Нейропсихология детского возраста что это такое: Нейропсихология детского возраста: патологии, принципы, задачи

Содержание

Нейропсихология детского возраста: патологии, принципы, задачи

Что это такое? Нейропсихология детского возраста является ответвлением классической науки. В ее основе лежит анализ развития психической функции ребенка при помощи метода сопоставления патологии и нормы.

С какого возраста изучает? Исходной точкой изучения является перинатальный период. Исследователи-нейропсихологи полагают, что немалая часть нарушений развития происходит именно в этом возрасте. Можно ли скорректировать данные проблемы при помощи ранней диагностики?

Оглавление:

  1. Что такое нейропсихология детского возраста
  2. Патологии, которые изучает клиническая нейропсихология детского возраста
  3. Нейропсихологические синдромы
  4. Когда необходимо проводить нейропсихологическую коррекцию
  5. Принципы коррекции
  6. Как проводится нейропсихологическая коррекция
  7. 4 примера неэффективности нейропсихологической коррекции

Что такое нейропсихология детского возраста

В наше время наблюдается тенденция увеличения количества детей, сталкивающихся с трудностями в ходе обучении в силу проблем физиологического и психического характера.

Эти проблемы варьируются от сравнительно безобидных случаев, в частности сложностей, связанных с леворукостью, до серьезных отклонений, приводящих к отставанию в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

Изучением связи между деятельностью головного мозга и психическими процессами и поведением людей занимается междисциплинарная наука нейропсихология, в составе которой существует и детское направление. Нейропсихология детского возраста как дисциплина начала формироваться еще в 70-е годы ХХ века. Она исследует динамику мозговой организации и совершенствование психических функций в ходе онтогенеза – индивидуального развития ребенка.

По мере взросление дети овладевают разнообразными навыками, что требует работы всех зон мозга. В первую очередь нейропсихологов интересует, какие участки головного мозга активизируются при выполнении тех или иных действий: например, когда человек читает, рисует, решает задачу, что-то запоминает или, наоборот, пытается воспроизвести по памяти и т.

д.

Таким образом при повреждении мозга можно предсказать, как это скажется на способностях и поведении пациента, исходя из того, какой характер имеет травма.

Неврологическое обследование детей, у которых наблюдаются психические проблемы, часто обнаруживает признаки мозговой дисфункции. Обычно поведение таких детей является дезадаптивным, у них фиксируются трудности в выстраивании межличностных отношений, проявляются негативные эмоциональные реакции.

Отклонение от нормы способно принять самый разнообразный вид, к примеру ребенок становится агрессивным либо, напротив, чрезмерно стеснительным и неуверенным в себе; он может сильно ограничивать себя в еде или же проявлять не соответствующий его возрасту аппетит и неразборчивость к качеству продуктов, и т. п.

Нейропсихологические исследования подтверждают связь процессов, протекающих внутри головного мозга, с внешними поведенческими реакциями: соответственно, подкорковые структуры оказывают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Нейропсихологи выделяют подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности. Если эта область развита недостаточно, то ребенок быстро устает, истощается не только физически, но и психически, у него могут фиксироваться нарушения внимания, памяти, мышечного тонуса и т. д.

Конечно, существуют и другие причины низкой работоспособности и повышенной утомляемости, и, помимо нейропсихологов, коррекцией таких состояний занимаются и иные специалисты – логопеды, коррекционные педагоги, детские психотерапевты и др.

Подробнее о нейропсихологии детского возраста вы можете узнать во время прохождения курсов повышения квалификации.

Патологии, которые изучает клиническая нейропсихология детского возраста

Если поначалу многие относились к нейропсихологии как к научному направлению, занимающемуся изучением преимущественно аномалий психофизиологического развития, причиной которых выступали локальные повреждения головного мозга, то теперь задачи этой науки понимаются более широко.

С одной стороны, нейропсихология детского возраста рассматривает и особенности психики здоровых людей. С другой же – расширяется подход к исследованию факторов, повлекших нарушения психической деятельности. Ведь к ним могут относиться не только явные травмы, но и социальное воздействие неблагоприятной среды, к примеру депривация, что приводит к функциональным расстройствам. Соответственно, выделяются не только первичные и вторичные симптомы различных нарушений, но и третичные, например в виде адаптации к сложившейся ситуации.

Наиболее очевидны и сильны патологии психических процессов, связанные с функциональной недостаточностью подкорковых образований, которые обеспечивают энергетику и активность ребенка.

Основные нарушения, выявлением и коррекцией которых занимается детская нейропсихология

  • Поведенческие проблемы, в частности они выражаются в том, что ребенок отчужден от коллектива, отстает в своем развитии от сверстников.
  • Фобии, состояния тревожности.
  • Функциональные расстройства нервного типа в виде заикания, тиков.
  • Эмоциональная неустойчивость ребенка.
  • Органический аутизм.
  • Излишняя психоэмоциональная активность.

Как правило, родители в первую очередь обращаются к педиатрам, однако те не в силах оказать полноценную помощь при наличии подобных проблем. Здесь требуется вмешательство психоневролога и нейропсихолога, принципиальное отличие между которыми состоит в используемых методах реабилитации. Если первый опирается на медикаментозную терапию, то второй главным образом использует психолого-педагогические средства воздействия на ребенка.

На что необходимо обращать внимание

Родителям необходимо подмечать малейшие изменения в поведении своих детей, и беспокойство должны вызвать следующие проявления:

  • Проблемы с моторикой – малыш с трудом координирует свои движения, часто спотыкается, роняет что-то и т. д.
  • Пониженный или повышенный мышечный тонус – в первом случае ребенок постоянно находится в заторможенном состоянии, а во втором испытывает затруднения с расслаблением мышц.
  • Большие сложности с обучением простейшим навыкам (чтение, счет, письмо).
  • Гиперактивность или вялость в поведении.

Прежде всего необходима психодиагностика, данные которой позволят специалисту принять правильное решение о том, какие требуются мероприятия по коррекции патологии психического развития.

Нейропсихологические синдромы

Различные отклонения в поведении детей и функционировании систем организма являются предметом изучения нейропсихологии детского возраста. Это такие широко распространенные симптомы, как диатез, энурез, энкопрез, головные боли, трудности в обучении и пр. Поговорим об этом подробнее.

Дисгенетический синдром

Включает в себя дисфункции подкорковых и стволовых образований, исходя из чего и детей, страдающих нарушениями, можно разделить на две группы.

  • Категория стволовых детей.

Здесь патологией затронут ствол, что обычно связано со сбоем в функционировании эндокринной системы организма. Симптомами способны выступать диатез, энурез, энкопрез, а также пониженный иммунитет и нарушения сна. Кроме того, нередко дисфункция ствола находит проявление в расстройствах мелкой и крупной моторики, запоздалом развитии речи.

Оптимальным вариантом является обучение в коррекционной школе или воспитательном классе. К сожалению, подобные клинические случаи трудно поддаются коррекции.

  • Категория подкорковых детей

По сравнению с вышеописанной категорией, здесь нарушения имеют менее выраженный характер, и прогноз по коррекции более оптимистичный. Как правило, в данном случае не возникает сложностей с речью.

Сбой в подкорковой области приводит к нарушениям когнитивных процессов, и мозг пытается это компенсировать за счет подключения лобных долей, что приводит к частым головным болям.

Основным признаком подкорковой дисфункции служит повышенная утомляемость. Также могут отмечаться нарушения крупной моторики, неуклюжесть в движениях и сбои в работе вестибулярного аппарата. Слабая память, неспособность долго концентрироваться на чем-то одном, низкая работоспособность негативно отражаются на интеллектуальном развитии ребенка.

Он с трудом усваивает материал, быстро устает, часто формируется неразборчивый почерк. К счастью, коррекционная деятельность в большинстве случаев дает позитивные результаты.

Синдром нарушения функциональности височных отделов

Характеризуется повреждением слухоречевой памяти. При этом ребенок говорит с нарушением порядка звуков в слове и слов в предложении. Впоследствии это переносится и на письменную речь. Формы данного синдрома:

  • Недостаточность затылочных отделов. Здесь возникают проблемы, связанные с ориентированием в пространстве. Скажем, дети путают стороны, им плохо дается понимание эффекта зеркальности. Сложности возникают и при освоении письма, в частности с расположением слов на строчке.
  • Недостаточность лобных отделов приводит к упрощению мыслительных процессов, что сказывается и на речи. Такой ребенок склонен опускать слова, особенно служебные части речи, выражается примитивно, с использованием скудного словарного запаса. Запоминание правил языка идет с большим трудом.

Когда необходимо проводить нейропсихологическую коррекцию

Период, который изучает нейропсихология детского возраста, – примерно с 3 до 16 лет. В это время продолжается активное формирование мозга и психики, и потому остается возможность воздействовать на поведение ребенка.

В ходе развития мозга формируются нейронные связи, нарушения которых и приводят к отклонениям. Однако если во взрослом возрасте образование новых нейронных связей затруднено, то детский мозг остается податливым к коррекции, которая позволяет восстановить его функциональность. Характер воздействия зависит от вида и тяжести нарушений.

  • Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, то целесообразны занятия с логопедом, а также упражнения на артикуляцию, помогающие улучшить речь и сформировать коммуникативные навыки.
  • Дети, у которых наблюдаются эмоциональные и поведенческие проблемы
    , нуждаются в психологической коррекции, нацеленной на развитие поведенческих, прежде всего социальных, навыков.
  • При когнитивных нарушениях эффектом обладает психообразовательная коррекция, задачей которой является улучшение познавательных способностей, обеспечение интеллектуального роста.

Коррекция различных нарушений должна основываться на индивидуальном подходе к каждому ребенку.

Принципы коррекции

Разработке и реализации коррекционной программы предшествует диагностика, в ходе которой определяется, какой раздел мозга мог получить повреждения или функциональное расстройство, что повлияло на психические процессы.

Методы обследования детей нейропсихологами

  • Беседа с родителями, которые делятся своими наблюдениями: когда начали проявляться отклонения, в чем они заключаются. Родители не только дают необходимую информацию, помогающую выяснить причину нарушений, но и должны поспособствовать установлению контакта с малышом в ходе последующей диагностики.
  • Сбор данных о ребенке: сведения медицинских обследований, мнения классного руководителя или школьного педагога в виде характеристики на своего воспитанника, дневник и тетради с записями ученика.
  • Тестирование – желательно, чтобы оно проходило в условиях, максимально комфортных для ребенка. Поэтому если имеется возможность, то лучше организовать его на дому. Ребенку предлагаются специальные тесты, позволяющие выявить проблемы и оценить их характер.

Принципы коррекционной работы

После диагностики нейропсихологи приступают к работе, которая основывается на принципах:

  • постоянной повторяемости действий, нацеленных на закрепление двигательной, сенсорной функции;
  • программирования коррекционного обучения. В каждом отдельном случае специалист реализует программу, предполагающую последовательное выполнение упражнений по преодолению нарушений. Задания располагаются в порядке от более простых к более сложным.

Как проводится нейропсихологическая коррекция

Нейрокоррекция является процессом устранения нарушений в деятельности мозга путем использования особых методик, которые позволяют улучшить мыслительные процессы, повысить концентрацию внимания, развить речь и память. В нейропсихологии детского возраста приоритет отдается методикам с игровыми элементами.

Для проведения эффективной нейрокоррекции нужен высококвалифицированный специалист, как отлично разбирающийся в особенностях мозговой деятельности, так и способный выступить в качестве психолога в ходе общения с человеком.

Сейчас существует отдельная профессия нейропсихолога, и есть вузы с такими направлениями подготовки. Разумеется, нужно учитывать специфику работы со взрослыми и детьми, поэтому необходимо искать именно детского нейропсихолога. В наше время о квалификации специалиста много скажут отзывы и рекомендации, в том числе размещаемые в Интернете.

В случае с детьми оптимальной формой коррекции служат нейропсихологические игры. Так ребенок легче идет на контакт, и наличие интереса и мотивации способствует более быстрому развитию умственных и психических процессов.

Под нейропсихологической игрой понимается комплекс упражнений, которые имеют привлекательную для детей форму и при этом дают положительный эффект: развитие памяти, внимания, мышления, речи. Параллельно с достигаемыми успехами будет расти и самооценка ребенка, уверенность в своих силах. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группах.

Разумеется, весь процесс, включая нейропсихологическую диагностику, должен строиться на добровольной основе. Принуждение едва ли обеспечит плодотворность коррекции, поскольку ребенок замкнется, будет все выполнять без какой-либо заинтересованности. Именно поэтому для нейропсихолога так важно установить контакт с маленьким пациентом, убедить его, что упражнения пойдут ему на пользу.

В основе нейрокоррекции лежит принцип обратного онтогенеза. Другими словами, нейропсихология детского возраста ставит одной из задач «возвращение» ребенка в более раннее детство, чтобы «запустить» те мозговые структуры, которые вовремя не заработали как надо.

Так, частью нейрокоррекции являются различные двигательные задания и дыхательные упражнения, которые имитируют поведение ребенка в первые месяцы его жизни.

Этапы коррекционной программы

Обычно программа включает в себя три этапа:

  1. Пополнение энергетического потенциала. Прежде всего специалист должен устранить препятствия, мешающие занятиям, и всеми силами побуждать ребенка действовать более активно. Нужно поощрять его инициативность, концентрацию внимания, развивать работоспособность и стрессоустойчивость.
  2. Отдельный этап составляют упражнения, призванные улучшить сенсомоторную и двигательную координацию. Наиболее актуальны здесь задания на развитие сенсорного восприятия, чувства ритма, пространственной памяти.
  3. На заключительной стадии ребенок учится планировать свои действия, осваивает самоконтроль, что способствует его личностному развитию.

В среднем на каждый этап отводится 20-25 занятий, причем нужно подчеркнуть, что к процессу коррекции должна подключиться вся семья ребенка.

В отдельных случаях нейрокоррекция способна занять несколько лет. Родители должны знать, что на первых порах может произойти даже ухудшение поведения и успеваемости ребенка; это нормальное явление, и потом все должно прийти в норму. Дело в том, что процесс перестройки процессов мозговой деятельности протекает постепенно, и нельзя сразу ожидать результатов.

До начала занятий целесообразна будет консультация у невролога и педиатра, которых нужно ознакомить с предлагаемой программой нейрокоррекции, и они должны одобрить ее, подтвердить, что к упражнениям нет противопоказаний по медицинским факторам.

Коррекция патологий психического развития

В нейропсихологии детского возраста патологии психического развития корректируются двумя основными способами:

  • Сенсомоторная коррекция

В данном случае основной упор делается на сенсорику, моторику, восприятие ребенка. Нарушение данных функций проявляется в плохой координации, замедленном речевом развитии, пониженной активности. В рамках этой коррекции практикуются различные игры и двигательные упражнения.

  • «Обкалывание» ребенка

По сути, это полноценное фармакологическое лечение. Терапия состоит во введении лекарственных препаратов, способных исправить нарушения психической системы. Кроме того, возможен специальный фармакологический массаж. Разумеется, все назначаемые препараты должны выписываться с ведома других врачей, у которых наблюдается ребенок, и дозировка должна быть абсолютно безопасной.

Подобная терапия подкрепляется нейропсихологической сенсомоторной коррекцией. С ребенком проводятся игры, в ходе которых воссоздается система движений, присущая маленьким детям. Таким способом обеспечивается воздействие на мозг, чтобы начали нормально функционировать недостаточно развитые участки и исчезли сбои в их работе.

Главной целью коррекции является восстановление баланса двигательной и сенсорной сфер развития. Именно эти базовые функции должны стать основой для дальнейшего развития ребенка.

Нейропсихологическое воздействие стимулирует деятельность структур мозга и позволяет обеспечить функциональное восстановление недостаточно развитых областей. Таким образом корректируются разнообразные патологии, например аутизм, гиперактивность и другие нарушения.

С помощью игр и двигательных упражнений дети заново осваивают пространственное, зрительное и слуховое восприятие окружающей действительности, что дает возможность восстановить контроль над психическими процессами.

Процесс коррекции пойдет намного быстрее, если специалист сумеет сразу завоевать доверие ребенка, установить с ним личный контакт и добиться позитивной его реакции на предлагаемые упражнения.

Не менее важно, чтобы и родители выполняли рекомендации нейропсихолога и занимались со своим чадом дома. Так будет обеспечиваться более быстрое формирование новых нейронных связей и улучшение самочувствия ребенка.

Примеры неэффективности нейропсихологической коррекции

Хотя роль нейропсихологической коррекции в восстановлении нормальной деятельности мозга и приведении в порядок психических функций общепризнана, возможности ее не беспредельны, и, к сожалению, нейропсихология детского возраста не может похвастаться 100 % результативностью. Правда, неудачи чаще всего имеют очевидные объяснения, и есть ключевые факторы, снижающие эффективность воздействия на ребенка, страдающего от нарушений.

Прежде всего, нужно учитывать, что цели и методы нейропсихологического вмешательства подходят не для всяких неврологических и психических расстройств, так что это направление никак не может восприниматься в качестве панацеи. К примеру, если проблема заключается в постоянных стрессах, которые испытывает ребенок, то чаще всего это не имеет прямого отношения к нейропсихологии. В таком случае следует обратиться к психотерапевту, который научит бороться с излишними переживаниями.

Нужно подчеркнуть, что решение о целесообразности нейропсихологической коррекции принимается индивидуально исходя из наблюдаемой картины. Соответственно, многое зависит от правильности и полноты диагностики. К примеру, симптомы могут оказаться внешне похожими на те, которые требуют участия в терапии нейропсихолога, но истинная причина нарушений лежит за пределами мозга маленького пациента и заключается во внешних социальных и культурных факторах. В этом случае нейропсихологическая коррекция не даст значительного эффекта.

Нужно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и состояние не только его психического, но и физического здоровья. Непродуманное начало коррекции, если ребенок по объективным причинам не способен выполнять предлагаемые нейропсихологом упражнения, может иметь даже негативные последствия.

Наконец, любая терапия эффективна только в том случае, если пациент следует рекомендациям специалиста и по-настоящему хочет избавиться от нарушений и патологий. Здесь большая ответственность ложится на нейропсихолога и родителей – совместными усилиями они должны заинтересовать ребенка, мотивировать его на активное участие в коррекции.

Таким образом, нейропсихология детского возраста актуальна в рамках диагностики и устранения самых разнообразных психических и неврологических расстройств, но у этого метода терапии есть свои ограничения. При выборе способа коррекции нужно принимать во внимание особенности конкретной ситуации, а также обращаться за помощью к другим специалистам (психологам, психиатрам, педиатрам), которые могут высказать свое мнение по поводу наблюдаемой проблемы.

Особенно большая нагрузка в ходе коррекции ложится на родителей. С учетом того, что нейропсихолог не в силах уделять много времени каждому своему пациенту, продолжать начатую им работу приходится тем, кто окружает малыша дома. Родители должны выполнять с ним «домашние задания» в виде назначенных упражнений, поддерживать его, вселять уверенность в своих силах.

Нейропсихологическая коррекция нацелена на стимуляцию слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга. Внешне простые двигательные упражнения и игры оказывают положительное воздействие на работу головного мозга, заставляют его перестроиться на иной, правильный режим. При этом восстанавливается контроль психической деятельности, совершенствуются моторные навыки, улучшается зрительное, слуховое и пространственное восприятие.

В комплексе нейропсихологические занятия способствуют формированию личности ребенка, развитию психоэмоциональной и интеллектуальной сфер, а также коммуникативных навыков.

Родители, дети которых обнаруживают психические нарушения, должны обратиться к нейропсихологу – в этом возрасте сбои в работе мозга легко поддаются коррекции, поэтому ничего не потеряно, и при своевременном начале терапии уже через год-два все патологические процессы прекратятся.

Материал основан на следующих источниках:

  1. Министерство науки и высшего образования РФ
  2. Институт развития стратегии образования
  3. Воспитатели России
  4. ФГОС
  5. Портал Российской образование
Рейтинг: 5

( голосов 1 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Нейропсихология детского возраста. | Центр психологической помощи «Просвет»

  • Главная
  • /
  • Нейропсихология детского возраста.

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла.

Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Микадзе Юрий Владимирович

М59 Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.:

          Питер, 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и диф­ференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие и дуальных проявлений нарушений нерв­ной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индиви­дуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам, представителям других психологических, а также медицинских специальностей.

Оглавление

От автора

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Глава 1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций

Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста

2.1.  Понятие психической функции

2.2.  Понятие локализации

2.3.  Понятия «симптом» и «фактор»

2.4.  Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»

Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза

3.1.  Основные понятия теории функциональных систем

3.2.  Принципы системогенеза

3.3.  Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура

РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга (структурно-функциональное

созревание мозга)

4. 1.  Морфогенез мозга

4.2.  Функциогенез мозга

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ

5.1.  Нейропсихологичсский аспект периодизаций возрастного развития

5.2.  Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза

5.3.  Сенситивный период

5.4. Проблема взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психических функции

Записаться на онлайн прием

Найти:

Детская нейропсихология — AACN

Перейти к содержимому

Детская нейропсихология: Ответы на часто задаваемые вопросы

Что такое клиническая нейропсихология?

Клиническая нейропсихология сосредоточена на понимании связи между мозгом и поведением. Например, как изменения в состоянии мозга могут повлиять на способность концентрировать внимание, запоминать или решать проблемы. Это понимание того, как кто-то думает и действует, и того, как работает мозг, используется для диагностики и лечения заболеваний головного мозга.

Что такое детский нейропсихолог?

Детские нейропсихологи имеют лицензию психолога. У них есть подготовка как в клинической психологии, так и в нейропсихологии. У них есть специальная подготовка по тому, как развивается мозг. Они используют это обучение для оценки и помощи в лечении детей с нарушениями головного мозга. Такие расстройства могут включать травму головного мозга, соматическое заболевание или проблемы с развитием. Детские нейропсихологи помогают родителям, учителям и врачам:

  • Понять, как проблемы с мозгом могут быть связаны с проблемами в школе, дома или со сверстниками
  • Понять, как ребенок учится лучше всего
  • Понять, почему у ребенка могут быть проблемы с поведением
  • Помогите ребенку справиться с проблемами мышления или поведения
  • Выявление неврологических или психиатрических проблем
  • Помогите привести ожидания в соответствие с конкретными сильными и слабыми сторонами ребенка
  • Совместно с другими врачами и учителями разработать наилучший план лечения и школьного обучения для ребенка

Как узнать, нуждается ли мой ребенок в нейропсихологическом обследовании?

Нейропсихологическое обследование может помочь, если у вашего ребенка:

  • Неврологическое расстройство, такое как расщелина позвоночника, гидроцефалия, церебральный паралич, эпилепсия (припадки), нейрофиброматоз, туберозный склероз или опухоль головного мозга.
  • Повреждение головного мозга в результате травмы головы, инсульта, недостатка кислорода или инфекции.
  • Другие медицинские проблемы, такие как недоношенность, диабет, хронические проблемы с сердцем или дыханием, определенные генетические нарушения или лечение рака у детей.
  • Подвергался воздействию свинца, уличных наркотиков или ингалянтов (окись углерода).
  • Употреблял алкоголь, курил или принимал некоторые наркотики до рождения.
  • Проблемы, связанные с развитием или школой, такие как нарушение способности к обучению, синдром дефицита внимания/гиперактивности или расстройство аутистического спектра/распространенное расстройство развития.
  • Проходил обследование у психолога или в школе, но лечение после этого обследования не помогло.

Ваш врач может порекомендовать нейропсихологическое обследование:

  • Помогите поставить или подтвердить диагноз.
  • Перед лечением лекарствами или хирургическим вмешательством сделайте записи о функционировании вашего ребенка.
  • Запишите изменения в вашем ребенке после лечения (тестирование можно повторить, чтобы увидеть, повлияло ли лечение на функционирование вашего ребенка).
  • Записывайте процедуры развития вашего ребенка, и ожидания могут быть скорректированы в соответствии с потребностями вашего ребенка.

Что включает в себя нейропсихологическое обследование?

Нейропсихологическая оценка включает изучение мышления, поведения и социально-эмоционального функционирования. При оценке используются стандартизированные тесты и процедуры. Экзаменаторы работают непосредственно с вашим ребенком. Они также разговаривают с вами, учителями и другими врачами. Тесты могут быть выполнены с помощью бумаги и карандаша или на компьютере. Вашему ребенку будут задавать много вопросов и решать различные типы проблем. Нейропсихологические обследования обычно включают тесты, которые измеряют следующее:

  • Интеллект (IQ)
  • Решение проблем
  • Планирование и организация
  • Внимание и память
  • Скорость обработки
  • Язык
  • Академические навыки
  • Зрительное восприятие
  • Контроль движений рук
  • Депрессия и тревога
  • Агрессия и импульсивное поведение
  • Социальные навыки

Нейропсихолог также проверит медицинские и школьные документы вашего ребенка, чтобы понять, как результаты теста связаны с повседневной жизнью.

Чем нейропсихологическое обследование отличается от школьного?

Детские нейропсихологи и школьные психологи часто используют одни и те же тесты. Однако школьные оценки сосредоточены на том, чтобы решить, есть ли у ребенка проблемы с академическими навыками, такими как чтение, правописание или математика. Детские нейропсихологи сосредотачиваются на том, чтобы понять, почему у ребенка возникают проблемы в школе или дома. Это делается путем изучения академических навыков, а также изучения всех мыслительных навыков, необходимых для успешной работы в школе и за ее пределами, таких как память, внимание и решение проблем. Понимание конкретных сильных и слабых сторон мышления ребенка помогает лучше сфокусировать школьные планы и лечение и понять потенциальные области будущих трудностей. Поскольку нейропсихологи имеют подготовку в области клинической психологии, они также могут диагностировать эмоциональные проблемы, такие как депрессия и тревога.

Как найти детского нейропсихолога?

Список сертифицированных нейропсихологов можно найти в нашем каталоге участников.

Нейропсихология | Детская национальная больница

Контактный номер | 301-765-5430

В Детской национальной больнице мы оцениваем и заботимся о детях с широким спектром когнитивных (мышление и обучение), поведенческих и социально-эмоциональных потребностей. Наш сострадательный уход основан на обширных исследованиях того, как приобретенные и связанные с развитием нарушения головного мозга, травмы и заболевания влияют на поведение и способность ребенка функционировать.

В Отделение нейропсихологии входят одни из ведущих мировых экспертов по уходу за детьми и подростками с неврологическими заболеваниями. Нейропсихология изучает психологические и когнитивные последствия этих состояний, независимо от того, связаны ли они с развитием нервной системы, например, аутизм, или вызваны болезнью или травмой, например, сотрясением мозга или опухолями головного мозга.

Лидеры в области нейропсихологии

Нарушения развития нервной системы, черепно-мозговые травмы или заболевания требуют передовых знаний и междисциплинарного подхода. В Children’s National наша команда по уходу включает в себя специалистов из разных областей, которые работают с вами над разработкой уникального плана ухода за вашим ребенком. Мы также консультируемся с нашими коллегами из других подразделений Children’s National, а также с профессионалами и клиницистами по всей стране.

Основные направления нейропсихологии Детского национального центра включают:

  • Детские специалисты по мозгу и поведению. Мы заботимся исключительно о детях. Наши специалисты в области нейропсихологии понимают, как сложные условия влияют на когнитивное (мышление и обучение), неврологическое (нервная система) и психологическое (социальное и эмоциональное) развитие растущего ребенка или подростка.
  • Расширенная и доступная диагностика. Каждый год наши специалисты обследуют более 1000 детей и подростков с помощью амбулаторных нейропсихологических обследований.
  • Лидеры отрасли. Начальник отделения Жерар Джойя, доктор философии, всемирно известный эксперт в области детской нейропсихологии и травм головного мозга. Он возглавляет команду, ориентированную на развитие междисциплинарного сотрудничества с национальными и международными государственными и частными исследовательскими центрами и группами пациентов. Доктор Джойя также возглавляет программу SCORE (Обучение и восстановление после сотрясения мозга), чтобы помочь родителям, тренерам и медицинскому сообществу предотвратить и распознать потенциальное сотрясение мозга и узнать, что делать.
  • Спасательные исследования и образование. Наша команда находится на переднем крае нейропсихологических исследований, в том числе исследований по нескольким специальностям. Мы расширяем научные знания о физических и поведенческих аспектах неврологических состояний, включая аутизм, эпилепсию, инсульт, черепно-мозговую травму (ЧМТ) и сотрясение мозга, нейрофиброматоз (НФ) и нейроонкологию (рак головного мозга). Наша команда применяет результаты исследований для улучшения ухода, методов нейроповеденческих измерений и оценки и других достижений.

В группу нейропсихологов Детского национального центра входят:

  • Клинические психологи
  • Нейропсихологи
  • Социальные работники
  • Логопеды
  • Психиатры

Состояния, которые мы лечим

Эта программа оценивает и лечит нейропсихологические симптомы, связанные с состояниями например:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Расстройства аутистического спектра
  • Опухоли головного мозга
  • Врожденный порок сердца
  • Сотрясение мозга/черепно-мозговая травма
  • Эпилепсия
  • Генетические нарушения
  • Гидроцефалия
  • Нарушения обучаемости
  • 900 21 Нейрофиброматоз
  • Детский рак (например, лейкемия)
  • Серповидно-клеточная анемия
  • Инсульт

Специализированные программы

Нарушения развития нервной системы часто связаны со сложными заболеваниями. Члены нашей команды нейропсихологов тесно сотрудничают с другими специалистами Детского национального центра, чтобы обеспечить беспрепятственный уход за нашими пациентами. Если вашему ребенку необходимо обратиться к другому специалисту, наша команда поможет с направлениями в отделы Children’s National, общественные ресурсы и к другим специалистам в области здравоохранения в Вашингтоне, округ Колумбия.

Вот некоторые из специализированных программ, с которыми мы работаем:

  • Институт опухолей головного мозга (программа нейроонкологии)
  • Программа оценки результатов развития нервной системы сердца (CANDO)
  • Центр расстройств аутистического спектра (CASD)
  • Com Комплексная программа детской эпилепсии (CPEP)
  • Программа сотрясения мозга (SCORE)
  • Клиника синдрома Дауна
  • Клиника исполнительных функций (EF)
  • Программа неонатального и детского инсульта
  • Институт нейрофиброматоза
  • Программа нейроиммунологии
  • Институт редких заболеваний
  • Клиника синдрома Тернера

Свяжитесь с нами

Для получения дополнительной информации позвоните нам по телефону 301-765-5430.

Подробнее

История Мэддокса

Нейрофиброматоз

Чжэнь Чао, которого сейчас зовут Мэддокс, родился в Китае с генетическим заболеванием, называемым нейрофиброматозом типа 1 (NF1), которое может вызывать болезненные или обезображивающие опухоли, называемые плексиформными нейрофибромами. Почитайте о Мэддоксе.

История Мэддокса

Группа нейропсихологии

Пред. Следующий

  • Лорен Кенворти
    Заведующий отделением нейропсихологии
    Директор Центра расстройств аутистического спектра
    Нейропсихолог

  • Джерард Джойя
    Директор Программы безопасного исхода сотрясения мозга, восстановления и обучения (SCORE)

  • Кэтлин Атмор
    Нейропсихолог развития,
    специалист по аутизму

  • Мэдисон Берл
    нейропсихолог

  • Анджела Боллич
    нейропсихолог

  • Энн Клоусон
    нейропсихолог

  • Лаура Кенили
    нейропсихолог

  • Хейли Лоблейн
    нейропсихолог

  • Джули Ньюман
    нейропсихолог

  • Дебора Потвин
    нейропсихолог

  • Сришти Рау
    нейропсихолог

  • Жаклин Санс
    Соруководитель программы оценки результатов развития нервной системы сердца
    Нейропсихолог

  • Ли Сепета
    нейропсихолог

  • Юрий Шишидо
    нейропсихолог

  • Джон Стрэнг
    Нейропсихолог
    Директор программы «Гендер и аутизм»
    Директор по исследованиям, Программа гендерного развития

  • Кристофер Воан
    нейропсихолог

  • Карин Уолш
    нейропсихолог

  • Энн Инге
    Клинический директор, Центр расстройств аутистического спектра
    Директор по обучению, Программа обучения лидерству в области нейроразвития и связанных с ним нарушений (LEND)
    Психолог

  • Марисса Миллер
    Психолог

  • Эшли Маскетт
    Психолог

  • Кара Пульезе
    Клинический психолог

  • Эллисон Ратто
    Клинический психолог

  • Род Сальгадо

Новости отдела

  • Вопреки распространенному мнению, отдых не всегда может быть лучшим лекарством после сотрясения мозга, говорится в новом исследовании, опубликованном в JAMA Network Open.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *