Нейтральная по знаку эмоция представляет: Microsoft Word — № 24_119__вып 12.doc

Неразрешенные проблемы психологии эмоций, Реферат

метки:Эмоциональный, Эмоция, Познавательный, Процесс, Явление, Слово, Детерминация, Функция

Проблема эмоций в современной общей психологии разработана существенно меньше, чем другие области психологического знания. Более того, можно считать, что в настоящее время наблюдается кризис психология эмоций. Нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больное, чем разработанных, решенных. Почему сложилось такое положение?
Причины надо искать не только и не столько в субъективных факторах — в нежелании или неимении тех или иных исследователей заниматься этой проблемой, а объективной сложности самой проблемой, в принципиальном отличии психологии эмоций от других психологических проблем и прежде всего в принципиальном отличии эмоциональных явлений от познавательных (когнитивных).

И хотя любое психическое явление осуществляет две основные функции — отражения и регуляции, — эмоциональные явления осуществляют их существенно иначе, чем процессы, называемые познавательными, — ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и др. Эмоции — более древняя (“первичная”) форма отражения, чем в значительной степени более осознанные, опосредованные речью познавательные процессы, и их главное назначение — сигнализировать о пользе или вреде для ‘» органам а того или иного явления. Эта оценка знака явления (положительного или отрицательного) является первичной.
Экспериментально показано существование такой эмоциональной «первооценки», или «первовидения», которая предшествует более развернутой, логической, осознанной оценке (Е. К).

Артемьева, 1980).

0 «первичности» эмоций пишет также и К. Обуховский (1970 г.) — «вначале была эмоция». Как более древняя форма отражения эмоции несут на себе печать глубинных связей со сферой потребностей и желаний человека. И эта тесная связь с потребностями — важнейшая характеристика эмоций. Качественная специфичность эмоций во многом зависит от той потребности, на базе которой они формируются (Л. В. Симонов, 1970, 1975, 1981; М. Н Русалова, 1979; и др.)

Эмоции — «внутренний регулятор» деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975).

Однако функцию регуляции поведения эмоции выполняют не прямо, а через мотивы, причем нередко мотивы собственного поведения остаются для человека неосознанными. Эта особенность эмоциональных явлений — их тесная связь со сферой бессознательного — также составляет важнейшую специфику эмоций, существенно отличающую ее от познавательных процессов, которые в большей степени осуществляются под контролем сознания.
Иными являются и закономерности, которым подчиняются эмоциональные явления: закономерности возникновения, функционирования и прекращения эмоций, закономерности их формирования и закономерности их распада, нарушения.
Признавая существенное различие познавательных и эмоциональных психических явлений, было бы неверным утверждать их полную автономность, независимость друг от друга. Известно положение Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», а также мнение В. И. Ленина о том, что «без человеческих эмоций не может быть и человеческого познания».
Однако это единство не означает тождество. Эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они и тождественны — и в этом суть проблемы.
Характеризуя нерешенные проблемы психологии эмоций следует начать, очевидно, с объекта исследования. В современной психологии эмоций нет четкого определения объекта исследования, т. е. полного описания того, что входит в по пятне «эмоциональное явление» в отличие от неэмоционального (когнитивного, волевого и др.).

5 стр., 2180 слов

Закономерности педагогического процесса

… Закономерности педагогического процесса Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями … процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Функциями педагогического процесса являются: …

Это отчетливо наблюдается, например, в той области исследований, которая занимается проблемой эмоциональных состояний. Как известно, в настоящее время выделяют различные эмоциональные состояния: «стресс», «тревога», «напряженность», «фрустрация» и др.
Эти понятия недостаточно четко различаются, так как отсутствуют четкие критерии эмоциональных состояний вообще, их отличие (сходство) от других состояний — психических, нервных, функциональных и др. Неопределенность содержания понятия «эмоциональное состояние» (как и эмоций вообще) очень осложняет проведение исследований в этой области психологического знания. Недифференцированность, неточность понятий нашла свое отражение в определении эмоций.
Согласно определению, данному в «Психологическом словаре» (1983 г.), “эмоции (от латинского emoveo — волную, потрясаю) — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлении и ситуации для осуществления его жизнедеятельности” . Данное определение неполно, так как оно не отражает ряд существенных характеристик эмоций и их отличие от познавательных процессов, а именно: а) не отражена связь эмоций с бессознательной сферой, б) их отношение к деятельности (а не жизнедеятельности) человека, в) специфика их возникновения), г) закономерности их функционирования и др.
В теоретическом осмыслении эмоций, как известно, имеются две крайние позиции.

С одной стороны, это биологизаторские представления об эмоциях как адаптационном (и только) механизме приспособления психики к среде, с другой — это интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицита информации. К числу первых относится, например, концепция Л. К. Анохина, не видевшего разницы между эмоциями животных и человека ни в качественном отношении, ни с точки зрения выполняемых ими функций.
Примером второй точки зрения является информационная теория Л. В. Симонова, свозящая все многообразие эмоции к дефициту информации. И та и другая концепции не могут претендовать на целостную характеристику эмоций как психических явлений, хотя они и отражают определенные аспекты эмоциональной сферы. Прежде всего эти концепции не учитывают сложный неоднородный состав эмоциональных явлений, составляющих «эмоциональную сферу» человека. В «эмоциональную сферу» человека входят, по-видимому, различные типы эмоциональных явлений, такие, как “эмоциональный тон ощущений», эмоциональная реакция (или эмоциональный процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества. Каждый из этих типов эмоциональных явлений характеризуется своими закономерностями формирования, функционирования и распада, что нельзя не учитывать при построении общепсихологической концепции эмоций.

12 стр., 5680 слов

Эмоциональная регуляция учебной деятельности

… форме, отрицательное его влияние на их психические состояния (здоровье), увеличение неблагоприятных проявлений в эмоциональном развитии школьников. Глава 1. Понятие деятельности Деятельность – это совокупность действий человека, … возможности эмоций учащихся в этом процессе как бы уходят из поля зрения, недостаточно учитываются на практике. Все это усугубляет негативные явления, которые …

Общепсихологическая концепция эмоций должна учитывать и цельный для человеческой психики фактор — фактор социального опыта, культурно-исторической детерминации всех человеческих психических явлений, включая и эмоции. Социальная детерминация определяет прежде всего тот предмет (объект), на который направлено эмоциональное явление, т. е. зональную оценку его восприятия. Социальная детерминация (через вид психической деятельности) объясняет возникни той или иной эмоции, культурно-историческая детерминация определяет также и формы выражения эмоций, процессы саморегуляции.
Общепсихологическая теория эмоций должна имманентно включать в себя и эти аспекты эмоциональных явлений. Наконец,, общепсихологическая концепция эмоций должна включать и представления о механизмах реализации эмоций, т. е. о тех психофизиологических закономерностях, ко обеспечивают их осуществление.
Не менее важным нерешенным вопрос общей психологии эмоций является вопрос классификации эмоциональных явлений. Общепринятое подразделение эмоциональных явлений на чувства, аффекты и эмоции (А. Н. Леонтьев, 1975) и даже добавление к ним «эмоционального тон ощущений» никак не исчерпывает все разнообразие эмоциональных явлений.

Основной дефект данной классификации — отсутствие единого критерия, лежащего в ее основе. Бесспорно, нуждается в пересмотре сам критерий выделения эмоциональных явлений.
В качестве-критериев (они же параметры эмоций) могут выступать, по-видимому, самые различные, такие как характер потребностей (витальные, базальные — социальные, небазальные), их уровень (элементарные — сложные), их знак (положительные — отрицательные), их связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением и п;).), их связь с опытом (врожденные — приобретенные), степень осознанности эмоций (осознанные — неосознанные), отношение к состоянию активации (активизирующие — успокаивающие), их объект (направленные «на себя» — направленные «вовне»), их длительность (краткие — длительные), их интенсивность (сильные — слабые), их отношение к деятельности (ведущие — неведущие) и т. д. Очевидно, что сам по себе ни один
из этих критериев (признаков) не может быть принят как единственный, так как эмоциональные явления многомерны и характеризуются одновременно многими параметрами. Эмоции представляют сбой системные явления и как таковые обладают системными качествами. Выделение этих качеств, их объективизация позволит построить непротиворечивую классификацию эмоций. Можно допустить, например, что каждая эмоция как система может быть охарактеризована по многим осям (векторам) в соответствии с принципом многомерного шкалирования, разработанным Е. Н. Соколовым, Ч. А. Измайловым (1984 г.).

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

… потребности организма сопровождаются эмоцией, носящей неприятный характер. Удовлетворение потребности, сопровождается приятным эмоциональным переживанием. Возникновение положительных эмоций при удовлетворении потребности … предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Вместе с ощущением составляет основу когнитивных (познавательных) процессов. Искажение …

Более широкие возможности этой модели, ее адекватность была доказана по отношению к широкому классу когнитивных психических явлений, связанных с речевой системой, — гностических, мнестических, интеллектуальных
(А. Ю. Терехина, 1987).

Возможно, что данная модель может удовлетворительно описать и определенный класс эмоциональных явлений, во всяком случае те, которые могут быть представлены в сознании. Эта область ждет еще своих исследователей.

ЭМОЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Одной из важнейших характеристик эмоций является их
.связь с познавательными процессами. Изучение связи между
эмоциональными и познавательными процессами восходит еще
к трудам Л. С. Выготского и других классиков советской пси-
хологии. В 1934 г. Л. С. Выготский писал «Кто оторвал мыш-
ление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе
дорогу к объяснению причин самого мышления» (1936, с. 54).
А. Н. Леонтьев (1971) подчеркивал, что эмоции выражают оце-
ночное, личностное отношение к существующим или возмож-
ным ситуациям, к себе и к своей деятельности. О единстве аф-
фективного и интеллектуального как существенной характе-
ристики самих эмоций писал С. Л. Рубинштейн (1946), счи-
тавший, что эмоции как таковые обусловливают прежде всего
таковые обусловливают прежде всего
динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп
деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень
активации, действие эмоций может быть как стеническим, уси-
ливающим, так и астеническим, понижающим; причем если в
сознательная познавательная интеллектуальная дея-
тельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему
направленность и избирательность, то при аффектах, при сверх-
:интенсивном эмоциональном возбуждении избирательная на-
правленность действий нарушается и возможна импульсивная
непредсказуемость поведения.
В.К.Вилюнас (1976, 1979, 1688) обосновывает невозможность
существования эмоций в отрыве от познавательных про-
следующим образом: эмоции выполняют свои функции,
наиболее общими из которых являются оценка и побуждение;
в зависимости от познавательного содержания психического
образа они выделяют цели в познавательном образен побуж-.
дают к соответствующему действию. Предлагается классифика-
ция эмоции по их познавательной составляющей — предмету,
что позволяет рассматривать любой предмет традиционно выде-
ляемого познавательного процесса-восприятия, памяти, мышле-
ния — как объект эмоционального переживания. Автор счита-
ет, что знание функций эмоций по отношению к познавательно-
му содержанию позволяет подойти к экспериментальному изуче-
нию эмоций через анализ познавательных процессов. Познава-
тельные процессы, сопровождающиеся явным эмоциональным
переживанием, будут иметь ряд динамических отличий от эмо-
ционально слабо переживаемых. К ним относятся темп, ско-
рость, продуктивность познавательных процессов. Изучение
этих характеристик познавательных процессов позволит судить
об эмоциях, их проявлениях, о таких характеристиках эмоций,
как знак (положительный или отрицательный) и интенсивность
(сильная, слабая).
Довольно многочисленны эксперименты по изучению влия-
ния эмоций на запоминание. Еще в ранних исследованиях (см.
обзор П. Фресса и Ж. Пиаже, 1975) было выявлено, что (
бытия, оцениваемые испытуемыми, как очень приятные или
очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтраль-
ные. Даже бессмысленные слоги в сочетании с явно привле-
кательными или непривлекательными лицами на фотографиях
запоминаются лучше, чем те же слоги в сочетании с умерен
привлекательными. Как непосредственное,
так и отсроченное узнавание лиц на фотографиях осуществля-
лось ка более высоком уровне в том случае, если лицо, изобра-
женное на фотографии, сравнивалось субъектом с самим со-
бой, т. е. оценивалось более эмоционально.
Более сложны закономерности влияния знака эмоций на
эффективность запоминания. При воспроизведении слов сразу
после заучивания различия в сохранении приятного и неприят-
ного материала незначительны или равны нулю, однако при
отсроченном воспроизведении влияние знака на предпочтение
материала возрастает. Преимущественное запоминание и вос-
произведение позитивной или негативной информации связано
с личностными особенностями испытуемых, а также с их ис-
ходным эмоциональным состоянием. В литературе, однако, име-
ются на этот счет различные мнения. Так, начиная с Г. Эббин-
гауза (1911), многие авторы считали, что приятное запоми-
нается лучше, чем неприятное. Эта точка зрения нашла широ-
кое распространение благодаря теории З.Фрейда о вытеснении
из памяти неприятных впечатлений. Однако П. Блонский:
(1979) показал обратные результаты, а ряд авторов вообще не
обнаружили никакого различия в эффективности запоминания
приятных или неприятных событий. Наконец, еще в ранних работах
было показано, что на эффективность запоминания положи-
тельно или отрицательно эмоционально окрашенного материа-
ла влияет время воспроизведения и при отсроченном воспроиз-
ведении лучше сохраняются слова, вызывающие приятные ас-
социации.
С открытием феноменов перцептивной защиты и сенсибили-
зации исследование запоминания позитивного и негативного
эмоционального материала велось уже с учетом личностных
особенностей испытуемых. Было обнаружено, что чаще забы-
ваются слова-табу теми испытуемыми, которые характеризу-
ются реакцией подавления при осознании этих слов; такие испытуемые как бы избегают сло-
ва-табу, завышая частоту других слов. Испытуемые с повышен-
ной восприимчивостью к неприятным воздействиям (и подав-
лением приятных) завышают частоту именно неприятных слов и наоборот. Выявлена связь между
«полезависимостью» и запоминанием эмоционально окрашен-
ной информации: зависимые от поля испытуемые чаще «забы-
вают» неприятный материал.
Не только личностные особенности, но и исходное эмоцио-
нальное состояние испытуемых воздействует на воспроизведе-
ние эмоционально окрашенной информации. Внушенная вре-
менная депрессия уменьшает воспроизведение приятной инфор-
мации и увеличивает воспроизведение неприятной, внушенное
приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения
негативных и увеличению позитивных событий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. “Мозг и эмоции”, М.. изд-во МГУ,1992.

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной …

… высокая эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное. Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес … рук»). По признаку доставляемого удовольствия или неудовольствия эмоции делятся на положительные иотрицательные.Также выделяютнейтральные (по своему … переживания. во-вторых, ребенок-дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле . ..

§ 2. Эмоции и познавательные процессы

Одной из важнейших характеристик эмоций является их связь с познавательными процессами. Изучение связи между эмоциональными и познавательными процессами восходит еще к трудам Л.С. Выготского и других классиков советской психологии. В 1934 г. Л.С. Выготский писал «Кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления» (1956, с. 54). А.Н. Леонтьев (1971) подчеркивал, что эмоции выражают оценочное, личностное отношение к существующим или возможным ситуациям, к себе и к своей деятельности. О единстве аффективного и интеллектуального как существенной характеристики самих эмоций писал С.Л. Рубинштейн (1946), считавший, что эмоции как таковые обусловливают прежде всего динамическую сторону познавательных функций, тонус, темп деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень активации; действие эмоций может быть как стеническим, усиливающим, так и астеническим, понижающим; причем если в норме сознательная познавательная интеллектуальная деятельность тормозит эмоциональное возбуждение, придавая ему направленность и избирательность, то при аффектах, при сверхинтенсивном эмоциональном возбуждении избирательная направленность действий нарушается и возможна импульсивная непредсказуемость поведения.

          В.К. Вилюнас (1976, 1979, 1988) обосновывает невозможность существования эмоций в отрыве от познавательных процессов следующим образом: эмоции выполняют свои функции, наиболее общими из которых являются оценка и побуждение; в зависимости от познавательного содержания психического образа они выделяют цели в познавательном образе и побуждают к соответствующему действию. Предлагается классификация эмоций по их познавательной составляющей — предмету, что позволяет рассматривать любой предмет традиционно выделяемого познавательного процесса-восприятия, памяти, мышления — как объект эмоционального переживания. Автор считает, что знание функций эмоций по отношению к познавательному содержанию позволяет подойти к экспериментальному изучению эмоций через анализ познавательных процессов. Познавательные процессы, сопровождающиеся явным эмоциональным переживанием, будут иметь ряд динамических отличий от эмоционально слабо переживаемых. К ним относятся темп, скорость, продуктивность познавательных процессов.
Изучение этих характеристик познавательных процессов позволит судить об эмоциях, их проявлениях, о таких характеристиках эмоций, как знак (положительный или отрицательный) и интенсивность (сильная, слабая).           В современной психологии связь между эмоциональными и когнитивными семантическими явлениями изучается также в рамках психосемантики. Имеются убедительные экспериментальные данные относительно влияния эмоций на категориальные семантические структуры (В.Ф. Петренко и др., 1982; В.Ф. Петренко, 1983, 1988).           Авторы рассматривают эмоции как операторы категоризации объектов, операторы размерности семантического пространства. Как особый вид обобщений выделяются «аффективные обобщения», которые рассматриваются ими как своего рода переход от когнитивной семантической организации лексики к более глубинным коннотативным уровням ее организации. Данные работы непосредственно исходят из положений А.Н. Леонтьева (1975) о единстве «отражения и отношения», проявляющегося во влиянии личностных смыслов (значений явления для субъекта, опосредованных мотивационной системой) на процесс категоризации.
          Психосемантические работы показали, что аффективное возбуждение ведет к «уплощению семантического пространства», уменьшению его размерности, изменению уровня категоризации, к переходу от расчлененных понятийных форм категоризации к уплощенным коннотативным формам отражения. Изменение эмоционального состояния субъекта ведет и к актуализации новых семантических структур или «семантических гештальтов» (В.Ф. Петренко, 1988).           В современной литературе накоплен целый ряд конкретных экспериментальных данных о связи эмоций с различными познавательными процессами: памятью, восприятием и мышлением.           Довольно многочисленны эксперименты по изучению влия-ния эмоций на запоминание. Еще в ранних исследованиях (см. обзор П. Фресса и Ж. Пиаже, 1975) было выявлено, что события, оцениваемые испытуемыми как очень приятные или очень неприятные, запоминаются лучше, чем события нейтральные. Даже бессмысленные слоги в сочетании с явно привлекательными или непривлекательными лицами на фотографиях запоминаются лучше, чем те же слоги в сочетании с умеренно привлекательными (L.
Wispe, 1981). Как непосредственное, так и отсроченное узнавание лиц на фотографиях осуществлялось на более высоком уровне в том случае, если лицо, изображенное на фотографии, сравнивалось субъектом с самим собой, т.е. оценивалось более эмоционально.           Рядом авторов изучалось влияние эмоций на запоминание слов. Определение аффективной тональности слов проводилось различными методами: априорной оценкой психолога, оценкой независимыми судьями, не принимавшими участия в эксперименте…, оценкой самими испытуемыми. Некоторые психологи просили испытуемых составить индивидуальный список слов, вызывающих у них приятные или неприятные ассоциации, или выбрать такие из заранее составленного экспериментатором списка. В качестве критерия «эмоциональности» слов использовалась и кожно-гальваническая реакция. Обнаружено: «эмоциональные» слова запоминаются лучше неэмоциональных; слова, вызывающие КГР большей амплитуды, как правило, сохраняются в памяти лучше, чем слова, вызывающие малоамплитудную КГР.
При попарно-ассоциативном научении улучшается запоминание слов, если используются в качестве мнемических средств эмоциональные образы. Существенно увеличивается воспроизведение слов, входящих в «эмоциональную» фразу, по сравнению с той, которая была составлена как нейтральная.           Л. Постман и Б. Шнайдер изучали вопрос о том, не связан ли эффект преимущественного воспроизведения «эмоциональных» слов с большей частотой употребления этих слов в речи. Эксперимент на запоминание высокочастотных и низкочастотных слов, имеющих различный ценностный эмоциональный ранг для субъекта, показал, что этот ранг является более важной детерминантой, чем частота употребления данных слов в речи. Показана преимущественная устойчивость «эмоциональных» слов к факторам, ухудшающим воспроизведение слов (интерференция, неупорядоченность материала и т.п.). Установлено, таким образом, существование эффекта селективной предрасположенности к запоминанию «эмоциональных» слов.           Более сложны закономерности влияния знака эмоций на эффективность запоминания.
При воспроизведении слов сразу после заучивания различия в сохранении приятного и неприятного материала незначительны или равны нулю, однако при отсроченном воспроизведении влияние знака на предпочтение материала возрастает. Преимущественное запоминание и воспроизведение позитивной или негативной информации связано с личностными особенностями испытуемых, а также с их исходным эмоциональным состоянием. В литературе, однако, имеются на этот счет различные мнения. Так, начиная с Г. Эббингауза (1911), многие авторы считали, что приятное запоминается лучше, чем неприятное. Эта точка зрения нашла широкое распространение благодаря теории 3. Фрейда о вытеснении из памяти неприятных впечатлений. Однако П. Блонский (1979) показал обратные результаты, а ряд авторов вообще не обнаружили никакого различия в эффективности запоминания приятных или неприятных событий. Наконец, еще в ранних работах было показано, что на эффективность запоминания положительно или отрицательно эмоционально окрашенного материала влияет время воспроизведения и при отсроченном воспроизведении лучше сохраняются слова, вызывающие приятные ассоциации.
          С открытием феноменов перцептивной защиты и сенсибилизации исследование запоминания позитивного и негативного эмоционального материала велось уже с учетом личностных особенностей испытуемых. Было обнаружено, что чаще забываются слова-табу теми испытуемыми, которые характеризуются реакцией подавления при осознании этих слов; такие испытуемые как бы избегают слова-табу, завышая частоту других слов. Испытуемые с повышенной восприимчивостью к неприятным воздействиям (и подавлением приятных) завышают частоту именно неприятных слов и наоборот…. Выявлена связь между «полезависимостью» и запоминанием эмоционально окрашенной информации: зависимые от поля испытуемые чаще «забывают» неприятный материал.           Не только личностные особенности, но и исходное эмоциональное состояние испытуемых воздействует на воспроизведение эмоционально окрашенной информации. Внушенная временная депрессия уменьшает воспроизведение приятной информации и увеличивает воспроизведение неприятной, внушенное приподнятое настроение ведет к уменьшению воспроизведения негативных и увеличению позитивных событий.
Сходные результаты получены и другими авторами, изучавшими влияние настроения на запоминание приятного или неприятного содержания слов, фраз, рассказов, эпизодов личной биографии. Радостное и грустное состояние создавалось у испытуемых как с помощью постгипнотического внушения, так и посредством описания соответствующего настроения или просьбой представить и описать определенное эмоциональное состояние.           Однако в литературе имеются также и данные, отрицающие зависимость памяти на эмоциональные стимулы от исходного эмоционального состояния, хотя они и малочисленны. Так, Г. Бауэр с соавторами не обнаружили влияния настроения на воспроизведение положительных и отрицательных по эмоциональному значению слов, а другие авторы. наблюдали лучшее воспроизведение «эмоциональных» слов без различия по знаку только у лиц с внушенной депрессией. Ряд авторов отмечают корреляцию настроения с типом запоминания слов только у тех испытуемых (профессионалов-психологов), кто ожидал такого результата.
Объяснением таких экспериментов, по-видимому, является подбор слов, взятых для запоминания, абстрактных и тесно не связанных с переживаниями субъекта слов, а также варьирование стимульного материала при одинаковом эмоциональном состоянии испытуемых.           В целом, однако, можно считать доказанным положение о том, что запоминание различного по содержанию материала изображений, слов, фраз, текстов зависит как от его эмоционального значения, так и от эмоционального состояния испытуемого.           Влияние эмоций на когнитивную сферу обнаруживается и в перцептивных процессах.           Подробный обзор экспериментальных данных относительно влияния эмоционально-личностных особенностей испытуемых на восприятие эмоционального материала можно найти в работе Е.Т. Соколовой (1976). Одним из центральных в этой области является факт влияния эмоций на пороги опознания «эмоциональных» и «нейтральных» слов, предъявляемых тахистоскопически. Как утверждает Э.А. Костандов (1979), наблюдается как повышение, так и понижение порогов опознания «эмоциональных» слов по сравнению с «нейтральными». По данным автора, повышение порогов опознания встречается значительно чаще (у 75% испытуемых).           Исследование влияния знака и интенсивности эмоций на перцептивные процессы показало, что восприятие как вербального, так и невербального позитивно и негативно эмоционально окрашенного материала прежде всего зависит от исходного эмоционального состояния испытуемого. Уже давно показано, что в состоянии фрустрации у испытуемых появляются ошибки восприятия, состоящие в замене «нейтральных» слов, предъявляемых тахистоскопически, на слова тревожного содержания (такие, как «взрыв», «уничтожение» и др.). Испытуемые, которые в предварительных экспериментах достигали успеха, лучше распознавали слова, выражающие успех (например, «совершенство», «превосходный» и др.), а испытуемые, которые потерпели неудачу, проявляли значительно большую чувствительность к словам, означающим неуспех (например, «неспособный», «дефект» и т. п.).           Одна из первых попыток изучения влияния эмоционального состояния на восприятие невербальных стимулов была предпринята еще в 30-х годах. Оказалось, что в ситуации отрицательного эмоционального состояния, оценки лиц по фотографиям, предъявленным испытуемым, смещались в отрицательную сторону. Состояние тревоги перед трудным экзаменом усиливает отрицательные оценки незнакомых лиц на фотографиях по сравнению с контрольными данными (Я. Рейковский, 1979). В исследованиях, в которых состояние тревоги определялось с помощью прожективных тестов, было показано, что испытуемые с высоким уровнем тревоги более склонны к восприятию элементов угрозы в предлагаемых ситуациях…           Кожно-гальваническая реакция, наибольшая у лиц с высокой тревожностью, возникает при рассмотрении как неприятных картинок, так и вербального контекста, которым они сопровождаются.           Установлено, что влияние «эмоционального фона» на оценку положительных и нейтральных эмоциональных выражений лиц более выражено после 15-минутной отсрочки, чем через 1 минуту.           Таким образом, восприятие зависит как от эмоционального содержания стимулов, так и от исходного эмоционального состояния испытуемых; восприятие стимулов, явно эмоционально переживаемых испытуемыми, характеризуется рядом отличительных признаков (динамических, семантических и др. ).           В литературе описано влияние эмоций на интеллектуальные процессы. Согласно данным И. А. Васильева и др. (1980), эмоционально насыщенная деятельность шахматиста (по данным КГР и частоты пульса) является более эффективной по сравнению с эмоционально менее насыщенной. Качественные исследования авторов показали, что эмоции сопровождают наиболее творческие виды мыслительной деятельности. Искусственно вызванные положительные эмоции могут положительно влиять на решение задач: в хорошем настроении испытуемые проявляют большее упорство и решают большее количество задач, чем в нейтральном состоянии. У женщин при этом увеличивается также скорость решения задач.           Влияние эмоций на ассоциативные процессы отмечалось многими авторами. По мнению С.Л. Рубинштейна (1946), течение ассоциаций под влиянием эмоций изменяется настолько ярко, что эти изменения могут быть использованы в качестве диагностического симптома эмоционального состояния. В свое время автор ассоциативного теста швейцарский психиатр К. Юнг показал, что при наличии эмоционального переживания возникают нетипичные «субъективные» ассоциации, т.е. изменяется семантика ассоциативного процесса. По данным А.Р. Лурия (1930 и др.), под влиянием эмоций происходит изменение (чаще замедление) нормальной для данного индивида времени ассоциативной реакции. Ассоциативный эксперимент, как известно, успешно используется представителями психоанализа для выявления вытесненных эмоций. В современной психотерапии ассоциативный эксперимент широко используется для выявления «критических» слов. Показано, что при эффективной психотерапии эти слова имеют более короткий период. Оценка времени ассоциативной реакции на «эмоциональные» слова может служить способом проверки эффективности действия фармакологических веществ в психофармакологии (см. Р. Конечный, Н. Боухал, 1983).           Эмоционально значимые слова в отличие от «нейтральных» вызывают два типа ответных ассоциативных реакций: быстрые и медленные, что коррелирует с быстрым и медленным узнаванием тех же слов, предъявленных тахистоскопически. Испытуемые, у которых искусственно было вызвано положительное эмоциональное состояние, обнаруживают более разнообразные ассоциации на положительные слова, чем на «нейтральные», хотя авторы отмечают, что на «нейтральные» слова более необычны первые ассоциации. Факторный анализ результатов ассоциативного эксперимента, проведенный М. Роу, показал существование связи между частотой употребления эмоционально окрашенных слов и частотой пропусков и ошибок в ответ на эти слова.           Таким образом, связь с эмоциональной сферой, знаком и интенсивностью эмоций проявляется в различных познавательных процессах — мнестических, гностических, интеллектуальных, влияя на эффективность, семантическую структуру познавательной деятельности и характер ее протекания.           Исследование оценки собственного эмоционального состояния представляет собой самостоятельный аспект изучения эмоций. Как известно, самооценка исследуется в психологии в различных аспектах: ее формирование, динамика, роль в регуляции поведения и др. (см. обзоры И.П. Чесноковой, 1977; И.С. Кон, 1978; и др.).           Особой формой самооценки является самооценка эмоционального состояния. Она, как известно, может осуществляться на двух уровнях: аффективном и когнитивном (осознанном). Возможность осознания собственного эмоционального состояния предполагает помимо сохранности самой способности осознать себя еще и знание социальных норм и эталонов (Я. Рейковский, 1979).           Методический арсенал изучения самооценки своего эмоционального состояния включает в основном методы прямого опроса испытуемых относительно их эмоциональных переживаний. Сюда входят метод свободного самоописания самочувствия, тест-анкета с перечнем переживаний, из которых испытуемому необходимо выбрать соответствующие своим (Б.И. Додонов, 1978), модифицированная шкала Дембо-Рубинштейн и различные варианты этого метода (А.Е. Ольшанникова и др. 1977; и др.), шкалы типа разработанных А. Уэсманом и Д. Риксом, включающие набор из 10 словесных описаний градаций эмоционального состояния, из которых испытуемому надо выбрать одно, и др. Наиболее распространены тесты-вопросники, например вопросник Ч. Спилбергера, направленный на оценку ситуативной тревожности, вопросник на личностную тревожность Дж. Тейлора на оценку астенического или эйфорического настроения и др. (см. В.М. Марищук и др., 1984). Ряд вопросников, адресующихся к оценке собственных положительных и отрицательных эмоций (различной модальности и интенсивности), разработаны под руководством Л.Е. Ольшанниковой: вопросник Л.А. Рабинович (1974), дневниковые методы И.С. Пацявичуса (1981) и А.И. Палей (1983), направленные на длительную регистрацию (в течение 25-30 дней) собственных эмоций радости, гнева, страха и печали. Косвенные методы оценки эмоционального состояния основаны на предположении, что знак и интенсивность эмоций проявляется в различных объективных показателях той или иной деятельности, например в предпочтении испытуемыми определенного цвета (тест Люшера и его варианты), в изменениях графической деятельности (линеограммы, пиктограммы, почерки и т.п. ), вокальной речи, оценке тонов различной высоты и т.д. (см. обзор Л.М. Веккера, 1981; и др.).           Специально исследовалась связь между оценкой собственного эмоционального состояния и физиологическими показателями эмоций. Так, В.С. Магун (1977) у студентов до и после экзамена сопоставлял самооценку самочувствия и показатели пульса, тремора. Была обнаружена определенная корреляция самооценки и объективных показателей эмоций; более того, самооценка уровня тревожности коррелировала с успешностью сдачи экзамена. По данным В. Верса и У. Шуппе изменение самооценки эмоционального переживания в 65% случаев совпало с изменением амплитуды КГР. Однако А.М. Эткинд (1983) предположил, что самооценка является не столько отражением реального состояния эмоциональной сферы, сколько оценкой «социальной желательности» данного свойства. Это показано в работе В.А. Пинчука (1982), обнаружившего, что испытуемые с выраженной эмоцией радости в структуре эмоциональности склонны к высокой самооценке, а с доминированием страха — к низкой.           По данным многих авторов, самооценка большинства здоровых испытуемых умеренно положительна или «чуть выше середины» по шкале Дембо-Рубинштейн (С.Я. Рубинштейн, 1970; А.А. Плоткин, 1983; и др.).           В целом психологические экспериментальные исследования эмоциональной сферы показали, что косвенно, через показатели осуществления различных познавательных процессов (продуктивности, скорости и др.), можно исследовать состояние «эмоциональной сферы («эмоциональный фактор»), оценить знак и интенсивность эмоций, а также особенности эмоций, проявляющиеся в самооценке.           Тесная связь эмоциональных и познавательных процессов, «аффекта и интеллекта», по выражению Л.С. Выготского) открывает широкие возможности экспериментального изучения эмоций как у здоровых людей, так и у больных с различными нервными и психическими заболеваниями, в том числе и больных с локальными поражениями головного мозга, что и составило предмет настоящей экспериментальной работы.

Психология цвета в веб-дизайне: 12 примеров

(Изображение предоставлено Шоном Гладуэллом через Getty Images)

Эффективное использование психологии цвета в веб-дизайне может понравиться пользователям и вызвать определенные эмоции, потенциально удерживая людей на сайте и увеличивая шансы на конверсию. В то время как поэзия может заставить людей упасть в обморок, а шокирующий образ может привести людей в ярость, умное использование цвета может быть столь же мощным.

Психология цвета предполагает, что использование определенных цветов в веб-дизайне может вызывать у зрителя четкие реакции. Это означает, что сообразительный веб-дизайнер (или любой визуальный профессионал) будет хорошо разбираться в эффектах каждого отдельного цвета, а также в том, как и когда их использовать. Вы можете узнать некоторые из более широких принципов, лежащих в основе этого, в нашем руководстве по теории цвета и в нашей статье о цвете в брендинге, но в этой статье мы предоставим краткое справочное руководство по эмоциональным нюансам 12 цветов. Подумайте о том, чтобы записаться на наш курс дизайна UX, чтобы узнать больше о других элементах UX и UI.

Различные оттенки одного и того же цвета также будут иметь разные эффекты

Во-первых, мы должны отметить, что использование цветовой психологии для веб-дизайна включает в себя рассмотрение яркости цвета, то есть насколько он темный или светлый. Сложность с яркостью заключается в том, что, как и у каждого широкого цвета есть свои свойства и коннотации, так и у каждого оттенка. Светло-зеленый и темно-зеленый, например, могут по-разному влиять на пользователя.

Ниже мы упомянем примечательные различия между оттенками цвета и рассмотрим их влияние на веб-дизайн. Однако, как правило, более яркие оттенки кажутся более энергичными, а более приглушенные – более расслабляющими. В результате более яркие оттенки часто используются для призывов к действию, чтобы привлечь внимание, в то время как более приглушенные оттенки фона могут помочь создать эффект погружения.

01. Цветовая психология красного цвета

Здесь красный кажется игривым и возбуждающим

Страстным, агрессивным, важным кровообращение, частота дыхания и обмен веществ. Красный цвет может иметь различные значения в цветовой психологии, потому что он связан как с любовью, так и с войной, но объединяющим фактором во всех значениях является чувство важности — вспомните красные ковры.

Красный цвет следует использовать с осторожностью. Его способность привлекать внимание делает его бесценным инструментом для дизайнеров, но при чрезмерном использовании он будет препятствовать расслаблению. Более светлые оттенки подчеркивают энергичные аспекты красного, в том числе молодость, в то время как более темные оттенки подчеркивают силу и даже долговечность, например, кирпичную стену.

Целевая страница компании по разработке игр Playtika имеет агрессивный, но мощный стиль. Игривый и стимулирующий красный цвет дополняет логотип в виде гепарда — сам по себе мощный символ, смягченный своими мультяшными качествами и антропоморфной улыбкой.

02. Цветовая психология оранжевого цвета

Epic использует оранжевый цвет в качестве основного цвета на своем веб-сайте (Изображение предоставлено Epic)

Игривый, энергичный, дешевый хороший способ добавить азарта сайту без серьезности. Обычно он игривый, и некоторые утверждают, что он вызывает спешку и играет импульсивно. Он может даже означать здоровье, предполагая жизненную силу и яркость. Креативное агентство Epic использует оранжевый цвет в качестве основного цвета на своем веб-сайте. Выбор подчеркивает игривость и молодость команды.

03. Психология желтого цвета

Желтый может оживлять или раздражать (Изображение предоставлено: post-it)

Счастливый, дружелюбный, предупреждающий также активирует центр тревоги мозга. Подобно красному и оранжевому, он способен стимулировать и оживлять — это цвет предупреждающих знаков и такси — но используйте ярко-желтый с осторожностью из-за потенциальных негативных коннотаций.

Более светлые оттенки играют на аспектах счастья, напоминая пользователям о лете и солнце. Более темные оттенки, в том числе золотой, добавляют веса и создают ощущение старины. Яркая желтая цветовая палитра на веб-сайте Post-it является синонимом самого продукта. Он создает энергичную атмосферу и мгновенно узнаваем как этот конкретный бренд.

04.

Психология зеленого цвета

Зеленая цветовая гамма подчеркивает приключения Санока на природе 

Естественный, стабильный, благополучный

Зеленый по понятным причинам часто вызывает ассоциации с окружающей средой и природой. Это делает его очевидным выбором для дизайна веб-сайтов, которые хотят предложить природу и органическое качество.

В качестве моста между стимулирующими, теплыми цветами (красный, оранжевый, желтый) и успокаивающими, холодными цветами (синий, фиолетовый), зеленый является наиболее сбалансированным из цветов, придающим ему ощущение стабильности. Это также популярный выбор в качестве акцента или призывов к действию, потому что он выделяется, но мягче, чем более теплые цвета. В западной культуре он также представляет деньги и финансовую безопасность.

Сайт для игры Sanhok использует зеленый цвет, чтобы подчеркнуть пребывание на открытом воздухе и в дикой природе, с использованием различных тонких оттенков.

05.

Цветовая психология синего

Синий может успокаивать и вселять уверенность в веб-дизайне

Безмятежный, надежный, манящий

Синий — один из самых популярных цветов в веб-дизайне, и не зря. Вы видите синий цвет на многих веб-сайтах, потому что это цвет доверия. Синий излучает спокойствие и безмятежность и, как таковой, внушает уверенность и чувство защищенности.

По этой причине синий цвет часто используется банками: например, CitiBank, Chase, Capital One и Barclays используют синий цвет. Тем не менее, успокаивающий эффект также делает синий цвет дружелюбным и привлекательным, что объясняет его принятие Facebook и Twitter.

Как будто это не было достаточной причиной для его использования, синий также невероятно универсален; его яркость оказывает более сильное воздействие, чем другие цвета. Светло-голубой — это цвет воды и неба, поэтому он обычно дает освежающее и свободное ощущение — и может даже заряжать энергией, если достаточно яркий, сохраняя при этом надежное спокойствие.

Темно-синий цвет более мрачный, повышает безопасность, что делает его отличным выбором для профессионалов. Доверие важно для финансовых консультантов, таких как Evolve Wealth, поэтому большая часть их сайта оформлена в различных оттенках синего. Однако цвет подходит не всем. Он не часто используется для сайтов, связанных с едой, потому что натуральные продукты синего цвета очень редки, а исследования показали, что этот цвет на самом деле подавляет аппетит.

06. Психология фиолетового цвета

Пурпурный ассоциируется с богатством и роскошью (Изображение предоставлено Woo)

Роскошный, загадочный, романтичный

Фиолетовый, давно ассоциирующийся с королевской властью, создает атмосферу роскоши и даже декаданса. Использование преимущественно фиолетового цвета — это быстрый способ создать ощущение элегантности или привлекательности, даже если ваш продукт ориентирован на бюджет («дорогой» эффект, который является полной противоположностью оранжевому цвету).

Светлые оттенки фиолетового, особенно лавандового, напоминают о весне и романтике. Более темные оттенки добавляют загадочности и даже могут символизировать творчество. Затемнение оттенка также сделает романтические элементы более чувственными.

Из-за своей связи с личным богатством WooCommerce выбрала фиолетовый цвет в качестве цвета для своего приложения WooView, играя на таких темах, как роялти и щегольство, которые соответствуют функции проверки того, сколько денег вы зарабатываете в режиме реального времени.

07. Цветовая психология розового

Розовый создает мягкое настроение на этом сайте аренды

Женственный, молодой, невинный

Розовый — это особый цвет, который не подойдет для многих сайтов, но будет работать идеально с правильной аудиторией. Поскольку большинство людей традиционно считают розовый женственным, этот цвет популярен среди пользователей женского пола. Однако не переусердствуйте с связью розового и женственности, иначе вы балансируете на тонкой грани между обращением к пользователям и потворством гендерным стереотипам.

Розовый цвет в веб-дизайне также можно использовать для создания связи с детством и сладкими лакомствами, придавая розовому цвету сладкий, иногда невинный вид (неудивительно, что это самовоспроизводящийся цикл). Он также традиционно используется в романтических темах, наряду с красным и светло-фиолетовым.

Служба аренды На веб-сайте Rentberry основным цветом является розовый. В этом случае он создает мягкую, безопасную атмосферу и намеренно дистанцируется от более корпоративных, традиционных услуг по аренде.

08. Цветовая психология коричневого

Коричневый цвет B&O Play неожиданно использует на своем сайте

Землистый, прочный, деревенский

Хотя коричневый цвет не очень популярен в веб-дизайне, при определенных обстоятельствах коричневый цвет может быть эффективным. Как цвет, связанный с землей и деревьями, коричневый может добавить ощущение свежести, которое усиливается в сочетании с зеленым. Коннотации дерева также дают ощущение прочности и надежности.

В веб-дизайне коричневый цвет часто используется в сочетании с текстурой дерева, создавая старомодную и деревенскую атмосферу деревянной хижины. В то время как на технических веб-сайтах обычно преобладают более яркие и смелые оттенки, микросайт для B&O Play использовал коричневый цвет для большего эффекта. Приглушенные тона предлагают более классическую, более человечную сторону предлагаемой технологии. Природные коннотации также сохраняются: дерево и кожа занимают видное место в главном видео, а на заднем плане используется мраморный эффект.

09. Психология черного цвета

Черный оказывает сильное влияние на веб-сайт Cartelle

Мощный, утонченный, резкий он хорошо работает в качестве основного элемента цвета (например, для фона). Как и фиолетовый, черный добавляет изысканности и элегантности, а также таинственности, хотя и с гораздо большей уверенностью. Интенсивное использование черного цвета для креативного агентства Cartelle оказывает несомненное влияние на его домашнюю страницу и последующие анимации.

10. Психология белого цвета

Кремовый фон привлекает внимание к обуви

Чистый, добродетельный, здоровый

Буквально противоположен черному, белый хорошо сочетается практически с чем угодно идеально подходит в качестве вторичного цвета. Выполняя вспомогательную роль, белый выделяет элементы более стимулирующих цветов и может даже привлечь внимание вашего пользователя, если вы знаете, как его использовать (ознакомьтесь с руководством UXPin «Дзен белого пространства в веб-дизайне пользовательского интерфейса», чтобы узнать больше).

Однако в качестве основного цвета белый производит впечатление одновременно чистого и целомудренного. У Уайта есть ощущение «безупречности», которое на правильном месте кажется совершенно легким. Его ассоциация с чистотой может сделать его добродетельным, но также бесплодным и холодным.

Чтобы смягчить это ощущение стерильности, некоторые веб-дизайнеры вместо этого предпочитают цвет слоновой кости или кремовый. Эти ответвления белого более мягкие и даже менее заметные, но с теми же минималистскими и дополнительными аспектами. Они являются более комфортной и менее резкой альтернативой белому цвету. Обувная компания ETQ использует доминирующий не совсем белый фон, чтобы удерживать внимание пользователей там, где оно должно быть: на обуви.

11. Психология цвета серого

Серый цвет чувствительно используется на веб-сайте Galvan Mobili

Нейтральный, формальный, мрачный

Как посредник между черным и белым, серый излучает нейтральность или отсутствие какого-либо особого ощущения . Однако в руках эксперта эта посредническая позиция может стать мощным инструментом. Изменяя яркость, серый цвет может приобретать свойства черного или белого — привлекать внимание или отталкивать — в определенной степени. Это означает, что если черный цвет слишком силен для вашего дизайна, попробуйте темно-серый. Если белый кажется слишком резким или пресным, попробуйте светло-серый.

Тем не менее, серый цвет сам по себе богат индивидуальными характеристиками. Это цвет формальности, поэтому сайты, стремящиеся выглядеть традиционно или профессионально, предпочитают его. Он также может вызывать депрессию, так как это цвет мрачных дождливых дней. При доминирующем использовании он может быть несколько подавляющим, к лучшему или к худшему.

Вы можете сказать, что итальянская мебельная компания Galvan Mobili хорошо использует серый цвет, потому что вы даже не замечаете этого. Серый фон придает профессиональный вид и удерживает внимание на картинках и ярко-красном логотипе.

12. Психология бежевого

Бежевый здесь создает успокаивающий фон

Подчеркивает окружающие цвета

Бежевый не часто используется в качестве основного цвета, но стоит упомянуть о его акцентирующем эффекте: он приобретает характеристики окружающих его цветов. Хотя сам по себе он скучный, его усиливающие эффекты делают его отличным выбором в качестве фона или дополнительного цвета (поэтому он так часто используется в дизайне интерьера).

Использование бежевого цвета в удачно названном токийском ресторане Beige Alain Ducasse создает успокаивающий и уютный фон для более важных элементов, таких как кликабельный текст и фотографии.

для получения дополнительных советов см. наше руководство по лучшим инструментам для работы с цветом для веб-дизайнеров и наше пояснение о том, что такое цветокоррекция?

Спасибо, что прочитали 5 статей в этом месяце* Присоединяйтесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ

Наслаждайтесь первым месяцем всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть учетная запись? Войдите здесь

*Читайте 5 бесплатных статей в месяц без подписки

Присоединяйтесь сейчас для неограниченного доступа

Попробуйте первый месяц всего за 1 фунт стерлингов / 1 доллар США / 1 евро

У вас уже есть аккаунт? Войдите здесь

Ежедневные новости дизайна, обзоры, практические советы и многое другое, выбранное редакторами.

Свяжитесь со мной, чтобы сообщить о новостях и предложениях от других брендов Future. Получайте электронные письма от нас от имени наших надежных партнеров или спонсоров.

Джерри был контент-стратегом в приложении для создания макетов и прототипов UXPin, где он разрабатывал контент для приложений и онлайн. К сожалению, он скончался в апреле 2018 года.

Вы эмоционально оцепенели? Симптомы и их возможные значения

Апатия и общее чувство отстраненности могут быть признаками эмоционального оцепенения, но они не обязательно означают, что вы неспособны к эмоциям.

Эмоциональное оцепенение означает, что ваши эмоциональные переживания ниже ожидаемых, приглушены или полностью отсутствуют.

В ситуациях, когда от вас ожидают радости или печали, вместо этого вы можете чувствовать пустоту или отстраненность. Это чувство не является ни положительным, ни отрицательным; вместо этого в нем отсутствуют эмоции. И оно может быть постоянным, а может быть кратковременным.

Неспособность чувствовать или выражать отрицательные, положительные или общие эмоции — это широкое определение эмоционального оцепенения, — объясняет Нана Роест-Джима, лицензированный социальный работник из Колони, штат Нью-Йорк.

Roest-Gyimah объясняет, что общие признаки эмоционального оцепенения включают:

  1. чувство оторванности от себя и других
  2. неспособность эмоционально соединиться или установить отношения с окружающими
  3. поиск ощущений посредством поведения, которое может поставить под угрозу вашу безопасность или через опыт самоповреждения
  4. потеря интереса к вещам, которыми вы когда-то наслаждались
  5. отсутствие каких-либо эмоций, положительных или отрицательных, независимо от того, насколько напряженна ситуация или забота о других или событиях в вашей жизни
  6. неспособность испытать и выразить соответствующий уровень эмоций в данной ситуации
  7. постоянные проблемы с концентрацией внимания
  8. постоянная усталость
  9. отсутствие общей мотивации

«Вы можете быть эмоционально оцепенелыми, если вам трудно заботиться о том, что происходит в вашей жизни или жизни других людей», — говорит Кара Нассур, лицензированный профессиональный консультант из Остина, штат Техас.

«Это также может проявляться как потеря интереса к вещам, которые вам обычно нравятся, ощущение, что вы просто делаете движения, или чувство оторванности от других людей. Другие могут также отметить, что вы кажетесь усталым, невозмутимым или незаинтересованным», — указывает она.

Эмоциональное онемение в сравнении с притупленным аффектом

Эмоциональное онемение иногда называют «эмоциональным притуплением», «аффективным притуплением» или «притупленным или плоским аффектом».

Эти термины описывают диапазон ослабленного эмоционального выражения; однако они не всегда взаимозаменяемы.

Притупленный или плоский аффект, хотя и похож на эмоциональное оцепенение, часто характерен для выражения эмоций и является состоянием, обычно наблюдаемым у больных шизофренией.

Притупленный аффект может означать, что вы испытываете сильные эмоции, но не можете их выразить. Ваше выражение лица, тон и движения глаз могут оставаться нейтральными, например, даже если вы очень расстроены.

Эмоциональное оцепенение может включать в себя притупление аффекта, но ваше выражение эмоций, как правило, ослаблено из-за вашей меньшей способности испытывать эти эмоции.

Другими словами, вы можете испытывать притупление аффекта даже при наличии сильных эмоций, тогда как эмоциональное оцепенение может означать как ограниченное чувство и выражение .

Было ли это полезно?

«Эмоциональное онемение, как правило, является механизмом выживания или защитной реакцией на травму, стресс, боль или дискомфорт, которые мы можем испытывать эмоционально или физически», — объясняет Роест-Гима. «Это может быть механизм выживания, принятый в любой момент нашей жизни, в том числе в детстве».

Эмоциональное оцепенение может быть способом предотвратить сильные эмоции, подавляющие вашу способность справляться с трудностями. Это может быть опыт, который защищает вас в данный момент или остается с вами надолго, в зависимости от проблем, с которыми вы сталкиваетесь.

Кэти Зискинд, лицензированный терапевт по вопросам брака и семьи в Ниантике, штат Коннектикут, объясняет, что эмоциональное оцепенение может проявляться по степени тяжести в зависимости от причины.

Травма

Roest-Gyimah объясняет, что подавление эмоций может стать способом почувствовать себя в безопасности для многих, кто пережил тяжелые ситуации, такие как травматические инциденты, физическое или эмоциональное насилие, нестабильная домашняя обстановка или травля.

Например, кто-то, кто испытал эмоциональное или физическое отвержение в детстве, может эмоционально оцепенеть в детстве или в более позднем возрасте.

«Эмоциональное оцепенение можно использовать как механизм преодоления, чтобы выжить каждый день, поскольку оно позволяет человеку блокировать любую эмоциональную боль, с которой он постоянно сталкивается, будь то через воспоминания или текущие события», — объясняет она.

Жизнь с травмой также может привести к тому, что некоторые люди испытают диссоциацию, которая иногда может выглядеть как эмоциональное оцепенение. Диссоциация, связанная с травмой, относится к чувству отделения или отстранения от себя, своих мыслей и эмоций. Это защитный механизм, чтобы защитить себя от невыносимой боли. По определению, это не то же самое, что эмоциональное онемение.

Горе

Эмоциональное оцепенение в качестве механизма преодоления может также служить способом уменьшить боль, связанную со значительными потерями и горем.

По словам Роест-Гиймы, это может происходить по мелочам, например, притуплять эмоции, чтобы пережить рабочий день.

В 2016 году исследование, посвященное эмоциональной реактивности, показало, что горе, которое перерастает в сложное горе, может способствовать негибким эмоциональным реакциям.

Диссоциация также возможна при сильном горе и стрессе. Это может быть континуум от легкой до более тяжелой диссоциации. Легкая диссоциация может выглядеть как эмоциональное онемение.

Стресс

Вы можете чувствовать себя подавленным до такой степени, что срабатывают ваши защитные механизмы.

«Эмоциональное оцепенение может быть для кого-то способом избежать эмоционально вызывающей ситуации как в данный момент, так и в течение длительного периода времени, — говорит Рост-Гима.

Это может означать, например, эмоциональное оцепенение после ссоры с партнером или эмоциональное оцепенение на несколько месяцев, пока вы лечите неизлечимую болезнь любимого человека.

Психические расстройства

Ощущение эмоционального онемения также может быть симптомом некоторых психических расстройств, включая:

  • большое депрессивное расстройство или клиническую депрессию
  • посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
  • тревожные расстройства
  • диссоциативные расстройства 9 0214
  • шизофрения

Эмоциональное онемение может быть тесно связано с депрессией, но в большей степени с плоским аффектом. В перекрестном обсервационном исследовании с участием более 750 человек исследователи отметили, что три четверти участников в острой фазе депрессии также испытывали серьезные признаки эмоционального притупления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *