Негативные формальные санкции примеры: Определи вид санкций — задание. Обществознание, 6 класс.

Виды социальных норм, контролей и санкций

Урок 8. Социальные нормы

Записаться на открытый урок

Виды социальных норм. Социальный контроль. Санкции.

Урок

Смотреть запись урока  

Теория

Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Виды

Характеристика

Примеры

Обычаи

Одобренные обществом образцы массовых действий, которые рекомендуется выполнять.

Празднование Нового года в ночь на 1 января и др.

Традиции

Относятся к культурному наследию, почитаются большинством членов общества.

Обмениваться кольцами на свадьбе.

Нормы морали

Правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем или плохом, о добре и зле и т. д.

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» («Золотое правило») и др.

Нормы права

Формально определенные правила поведения, установленные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

Человек имеет право на жизнь (Конституция РФ)

Религиозные нормы

Правила поведения из священных книг либо установленные религиозными организациями.

Не убий, не укради и т.д.

Политические нормы

Правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления » (Конституция РФ, ст. 3, п. 2)

Эстетические нормы

Закрепляют   представления о прекрасном и безобразном. Носят, как правило, конкретно-исторический характер.

Разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела.

Функции социальных норм:

  1. Регулируют общий ход социализации;
  2. Интегрируют личность в социальное окружение;
  3. Служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
  4. Контролируют отклоняющееся поведение.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (отклоняющееся) поведение — социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершающий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия.

Социальный контроль — механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции — любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций:

Виды санкций:

  1. Формальные:
  • негативные — наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.
  • позитивные — поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.
  1. Неформальные:
  • негативные (осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др).
  • позитивные (благодарность и одобрение неофициальных лиц — друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.)

Социологи выделяют две основные формы социального контроля:

  1. Внутренний (самоконтроль) — форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

  2. Внешний — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

  3. Неформальный (внутригрупповой) — основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

  4. Формальный (институциональный) — основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.)

Методические материалы к уроку

Для того, чтобы открыть методический материал, необходимо записаться на урок.

Практикум

Для прохождения домашнего задания, вам необходимо записаться на урок.

Дисциплинарная ответственность обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 273-ФЗ комплексно регулируются вопросы правовых отношений в сфере образования в РФ. В частности, данный закон регулирует статус участников образовательного процесса, и, в том числе, обучающихся в образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В сравнении с ранее действовавшим законодательством об образовании, новый федеральный закон можно охарактеризовать как более системно и детально регулирующий вопросы статуса обучающихся.

Систематизируются, в том числе, и вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся за допущенные нарушения.

Развитие законодательства об образовании в отношении дисциплинарных нарушений со стороны обучающегося во многом вытекает из сути образовательных отношений организации, осуществляющей образовательную деятельность, и физического лица, обучающегося в ней, зачастую, несовершеннолетнего. Сопоставление возможностей указанных лиц, в частности, в рамках защиты собственных прав и интересов, показывает на неравновесный характер отношений между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Обучающийся является более слабой стороной в этих отношениях, в связи с чем законодательство подробно регулирует права обучающегося, а также устанавливает пределы его ответственности. Во многом подобное сходство в неравенстве сторон правовых отношений предопределило сходство правовых решений с такой отраслью законодательства, как трудовое законодательство. Использование моделей правового регулирования, выработанных в рамках трудового права, в ходе разработки Федерального закона № 273-ФЗ, представляется в этом смысле предсказуемым и обоснованным сутью правовых отношений.

Вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся посвящена ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом, согласно указанной статье, порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Ряд важных норм, касающихся дисциплинарной ответственности обучающихся, таким образом, предусмотрены на подзаконном уровне. Данные вопросы регулируются приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее – Приказ Минобрнауки России), проект которого был размещен на официальном сайте в сети Интернет и прошел предварительное общественное обсуждение в феврале 2013 года.

Ч. 3 ст. 43 Закона устанавливает, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Указанный запрет воспроизводит нормы ранее действовавшего законодательства. Данная норма коррелирует также со ст. 336 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическим работником применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Указанные нормы в целом ограничивают рамки педагогического воздействия на обучающегося. Вместе с тем, в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, что фактически включает воспитательный компонент, а, значит, и меры воспитательного воздействия на обучающихся, в качестве неотъемлемой части образовательного процесса. Меры педагогического воздействия, в отличие от мер дисциплинарных взысканий, не имеют какого-либо существенного правового регулирования, за исключением указанного выше запрета применения насилия к обучающимся, а также закрепленных в  ст.

48 Федерального закона № 273-ФЗ обязанностей педагогических работников, в частности, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;  уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. За исключением данных ограничений общего плана, воспитательная деятельность осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, свободно, в том числе свободно выбираются меры воспитательного воздействия на обучающихся.

Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности отличается коренным образом – понятие дисциплинарной ответственности вводится через строго ограниченное число установленных законом видов дисциплинарных взысканий, вводится целый ряд ограничений в ходе применения мер дисциплинарного взыскания, требования к процедуре их применения.

Основанием для наступления дисциплинарной ответственности обучающихся является совершение обучающимися дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок не определяется в законодательстве об образовании, хотя сам термин «дисциплинарный проступок» использован в ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. Анализ норм данного Закона позволяет сделать некоторые выводы о характере дисциплинарного проступка обучающегося.

Дисциплинарный проступок обучающегося понимается как неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Таким образом, далеко не любые нарушения со стороны обучающегося могут рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка, закон четко ограничивает основания для применения дисциплинарных взысканий посредством перечисления локальных нормативных актов, закрепляющих правила, нарушение которых рассматривается как дисциплинарный проступок.

Вопросы субъективной стороны дисциплинарного проступка законодательством прямо не регулируются. Вместе с тем, некоторые нормы позволяют сделать вывод о том, что дисциплинарный проступок должен быть совершен обучающимся виновно, т. е. обучающийся должен осознавать как запрещенный характер своих действий, так и предвидеть возможность наступления негативных последствий этих действий, если таковые последствия предусмотрены нормами соответствующих локальных актов организации,  осуществляющей образовательную деятельность.

Подобный вывод вытекает из ряда ограничений в применении мер дисциплинарного взыскания. В частности, меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Фактически эта норма исключает возможность дисциплинарной ответственности для обучающихся, в силу своего возраста либо психического развития не способных осознавать характер своих действий.

Кроме того, требования к выбору и порядку применения мер дисциплинарного воздействия также соответствуют концепции виновного, осознанного отношения обучающегося к нарушению, являющемуся дисциплинарным проступком. Приказом Минобрнауки России предусмотрено обязательное затребование объяснения обучающегося, что также говорит о необходимости оценки вины обучающегося в совершенном проступке. Вина в совершении проступка также соответствует общим принципам права в отношении юридической ответственности, и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Согласно ч. 4 ст. 43 рассматриваемого Федерального закона, за неисполнение или нарушение требований, установленных локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Перечень видов дисциплинарных взысканий четким и исчерпывающим образом перечислен в Федеральном законе № 273-ФЗ. Данный перечень является закрытым, что позволяет сделать вывод о том, что иные меры дисциплинарных взысканий не могут быть установлены нормативными правовыми документами с юридической силой ниже, чем федеральный закон, в том числе, локальными актами образовательной организации.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит ряд основополагающих требований к порядку применения дисциплинарных взысканий. Согласно ч. 6 ст. 43 данного Закона, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Указанная гарантия во многом копирует гарантии, установленные на случай применения дисциплинарных взысканий к работникам трудовым законодательством.

Согласно ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. Запрет произвольного выбора меры дисциплинарного взыскания, фактически, сложился на основе конституционных принципов права в рамках судебной практики судов общей юрисдикции по трудовым делам, и был впоследствии закреплен в Трудовом кодексе РФ в ст. 192. В Федеральном законе № 273-ФЗ данный запрет также воспроизводится, что обеспечивает гарантии соотносимости тяжести дисциплинарного проступка и выбранной меры дисциплинарного взыскания. Есть основания полагать, что судебная практика, как и в случае с оспариванием применения дисциплинарных взысканий к работникам, пойдет по пути признания незаконным и недопустимым применения такой жесткой меры, как отчисление обучающегося, за формальное нарушение требований локальных актов, не являющееся существенным нарушением.

При выборе меры дисциплинарного взыскания администрацией образовательных организаций должны учитываться не только особенности дисциплинарного проступка и личности обучающегося, но и мнение органов, представляющих интересы обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в частности, должно быть учтено мнение советов обучающихся, советов родителей. Подобные органы создаются по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ.

Применение такой меры дисциплинарного взыскания как отчисление к несовершеннолетним крайне затруднительно и требует соблюдения ряда дополнительных условий. В частности, частями 8-9 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ установлены следующие нормы:

«8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.»

Таким образом, для обучающегося возрастом младше 15 лет применение такой меры дисциплинарного взыскания, как отчисление, невозможно. Отчисление лиц младше 15 лет не может быть произведено в качестве меры дисциплинарного взыскания, даже в случае неисполнения ими таких предусмотренных ч. 1 ст. 43 обязанностей, как:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

  • выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

В случае, если обучающийся уже достиг возраста 15 лет, отчисление возможно одновременно при соблюдении следующих условий:

  • дисциплинарные проступки были совершены неоднократно,

  • ранее применялись меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия,

  • данные меры не дали результата, был совершен новый дисциплинарный проступок,

  • дальнейшее пребывание обучающегося в организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации.

При этом Приказом Минобрнауки России в пункте 10 конкретизируется условие о совершенном ранее дисциплинарном проступке дополнительно. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

В случае, если обучающийся еще не получил основного общего образования, порядок применения отчисления как меры дисциплинарного взыскания требует также соблюдения дополнительных требований к процедуре. Такое решение принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Ч. 10 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляется обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Вторым предложением данной части установлена обязанность органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принять меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Приказом Минобрнауки России также закрепляется важная гарантия, вытекающая из принципов правового  регулирования ответственности за совершенные  нарушения, однако не закрепленная на уровне федерального закона. В частности, п. 6 Приказа Минобрнауки России предусматривается, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.

Приказ Минобрнауки России устанавливает также ряд дополнительных, по сравнению с Федеральным законом № 273-ФЗ, требований к порядку применения дисциплинарного взыскания к обучающемуся. Данные требования в большинстве своем коррелируют соответствующим требованиям трудового законодательства к применению дисциплинарных взысканий к работникам, и в этом смысле используются проработанные текстовые формулировки, в отношении которых накоплена судебная практика применения аналогичных норм в рамках трудового законодательства.

В частности, п. 8 Приказа Минобрнауки России устанавливает, что до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания. Представляется рациональным распространение на аналогичные правовые отношения с обучающимися практики, сложившейся в рамках  трудовых отношений, а именно: фиксация актом факта запроса письменных объяснений. Также представляется весьма вероятным, что судебная практика пойдет по пути жесткого толкования необходимости затребовать объяснение «до применения» дисциплинарного взыскания, и будет признавать получение такого объяснения после применения меры взыскания нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий, влекущим отмену соответствующего дисциплинарного взыскания.

Пунктом 9 Приказа Минобрнауки России установлены также следующие требования к порядку применения мер дисциплинарных взысканий: «Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме». (п. 7 Приказа Минобрнауки России предусматривается отсутствие обучающихся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком).

Таким образом, вводится фактически два требования к срокам применения дисциплинарных взысканий. С одной стороны, это время, отсчитанное от момента обнаружения дисциплинарного проступка, которое не может быть более месяца, за вычетом болезни, каникул, отпусков, а также за вычетом времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся и их родителей. Время, необходимое на учет мнения, нормативно никак не определяется, и устанавливаться будет непосредственно для каждой образовательной организации, в зависимости от ее устава и иных локальных нормативных актов, определяющих порядок учета такого мнения. При этом, руководитель образовательной организации, получив мотивированное мнение указанных советов, должен принять решение о применении дисциплинарного взыскания не позднее семи учебных дней. Оба эти требования являются параллельно действующими и оба должны быть выдержаны образовательной организацией. Соответственно, если мнение было представлено существенно ранее, чем истекал бы месячный срок со дня обнаружения проступка (например, через 5 учебных дней после даты его обнаружения), администрация образовательной организации будет ограничена во времени применения взыскания семью учебными днями (несмотря на то, что эти семь дней стекут ранее месячного срока со дня обнаружения проступка).

Пунктом 13 Приказа Минобрнауки России предусмотрено, что применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется в виде приказа руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом.

Есть основания полагать, что данные нормы, во многом воспроизводящие нормы трудового законодательства в отношении дисциплинарных взысканий к работникам, будут применяться аналогичным трудовым  нормам образом, в частности, их несоблюдение будет рассматриваться как нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

Согласно ч. 11 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Исходя из общих принципов права, применение дисциплинарного взыскания может быть также обжаловано и в судебном порядке.

Ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, нового органа — комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Указанная комиссия частично похожа на предусмотренную трудовым правом комиссию по трудовым спорам, и создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случае обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением, а также может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приказом Минобрнауки России предусматривается также срок действия дисциплинарного взыскания и возможность досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Данные вопросы урегулированы по аналогии с трудовым законодательством. Согласно п. 17 Приказа Минобрнауки России, если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Таким образом, новое законодательство об образовании и подзаконные акты содержат ключевые нормы, касающиеся дисциплинарной ответственности обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данные нормы содержат гарантии для обучающихся, направленные на необходимость обеспечить справедливое и адекватное применение мер дисциплинарных взысканий к лицам, зачастую неспособным эффективно защищать свои права и интересы. Анализ норм Федерального закона № 273-ФЗ и соответствующего Приказа Минобрнауки России показывает, что во многом используются проверенные и проработанные в рамках судебной и иной правоприменительной практики конструкции трудового права в отношении дисциплинарной ответственности. Данный подход представляется оправданным, учитывая некоторое сходство правовых отношений между работодателем и работником, с одной стороны, и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся, с другой стороны, в частности, неравновесный характер этих отношений, длительность и значимость отношений для работника и обучающегося, как «слабой» стороны правоотношений.

 

 

[Решено] Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными, формальными и…

Обществознание

Социология

Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными и формальными, а также…

Вопрос

Ответил

Вопрос задан gredhesrios

Санкции могут быть позитивными и негативными, формальными и неформальными. Положительные санкции — это вознаграждение за соблюдение норм. Например, повышение на работе было бы положительной санкцией за упорный труд. Негативные санкции – это наказания за нарушение норм. Например, арест является наказанием за кражу в магазине, что было бы негативной санкцией. Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Примером неофициальной санкции может быть ругань в церкви , которая может вызвать неодобрительные взгляды или даже устные порицания. Формальные санкции, с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Тот, кто неуместно разговаривает с начальником, может быть уволен — пример официальной санкции.

Можете ли вы подумать о своем опыте и описать положительное или отрицательное наказание, которое получили вы или кто-то из ваших знакомых?

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИСОЦИОЛОГИЯ

Ответ и объяснение

Решено проверенным экспертом

Ответил wangu1

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis. Pellentesque dapibus efficitur laoreet. Nam risus ante, dapibus a molestie consequat, ultrices ac magna. Fusce dui lectus, congue vel laoreet ac, dictum vitae odio. Донец Аликет. Lorem i

sectetur adipiscing elit. Nam lacinia pulvinar tortor nec facilisis

Разблокируйте полный доступ к Course Hero

Изучите более 16 миллионов пошаговых ответов из нашей библиотеки

Подпишитесь, чтобы просмотреть ответ

Получите больше от вашей подписки

  • Доступ к более чем 100 миллионам учебных ресурсов для конкретных курсов
  • Круглосуточная помощь от опытных наставников по более чем 140 предметам
  • Полный доступ к более чем 1 миллиону решений для учебников
Подписка

*Вы можете изменить, приостановить или отменить в любое время

Связанные вопросы с ответами

Недавно заданные вопросы

Общественный контроль: санкции, цензура, наблюдение — 3030 слов

Введение

Социальный контроль относится к организационным или общественным практикам и тенденциям, которые регулируют личную и групповую деятельность. Социальный контроль ведет к согласию и принятию руководящих принципов любого сообщества, организации, государства или общества. Социальный контроль возникает на всех уровнях социального порядка. Например, люди социализируются, чтобы уважать своих родителей исключительно по той причине, что они являются родителями в семейной ячейке. Группы сверстников также соглашаются со знакомыми обычаями, такими как стиль одежды, которые контролируют поведение членов группы.

То же самое относится и к институциональным ценностям, которые ученые должны сохранять в своих академических областях. Однако во многих официальных организациях сотрудники сталкиваются с официальными методами, которые их регулируют и регулируют. Таким образом, мирное существование любого общества зависит от законов, которые они разрабатывают и заставляют их работать.

В результате группы или отдельные лица вынуждены действовать в соответствии с установленными ими общественными стандартами. Возобновление правительствами реализации стратегий контроля, направленных на исключение социально нежелательных персонажей, нарушающих законы, является одним из примеров социального контроля над обществом, которое отвечало за установление социальных стандартов, которые, по их мнению, были хороши для обеспечения гармоничного общества (Беккет и Герберт, 2010, стр. 3).

Подчинение или согласие действовать в соответствии с общественными ожиданиями и ценностями сильны под влиянием как официальных, так и неформальных методов контроля. Некоторые группы принимают и уважают основные социальные обычаи. Люди подчиняются требованиям закона. Они следуют ежедневным инструкциям на рабочем месте. Однако, когда приходят те, кто контролирует ситуацию, они отступают и ждут от них указаний. В таких ситуациях отражается реальная картина социализации к этим ценностям культуры.

Считается, что многие настройки общественного контроля отличаются в культурном отношении. Утверждение верно, когда способность контролировать других используется для предотвращения начала хаоса. Поэтому некоторые философы, в том числе Дюркгейм Эмиль, заявляют, что формы социального контроля можно рассматривать как правило. Социологи выделяют две основные формы социального контроля. Это формальный и неформальный контроль (Herbert & Beckett, 2009, стр. 3). В статье рассматриваются средства, одобрения, цензура, а также наблюдение за общественным контролем.

Социальный контроль

Различные виды контроля могут использоваться для обучения, поощрения или принуждения посторонних и членов группы соблюдать общественные ожидания и обычаи. Точно так же это может позволить им не отступать от таких стандартов и ожиданий.

Они могут включать как официальные, так и неформальные методы контроля. Первоначально неофициальный общественный контроль может начинаться с внедрения стандартов и принципов посредством процесса социализации среди членов группы. Эта процедура сосредоточена на людях со схожими социальными возможностями и намерениями. Нечлены группы или члены группы с огромными природными способностями помогают улучшить намеченный результат и ценности группы.

С другой стороны, есть официальный метод общественного контроля. Законы, принятые правительством, предотвращают образование хаоса в любом общественном порядке. Следовательно, некоторые философы, такие как Дюркгейм Эмиль, упоминают формальный социальный контроль как требование правительства (Росс, 2009, стр. 271).

Элементы социального контроля различаются в зависимости от характеристик и ожиданий вовлеченных лиц. Социологи выделяют две основные практики социального контроля. Это включает в себя то, что те, кто контролирует, не хотят ассоциировать с группой. Во-вторых, поощрять отдельных лиц или группы людей рассматривать цели как полезные для них. Традиционным и древним методом общественного контроля было физическое насилие. В неконтролируемом обществе молодежи физическое насилие остается главной проблемой.

Тем не менее, главным аргументом является насилие в прилично управляемых социальных порядках современных республик. В странах, которым не хватает влияния полиции для поддержания закона и порядка, отсутствует надлежащее социальное сосуществование. Все общества имеют разные методы поддержания контроля и порядка на своих конкретных позициях. Группы и отдельные лица соблюдают социальные стандарты через систему социальных организаций (Herbert & Beckett, 2009, стр. 3). К ним относятся коммерческие организации, государство, образование, деревня, каста, родственные группы и семья.

Санкции

Методы реализации руководящих принципов, соблюдаемых соответствующими группами, называются санкциями. Санкции могут быть отрицательными или положительными. Положительные или отрицательные, эти категории играют жизненно важную роль в общественном контроле. Основной задачей социальных методов является поддержка и поддержание общественного порядка. Существование социального порядка с точки зрения законов описывает процедуру поведения, которую группа и представители общества могут использовать в своем повседневном выживании.

Более того, социологи подразделяют санкции как на неформальные, так и на официальные. Как администратор, человек должен рассматривать социальный контроль как мандат и руководство. Например, когда сотрудник не соблюдает норму на рабочем месте, руководитель вмешивается, применяя правила, которые сотрудник должен соблюдать. То же самое относится к правонарушителям, которые находятся в заключении в соответствии с юридическим руководством, определяющим, что является законным, а что незаконным (Беккет и Герберт, 2010 г., стр. 4).

Социальные санкции способны влиять на людей в каждом случае выживания. Санкции могут изолировать отдельных лиц или группы от их соратников, подвергнуть их насмешкам и лишить доступной свободы. Интересно, что санкции могут лишать отдельных лиц или группы лиц дара жизни — те же правила во имя закона предусматривают наказание правонарушителей, включая смертные приговоры.

Этика и правила общества могут создавать сложные рассуждения для каждого правила. Даже трезво вежливые полицейские могут быть обязаны носить оружие даже при выдаче штрафа за нарушение правил дорожного движения, если водитель-мошенник решит отреагировать на такой шаг, когда его поймают на неправильной стороне установленных стандартов. Таким образом, правительства приняли общественные стратегии для выявления и контроля антиобщественного поведения (Beckett and Herbert, 2010, стр. 4).

И наоборот, большое количество групп или отдельных лиц узнают, если их отвергнут через предупреждение из-за их несоответствия общественному порядку. Как утверждали некоторые исследователи, такие как Кара Табачник, группы или люди позиционируются в социальном времени и пространстве. В результате общество остается исторической единицей, простирающейся дальше истории жизни каждого человека.

Таким образом, общество выживает и остается впереди всех людей и групп. Он продолжит выживать после распада любой группы или личности так же, как появился до нашего существования. Арест и задержание нарушителя не приведет к коллапсу общества, а скорее предупредит других, чтобы они не делали того же (Beckett and Herbert, 2010, p. 8).

Всегда ожидается, что организации, группы и отдельные лица должны действовать надлежащим образом. Невыполнение надлежащего действия может привести к наказанию в соответствии с действующими законами. Сюда входят формальные санкции, такие как штрафы, тюремное заключение, и неформальные санкции, такие как насмешки и страх. Когда человек сталкивается с законом, последствием является применение того же закона, который защищал человека до того, как он пошел против того же закона.

Таким образом, группы или лица в ассоциации могут справедливо подвергаться критике, поскольку имеется достаточно места для объяснения причин определенного поведения. С другой стороны, модели деятельности правительства описывают прямое поведение, ожидаемое от человека, и его нельзя легко изменить, поскольку закон не благоприятствует отдельным лицам (Beckett & Herbert, 2010, стр. 9).

Положительные санкции

Положительные санкции — это вознаграждение за соблюдение обычаев и ожидаемое поведение. Когда человек усердно работает в организации, он получает положительные санкции в виде продвижения по службе. При социальном контроле продвижение по службе, вознаграждение, подтверждение признательности или улыбка означают положительную санкцию. Следовательно, разные преимущества позитивных санкций могут демонстрировать разные мотивы людей вступать в организации и социальные группы.

Положительные санкции указывают на готовность человека или группы действовать в соответствии с правилами, установленными обществом. Результатом является вознаграждение за соблюдение этих правил. Взаимно конкретные и общие понятия санкций выступают за принуждение лиц или групп к социальным стандартам. Награды позволяют им отличить, что преимущества игры по установленным правилам затмевают штрафные издержки негативных санкций.

Кроме того, важность таких льгот зависит от личного принятия социальных вознаграждений и важности связей с такими призами. Доступность вознаграждений различается для разных групп и отдельных лиц. Это отражает разницу между финансовыми условиями и усилиями, которые бенефициар приложил для получения вознаграждения. (Герберт и Беккет, 2009 г., п. 14).

Негативные санкции

Негативные санкции применяются в виде наказания за неуважение к установленным стандартам группы. Например, серьезное наказание или лишение свободы является отрицательной санкцией за хулиганство в школе. В этом отношении наказания, физическая угроза, критика и хмурый взгляд являются хорошими примерами негативных санкций. Различные общества по-разному определяют поведение, которое должно подвергаться официальному социальному контролю. То есть поведение, о котором следует сообщать властям, например, полиции.

Точно так же они различаются определением степени суровости санкций. Сингапур безжалостно занимается серьезными преступлениями. Например, смертная казнь обязательна за убийство, продажу наркотиков и правонарушения, связанные с оружием. Негативные санкции – это выражение недовольства нарушением установленных норм.

Япония, например, создала исключительную тюрьму для безответственных автомобилистов. В то время как одних водителей сажают в тюрьму за наезд и убийство, другие автомобилисты отбывают тюремные сроки за побег после совершения аварий в состоянии алкогольного опьянения (Ross, 2009)., п. 273).

Неформальные санкции

Неформальные санкции используются для высмеивания тех, кто нарушает установленные стандарты. Это не означает, что отдельные лица или группы, избегающие социального порядка, останутся безнаказанными. В качестве альтернативы такие группы или отдельные лица будут подвергаться неформальным санкциям. Неформальные санкции появляются в социальной коммуникации. Возможно, ношение кепки задом наперёд во время презентации или использование оскорбительных выражений в церкви может привести к осуждающим взглядам и критике.

Однако конструктивное поведение, такое как помощь пожилым людям в их делах, возможно, вызовет одобрительную реакцию, например, поздравление или улыбку. Отдельные лица или группы спокойно используют знакомый общественный контроль, чтобы претворить нормы в жизнь. Поднятие брови, улыбка, смех и насмешки лучше всего иллюстрируют неформальный общественный контроль (Росс, 2009, стр. 273).

В некоторых культурах национальных государств, таких как США и Канада, обычным образцом неформального социального контроля является использование родителями физических предупреждений. Родители часто смотрят на своих детей сурово — некоторые считают шлепанье детей необходимым и правильным методом сохранения контроля. Однако специалисты по детскому росту считают, что физические наказания не подходят, поскольку они учат детей разрешать свои разногласия с помощью насилия.

Специалисты по охране здоровья детей в настоящее время считают, что физические формы наказания вредны. Они призывают родителей использовать дружеские методы и самоконтроль при воспитании детей. Иногда неформальные подходы к общественному контролю больше не подходят для управления послушанием, хорошим поведением или конформизмом (AlSabousi, 2014, стр. 5).

Формальные санкции

Санкции, используемые для предотвращения нарушения установленных правил и поощрения соблюдения социальных ценностей, утверждаются с помощью заранее подготовленных социальных механизмов. Формальные санкции — это средства, которые официально определяют, были ли нарушены установленные правила. Студенту может грозить отчисление в случае несоблюдения правил поведения в учебном заведении.

Точно так же ненадлежащее общение с руководителями на рабочем месте может привести к увольнению сотрудника. Преступная деятельность приводит к тюремному заключению. Напротив, официальная награда будет вручена любому бойцу, защищающему жизнь (Beckett & Herbert, 2010, стр. 15).

В приведенных выше случаях арбитры, подобные руководителям кинотеатров, военным чиновникам, менеджерам, администраторам школ, врачам общей практики и полицейским, осуществляют формальный общественный контроль.

Таким образом, установленная санкция является показателем признательности или неудовлетворенности посредством поддержки политики, правил и законодательных актов. Форма санкции определяет обстоятельства, при которых отдельные лица или группы должны быть наказаны или вознаграждены. Более того, формальные санкции определяют методы управления наказаниями и назначения вознаграждений (Аль-Сабуси, 2014, стр. 5).

Формальные санкции могут служить единственной надеждой при общении, учитывая, что неформальные санкции не всегда приводят к ожидаемому поведению. В Канаде, например, более прогрессивным и важным механизмом формального общественного контроля является заключение отдельных лиц в тюрьму. Один преступник отправляется в тюрьму за каждые сорок три совершенных преступления. Остальные избегают тюремного заключения, но получают некоторое наказание. Из них мелкие правонарушители составляют около 8-10% заключенных.

Закоренелые преступники составляют большую часть заключенных. Следовательно, оперативные изменения во многих обществах будут испытывать чрезвычайные преступные группировки, если общественный контроль не будет строго осуществляться. Кара Табачник утверждает, что эффективность формальных санкций, как ожидается, будет дестабилизирована из-за таких изменений (Beckett & Herbert, 2010, p. 8).

Цензура

Подавление — это способ предотвратить попадание информации к аудитории агентами, которые фильтруют передаваемую информацию через Интернет, телевидение, литературу, фильмы и каналы СМИ. Цензоры удаляют или блокируют любые материалы, которые считаются неприемлемыми или угрожающими. В этих рамках цензоры могут включать общественное мнение, соседство и семью. Общественное мнение формируется с помощью неподтвержденной информации, информационных бюллетеней, уставов, кинофильмов, телевизора, радио и ежедневных газет.

В отдаленных поселениях радио оказалось важным каналом передачи информации. Люди или группы в удаленных местах выражают свое мнение по теме через сплетни, поскольку у них нет доступа к газетам или телевидению.

В настоящее время во многих хозяйствах есть телевизоры. В формировании общественного мнения визуальные и печатные СМИ остаются ведущим персонажем в городах. Среди образованных людей газетная бумага оказывает влияние на несколько мнений, хотя телевидение постепенно стало преобладать над газетой из-за более привлекательных аудиовизуальных средств (Ross, 2009)., п. 201).

С другой стороны, отношения в сообществах по соседству носят неформальный и интимный характер, учитывая, что группы или отдельные лица вписываются в аналогичный социальный порядок или группу отношений. Связи остаются сильными даже дальше, чем ближайшие места. Однако взаимодействие между городскими кварталами носит формальный характер.

Отношения даже в больших городах хрупкие по сравнению с сельской местностью и видны из-за нерегулярных коммуникаций (Herbert & Beckett, 2009, п. 7). В результате деревня выполняет свою функцию канала общественного контроля, поскольку она активно участвует в повседневной деятельности семьи.

Семья остается важнейшим цензором социального контроля, поскольку она является непосредственной обучающей средой для каждого человека. Семья формирует поведение людей, смешивая их с обычаями, традициями, ценностями и нормами. Соответственно, семья является примером для групп или отдельных лиц, которые приобретают отношения, манеры и этикет. Например, семьи обеспечивают репутацию отдельным лицам и группам. Проявление проявляется в образе жизни, интересах и установках членов группы или отдельных лиц.

Преобладание нуклеарной семьи возникает из-за нехватки места, ограниченных доходов и промышленного развития в городах. Другие второстепенные институты, такие как средства массовой информации, возрастная группа, игровая площадка и учебные заведения, дополняют социальную роль семьи. В городских районах группы или отдельные лица приобретают социальный статус за счет личных достижений.

В сельской местности социальный статус частично достигается за счет семьи. Чтобы обеспечить соответствие приемлемой повседневной жизни, общество мобилизует нормативные процессы и этику для подавления поведенческих проблем, облегчения соответствия и ограничения социальных отклонений (Fagan & Meares, 2008, стр. 183).

Наблюдение

Наблюдение в контексте социального контроля — это подход, который включает в себя проверку движений, действий, диалогов и отношений правонарушителей. Наблюдение помогает поймать нарушителей и не позволяет людям или группам нарушать нормы. Это также гарантирует, что общество защищено от правонарушителей. В соответствии с законом такие аспекты, как обычаи и ценности, устанавливаются для контроля группового или личного поведения. Они играют фундаментальную роль на уровне семьи и, следовательно, проникают в общество.

В настоящее время стандарты жизни, нравственность, разделение труда, свобода и смешение различных людей представляют общества. Это изменило атмосферу общественного порядка, и обычаев недостаточно для контроля над населением. Выражая организационные законы, которые поддерживаются политическим, административным и правовым механизмом наций, правительства находятся в крайнем положении для эффективного контроля над обществом (Росс, 2009, стр. 203).

Помимо закона, школьное образование является важной опорой общественного порядка. Образование сообщает о принципах смешения, терпимости, командной работы и дисциплины группам или отдельным лицам. Это организует людей и группы для социального существования.

Образование предоставляет отдельным лицам или группам информацию о том, как поддерживать общественный порядок с помощью социальных взносов и официально разработанных курсов в университетах, колледжах и школах. Например, основное внимание уделялось верованиям и духовным писаниям доисторической Индии. Однако меры контроля изменились из-за увеличения требований к навыкам принятия решений и информации в связи с социальным ростом (Herbert & Beckett, 2009, стр. 17).

В конце концов, государство играет важную роль в слежке. По мнению социологов, государство несет ответственность за реализацию коллективной власти внутри сообществ для поддержания безопасности и порядка. Благодаря государственной политике государство способно поддерживать закон и порядок посредством исполнения закона. Законы обычно признаются имеющими независимую силу.

Однако закон должен поддерживаться силой. Чтобы обеспечить надлежащее наблюдение, страны стремятся предлагать обществу пособия по безработице, пособие по взрослому возрасту, медицинскую страховку и обучение. Государство воздерживается от давления на людей. Он действует только как формальная организация наблюдения.

Однако государство может потребовать осуществления наблюдения с использованием нескольких групп для выполнения определенных задач, таких как валюта, безопасность и охрана правопорядка. Таким образом, в современных обществах государство стало одним из основных инструментов наблюдения за социальным контролем (Ross, 2009). , п. 206)

Заключение

Социальный контроль важен для обеспечения гармоничного сосуществования семей, сообществ и обществ. Это исследование показывает, что государство, общество, господствующие традиции и обычаи, а также семьи контролируют групповые или индивидуальные нравы. Любое общество с неконтролируемой свободой склонно страдать от отсутствия социального порядка.

Процессы, формирующие социальный контроль, различаются в зависимости от среды, в которой живут люди. Религия, обычаи и верования — это силы, которые неофициально помогают поддерживать социальный контроль. В наши дни правительства играют центральную роль в поддержании общественного порядка. Социальный контроль зависит от общественного мнения, соседства и семейных обязательств.

Ссылки

Аль-Сабуси, Ф. Социальный контроль». Презентация PowerPoint. Университет Зайда, Дубай, ОАЭ. 2014.

Беккет, К., и Герберт, С. (2010). Границы наказания: Изгнание и расширение наказания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *