Нейропсихологические методы: Методы нейропсихологии

Содержание

Примеры нейропсихологических диагностических методик в медицинской клинике Невро-Мед в Москве

Ниже приводятся примеры методик, часто используемых в нейропсихологической диагностике. Помимо решения специфических для каждой методики диагностических задач, характер выполнения предложенных заданий позволяет оценить универсальные особенности деятельности ребенка: усвоение инструкций, целенаправленность действий, способность замечать и исправлять собственные ошибки, работоспособность и другие.

Копирование фигуры
Предлагается для копирования нарисованная геометрическая фигура сложной структуры. Методика направлена на оценку уровня развития пространственных представлений, то есть способности ориентироваться в различных пространственных характеристиках объектов и окружающей среды. То, как ребенок копирует фигуру, отражает фактически то, как он ее видит, и характер допускаемых ошибок позволяет выявить «слабое звено» в пространственных представлениях. Например, могут искажаться пропорции, вся фигура или ее части поворачиваться на 90 и 180 градусов, отдельные детали оказаться не на своих местах.

Реципрокная координация
Методика состоит в поочередном выполнении определенных движений левой и правой рукой. Согласованность движений, четкость чередования указывают на хорошо  сформированное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга. Также оценивается возможность совершать плавные действия, легко автоматизировать предложенную программу, что является важной характеристикой развития двигательной сферы ребенка.

Запоминание 10 слов
Задание состоит в заучивании на слух списка из десяти случайных слов. Всего предоставляется пять попыток.  Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, произвольного внимания: все эти характеристике отражаются в динамике воспроизведения списка слов от попытки к попытке, а также при отсроченном воспроизведении через час после заучивания.

Реакция выбора
Предлагается два условных сигнала, каждому из которых соответствует определенное действие, которое нужно совершить (например, при звуке свистка – топнуть ногой). Затем оба сигнала несколько раз предъявляются в строгой очередности, после чего очередность без предупреждения нарушается. Методика направлена на оценку умения усваивать речевую инструкцию, осуществлять постоянный контроль за своими действиями, оттормаживать импульсивные действия, замечать и исправлять допущенные ошибки.

Графическая проба
Предлагается нарисовать продолжение «заборчика», состоящего из чередования двух элементов, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Выполняемые движения при этом максимально приближены по своему характеру к письму. Оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Динамический праксис
Предлагается воспроизвести последовательность из трех движений кисти руки. Оценивается усвоение двигательных программ, способность к плавной организации движений, что одновременно характеризует состояние как двигательной сферы, так и произвольной регуляции.

Праксис позы пальцев
Предлагается воспроизвести по образцу определенное положение пальцев руки (например, большой и мизинец образуют кольцо). Данная методика направлена на оценку сформированности тонких, точных движений рук, а также ориентировки в пространстве собственного тела.

Пробы Хэда
Предлагается воспроизвести предъявляемые сидящим напротив человеком позы (например, рука касается кончика носа). При этом в инструкции указывается, что если предъявляется действие правой рукой, то и ребенок должен совершить действие правой, а не действовать по принципу зеркального отражения. Оценивается ориентировка в пространстве собственного тела и способность осуществлять пространственную перешифровку позы рук. Успешность выполнения задания также во многом зависит от качества произвольной регуляции деятельности.

Наложенные и перечеркнутые изображения
Предъявляются изображения различных предметов, перечеркнутые линиями, а также наложенные друг на друга изображения нескольких предметов. Требуется опознать и назвать все изображения. Методика представляет собой исследование зрительного восприятия, в котором оценивается способность к зрительному анализу и синтезу, то есть способность как выделять части объекта, так и воспринимать целостный образ.  

Незавершенные изображения
Предлагаются нарисованные на половину изображения различных предметов, по которым нужно угадать предмет. Таким образом оценивается сформированность целостных зрительных образов различных объектов, качество переработки зрительной информации.

 

Методы диагностики в нейропсихологии: цели, виды, этапы

 


  • Нейропсихологическая диагностика – что это и ее цели
  • Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?
  • Методы нейродиагностики
  • Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность
  • Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?
  • Виды нейропсихологической коррекции

    Давайте поговорим о целях, принципах и методах такого важного направления в психологии, как нейропсихологическая диагностика. Такие знания будут полезны для студентов, начинающих специалистов и всех интересующихся нейроподходом, ведь многие методики успешно применяются в процессе патопсихологических и психосоматических исследований. Надеемся, что наша информация расширит знания о влиянии особенностей головного мозга на психику и представления о коррекции психологических нарушений.

    Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели



    Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

    В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

    Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

    • восстановление мозговых функций и памяти у возрастных пациентов и пациентов, перенесших инсульт или травму;
    • коррекция проявлений патологий мозговой деятельности у детей;
    • наладить мозговую деятельность и поведение людей с расстройством аутистического спектра.

    Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?



    В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

    При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

      Методы нейродиагностики


      Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

      Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

      Обычно применяются две группы методов диагностики.

      1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

      • сравнительно-анатомический подход, который изучает взаимозависимость мозгового строения и нервной системы с особенностями в поведении и средой существования;
      • разрушающий метод, при котором специалист «отключает» часть головного мозга пациента и анализирует поведенческие изменения;
      • методика раздражения, при которой проводится воздействие на точечные мозговые участки и наблюдение за сопутствующей реакцией.

      2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

      • электроэнцефалография;
      • МРТ;
      • исследования при помощи химических индикаторов;
      • ПЭТ;
      • КТ.

         Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность



        Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

        • выдвигают гипотезу, с учетом истории болезни и беседы с пациентом;
        • назначают методы обследования;
        • проверяют первоначальную гипотезу в ходе выполнения пациентом заданий;
        • выделяют синдром;
        • составляют нейропсихологическое заключение и план дальнейшей коррекции.

        Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

        Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?


        Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

        • взрослым людям при нарушениях после перенесенного инсульта, травмы, опухоли или ее продолжительного лечения;
        • детям с задержкой психического развития, речевых, слуховых и моторных функций, при расстройстве аутистического спектра, при нарушениях чтения, письма, счета, при синдроме гиперактивности и дефиците внимания, при последствиях, вызванных травмой, опухолью или инсультом.

        Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

          Виды нейропсихологической коррекции


          По результатам нейродиагностики специалист составляет план лечения.

          Основными видами нейропсихологической коррекции будут:

          1. Двигательная коррекция, состоящая из комплекса полезных физических задач (массаж, упражнения для растяжки, нормализации мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального фона; дыхательные тренировки, призванные активизировать навыки концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля; задания для развития моторики, занятия с сенсорными материалами).

          2. Когнитивная коррекция проводится при помощи задач, тестов, настольных игр, которые развивают память, внимание, воображение и мелкую моторику.

          3. Подвижные игры, игры с конкретными правилами также используются нейропсихологами для достижения положительной динамики у детей с нарушенным здоровьем и низким уровнем коммуникации.

          Зачастую нейропсихолог не ограничивается каким-то одним коррекционным методом, а применяет их в комплексе, пытаясь разнообразить задания для достижения более устойчивого результата лечения. Разумеется, в выборе методики специалист учитывает возраст, диагноз, рекомендации лечащего врача и личные особенности пациента.

          Не только изучить теоретическую часть нейропсихологии, но и научиться применять на практике методы диагностики и коррекции патологий мозговой деятельности у детей поможет наш курс профессиональной переподготовки.

          Нейропсихологический подход к легким когнитивным нарушениям | Архив клинической нейропсихологии

          Фильтр поиска панели навигации Архивы клинической нейропсихологииЭтот выпускНейропсихологияНейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

          Закрыть

          Фильтр поиска панели навигации Архивы клинической нейропсихологииЭтот выпускНейропсихологияНейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

          Расширенный поиск

          Журнальная статья

          Получить доступ

          Деннис П. Альфано,

          Деннис П Альфано

          Ищите другие работы этого автора на:

          Оксфордский академический

          пабмед

          Google Scholar

          Юлия Груммиш,

          Джулия Груммиш

          Ищите другие работы этого автора на:

          Оксфордский академический

          пабмед

          Google Scholar

          Дженнифер Л. Гордон,

          Дженнифер Л Гордон

          Ищите другие работы этого автора на:

          Оксфордский академический

          пабмед

          Google Scholar

          Томас Хаджиставропулос

          Томас Хаджиставропулос

          Ищите другие работы этого автора на:

          Оксфордский академический

          пабмед

          Google Scholar

          Архив клинической нейропсихологии , том 37, выпуск 5, август 2022 г. , страницы 873–890, https://doi.org/10.1093/arclin/acac026

          Опубликовано:

          10 мая 2022 г.

          История статьи

          Принято:

          15 апреля 2022 г.

          Опубликовано:

          10 мая 2022 г.

            • Содержание статьи
            • Рисунки и таблицы
            • видео
            • Аудио
            • Дополнительные данные
          • Цитировать

            Cite

            Dennis P Alfano, Julia A Grummisch, Jennifer L Gordon, Thomas Hadjistavropoulos, Нейропсихологический подход к легким когнитивным нарушениям, Archives of Clinical Neuropsychology , том 37, выпуск 5, август 2022 г. , страницы 873–890, https://doi.org/10.1093/arclin/acac026

            Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

            Закрыть

          • Разрешения

            • Электронная почта
            • Твиттер
            • Фейсбук
            • Еще

          Фильтр поиска панели навигации Архивы клинической нейропсихологииЭтот выпускНейропсихологияНейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Мобильный телефон Введите поисковый запрос

          Закрыть

          Фильтр поиска панели навигации Архивы клинической нейропсихологииЭтот выпускНейропсихологияНейронаукаКнигиЖурналыOxford Academic Введите поисковый запрос

          Advanced Search

          Abstract

          Объектив

          Нейропсихологический подход к выявлению и классификации легких когнитивных нарушений (MCI) с использованием «золотого стандарта» клинических оценок (CR) был изучен на выборке независимо функционирующих пожилых людей, проживающих в сообществе. Также были определены взаимосвязь между CR и удовлетворенностью жизнью, одновременная достоверность мер когнитивного скрининга и соответствие между CR и существующими критериями MCI.

          Метод

          Сто сорок два участника в возрасте 75 лет и старше прошли комплексную серию нейропсихологических тестов вместе с самооценкой показателей психологического и психосоциального функционирования и функциональной независимости. CR были основаны на демографически скорректированных нейропсихологических переменных.

          Результаты

          Распространенность MCI, выявленная с помощью CR, в этой выборке составила 26,1%. Одно- и многодоменные подтипы MCI были легко идентифицированы с преобладанием подтипов, отражающих амнестические и исполнительные нарушения функции. Исполнительная функция была важным предиктором удовлетворенности жизнью. И MoCA, и MMSE показали слабую эффективность при обнаружении MCI на основе CR. Между CR и классификационными критериями MCI, определенными Petersen/Winblad и Jak/Bondi, было существенное согласие. Оценка глобального дефицита имела почти идеальные характеристики в качестве показателя CR при обнаружении MCI в этой выборке.

          Выводы

          Результаты убедительно подтверждают полезность нейропсихологических CR в качестве «золотого стандарта» оперативного определения в выявлении и классификации MCI у пожилых людей.

          Пожилые люди/гериатрия/старение, легкие когнитивные нарушения, качество жизни

          © Авторы, 2022 г. Опубликовано Oxford University Press. Все права защищены. Для разрешений, пожалуйста, по электронной почте: [email protected].

          Раздел выпуска:

          Исходная эмпирическая статья

          В настоящее время у вас нет доступа к этой статье.

          Скачать все слайды

          Войти

          Получить помощь с доступом

          Получить помощь с доступом

          Доступ для учреждений

          Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

          Доступ на основе IP

          Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

          Войдите через свое учреждение

          Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

          1. Нажмите Войти через свое учреждение.
          2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
          3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
          4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

          Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

          Войти с помощью читательского билета

          Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

          Члены общества

          Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

          Войти через сайт сообщества

          Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

          1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
          2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
          3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

          Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

          Войти с помощью личного кабинета

          Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

          Личный кабинет

          Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

          Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

          Просмотр учетных записей, вошедших в систему

          Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

          • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
          • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

          Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

          Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

          Ведение счетов организаций

          Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

          Покупка

          Стоимость подписки и заказ этого журнала

          Варианты покупки книг и журналов в Oxford Academic

          Кратковременный доступ

          Чтобы приобрести краткосрочный доступ, пожалуйста, войдите в свой личный аккаунт выше.

          У вас еще нет личного кабинета? регистр

          Нейропсихологический подход к легким когнитивным нарушениям — круглосуточный доступ

          ЕВРО €36,00

          32 фунта стерлингов

          39 долларов США.

          Реклама

          Цитаты

          Альтметрика

          Дополнительная информация о метриках

          Оповещения по электронной почте

          Оповещение об активности статьи

          Предварительные уведомления о статьях

          Оповещение о новой проблеме

          Получайте эксклюзивные предложения и обновления от Oxford Academic

          Ссылки на статьи по телефону

          • Последний

          • Самые читаемые

          • Самые цитируемые

          Исследование визуального качества жизни и функционального зрения у спортсменов, столкнувшихся и не столкнувшихся со столкновением, в течение соревновательного сезона

          Отношения между основанным на инвентаризации показателем исполнительной функции и факторами импульсивности в результатах, связанных с алкоголем и каннабисом

          Нейропсихологическая батарея для оценки деменции среди пожилых людей, говорящих на китайском языке, в США

          Протокол нейропсихологической оценки с учетом культурных и лингвистических особенностей для испаноязычных взрослых

          Измерение аккультурации в нейропсихологических оценках латиноамериканцев/латиноамериканцев на протяжении всей жизни: предварительный обзор литературы

          Реклама

          Методология нейропсихологической оценки: интерпретативный подход

          Содержание Описание книги

            196 страниц 9 Ч/Б иллюстраций

            к Рутледж

            196 страниц 9 Ч/Б иллюстраций

            к Рутледж

            196 страниц 9 Ч/Б иллюстраций

            к Рутледж


            Узнать об электронных книгах VitalSource

          • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
            (покупка для учреждений)Открывается в новой вкладке или окне

          Продолжить покупки

          Методология нейропсихологического обследования: Интерпретативный подход к руководству клинической практикой содержит практические и методологические рекомендации для нейропсихологов, работающих с людьми с поражениями или дисфункциями головного мозга. В учебнике подчеркнуты принципы, которые могут использоваться клиницистами в качестве руководства при распознавании и интерпретации признаков и симптомов, а также позволяют провести полную нейропсихологическую оценку с помощью ряда четко определенных шагов. В тексте представлен подробный методологический подход к нейропсихологическим инструментам, а также рекомендации о том, как выбрать правильный тест и как интерпретировать результат, который может служить для клинициста начальным курсом на каждом этапе оценки последовательным и аргументированным образом.

          В учебнике представлен исчерпывающий обзор различных инструментов, которые клиницист может использовать для проведения тщательной и последовательной нейропсихологической оценки. Он ведет читателя от первого шага сбора личной истории обследуемого – анамнеза – к выбору подходящих психометрических тестов и подсчета баллов, которые соответствующим образом интегрированы для формулирования нейропсихологического диагноза и написания нейропсихологического отчета. Главы также включают описание нейропсихологического интервью с испытуемым и его семьей и вероятность выявления расстройства с помощью нейропсихологической оценки. Авторы также включили серию подробных и поясняющих клинических случаев из своего опыта, чтобы расширить процесс оценки.

          Учебник полезен для студентов, изучающих клиническую нейропсихологию, которые учатся проводить нейропсихологические оценки, а также для клиницистов, стремящихся разработать более комплексный подход к проведению тщательной нейропсихологической оценки.

          1. ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И УСТАНОВКИ. 2. АНАМНЕЗ И СЕМЕИОТИКА. 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИНТЕРВЬЮ. 4. ПСИХОМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ. 6. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ: АТРИБУЦИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. 7. ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ ПАТОЛОГИИ ПРИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ. 8. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ОТЧЕТ. 9. ПРИМЕРЫ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ И СООБЩЕНИЙ. 10. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Форма, используемая нейропсихологом для сбора признаков и симптомов во время обследования. 11. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 12. ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 13. ЛИТЕРАТУРА. 14. ГЛОССАРИЙ.

          Биография

          Сара Мондини , доктор философии, профессор клинической нейропсихологии и нейропсихологической оценки в Университете Падуи, Италия. Она имеет долгую практику в клинической нейропсихологии и опубликовала множество научных работ по клиническим нейропсихологическим патологиям, таким как деменция и афазия, а также внесла свой вклад в разработку когнитивных тестов.

          Маринелла Каппеллетти, доктор философии, нейропсихолог и когнитивный нейробиолог, читает курс психологии в Goldsmiths, Лондонский университет, Великобритания. Сначала она изучала нейропсихологию в Университете Падуи, Италия, а затем объединила ее с экспериментальной психологией и методами нейровизуализации во время учебы в докторантуре и докторантуре в Великобритании и США.

          Джорджио Аркара имеет ученую степень в области психологии, докторскую степень в области психобиологии и аспирантуру в области клинической нейропсихологии.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *