В гуманистической психологии личность – Гуманистическая психология — Википедия

Личность в гуманистической психологии | PSYERA

Стремление Джемса трактовать личность как духовную тотальность, создающую себя «из ничего», оказалось в дальнейшем созвучным умонастроениям приверженцев философии экзистенциализма. «Именно Джемс был тот, кого мы сегодня должны назвать экзистенциалистом», утверждает один из американских авторов. По мнению Р. Мэй, Джемс предвосхитил сформулированное Ж.-П. Сартром кредо экзистенциализма: «Существование (экзистенция) предшествует сущности (эссенции)».

Сартр (как и М. Хайдеггер, К. Ясперс и другие лидеры экзистенциализма) выступил в существенно иных, нежели Джемс, общественно-исторических условиях. Это был период между двумя мировыми войнами, когда значительная часть интеллигенции переживала духовный кризис, утратив перед лицом эскалации милитаризма и фашизма веру в исторический прогресс и человеческий разум. Личность, каковой она дана в формах естественнонаучного и социального познания, истолковывалась как ирреальная проекция подлинного (экзистенциального) Я, пронизанного ощущениями тревожности, «заброшенности», трагизма и бессмысленности существования. Подобный взгляд на человека и получил впоследствии резонанс в психологических кругах, где его сторонники образовали направление, выступившее под именем гуманистической психологии и объявившее себя «третьим путем» по отношению к бихевиоризму и фрейдизму.

Центром направления стали США, а лидирующими фигурами К. Роджерс, Р. Мэй, А. Маслоу, Г. Олпорт. Американская психология, отмечал Г. Олпорт, имеет мало собственных оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Бйне, Фрейдом, Роршахом и др. Теперь, писал он, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.

Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через ее противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегают конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорируют такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), особых агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов (Ньюком). Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики свободы воли и выступает только как нечто, определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными влечениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как звукомаскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем «ниже» той пропасти между субъектом и объектом, которая якобы была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактными понятиями, по другую объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиориальных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Среди энтузиастов гуманистической психологии большинство составляли именно психотерапевты. В практике работы с людьми им приходилось ориентироваться на некоторые наличные общие представления о природе психической жизни и причинах ее патологии, выбирая в основном между бихевиористскими и фрейдистскими интерпретациями. У бихевиористов эти причины сводились к образованию связей (путем подкрепления) между раздражителями и двигательными ответами, у фрейдистов — к особенностям психосексуального развития. Но ведь на практике психотерапевт имеет дело с самобытной личностью, способной выбирать ценности и реализовывать свой «жизненный план», а не с ее двигательными реакциями или сексуальными влечениями как таковыми. Эта практика заставляла искать новые пути решения проблемы личности. Гуманистическая психология выступила в качестве одного из таких путей.

В своей критике гуманистическая школа обнажает действительную слабость главных психологических течений, прежде всего бихевиоризма (который трактует человека либо как «большую белую крысу», либо как «маленький компьютер») и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно). В конструктивном отношении моделям «расщепленного», «фрагментарного» человека гуманистическая психология противополагает идею нерасчлененной личности, ее Я, ее «самости».

Согласно гуманистической психологии человеку присуща интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего «феноменального мира». Главная установка, по словам наиболее крупного представителя этой школы Карла Роджерса, должна состоять в «непрерывном фокусировании на феноменальном мире». Утверждалось, что при сосредоточенности на своем «феноменальном мире» индивид открывает Я как целостность, силу переживаний которой он стремится поддерживать и увеличивать. На этом основании Роджерс и построил свою психотерапевтическую концепцию, названную «терапия, центрированная на клиенте».

Чтобы успешно помочь клиенту, психотерапевт, по Роджерсу, должен выработать по отношению к нему «безусловное положительное отношение» (inconditional positive regard). Только в теплой эмоциональной атмосфере можно понять, как пациент переживает и организует свой мир; с другой стороны, лишь в такой атмосфере клиенту легче реинтегрировать собственную личность.

Идеи Роджерса приобрели большую популярность среди учителей, духовенства, бизнесменов и всех тех, кто по характеру своей деятельности непосредственно связан с людьми и необходимостью воздействовать на их поведение.

В плане категориального развития психологического познания гуманистическое направление обнажило трудности, связанные с разработкой категории личности, с ее консолидацией в особую форму отражения «личностности» психического форму, отличную от других категорий (мотива, социального отношения, действия и т. д.) и вместе с тем внутренне связанную с ними.

psyera.ru

Концепция личности в гуманистической психологии — КиберПедия

ОТВЕТ: Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека, в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, делаются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.



Создавая свою теорию личности, Роджерс

исходил из того, что человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении в отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Эти свойства, характерные для самоактуализирующейся личности, следующие:



· активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

· принятие себя и других людей такими, какие они есть;

· непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

· сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживания;

· обладание чувством юмора;

· развитые творческие способности;

· неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

· озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

· способность к глубокому пониманию жизни;

· установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

· способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

· непосредственная включенность в жизнь с полным noгружением в нее, так, как это обычно делают дети;

· предпочтение в жизни новых, непроторенных и непроторённых путей;

· умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

· открытое и честное поведение во всех ситуациях;

· готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

· способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

· приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

· умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

· крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой, они руководствуются широкими и универсальными ценностями»).

На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, а порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.

 

cyberpedia.su

38.9. Личность в гуманистической психологии

 

Опорные слова к вопросу №38 — здесь

 

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных.

Теорию личности, разрабатываемую в гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека, в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, делаются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи Абрахам Маслоу и Карл (Рэнсом) Роджерс. Концепщии первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей.

Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении в отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. См. предыдущий вопрос №37.8 (список свойств самоактуализирующейся личности выделен курсивом).

На главный вопрос его теории — что такое самоактуализация? — А. Маслоу следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело… Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них — это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них — добро, а порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это — процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.

 

vestishki.ru

Теории личности в гуманистической психологии(Рамендик Д.М.)

Общие принципы

Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности — не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. (Более подробно теория мотиваций изложена в 1 главе 3 раздела).

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» — образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке — огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия — процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе.

Принципов, близким к гуманистическо-психологическим, придерживаются многие российские психологи, работающие в русле культурно-исторической теории развития психики, которая берет начало от идей Л.С. Выгодского. Они подробно рассматриваются, обычно, в курсе психологии развития и выходят за рамки данного пособия.

Теория жизненных миров Ф. Василюка

Близкую к гуманистической, но совершенно оригинальную модель личности предложил и успешно разрабатывает Ф.Е.Василюк. Остановимся на этой модели несколько подробнее, т.к. она пока не вошла в известные учебники психологии. Он подробно исследует переживания человека в различных критических ситуациях и на основании анализа этих переживаний и поведения людей строит модель «жизненных миров». Жизненный мир каждого человека имеет 2 аспекта: внутренний мир и внешний мир. Внутренний мир характеризуется потребностями человека и его отношениями к себе и окружающей среде. Внутренний мир может быть простым — тогда он состоит из одной единственной потребности, или сложным, содержащим много потребностей, в том числе, конкурирующих. Внешний мир образуют предметы, которые могут удовлетворять эти потребности. Внешний мир может быть легким — когда он включает один предмет, или трудным, в котором множество нужных и не нужных человеку объектов. Соответственно, возможны 4 типа психологических жизненных миров.

Первый тип — внешне легкий и внутренне простой жизненный мир. В предельном случае у такого субъекта есть только одна потребность и один предмет для ее удовлетворения. Он пассивен, для него нет ни времени, ни пространства и только 2 состояния: удовольствие, оно же жизнь и неудовольствие, равное смерти. Собственно психики у такого существа нет. Прототипом такого существа является эмбрион в утробе матери. В последствии этот жизненный мир проявляется в инфантильных переживаниях, нереалистических стремлениях к положительным и избеганиям отрицательных эмоций, не учитывающих жизненных реалий. Психика такого человека в каждый момент времени содержит только одно отношение или переживание.

Второй тип — внешне трудный и внутренне простой жизненный мир. У такого человека внешний мир насыщен проблемами и помехами для удовлетворения его единственной потребности, которая обладает абсолютной ценностью. Такой мир порождает необходимость в психике — системе образов и оценок объектов с точки зрения текущей потребности. Такой человек подобен герою Лермонтова, который «Знал одной лишь думы власть, одну — но пламенную страсть». Переживания такого человека вполне реалистичны, в разные моменты жизни он может выбирать разные объекты страсти, подобно чеховской Душечке.

Третий тип — внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир. У такого человека одновременно сопрягаются несколько мотивов и переживаний из которых он сознательно делает выбор исходя из принципа ценности, то есть появляется необходимость в сознании. Но, выбрав мотив, человек не встречает никаких психологических проблем в его реализации, результат всегда равен цели, воплощение — замыслу. Для такого человека характерны внутренние конфликты между ценностными переживаниями. Такой тип жизненного мира реализуется в случаях нравственного выбора.

Четвертый тип — внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. В этом случае у человека имеется несколько конкурирующих мотивов и разнообразные условия, как помогающие, так и мешающие их реализации. Для организации деятельности у человека должны быть не только психика и сознание, но и воля. Человек должен сознательно выбрать мотив и выбрать или, возможно, создать, условия для его реализации, то есть появляются необходимость в творчестве. В полной мере такой жизненный мир создается при переживании кризисных ситуаций.

Выделенные «жизненные миры» и переживания — это компоненты единого психологического мира человека, и на основе описанной модели Ф.Е.Василюк строит особую систему психологической помощи.

Иерархические уровни структуры личности

С точки зрения этого подхода, развиваемого Д.А.Леонтьевым, психофизиологическая и конституциональная организация человека в понятие «личности» не входят.

Низший уровень — внешняя оболочка личности, типичные для личности формы и способы внешнего проявления взаимодействия с миром. К этому уровню относятся темперамент и характер, а также способности и социальные роли, описанные выше.

Второй уровень — внутренний мир личности, содержательная сторона отношений личности с миром. Его составляют потребности, ценности и личностные конструкты. Потребности и ценности — источники внутренних личностных смыслов. Потребности отражаются субъективно как желания и стремления, исходящие изнутри. Отношения образуют смысловое и эмоциональное богатство личности. Из личном опыта и из чужих свидетельств человек формирует отношение абсолютно ко всему, с чем сталкивается. (Подробно было сказано выше)

Высший уровень — опорный «скелет» личности, ядерные структуры, на которых держится все остальное. Они образуются на основе соотношения внутреннего и внешнего миров. Человек может реализовывать себя исходя из 3-х принципов:

1) Человек воспринимает себя как набор биологических нужд и социальных ролей и ведет себя в соответствии с логикой удовлетворения актуальных потребностей. Это комформистский. путь развития личности. Человек действует согласно имеющимся стереотипам, привычным способам действий в соответствии с реальной логикой характера и роли.

2) При индивидуалистском пути развития личности человек поднимает психологические потребности в суждении, воображении и символизации над биологическими и социальными, он строит картину не только реального, но и желательного мира, анализирует не только ситуацию, но и ее причины и последствия, оценивает смысл обстоятельств и своих действий в контексте не сиюминутной ситуации, а жизни в целом, он исходит из смысловой логики, живет не в среде, а в мире. Человек имеет устойчивый личностный смысл в качестве основы своего внутреннего мира. Человек действует согласно отношениям с миром, исходя из смысловой логики жизненной необходимости.

3) Выбор жизненной позиции согласно своему личностному выбору на основе свободы воли.

Рамендик Д.М., Одинцова О.В.,

Фрагмент из учебника: Д.М. Рамендик, О.В. Одинцова Психология и психологический практикум. М. Колосс. 2004. Всю книгу можно заказать в издательстве www.koloss.ru
Фрагмент публикуется с любезного разрешения Д.М. Рамендик ([email protected])

См. также

hpsy.ru

Личность в контексте гуманистической психологии. А.Маслоу.

Гуманистическая психология, созданная во 2-ой половине ХХ века К. Роджерсом, А. Маслоу, Г. Олпортом, и др. рассматривает человека во всей его целостности и индивидуальной уникальности. Главное в личности — не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я.

Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. А.Маслоу считал, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей.

Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен также создавать идеальное «Я» — образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным «Я» человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального «Я», что и составляет суть самоактуализации.

В каждом человеке — огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным «Я», что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции.

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Он разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пик-переживаниях» (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.

Основная концепция этого  направления — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристики, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста  и совершенствования.

Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описывал человека, как «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

Самая известная теория Маслоу ― теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой вышей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации. Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

5)Потребности самоактуализации: реализация потенциала

4)Потребности самоуважения: значение, компетентность

3)Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие

2)Потребности безопасности: долговременное выживание и стабильность

1)Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек  осознает наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточной мере удовлетворены.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  • Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  • Приятие (себя, других, природы).
  • Непосредственность; простота; естественность.
  • Сосредоточенность на проблеме.
  • Способность обособиться; потребность в уединении.
  • Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  • Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  • Мистический и вершинный опыт.
  • чувство общности с другими.
  • Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  • Демократичность.
  • Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  • Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  • Креативность.
  • Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры
  1. С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует правильность выбора. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.
  2. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, которая пытается достичь вершины личностного развития, самоактуализации. Для такого человека характерны высшие метапотребности: истина, добро, красота, мудрость, справедливость, любовь и т.д.
  3. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они все-таки разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

students-library.com

V. Гуманистическая психология о личности


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 33Следующая ⇒

Что такое гуманистическая психология? Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека? Как трактуются по­нятия «личность», «общение», «развитие» в гуманистической психологии? Каковы теоретические представления о личности, выдвинутые основоположни­ками гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерсом? Какие пути вы­бора методов изучения личности существуют в гуманистической психологии? Какие эмпирические методы используются в гуманистической психологии при изучении личности и оказании ей помощи?

 

26. Что такое гуманистическая психология?

Гуманистическая психология — это крупное психологичес­кое направление. Первые работы, выполненные в его русле, появились в начале XX в. Официально гуманистическая психология оформилась в 60-х гг. в США, которые в это время пе­реживали многочисленные общественные, экономические Кризисы, вызвавшие отчужденность людей, их крайнюю ду­ховно-социальную неоднородность, неуверенность в своих Социальных ценностях. В тот период в американской психо­логии уживались различные европейские концепции и на­правления, но наиболее развитыми и представительными бы­ли бихевиоризм (поведенческая психология) с его механисти­ческим взглядом на человека и классический психоанализ с его идеей «рабского детерминизма». Ни одно из этих направ­лений не признавало в полной мере необходимость изучения таких элементов сознания, как ценности, смыслы и т.д. Отказ от исследования субъективных переживаний, особенностей осмысления человеком своего бытия и перенос внимания на разработку техник и технологий привели к тому, что психо­логия стала способствовать развитию различных форм мани­пуляций собой и другими людьми. По мнению некоторых уче­ных, на фоне дегуманизированной психологии (классичес­кий бихевиоризм и психоанализ) многие писатели, поэты, драматурги оказывались более вдумчивыми и глубокими пси­хологами, чьи идеи и представления превосходили научные взгляды на личность человека,

В это время по инициативе А. Маслоу и К. Мустакоса были проведены научные встречи психологов, проповедующих иной взгляд на человека, «новый» его образ. Это ‘был своего рода ответ на «очернение человеческого духа», который так часто допускали, изучая личность, бихевиористы, психоана­литики и представители других социальных наук. Гуманисти­ческая психология стала возрождать те традиции, которые всегда существовали в истории человечества и были представ­лены идеями древнегреческих философов, мыслителей Воз­рождения и ученых других эпох, пытавшихся изучать уни­кальные качества человеческой жизни, сущностные человече­ские феномены: любовь, самосознание, самоопределение, жажда власти, жестокость. Основоположники гуманистичес­кой психологии тем самым напомнили всему психологичен кому сообществу, что «человек — не вещь среди вещей, а мера всех вещей».

Огромную роль в становлении гуманистической психоло­гии сыграли положения «философии жизни» В. Дильтея и идеи экзистенциализма, получившего в середине XX в. широкое распространение не только в Европе, но и в США. Экзистенци­ализм с его акцентом на проблемах определения смысла чело­веческого существования стал одной из составных частей гу­манистической психологии, и иногда в литературе можно найти обозначение этого направления психологии как экзистенционально-гуманистического. Это не случайно, так как все ученые этой ориентации, хотя и в разной степени, опираются на идеи и понятия экзистенциализма (прежде всего «свобода», «выбор», «ответственность»). Однако не следует переоцени­вать значимость экзистенциализма в истории становления гу­манистической психологии — ее теоретические истоки лежат в самой психологической науке, в идеях В. Вундта, У. Джеймса, В. Штерна, гештальтпсихологов, некоторых неофрейдистов (прежде всего Э. Фромма и А. Адлера), т.е. тех психологов, кото­рые подчеркивали приоритет субъективного опыта и индиви­дуальных ценностей, целостности личности и ее духовности. Можно сказать, что возникновение гуманистической психоло­гии связано с поиском более жизнеутверждающих методов анализа и изучения личности как целостного, переживающего существа.

Таким образом, существуют три главные причины возник­новения гуманистической психологии: 1) общественная си­туация, востребовавшая идеи гуманистической психологии; 2) широкое распространение экзистенциализма; 3) логика развития социальных наук, в том числе психологии, требую­щая ее «очеловечивания»,

В основе каждого психологического направления лежит определенный взгляд на личность: природу человека, его развитие и взаимоотношения с другими людьми. Несмотря на различия и противопоставления друг другу классического психоанализа и бихевиоризма, эти направления имеют много общего в рассмотрении личности — человек выступает суще­ством бездуховным, так как ни то, ни другое направление не интересуют в полной мере ценности, смыслы человеческого бытия. Кроме того, в рамках данных направлений постулируется зависимость человека от прошлого («рабский детерми­низм»). Так, психоаналитики гиперболизуют зависимость су­ществования человека и формирования его личности от опыта раннего детства, взаимоотношений с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Представителей этих управлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от своего прошлого. Бихевиористы приписывали человеку роль пассивной жертвы «плохого научения», а психоаналитики представляли личность жертвой антагонистического кон­фликта социальных нормативов и биологических инстинктов. Поэтому и в том, и в другом направлении личность невротична, деструктивна (неадаптивна), зависима, несовершенна, «больна», поэтому ее надо «лечить» по заданной схеме (психо­аналитической или поведенческой). И в том, и в другом случае психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, «вещью», «жертвой» обстоятельств, судьбы, других людей, которые, зная лучше самого человека, что ему нужно, ведут его к счастью, лечат и развивают. В этом со­стоит директивность и манипулятивность этих двух направле­ний. Гуманистическая психология выступила против такой ин­терпретации личности и объяснения ее поведения, противопо­ставив себя бихевиоризму и психоанализу. Но гуманистичес­кая психология не отрицала всей предыдущей психологии как таковой. Интеллектуальные лидеры гуманистической психоло­гии видели ее задачу в том, чтобы служить миру, обогащаясь лучшим, что создал человек, в том числе идеям и психоанали­тического, и бихевиористического направлений в психологии. Что касается отечественной психологии, то в советский пе­риод она была практически неизвестна нашим ученым, ее принципы и основные постулаты подвергались острой крити­ке. Изменение общественной ситуации в нашей стране, визи­ты зарубежных психологов-гуманистов, доступность зарубеж­ной научной литературы привели к резкому усилению интере­са к гуманистической психологии. Он связан прежде всего с практической деятельностью гуманистических психологов (психотерапией, консультированием). Для отечественной психологии характерны многие гуманистические идеи, но гуманистическая психология как таковая находится только на пути оформления в самостоятельное психологическое на­правление. (Поэтому в дальнейшем речь будет идти о взглядах зарубежных ученых на личность и о самой гуманистической психологии как зарубежном явлении, только набирающем си­лу в нашей стране.)

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы пси­хологии. 1988. № 4. С. 161 —167.

2.Келле А. Гуманистическая психология — третий путь психологии? // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. С. 136-144.

3..Крипнер С., Карвало Р. де. Проблема метода в гуманистической психоло­гии // Психологический журнал. 1993. № 2. С. 113—115.

 

 

27. Из каких принципов исходит гуманистическая психология, рассматривая личность человека?

Обобщив опыт всего того, что было ценного в психологии, и учтя недостатки психоанализа и бихевиоризма в изучении личности, гуманистическая психология предложила свой (догляд на природу человека, его развитие и взаимоотношения С другими людьми. В основе этого взгляда лежат следующие принципы:

1.Принцип целостности. Личность является целостным образованием, не сводимым к своим составляющим. То, что происходит в любой части целого, затрагивает всю личность. Целосность Я создает уникальный характер переживаний каждого человека. Именно поэтому предметом .изучения должны сдать ценностные ориентации, смыслы, самоотношение, са­мовосприятие личности.

2.Принцип позитивности. Природа человека добра и конструктивна, в связи с чем акцент переносится на изучение здо­ровых, творческих индивидов, имеющих проблемы, но и обла­дающих огромными внутренними ресурсами их решения. Де­ятельность человека не является жестко детерминированной природными законами. Он возвышается над природой и создает свой особый духовный мир. Именно по линии детерми­нации развития личности наблюдаются самые существенные отличия гуманистической психологии от всех других направлений в изучении личности. Жесткому внешнему детерминиз­му гуманистическая психология противопоставила самодерминированность и самодостаточность в самом человеке, по мнению представителей гуманистической психологии, есть всё необходимое, чтобы жить в этом мире).

3.Принцип развития призван объяснить наличие этих внутренних потенций. Как любое живое существо, человек от природы наделен тенденцией к росту, развитию и реализации. К, Роджерс проводит следующую аналогию. Зерно, брошенное в землю, растет, развивается и в итоге дает плоды (реализуется). Точно так же и каждому человеку природа дает внутренние Силы для роста, развития и самореализации, т.е. для выбора своего единственного, неповторимого пути, который приве­дет к приумножению добра в этом мире. Поэтому К. Роджерс, а также А. Маслоу, разделяющий эту позицию, считаются основоположниками движения «за актуализацию человеческого по­тенциала». В то же время представители экзистенциального крыла в гуманистической психологии (Р. Мэй, В. Франкл и др.) не считают, что человек от природы является добрым и совер­шенным. Потенции, данные природой, могут быть использова­ны и во благо, и во вред как себе, так и другим людям. Однако ве­ра в человека характерна и для этих ученых, полагающих, что человек может и должен сделать выбор в пользу позитивного развития. С их точки зрения, в этом и есть смысл человеческого существования. Развитие не имеет предела независимо от того, идет ли речь о личности, о межличностных отношениях, об об­ществе в целом либо о поиске смысла своего существования. Человек обладает огромным творческим потенциалом, но для того, чтобы он был реализован, человек должен быть активен.

4. Принцип активности также созвучен оптимистическо­му взгляду гуманистической психологии на человека. Чело­век — не жертва обстоятельств, ранее приобретенных навы­ков, переживаний раннего детства. Он от природы самодерминирован, сам творит свою судьбу, свободен в выборе своей жизни и несет за этот выбор ответственность. Это отнюдь не означает, что другие люди не влияют на жизнь человека, но это влияние не должно быть определяющим. Активность возмож­на только в настоящем, и в этом настоящем человек должен на­учиться жить. От активности в настоящем зависит и будущее. Гуманистическая психология отказалась также от насилия и давления на личность. Все, что идет извне и не совпадает с вну­тренними потребностями личности, блокируется, рано или поздно дает о себе знать в нервных срывах, болезнях, разрыве с близкими. В межличностном общении насилие, контроль, давление провоцируют конфликты. Насилие также недопусти­мо и на уровне общественных отношений. А. Маслоу, веря в по­зитивность человеческой природы, предлагал решать полити­ческие, межнациональные конфликты не путем путча, револю­ций и т.д., а мирным путем. Любое общество может излечиться от всех своих бед, если его члены будут проявлять гуманисти­ческие потребности.

Таким образом, гуманистическая психология на три глав­ных вопроса психологии личности (какова природа личности, источники ее развития и особенности взаимоотношений с другими людьми) ответила следующим образом: личность является целостной, активной, позитивной, самодетерминированной. Ее взаимоотношения с другими людьми и обществом также предстают как позитивные, не имеющие пределов раз­вития. Центральной характеристикой личности можно счи­тать ответственность — способность человека самому управлять собственной жизнью и развитием.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Зейгарник БВ.. Теории личности в зарубежной психологии. М, 1982. С. 37— 57.

2.Роджерс КР. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М„ 1994. С. 5—8.

3. Рюмшина ЛИ Гуманистическая психология в россии: прошлое и настоя­щее // Психологический вестник. Ростов н/Д, 1997- С. 570—573.




infopedia.su

ВОПРОС 28 Концепция личности в гуманистической психологии

ВОПРОС 28 Концепция личности в гуманистической психологии.

Термин гуманистическая психология был введен в начале 1960 -х годов. Один из основателей гуманистической психологии А. Маслоу говорил о ней как о синтезе психоанализа и гештальт-терапии. Гуманистическое направление – это психология третьей силы, альтернатива рассмотрения человека как 1) нечто управляемое бессознательными импульсами и инстинктами, влечениями; 2) как производное нашего поведения, которое формируется под воздействием влияния окружающей среды и представляет человека как продукт некой манипуляции его поведением посредством стимулов.

Фундаментальные принципы на природу человека в гуманистической психологии:

Главный предмет гуманистического направления в психологии – это личность и её уникальность, возможность её непрерывного развития, актуализация всех потенциальных возможностей личности. Основные тезисы гуманистического направления: 1. человек от природы изначально хорош и склонен к самосовершенствованию; самосовершенствованию 2. сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, развития, самосовершенствования, творчества.

Общая методологическая платформа гуманистической психологии реализуется в широком спектре различных подходов: В работах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.

Маслоу выдвигает теорию самоактуализации личности, основанная на изучении здоровых и зрелых людей. Он указывает на необходимость в содержании психологии изучать здоровье, любовь, благополучие. Здоровье с точки зрения Маслоу – это нечто большее, чем просто отсутствие болезней и нервно-психических расстройств. Его подход подчеркивает необходимость изучения радости, любви, творчества, выбора и самореализации.

Основные тезисы теории Маслоу: 1. Человек – это единое уникальное организованное целое. Человеческий организм ведет себя не как набор дифференцированных частей, а как целое, что случается с одной часть, то влияет на весь организм. Нельзя рассматривать человека как отдельные проявления его поведения, игнорируя его индивидуальность. 2. Природа человека, в сущности, хороша или нейтральна. Негативные тенденции в человеке – это результат: фрустрации и неудовлетворенности потребностей. Но негативных тенденций нет в человеке. Это не врожденные пороки.

В природе человека заложены: 1) потенциальные возможности для позитивного роста; 2) потенциальные возможности для самосовершенствования. 3) В человеке приоритетной является его творческая сущность. Творчество наиболее универсальная характеристика всех людей. Способность к творчеству заложена в каждом из нас.

Мотивационная концепция Маслоу

Маслоу различал две группы потребностей: 1. базовые потребности – в большинстве случаев организованы иерархически физиологические потребности, п. безопасности, принадлежности любви, самоуважении; 2. метапотребности – не имеют иерархии, одинаковы по силе и могут легко заменяться потребности в справедливости, доброте, порядке, единстве.

Общая характеристика потребностей по Маслоу: 1. если потребности не удовлетворяются, рост останавливается. 2. Основной принцип организации мотивации поведения человека – иерархическое расположение потребностей человека. 3. все потребности являются врожденными; 4. потребности организованы и иерархическую систему доминирования; 5. первоочередные потребности более сильные и объемные; 6. доминирующие потребности располагаются внизу и требуют первоочередного удовлетворения; 7. по мере удовлетворения доминирующих (нижерасполагающихся) потребностей, становятся актуальными вышерасполагающиеся потребности. Они начинают участвовать в мотивации поведения.

Иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Самоактуализация Самоактуализирующиеся люди самореализуются, наслаждаясь самой жизнью вообще и практически всеми ее аспектами, в то время как остальные люди в большинстве своем наслаждаются лишь отдельными моментами триумфа, достижения цели или высшими пиками переживаний. Самоактуализирующимся личностям свойственно динамическое стремление к развитию, а также постоянное напряжение ‘ради далекой и зачастую недостижимой цели’. Здесь будоражащий и возбуждающий ‘мотив развития’ ставится в противоположность ‘мотиву ликвидации дефицита’, который толкает к снятию напряжения и достижению покоя и равновесия.

15 основных черт, присущих самоактуализирующимся людям: 1. Более эффективное восприятие реальности. 2. Полное принятие природного мира, других людей и самого себя. 3. Спонтанность, простота, естественность 4. Центрированность на процессе решения задачи, а не на себе. 5. Некоторая потребность в уединении 6. Автономность, независимость от частной культуры и среды. 7. Постоянная свежесть оценки (открытый взгляд на мир). 8. Опыт высших состояний или мистичность 9. Чувство общности с человечеством в целом 10. Глубокие межличностные отношения. 11. Демократическая структура характера. 12. Различение средств и целей (а следовательно, добра и зла). 13. Философское невраждебное чувство юмора. 14. Самоактуализируещееся творчество как процесс. 15. Автономность и противостояние к приобщению к культуре

Гуманистическая психология К. Роджерса Роджерс развил свою феноменологическую, гуманистическую теорию личности в результате работы со своими клиентами, имеющими различные эмоциональные расстройства.

В результате этой работы он пришел к выводам: 1. сущность человека конструктивна и реалистична, ориентирована на движение вперед к определенным целям; 2. человек по природе позитивное, разумное создание, стремящееся жить в гармонии с собой и другими; 3. человек развивается, конструктивно реализуя свойственные ему врожденные возможности; 4. человек обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, зрелости, творчеству.

Характеристики тенденции актуализации: 1. берет своё начало из формирующей тенденции. Эта общая тенденция к развитию в природе 2. самоактуализация обладает мотивационной силой действующей на психические процессы, относящиеся к самости человека. Мотивацией поведения по Роджерсу служит потребность человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, вследствие чего личностный потенциал реализуется.

По Роджерсу всё поведение человека направлено на повышение компетентности и актуализацию. Тенденция самоактуализации – процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Тенденция к самоактуализации – это тенденции к выражению и активизации всех возможностей организма или «Я» необходимость распространяться, расширяться, развиваться. Таким образом, важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные от природы.

Феноменология Роджерса. Феноменологическая психология отстаивает в качестве своей основной доктрины положение, что психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. Реальным для индивида является то, что существует в пределах его субъективного мира. Действительная реальность – это не отражение мира посредством чувств, а это реальность, которую воспринимает и интерпретирует организм. Интерпретация реальности идет в соответствии с субъективными восприятиями каждого индивида. Поведение человека зависит от этого субъективного восприятия действительности. Чтобы постичь поведение человека, почему он так думает, чувствует, ведет себя, надо постичь его внутренний мир.

Роджерс вводит понятие поле опыта – содержит всё, что происходит внутри оболочки организма в любой, данный момент, что потенциально доступно сознаванию. Поле опыта определяет то обстоятельство, что если человек считает, что нечто случилось, то оно случилось на самом деле. Так как это путь его видения мира и его интерпретации этого мира. Основным аспектом психических исследований личности является изучение субъективных переживаний или субъективного опыта. Связь опыта и поведения человека – важный пункт теории Роджерса. Поведение регулируется субъективной интерпретацией ситуации в данный момент и её персональным значением. На каждое поведение в данный момент влияет данное восприятие и интерпретация.

Я-концепции личности по К. Роджерсу Роджерс вводит понятие самость – это организованный связанный гештальт целостность, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость человека или «Я-концепция» — организованный конструкт, состоящий из: 1. восприятий свойств «Я» или меня; 2. восприятий взаимоотношений «Я» или меня с другими людьми и разными аспектами жизни; 3. ценности, связанные с этим восприятием. Я-концепция – это представление человека о самом себе. Я-концепция отражает, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни.

По Роджерсу Я-концепция включает в себя: Я-идеальное – это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет и стремиться к ним. Он придает им наибольшую ценность для себя. Я – реальное – это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего. Я-концепция принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. Особо встает проблема соотношения представления о себе и реального Я. Здесь впервые возникает возможность сказать: как себя представляешь, таков ты и есть. Проблема понимания себя как вскрытие, познание своего реального Я. есть Условием самоактуализации является совмещение противоречий

Наиболее интересна проблема развития реального Я и проработана у Роджерса, Я образ одна из основных его проблем. В тесте на самооценку записываем 3 ряда прилагательных для оценки. 1. Я для других, каким меня видят другие 2. Затем Я как таковой, реальное Я. 3. Я в развитии или идеальное Я. Идеальное Я это представление о ближайших возможностях своего развития. Роджерс посмотрит на оценку себя пациентом в столбцах и увидит, что между этими столбцами есть несовпадения, противоречия то есть неконгруэнтность. Степень в какой Я-реальное отличается от идеального Я – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.

present5.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *