Нейропсихология детского возраста это – Нейропсихология детского возраста, основы нейропсихологии

Нейропсихология детского возраста – основы развития

Психология имеет множество направлений в изучении человеческой натуры. Одним из таких направлений является нейропсихология, которая изучает организацию мозговых и психических структур. Особый упор делается на нейропсихологию детского возраста, поскольку именно с детства человек начинает привыкать  к той жизни, которую потом будет проживать. Интернет-журнал psytheater.com рассматривает основы данного направления.

Если говорить о детской нейропсихологии, то следует отметить, что родители и воспитатели все больше сталкиваются с различными отклонениями. Дети ленятся, не могут усидеть на одном месте, не обучаются навыкам коммуникации и т. д. Говорить о задержке психического развития здесь не приходится, поскольку дети являются абсолютно нормальными. Однако их поведение отмечается различными отклонениями, как и качества характера.

Конечно, можно списать все возникающие проблемы у родителей с детьми на различные отклонения в психике детей. Однако следует учитывать еще индивидуальные особенности каждого ребенка, которые редко учитываются даже учеными и воспитателями. Чтобы не делать ребенка больным, следует знать, что можно назвать отклонением, а что можно отнести к индивидуальной особенности.

Что такое нейропсихология?

Отвечая на вопрос, что такое нейропсихология, можно коротко охарактеризовать данное направление как сочетание науки о нейронах и психики. Нейропсихология изучает особенности структур головного мозга и связи (влияния) на организацию психической деятельности человека. Поскольку в некоторых отраслях необходима научная подоплека, которая имеет неопровержимые доказательства того или иного явления, нейропсихология является нужной и актуальной.

Нейропсихологические знания часто используются в научных исследованиях, а также в клинической и судебной психологии, где используются лишь фактические данные связи работы головного мозга и психики.

Практическая нейропсихология, определенно, находится на стадии своего развития, поскольку еще многие функции головного мозга не выявлены и не связаны с психической деятельностью. Вместе с тем имеющиеся данные позволяют связать функции отдельных долей и участков головного мозга с психической деятельностью, особенно если она имеет отклонения от нормальной работы.

Нейропсихологией пользуются клинические психологи и психиатры в своей деятельности. Они выявляют нарушения в работе головного мозга, которые и сказываются на поведении и качествах характера человека. Это позволяет разработать более эффективные методы лечения, которые представлены в виде медикаментов и физиотерапевтических процедур.

Нейропсихология помогает в лечении больных людей, которые действительно должны быть изолированы от общества, пока их психическая деятельность не будет восстановлена. Вместе с тем развивается новое направление – дифференциальная нейропсихология (или нейропсихология индивидуальных различий). Она изучает мозговую деятельность здоровых индивидов.

Зачем нужны знания из нейропсихологии здоровых людей? Это позволяет определять механизмы формирования психической деятельности, на которые впоследствии можно будет влиять, чтобы помогать каждому человеку быть успешным. Здесь просто необходимы знания о развитии нейропсихологии человека, чтобы понимать, что является нормой, а что – патологией. Также, возможно, в будущем будут разработаны механизмы, которые позволят человеку решать любые свои психологические проблемы.

перейти наверх

Основы нейропсихологии

В основу нейропсихологии легли учения ученых и психологов, изучающих функциональность организма и влияние его на психическую деятельность. Здесь важным стал организм (тело), который и диктовал, как дальше будет развиваться человек. И действительно, взаимосвязь между патологиями в организме и психической деятельностью была установлена.

Так, определялась определенная закономерность между повреждениями отделов головного мозга и изменением характера человека, который становился раздражительным или депрессивным. Многочисленные данные можно было получить во время Второй мировой войны, когда у людей наблюдались различные повреждения головного мозга. Они-то и позволили выявить многие взаимосвязи, а также провести необходимые обследования.

В нейропсихологии используется системный подход, который подразумевает влияние на работу психики не только головного мозга, но и других систем организма. К примеру, на характер человека может повлиять высокая температура или инфекционная болезнь. Также немаловажную роль играет гормональный фон, который часто меняется у женской половины. Перепады настроения свойственны женщинам, поскольку на них влияют гормоны.

Ученых всегда интересовал вопрос, каким должен быть организм, чтобы человек стал совершенным, идеальным: его память была стопроцентной, внимание не рассеивалось, мыслительные процессы поддавались контролю. Здесь интересными были даже инстинкты и интуиция, которые пока неподконтрольны человеку.

Клиническая психология направлена на изучение повреждений головного мозга и проявление особых психических процессов при этом. Здесь исследуются больные люди, которые не могут без специального лечения справиться с проблемой. Получение данных позволит диагностировать болезнь, определиться с ее лечение и методами реабилитации, а также делать прогнозы дальнейшего развития событий. Это позволяет врачам решать психические проблемы, с которыми человек уже не справится обычными психологическими методами.

Каждый человек проходит этапы своего развития (онтогенез), в течение которых развивается головной мозг и включаются различные психические функции. Это позволит определить стадии развития человека на психологическом и эмоциональном уровнях, которые сказываются на его способностях и возможностях. Если у ребенка имеются проблемы с обучением, это связывают с особенностями работы головного мозга, который и влияет на психическую деятельность. Если в будущем будут выявлены все закономерности между нервной системой и психической сферой, то возможно будет устранять возникающие трудности в обучении и развитии.

Очень важный вклад в развитие сделает нейропсихология при изучении различных болезней, которые влияют или повреждают отделы головного мозга. Ими являются инсульт, инфаркт, кислородное голодание, болезнь Альцгеймера, энцефалит и многие другие. Болезни организма отражаются на структуре и работе головного мозга, что уже влечет изменения в поведении и чертах личности.

Нейропсихология позволяет разрабатывать не только методы лечения, но и направления в реабилитации. При повреждении головного мозга необходимо ее восстановление. Немаловажным в лечении является и реабилитация, которая направлена на закрепление результатов и их усиление.

Современная нейропсихология решает 3 главные проблемы:

  1. Изучение не только больных людей с локальным поражением головного мозга, но и здоровых личностей.
  2. Нахождение взаимосвязей конкретных участков головного мозга с определенными психическими проявлениями.
  3. Обнаружение соответствия нейронных повреждений с психическими отклонениями.

Также выделяются методы, которые дополняют нейропсихологические знания:

  • Сравнительно-анатомический метод, который рассматривает влияние особенностей строения нервной системы на поведение и формирование определенного образа жизни человека.
  • Метод раздражения, который изучает связи между воздействием на участки мозга и проявлениями психической деятельности. Делят на:
  1. Прямое воздействие – при влиянии на головной мозг электрическим током или химическими, механическими раздражителями.
  2. Непрямое воздействие – при влиянии факторов, которые вызывают раздражение в отделах головного мозга.
  3. Раздражение отдельных нейронов.
перейти наверх

Детская нейропсихология

Врачи отмечают возрастание различных патологий у современных детей. Вот почему особое внимание уделяется детской нейропсихологии, которая в сравнении изучает развитие и формирование психической функции в норме и при патологиях. Причинами развития отклонений врачи называют:

  • Патологии во время беременности.
  • Травмы при родах или несвоевременность сроков.
  • Развитие нервной системы в первые месяцы жизни малыша.

Чем больше развивается детская нейропсихология, тем больше возникает шансов нахождения аномальных отклонений в раннем периоде и эффективного их лечения.

Особый упор делается на изучение психических и когнитивных отклонений (внимание, речь, память). Они основываются на нарушении эмоциональной сферы личности, что влияет на двигательную активность и сенсорную деятельность.

Родители часто обращаются к врачам, когда их дети заболевают. Однако нарушения в деятельности и развитии ребенка также требуют лечения. В каких ситуациях необходимо обращаться к психоневрологу или невропатологу?

  1. Если ребенок не похож на других детей, что сильно заметно.
  2. Если ребенок чрезмерно активный или чрезмерно пассивный.
  3. Если ребенок не способен приспосабливаться к коллективу: не имеет друзей, постоянно мешает воспитателям, не соблюдает установленных правил.
  4. Если ребенок непослушный, рассеянный, забывчивый: слушает и не слышит, соглашается и не запоминает.
  5. Если у ребенка постоянно все валится с рук.
  6. Если ребенок был травмирован во время родов или после рождения.
  7. Если у ребенка наблюдается задержка психического развития, мозговой деятельности.
  8. Если ребенок не может обучаться элементарным навыкам.
  9. Если у ребенка отмечаются нарушения в развитии речи.
  10. Если у ребенка отмечаются инфекционные болезни, которые меняют его поведение.
  11. Если ребенок постоянно устает.
  12. Если ребенок заикается.
  13. Если ребенок проявляется девиантное поведение.

Обычно родители обращаются за помощью, когда у их ребенка имеются отклонения в послушании (поведении) или обучении. В таком случае проводится диагностика работы головного мозга, которая позволит определиться с направлениями в лечении и восстановлении психической деятельности. Чем раньше наступит лечение, тем быстрее специалисты смогут вернуть ребенка к нормальной жизни.

В восстановлении важно не только то, как ребенка лечат, но и сами специалисты, которые занимаются с ребенком – нейропсихологи. Родители также должны принимать участие в лечении ребенка, проводя все необходимые занятия в домашних условиях.

перейти наверх

Итог

Нейропсихология приоткрыла дверь в психику человека. Тело влияет на развитие и становление психической деятельности, как и психика на здоровье организма. Итогом имеющихся знаний является возможность врачей устранить те психические отклонения, причиной которых стали болезни организма (в частности повреждение отделов головного мозга).

 

psytheater.com

Отстаньте от детей! Нейропсихолог о вреде раннего развития

Экология жизни.хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

А.В. Семенович — нейропсихолог, кандидат психологических наук, профессор кафедры клинической психологии ф-та психологического консультирования МГППУ. Автор более 200 книг, в том числе учебников «Введение в нейропсихологию детского возраста», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» и практических пособий, адресованных практическим психологам, педагогам и родителям.

 Анна Владимировна, как, с точки зрения нейропсихолога, вы относитесь к раннему развитию детей, когда уже с 2,5–3 лет начинают учить читать, писать, считать?

Категорически отрицательно. Для примера можно привести такую аналогию: хорошо или нет, когда люди вступают в половой контакт в 10 лет? Ведь ясно, что ни физиологически, ни психологически ребенок к такому «эксцессу» не готов и ничего кроме травмы из этого не последует. И это всем однозначно понятно и доказательств никаких не требуется.

Есть нейрофизиологические законы развития мозга. Его энергетический потенциал ограничен в каждый момент времени, поэтому если мы тратим энергию на несвоевременное развитие какой-то психической функции, то возникает дефицит там, куда эта энергия должна была быть актуально направлена. Раз внешняя среда требует выполнения определенной задачи, мозг ее будет выполнять, но за счет каких-то других структур психики.

Два—три года — это период очень бурного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы ребенка. А если вы начинаете его учить писать, читать, считать — нагружать его познавательные процессы — то вы отбираете энергию, в частности, у эмоций. И у маленького ребенка «полетят» все эмоциональные процессы и, скорее всего, сорвутся какие-то программы соматического (телесного) развития. Вполне вероятно проявление каких-то дисфункций, что-то может заболеть, и ребенка даже начнут лечить.

Последствия этого отбора энергии, кстати говоря, могут сказаться и не сразу, и тогда в 7 лет начинают удивляться, откуда «вдруг» берется энурез, откуда «вдруг» берутся страхи. Почему «вдруг» возникают эмоциональные срывы в пубертате, никто не понимает, почему ребенок стал агрессивным или гиперактивным.

A все-таки надо готовить ребенка к школе? Если да, то когда это надо начинать?

Здесь вопрос такой: что значит готовить ребенка к школе?

Приучение ребенка к элементарному распорядку дня является подготовкой к школе? Тогда это, безусловно, можно начинать с 2–3 лет. Ребенок приучается к тому, что завтрак у него тогда-то, обед тогда-то. В футбол он играет в этих штанишках, а в театр идет вот в этом костюмчике.

Готовить же к школе в смысле обучения чтению и счету, конечно же, надо, но позже. Испокон века это начиналось года в четыре, лучше в пять.

Почему-то все считают, что познавательные процессы развиваются только тогда, когда ребенок сел за стол и начал писать буквы. А ведь развитие познавательных процессов происходит и тогда, когда мама с ребенком идут в лес, и она спрашивает: «Смотри, вот ромашка. Она какая? Какие у нее лепесточки?» И вместе с ребенком это проговаривает. А потом говорит: «А вот фиалка. Она какая?» А потом спрашивает: «Как тебе кажется, что похожего у них и что разного? Ведь это оба цветочки». Вот это и есть развитие познавательных процессов. Как ригидный нейропсихолог уверяю вас, что это самая лучшая «подготовка к школе» в 3-4 года.

То же самое можно сделать, когда ребенок сидит за столом, и мама спрашивает его: «Как тебе кажется, сейчас мы обедаем или завтракаем? А что на столе такого, чего не было за завтраком?» А еще лучше, если она его спрашивает до того, как накрывает на стол. Она может поинтересоваться: «А что мы с тобой поставим на стол, когда будем обедать? Мы будем ставить чашки или стаканы?» Это ведь тоже развитие познавательных процессов.

А когда бабушка читает ребенку вслух, разве это не развитие его познавательных способностей?

А что мы видим в нашей практике? Как правило, ребенка просто натаскивают. При этом он остается абсолютно дезадаптивен с точки зрения нормальных, бытовых знаний. Опять же есть закон: любое развитие идет от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Если мы в три года учим ребенка писать буквы и цифры, то мы этот закон переворачиваем наоборот. А законы психологии и эволюции должны так же неуклонно выполняться, они так же универсальны, как законы Ньютона. И нарушать их можно только на свой страх и риск.

Я здесь не говорю о детях, которые сами прекрасно в четыре года учатся читать. Но делать это универсальной программой развития, на мой взгляд, некорректно.

Сейчас очень много групп раннего творческого развития и родители предпочитают отдавать туда детей перед школой. Что вы скажете по этому поводу?

Пусть это будет творческое развитие типа «драмкружок, кружок по фото». Если родители с трех лет отдадут ребенка в гончарную мастерскую, или «в живопись», или пусть вышивает крестиком, лепит — ради бога. Но пусть оставят в покое эти буквы и цифры.

Ни один человек не может ответить мне на вопрос: «Почему ребенок к концу второй четверти должен читать со скоростью 152 знака в минуту, а не 148?» И почему он должен делать это к 15 ноября, а не к 15 марта? Что за необходимость читать со скоростью 152 знака в минуту? Ведь это ничего не дает для развития интеллекта ребенка, не прибавляет ему знаний. К этому нельзя относиться иначе как к глупости. Есть индивидуальные психофизиологические особенности. Поэтому один ребенок с этим справится, а другой ребенок, возможно, никогда не научится этому.

К сожалению, сейчас в некоторые классы детей отбирают, в том числе, и по скорости чтения…

Эти люди не в курсе, что информация усваивается разными путями. Вполне возможно, что у части детей усвоение информации никоим образом не связано со скоростью чтения, а связано совершенно с другими факторами, которые у них могут быть развиты очень хорошо. А вот скорость чтения, как любые другие скоростные процессы, у них развита хуже. Есть же разные типы людей, и это напрямую касается скоростных процессов.

Более того, человек может читать с колоссальной скоростью, но при этом быть дебилом. Кстати говоря, у гидроцефалов вообще может быть великолепная память, и мы знаем массу гидроцефалов, которые преуспевают в своей политической и профессиональной карьере просто потому, что они с дикой скоростью говорят и цитируют. Только это не имеет абсолютно никакого отношения к интеллекту.

На что следует обратить внимание родителям, психологам, учителям для определения готовности ребенка к началу обучения в школе? Отдавать ребенка в шесть лет или подождать?

Я бы отдавала в семь лет, раз так природа захотела. Потому что нейрофизиологически именно в семь лет формируется произвольное внимание и многие другие мозговые механизмы, которые позволяют ребенку быть успешным в обучении. Иначе говоря, мозг готов к тому, чтобы ребенок просто высидел эти 45 минут.

Мне, как человеку, знакомому с законами эволюции, очевидно, что опережение так же пагубно, как задержка. «Всему свое время», говорил «товарищ» Экклезиаст. А он старался глупости не говорить. Так что те, кто говорит об опережении, пусть его перечитают, тогда все будет нормально. Природа ничего нового за две тысячи лет не придумала.

Какие признаки должны настораживать родителей перед тем, как отдавать ребенка в школу?

Я бы пожелала родителям не прятать голову в песок и иногда относиться к своему ребенку, как к чужому, то есть смотреть на него со стороны. И если родитель хоть на минуту «выйдет» из роли и представит, что его ребенок не самый гениальный, то он может увидеть какие-то вещи, о которых у другого ребенка он бы сказал: «Боже мой, какой ужас!»

Я не пугаю родителей, а наоборот, хочу поставить их в позицию нормального взрослого, наблюдающего за своим ребенком. Не закрывать на все глаза, а потом спохватываться: «Все плохие, учителя плохие!» Я призываю беспристрастно оценить: «Вот ваш ребенок, посмотрите, почему он не контактирует с другими ребятами, почему он агрессивен?»

Нужно уметь относиться к своему ребенку отстраненно, не объяснять его особенности только необыкновенностью, а советоваться с профессионалами.

Перед поступлением в школу родители начинают думать, куда ребенка определить, в гимназический или в простой класс. Программа «один—три», «один—четыре»…

Родители бывают самые разные. И я тех родителей, которые приходят по поводу каких-то своих сомнений относительно ребенка, всегда спрашиваю: «Вам нужно что, чтобы ребенок ваш был здоров или чтобы он через 10 лет закончил школу?»

Умные родители говорят, что хотелось бы ребенка иметь здорового. Я говорю, так вы отдайте в 1–4, если сейчас есть какие-то проблемы, пусть у него будет лишний год на «раскачку». Он потом обгонит многих сверстников. Зачем же его ставить в ситуацию безвыходности. А так у него есть возможность просто «встать на ноги», автоматизировать какие-то учебные операции и т.д.

Точку зрения нейропсихолога мы узнали. А есть ли у вас личное, житейское мнение по поводу раннего развития?

Я сама в три года спокойно научилась читать, одновременно занимаясь английским и музыкой. Но у меня были бабушки, тетушки, которые с трех лет мне четко сформулировали один тезис, который я запомнила одновременно с азбукой: «Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого человека».

Двадцать лет назад, когда еще был институт бабушек, институт нормального воспитания, происходило сглаживание многих острых углов. Сейчас же этого нет и нет ничего адекватного взамен. Поэтому в совокупности с ориентацией на раннее интеллектуальное развитие можно уже сегодня вызвать эмоциональное выхолащивание детской популяции. Меня больше всего пугает именно это.

Обратите внимание, что вы имеете дело с человеком, которому с детства объясняли, что он вундеркинд из вундеркиндов, только лентяй. Так что прошу учесть, что это говорит не двоечник, это говорит лидер всегда и во всем. И этот лидер говорит: «Отстаньте от детей!» опубликовано econet.ru

Присоединяйтесь к нам в Facebook , ВКонтакте, Одноклассниках

econet.ru

Нейропсихология детского возраста – основы и понятия

Психика и поведение, здоровье организма тесно взаимосвязаны. Уже не единожды на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru описывались темы соматических проявлений психологических проблем. В некоторой степени они затрагивают нейропсихологию, ее основы. Речь идет о направлении в науке, которая рассматривает взаимосвязь деятельности ЦНС с поведением человека и состоянием его здоровья.

Преимущественно нейропсихология используется в клинической, медицинской и судебно-психиатрической деятельности. Очень важными знания становятся при проведении диагностики здоровья и назначении реабилитационных мероприятий.

Нейропсихология только начинает свое развитие, поэтому еще не до конца можно обозначить весь список вопросов, которые ею рассматриваются. На сегодняшний день актуальными остаются два главных вопроса:

  1. Как заболевания нервной системы и головного мозга сказываются на состоянии здоровья и поведении человека?
  2. Как работает психика отдельного индивида и в чем она проявляется на уровне качеств характера и его поведения?

Другими словами, заболевания ЦНС приводят не только к изменению функционирования всего организма, но и к искажению поведения человека. Также у каждого индивида имеются свои особенности функционирования психики, которые отличаются от деятельности мозга других индивидов. Поэтому здесь также следует учитывать отличительные признаки в поведении и характере.

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это наука о взаимосвязи работы нервной системы и поведения человека, его состояния здоровья. Уже рассматривалось немало историй о том, как нервное перенапряжение или длительное стрессовое состояние приводило к развитию психосоматических заболеваний или неадекватному поведению индивида. Нервная система сказывается на настроении человека, на его желаниях и склонности к совершению действий.

Нейропсихология применима в психиатрии и судебно-экспертной деятельности с целью не просто установления наличия определенных отклонений в психике человека, но и для решения вопроса, как данную патологию можно устранить. Медицина признает точные обоснования и причины наличия болезни, поэтому здесь берется во внимание неправильное функционирование нервной системы, которая и влияет на ненормальное поведение и реагирование человека.

Люди болеют теми болезнями, которые копируют их поведение. В последнее время распространенной стала болезнь гриппа (свинячьего, птичьего и т. д.). Но что это за болезнь? Вирус попадает в организм человека, словно подбирает ключик к тому, чтобы проникнуть в клетку, меняет ее, а потом разрушает. Не напоминает ли вам такое поведение модель человеческих поступков? На самом деле вирус ведет себя точно так же, как и его хозяин. И он не может поразить того человека, который не подстраивает других людей под самого себя и не разрушает их жизнь.

Рассмотрим другую болезнь — рак. Вирус данной болезни прикрепляется к слабой клетке человеческого организма, а потом начинает потихоньку жить за ее счет, разрушая. Не живет ли сам хозяин данной болезни, словно паразит, за счет других людей? Не копит ли он обиду на тех, кто не удовлетворяет его желания?

Если проанализировать, то все болезни по своей природе обладают такими поведенческими характеристиками, что и те люди, которых они поражают. Поэтому если вы заболели, то проанализируйте свою болезнь, как именно она себя ведет, и измените свое поведение, которое наверняка похоже на поведение вируса вашей болезни.

перейти наверх

Основы нейропсихологии

В основе нейропсихологии лежит идея о том, что состояние головного мозга влияет на поведение и здоровье человека в целом. Как отдельная наука она начала свое развитие в 40-х годах 20 столетия. Тогда каждый ученый внес свою лепту в развитие и становление данного направления психологии.

Выделяют такие направления нейропсихологии:

  1. Клиническая нейропсихология – исследования влияния опухолей головного мозга на поведение человека.
  2. Экспериментальная психология – влияние повреждений головного мозга различной локализации на когнитивную и эмоциональную сферу.
  3. Реабилитационная нейропсихология – какие мероприятия нужно проводить при тех или иных повреждениях, чтобы восстановить утраченные эмоциональные, речевые, когнитивные и прочие функции?

В современной науке психологии уже давно появилась такая ветвь, как психосоматика. Ее основной принцип заключается в том, что все болезни человека основаны на его психологических проблемах и зажимах. Можно сказать, что лишь 15% всех болезней являются следствием физического заболевания, тогда как остальные 85% заболеваний спровоцированы психологическими нерешенными проблемами человека.

Таким образом, чтобы вылечиться, нужно всего лишь решить ту психологическую проблему, которая спровоцировала у вас ту или иную болезнь. Организм контролируется умом, а ум — человеком. Однако есть и подсознательные программы, которые человек может контролировать, но поскольку он их не замечает, то ничего с ними не делает. А они как раз и заставляют человека переживать психологические проблемы, которые провоцируют физиологические болезни.

Проведите такой эксперимент над самим собой: когда вы злитесь, огорчаетесь, обижаетесь, раздражаетесь, нервничаете и т. д. (то есть находитесь в любом из стрессовых состояний), в каком месте внутри своего тела вы чувствуете напряжение или зажим? К примеру, когда вы злитесь, у вас могут напрягаться мышцы рук. Когда вы обижаетесь, у вас напрягается горло. Когда вы разочарованы, у вас спирает дыхание. Именно там, где у вас происходит напряжение (зажим) в момент стресса, там и образуется болезнь. И лечением является расслабление тела, особенно во время стресса, а также устранение тех реакций, которые сопровождаются у вас в тот или иной неприятный для вас момент.

Мысли могут лечить. Характер и болезни очень тесно связаны между собой. К примеру, к раку ведет:

  • неспособность проявить гнев в целях самозащиты;
  • постоянная обида, которая терзает вас;
  • отсутствие долговременных отношений, человек не умеет их строить;
  • обида на родителей, которая продолжается даже в зрелом возрасте, когда человек пытается доказать одному или обоим родителям, что он достоин любви, уважения и т.д.

Кардиологические болезни имеют люди, которые:

  • настойчивые, агрессивные в достижении цели: «Цель любой ценой»;
  • имеют укоренившееся ощущение неполноценности, которое возмещают орденами, наградами, статусом, кубками и т. д.
  • имеют враждебное отношение к людям и к самому себе.

Если вы поинтересуетесь, то можете узнать и причины своих болезней. Но не впадайте в другую крайность, когда вы считаете, что абсолютно все болезни спровоцированы психологическими проблемами. Вы действительно можете простудиться или подхватить вирус, что и запустить ту или иную болезнь. Поэтому здесь нужно лечиться не на уровне ментальности, а на уровне тела, то есть медикаментозно.

 

Достаточно трудно выявить четкую взаимосвязь между болезнями и поведением человека, состоянием здоровья его головного мозга и характерными проявлениями индивида. Данные моменты еще придется изучить и достоверно выявить, а пока нейропсихология направляется на устранение патологий при их выявлении в поведении и характерных чертах личности.

перейти наверх

Детская нейропсихология

Детская нейропсихология направлена на изучение формирования и становления нервной системы ребенка, а также на выявление ее патологий. Детская нейропсихология изучает поведение ребенка в норме и в патологии, постоянно сравнивая ее. Это позволит вовремя выявить отклонения как на поведенческом уровне, так и на уровне нервной системы.

Причинами развития патологий ученые выделяют в период развития ребенка:

  1. Во время внутриутробного развития.
  2. В процессе родов.
  3. В первые месяцы жизни малыша.

Психиатры отмечают все большее увеличение количества отклонений в развитии ЦНС у детей, из-за чего детская нейропсихология со всеми своими наработками становится актуальной в применении.

Ученые отмечают, что различные патологии работы головного мозга появляются в нарушении когнитивных, речевых и эмоциональных проявлений ребенка. Обычно ребенок становится эмоционально слабым и обедненным, его поведение становится неадекватным ситуации, речь искажается в сторону бедности словарного запаса и неспособности правильно произносить слова и составлять предложения, а также нарушается память, мышление и пр.

В зависимости от того, какие патологии у ребенка наблюдаются, родители обращаются к разным специалистам: психиатрам, невропатологам, психоневрологам. Преимущественно, обращения происходят по причине развития неконтролируемых действий (тики, подергивания и пр.) или патологических состояний (тревожность, страхи). Также популярными расстройствами современных детей являются гиперактивность и неспособность проходить полноценное обучение (трудности в получении знаний).

В каждом случае применяется индивидуальный подход. Сначала проводится психодиагностика, которая должна не только выявить расстройство со всеми ее симптомами, но и установить причину ее возникновения (которая зачастую кроется в строении подкорковых систем головного мозга). Затем назначается лечение, где используется не только психокоррекция и консультации, но и терапия препаратами.

В случае успешного выздоровления ребенок обязательно проходит реабилитационный период, а также периодически должен наблюдаться у врача с целью предотвращения развития рецидивов.

перейти наверх

Позвольте себе быть здоровыми в итоге

Каждый человек имеет право быть здоровым. И здесь нужно заниматься самонаблюдением. Если привычные действия начинают меняться без веских на то оснований, тогда можно обратиться за объективной оценкой к психологу, который скажет, насколько адекватным является ваше поведение.

Нередко люди не замечают за собой изменений, поскольку считают свои поступки разумными и логичными. Однако у всего есть причины. Если ваши поступки возникают по непонятным причинам, причем они не являются привычными для вас, значит, что-то в вас меняется без вашего ведома.

Намного легче заметить изменения за другим человеком. Так, родители легко могут выявить, что у их ребенка наблюдается неадекватное поведение или отставание в развитии. Самолечением родители не смогут заняться, поскольку они даже не будут знать, в чем заключаются причины такого проявления. Вот почему нужно обращаться к специалистам, которые больше разбираются в проблематике, нежели прибегать к методам, которые абсолютно не работают.

Избавьте себя и своих детей от запрета быть здоровыми, ведь многие психоневрологические заболевания обратимы и излечимы.

psymedcare.ru

Что такое нейропсихология детского возраста

В последние время наблюдается  увеличение числа детей, с трудностями в усвоении образовательной программы, увеличение количества леворуких детей, прежде всего в связи с отказом специалистов от переучивания. Растет число детей, имеющих в истории развития факторы риска во время беременности, родов, что не проходит бесследно и выливается  в проблемы адаптации в детском саду, а затем и в школе.  Появляется все больше детей, проблемы которых ставят педагога в тупик. «Не внимателен, отказывается от работы, ленится, делает глупые» ошибки.

 

Что такое нейропсихология детского возраста ?

Нейропсихология детского возраста — молодая наука. Она выделилась в самостоятельное направление из общей нейропсихологии, которую в сороковые годы основал Лурия А.Р. Нейропсихология это наука о мозговой  организации психических функций.  Нейропсихология детского возраста изучает формирование мозговой организации психических функций в процессе индивидуального развития ребенка. Это отрасль науки, уже доказала свою эффективность диагностического и психокоррекционного подхода. Одним из вопросов, который изучается НДВ, является вопрос о формировании психических функций в процессе развития. Кроме того, изучение патологических состояний у взрослых  при локальных поражениях мозга дали возможность понять механизм некоторых форм нарушений психического развития у детей и нарушений формирования психических функций, таких как мышление, пространственные представления, память, внимание, моторные навыки. В свою очередь это позволило разработать эффективный метод нейропсихологической коррекции формирования функций головного мозга у детей.

  Овладение ребенком возрастными навыками требует слаженной работы всех зон и участков мозга. Центральное место в нейропсихологическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности. Например, ребенок может быть агрессивным или наоборот очень неуверенным; он может быть чрезмерно избирателен в еде или наоборот, неразборчив и безудержен и т.д

В большинстве случаев у таких детей при неврологическом обследовании выявляется микросимптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции. Вследствие своей мини­мальности и парциальности эти отклонения в работе нервной системы не попадают в поле зрения родителей и воспитателей в период дошкольного детства, но обнару­живают себя в ситуациях повышенной нагрузки на нервную систему и психическую сферу. К этим ситуациям относятся в первую очередь период начала обучения в школе, начало интенсивных занятий по подготовке к школе. Усугубляют картину наличие психотравмирующих ситуаций: неблагополучие в семейных отношениях, переезды, чрезмерная занятость родителей. Именно «слабые», недостаточно сформированные и закрепленные в дошкольном детстве составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в условиях, которые требуют мобилизации психической активности в связи с адаптацией и повышением требований, кризисом развития и сменой ведущей деятельности.

Как показывают исследования, практически все дети имеющие в анамнезе неблагополучное протекание беременности и родов, а так же проявления минимальных нарушений в раннем возрасте до 1 года составляют группу риска по возникновению трудностей при обучении в школе. Конечно, многие недостатки психического развития компенсируются благодаря тому, что мозг ребенка очень пластичен. Способствуют компенсации минимальных нарушений занятия плаванием, прохождение курсов массажа, гимнастики, танцами, художественной деятельностью, развивающими играми, музыкальными занятиями. Однако, далеко не всегда родителям удается справиться с трудностями ребенка самостоятельно. Очень важно бывает знать причину, которая лежит в основе этих трудностей и, понимая ее, проводить направленное формирующее обучение ребенка, стимулировать развитие мозга. Выявление этих причин и работа по коррекции минимальных нарушений развития, лежит в компетенции нейропсихолога.

Исследования нейропсихологов подтверждают важное влияние на формирование интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы подкорковых структур. В нейропсихологии принято выделять подкорковые образования в первый функциональный блок мозга, обеспечивающий энергетический тонус психической деятельности. Детей с функциональной недостаточностью подкорковых образований характеризует быстрая утомляемость и истощаемость психических процессов, нарушения внимания и памяти, нарушения мышечного тонуса и т.д. Конечно с жалобами на быструю утомляемость, низкую работоспособность ребенка и другими неспецифическими жалобами родители обращаются к медикам, к участковым педиатрам, невропатологам. Нейропсихологическая коррекция таких состояний существенно дополняет, психофармакологическую терапию, работу логопедов и коррекционных педагогов, детских психотерапевтов.

Что такое нейропсихологическая коррекция?

Минимальные нарушениями, чаще всего начинают проявлять себя при возрастании интеллектуальной нагрузки на ребенка в 4-7 лет. Этот возраст и является наиболее адекватным возрастом для коррекционной работы нейропсихолога. Однако, предполагать возможные нарушения формирования психических функций можно уже при исследовании нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем раньше начнется нейропсихологическая коррекция, тем больше возможность достичь успехов. К сожалению, на сегодняшний день разработаны методы нейропсихологической коррекции для детей начиная с 3,5-4 лет. После 10-12 лет, когда формирование функциональных систем психической деятельности уже в целом завершено, возможна коррекция, направленная на формирование компенсаторных механизмов, что является более трудной задачей. Если коррекция не проводится своевременно, то чаще всего при поступлении в школу регистрируется низкий уровень готовности к школьному обучению. Это приводит к трудностям в овладении сначала базовыми учебными навыками, потом школьной программы в целом. Нарастают жалобы родителей на раздражительность ребенка, головные боли, утомляемость, невозможность справиться со школьной нагрузкой. Конечно такие дети чаще демонстрируют дезадаптивное поведение и, как правило, трудности в обучении приводят к закреплению негативных форм поведения, например агрессивности, нежелания учиться и других проявлений. Формируются низкий уровень самооценки или неадекватно завышенная самооценка, неуверенность в себе и другие негативные личностные особенности. Часто страдают родительско-детские отношения. Другими словами, функциональные недостатки, которые легко могли бы быть скомпенсированы в дошкольном возрасте, приводят к отдаленным последствиям и искажению личностного развития ребенка.

Теоретической основой коррекционной программы являются признанные на сегодняшний день представления о мозговой организации психической деятельности, разработанные А.Р.Лурия, П.К. Анохиным, Л.С. Выготским и другими учеными. Исследования специалистов-нейропсихологов (к.псх.н. Семенович А.В., к.псх.н. Горячева Т.В., к.псх.н. Султанова А.С г.Москва), показывают, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активацию в развитии всех высших психических функций и познавательных процессов.

В основе программы комплексной нейропсихологической коррекции лежит курс сенсомоторной гимнастики ─ комплекс специально подобранных двигательных упражнений, стимулирующих развитие мозга и формирующих слаженную работу всех уровней организации психической деятельности, а так же коррекционно-развивающие игры, формирующие высшие корковые функции, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и т.д. В процессе занятий стимулируется формирование определенных компонентов психической деятельности: регуляция и контроль психической деятельности, моторные навыки, зрительное, слуховое, пространственное восприятие и многие другие. Т.е. происходит коррекция психофизиологической основы психической деятельности и формирования личности ребенка. Достигается понимание родителями взаимосвязи функционального состояния ребенка и его поведения. Происходит коррекция взаимоотношений родителей и ребенка.

В процессе занятий родители получают навык «формирующего, развивающего» общения с ребенком, что является необходимым, поскольку детский возраст тесно связан с овладением ребенком учебными навыками и школьными знаниями.

Предлагаемый комплекс существует в двух вариантах: развивающем и коррекционном.

Первый вариант ориентирован на развивающую работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста В данном случае программа направлена на профилактику возникновения трудностей в обучении.

Второй вариант для детей, имеющих показания к проведению сенсомоторной коррекции данный комплекс является коррекционно-развивающим, необходимым для подготовки их к овладению программами соответствующего типа.

Занятия по программе нейропсихологической коррекции воздействуют на все базовые компоненты психической деятельности, улучшая работу правого и левого полушария и межполушарное взаимодействие. В результате наблюдается выраженный сдвиг в положительную сторону функций мышления, памяти, внимания, речи. Повышается интерес ребенка к развивающим занятиям и играм. Как показывают объективные исследования (ЭЭГ), у детей наблюдается улучшение деятельности мозга в целом. В качестве сопутствующего эффекта наблюдается улучшение соматического статуса детей. Сенсомоторная коррекция существенно дополняет медикаментозную коррекцию и работу логопеда и психолога.

Т.О. Основными показаниями к проведению занятий являются функциональная дифицитарность подкорковых и корковых структур мозга и их взаимодействия, которые проявляются в

·        нарушении концентрации внимания с гиперактивностью и без проявлений гиперактивности;

·        нарушении памяти

·        истощаемости психической деятельности и повышенной утомляемости ребенка при интеллектуальной и психических нагрузках;

·        минимальных нарушений моторики;

·        нарушении поведения без нарушений личности;

·        нарушении темпов развития;

·        парциальной несформированности специфических функций корковых зон головного мозга.

Наблюдения показывают улучшение качества логопедической и педагогической коррекции на фоне стимуляции развития мозга посредством специально подобранных упражнений.  Нейропсихологическая коррекция дополняет работу специалистов с детьми, имеющими аномалии развития в разной степени выраженности.

Курс коррекции рассчитан на период от 6 месяцев до 2х лет в зависимости от индивидуальных особенностей онтогенеза. Рекомендуемая частота занятий: 2 раза в неделю по 40 минут с ежедневной отработкой упражнений дома.

 


svet-luna.livejournal.com

Нейропсихология детского возраста.

Нейропсихология детского возраста — это отрасль нейропсихологии, изучающая формирование мозговой организации психических процессов. В чем же специфика детского мозга? Главное отличие детского мозга от мозга взрослого человека — это пластичность мозговых связей и нервной системы в целом.

Но также это чрезмерная подверженность влиянию вредных факторов с внешней стороны. Детский мозг созревает гетерохронно, т.е. неравномерно. Бывает так, что анатомически мозг без патологий, но есть функциональные нарушения. Что же влияет? Функциональная незрелость. В основе пластичности мозга и в основе необратимой инвалидизации лежит один и тот же нейроонтогенетический процесс: аксо-дендритное ветвление. Либо оно нормальное, либо аномальное. Чем обусловлена пластичность? Гетерохронией созревания различных функциональных систем. В результате чего незаконченный процесс формирования связей в более молодой функциональной системе позволяет компенсировать уже имеющиеся дефекты в функциональных системах предыдущих стадий. Это внешний вид компенсации, так как не сама система перестраивает себя, а извне вносятся изменения.

Что же происходит, если перинатальное развитие происходит с патологией?

Генерализованное перинатальное нарушение: резервные возможности мозга снижены, начало формирования патологической аксодендритной сети с аномальными контактами. Необходимо это изменять: ломать старые связи, строить новые. Это возможно двумя методами:

  1. Сенсомоторная коррекция
  2. «Обкалывание» ребенка (Скворцова)

90% детей с поражением нервной системы — это следствие натальной или перинатальной травмы.

Пренатальное развитие.

Беременность — 266 дней ( 40 недель). Весь срок беременности подразделяется на 3 стадии:

  1. Герминальный период (зародыша). От зачатия до 10 дней. Выживает 50%. Дробление клеток происходит в геометрической прогрессии. Происходит первичная организация клеток. Этот период заканчивается имплантацией в стенку матки. На этом этапе происходит начало формирования всех систем.
  2. Стадия эмбриона (10 дней — 7 недель).
  3. Фетальная стадия, стадия плода (с 8 недели до рождения).

Рассмотрим подробнее вторую стадию — эмбриона. У зародыша формируется 3 слоя клеток:

  • эктодерма — наружный слой — в будущем это нервная система, органы чувств и кожа.
  • мезодерма — средний слой. В будущем это мышцы, кровеносная и выделительная система, скелет.
  • эндодерма — внутренний слой. В будущем это внутренние органы.

На третьей неделе эктодерма утончается и формируется нервная пластина. Затем она прогибается и образуется нервная бороздка, которая замыкается и образуется нервная трубка и отделяется от эктодермы. А эктодерма по бокам этой трубки образует валики, потом валики сливаются и все вместе это образует нервную трубку с расширением на переднем конце (будущие полушария). Первыми закладывается задние отделы мозга (мост, мозжечок, продолговатый мозг). Затем замыкается средняя часть трубки. Затем передняя. Формирование происходит с затылочной стороны ко лбу). Этот процесс называется нейруляция.

После образования нервной трубки эктодерма (ее остатки) образуют нервный гребень (вдоль нервной трубки). Это будущие спинальные ганглии. Именно, когда заканчивается процесс нейруляции эмбрион приобретает билатеральную симметрию. Вокруг трубки-пластики. Верхние пластинки отвечают за сенсорную систему, нижние — за двигательную систему. Также на третьей неделе появляется сердцебиение эмбриона. Сердца как такового нет, это некоторые клетки, которые сами себя регулируют. Действует и ритмичная среда внутри.

На четвертой неделе происходит формирование первичных и вторичных пузырей. Передняя часть трубки начинает делиться. Формируются 3 расширения — первичные мозговые пузыри. Полости этих пузырей сохраняются в видоизмененном виде и у взрослого — это желудочки и водопровод. Также на четвертой неделе нервная система начинает регулировать развитие всего зародыша и себя самой.

На пятой-шестой неделе намечаются мозговые оболочки.

С пятой по восьмую неделю формируется лицо, пальцы, кожная чувствительность.

На седьмой неделе из нервной пластики образуются клетки, которые начинают мигрировать. На этом этапе формируется продолговатый мозг, ядра моста. Хорошо выражен зрительный бугор, полосатое тело. Пузыри конечного мозга начинают обволакивать промежуточный мозг, подкорковые структуры становятся подкорковыми.

На восьмой неделе в коре появляются типичные нервные клетки, без дендритов еще, но это уже нейроны. Выражена твердая, мягкая паутинная оболочка, субархноидальная.

На десятой-двенадцатой неделе формируются общие структурные черты головного мозга. Разрастается кора. Большие полушария уже можно узнать по форме. В спинном мозге появляется поясничное и шейное утолщения.

На двенадцатой неделе зародыш может брыкаться, открывать и закрывать рот, сосать палец. Развиваются наружные половые органы. Формируются голосовые связки, вкусовые почки.

На двенадцатой-пятнадцатой неделе хватательные движения. Ребенок морщится, гримасничает.

На шестнадцатой неделе нарастает масса коры. Появляется мозолистое тело. Выражен мозжечок. Образуются бугорки четверохолмия. Также на шестнадцатой неделе плод может избирательно отвечать на внешние раздражения. Ребенку щекочут волосом ногу — он брыкается. Начинается дифференциация нервной системы (чувствует именно ту часть, где раздражают). 20 тысяч движений в день.

На семнадцатой-восемнадцатой неделе переломный этап. Правило линии онтогенетического развития: конец предыдущего этапа развития всегда более богат функционально, чем начало следующего. Однако этот спад в конце этапа является началом взлета функциональных возможностей. Однако конец следующего этапа несоизмеримо богаче конца предыдущего. В этот момент двигательная активность ребенка резко падает — это период относительного покоя. Идет перенастройка регулирующих систем. Формируются высшие центры мозга, которые начинают регулировать активность, ранее контролируемую более низкими средними структурами.

На двадцатой неделе завершается формирование комиссур мозга (связывающий элемент между полушариями). Начинается миелинезация волокон спинного мозга. Формируется цикл: сон-бодрствование. Формируются мимические движения, позднее формируется реакция на звук.

На двадцать пятой неделе заметны все 6 слоев коры головного мозга, т.е. клетки дифференцируются.

На двадцать шестой — тридцатой неделе начинается миелинизация головного мозга. Разрастание полушарий происходит с помощью миграции нейронов.

На двадцать седьмой неделе нервная система обеспечивает поворот головы в сторону света (ориентировочная реакция).

На двадцать восьмой неделе появляется шейно-топический рефлекс (поза фехтовальщика).

На двадцать восьмой-тридцатой неделе формирование бород и извилин головного мозга.

На тридцать второй неделе сильное прибавление в весе до 200 гр в неделю. Созревают легкие, образуется жировой слой, пушковые волоски. Также на тридцать второй неделе мозг специально затормаживает свое развитие. Для лучшей адаптации по всем другим формам.

За два часа до родов в организме матери вырабатываются специальные вещества, для обезболивания родов. То, как пройдены родовые пути (8-10см) обеспечивает дальнейшую жизнь. Прохождение родовых путей запускает многие функции ствола.

www.psyworld.ru

Нейропсихология детского возраста

05.02.2016 в Мероприятия, Новости

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас на мастер-класс «Анамнез в практике работы нейропсихолога», который состоится  13 февраля  2016 года  в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по адресу: ул. Макаренко, д. 5/16.
Вашему вниманию будут представлены теоретические основы развития амнестического метода. Вы узнаете о специфике сбора различных видов анамнеза у детей, познакомитесь с основными понятиями, используемыми специалистами при сборе анамнеза.
Читать далее →

Теги: Алевтина Блудова, нейросообщество

02.02.2016 в Мероприятия, Новости

Слушатели курса познакомятся с фундаментальными представлениями о мозговом обеспечении психологического развития ребенка: подкорково-корковых и межполушарных механизмах формирования различных психических функций (движения, пространственных представлений, речи, произвольной саморегуляции и т.п.) и поведения ребенка в целом — в норме и при отклоняющемся развитии. В центре внимания — эмоционально-личностные и познавательные проблемы современных детей, приводящие к социальной и учебной неуспешности. Синдромный (по А. Р. Лурия) подход к их диагностике-коррекции-профилактике-абилитации отражен в базовой технологии нейропсихологического сопровождения — методе замещающего онтогенеза.
Читать далее →

Теги: Алевтина Блудова, Анна Семенович, нейропсихология, Татьяна Ланина

01.02.2016 в Мероприятия, Новости

В рамках предлагаемого курса слушатели получат необходимые знания и практические навыки, которые позволят использовать методики обследования и коррекции нарушения чтения и письма у обучающихся. Нарушение чтения и письма является одной из распространенных причин трудностей освоения обучающимися основных общеобразовательных программ на уровне начального и основного общего образования. В связи с этим особое значение приобретают вопросы оказания специальной помощи детям с нарушением чтения и письма, требующие пересмотра содержания логопедического и психологического сопровождения обучающихся.
Читать далее →

Теги: Дислексия, Игорь Савченко, Ольга Ишимова

09.01.2016 в Мероприятия, Новости

Дорогие друзья! Приглашаем Вас 16 января 2016 года в 10:30 на заседание Нейропсихологического сообщества, которое будет проходить в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

На встрече мы будем обсуждать актуальные вопросы нейропсихологии детского возраста и проблемы, заявленные Вами на наших предыдущих семинарах. В этот раз мы начинаем, наконец, с систематизации наших знаний. И первым пунктом на этом пути будет обзор анатомии нервной системы. Конечно, мы поговорим о ней с точки зрения феноменов детского развития и применения этих знаний в нашей практической работе. Также мы обсудим наше взаимодействие в супервизорских группах. Будет интересно и содержательно! До встречи!
Читать далее →

Теги: нейропсихология, нейросообщество

10.12.2015 в Мероприятия, Новости

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас на мастер-класс «Нейропсихологическая диагностика: особенности проведения, трактовка результатов, написание заключений», который состоится  18 –19 декабря  2015 года по адресу: ул. Макаренко, д. 5/16.

Вашему вниманию будет представлен подробный разбор батареи нейропсихологических методик, будет обращено внимание именно на проведение различных проб в детском возрасте. На практике будет показано, как следует проводить нейропсихологическую диагностику с конкретным ребенком.
Читать далее →

Теги: нейропсихология, нейросообщество

28.11.2015 в Мероприятия, Новости

Дорогие друзья! С радостью сообщаем, что наше Нейросообщество начинает работать на новом более высоком уровне! Теперь мы приобрели нового партнера. Это Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

5 декабря 2015 года в 10.30 состоится первое заседание обновленного Нейропсихологического сообщества. Приглашаются специалисты, являющиеся членами сообщества, и те, кто желает вступить в наши ряды. (Членство в сообществе осуществляется на внебюджетной основе).
Читать далее →

Теги: нейросообщество

16.01.2015 в Мероприятия

Дорогие Друзья! 13 декабря  2014 года в 10:30 состоится очередное заседание Нейропсихологического сообщества. Приглашаются участники предыдущих встреч и все желающие присоединиться к нам.

На этой встрече будет обсуждаться специфика нейропсихологической диагностики и её использование для определённой категории детей. Мы продолжим анализ данных нейропсихологических протоколов и начнём учиться проводить количественную оценку данных. И как всегда, поделимся опытом, обменяемся мнениями, обсудим интересные случаи.

Читать далее →

05.12.2014 в Мероприятия

Дорогие Друзья! 13 декабря  2014 года в 10:30 состоится очередное заседание Нейропсихологического сообщества. Приглашаются участники предыдущих встреч и все желающие присоединиться к нам.

На этой встрече вы познакомитесь с использованием телесно-ориентированных методов в работе с детьми, узнаете, как это можно применить в рамках нейропсихологической диагностики и коррекции.

Читать далее →

14.11.2014 в Мероприятия

Перечень обучающих мероприятий Центра «Взаимодействие» для специалистов, занимающихся вопросами нейропсихологии на 2014-2015 учебный год.

Читать далее →

21.10.2014 в Мероприятия

1 ноября  2014 года в 10:30 состоится очередное заседание Нейропсихологического сообщества. Приглашаются участники предыдущих встреч и все желающие присоединиться к нам.

На этой встрече будет обсуждаться  актуальность и востребованность нейропсихологии в наши дни, изложены дальнейшие планы  нашего сообщества на 2014-2015 уч. год, рассмотрены вопросы нейропсихологической диагностики.

Читать далее →

neuro.vzaimodeystvie.ru

Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста

Микадзе Юрий Владимирович

М59 Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.:

          Питер, 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

 

В учебном пособии рассматриваются теоретические и эмпирические основы нейропсихологии детского возраста. Описываются предмет и задачи клинической и диф­ференциальной нейропсихологии детского возраста. Представлен нейропсихологический анализ нарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговые дисфункции, рассматриваемые как следствие и дуальных проявлений нарушений нерв­ной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индиви­дуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропсихологической диагностики и коррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам, представителям других психологических, а также медицинских специальностей.

Оглавление

От автора

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Глава 1. Методологические предпосылки теории системной динамической локализации высших психических функций

Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации в приложении к нейропсихологии детского возраста

2.1.  Понятие психической функции

2.2.  Понятие локализации

2.3.  Понятия «симптом» и «фактор»

2.4.  Понятия «синдромный анализ» и «нейропсихологический синдром»

Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза

3.1.  Основные понятия теории функциональных систем

3.2.  Принципы системогенеза

3.3.  Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура

РАЗДЕЛ II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ

Глава 4. Морфо- и функциогенез мозга (структурно-функциональное

созревание мозга)

4.1.  Морфогенез мозга

4.2.  Функциогенез мозга

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации мозга как базиса развития ВПФ

5.1.  Нейропсихологичсский аспект периодизаций возрастного развития

5.2.  Внутри- и межсистемные связи на разных этапах онтогенеза

5.3.  Сенситивный период

Глава 6. Особенности генеза психических функций

6.1.  Зрительное восприятие

6.2.  Праксис

6.3. Внимание

6.4. Память

6.5.  Мышление

6.6.  Речь

РАЗДЕЛ III. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЗГА

Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования нарушений психических функций в детском возрасте

7.1. Причины и специфика заболеваний и повреждений нервной системы в детском возрасте

7.2.  Характеристика органических поражений мозга

7.3.  Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте

Глава 8. Нарушения речевых функций при органических повреждениях мозга

8.1.  Общая характеристика речевых расстройств в детском возрасте

8.2. Нарушение речевой сферы при поражении левого и правого полушарий мозга и при поражении срединных структур

Глава 9. Нарушения перцептивных функций при органических повреждениях мозга

9.1.  Нарушение перцептивных функций при поражении левого и правого полушарий мозга и при поражении срединных структур

9.2.  Нарушения зрительно-конструктивной деятельности

Глава 10. Нарушения психических функций и поведения при эпилепсии

10.1. Классификация эпилепсии

10.2. Характеристика парциальных и генерализованных форм эпилепсии

10.3. Нарушения психических функций при эпилепсии

Глава 11. Основные итоги исследования нарушений психических функций при органических повреждениях мозга

РАЗДЕЛ IV. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА, ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 12. Характеристика резидуальных состояний органического генеза

12.1. Понятие дизонтогенеза

12.2. Минимальные мозговые дисфункции

12.3. Роль биологических и средовых факторов в нарушениях психического развития при наличии ММД

Глава 13. Нарушения психического развития

13.1. Расстройства развития речи. Детская дисфазия

13.2. Расстройства научения

13.3. Аутистическос расстройство

Глава 14. Нарушения поведения

14.1. Гиперактивность и дефицит внимания

14.2.Тики

Глава 15. Некоторые итоги анализа нарушений психических функций в клинической нейропсихологии детского возраста

РАЗДЕЛ V. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 16. Общая характеристика нейронсихологичсского подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом развитии детей

16.1. Общая характеристика вариантов нормального (непатологического) психического развития 

16.2. Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста

16.3. Иррегулярность психического развития

16.4. Проблема школьной успеваемости

16.5. Нейроисихологическне аспекты других видов индивидуальных различий

Глава 17. Нейропсихологический синдромный анализ индивидуальных различий в психическом развитии

17.1. Синдромы несформированности психических функций

17.2. Метасиндромы развития и отклонений в психическом развитии

Глава 18. Левшество как один из вариантов индивидуального развития

18.1. Общая характеристика левшества

18.2. Нейроисихологическне исследования онтогенеза левшей

РАЗДЕЛ VI. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 19. Методы нейропсихологического обследования высших психических функций в детском возрасте

19.1. Основные традиции современной нейропсихологической диагностики

19.2. Отечественные методы нейропсихологического обследования детей

19.3. Зарубежные методы нейропсихологического обследования детей (А. В. Агранович)

Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста (Т. Г. Горячева)

20.1.  Общая характеристика коррекционной работы

20.2.  Направления коррекционно-развивающего обучения

20.3.  Особенности работы в группе

Литература

Приложение. Программа дисциплины

«Нейропсихология детского возраста»

  1. 1.  Организационно-методический раздел
  2. 2.   Содержание лекционного курса
  3. 3.   Распределение часов курса по темам и видам работ
  4. 4.  Учебно-методическое обеспечение курса

vprosvet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *