Что значит обладать добродетелью? | Океан знаний
Перейти к содержимому
Опубликовано автором Богдан Казаков
Добродетель всегда ассоциировалась с высокой культурой и воспринималась людьми как однозначное благо. Поэтому многие люди стремились продемонстрировать свои добродетельные качества, надеясь снискать славу доброго человека. Такая слава позволяла добиваться не только уважения у окружающих, но и открывала различные пути в жизни, ведь каждому очевидно: на ответственную должность, на роль друга или доверенного лица следует выбирать добродетельного, а не порочного. Но вне зависимости от того, какие социальные выгоды получает тот, кто прославился как добродетельный человек, нам следует выяснить суть добродетели в духовной жизни и что означает обладать добродетелью.
В вопросе развития и приобретения добродетели следует задавать себе вопрос «что значит по-настоящему обладать добродетелью?».
Что такое добродетель?
Прежде чем отвечать на главный вопрос: что значит обладать добродетелью, нам следует выяснить, чем является добродетель.
Добродетель – это качество согласующееся с моралью.
При этом мы не можем взять за основу морали принятые в обществе нормы и правила поведения, так как в таком случае добродетель будет зависеть от места, времени и обстоятельств. Нам же нужно узнать фундаментальное значение морали, чтобы не только понять что значит обладать добродетелью, но и как обладать добродетелью. Беря за основу изменяющуюся логику человеческого общества, мы будем неспособны выработать в себе настоящую добродетель, так как даже в рамках одного общества, разные группы воспринимают достойное и недостойное по-разному, что уж говорить о разных культурах. Человеку должно быть добродетельным на более высоком основании, которое ни от чего не зависит.
За основу морали следует брать Бога, как основу мироздания. Исходящая из Бога мораль является превосходящей и постоянной, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних переживаний. Законы добродетели, изложенные в священных писаниях, являются волей Бога, которая не меняется со временем, из-за разного места или различных обстоятельств. Только на основе понимания воли Бога, мы можем обладать добродетелью, которая соответствует фундаментальному пониманию мира. Такая добродетель будет проявляться постоянно, и человек будет обладать ей по-настоящему.
Если за основу морали брать культурные и социальные условности, то мораль будет переменчива, а потому непостоянна. В этом случае нельзя сказать, что человек добродетельный, потому что иногда он будет склонен проявлять добродетель, а иногда нет, в зависимости от общества. Добродетель должна быть ценной сама по себе и стоять выше условностей общества, только такая добродетель может называться настоящей. Но основой такой добродетели может быть только Бог, ведь все остальное в мире переменчиво и поддается корысти, своенравию и себялюбию.
Что значит обладать добродетелью?
Мы определили чем является добродетель, и на каком основании она определяется. Добродетель есть качество соотносящееся с моралью, мораль соотносится с волей Бога, а воля Бога изложена в священных писаниях. Таким образом, добродетель – это качество предписанное священными текстами. Обладать добродетелью значит обладать качествами предписанными священными текстами, обретя их через понимание божественной основы своего существования. Осознавая божественную основу добродетели, мы должны сделать вывод, что человек не способен самостоятельно добиться такой добродетели, ведь откуда в недобродетельном человеке взяться добродетели? Самостоятельная работа над собой создает устойчивую, но переменчивую добродетель, так как она создана человеческой логикой и усилиями. Такая добродетель будет изменчива и чаще всего разрушается при условиях либо благоприятных, либо неблагоприятных для самого человека. Когда человека настигается счастье или горе – он способен быстро изменить свое отношение к окружающему миру, людям, принципам, представлению о себе и так далее. А значит и его добродетель будет шаткой и неустойчивой. Стоит случиться успеху – человека уносит триумф, и гордость подавляет все усилия вложенные в развитие положительных качеств. Стоит случиться горю – человека надламывает, возникает ощущение разочарованности от работы над собой, которая не уберегла его от несчастий, он легко теряет веру и предается пороку.
Смирение, отсутствие тщеславия, отказ от насилия, терпение, простота; обращение к истинному духовному учителю; чистота, постоянство, самодисциплина; отказ от того, что приносит чувственное наслаждение; отсутствие ложного эго; понимание того, что рождение, смерть, старость и болезни — это зло; самоотречение, отсутствие привязанности к детям, жене, дому и т. д.; невозмутимость в счастье и горе; непоколебимая, безраздельная преданность Мне; стремление жить в уединенном месте, отстраненность от мирских людей, признание важности самоосознания и склонность к философскому поиску Абсолютной Истины — это Я объявляю знанием, а все прочее называю невежеством.
Бхагавад-Гита. 13. 8-12
Настоящая добродетель обретается при смирении перед Богом, которая в первую очередь проявляться в признании того, что божественный замысел превосходит человеческий. А это значит, что сопротивляться ему нет смысла, следует лишь признать его и действовать в согласии с ним. Через такое смирение приходит способность быть добродетельным на основе воли и замысла Бога. Духовная природа в человеке раскрывается, когда служение Богу становится выше служению собственным амбициям и человек смиряется перед волей Бога. Духовная природа сама по себе обладает всеми превосходящими добродетелями, а потому нет надобности развивать в себе каждую добродетель отдельно, если можно проявить все совершенные добродетели сразу через служение Богу. Служение Богу означает посвящать деятельность, мысль и речь Богу, постоянно помня о Нём. Это касается как повседневной деятельности, так и молитвам, поклонению Богу и чтению священных текстов. В основе мотива должен быть Бог, а не различные желания, которые приобретают крайне тонкие проявления.
Обладать добродетелью значит проявить совершенную добродетель духовной природы через служение Богу.
Совершенная добродетель духовной природы
Такая добродетель будет свойственна человеку, не по внешнему или волевому принципу, а по-внутреннему, то есть причиной добродетели будет сама сущность человека, а не его усилия, привычки, мнение, представления и прочие переменчивые факторы. Когда добродетель исходит изнутри, человеку становится свойственно быть добродетельным – иначе поступать он не может. Проявление естественности духовной природы приводит к тому, что добродетель становится самоочевидным представлением о жизни, иначе поступить человек не в состоянии. Эта очевидная истина становится подобна свету, в присутствии которого не может быть тьмы. Появляется свет – исчезает тьма. Появляется духовная добродетель – исчезают пороки и недостатки.
Духовная добродетель не будет нуждаться в подтверждении извне. Когда человек добродетелен на основе внешних, изменчивых причин, его добродетельность будет иметь корыстную основу, которая приобретает разные формы: от желания искупить вину перед другими до желания прославиться своей добротой. Совершенная добродетель будет ценна сама по себе, являясь отражением внутреннего состояния, а не внешних мотивов. Человек будет добр потому что он внутри добр, а не потому что за это будет полагаться награда. Это и есть настоящая добродетель, неотъемлемая часть личности.
Люди, обладающие добродетелями, проявляют благодеяния естественно
Подлинная добродетель будет отличаться от ложной тем, что она проявляется вне зависимости от любых обстоятельств, не имеет корыстных мотивов и проявляется не из привычки или волевого усилия, а как следствие отражения внутреннего качества.
Как человек может обладать добродетелью?
Обладать добродетелью можно только на основе правильного фундамента, которым является Бог. Без Бога нет нравственного неизменного ориентира. Раскрытие духовной сущности через служение Богу, одухотворение своих чувств, действий, ума, разума, тела позволяет обладать добродетелью полностью, на всех уровнях. Имея единственный мотив удовлетворить Бога своим служением и преданностью, человек становится добродетельным в рамках как проявления свой духовной природы, так и осознания согласия с волей Бога, ведь только в рамках воли Бога, человек может служить и удовлетворить Его. Нарушая предписанные правила поведения, невозможно достичь такой цели, а значит и подлинная добродетель остается недоступной.
Нет смысла развивать в отдельности каждое положительное качество, когда путем служения Богу они все раскрываются естественным образом. Когда корень дерева насыщается – насыщается все дерево. Когда мы удовлетворяем Бога и исполняем свое высшее духовное предназначение, в нас естественным образом развиваются божественные качества. Но служение Богу должно стать закономерным выводом философского исследования, иначе оно будет иметь в основе корыстный мотив, который не даст возможности реализовать полноту духовного бытия из которой и исходит совершенная добродетель.
Осознав себя как вечную душу, которая находится во взаимоотношениях с Богом, живое существо убеждается в том, что главный смысл человеческой жизни преданно служить Богу, без материальных мотивов и иных желаний. Полностью посвятив себя такого роду служению, человек быстро избавляется от всех недостатков и достигает совершенного состояние добродетели. Такая добродетель становится не просто качеством, но движимым мотивом человеческой деятельности. Смирение означает принятие своего положение и совершенное смирение означает желание занять свое настоящее положение, которое заключается в капитуляции перед Богом. Отказ от представления себя хозяином и предание Богу всей своей жизни, имущества и судьбы означает совершенное стремление. Когда конечный вывод сделан и был глубоко осознан на собственном опыте, добродетель становится не просто качеством, а стремлением. Стремление вручить свою жизнь Богу есть совершенное смирение.
Обладать добродетелью в совершенном виде
Обладать добродетелью в совершенном виде означает получить её в результате служения Богу. Занимаясь столь возвышенной деятельностью, в человеке естественным образом как раскрываются, так и проявляются все добродетели совершенным образом. Они не только становятся чисты мотивом, но и превращаются в движущую силу. Такая движущая сила становится причиной все большего стремления к совершенствованию духовного бытия и погружению в счастье от исполнения высшего предназначения.
Совершенная добродетель не только непоколебима, но и подкрепляется различными трудностями, ведь обладать добродетелью такого рода означает быть счастливым, а сохранять счастье даже в трудностях и проявлять себя с положительной стороны означает на личном опыте убедиться в превосходстве данного пути.Обладать добродетелью означает следовать предписаниям священных текстов таким образом, чтобы они привели к пониманию своего божественного предназначения, которое даст осознание потребности в служении Богу. Служа Богу, человек раскрывает в себе все добродетели естественно, без принуждения и усилий. Совершенная духовная добродетель не только превосходит в силе проявления и постоянстве, но и даёт движущие силы, которые не остановят преграды, разочарования, счастье и горе, победа и поражение, радость и страдание, богатство и нищета. В этом понимание совершенной добродетели.
Знания
совершенство
Руководство Аристотеля по управлению добродетельной компанией
Поговорим о морали.
В то время как личная мораль обсуждается до смерти, корпоративные добродетели становятся предметом разговора только тогда, когда они нарушаются. Мы постоянно говорим о банкире, который воровал у своих клиентов, рестораторе, который ставил прибыль выше безопасности, и розничном торговце, который увековечивает потогонный цех — но на каком основании мы их судим?
Если мы сможем выделить плохие компании, похоже, мы сможем выбрать и хорошие. Если мы сможем выбрать хорошие, тогда мы сможем настроить себя для ведения хорошего бизнеса. Не просто успешный бизнес, но и хороший бизнес с большой буквы.
Чтобы понять, как управлять своим Хорошим бизнесом, я думаю, вы могли бы сделать намного хуже, чем обратиться за советом к Аристотелю . Технически, Аристотель не особо много говорил о том, чтобы быть хорошим предпринимателем.
Однако в основном он написал книгу о том, что значит быть хорошим человеком.Для древних греков быть добрым и добродетельным было больше, чем просто поступать правильно. Концепция добродетели была перенесена в концепцию Eudaimonia, что примерно переводится как «человеческое процветание». Согласно Аристотелю, поиски Эвдемонии — это то, что нужно искать само по себе.
Вы не стремитесь быть добродетельными, чтобы заработать больше денег, стать счастливее или произвести впечатление на людей — вы делаете это, потому что это то, что Хороший человек ищет в жизни.
В деловом мире эта концепция постоянно возникает при социально ответственном инвестировании . Основная идея социально ответственного инвестирования заключается в том, что бизнес должен делать что-то помимо увеличения акционерной стоимости.
Различные инвесторы расходятся во мнениях относительно того, что это такое — забота о сотрудниках, восстановление окружающей среды, поддержка местной инфраструктуры и т. Д. — но все они ищут чего-то большего. Аристотель считал, что добродетель также требует дополнительных шагов. Для него добродетель исходила от целенаправленных действий, хороших результатов и одобрения ваших потомков.
Хотя мы, возможно, не сможем отметить все эти флажки, любой предприниматель может кое-чему научиться у древних греков.
Делая это нарочно
Прежде чем вы сможете назвать себя победителем, вы должны попытаться действовать как победитель.
Добродетель — это не то, что случается случайно, поэтому, чтобы управлять добродетельной компанией, вы должны знать, к чему стремитесь. Это важно практически для любой концепции добродетели, и для Аристотеля это не исключение.
Подумайте о счастливых случайностях. Парень выпивает пятнадцать порций Джонни Уокера, скользит в свою машину и улетает в ночь. На полпути домой он врезается в пожарный кран, и прибегают службы экстренной помощи. Теперь, как выясняется, дом через три двери от места происшествия на самом деле горит, но все крепко спят. Когда подъезжают скорая помощь и пожарные машины, они бросаются в бой и спасают спящую семью, все потому, что Джонни отправился в пьяный круиз.
Несмотря на то, что его действия привели к успешному спасению семьи, мы бы никогда не сказали, что то, что он сделал, было добродетельным. Мы бы никогда не сказали этого, потому что он намеревался сделать что-то ужасное, но случайно принес немного пользы.
Компании должны иметь план. Если вам посчастливилось сделать что-то хорошее или улучшить жизнь некоторых людей, это, вероятно, хорошо. Если вы действительно хотите стать лучшей компанией, у вас должен быть план.
Название игры — «управление заинтересованными сторонами», что является слишком корпоративным способом сказать: «Думай о людях, придурок».
Трудно быть хорошим или плохим в вакууме. Ваш план должен быть ориентирован на людей, которых касается ваш бизнес — сотрудников, членов сообщества, клиентов, поставщиков и т.д. воздействуя.
Помня об удаче
Благими намерениями вымощена дорога в ад — и, наверное, змеями. Иметь план — это одно, а действовать по плану — совсем другое. Аристотель — и этика добродетели в целом — придают меньшее значение результатам, чем намерениям. Частично это связано с тем, что результаты часто зависят от ситуаций, находящихся вне вашего контроля. Самые продуманные планы могут пойти наперекосяк и достичь прямо противоположного того, что они планировали.
Вернемся к Джонни. В альтернативной вселенной Джонни понимает, что он пьян и не может ехать домой. В момент прояснения он заказывает Uber, чтобы добраться домой. В этом сценарии может пройти больше времени, и, когда трезвый водитель Uber направляется по улице, где разбивается Джонни из альтернативной вселенной, он проезжает мимо семьи от горящего дома.
Они все на лужайке, их разбудила собака или что-то в этом роде. Водитель Uber смотрит на огонь всего мгновение и в конечном итоге убивает одного из детей из семьи, когда они вышли на темную дорогу.
В этом сценарии результат явно хуже, чем в том, где Джонни прыгнул на своей машине.
Я бы никогда не сказал, что результаты бессмысленны в вашем бизнесе, но вы должны понимать, почему все так, как есть. Так думал и Аристотель. Быть щедрым и щедрым человеком — добродетель. Раздача денег на достойную благотворительность — несомненно добродетельный поступок, но для этого требуется немного удачи. Не каждый будет в состоянии быть щедрым со своими деньгами, но мы не можем судить о них только по результатам их действий — или бездействия в данном случае.
Бизнесу необходимо знать, на что он может повлиять, и придерживаться этого стандарта. Ты не собираешься основать следующий Фонд Билла и Мелинды Гейтс , и это нормально. Может быть, вы дадите скорбящему сотруднику немного свободного времени, не пристыковав его. Может быть, вы найдете способ помочь местной школе, даже если вы просто пожертвуете час своего времени.
Есть много способов быть добродетельными, которые не зависят от результатов, которые меняют мир.Черт возьми, даже если вы попытаетесь и потерпите неудачу, есть много чего сказать о попытках. Вы приглашаете детей из малообеспеченных семей и даете им лучшую возможность стажировки. Даже если позже они не согласятся на работу, вы все равно сделали хорошее дело.
Вы не можете установить правила для всего
Одна из самых важных частей этики Аристотеля заключается в том, что она не предписывает действия для конкретных ситуаций. В то время как философы, такие как Кант, хотят создать универсальные правила для управления действиями, Аристотель считает, что добродетель — это просто жизнь, в которой все ваши действия продиктованы требованиями разума. Поскольку существование в качестве рационального существа является фундаментальной частью человеческого бытия, хороший человек должен существовать как существо, сосредоточенное на том, чтобы быть разумным существом.
Одно из бизнес-приложений этого принципа — здоровое пренебрежение правилами. «Всегда» и «никогда» — это термины, которые должны очень редко встречаться в плане или достоинствах вашей компании — однако никогда не бейте своих коллег и всегда смывайте воду в унитазе.
Добродетельный бизнес — это бизнес, который возвышается, сосредотачиваясь на своих основных качествах. Здесь вы действительно можете определить, как вы собираетесь относиться к миру. Это также то место, где вы можете быть немного излишне философски настроенными.
Что значит заниматься бизнесом? Зарабатывать деньги? Делать клиентов счастливыми? Делать сотрудников счастливыми? Растет? Вы должны найти то сочетание, которое имеет смысл для вашего мировоззрения. Как только вы это сделаете, все шаги, которые вы предпринимаете в бизнесе, должны отражать определение. Быть добродетельным бизнесом — значит быть лучшим бизнесом, которым вы можете заниматься.
Попытка Каптерры добродетели
Ни для кого не секрет, что наш основатель — фанат классики . Я работал со многими людьми, но никто из них не был так привержен идеалам философской жизни, как Майкл. Это отражается в нашей повседневной работе.
Для Platforms «бизнес» определяется нашими основными ценностями — стремиться к добру, делать отличную работу, быть до смешного полезным, продолжать становиться лучше. Когда мы сталкиваемся с решением, мы можем обратиться к этим ценностям и спросить себя: «Какие действия максимизируют нашу деловую активность, определяемую этими ценностями?»
Это означает, что когда мы проводим встречи в масштабе всей компании, мы не хлопаем друг друга по плечу за то, что зарабатываем все больше и больше денег. Мы делаем это для того, чтобы найти новые способы помочь клиентам, или для того, чтобы превратить плохой отзыв в хороший опыт, или для того, чтобы найти пробел на рынке, которого никто раньше не касался.
Вывод
Итак, как вам управлять добродетелью в своей компании? Говорите ли вы о том, что значит быть хорошей компанией, составляете ли вы план необходимых действий и продумываете ли вы результаты в свете обстоятельств?
О работе Аристотеля по этике можно много сказать , и это только верхушка.
Конечно, многое из того, что он сказал, немного жестче, чем то, что мы изложили здесь — например, его список невезучих препятствий на пути к добродетели включает в себя уродство, — но все это заставляет задуматься.Дайте мне знать в комментариях, как вы поддерживаете успехи в своем бизнесе. В конце концов, мы всегда пытаемся поправиться.
Вы игнорируете себя? Вы жертва собственных добродетелей
С самого начала нас учат быть хорошими, сострадательными, отдавать, прощать и так далее. Хорошие учения, без сомнения. Добродетельный образ жизни — его проповедуют религии, этому учат учителя, его прививают родители, этого ожидает общество, этого хотят ваши близкие. Вы часто обнаруживаете, что постоянно работаете над этим, никогда не прекращая, как собака ловит собственный хвост. Кажется, что их ожидания никогда не заканчиваются, и они, вероятно, могут сказать то же самое о вас. Вот мой взгляд на это; вы можете найти мою точку зрения немного необычной:
Представьте себе дерево, сильное и богатое плодами дерево. Если его хорошо выращивать, он будет давать больше плодов сезон за сезоном. Вокруг него могут ползать лианы, он может давать тень другим, на его ветвях птицы могут вить свои гнезда, белки могут поселиться где-нибудь в его стволе, может в воздухе пахнуть, благоухать свежестью. Кажется, что он не только поддерживает экосистему, он сам по себе почти стал экосистемой.
Все вышеперечисленное возможно только в том случае, если дерево сильное, если оно получает питание и питание, если у него есть место для развития и роста корней, если оно получает свежий воздух, кислород и необходимый ему солнечный свет. Если, однако, дерево голодает и лишено своих основных потребностей, оно начнет гнить, прежде чем однажды полностью погибнет. Потребители его плодов, птицы, белки, другие лианы и экосистема — все подвергается неблагоприятному воздействию.
Теперь представьте, что вы и есть это дерево. Какое прекрасное зрелище, когда вы благоухаете и полны фруктов, когда вы зелены и здоровы, когда поют птицы, все получают пользу. Но вы можете обеспечить такую ценность на устойчивой основе только тогда, когда остаетесь живыми и сильными. Чтобы это произошло, вы должны дать себе то, что вам нужно. Кем бы вы ни были, дочерью, матерью, генеральным директором, кем бы вы ни были, если вы не будете работать над собственной реализацией, если вы продолжите игнорировать то, что для вас важно, просто для того, чтобы не отставать от ожиданий других, вы будете все больше и больше обнаружите, что очарование жизни исчезает, как капли росы на солнце.
Если вы счастливы внутри, удовлетворены, в чем-то совершенны и о вас заботятся, вы сможете гораздо лучше заботиться о других. Не будь настолько занят, чтобы забыть о себе. Следовать добродетелям, быть ответственным — это здорово, но есть тонкая грань между простофилей и вежливостью. И что это за тонкая грань? Вам не нужно спрашивать меня или кого-либо еще. Спросите внутри. Ваш внутренний голос даст вам самый точный ответ. Кто-то с хорошей финансовой хваткой посоветует вам делить свои доходы между сбережениями и расходами, между расходами и инвестициями, между заимствованием и кредитованием. Ваш финансовый успех зависит от этого баланса. То же самое касается вашего времени, вашей собственной жизни. Часть из них вы отдаете другим, часть оставляете себе, часть тратите, а часть вкладываете.
Если вы не занимаетесь тем, что доставляет вам радость, приносит вам счастье, ваш внутренний покой и блаженство испарятся. Вы будете продолжать чувствовать, что чего-то не хватает, не зная чего, вы будете злиться на других, на себя, на мир, вы обнаружите, что быстро раздражаетесь, вы будете удивляться, почему вы не так терпеливы, как раньше. Если вы испытываете эти вещи, я могу с большой уверенностью сказать, что вы не заботитесь о себе. За своей улыбкой вы прячете привилегию свободы. Вы можете обмануть других, но не можете обмануть себя. Вы знаете свою собственную реальность.
Посвятите некоторое время самоанализу. Запишите, чем бы вы хотели заниматься, что доставляет вам радость, что заставляет вас чувствовать себя полноценным, что придает смысл вашей жизни. И начните уделять немного времени себе. Вы будете поражены открытием нового себя. Все вокруг вас получат от вас еще больше, добродетели больше не нужно будет разыгрывать, они придут сами собой, автоматически.
Мулла Насреддин, будучи маленьким мальчиком, однажды остался дома один. Его родители обещали ему награду, если он будет хорошо себя вести, пока их не будет.
По возвращении они спросили: «Итак, ты избежал неприятностей и был хорошим мальчиком?»
«Просто хорошо? Я был намного лучше, чем хорошо. На самом деле, я был так хорош, что едва мог стоять на ногах!»
Что хорошего в том, чтобы быть настолько хорошим, что даже стоять не можешь! Вы должны найти время сейчас, потому что жизнь продолжает проходить мгновение за мгновением, часы продолжают тикать; ожидания останутся, если не вырастут. Настоящее веселье вызывает настоящий смех, как сказал бы вам Шекспир. Не позволяйте этому ускользнуть. Начать жить. Сейчас хорошее время. Заботиться о себе — это не святотатство; заботиться только о себе может быть.
Не будь жертвой добродетелей, будь причиной. Нет, не жертва. Победитель. Не игнорируйте себя.
Мир.
Свами
Мощная добродетель любви к себе и ее удивительные плоды
Раньше я думал, что любовь к себе — это просто красивое оправдание эгоизма. В детстве я знал, что Христос сказал нам «возлюбить ближнего, как самого себя», но я собирался поступать лучше. Я собирался стать более христианином, чем Христос! Я бы молился о том, чтобы любить своего ближнего намного больше чем я. Я надеялся, что Иисус произведет должное впечатление.
Я представляю его сейчас на небесах, улыбающегося и качающего головой.
Концепция «совместного использования» является важной частью детского мира. Это значит, что когда придет твоя очередь играть с Могучим Рейнджером, мне придется подождать. Мы оба не получаем хорошего одновременно. Поэтому я думаю, что предположил, что любовь к другому должна означать, что любовь к себе должна подождать.
А я боялся. Я боялся, что если буду нежным и любящим себя, то стану монстром. Разве это не заставило бы меня гордиться? Не отвлечет ли это меня от моей собственной греховности и не заставит ли забыть мою очень реальную и насущную потребность в покаянии? Я не хотел рисковать, поэтому отбросил идею любви к себе как слишком опасную для таких, как я. Быть как можно более строгим к себе казалось безопаснее.
Дневник, который я вел, когда мне было 15 лет, содержит множество примеров того, насколько оскорбительными стали мои внутренние диалоги после того, как эта идея укоренилась. «Какая же ты неженка, Анна», — прыгает со страницы. «Эгоцентричный идиот» и тому подобные характеристики и нападки повторяются снова и снова.
Интересно, что бы изменило немного любви к себе. В конце концов, моя привычка так резко говорить с собой настигла меня, и я стал тревожным и подавленным. Я знал, что что-то должно измениться, и начал мягко говорить сам с собой. Как только я это сделал, стало ясно, что плод подлинного себялюбия не может быть грехом, поскольку самолюбие основано на истине.
Суть в том, что если Бог любит вас (а он любит), то вы каким-то образом должны быть достойны его любви. Это не значит, что мы заслужили Его любовь, что мы могли бы ее заслужить. Наши действия и выбор практически не влияют на эту любовь. Но Бог есть Истина (Иоанна 14:6). Он не смог бы любить вас, если бы не было правдой, что вы достойны любви.
Так что может быть неправильным следовать за Богом и любить то, что Он любит? Я думал, что любовь к себе ввергнет меня с головой в грех гордыни, но оказалось, что гордость, как и любая другая ложь, содержит ровно столько правды, чтобы быть убедительной. Гордость говорит: «Ты стоишь больше, чем он». Истина признает мою ценность, но не мое превосходство.
Я думал, что любовь к себе сделает меня эгоистом. На самом деле это сделало меня гораздо более склонным любить окружающих меня людей. Я должен постоянно помнить о том, что должен быть мягок с собой, как и Бог мягок и милостив ко мне. Это помогает держать Божью милость в центре моего внимания, а милость не порождает эгоизма.
Я думал, что забуду свою настоятельную, постоянную потребность в покаянии. Но ненависть к себе гораздо чаще приводила меня в отчаяние и отказывалась от признания. Подлинная любовь к себе — это напоминание о надежде. В нем говорится: «В тебе должно быть что-то привлекательное, даже в самом тяжком грехе. Так что идите к Богу. Он не отказался от вас. Он может это исправить».
Любить себя, как и добродетель любви к другим, — это привычка, которую необходимо развивать. Вы не можете щелкнуть выключателем и добиться этого за одну ночь, но вы можете начать работать над этим прямо сейчас, если хотите. Вы можете молиться за привычку. Мы полностью полагаемся на Бога в том, как мы можем возрастать в добродетели, и любовь к себе не является исключением. Можно как можно чаще бегать к таинствам, особенно к исповеди. Вы можете использовать свои слова осторожно. Мы верим в то, что говорим, поэтому привычка грубо говорить с собой порождает ненависть к себе. К счастью, верно и обратное. Напоминать себе вслух и часто, что вы любимы и привлекательны, — это что угодно, только не пустое клише — это мощный инструмент на службе правды.