Рокич методика ценностные ориентации интерпретация результатов: Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример.

Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М.: «Смысл», 1992. 17 с


База данных защищена авторским правом ©psihdocs. ru 2023
обратиться к администрации


Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации. — М.: «СМЫСЛ», 1992. — 17 с.
ЦО является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процессе социализации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, «наиболее характерные для Вас», «наиболее характерные для Ваших друзей» и т.п.) происходит с помощью процедуры ранжирования или, а некоторых версиях методики, с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондента нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей;

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации, с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых «зон», в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей не только по степени выраженности, но и по конкретному их «набору». Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы внутреннего мира. В исследовательских целях используются, как правило, громоздкие многоступенчатые процедуры, позволяющие выявить ценностные ориентации в формулировках самих испытуемых, однако такие процедуры непригодны для решения повседневных прикладных задач.

Наиболее известной и признанной методикой диагностики ценностных ориентации является тест ценностных предпочте­ний Г. Олпорта, Ф. Вернона и Г. Линдзи (Allport-Vernon-Lindzey «Study of Values»). Этот тест, созданный в 1931 году и усовершенствованный в 1951 г., опирается на теорию Э. Шпрангера, выделяющего шесть типов личности по направленности ее интересов: теоретический, экономический, эстетический, политический, социальный и религиозный.

Сам тест состоит из двух частей. В первой части испытуемым предлагается выбрать один из двух вариантов ответов на вопрос и оценить степень своего предпочтения; во второй части требуется проранжировать по степени предпочтения четыре предложенные. альтернативы на каждый из вопросов. Результат представляется в виде профиля ценностных предпочтений, отражающего сравнительную значимость для испытуемого каждой из шести групп ценностей или интересов. Тест ценностных предпочтений обладает хорошими показателями надежности и валидности и получил широкое распространение; вместе с тем, основным его недостатком является ограни­ченность шестью выделенными чисто теоретически типами направленности ценностных предпочтений. Долгое время этот тест оставался практически единственной общеупотребительной стандартизованной методикой диагностики ценностных ориента­ции. Наряду с ним использовались также разного рода шкалы субъективного оценивания тех или иных объектов, рассматриваемых как ценности.

Методика изучения ценностных ориентации (The value survey) разработана М. Рокичем (Rokeach, 1973) и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. Специальное исследование, в котором сравнивались пять стандартизованных методов изучения ценностей — три разновидности оценочных шкал, прямое ранжирование списка и парное сравнение — показало, что наиболее надежные результаты позволяют получить два последних метода, в особенности метод парных сравнений (Саганенко, 1969). Однако возможность его применения связана с величиной списка ценностей: если для 7 ценностей нужно произвести 21 сравнение, то для 12 ценностей — 66, а для 18 ценностей — 153 сравнения! Метод парных сравнений годен лишь для небольших списков, где еще не начинают влиять факторы утомления и насыщения; более удобным поэтому является метод прямого ранжирования, незначительно уступающий ему по надежности.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как «…устойчивое убеждение в том,. что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» (Rokeach, 1973, с. 5). Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; 3) ценности организованы в системы; 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и. личности; 5) влияние ценностей прослежи­вается практически во всех социальных феноменах, заслужива­ющих изучения (там же, с.З).

М. Рокич различает дна класса ценностей — терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич опреде­ляет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индиви­дуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях (Rokeach, 1972, с.

160). По сути, разведение терми­нальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Каталог: Articles
Articles -> Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста
Articles -> Инновационное образование: вызовы и решения
Articles -> Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза
Articles -> Использование инноваций, как составляющих компонентов инфраструктуры рынка образовательных услуг
Articles -> Печатается по решению кафедры
Articles -> Повышение квалификации педагогов
Articles -> Этап Время Деятельность учителя
Articles -> Приложение №4 Ответы на вопросы
Articles -> Кобаидзе Нина Иванована


Скачать 92,5 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

ЦЕННО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА: РЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ

. 2021;74(5):1079-1085.

Желанов Дмитрий Владимирович 1 , Борис I Паламар 2 , Татьяна С Грузиева 2 , Виктория В Желанова 3 , Инна В Леонтьева 3 , Епихина Марина А 4

Принадлежности

  • 1 ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. С. СКОВОРОДА, ХАРЬКОВ, УКРАИНА.
  • 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. БОГОМОЛЕЦА, КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БОРИСА ГРИНЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, СТАРОБИЛЬСК, УКРАИНА.
  • PMID: 34090268
Бесплатная статья

Желанов Дмитрий В. и др. Вид Лек. 2021.

Бесплатная статья

. 2021;74(5):1079-1085.

Авторы

Желанов Дмитрий Владимирович 1 , Борис I Паламар 2 , Татьяна С Грузиева 2 , Виктория В Желанова 3 , Инна В Леонтьева 3 , Епихина Марина А 4

Принадлежности

  • 1 ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г. С. СКОВОРОДА, ХАРЬКОВ, УКРАИНА.
  • 2 НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. БОГОМОЛЕЦА, КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 3 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КИЕВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БОРИСА ГРИНЧЕНКО, КИЕВ, УКРАИНА.
  • 4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЛУГАНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ТАРАСА ШЕВЧЕНКО, СТАРОБИЛЬСК, УКРАИНА.
  • PMID: 34090268

Абстрактный

Цель: Цель: в статье представлены теоретическое обоснование ценностно-мотивационной составляющей здорового образа жизни, методика диагностики, результаты количественного и качественного анализа реального состояния ее сформированности у студентов современных вузов; представлены педагогические средства здоровьеориентированного, содержащие интерактивные и рефлексивно ориентированные формы и методы воспитания здорового образа жизни; приведены конкретные примеры их реализации.

Пациенты и методы: Материалы и методы: Комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение) и диагностических стандартизированных методов (метод М. Рокич «Ценностные ориентации», опросник Р. Березовской «Отношение к здоровью» (ценностно-мотивационная шкала)). , опросник «Мотивационная составляющая здорового образа жизни» (Н. Волошко, В. Рыбалка).

Полученные результаты: Результаты: Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на ценностном отношении к сохранению, улучшению и укреплению здоровья посредством мотивированной деятельности, направленной на улучшение условий жизни, что обеспечивает качественную самореализацию личности во всех сферах жизнедеятельности. Существенным компонентом структуры здорового образа жизни является ценностно-мотивационный компонент как совокупность мотивов, потребностей, установок на сохранение собственного здоровья и воспитание чувства ответственности за него. Педагогические средства оздоровительной направленности представляют собой совокупность интерактивных и рефлексивно ориентированных форм и методов формирования здорового образа жизни, в основе которых лежит партнерское субъект-субъектное взаимодействие учителя и учащихся, их диалог, полилогия и сотрудничество.

Заключение: Выводы. Теоретическое осмысление и результаты диагностического исследования позволили определить сущность и структуру здорового образа жизни, определить реальное состояние сформированности его ценностно-мотивационного компонента и разработать педагогический инструментарий оздоровительной направленности.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; педагогические средства оздоровительной направленности; ценностно-мотивационный компонент здорового образа жизни.

Похожие статьи

  • [Девочки более успешны, чем мальчики в университете. Гендерно-групповые различия в моделях, интегрирующих мотивационный и агрессивный компоненты, коррелирующие с тестовой тревожностью.

    Массон А.М., Ойоа П., Кадо М., Нахама В., Пети Ф., Анссо М. Массон А.М. и др. Энцефал. 2004 г., январь-февраль; 30(1):1-15. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95410-3. Энцефал. 2004. PMID: 15029071 Французский.

  • ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ Оздоровительно-физкультурной деятельности.

    Грибань Г.П., Мирошниченко М.С., Ткаченко П.П., Краснов В.П., Карпюк Р.П., Мехед О.Б., Шиян В.М. Грибань Г.П. и соавт. Вид Лек. 2021;74(5):1074-1078. Вид Лек. 2021. PMID: 34090267

  • Роль ученых-фармацевтов в формировании здорового образа жизни как ценностной ориентации.

    Галий Л., Лутаева Т., Ленчик Л., Суриков О., Мороз С. Галий Л. и др. Аптека (Базель). 2022 26 января; 10 (1): 20. doi: 10.3390/pharmacy10010020. Аптека (Базель). 2022. PMID: 35202070 Бесплатная статья ЧВК.

  • ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

    Пантюк Т.И., Пантюк М.П., ​​Квас О.В., Федчишин Н.О., Романчук О.В., Клим М.И., Перхун Л.В. Пантюк Т.И. и соавт. Вид Лек. 2021;74(10 п.1):2477-2481. Вид Лек. 2021. PMID: 34897008

  • Эффективность мотивационного интервьюирования по изменению образа жизни и состоянию здоровья клиентов из группы риска или с диагнозом сердечно-сосудистые заболевания: систематический обзор.

    Lee WW, Choi KC, Yum RW, Yu DS, Председатель SY. Ли В. В. и др. Int J Nurs Stud. 2016 янв; 53:331-41. doi: 10.1016/j.ijnurstu.2015.09.010. Epub 2015 3 октября. Int J Nurs Stud. 2016. PMID: 26493130 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

термины MeSH

Восприятие успеха подростками

%PDF-1.7 % 1 0 объект > >> эндообъект 6 0 объект > эндообъект 2 0 объект > транслировать application/pdf10.1016/j.sbspro.2016.10.116

  • Восприятие успеха подростками
  • Карабанова Ольга Александровна
  • Дарья Александровна Бухаленкова
  • подростков
  • успех
  • саморазвитие
  • ориентация на смысл жизни
  • цель в жизни
  • Труды — Социальные и поведенческие науки, 233 (2016) 13-17.
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *