глава 1
Общие вопросы виктимологии
Виктимология в буквальном смысле означает «учение о жертве» (от лат. viktima — жертва и греч. logos — учение). Эта наука возникла как реализация идеи изучения жертв преступлений и изначально развивалась как направление в криминологии. Однако со временем представления о ней претерпели изменения, определились различные позиции относительно предмета виктимологии и ее научного статуса. Эти позиции сводятся к следующему:
1. Виктимология — это отрасль криминологии, или частная криминологическая теория, и, следовательно, развивается в ее рамках.
2. Виктимология — это вспомогательная для уголовного права, уголовного процесса, криминалистики междисциплинарная наука о жертве преступления. Она существует и функционирует параллельно с криминологией.
3. Виктимология — это общая теория, учение о жертве, имеющее предметом исследования жертву любого происхождения, как криминального, так и не связанного с преступлениями (жертве несчастных случаев, природных и техногенных катастроф, эпидемий, войн и иных вооруженных конфликтов, политических противостояний, а также различных видов насилия и аддиктивного поведения). Виктимология, таким образом, — самостоятельная наука, принадлежность которой к юридическим можно признать лишь отчасти. Скорее это наука о безопасности жизнедеятельности человека (Ривман, 2002).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
3.
Общие вопросы семейной структуры 3. Общие вопросы семейной структуры Функции поддержания стабильности семьи и РодаУ «маленькой» семьи, можно сказать, есть начало, середина и конец, или, можно сказать, становление, продолжение и умирание. Это может быть: встреча «центровой» пары, их свадьба, потом рождениеНемного о виктимологии
Немного о виктимологии Виктимология — это наука о жертвах, т. е. о людях, которым все время падает кирпич на голову, даже если они идут в чистом поле. Помните, у Чехова в пьесе «Вишневый сад» есть такой персонаж Епиходов, которого все звали «тридцать три несчастья»? Вот именно
57. Цели и задачи виктимологии
57. Цели и задачи виктимологии В юридическую психологию как особый раздел входит виктимология. Виктимология занимается изучением характера и поведения жертвы преступления, ее связями и взаимоотношениями с преступником до, во время и после совершения преступления.
58. Структура виктимологии
58. Структура виктимологии Виктимология изучает: 1) социальные, психологические, правовые, нравственные и прочие характеристики жертв преступлений, т. е. создает виктимологический портрет, позволяющий понять, по какой причине и в силу каких эмоциональных, волевых,
Глава 1 Общие положения
Глава 1 Общие положения Поведение.Да, да. Именно поведение. Именно по тому, как вы себя ведете, окружающие могут сделать однозначный вывод — лжете!То есть, важно помнить, что в абсолютно любой ситуации, в ходе которой вам придется отвечать на неудобные вопросы, многое
Общие вопросы Отбор
Общие вопросы Отбор Начнем с одного из основных этапов исследовательской работы, описанных в главе 1, — с привлечения испытуемых. В главе 1 отмечалось, что для исследователей в области психологии развития эта проблема приобретает особое значение. Добавимтеперь, что
Глава 2. Общие стили
Глава 2. Общие стили После того, как в тебя бросили словесный камень, не стоит кидаться на обидчика как разъяренный бык на тореадора. Разумнее выбрать определенную тактику поведения и следовать выбранной стратегии.Стратегия — общий план построения защиты и ответного
Что полезного можно почерпнуть из науки виктимологии
Что полезного можно почерпнуть из науки виктимологии В наш просвещенный век многим известен термин «виктимология»[11], однако далее того, что это – наука о жертвах, наша осведомленность распространяется нечасто.Давайте для начала определимся с терминологией. Что же
7. Работа и секс (общие вопросы)
7. Работа и секс (общие вопросы) Для начала хочу напомнить вам, дорогой мой читатель, содержание понятий, которыми пользуются ученые при анализе отношений между индивидами в
Общие вопросы организации
Общие вопросы организации Проблема обеспечения супервизии поднимает еще целую группу вопросов о том, какое место занимают в системе педиатрической помощи те подходы, которые я описал в этой книге. Поскольку, без сомнения, такая работа с родителями, за которую я выступаю,
Наука жертвоприношения | Издательство Принстонского университета
Наука жертвоприношения
Сьюзен Л. Мизручи
Мягкая обложка ISBN: 9780691015064 60 долларов США/48 фунтов стерлингов электронная книга ISBN: 9781400822478
электронные книги
Многие из наших электронных книг можно приобрести в этих интернет-магазины:
- Амазонка разжечь
- Гугл игры
- Ракутен Кобо
- Барнс и Благородный Уголок
- Apple Книги
Многие из наших электронных книг доступны в электронной библиотеке ресурсов, включая эти платформы:
- Книги в JSTOR
- Электронные книги EBSCO
- Эбрари
- Моя библиотека
- Библиотека электронных книг
Shipping to:
Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Мальвинские островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГуата malaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и MiquelonSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl.
Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
- США
- Канада
- Великобритания
- Европа
Литература
- Сьюзан Л. Мизручи
Мягкая обложка
электронная книга
Купить это- Скачать обложку
От ритуальных убийств до изощренных актов самоотречения практика и риторика жертвоприношения занимают особое место в современной американской литературе. В убедительном междисциплинарном исследовании Сьюзан Мизручи описывает эпизод в истории американской культуры, когда литературное движение реализма и зарождающаяся область социологии сошлись в убеждении, что жертвенность является основой социальности. Это книга об очаровании жертвоприношения для писателей, в первую очередь Германа Мелвилла, Генри Джеймса и У. Э. Б. Дюбуа , а также для тех, кто сформулировал основные принципы современной социальной теории, исследования, которое в конечном итоге охватывает исторические события, такие как публичные линчевания и политическое обвинение иммигрантов столетие назад.
Казнь в Билли Бадд Сейлор , смерть первенца Дюбуа в Души черного народа , озабоченность Генри Джеймса отречением и поиском козлов отпущения, а также самоотверженный рабочий класс Норриса и Штейна — все это иллюстрирует повторяющиеся инсценировки жертвенных ритуалов из библейского прошлого. Для Мизручи особое постоянство этой эстетической конструкции становится проводником к богатой теологической и социально-научной традиции, характерной для конца девятнадцатого и начала двадцатого веков и включающей такие влиятельные работы, как Смита. 0087 Лекции о религии семитов , Фрейзер Золотая ветвь и Росс Грех и общество .
Основные черты жертвоприношения — его первоначальная связь с духовным сомнением, его функция как формы духовной экономики, которая поддерживала разделение между удачливыми и обездоленными, и его роль в установлении границ между пришельцами и родственниками — — имели большое символическое значение для писателей. пытаясь примирить веру с рационализмом, а общественную согласованность с капиталистической экспансией. Мизручи красноречиво демонстрирует, как концептуальная сила жертвы сделала ее ключевым посредником культурных изменений, от упадка симпатии и значения «расы» в формирующемся мультикультурном обществе до возрождения материнского самопожертвования.
Сьюзан Л. Мизручи — адъюнкт-профессор английских и американских исследований в Бостонском университете. Она является автором книги «Сила исторических знаний: рассказ о прошлом в Хоторне, Джеймсе и Драйзере » (Принстон).
« Наука о жертвоприношении — чрезвычайно впечатляющее исследование в области интеллектуальной и культурной истории… Сьюзен Мизручи комфортно работает в дисциплинах, которые она исследует, и ее идеи чрезвычайно поучительны и часто блестящи». — Орландо Паттерсон, Гарвардский университет
- Шекспир
Иоганн Готфрид Гердер - О Симусе Хини
Рой Фостер - Эмигранты
Ричард Ученый - Романтические отношения
Алисия Мирелес Кристофф - Разум в изгнании
Стэнли Корнгольд
Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.
Будьте в курсе последних книжных новостей.
жертв | Природа, происхождение, стихии и религии
жертвоприношение сомы
Посмотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Ашвалаяна
- Похожие темы:
- человеческая жертва козел отпущения Тауроболиум возлияние фэн
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
жертвоприношение , религиозный обряд, при котором объект подносится божеству для установления, поддержания или восстановления правильного отношения человека к священному порядку. Это сложный феномен, обнаруженный в самых ранних известных формах поклонения во всех частях мира. В настоящей статье рассматривается природа жертвоприношения и рассматриваются теории его происхождения. Затем жертвоприношение анализируется с точки зрения составляющих его элементов, таких как материал приношения, время и место жертвоприношения, а также мотив или намерение обряда. Наконец, кратко рассматриваются жертвоприношения в религиях мира.
Природа и происхождение
Природа жертвоприношения
Термин жертвоприношение происходит от латинского sacrificium , которое представляет собой комбинацию слов sacer , что означает нечто отдельное от светского или профанного для использования сверхъестественного полномочий и facere , что означает «делать». Этот термин приобрел популярное и часто светское использование для описания своего рода отказа или отказа от чего-то ценного, чтобы можно было получить что-то более ценное; например, родители приносят жертвы ради своих детей, кто-то жертвует конечностью ради своей страны. Но первоначальное использование этого термина было исключительно религиозным, относящимся к культовому акту, в ходе которого предметы отделялись или освящались и предлагались богу или какой-либо другой сверхъестественной силе; таким образом, жертвоприношение следует понимать в религиозном, культовом контексте.
Религия — это отношение человека к тому, что он считает священным или святым. Это отношение может быть представлено в различных формах. Хотя нравственное поведение, правильная вера и участие в религиозных учреждениях обычно являются составными элементами религиозной жизни, культ или поклонение обычно считаются наиболее основным и универсальным элементом. Поклонение — это реакция человека на его опыт священной силы; это ответ в действии, самоотдача, особенно через преданность и служение, трансцендентной реальности, от которой человек чувствует себя зависимым. Жертвоприношение и молитва — личная попытка человека общаться с трансцендентной реальностью словом или мыслью — являются основными актами поклонения.
В каком-то смысле в жертву всегда приносится в той или иной форме сама жизнь. Жертвоприношение есть торжество жизни, признание ее божественной и нетленной природы. В жертвоприношении высвобождается освященная жизнь жертвы как священная энергия, устанавливающая связь между жертвователем и священной силой. Через жертвоприношение жизнь возвращается к своему божественному источнику, возрождая силу или жизнь этого источника; жизнь питается жизнью. Таким образом, слово римского жертвователя своему богу: «Возрастись ( macte ) этим предложением». Однако в конечном счете благотворным для жертвователя является увеличение священной силы. В некотором смысле жертвоприношение является толчком и гарантией взаимного течения божественной жизненной силы между ее источником и ее проявлениями.
Часто акт жертвоприношения включает в себя уничтожение приношения, но это уничтожение — путем сжигания, забоя или любым другим способом — само по себе не является жертвой. Убийство животного — это средство, с помощью которого его посвященная жизнь «освобождается» и, таким образом, становится доступной для божества, а уничтожение пищевого приношения на огне жертвенника — это средство, с помощью которого божество получает подношение. Жертвоприношение как таковое, однако, является актом приношения в целом, а не просто способом его совершения.