Что такое неформальное лидерство — Всё о человеческом общении
Содержание:
Типы лидерства
Ситуативность неформального лидерства
Общие характеристики неформального лидерства
Под неформальным лидерством понимают целенаправленное эффективное влияние людей, не имеющих соответствующей административной власти, на других.
Это влияние является побуждением для членов группы поступать определенным образом. Неформальный лидер способен задавать направление деятельности коллектива на основе своих личных качеств: обаяния, убедительности, сильных черт характера.
Как правило, выявление неформального лидера происходит стихийно, по разным причинам и при разных обстоятельствах. Будущий лидер может иметь высокий уровень компетенции в насущном вопросе, большой опыт профессиональный или жизненный, особенности характера, которые отметят для себя члены группы как предпочтительные: отзывчивость, чуткость, готовность помочь и т. д.
Типы лидерства
Психолог Л.И.Уманский выделяет несколько типов лидерства в контактных группах:
Организатор выполняет функцию групповой интеграции, способен объединить, сплотить группу для решения совместной задачи и достижения общей цели. Инициатор главенствует при решении новых задач, выдвигает идеи. Эрудит обладает обширными знаниями в области, которая является значимой для группы в данный момент. Генератор эмоционального настроя объединяет вокруг себя членов коллектива и создает верное настроение вокруг решаемой задачи. Мастер является профессионалом в своем деле.
Существуют и другие классификации типов неформального лидерства, основанных на иных подходах.
Ситуативность неформального лидерства
Кто будет неформальным лидером группы зависит от ситуативного контекста. В одной ситуации в роли лидера может выступать один член коллектива, владеющий, например, исчерпывающими знаниями, в другой – человек с веселым нравом, заводила и балагур.
В системе неформальных отношений может выделиться сразу несколько лидеров.
Степень их влияния на группу будет различной. Возникают ситуации, когда влияние одного лидера доминирует над влиянием остальных лидеров.Общие характеристики неформального лидерства
Все неформальные лидеры понимают и принимают образующиеся нормы и правила группы. Он является носителем групповых норм. В одной из классификаций существует лидерский тип: лидер-эталон, это значит, что он является идеалом и примером для членов группы, образцовым носителем групповых норм.
Такой человек занимается активным внедрением этих норм и правил в группу. Неформальный лидер больше всех информирован по вопросам, важным для группы.
Он эффективно общается: может легко контактировать с людьми, использует дифференцированный подход к каждому члену коллектива, владеет разнообразными формами общения, посредством этого влияет на людей.
Любой неформальный лидер, в большей или меньшей степени, стремится к руководству. Это объясняется наличием потребности направлять деятельность группы, а если это направление эффективно, лидер получает удовлетворение от сделанного.
определения и различия • BUOM
Сильное лидерство на рабочем месте может улучшить производительность, моральный дух и потенциал для успеха. И формальные лидеры, и неформальные лидеры могут привести организацию к этим улучшениям. Если вы стремитесь занять более высокую должность на своей работе или просто хотите развить лидерские качества, важно понимать эти типы лидерства и то, чем они отличаются друг от друга. В этой статье мы объясним, что такое лидер, дадим определение формальному и неформальному лидерству и рассмотрим некоторые различия между двумя формами лидерства.
Кто такой лидер?
Лидер – это человек, который может влиять на действия других. Лидеры существуют в контексте групп, включая команды, компании и другие подобные организации. Остальные члены группы полагаются на лидера в принятии решений и определении действий, которые позволяют им достичь своих целей. Например, тренер баскетбольной команды является лидером, который диктует стратегию группы и количество игрового времени, которое получает каждый игрок, и этот выбор может напрямую повлиять на исход игры.
Существует несколько стилей лидерства. При принятии ключевых решений некоторые лидеры обращаются к вовлеченным сторонам, другие придерживаются автократического подхода к принятию решений, а третьи предпочитают промежуточный стиль, сочетающий элементы демократии и автократии. Однако, независимо от конкретного стиля, эффективные лидеры часто имеют определенные общие черты. Это включает:
Решительность: Решительность — это способность принимать решения или действовать быстро и эффективно. Этот навык часто проистекает из обширного опыта, который позволяет человеку предсказывать потенциальные результаты на основе прошлых результатов.
Коммуникация: Коммуникация – это способность передавать информацию и улучшать понимание. Сильные коммуникативные навыки необходимы, потому что они позволяют лидерам эффективно делиться своим видением успеха и способами его достижения.
Решение проблем: Решение проблем относится к способности понять, почему возникают проблемы и как их преодолеть. Если лидер обладает отличными навыками решения проблем, другие в организации с большей вероятностью будут доверять ему преодоление любых препятствий, с которыми сталкивается группа.
Коучинг: Коучинг – это способность поддерживать и развивать способности других и помогать им реализовать свой потенциал. Лидеры могут обучать других, предоставляя честную, действенную обратную связь и рекомендации по возможностям развития.
Ответственность: когда у лидера есть чувство ответственности, он чувствует, что несет ответственность за любые ошибки или спады, которые происходят. Они считают, что успех зависит от хорошего выполнения своей работы, поэтому они лично заинтересованы в достижении положительных результатов.
Что такое формальное лидерство?
Формальное лидерство — это обстоятельство, при котором лицо является официально признанным главой группы или организации. Этот тип лидерства связан с должностью, поэтому профессиональная ответственность формальных лидеров заключается в том, чтобы мотивировать своих младших сотрудников и брать на себя ответственность за факторы, которые могут привести к успеху организации, такие как распределение ресурсов и принятие решений.
Генеральный директор корпорации является примером формального лидера. Они несут ответственность за управление всеми ресурсами и операциями, а также за принятие решений, ведущих компанию к прибыльности. Кроме того, как высшее руководство организации, они официально имеют больше полномочий, чем другие в компании.
Что такое неформальное лидерство?
Неформальное лидерство — это когда человек не имеет официального статуса лидера группы, но другие члены группы видят в нем и считают его ведущей силой. Неформальные лидеры, как правило, опытны и хорошо осведомлены, поэтому именно к ним люди обращаются за ответами и рекомендациями. Часто они заслужили статус неформального лидера, развивая прочные отношения с окружающими их людьми и доказывая своими действиями надежность и надежность.
Примером неформального лидера является коллега, хорошо известный своим интеллектом, мудростью и коммуникабельностью. Этот человек не обязательно является высокопоставленным членом организации, но другие уважают его и обычно обращаются к нему за советом и информацией о процедурах. На встречах они могут часто предлагать действенные идеи, которые приводят к решению проблем. Если они дают инструкции, другие часто охотно прислушиваются к ним.
Формальное и неформальное лидерство
Между формальным и неформальным лидерством есть несколько различий. Это включает:
Авторитет против влияния
Формальные и неформальные лидеры черпают свой авторитет из разных источников. Для формальных лидеров их власть проистекает из иерархии, в которой они действуют. Человек, назначенный на руководящую должность, имеет право принимать решения и делегировать задачи, потому что его титул наделяет его этой властью, и члены иерархии признают это.
Напротив, у неформальных лидеров меньше власти, чем влияния. Их сила основана на доверии, дружелюбии и общих интересах с коллегами, а также на репутации, которую они заработали благодаря своей работе. Члены внутри организации признают качества, а не звание неформального лидера.
Ограниченные и экспансивные отношения
Как формальные, так и неформальные лидеры поддерживают профессиональные отношения, но отношения одного часто обязательно более узкие, чем отношения другого. Обычно формальные лидеры наиболее тесно сотрудничают с другими высокопоставленными членами своей организации, такими как руководители и люди, занимающие уровень в иерархии непосредственно ниже их. Их полномочия позволяют им делегировать передачу информации своим младшим, тем самым ограничивая профессиональные ассоциации, которые они обычно имеют.
Профессиональные отношения неформальных лидеров часто охватывают более широкий круг членов организации. Они работают непосредственно вместе с членами своей команды, но также работают между отделами. Обычно другие команды знают и признают свой статус неформального лидера и, таким образом, общаются с ними по важным вопросам, доверяя им распространение информации среди соответствующих сторон.
Индивидуальное и совместное принятие решений
При формальном лидерстве решения обычно исходят непосредственно от самих лидеров. Консультанты могут вносить некоторый вклад, но указание продолжать определенный курс исходит от одного человека. Например, генеральный директор может решить повысить минимальную зарплату в своей компании, сократив разрыв между самыми низкими и самыми высокими доходами в организации. Другие руководители компании могут не согласиться с этим решением, но решающее право принадлежит генеральному директору.
Однако при неформальном лидерстве процесс принятия решений часто приглашает других участников внести свой вклад в процесс. Вместо того, чтобы направлять действия других, неформальный лидер, скорее всего, спросит их мнение и побудит их задавать вопросы. Затем, прежде чем принять решение, неформальный лидер может сначала подтвердить, что другие согласны с ним. Таким образом, члены организации, не являющиеся лидерами, могут влиять на курс, который избирает группа.
Организация против членов
Когда формальные лидеры принимают решения, они обычно имеют в виду прежде всего цели организации, а влияние на членов может быть второстепенным соображением. Например, если генеральный директор решает сосредоточить большую часть маркетинговых усилий компании на конкретном продукте, это решение, вероятно, проистекает из убеждения, что этот продукт может принести наибольшую прибыль. Если эта попытка увенчается успехом, она сначала улучшит компанию, а затем потенциально принесет пользу сотрудникам.
Однако неформальные лидеры обычно принимают решения, заботясь прежде всего о благополучии и интересах своих коллег. Например, неформальный лидер, работающий с другими над проектом, может спросить других, какой вклад каждый из них, по их мнению, может внести, прежде чем соответствующим образом назначать задачи. Эта система, в которой каждый чувствует, что может приложить все усилия, приносит непосредственную пользу в первую очередь членам и потенциально может привести к результату, который принесет пользу организации в целом.
Бремя неформального лидерства
БУФФАЛО, Нью-Йорк. Амбициозные сотрудники на неформальных руководящих должностях могут перегореть, если они не получают поддержки от своего начальства, согласно новому исследованию Школы менеджмента Университета Баффало.
Недавно опубликованное в Journal of Organizational Behavior исследование показало, что, хотя обычно считается, что неформальные лидеры удовлетворены своим уникальным статусом и признанием со стороны других, они могут потерять мотивацию из-за переутомления и отсутствия поддержки.
«Чтобы сохранить свой статус и оправдать ожидания других, неформальные лидеры сталкиваются с растущими требованиями продолжать претендовать на свой статус лидера», — говорит Пол Теслук, доктор философии, профессор и декан Школы менеджмента UB. «Если формальная поддержка руководства низка или отсутствует, неформальные лидеры могут с трудом выполнять необходимые командные потребности и чувствовать меньший контроль над решениями, навыками и ресурсами, что приводит к более высокому уровню истощения».
Исследователи провели серию из четырех исследований с участием 202 человек в 52 рабочих группах, чтобы изучить факторы, которые заставляют неформальных лидеров чувствовать себя неудовлетворенными на работе. Во-первых, они выпустили опрос, в котором изучалось, как формальная поддержка руководства помогла смягчить неформальный лидерский статус сотрудников и их удовлетворенность работой. Во-вторых, они провели серию интервью, чтобы выяснить, когда и почему неформальные лидеры испытывают неудовлетворенность, и определили энергетическую активацию в качестве потенциального посредника. В третьем и четвертом исследованиях посредник тестировался в различных формальных условиях лидерства.
Их результаты ставят под сомнение результаты других исследований неформального лидерства, которые предполагают, что сотрудники естественным образом выигрывают от того, что берут на себя инициативу.
«Существующее бизнес-образование и тренинги побуждают сотрудников быть «дальнобойщиками» и делать все возможное, чтобы помогать коллегам и организациям», — говорит Теслук. «В результате компании отдают приоритет культуре суеты и поощряют сотрудников брать на себя неформальные лидерские роли. Но эти «хорошие яйца» нужно беречь от истощения, а их формальный лидер обязан поддерживать и заряжать их энергией».
Теслук говорит, что организации могут поощрять и удерживать своих успешных сотрудников несколькими способами.
«Одним из способов признания вклада неформальных лидеров, безусловно, является продвижение по службе или бонусы, но, что более важно, неформальные лидеры должны испытывать психологическое доверие со своими менеджерами, которое руководители могут развивать, предоставляя наставничество и поддержку при координации с коллегами и клиентами, снижение рабочей нагрузки там, где это возможно, и предоставление большей автономии в принятии решений».
Теслук сотрудничал в исследовании с выпускником Школы менеджмента UB и ведущим автором исследования Чиа-Йен (Чад) Чиу, доктором философии, заместителем директора Центра повышения квалификации в Университете Южной Австралии; Дженнифер Нарганг, доктор философии, профессор менеджмента и предпринимательства Палмера в Колледже бизнеса Типпи Университета Айовы; Эшли Бартрам, доктор философии, научный сотрудник Южно-Австралийского института здравоохранения и медицинских исследований, и Цзин Ван, доктор философии, преподаватель бизнес-школы Чифли при Университете Торренса в Австралии.
Школа менеджмента UB признана за акцент на реальном обучении, социальном и экономическом воздействии, а также на глобальную перспективу своих преподавателей, студентов и выпускников. Школа также была отмечена Bloomberg Businessweek, Financial Times, Forbes и US News & World Report за качество своих программ и отдачу от инвестиций, которые она обеспечивает своим выпускникам. Для получения дополнительной информации о Школе менеджмента UB посетите веб-сайт mgt.buffalo.edu.
Должно ли в вашей компании быть неформальное руководство?
Оглянитесь вокруг: кого вы
на самом деле считаете лидером на своем рабочем месте?Долгое время под лидерством традиционно подразумевались строгие, ориентированные на компанию люди в костюмах, думающие только об оптимизации и прибыли. Но в настоящее время многие организации больше внимания уделяют неформальному лидерству, которое является более свободным и менее жестким. Для некоторых компаний это отлично работает! Для других не очень.
Хотя временами неформальное лидерство может показаться замечательным делом, оно может нанести больший ущерб благополучию сотрудников, чем вы думаете. Сегодня мы рассмотрим плюсы и минусы неформального лидерства. Сосредоточьтесь на понимании того, как вы можете преобразовать свою компанию, чтобы принять более неформальное руководство, сохраняя при этом атмосферу здорового благополучия сотрудников.
Если вы хотите узнать больше о том, как естественным образом установить лидерство на рабочем месте, почему бы не начать с индивидуального руководства для сотрудников или руководства по культуре, созданного для вдохновения? Вместе с нашей талантливой командой в AirMason мы являемся ведущим в отрасли создателем справочников для сотрудников, призванных сделать работу ваших сотрудников максимально удобной и мотивирующей. Мы даже можем помочь вам создать хорошо продуманный раздел о благополучии сотрудников и стратегиях его развития. Взгляните на наши образцы справочников сегодня и начните создавать справочник своей мечты!
Что именно
является неформальным лидером?Вы знаете о своих формальных лидерах — ответственных, которые призваны вдохновлять. Вопрос в том, действительно ли они? Или вы просто видите в них человека, который делегирует задачи и, более чем вероятно, прибегает к власти? На самом деле, возможно, на вашем рабочем месте или в команде есть кто-то, на кого вы смотрите как на настоящего лидера, даже если ему не хватает звания.
Этот человек вдохновляет, заставляет работать усерднее и становиться лучше. Если есть кто-то, кого вы искренне хотите слушать, когда дело доходит до того, как и когда делать свою работу, — это они. Хотя эти люди играют огромную роль в развитии вашей компании, также важно следить за их благополучием. Неформальные лидеры несут на своих плечах большое чувство ответственности и веса — иногда в ущерб себе. Действительно описывает неформальное лидерство как:
» Способность человека восприниматься как лидер благодаря его репутации, авторитету и влиянию на рабочем месте. Отдельные лица в организации считают неформальных лидеров достойными подражания или послушания. Хотя неформальные лидеры не обладают властью в своей организации и не контролируют тех, кто следует за ними, они все же могут влиять на окружающих. ”
Плюсы неформального лидерства
Всегда будут плюсы и минусы, которые нужно учитывать, когда есть разные силы того, кого сотрудники в компании считают лидером. Особенно, когда один является назначенным лидером, а другой считается таковым только другими. Важно рассмотреть преимущества и недостатки наличия неформального лидера на рабочем месте, а также возможность его применения в вашей компании. Дискуссионный сайт Vylogue перечисляет плюсы того, что, по их мнению, приносит неформальный лидер:
- Строители гордости. Это главные мотиваторы окружающих их людей. Они будут расширять возможности, улучшать и вдохновлять членов своей команды, а также постоянно и естественно мотивировать других своими словами и собственной работой.
- Идеалистический. Как следует из названия, они являются образцом для подражания в команде. Они продвигают идеи и подталкивают окружающих к постоянному творчеству и нестандартному мышлению. Находясь рядом с таким лидером, вы удивитесь тому, как много вы можете внезапно достичь.
- Социальные коммуникаторы и сетевики. Лидеры такого типа объединяют всю команду. Они пробуждают лучшее в других, чтобы продвигать идеи, о которых раньше даже не думали. Как правило, у них есть сильная сеть людей, которые являются хорошими коммуникаторами и знают, как сотрудничать и подталкивать друг друга к достижению новых высот. Они заряжают вас энергией и заставляют выйти из зоны комфорта.
- Ранние последователи. Этот лидер не колеблется. Они не боятся принимать новые идеи, которые иначе могут показаться нетрадиционными или рискованными. Они раздвигают границы возможного для своей компании и экспериментируют с новыми мыслительными процессами и технологиями, чтобы улучшить свою работу, побуждая окружающих делать то же самое.
Книга Стивена Кови Восьмой навык рассказывает о влиянии неформального лидера на окружающих. В своей книге он описывает эффективного неформального лидера как «, сообщающего людям об их ценности и потенциале настолько ясно, что они сами это видят ». Это отличный способ продемонстрировать максимальный потенциал неформального лидера перед своими коллегами.
Минусы неформального лидерства
Теперь, когда вы услышали все волнующие причины, по которым неформальное лидерство может оказать огромное влияние на вашу компанию – с хорошим приходит и плохое. Неформальное лидерство работает не во всех компаниях. Вокруг этого много факторов. особенно в зависимости от того, какая у вас компания и как она управляется. Тем не менее, главная причина также заключается в том, что статус неформального лидера может звучать великолепно, но на самом деле это может дорого стоить их благополучию. Теперь пора сразу перейти к минусам роли неформального лидера:
- Выгорание реально. Неформальный лидер может чувствовать, что ему приходится брать на себя гораздо больше ответственности, чем ему назначено, включая всю команду, чтобы выполнять свою роль. Поступая так, они наносят ущерб своему психическому благополучию, поскольку начинают истощаться. Есть исследования, которые показывают, что мышление «поднимайся и работай» может нанести вред личному здоровью и развитию карьеры. Крайне важно замечать эти признаки на ранней стадии и избегать выгорания за счет благополучия сотрудников.
- Им пользуются. Часто начальник замечает роль, которую берет на себя неформальный лидер, и положительное влияние, которое она оказывает на команду, и делегирует ему гораздо больше ответственности и задач. Несмотря на то, что признание за тяжелую работу, которую выполняет сотрудник, важно, несправедливо, если он берет на себя больше работы, не получив прямого признания за руководящую роль. Это может привести к резкому повышению уровня энергии неформального лидера, а также его психического благополучия.
- Отключение и рассогласование с командой. Поначалу все это может показаться прекрасным. Но через какое-то время, будучи формальным лидером, не имея титула такового и получая все вытекающие из этого преимущества, неформальные лидеры начинают чувствовать напряжение. Это начинает превращаться в игру перетягивания каната между стремлением получить больше ответственности, чем у окружающих, и притяжением того факта, что у них нет реальной власти. Психическое благополучие неформального лидера может быть крайне затруднено, если он делает столько же, если не более , чем формальный менеджер, но не получить ни одного кредита.
Готовы ли вы к неформальному лидерству в вашей компании?
Теперь, хотя роль неформального лидера может звучать великолепно на вашем рабочем месте, вы должны спросить себя – подойдет ли это в моей компании? Вы должны быть действительно готовы во всех смыслах этого пути. Прежде всего, разработайте правильные инициативы по благополучию сотрудников, чтобы убедиться, что ваши сотрудники не находятся в положении, когда они могут быть разочарованы или изолированы.