Основные виды внимания
- Details
- Просмотров: 9175
- Предыдущая статья Основные свойства внимания
- Следующая статья Физиологические основы внимания
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Непроизвольное внимание связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека.При изучении внимания необходимо различать два основных уровня, или вида, его и ряд его свойств или сторон.
Основными видами внимания являются непроизвольное и так называемое произвольное внимание.
Свойства действующих на него раздражителей, их интенсивность или новизна, эмоциональная окрашенность, связь с влечениями, потребностями или интересами приводит к тому, что определенные предметы, явления или лица завладевают нашим вниманием и приковывают его на время к себе. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.
От непроизвольного внимания отличают произвольное. Самый термин одиозен. Он как будто создан для того, чтобы олицетворять наихудшие стороны идеалистических теорий: индетерминизм извне действующих духовных сил. Но высшие формы человеческого внимания так же мало произвольны, как и низшие; они в такой же мере, как и эти последние, подчинены определяющим их закономерностям, но закономерности эти иные.
Так называемое «произвольное внимание» — это сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Этот термин служит для обозначения того центрального по своему значению факта, что познание человека, как и его деятельность, поднимается до уровня сознательной организованности, а не совершается лишь самотеком, стихийно, под властью извне действующих сил.Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер. Это первая его черта.
Непроизвольное внимание обычно представляется как пассивное, произвольное — как активное (Джемс). Первое направляет независящие от нас факторы: внезапно раздавшийся шум, яркая окраска, ощущение голода; второе направляем мы сами. Это второе различие, однако, относительно: и непроизвольное внимание представляет собой не чистую пассивность, и оно включает активность субъекта, так же как, с другой стороны, и произвольное внимание не есть чистая активность; тоже обусловленное внешними условиями — объектом, оно включает и элементы пассивности.
И, наконец, третья черта, завершающая определение произвольного внимания: оно — волевая операция. Сознательное регулирование является самым существенным в «произвольном» внимании.
Различая произвольное и непроизвольное внимание, не нужно, однако, отрывать одно от другого и внешне противопоставлять их друг другу. Не подлежит сомнению, что произвольное внимание развивается из непроизвольного. С другой стороны, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом. Произвольное внимание требуется там, где такой непосредственной заинтересованности нет и мы сознательным усилием направляем наше внимание в соответствии с задачами, которые перед нами встают, с целями, которые мы себе ставим. По мере того как работа, которой мы занялись и на которую мы сначала произвольно направили наше внимание, приобретает для нас непосредственный интерес, произвольное внимание переходит в непроизвольное. Учет этого перехода непроизвольного внимания в произвольное и произвольного в непроизвольное имеет центральное значение для правильного теоретического отображения реального протекания процессов внимания и для практической правильной организации работы, в частности учебной.
Нужно считаться с тем, что существуют виды деятельности, которые по самому существу своему способны легко вызвать непосредственный интерес и привлечь непроизвольное внимание в силу той привлекательности, которую представляет их результат; вместе с тем они могут быть мало способны его удержать вследствие однообразия тех операций, которых они требуют. С другой стороны, встречаются виды деятельности, которые по трудности своих начальных стадий, отдаленности тех целей, которым они служат, с трудом способны привлечь внимание, и вместе с тем они могут его затем длительно удерживать в силу своей содержательности и динамичности благодаря богатству постепенно раскрывающегося и развивающегося содержания. В первом случае необходим переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором — естественно совершается переход от произвольного внимания к непроизвольному. В одном и другом случае требуется как один, так и другой вид внимания.
При всем — очень существенном — различии непроизвольного и произвольного внимания разрывать и внешне противопоставлять их может лишь формалистическая абстракция; в реальном трудовом процессе обычно заключено их единство и взаимопереход. Используя это, нужно в педагогическом процессе, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное и, с другой, формируя интересы учащихся, а также делая интересной самую учебную работу, переводить произвольное внимание учащихся снова в непроизвольное. Первое должно опираться на сознание значимости задач обучения, на чувство долга, на дисциплину, второе — на непосредственный интерес учебного материала. И одно и другое необходимо.
В психологической литературе Титченер отметил уже переход произвольного внимания в непроизвольное, когда наряду с «первичным» непроизвольным и «вторичным» произвольным вниманием он говорил еще о третьей стадии в развитии внимания, которая знаменует переход от произвольного снова к непроизвольному первичному вниманию.
Геометрическая задача не производит на нас такого сильного впечатления, как удар грома; удар грома овладевает нашим вниманием совершенно независимо от нас. При решении задачи мы также продолжаем быть внимательными, но мы должны сами удерживать наше внимание, — это вторичное внимание. Но существует еще третья стадия развития: она является, по Титченеру, возвращением к первой стадии. «Когда мы решаем, например, геометрическую задачу, мы постепенно заинтересовываемся ею и совершенно отдаемся ей, и в скором времени проблема приобретает такую же власть над нашим вниманием, какую имел удар грома в момент его появления в сознании». «Трудности преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается».
Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она представляет все же разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определенную задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания сознательно регулируемого.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб: Питер, 2005. -713 с. — С. 423-425.
- Предыдущая статья
- Следующая статья Физиологические основы внимания
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ — ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности.
Внимание — сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его избирательное и особо ясное отражение.
Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И. П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной устойчивостью.
В педагогической практике учителя и воспитатели, зная закономерности возникновения очага оптимальной возбудимости, могут организовать благоприятные условия для его образования. Учитель говорит: «Дети, сядьте прямо, положите руки на парту, смотрите на меня». Такие указания по организации позы особенно важны в начальных классах, где школьники еще плохо умеют управлять своим вниманием.
Большое значение в возникновении и организации внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием постоянного режима работы.
Внешне внимание выражается в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.
Накапливая опыт работы с детьми, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения школьника от хода урока.
Оценивая роль внимания в психической деятельности, К.Д.Ушинский отмечал, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира».
По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу особенности последнего как раздражителя, т. е. этот вид внимания зависит от качеств раздражителя.
Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Излагая учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь не способна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.
Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему потребуются во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания.
Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный фон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.
Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим (судьбой героя книги, исходом спортивного состязания) и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам. Для поддержания интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают ученики, а в заключение отмечать, чему они научились.
Методические приемы, направленные на то, чтобы вызвать интерес школьников к данному уроку и через него привлечь их внимание к другим предметам, различны. Так, для закрепления иностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные пособия — картинки с изображением предметов, соответствующих лексике, прослушаны стихи или песни на иностранном языке.
Общепсихологическими принципами построения урока, на котором непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются следующие: содержательность материала, изложенного в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
Произвольное сосредоточение на объекте предполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Большое значение развитию произвольного внимания школьников придавал К.Д.Ушинский. Он выступал против того, чтобы весь учебный процесс в начальных классах строился только на интересе и занимательности.
Как показывают исследования отечественных психологов (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др.), развитие произвольного внимания в случае руководства этим процессом в первые годы обучения может происходить довольно интенсивно. Большое значение имеет развитие у учащихся умения работать целенаправленно. Первоначально цель перед учениками ставят взрослые (родители, учителя) и, если это необходимо, оказывают помощь детям в ее достижении.
Высшей ступенью произвольного внимания является способность ученика руководствоваться самостоятельно поставленными целями. Развитие произвольного внимания у детей и идет в направлении от выполнения целей, которые ставят взрослые, к целям, которые ставят сами ученики, контролирующие их выполнение.
Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности у школьников за усвоение знаний. Учащиеся с ответственным отношением к учению умеют заставить себя внимательно выполнять любое задание, как интересное, так и неинтересное. Ученики без чувства ответственности внимательно работают только с интересным материалом. Вот почему очень важно воспитывать у учащихся чувство ответственности.
Обучение в школе предполагает формирование произвольного внимания путем организации в начальных классах посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учеников целей. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче. Чем младше школьники по возрасту, тем чаще должна происходить смена видов деятельности на уроке. Новый вид деятельности — это всегда фактор привлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточению произвольного.
При организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается, если в познание включено практическое действие. Например, легче удержать внимание на содержании научной книги, когда чтение сопровождается конспектированием.
К условиям, облегчающим поддержание произвольного внимания, относятся особенности рабочего места. В помещении не должно быть отвлекающих раздражителей.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Эмоциональное возбуждение ослабляет произвольное внимание.
Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных, условиях.
Учение — это труд, и нельзя строить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении от класса к классу должно развиваться у детей умение организовать свое внимание. Решение примеров и задач, требующих длительных вычислений, письмо с соблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов, стихотворений, запоминание слов иностранного языка — все эти, как и многие другие, задания в учебной деятельности не могут быть выполнены без произвольного внимания. «Должно, — писал К.Д.Ушинский, — делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения».
В послепроизволъном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизвольное внимание — сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.
По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим.
Если произвольное внимание перешло в послепроизвольное, то до наступления общей усталости напряжения не чувствуется.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.
По способу локализации объекта внимания выделяют внешне-направленное, или перцептивное, и внутреннее внимание. Внешненаправленное внимание включено в перцептивную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Исследовательское отношение к миру не может быть сформировано без развития перцептивного внимания. Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием.
Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга: трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних и внутренних явлениях. Внутреннее внимание способствует моделированию будущего действия и его последствий, является необходимым условием развития сознания и самосознания. Умение думать и обдуманно действовать невозможно без развития внутреннего внимания.
В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индивидуальное внимание.
Анализ деятельности по организации внимания в различных условиях обучения показал, что учителю постоянно приходится организовывать переход от одной формы проявления внимания в классе к другой.
Коллективное внимание — сосредоточение всех учеников на одном предмете.
В качестве такого предмета чаще всего выступают рассказ учителя и ответы учеников. Фактически не бывает стопроцентного внимания класса в течение длительного времени, но для коллективного внимания не страшны отвлечения отдельных учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.
Групповое внимание — сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.
Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания. Группы отвлекают друг друга в работе, поэтому для организации внимания необходимы четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.
Индивидуальное внимание — сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается.
Формирование внимания в учебной деятельности — ведущая психологическая и дидактическая задача.
Н.Ф.Добрынин установил, что внимание школьников бывает достаточно сосредоточенным и устойчивым тогда, когда они полностью заняты работой, когда эта работа требует от них максимума умственной и двигательной активности. Если учащиеся рассматривают предметы, явления и при этом имеют возможность действовать с ними, то в таком случае они очень внимательны. Анализ, сравнение предметов, выделение существенных признаков, вычленение главного, основного в читаемом материале, классификация предметов по группам, установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, а также другие виды мыслительной деятельности невозможны без глубокого сосредоточения внимания на соответствующих предметах, явлениях. Активная мыслительная деятельность требует внимания.
На основе обобщения опыта учителей Н.Ф.Добрынин приходит к выводу, что внимание учащихся во многом зависит от доступности учебного материала. Учащиеся с увлечением работают над тем, что может быть и трудно, но выполнимо, что может показать им наличие каких-то достижений.
Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Так, уже дошкольники могут часами слушать интересные сказки, рассказы, смотреть кинокартины. Младшие школьники с огромным вниманием слушают занимательный рассказ учителя и не отвлекаются в течение довольно длительного времени.
Большое влияние на внимание оказывают интересы и потребности учащихся. То, что увлекает детей, как бы само собой приковывает внимание.
Произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия: эффект сложности восприятия
. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.
дои: 10.1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.
Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем
принадлежность
- 1 Факультет психологии Калифорнийского университета, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
- PMID: 18609402
- DOI: 10.1080/17470210801954892
Уильям Принцметал и др. Q J Exp Psychol (Хоув). 2009 г. Февраль
. 2009 г., февраль; 62(2):352-69.
дои: 10.1080/17470210801954892. Epub 2008, 18 апреля.
Авторы
Уильям Принцметал 1 , Алексей Звиняцковский, Паула Гутьеррес, Лео Дилем
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Калифорнийский университет, Беркли, Калифорния 94720, США. [email protected]
- PMID: 18609402
- DOI: 10.1080/17470210801954892
Абстрактный
Мы предполагаем, что произвольное и непроизвольное внимание влияет на разные механизмы и имеет разные последствия для производительности, измеряемой временем реакции. Произвольное внимание усиливает перцептивное представление, тогда как непроизвольное внимание влияет на тенденцию реагировать на стимулы в том или ином месте. В парадигме пространственных сигналов мы манипулировали сложностью восприятия и сравнивали произвольное и непроизвольное внимание. Для состояния произвольного внимания пространственный сигнал предсказывал местоположение цели, тогда как в состоянии непроизвольного внимания это было не так. Увеличение сложности восприятия увеличивало эффект внимания при произвольном внимании, но уменьшало его при непроизвольном внимании. Таким образом, произвольное и непроизвольное внимание имеют разные последствия при манипулировании трудностью восприятия и, следовательно, вероятно, вызваны разными механизмами.
Похожие статьи
Внимание: время реакции и точность показывают разные механизмы.
Принцметал В. , МакКул К., Парк С. Принцметал В. и др. J Exp Psychol Gen. 2005 Feb; 134 (1): 73-92. дои: 10.1037/0096-3445.134.1.73. J Exp Psychol Gen. 2005. PMID: 15702964
Произвольное и непроизвольное внимание по-разному влияет на различение лиц.
Эстерман М., Принцметал В., ДеГутис Дж., Ландау А., Хазелтин Э., Верстинен Т., Робертсон Л. Эстерман М. и соавт. Нейропсихология. 2008 7 марта; 46 (4): 1032-40. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2007.11.014. Epub 2007 23 ноября. Нейропсихология. 2008. PMID: 18166203 Бесплатная статья ЧВК.
Свободная от смещения точность двойного суждения во время пространственного внимания: повышение производительности за счет произвольного и непроизвольного внимания.
Pack W, Klein SA, Carney T. Пак В. и др. Видение Рез. 2014 Декабрь; 105: 204-12. doi: 10.1016/j.visres.2014.08.004. Epub 2014 23 августа. Видение Рез. 2014. PMID: 25159288
Объектное внимание: обзор учебника.
Чен З. Чен З. Atten Percept Psychophys. 2012 июль; 74 (5): 784-802. doi: 10.3758/s13414-012-0322-z. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22673856 Обзор.
Успехи и неудачи в создании эффектов подсказок на основе объектов внимания.
Реппа И., Шмидт В.К., Лук-порей Е.С. Реппа I и др. Atten Percept Psychophys. 2012 Январь; 74 (1): 43-69. doi: 10.3758/s13414-011-0211-x. Atten Percept Psychophys. 2012. PMID: 22052445 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Сложность восприятия регулирует модуляцию усиления внимания в зрительной коре головного мозга человека.
Саветсуттипан П., Пхунчонгхарн П., Унджай К., Салазар А., Понгсуван С., Интрачуто С., Серенс Дж. Т., Иттипурипат С. Саветсуттипан П. и др. Дж. Нейроски. 2023 3 мая; 43(18):3312-3330. doi: 10.1523/JNEUROSCI.0519-22.2023. Epub 2023 24 марта. Дж. Нейроски. 2023. PMID: 36963848
Возможные связанные с событиями потенциальные корреляты произвольного и рефлексивного внимания у музыкальной лягушки Emei.
Ню В., Шен Д., Сун Р., Фан И., Ян Дж., Чжан Б., Фан Г. Ниу В. и др. Биология (Базель). 2022 8 июня; 11 (6): 879. doi: 10.3390/biology11060879. Биология (Базель). 2022. PMID: 35741400 Бесплатная статья ЧВК.
Не смотри сейчас! Слепота, вызванная эмоциями: взаимодействие между эмоциями и вниманием.
Гудхью, Южная Каролина, Эдвардс М. Гудхью С.К. и др. Atten Percept Psychophys. 2022 ноябрь;84(8):2741-2761. doi: 10.3758/s13414-022-02525-z. Epub 2022 14 июня. Atten Percept Psychophys. 2022. PMID: 35701659 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Дифференциальное влияние тайны в природе на внимание: окулометрическое исследование.
Маруа А., Шарбонно Б., Солоси А.М., Уотсон Дж.М. Маруа А. и др. Фронт Псих. 2021 9 декабря; 12:759616. doi: 10.3389/fpsyg.2021.759616. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34955980 Бесплатная статья ЧВК.
Как угроза модулирует мотивационное воздействие вознаграждения на внимание?
Ким А.Дж., Андерсон Б.А. Ким А.Дж. и др. Опыт психолог. 2021 май; 68(3):165-172. дои: 10.1027/1618-3169/a000521. Опыт психолог. 2021. PMID: 34711076 Бесплатная статья ЧВК.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
термины MeSH
Непроизвольное внимание и точность идентификации
Бэнкс В. П., Ларсон Д. В. и Принцметал В. (1979). Асимметрия зрительных помех. Восприятие и психофизика , 25 , 447–456.
Google Scholar
Баума, Х. (1970). Эффекты взаимодействия при парафовеальном распознавании букв. Природа , 226 , 177–178.
Артикул пабмед Google Scholar
Кэмерон, Э. Л. (1995). Факторы, определяющие латентность саккадических движений глаз (докторская диссертация, Университет Рочестера). Dissertation Abstracts International , 56 , 2909.
Google Scholar
Чил, М., и Честейн, Г. (1999). Ингибирование возврата: поддержка общности явления. Журнал общей психологии , 126 , 375–390.
Артикул пабмед Google Scholar
Дюфур, А. (1999). Важность механизмов внимания в аудиовизуальных связях. Экспериментальные исследования мозга , 126 , 215–222.
Артикул Google Scholar
Фишер, Б., и Рамспергер, Э. (1984). Человеческие экспресс-саккады: Чрезвычайно короткое время реакции на целенаправленные движения глаз. Экспериментальные исследования мозга , 57 , 191–195.
Артикул Google Scholar
Фишер Б., Вебер Х. (1993). Выражают саккады и зрительное внимание. Науки о поведении и мозге , 16 , 553–610.
Артикул Google Scholar
Фишер, Б., и Вебер, Х. (1998). Влияние предварительных сигналов на произвольную и рефлекторную генерацию саккад: I. Антисигналы для просаккад. Экспериментальные исследования мозга , 120 , 403–416.
Артикул Google Scholar
Гезек С., Фишер Б. и Тиммер Дж. (1997). Саккадическое время реакции: статистический анализ мультимодальных распределений. Vision Research , 37 , 2119–2131.
Артикул пабмед Google Scholar
Хэнди, Т.С., Джа, А.П., и Мангун, Г.Р. (1999). Содействие новизне в зрении: торможение возврата модулирует обработку на уровне восприятия. Психологические науки , 10 , 157–161.
Артикул Google Scholar
Харвуд М., Мадлен Л., Краузлис Р. и Уоллман Дж. (2003 г., май). Пространственная шкала внимания сильно модулирует латентность саккад, но не модулирует заметность стимула . Плакат, представленный на ежегодном собрании Общества наук о зрении, Сарасота, Флорида.
Гельмгольц, Х. фон (1896 г.). Справочник по физиологической оптике . Лейпциг: Восс.
Google Scholar
Хендерсон, Дж. М., и Маккистан, А. Д. (1993). Пространственное распределение внимания по экзогенному сигналу. Восприятие и психофизика , 53 , 221–230.
Google Scholar
Хорстманн, Г. (2002). Свидетельство захвата внимания неожиданным цветовым синглтоном при визуальном поиске. Психологические науки , 13 , 499–505.
Артикул пабмед Google Scholar
Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии . Нью-Йорк: Холт.
Google Scholar
Джонидес, Дж. (1976, ноябрь). Произвольный и рефлекторный контроль движения мысленного взора . Документ представлен на ежегодном собрании Психономического общества в Сент-Луисе.
Джонидес, Дж. (1980). К модели движения мысленного взора. Canadian Journal of Psychology , 34 , 103–112.
ПабМед Google Scholar
Джонидес, Дж. (1981). Произвольный и автоматический контроль над движением мысленного взора. В JB Long & AD Baddeley (Eds.), Внимание и производительность IX (стр. 187–204). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Юола, Дж. Ф., Кошино, Х., и Уорнер, С. Б. (1995). Компромиссы между эффектами внимания пространственных сигналов и внезапными приступами. Восприятие и психофизика , 57 , 333–342.
Google Scholar
Юттнер М. и Вольф В. (1994). Неопределенность стимула и возникновение экспресс-саккад у человека. В G. d’Ydewalle & J. van Rensbergen (Eds.), Зрительные и глазодвигательные функции: достижения в исследованиях движений глаз (стр. 69–80). Амстердам: Северная Голландия.
Google Scholar
Кляйн, Р. М., и Дик, Б. (2002). Временная динамика рефлекторных переключений внимания: серийное визуальное представление с двумя потоками. Психологические науки , 13 , 176–179.
Артикул пабмед Google Scholar
Кляйн, Р. М., и Шор, Д. И. (2000). Отношения между способами визуального ориентирования. В С. Монселл и Дж. Драйвер (ред.), Контроль когнитивных процессов: внимание и производительность XVIII (стр. 195–208). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Google Scholar
Лофтус, Г. Р., и Массон, М. Е. Дж. (1994). Использование доверительных интервалов в внутрисубъектных планах. Psychonomic Bulletin & Review , 1 , 476–490.
Google Scholar
Лак, С. Дж., Хиллъярд, С. А., Мулуа, М., и Хокинс, Х. Л. (1996). Механизмы зрительно-пространственного внимания: распределение ресурсов или уменьшение неопределенности? Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 22 , 725–737.
Артикул Google Scholar
Удача, С.Дж., и Томас, С.Дж. (1999). Какие виды внимания автоматически захватываются периферийными сигналами? Восприятие и психофизика , 61 , 1424–1435.
Google Scholar
Мадлен Л., Харвуд М., Краузлис Р. Дж. и Уоллман Дж. (2004 г., май). Пространственный масштаб внимания влияет на латентность саккад . Плакат, представленный на ежегодном собрании Общества наук о зрении, Сарасота, Флорида.
Макдональд, Дж. Дж., Тедер-Салеярви, В. А., и Хиллъярд, С. А. (2000). Непроизвольная ориентация на звук улучшает зрительное восприятие. Природа , 407 , 906–908.
Артикул пабмед Google Scholar
Мюллер, Х. Дж., и Кролик, П. М. А. (1989). Рефлексивная и произвольная ориентация зрительного внимания: динамика активации и сопротивление прерыванию. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 315–330.
Артикул Google Scholar
Пашлер, Х. (1988). Межпространственное взаимодействие и разделение текстур. Восприятие и психофизика , 43 , 307–318.
Google Scholar
Пелли, Д.Г., Паломарес, М., и Маджадж, Нью-Джерси (2004). Скученность отличается от обычной маскировки: отличие интеграции функций от обнаружения. Журнал Видения , 4 , 1136–1169.
ПабМед Google Scholar
Познер, М. И. (1978). Хронометрические исследования разума . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Познер, М. И. (1980). Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 32 , 3–25.
Артикул пабмед Google Scholar
Познер, М. И., и Коэн, Ю. (1984). Компоненты визуального ориентирования. В H. Bouma & DG Bouwhuis (Eds.), Внимание и производительность X: Управление языковыми процессами (стр. 531–555). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Познер М.И., Коэн Ю. и Рафал Р.Д. (1982). Нейронные системы контроля пространственного ориентирования. Философские труды Лондонского королевского общества: серия B , 298 , 187–198.
Артикул Google Scholar
Познер, М.И., Снайдер, С.Р.Р., и Дэвидсон, Б.Дж. (1980). Внимание и обнаружение сигналов. Journal of Experimental Psychology: General , 109 , 160–174.
Артикул Google Scholar
Принцметал, В., МакКул, К., и Парк, С. (2005). Внимание: Время реакции и точность показывают разные механизмы. Journal of Experimental Psychology: General , 134 , 73–92.
Артикул Google Scholar
Принцметал В., Нвачуку И., Бодански Л., Блюменфельд Л. и Симидзу Н. (1997). Феноменология внимания: Часть 2. Яркость и контраст. Сознание и познание , 6 , 372–412.
Артикул Google Scholar
Prinzmetal, W., Presti, D.E., & Posner, M.I. (1986). Влияет ли внимание на интеграцию визуальных функций? Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 12 , 361–369.
Артикул Google Scholar
Рафал, Р. Д., Калабрези, П. А., Бреннан, К. В., и Сиолто, Т. К. (1989). Подготовка к саккадам препятствует переориентации на недавно посещенные места. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 673–685.
Артикул Google Scholar
Ричард, К.М., Райт, Р.Д., и Уорд, Л.М. (2003). Целеустремленная модуляция захвата внимания, управляемого стимулом, в дисплеях с несколькими сигналами. Восприятие и психофизика , 65 , 939–955.
Google Scholar
Секулер, Р., и Блейк, Р. (1985). Восприятие . Нью-Йорк: Кнопф.
Google Scholar
Шиу, Л. П., и Пашлер, Х. (1994). Незначительное влияние пространственного предугадывания на идентификацию отдельных цифр. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 20 , 1037–1054.
Артикул Google Scholar
Смит, П.Л. (2000). Обнаружение внимания и яркости: эффекты реплик, масок и пьедесталов. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 26 , 1401–1420.
Артикул Google Scholar
Спенс, К. [Дж.] (2001). Кроссмодальный захват внимания: спор разрешен? В CL Folk & BS Gibson (Eds.), Привлечение, отвлечение и действие: различные точки зрения на захват внимания (стр. 231–262). Амстердам: Эльзевир, Северная Голландия.
Глава Google Scholar
Спенс, С. Дж., и Драйвер, Дж. (1994). Скрытая пространственная ориентация при слухе: экзогенные и эндогенные механизмы. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 20 , 555–574.
Артикул Google Scholar
Трейсман, А., и Геладе, Г. (1980). Особенности интеграции теории внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.
Артикул пабмед Google Scholar
Уорнер, С.Б., Юола, Дж.