что это за науки, объект и предмет исследований
Нейролингвистика и психолингвистика — научные термины, смысл которых у нас вряд ли получится толково и доходчиво объяснить в двух словах. Если только вы не научный деятель и не профессионал в этих или смежных областях.
Нейролингвистика — это научная дисциплина, тесно связанная с психологией, неврологией, лингвистикой. Психолингвистика — это комплексная наука, относящаяся и к психологическим, и к лингвистическим дисциплинам.
Эти две науки идут рядом, решая общие проблемы. Нейролингвистику еще называют психолингвистикой мозга. Для начала как-то так. Если вам интересно, давайте узнаем об этом больше.
Что изучает нейролингвистика?
Предмет изучения
Нейролингвистика — это наука, изучающая функционирование отделов головного мозга, связанных с речевой деятельностью человека.
Она занимается исследованием человеческого мозга и дает ответы на вопросы:
- какие участки мозга отвечают за языковую способность;
- как работает нервная система в процессе речевой деятельности;
- какую роль в формировании речи играют правое и левое полушарие;
- как воспринимает мозг информацию на неродном языке;
- как влияют на речь локальные поражения головного мозга.
Основными проблемами нейролингвистики является широкий диапазон проводимых исследований и отсутствие точности и ясности ее положений. Человеческий мозг — слишком сложный предмет для изучения, чтобы можно было устанавливать четкие закономерности по отношению к нему.
Нейролингвистика возникла в середине прошлого столетия для решения практических задач диагностики и речевой коррекции. Ей предшествовал период длиною в 100 лет, когда данные о нарушениях речи, связанных с патологическим состоянием мозга, накапливались и изучались.
Ключевыми фигурами возникновения, становления и развития науки являются французский хирург и антрополог Поль Брока, немецкий психоневропатолог Карл Вернике, советский нейропсихолог А. Р. Лурия.
Интересные факты
В результате научных изысканий стало известно, что:
- Речевая деятельность человека координируется обоими полушариями головного мозга. При этом левое полушарие отвечает за правильность речи, а правое — за образность и эмоциональную окраску.
- Для процесса говорения и восприятия значимую роль играет левое полушарие. В нем находится зона Брока, ответственная за артикуляцию и грамматику, и зона Вернике, делающая возможным понимание речи и использование словарного запаса. Работая сообща, зона Вернике «собирает словарный пакет» для зоны Брока, где он «форматируются в текстовый файл и озвучивается». Повреждения в зоне Брока делают речь медленной и грамматически неверной, но связной; а нарушения в зоне Вернике — быстрой, правильной, но бессмысленной.
- Речевые зоны в коре головного мозга соседствуют с двигательной и слуховой зоной. Их деятельность взаимосвязана.
Какие методы использует нейролингвистика в своих исследованиях?
Методы нейролингвистики
Нейролингвистические исследования проводятся следующими методами:
- Метод наблюдения. С помощью метода прямого наблюдения устанавливается связь между нарушениями в мозгу человека и изменениями в его поведении.
- Проникающие вмешательства. Этот метод связан с «проникновением в мозг» для лечения и исследования. При этом используются химические вещества, тепло, холод, электричество.
- Нейровизуальные методы. Электроэнцефалография, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс позволяют без хирургического вмешательства наблюдать за деятельностью различных участков головного мозга у здоровых людей или выявлять повреждения в мозговой ткани.
Использование многочисленных методов продвигает науку вперед, но лишний раз доказывает, что каждый случай индивидуален, и одинаковое повреждение мозга может по-разному выглядеть в поведении нескольких людей. Немаловажно и то, что направленность исследований на функционирование отдельных участков мозга влечет за собой противоречия и нестыковки, потому что мозг — это орган, имеющий целостную структуру.
Тем не менее, стремительно развиваясь, нейролингвистика предлагает приемы и методы для практического применения в жизни человека.
Нейролингвистика и занятия с детьми
В настоящее время обучение в школе требует от ребенка больших психических и физических затрат. Зачастую детский мозг не справляется с обработкой информации, поступающей извне, и работает в режиме перегрузок. Отсюда немотивированность, лень, невнимательность, тревожность, неуспеваемость.
Своевременная и правильная нейролингвистическая помощь в корне меняет ситуацию. С помощью индивидуальной программы из игр и упражнений формируются навыки, необходимые для усвоения школьной программы, устраняется причина неуспеваемости — несформированность речевых способностей.
В итоге появляются хорошие оценки и желание учиться, самостоятельно делать уроки и с удовольствием посещать учебное заведение.
Нейролингвистическое программирование
НЛП, или нейролингвистическое программирование, — это популярное направление практической психологии. НЛП разрабатывает прикладные техники, повышающие эффективность коммуникаций для получения преимуществ в различных сферах деятельности человека.
НЛП учит наблюдать, понимать и воздействовать на себя и окружающих, а именно:- помогает глубже понимать смысл речи собеседника,
- делать свою речь более гибкой для восприятия,
- владеть невербальными приемами общения,
- управлять своей мотивацией и эмоциональным состоянием,
- исцелять фобии и психологические травмы, поддерживать свое психическое здоровье,
- определять глубинные переживания человека и устанавливать с ним доверительный контакт и пр.
В научных кругах нейролингвистическое программирование относят ко лженауке из-за невозможности полноценного обоснования его теоретических положений.
Также НЛП подвергается критике по этическим соображениям. Поощрение манипуляций людскими ресурсами, воздействие на человека против его воли при решении своих задач, несоблюдение специалистами НЛП норм морали и нравственности порождают вопросы этического характера и беспощадную критику этой «псевдонауки».
Несмотря на неоднозначное отношение к данной дисциплине, ее приемы работают и приносят пользу, если соблюдать экологичность в их применении.
А теперь поговорим об основах психолингвистики.
Что изучает психолингвистика?
Предмет и объект изучения
Психолингвистика изучает речевые процессы с позиции психических механизмов, лежащих в их основе. В психолингвистике язык, как психическое явление, является отражением внутреннего мира человека.
Психолингвистика как наука относится и к лингвистическим дисциплинам, так как изучает язык, и к психологическим, потому что рассматривает его в аспекте психики. А также принадлежит к числу дисциплин по социальной коммуникации, поскольку язык — это средство общения в социуме.
Психолингвистика дает ответы на вопросы:- как рождается и воспринимается речь;
- связаны ли язык и мыслительный процесс;
- каким образом происходит процесс чтения;
- какие процессы происходят при изучении родного и иностранного языков;
- почему нарушается речь при неправильной работе центральной нервной системы;
- что может сказать о человеке его речевая манера поведения.
Основными ее проблемами являются:
Эта наука имеет два основных раздела: теоретическая и прикладная психолингвистика.
Теоретическая психолингвистика исследует речевую деятельность и речевое общение, а также некоторые аспекты познавательной деятельности человека. Она решает задачи по изучению речи в необычных ситуациях, например, при разных патологиях, в периоде ее становления, при психоэмоциональных переживаниях, при общении на жаргоне или диалекте.
Прикладная психолингвистика широко применяется в самых разных областях общественной жизни человека:
- обучение языкам в учебных заведениях;
- речевая коррекция при отклонениях от нормы;
- идентификация личности в судебной психиатрии;
- использование в средствах массовой информации;
- экспериментальная риторика — мастерство убеждения.
Как она получает языковой материал?
Методы психолингвистики
В психолингвистике используются следующие методы:
- Самонаблюдение. Его суть — в наблюдении своих мыслей и чувств, которые представляют собой материал для исследования.
- Наблюдение. В обычных условиях наблюдают за вербальными и невербальными манерами человека. На основе этих данных строятся предположения о свойствах его психики, которые отражает мимика лица, привычка говорить, жестикулировать, создавать дистанцию и пр. Результаты анализируются, оцениваются, обобщаются. Допустимо применение фото-, аудио-, видеоаппаратуры.
- Эксперимент. Этот метод считается основным и самым объективным. Он основан на применении различных методик, например, методика чтения с саморегуляцией скорости, методика записи движения глаз, методика прямого толкования слова, ассоциативный эксперимент и др., с помощью которых собирается материал для психолингвистического анализа.
- Обработка. Это сравнение и описание полученных фактов.
Связь психолингвистики с другими науками
Психолингвистика связана и активно взаимодействует с такими науками, как:
- философия — определяет стиль мышления;
- психология — изучает тот же объект — речевой процесс;
- лингвистика — исследует роль грамматической основы в понимании сообщения, изучает смысловую нагрузку слова, опирается на законы психолингвистики при формировании навыка орфографии;
- семиотика — занимается изучением языка, как знаковой системы;
- социология — изучает различные категории социализации человека, например, персональная, групповая;
- медицина — логопедия, психиатрия, неврология предоставляют данные для исследования речевых патологий и норм;
- технические науки, где есть возможность аппаратного и компьютерного наблюдения за речевой деятельностью.
Давайте познакомимся с ключевыми понятиями этой научной дисциплины.
Языковая способность в психолингвистике
Языковая способность — это психофизический механизм понимания и воспроизведения речевых единиц.
Существует два подхода к вопросу о ее природе:
- биологическая, согласно которой эта способность врожденная и развивается по мере взросления;
- социальная, утверждающая, что на ее формирование влияет опыт речевого общения.
В психолингвистике различают несколько ступеней языковой способности:
- Правильность —- соблюдение языковых правил;
- Скорость — выстраивание речи во времени;
- Насыщенность — богатый словарный запас и разнообразие словесных форм;
- Адекватный выбор — соответствие сообщения его сути и ситуации;
- Адекватный синтез целого текста — правильное соединение предложений в тексте.
Языковая способность считается отлично развитой, если человек владеет этой многоступенчатой моделью.
Теория речевой деятельности в психолингвистике
Речевая деятельность — это социальная деятельность, при которой высказывание используется для определенной цели. Предметом ее является мысль, посредством которой отражаются фрагменты окружающего мира и происходит их детальный анализ.
Цель речевой деятельности — формирование мысли и ее построение, а задача — правильное отображение мысли через систему вербальных и невербальных знаков. Она может осуществляться как посредством общения, так и через внутреннюю речь, которая связана с мышлением.
Общая структура речевой деятельности в психолингвистике изображена на схеме:
Текст как объект психолингвистики
В психолингвистике слово, предложение, текст рассматриваются как знаки языка.
Слово — это основная структурная единица, с его помощью называются предметы, явления, события. Предложения состоят из слов, и в них уже учитывается коммуникативная ситуация, позиция говорящего и реакция слушающего. Текст складывается из предложений и является завершенным произведением речетворчества.
Текст, как единица речевого общения, регулирует отношения между говорящими, структурирует речевую деятельность. Он обладает цельностью, связностью, отражает чувства автора и его отношение к написанному, может содержать невербальные элементы, например, иллюстрации, цвет, шрифт, оказывающие решающее значение на осознание.
Интересно: при восприятии текста читатель пропускает его через свою призму миропонимания, что может искажать замысел автора. Степень этого несоответствия определяется тем, насколько автор и читатель не похожи, как личности.
К знакам речевой деятельности в психолингвистике также относится интонация.Темп и ритм выполняют выразительную и соединительную для элементов языка роль.
Речевое воздействие в психолингвистике
Речевое воздействие — это разнообразные формы социальной коммуникации:
- митинги, выступления перед аудиторией;
- средства массовой информации;
- реклама;
- пропаганда.
Психолингвистика рассматривает как при этом языковые и речевые характеристики текста влияют на восприятие и обработку сообщения. Он должен привлекать внимание, быть легким в восприятии, иметь воздействующий эффект.
Психологическая теория деятельности как основа психолингвистики
Начало развития психологической теории деятельности — конец двадцатых годов прошлого столетия. Она оперирует такими терминами, как деятельность, действие, цель, сознание, поведение.
Деятельность — это многоуровневое понятие, состоящее из отдельных видов, действий, операций и функций. Действие, как основная единица деятельности, — это сознательное движение к поставленной цели. Цель — это видение конечного результата.
Так как действие сопряжено с поведением и сознанием, то сознание и поведение неразрывно связаны. Занимаясь деятельностью, человек действует целенаправленно и активно. Цель действия бывает биологической, например, прием пищи, а может носить социальный характер.
Отсюда следуют основные принципы психологической теории деятельности, лежащей в основе речевой деятельности:
Ментальный лексикон в психолингвистике
Ментальный лексикон — это инструмент психики, обеспечивающий пользование словами и осуществляющий доступ к информационной базе человека. Наиболее сильные связи в нем — это семантические (смысловые), они отражают знания человека о мире и его закономерностях.
Поиск слов в ментальном лексиконе является важной стадией процесса осмысления речи. При ее восприятии человеком устанавливается связь между тем, что он слышит и тем, что хранится в памяти. Слова имеют свои характерные признаки, согласно которым хранятся в многоступенчатом механизме ментального лексикона.
А теперь давайте проследим за развитием психолингвистической науки.
Краткий экскурс в историю психолингвистики
До возникновения психолингвистики в середине прошлого столетия учеными в области психологии и языкознания разрабатывались психолингвистические идеи, относящиеся к сфере будущей науки.
Таким образом, речь, как высшая функция психики, и язык, как средство речевой деятельности, являлись предметом изучения и психологов, и лингвистов. К середине ХХ века накопленного материала было достаточно, чтобы объединить усилия ученых этих двух наук.
Труды одного из основоположников отечественной психолингвистики Л.С. Выготского, а также других научных деятелей, таких как
послужили предпосылкой для возникновения психолингвистики как отдельной науки. Немалую роль в этом сыграли и американские ученые
Становление отечественной психолингвистики приходится на 60-е годы ХХ столетия. Благодаря своим лучшим представителям —
психолингвистическая школа активно развивается и своими достижениями завоевывает мировое признание.
Современная психолингвистика в России ориентируется на изучение процессов порождения речи, ее понимания; на анализ способности человека мыслить, определять свое отношение к действительности и отражать это в своей речи. Сегодня прикладная психолингвистика активно развивается и имеет большие перспективы.
Развитие науки можно разбить на три этапа.
Психолингвистика первого поколения
Этот этап психолингвистики относится к пятидесятым годам 20 века и характеризуется доминированием концепции американского ученого Чарлза Осгуда.
Ее отличают:
- психологическое направление — речевые действия трактуются с психологической точки зрения;
- реактивизм, когда теория речи выглядит как схема «стимул — реакция» в виде речевого приспособления к среде;
- атомизм, когда слова усваиваются отдельно, а затем обобщаются;
- индивидуализм, когда процесс коммуникации упрощен до схемы «говорящий — слушающий».
Психолингвистика второго поколения
Второй этап — психолингвистика американских ученых Н. Хомского и Дж. Миллера, шестидесятые годы 20 века.
Ее особенности:
- лингвистическая ориентация — большое внимание уделено языковой грамматике;
- алгоритмичность, когда предложение рассматривается отдельно от коммуникативной ситуации и изолируется от целостного осмысленного текста;
- изоляционизм — провозглашение идеи универсальных правил владения языком, согласно которой человек может без труда освоить любой язык;
- преодоление атомизма — не просто освоение отдельных слов, а умение составить высказывание.
Психолингвистика третьего поколения
Психолингвистика 3 поколения начинает свой отсчет с середины 1970-х гг. и связана с именами Д. Верча, Ж. Мелера, Ж. Нуазе, Д. Дюбуа, Р. Румметфейта.
Ее отличия:
- ориентация на когнитивную (познавательную) психологию;
- неприемлемость принципа реактивности;
- преодоление изоляционизма — психолингвистические процессы рассматриваются в связи с мышлением, общением, памятью.
Вопросы психолингвистики в современной культуре речи
Процесс общения — это не просто обмен мыслями, идеями и чувствами, а обоюдное осмысление предмета и взаимное влияние в процессе общения. Эффективность этого процесса определяется именно психологическим воздействием.
Оно становится возможным, если участники оперируют одной знаковой системой, то есть разговаривают на одном языке. Речь — это универсальное средство общения, когда вероятность донести смысл сообщения наиболее велика.
Действия, направленные на увеличение результативности речевого воздействия, используются в экспериментальной риторике, которая учит мастерству убеждения через речь, применяя на практике знания психолингвистики.
Вот примеры некоторых из них.
При общении важно проявлять уважение к собеседнику: не прерывать его, изъясняться просто и доступно, не использовать слова, которые можно истолковать неправильно.
В деловом общении демонстрация поддержки, доброжелательности, похвала, выражение одобрения помогают поддержанию речевого контакта.
Установлению контакта способствует также использование имени собеседника. Это увеличивает доверие и сокращает дистанцию при диалоге.
При коммуникации немаловажную роль играет язык жестов. Так, легкий наклон головы, приветливая улыбка, добрый взгляд в начале общения обеспечат дружескую атмосферу.
Словесное приветствие, пауза — вот уже собеседник включается в общение. Теперь необходимо обратить внимание на его эмоциональное состояние, чтобы в ходе диалога поддержать заданный тон или мягко его трансформировать в нужное состояние.
На следующем этапе — определение стратегии и тактики делового общения. Нужно постараться вовлечь партнера в активное обсуждение темы, а выявление его самооценки даст возможность распределить роли.
Поддерживать доброжелательную атмосферу необходимо для успеха мероприятия.
При невербальном деловом общении большое внимание уделяется следующим моментам:
- выражение лица спокойное и уверенное;
- поза непринужденная и открытая;
- осанка ровная;
- дистанция приемлемая, взгляд обращен к партнеру;
- жесты сдержанные;
- тон голоса соответствует ситуации;
- голос негромкий;
- соблюдение пауз.
Так навыки речевого и невербального общения помогают обмениваться информацией в процессе совместной деятельности.
Книги для самостоятельного обучения
Предлагаем перечень учебников, лекций и статей по данной тематике:
А что же дальше?
Вот и подошло к завершению наше информационное погружение в научные глубины нейролингвистики и психолингвистики. Надеемся, что интерес к ним у вас не погас.
Если у вас есть желание овладеть навыками вербального и невербального общения, научиться управлять своими эмоциями, устанавливать контакты и строить доверительные отношения, выучить иностранный язык или усовершенствовать родной, то эти знания не будут лишними — они раскрывают механизмы, которые лежат в их основе.
Ну, а если наша статья побудила вас к познанию более детальному — успехов, захватывающих идей и неограниченных возможностей!
kakgovorit.ru
Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психология»
РАЗДЕЛ X КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 800.870
Карпенко Диана Алексеевна
Кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета, [email protected], Ставрополь
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ подход К АНАЛИЗУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Karpenko Diana Alekseevna
The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university, [email protected], Stavropol
THE NEJROPSIHOLOGICHESKY APPROACH TO THE ANALYSIS OF SPEECH ACTIVITY
Нейропсихологический анализ строения речевой деятельности в настоящее время стал теоретической базой логопедической и психологической работы по преодолению трудностей формирования или нарушений речи. Основной задачей данного подхода является описание строения сложных функциональных систем речевой деятельности в норме и патологии, с использованием нейропсихологической методологии.
Основоположником нейропсихологического подхода к анализу речевой деятельности является широко известный крупнейший психолог и врач А. Р. Лурия. Являясь интегративным, нейропсихологический подход не ограничивается изучением нейробиологического, мозгового, либо психологического пласта психического явления, а изучает все три пласта психического явления — биологический, психологический, социальный [1; 17; 20; 22].
«Личность человека является «внебиологическим явлением», однако, не смотря на это, она должна рассматриваться сквозь призму биологического, психологического и социального пластов. Ведь известно, что формирование, развитие и нарушение личности протекает с участием не только психологических и социальных, но и биологических факторов. А фундаментом и носителем психических процессов являются физиологические процессы. Эти три пласта, сквозь которые проходит любое психическое явление и в формировании, и в протекании и в патологии, взаимодействуют» [16, с. 67-68].
В соответствии с концепцией школы Л. С. Выготскго высшие психические функции рассматриваются как сложные системные образования, состоящие из многих звеньев и объединённые едиными законами формирования и функционирования. Они формируются прижизненно, постепенно; по мере формирования их психологическая структура изменяется, что связано,
прежде всего, с овладением ребёнком речью и другими знаковыми системами. В разные возрастные периоды высшие психические функции различны по своей структуре, то есть по составу входящих в них звеньев. В силу этого и закономерности их реализации (т. е. системные закономерности их осуществления) различны. Нейропсихологическая трактовка подобного рода понимания психологических механизмов высших психических функций означает, что и мозговые механизмы, реализующие высшие психические функции, имеют системный характер и что эти механизмы изменчивы, динамичны. Иными словами, в разные возрастные периоды высшие психологические функции реализуются с помощью разных мозговых механизмов [5, с. 91-92].
Системные и динамические законы локализации (мозговой организации) высших психических функций проявляются и при компенсации дефектов, возникающих вследствие тех или иных поражений головного мозга. Восстановление нарушенных функций происходит за счет перестройки их первоначальной системной организации, т. е. за счет перестройки участвующих в их реализации мозговых механизмов. Однако и на разных этапах онтогенеза, и при разных периодах восстановления мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление любой высшей психической функции, представляют собой сложные системные образования, в которых — на разных ролях — участвуют различные мозговые структуры, расположенные на разных уровнях ЦНС (коры и подкорковых образований). Нет единых мозговых «центров», ответственных за осуществление той или иной функции.
Представления А. Р. Лурия о высших психических функциях, как о сложных формах психической деятельности основываются на том, что любая психическая функция реализуется по законам психической деятельности. То есть включает в свой состав ряд этапов: этап мотивации, этап программирования деятельности, этап ее осуществления (с помощью соответствующих умственных действий или операций) и этап контроля, за полученными результатами. Подобная психологическая структура психической деятельности с точки зрения нейропсихологии предполагает участие в ее реализации не только собственно исполнительных операциональных мозговых механизмов, но и тех, которые ответственны за мотивационные, программирующие и контролирующие аспекты психической деятельности. По мнению автора с мозгом следует соотносить не функцию в целом и не отдельные блоки психической деятельности, а отдельные ее параметры, аспекты, такие как динамический, регуляторный, операциональный [5; 12; 18].
Б. Ф. Ломов при обсуждении многоплановых связей между биологическим и психическим подчеркивает, что в одних измерениях и при определенных обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм (физиологическое обеспечение психических процессов), в других — как предпосылка, а в третьих как содержание психического отражения, в четвертых как фактор, влияющий на психические явления, в
пятых как причина отдельных актов поведения, в шестых как условие возникновения психических явлений [4; 9; 10].
Б. Г. Ананьев выделил три группы механизмов, развитие и взаимодействие которых лежит в основе любого психического процесса: функциональные механизмы, связанные с определенными структурами, детерминированные онтогенетической эволюцией и природной организацией человека как представителя вида; операциональные механизмы, участвующие в развитии психических процессов и складывающиеся в деятельности самого индивида; мотивационные механизмы, выполняющие регулирующую роль по отношению к обоим названным выше механизмам. Построение высказывания также включает ряд последовательных механизмов, каждый из которых является существенным условием для этого процесса [5, с. 71].
Экспериментально-патологический метод в нейропсихологии позволяет предполагать, что каждое из условий, входящих как в сложный процесс формирования высказывания (кодирования мысли), так и в не менее сложный процесс декодирования (или понимания) высказывания, осуществляется при непосредственном участии ряда совместно работающих аппаратов мозга, которые и обеспечивают этот сложный процесс. Каждый из этих аппаратов играет свою собственную, специальную роль, вносит свой специальный вклад в построение функциональной системы, лежащей в его основе.
Этот принцип был подробно обоснован А. Р. Лурия при изучении нейро-психологической организации целого ряда форм человеческого поведения.
Современная наука о мозге и его деятельности установила, что каждая область головного мозга имеет свое строение, и ее работа связана со специальными функциями. Мозг человека, представляющий собой сложнейшую функциональную систему, работает при постоянном участии по крайней мере трех основных блоков, из которых один обеспечивает бодрствование коры и дает возможность длительного осуществления избирательных, селективных, форм деятельности, другой обеспечивает получение, переработку и хранение информации и третий — программирование, регуляцию и контроль протекающей деятельности (А. Р. Лурия).
Каждый акт поведения — целенаправленное действие, процесс восприятия, запоминания или мышления — опирается на совместную работу этих трех функциональных блоков, причем каждый из них обеспечивает свою сторону нужного процесса. Эти факты становятся ясны при длительном систематическом анализе тех измерений в психических процессах, которые наступают в результате локальных поражений тех или иных отделов мозга, возникающих в результате травм, опухолей или местных кровоизлияний.
Поражение аппаратов первого блока (стволовых отделов мозга, аппаратов медиальной коры или лимбической области) приводит к модально-неспецифическому снижению тонуса коры и делает избирательное, селективное, протекание психической деятельности невозможным или очень трудным.
Поражение аппаратов второго блока (вторичных отделов левой височной или теменно-затылочной области) существенно нарушает условия, необходимые для приема и переработки информации, причем каждое из этих поражений приводит к отчетливым модально-специфическим (зрительным, слуховым, пространственно-кинестетическим) нарушениям, а поражения этих аппаратов левого полушария коренным образом ограничивают возможность переработки соответствующей информации с помощью языка.
Наконец, поражение аппаратов третьего блока (лобных отделов мозга), не изменяя общего тонуса коры и не затрагивая основных условий процесса приема информации, существенно нарушает процесс ее активной переработки, затрудняя процесс возникновения намерений, программирования действий, препятствует стойкой регуляции и контролю,за их протеканием (А. Р. Лурия).
Ясно, что каждая из этих форм поражений мозга устраняет то или иное условие, необходимое для нормального протекания сознательной деятельности, и приводит к ее дезинтеграции, к распаду организованно работающих функциональных мозговых систем. Едва ли не наиболее существенным является, однако, тот факт, что каждое из таких поражений нарушает сознательную деятельность особым, специфическим образом, так что распады функциональных систем, возникающие в результате снижения тонуса коры, в результате нарушения модально-специфических форм обработки информации или в результате нарушения регуляции деятельности, резко отличаются друг от друга [5, с. 77-79].
Левое полушарие головного мозга у каждого человека является ведущим; заложенные в нем аппараты связаны с правой рукой, обеспечивают нормальное протекание речи и мыслительных процессов. Правое полушарие носит подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи. У левшей дело обстоит иначе, у них, наоборот, — правое полушарие является ведущим, а левое подчиненным.
Всякое высказывание предполагает наличие известного мотива или намерения сформулировать в речи определенную мысль. Однако, при локальном поражении лобных долей мозга именно этот процесс существенно нарушается (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская) и активное возникновение намерения, которое в основе программирования дальнейшего активного действия, страдает. Естественно, что в этих случаях наблюдается существенное нарушение активного формирования высказывания, которое будет выступать на фоне сохранности повторной и диалогической форм речи, не требующих создания стойкого намерения и активного формирования мысли.
Известно, что существуют локальные поражения мозга (прежде всего нижних отделов задней лобной области левого полушария, и ее связей с височными отделами), которые приводят к нарушению механизмов внутренней речи (А. Р. Лурия). Именно в этих случаях устраняются важные условия для подготовки развернутого высказывания, и даже при сохранности повторной и номинативной речи процесс формирования плавного развернутого высказывания будет нарушен [3; 14; 15].
Существуют случаи, при которых поражение других отделов мозга (вторичных отделов левой височной пасти) вызывает нарушение фонематического слуха, приводя: к «отчуждению смысла слов» и распаду четкого отбора лексических элементов речи при сохранении способности к активному поиску этих элементов. Естественно, что такое нарушение формирования высказываний, возникающее в этих случаях, будет носить совсем иной характер.
Поражение теменно-затылочных отделов левого полушария приводит к нарушению симультанных (пространственных) синтезов, что резко затрудняет организацию отдельных элементов информации в сложные системы и нарушает формирование сложных логико-грамматических отношений (А. Р. Лурия). Естественно, что такие дефекты приводят к нарушению совершенно иных звеньев формирования высказывания и его декодирования [11, с. 112-113].
Следует подчеркнуть, что нейропсихологический метод, заключающийся в наблюдении того, как «именно изменяется процесс перехода мысли в развернутое речевое сообщение и процесс расшифровки этого сообщения с переходом его в мысль при нарушениях различных мозговых механизмов, является лишь одним из путей объективного анализа высказываний.
Необходимо также отметить, что получаемые при подобном наблюдении факты осложнены рядом условий, специальных для патологического состояния мозга (патологической тормозимостью следов, утерей их избирательности, их патологической инертностью), т. е. имеют свои особенности и вовсе не являются простым сколком с нормального протекания этих же процессов. Однако при всех этих ограничениях нейропсихологический метод является одним из важнейших путей аналитического исследования реальных процессов формирования и декодирования речевого сообщения. Он обязательно должен быть использован там, где мы хотим выделить реальные звенья этого процесса и проследить ту роль, которую каждое звено играет в сложном процессе речевого общения (А. Р. Лурия). Все это дает основание предполагать, что нейропсихологический анализ изменения процесса формирования (кодирования) и понимания (декодирования) речевого сообщения при локальных поражениях мозга раскрывает новые перспективы для исследования этого сложного процесса и что та область исследования, которая получила в последнее время название нейролингвистики, будет небесполезна для решения этих важных и труднодоступных для исследования проблем [21, с. 134].
Таким образом, использование нейропсихологического метода для детального анализа компонентов, входящих в состав ряда психических процессов позволяет подойти к анализу речи (А. Р. Лурия, А. В. Семенович), письма (А. Р. Лурия), решения задач (А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова), конструктивной деятельности (Л. С. Цветкова, мнестических процессов (А. Р. Лурия, А. Коновалов и А. Р. Лурия) [2; 6; 7; 8; 13; 19]. Все эти попытки наглядно показали, что нейропсихологический анализ тех изменений, которые наступают в протекании тех или иных видов деятельности в результате очаговых поражений мозга, может быть использован как один из приемов
объективного анализа их внутреннего строения и для объективного изучения той роли, которую играет то или иное звено, входящее в состав того или иного действия в его протекании.
Библиографический список
1. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. [Текст]/ Т. В. Ахутина. — М., 1989.
2. Бельтюков, В. И. К проблеме восприятия и продуцирования устной речи[Текст]/В. И. Бельтюков. // Психологический журнал. — Том 9. — № 3. — 1988.
3. Витт, Н. В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психологический журнал. — Том 7. — № 3, — 1998.
4. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций. [Текст]/ Л. С. Выготский. — М., 1960.
5. Горохова, С. И. Психолингвистические особенности механизма порождения речи по данным речевых ошибок [Текст]: дис… канд. филол. наук./ С. И. Горохова. — М., 1986.
6. Дергачева, Л. А. Слово и образ в речемыслительной деятельности (К проблеме взаимосвязи) [Текст]/Л. А. Дергачева, А. М. Шахнорович. // Виды и функции речевой деятельности. — М., 1977.
7. Дридзе, Т. М. Язык информации и язык реципиента как факторы информированности. [Текст]/ Т. М. Дридзе. — М., 1972.
8. Ейгер, Г. В. Механизм контроля языковой правильности высказывания. [Текст]/ Ейгер, Г. В. — Харьков, 1990.
9. Ейгер, Г. В. Язык и личность.[Текст]/ Г. В. Ейгер, И. А. Рапопорт, — Харьков, 1991.
Ю.Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. [Текст]/ Н. И. Жинкин. -М., 1982.
11. Залевская, А. А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека [Текст]/А. А. Залевская. // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. — Калинин, 1981.
12.Лейтес, Н. С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека [Текст]/ Н. С. Лейтес. // Принцип развития в психологии. — М., 1978.
13. Леонтьев, А. А. Психолингвистика и проблема функциональных единиц речи [Текст]/ А. А. Леонтьев. // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. — М., 1961.
14. Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. [Текст]/ А. А. Леонтьев. — М., 1969.
15. Лущихина, И. М. О роли некоторых грамматических трансформаций при различных условиях речевого общения. [Текст]/ И. М. Лущихина. — М., 1968.
16. Максименко, М. Ю. Пособие для практических занятий по нейропсихо-логической диагностике. [Текст]/ М. Ю. Максименко, М. С. Ковязина. — М., 1998.
17. Маркосян, А. С. Психолингвистические особенности синтаксиса разгово-роной речи [Текст]: дис. … канд. психол. наук./ А. С. Маркосян. — М., 1983.
18. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
19. Радзиховская, В. К. Аксиологическая значимость языковых средств со значением мысле-рече-языкового действия в поле взаимности. [Текст]/ В. К. Радзиховская. -М., 1997.
20. Рафикова, Н. В. Психологическая структура слова как набор фиксированных установок [Текст]/ Н. В. Рафикова. // Психолингвистические исследования слова и текста. — Тверь, 1997.
21. Рафикова, Н. В. Психолингвистическое исследование процессов понимания текста. [Текст]/ Н. В. Рафикова. — Тверь, 1999.
22.Халилова, Л. Б. Психолингвистический подход и его использование в изучении речевых расстройств. [Текст]/ Л. Б. Халилова. — М., 1997.
УДК: 37.091 (4/9)
Моргачева Елена Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Института психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, [email protected], Москва
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ В АМЕРИКАНСКОЙ НАУКЕ
Morgacheva Elena Nikolayevna
Dozent of the Chair of Special Psychology, Russian State University for Humanities, elmorgacheva@yandex. ru, Moscow
NEW APPROACHES TO THE DEFINITION OF MENTAL
RETARDATION IN THE USA
Предваряя статью, автору хотелось бы коротко остановиться на важных для понимания позиции американских исследователей положениях.
Несмотря на наличие нескольких подходов изучения умственной отсталости в стране, официальным в течение многих лет остается психолого-со-циальный (психометрический) подход, определение, предложенное Американской ассоциацией умственной отсталости (с 2007 г. — Американской ассоциации по вопросам интеллектуальных нарушений и нарушений развития).
Официальный статус определение получило в 1983 г., сохраняется до настоящего времени и звучит следующим образом: «умственная отсталость -значительно субнормальное (ниже среднего) общее интеллектуальное функционирование, приводящее к или связанное с сопутствующими нарушениями адаптивного поведения и проявляющееся в период развития (до 18 лет). Определено показателем IQ, равным 70 и ниже, который может быть увеличен до 75 (при нарушении адаптивного поведения). В зависимости от степени выраженности выделяются легкая, умеренная, выраженная и глубокая интеллектуальная недостаточность.
Последующие редакции определения (руководство выдержало в общей сложности 11 изданий) отражают особенности развития науки и американского общества.
cyberleninka.ru
Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры слова
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что существует
зависимость овладения слоговой структуры слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. (Г.В. Бабкина, Н.Ю. Сафонкина). Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
Рассмотрение пространственного фактора в качестве одной из предпосылок становления слоговой структуры слова обосновано исследованиями в области психолингвистики, философии, психологии, нейропсихологии и др.
Философские трактовки таких категорий, как время и пространство
сводятся к представлению о них как индикаторе понимания человеком целостности картины вселенной.
Согласно общефилософскому положению пространственно – временной процесс движения любой материи является абсолютным законом мира. Специфическим способом организации пространственно-временного процесса материи выступает ритм.
Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса, как средства его гармонизации.
Степень проникновения человека в специфику пространственных отношений качественно влияет на уровень его общих и частных структурных возможностей. Дефицитарность пространственных представлений различной степени выраженности может иметь место при любом речевом развитии, как нормальном, так и патологическом. Подобные проявления нарушают линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы. Кроме того, деформируют деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.
Современные данные нейропсихологической науки говорят о пространственных представлениях как о базисе, над которым надстраивается вся совокупность высших психических процессов у ребёнка – письмо, чтение, счёт и др. Специфическая роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в возможности восприятия схем и в дальнейшей их перестройке в нормативную последовательность сегментов.
Ориентировку в пространстве большинство исследователей понимают как способность человека определять своё местоположение и положение других объектов в пространстве, дифференцировать направления пространства и свободно передвигаться в нём.
Для успешной ориентировки в пространстве ребёнку необходимо
овладеть следующими пространственными категориями: знание направлений пространства, умение определять местоположение в пространстве субъекта или объекта «от себя» и оценивать расстояние и расположение объекта или субъекта.
Ориентировка в пространстве складывается как целостная способность к восприятию, воспроизведению и преобразованию действительности – предметной и социальной. Для ребёнка дошкольного возраста специфическим способом отображения и изменения окружающего пространства являются продуктивные виды деятельности: рисование и конструирование. Они выступают индикатором индивидуального уровня состоятельности пространственных представлений.
В качестве следующей предпосылки формирования слоговой структуры слова рассмотрим сложные параметры движений и действий (динамический и ритмический), возможности организации серийно-последовательной деятельности.
Любая высшая психическая функция представляет собой сложную сознательную форму психической деятельности и обладает динамическими характеристиками.
Нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что не существует единой мозговой организации серийных движений, а есть динамические функциональные системы, меняющиеся в зависимости от сложности и контекста серийного движения.
Согласно отечественной нейропсихологической традиции выделяют два аспекта динамической деятельности: регуляторный и энергетический. К первому относят процессы, обеспечивающие программирование, выполнение последовательности операций в соответствии с заданной программой, контроль над полученными результатами. Ко второму – процессы, обеспечивающие энергетическую или активационную сторону психической деятельности, которая характеризуется такими временными показателями, как скорость, длительность, равномерность, продуктивность.
Любой серийной двигательной программе присуща ритмическая составляющая, без ритма действие распадается.
Отечественными физиологами И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, Г.П. Квасовым доказано, что основой развития ритмичности движений у людей является образование условной реакции на время, коророе выступает своеобразным объективным раздражителем наряду с другими его видами: зрительным, слуховым, тактильным.
Двигательная реализация вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упрочнённая серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие… при достаточно пластичн6ом изменении артикуляции того или иного звука».
Б.М. Теплов показывает, что чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.
К.В. Тарасова указывает на то, что сенсомоторная субстанция, называемая «чувством ритма»; формируется в онтогенезе не сразу, а покомпонентно. Первой проявляется способность к восприятию-воспроизведению темпа следования звуковых сигналов, что соотносится в онтогенезе по вторым-третьим годам жизни ребёнка. Следующей появляется способность к восприятию-воспроизведению соотношения акцентированных и не акцентированных звуков (четвёртый год жизни ребёнка). Последней появляется способность к восприятию-воспроизведению непосредственно ритмического рисунка (конец четвёртого года – начало пятого года жизни).
Анализ литературы свидетельствует о том, что у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием выявляется определённый уровень сформированности сложных серийных параметров движений и действий (динамического и ритмического).
Таким образом, успешность восприятия и проговаривания слоговой структуры слова детерминирована рядом факторов, а именно, определённым
уровнем сформированности оптико-пространственной ориентации, возможности динамической и ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.
megaobuchalka.ru