Почему ребенок не говорит? Совет психолога
Почему ребенок не говорит? Рекомендации психологаВсе современные родители хотят, чтобы их дети начали говорить вовремя, и этот важный аспект развития не отставал от нормы. Волнения по этому вопросу начинают нарастать даже на пороге годовалого возраста, если у малыша к этому времени не появляются первые слова.
ЗРР (задержка развития речи) в наши дни – одно из самых распространенных нарушений у детей раннего возраста, преимущественно связанное с развитием стволовых структур мозга. Однако паниковать рано — зачастую решить проблему помогают время и занятия со специалистами: логопедом, логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Разберем всё по порядку в этой статье.
По существующим нормам грудничок до 4 месяцев должен начать гулить и реагировать на речь взрослых.
К 1 году должны появиться слога; к 1.5 – слова; к 2-м годам – словосочетания. В 3 года ребенок должен полноценно разговаривать хотя бы простыми предложениями. Далее его словарный запас расширяется и увеличивается, а речь становится более развернутой, в ней появляются более сложные речевые конструкции.
При большом временном отхождении от этих норм, при отсутствии слов в 2 года и полноценной речи после 3-х лет однозначно необходимо обращаться к специалистам! И чем раньше – тем лучше.
Основные причины, почему ребенок не начал говорить
Важно знать, что причина ЗРР может крыться как в физиологических нарушениях, связанных непосредственно со здоровьем ребенка, так и в социальных (общество, окружение, общая обстановка, родители).
Возможные причины ЗРР:
• Генетическая предрасположенность. Если родители малыша заговорили позже своих сверстников, то ждать от ребенка раннего речевого развития не стоит. Хотя даже в этом случае всё индивидуально.
• Стрессы и психические расстройства. Если в семье часто ругаются, разговаривают на повышенных тонах или ребенок испытывает систематические стрессы извне, это также тормозит развитие речи и в целом пагубно влияет на психоэмоциональное становление малыша, провоцируя множественные нарушения в развитии.
Необходимо изолировать ребенка от стрессового очага и обратиться к детскому или семейному психологу.• Индивидуальный темп развития. Необходимо понимать, что все дети уникальны и развиваются по-разному, незначительно отходя от существующих норм. Если речевое развитие так или иначе происходит у Вашего малыша, он произносит звуки, отдельные слова, то, возможно, ему нужно еще немного времени, чтобы «разговориться».
• Гиперопека родителей часто порождает нежелание говорить. Действительно, если ребенка понимают с полужеста и выполняют любое его желание, не стимулируя проговорить голосом, то повода напрячься и начать произносить речь, увы, нет. Здесь же работает и обратная система – протест. Если предпринимать излишние попытки разговорить малыша, заставлять или, что еще хуже, принижать – это его начнет отторгать. Во всём нужно знать меру.
• Неправильное поведение общества. С ребенком – с самого рождения – необходимо много говорить. В эпоху смартфонозависимости мы все действительно стали меньше разговаривать, поэтому и речевая функция детей развивается с задержкой. Говорите с ребенком как можно больше и чаще, обязательно умеренным темпом и внятно (избегайте беглой речи). Ребенок должен четко слышать все звуки. Читайте сказки с выражением и разной интонацией. Рассказывайте и описывайте ему происходящее вокруг. Требуйте такого подхода и от общества, с которым Ваш малыш проводит время.
Важно понимать, что гаджеты не заменят людского общения, даже напротив – они дают обратный эффект за счет фоновых звуков и чрезмерно яркой картинки, за которой ребенок не успевает следить, одновременно сопоставляя речь и вникая в неё. Соответственно, это еще одна причина ЗРР.
• Двуязычная семья. У детей-билингвов часто встречается ЗРР, и таким детям, как правило, требуется больше времени, чтобы разобраться в языках и начать говорить. Позже у них часто имеются проблемы в речи в связи с путаницей в языках. Детям-билингвам с раннего возраста лучше всего заниматься с логопедом. И, по возможности, использовать для общения с ребенком раннего возраста один язык.
• Нарушения артикуляционного аппарата. Список причин данного нарушения очень велик – от ослабления мышечной ткани до проблем с уздечкой языка. Причину всегда поможет выявить логопед после диагностики малыша.
•Нарушения слуха. Как правило, данное нарушение можно выявить еще в грудничковом возрасте, если малыш никак не реагирует на звуки, не проявляет интерес к звуковым игрушкам или не улыбается при мамином голосе. При малейших подозрениях на проблемы со слухом необходимо сразу же обратиться к специалистам (отоларингологу и неврологу)!
• Нарушения зрения. Если данная проблема присутствует у ребенка, возможно, ему сложно начать воспроизводить речь, т.к. он не видит или плохо видит картину происходящего вокруг и не понимает, что к чему соотнести. С данным нарушением, разумеется, срочно ко врачу.
• Поражения головного мозга, связанные с родовыми травмами, внутриутробными инфекциями, асфиксией, перенесенными инфекционными заболеваниями в грудничковом возрасте, черепно-мозговыми травмами, нарушениями центральной нервной системы, врожденными патологиями (аутизм, олигофрения, гипотиреоз, все формы ДЦП и т.
д.). В этих случаях потребуется комплексная помощь медиков, логопедов-дефектологов и нейропсихологов.Важно, что с любой причиной задержки развития речи можно и нужно работать! В зависимости от нарушения на помощь приходят врачи и такие специалисты, как нейропсихолог, психолог, логопед и логопед-дефектолог. Чем раньше родители заподозрят ЗРР и обратятся за помощью, тем быстрее и проще начнется развитие речевой функции ребенка и, как следствие, это поможет избежать задержки в развитии и других психических функций ребенка. Например, развитие речи напрямую связано с развитием мышления.
Ребенок не говорит в 1 год
Если ребенок не говорит в годовалом возрасте, то, вероятнее всего, волноваться еще рано. Если мы подразумеваем непосредственно речь — слова или словосочетания, то в год ребенок и не должен радовать вас широким лексиконом. Конечно, бывают случаи, когда и в годовалом возрасте дети начинают говорить, но это исключение, а не правило.
На что обратить внимание и как выявить нарушения в речевой функции годовалого ребенка?
1) Посмотрите, как реагирует ваш ребенок на речь взрослого. Малыш должен слышать обращения к нему, выполнять какие-либо несложные задания или реагировать на них, например, недовольством или соответствующим качанием головы (да/нет).
2) Обратите внимание и на реакцию на любые звуковые предметы, например, игрушки со звуком. Интересуется ли ими малыш, проявляет ли желание повзаимодействовать, поворачивает ли голову в сторону, откуда издается звук?
3) Вспомните, как малыш развивался в течение первого года: когда началось гуление, лепет, первые слога. По-хорошему «агукать» грудничок должен начать до 3-х месячного возраста, лепет должен появиться к 9-ти месяцам, а в год – какие-никакие слога (ба, да, па, ма и т.д.).
Если в год у ребенка отсутствует лепет и слога, он не реагирует на звуки и обращенную речь — стоит обратиться к специалистам и пройти диагностику.
Ребенок не говорит в 2 года
Как правило, к 2-м годам большинство детей (особенно девочек) «разговариваются». Конечно, они по-прежнему не обладают широким лексиконом, но он постепенно нарастает. Многие детки к этому возрасту говорят словосочетаниями или простыми предложениями, однако бывают и исключения: некоторые дети говорят очень хорошо, включая понятную взрослым речь и сложносочиненные/сложноподчиненные предложения; некоторые же продолжают находиться в режиме «молчуна».
Все дети разные, и развиваются они тоже по-разному. Нет ничего зазорного в том, что Ваш ребенок отстает от сверстников в каком-либо навыке.
Конечно, очень важно заниматься с ребенком: разговаривать, читать сказки, стихотворения, петь детские песенки и особое внимание уделять развитию мелкой моторики. Именно она во многом влияет на запуск речи.
Если ребенок не говорит в 2 года, обратите внимание, на каком этапе развития находится его речевая функция. Как минимум, у малыша должен быть хотя бы небольшой запас слов, которыми он периодически оперирует в диалоге. В противном случае не пренебрегайте посещением специалистов. Начать лучше с логопеда, нейропсихолога и невролога.
Ребенок не говорит в 3 года
Как показывает статистика, к 3-м годам речь осваивают 80% здоровых детей. Именно в этом возрасте стоит уделить особо пристальное внимание, если ребенок все еще не спешит с разговорной речью. Посмотрите, как нарастает лексикон малыша. Если с каждым днем вы видите хотя бы незначительный прогресс, то причин для беспокойства нет — Ваш ребенок вот-вот заговорит. В любом другом случае ждать не рекомендуется – необходимо в срочном порядке провести диагностику, выявить причину ЗРР и начать работу. Как правило, занятия с нейропсихологом и логопедом довольно быстро дают положительные результаты, прогресс будет виден уже через несколько месяцев стабильных занятий.
Читайте нашу подробную статью на тему задержки развития речи в 3 года
Ребенок не говорит в 4 года
При отсутствии речи в этом возрасте и позже ребенок уже должен быть под наблюдением специалистов и вести с ними работу над запуском речи. ЗРР в 4 года еще не является грубой патологией, но уже требует систематических занятий с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. В работу по развитию речи обычно входит логопедический массаж, логоритмика, упражнения по постановке звуков (артикуляционная гимнастика), активное стимулирование мелкой моторики, элементы сенсорной интеграции и различные игровые методики, запускающие речевую функцию ребенка.
Аналогичные мероприятия проводятся, если ребенок не хочет говорить в 5 и 6 лет соответственно.
Как помочь ребенку?
Первое, что нужно понять и принять родителям, — не пренебрегать консультацией специалистов. Обращаться за помощью следует, как только Вы начали замечать конкретные отклонения в речевом развитии ребенка, не дожидаясь определенного возраста. Чем раньше Вы начнете работу с проблемой, тем быстрее и проще Вам удастся ее разрешить, пока она не обросла дополнительными сложностями.
Помимо занятий с логопедом или логопедом-дефектологом необходимо создать все условия для гармоничного развития и, соответственно, скорейшего запуска речи дома.
Во-первых, в семье должна царить спокойная обстановка. Никаких повышенных тонов – только любовь и гармония, ежедневно окутывающая ребенка.
Занимайтесь с малышом каждый день – это должно входить в график обязательных мероприятий. Выделите по 15-20 минут 3-4 раза в день. Рисование, чтение, лепка, занятия с мелкими предметами (например, крупы), развивающие игры – чередуйте всё в течение дня. И обязательно проговаривайте каждое действие.
Говорить с ребенком нужно постоянно. Моете посуду – говорите; гладите вещи – говорите; готовите – говорите. Малыш должен слышать Вашу речь, и важно: речь должна исходить именно от окружающих его людей, телевизор или любой другой гаджет не подойдет, напротив, это будешь лишь тормозить запуск речи. Возьмите за правило: все электронные носители при ребенке (тем более у него) – табу.
Мотивируйте ребенка говорить. Если ребенок что-то хочет, просите проговорить это голосом, не исполняйте желания по малейшему жесту. Помогите составить просьбу, проговорите по слогам несколько раз.
Проводите вместе как можно больше времени: гуляйте на свежем воздухе, рассказывая об окружающей среде, водите в парки, детские комнаты и на площадки, общественные места и, конечно, не пренебрегайте детским садом – ГКП или полного дня. Социализация и нахождение в обществе (особенно с говорящими сверстниками) всегда идет на помощь «молчунам».
Дополнительно: проветривайте помещение, где находится ребенок, создавайте влажность (не менее 45%), температура воздуха в помещении не должна превышать 22-23 С°.
Все эти действия должна делать не только мама, но и все, кто находится и общается с ребенком. Чем больше людей будут проводить данные мероприятия – тем лучше.
Постарайтесь выявить причину ЗРР или обратитесь к специалистам – логопеду или логопеду-дефектологу. Очень важно работать не только с самим нарушением — куда важнее проработать первопричину, потому что зачастую она влечет за собой и другие задержки в развитии ребенка.
Берегите своих детей и всегда обеспечивайте их вниманием в должной мере!
Ребенок не хочет говорить или не может?
Комсомольская правдаРезультаты поиска
Дом. СемьяМама и малышМама и малыш: Воспитание и развитие
Анна ГЕРАСИМЕНКО
3 декабря 2013 13:12
Как распознать задержку речевого развития и как заниматься с ребенком дома, чтобы он скорее заговорил, рассказывает логопед-дефектолог
— Все понимаю, но пока ответить не могу…Фото: GLOBAL LOOK PRESS
ПИСЬМО ЧИТАТЕЛЯ
Ребенку 3 года. Не хочет говорить. Любит Машу из мультика, называет ее «маса». Еще говорит «упала» очень четко. Все понимает, но сперва хлопает в ладоши. Потом смотрит и все делает. Может это задержка развития? Ольга.
Что такое задержка развития, как эту задержку распознать, почему еще дети могут «молчать», и когда вообще ребенок должен начинать говорить? Все эти вопросы мы задали логопеду-дефектологу Детской клиники МЕДСИ Марине АГАПОВОЙ.
— В последнее время все чаще и чаще мы ставим детям диагноз «задержка речевого развития», — говорит Марина АГАПОВА. — Особенно ярко этот дефект проявляется именно к 3 годам. При нормальном развитии речи в этом возрасте ребенок уже пользуется фразой, измененной, неразборчивой, но все же фразой. Складывает слова в предложения.
От 1 года до 2 лет малыш накапливает, обзаводится своим словарем — учится и понимать, и говорить. Словарь развивается долго, усложняется, изменяется, именно из него формируются первые фразы, короткие, обычно предметно-бытовые.
Период с 2 до 3 лет — самое время крохе начинать использовать в общении фразы, да и вообще это период, когда ребенок учится общению с окружающими.
Сначала — лепетные, или измененные по структуре слова — такая временная речь! Потом они начинают звучать по два рядом, это уже начало фразы! Да, непонятной, неразборчивой, но фразы. Это каркас, который медленно но непременно обрастет словами — названия предметов (существительные), действия (глаголы), признаки (прилагательные). Сложные части речи придут позже.
Задержка речевого развития — дефект непростой. Он требует вмешательства ряда специалистов — логопеда, дефектолога, невропатолога. Но главные борцы с этой проблемой — мама, папа и семья, в которой ребенок растет!
ОТКУДА БЕРЕТСЯ На задержку речевого развития может повлиять как течение беременности и родов, так и заболевания, перенесенные ребенком до года, его моторное и речевое развитие на самых ранних этапах жизни. Преждевременные роды, гипоксия плода, асфиксия во время родов (когда ребенок закричал не сразу), стремительные роды — все это, как правило, может стать причиной появления ЗРР.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ Дети с задержкой речевого развития обычно очень активные, непоседливы, раздражительны сверх меры. Первые слова такие малыши произносят вовремя — к году — но слов мало, до 10-15, они носят лепетный или слоговой смысл.
Другая ситуация: первые слова появляются значительно позже установленных норм, после 1,5 лет, ближе к 2 годам. Напомним, что мы говорим о задержке РЕЧИ, а не психического развития.
КАК БОРОТЬСЯ
Задержка речевого развития преодолима. Вот, что рекомендует делать специалисты:
Если ребенок при общении использует жесты, указывает и сопровождает этот жест звуком, от этого необходимо постепенно «уходить». Когда малышу что-то нужно от вас, не требуйте от него – «скажи… я тебя не понимаю». Это неправильно, он не говорит, потому что не может выбрать из уже большого пассивного словаря, слова подходящие к ситуации. Помогите ему, попробуйте предоставить ему на выбор не более 2 предметов, четко произнося их название – «куклу или мишку, кого ты хочешь взять?», пары могут быть самого разного назначения — посуда, игрушки, предметы обихода, при условии, что они хорошо знакомы ребенку. Если не знакомы, и их много, ребенок захочет взять все!
Мама, находясь рядом, постоянно должна оговаривать свои действия и действия ребенка. «Мы с тобой идем гулять, принеси синие (красные, коричневые и т. д.) ботиночки (сапожки), на улице холодно… молодец!» Такой вариант общения понятен, он исходит от мамы и должен непременно соответствовать данному периоду времени.
Развитие идет от простого к сложному, это может показаться примитивным, но это хорошо работает при преодолении задержки речи.
ВАЖНО Повторенное вами слово не должно произноситься много раз. Разнообразьте свою речь и ситуации. Даже при схеме «Вы говорите — ребенок слушает и делает». И наступит время, когда он вам ответит сам. Только не используйте команд «повтори»!
Из практических навыков следует развивать мелкую моторику рук — погладить ладошку ребенка, укладывая его спать, научите мыть руки. Очень полезное занятие — лепка. Начинается всегда с движений ладошек. И все время разговаривайте – «Дай желтый кусочек, что будем лепить, шарик или блинчик, давай блинчик». Кивок головой, любой звук в ответ — это уже начало диалога с с мамой! То же с карандашами, кубиками, предметами быта. Очень здорово помогают «заговорить» занятия с книжками. Картинки должны быть крупными, без мелких прорисованных деталей. Вы начинаете читать, рассказывать «Посадил дед…. Выросла репка какая…». Сначала малыш будет договаривать, а потом самостоятельно пересказывать. И вот тут жесты очень даже к месту — какая репка больша-а-ая! Это эмоциональная близость и понимание друг друга!
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ
Пусть малыш играет сам с разборными игрушками — матрешки, кубики, мозаики, конструкторы. Ребенку интересно то, что понятно, участником чего он может стать!
Долой телевизор! Сократите время у «голубого экрана» до 10-15 минут.
ПОБЕДА Самый важный момент. как определить, что задержки развития речи больше нет? Слушайте свое чадо. Как только появится фраза из 2-3 слов, это будет значить, что задержка речи кончилась!
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: kp@kp. ru
Как разговаривать с тем, кто не хочет открываться
Если кто-то не хочет с вами разговаривать, он не будет. Даже если вы будете практиковать каждый навык, которому мы учим в Решающих беседах , именно так, как мы вам говорим, вы не сможете заставить кого-то вести диалог. Это раздражает в любом месте. Но на работе это может показаться препятствием для выполнения вашей работы. Так почему же навыки не работают?
Видите ли, эти навыки не являются методами управления другими. Они не являются инструментами для манипулирования поведением или устранения свободы воли других. Эти навыки имеют пределы и не гарантируют, что другие люди будут вести себя именно так, как вы хотите. Облом!
Встраивание безопасности в отношения
Первый разговор часто является отправной точкой для многих других взаимодействий. Эти разговоры могут быть первым из многих на пути к превращению негативных отношений в позитивные, первым из многих необходимых для исправления ошибки. Что, если мы будем стремиться не только к разговору, основанному на взаимной цели и уважении, но и к богатым отношениям, основанным на этих условиях?
Эти принципы и навыки касаются более чем один разговор. Это способы построения отношений, команд и семей. Самое мудрое использование этих навыков — выработать здоровые привычки, а не использовать их время от времени в отдельных взаимодействиях.
Как заставить подростка чувствовать себя в безопасности, чтобы поговорить
Вот как я видел это в своей семье. Много лет назад у меня были серьезные опасения по поводу одной из моих дочерей-подростков. Она всегда была отличницей, но потом ее оценки упали. Она начала приносить домой Cs и Ds. Уход за ней ухудшился. А после школы, вместо того, чтобы тусоваться с подругами, она оставалась в своей комнате одна.
Я знал, что что-то не так. Но мои неоднократные попытки использовать свои лучшие навыки, чтобы заставить ее говорить, были отвергнуты ледяным молчанием или угрюмыми ответами из одного слова. Если она и начинала разговор, то только для того, чтобы пожаловаться или сделать саркастический комментарий.
Эти важнейшие разговоры с моей дочерью легко счесть неудачей. Ни одна попытка не создала с ней диалога и не решила проблему. Тем не менее, последовательно применяемые принципы могут со временем оказать сильное влияние. Каждая искренняя попытка поговорить с ней делала ее безопаснее. Каждый раз, когда я отвечал на ее сарказм с уважением, я заботился о безопасности. Каждый раз, когда я прекращал зондировать до того, как она чувствовала себя подавленной, я проявлял уважение к ее частной жизни.
Когда я поделился своими добрыми намерениями и предложил свою помощь, ее негативные истории смягчились.
Затем наступил памятный момент. После нескольких недель терпеливых усилий, когда она, наконец, почувствовала себя в достаточной безопасности, она подошла ко мне, поделилась проблемой и попросила моей помощи. Наш разговор привел к пониманию и выборам и вселил в нее решимость их использовать.
Будьте терпеливы: обеспечение безопасности требует времени
Если вы используете эти навыки именно так, как мы вам говорим, а другой человек не хочет вести диалог, вы не будете вести диалог. Но пока вы работаете над тем, чтобы превратить свое рабочее место в место взаимной цели и уважения, будьте терпеливы. Может потребоваться некоторое время, чтобы обеспечить безопасность, необходимую для того, чтобы увидеть изменения, которые вы ищете.
Однако, если вы настойчивы, отказываетесь обижаться, делаете свои мотивы искренними, проявляете уважение и постоянно ищете взаимную цель, то другой человек почти всегда присоединится к вам, даже если на это потребуется некоторое время.
Что делать, если кто-то не хочет говорить
Лия МетерЛия Метер
Специалист по коммуникациям + Soft Skills. Помогая сделать «человеческую часть» лидерства и трудовой жизни проще.
Опубликовано 25 сентября 2019 г.
+ Подписаться
Как заставить человека говорить о проблеме, когда он этого не хочет?
Это вопрос, который Лиза* задала мне после посещения моего семинара «Не стреляй в посланника».
Лиза была замужем, у нее было четверо детей, и у нее были проблемы с мужем.
Она много раз пыталась поговорить с ним об их проблемах, но он наотрез отказывался вмешиваться.
Она спросила меня, что ей делать.
Простой ответ: вы не можете ЗАСТАВИТЬ кого-то говорить о проблеме, если он этого не хочет. Вы также не можете ЗАСТАВИТЬ их слушать или слышать то, что им говорят.
Что вы можете сделать, так это повлиять на них, построив беседу таким образом, чтобы побудить их к участию.
Вот шесть советов, как:
1) Учитывайте время. Хотя нет «правильного» времени для жесткого разговора, избегайте его в пылу спора, на глазах у других или когда один из вас выбегает за дверь.
2) Объясните, почему. Объясните, почему вы хотите поговорить. Четко сформулируйте свое намерение — речь идет о желании улучшить ситуацию, а не о вине и обвинениях.
3) Что это даст мне? Это важный вопрос: расскажите им, какую пользу им принесет беседа. Что они получат от этого? Как это поможет или улучшит ситуацию?
4) Управляйте своими эмоциями. Как бы это ни было сложно, смоделируйте поведение, которое вы хотите видеть в них. Это означает быть открытым, любопытным и спокойным, а не защищаться, агрессивно и расстроено.
5) Сопереживание. Поставьте себя на их место и покажите, что понимаете, что для них это сложно. Вы можете сказать: «Я понимаю, что вы не хотите вести этот разговор» или «Я знаю, что об этом трудно говорить…»
6) Опишите следующие шаги. Объясните, почему для вас так важен разговор, и объясните, какой выбор или действие вы предпримете, если они откажутся участвовать. Речь идет не об угрозах, а о том, чтобы быть честным и ясным в отношении того, что их решение означает для вас.
После этого мяч на их стороне. Дайте им время обдумать и подумать об этом, а затем оставьте все как есть.
Вы сделали свой выбор, и теперь пришло время им сделать свой.
Надеюсь, они придут на вечеринку и заведут жесткий разговор, но если они этого не сделают и вы решите уйти — от разговора или от отношений — вы можете сделать это, зная, что сделали все, что могли.