Общее понятие о восприятии
Учебная литература по юридической психологии
Еникеев М.И.
ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебник
СПб., 2001.
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
РАЗДЕЛ II. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
§ 1. Общее понятие о восприятии
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметными миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков.
Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков[1].
Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Только включив явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем оценивать и интерпретировать его.
Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.
Будучи связанным с процессом опознания, восприятие включает в себя процессы сравнения, соотнесения данного объекта с типовыми эталонами, хранящимися в памяти. Хорошо знакомые объекты воспринимаются на стереотипной основе, быстро и уверенно. (Как легко узнают буквы грамотные люди и как трудно их распознавать на первых порах обучения.) В процессе онтогенеза происходит перцептивное научение.
Люди избирательно выделяют то, что привыкли и хотят видеть. Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые – структурно развернуто, поэтапно (сукцессивно). В последнем случае сначала выдвигается гипотеза о сущности объекта, принимается решение о его категоризации, номинализации, а затем критически оцениваются его признаки.
Рис. 33. Множество точек воспринимается как непрерывно меняющиеся узоры из рядов и квадратов. В этом проявляется системноорганизующая тенденция зрительной системы.
Рис. 34. При восприятии даже бессодержательных изображений зрительная система проявляет тенденцию к их структурной и смысловой организации.
Психическое развитие человека связано с развитием культуры восприятия: образованный, эстетически развитый человек способен наслаждаться изяществом формы, цветовой и звуковой гармонией окружающей среды.
Процесс восприятия – перцептивное действие. Его результативность зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъектом в качестве исходных опорных элементов.
Важнейшей составной частью каждого вида восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).
[1] Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами.
НАВЕРХ
📖 7. Понятие о восприятии. Виды восприятия. Психология. Шпаргалки. Богачкина Н. А. Страница 7. Читать онлайн
Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.
Виды восприятия.
Рассмотрим две существующие классификации.
1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.
2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды
1) восприятие предметов;
2) восприятие отношений
3) восприятие движений;
4) восприятие пространства;
5) восприятие времени;
6) восприятие человека.
Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.
Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.
Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.
Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».
Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.
Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.
Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.
Психология bookap
Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).
Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.
[решено] Кто разработал концепцию восприятия?
Этот вопрос ранее задавался в
Официальный документ HP TGT (Arts) TET 2018
Просмотреть все документы HP TET >- Wertheimer
- Hall
- Watson 9001 0
- Tolman
Вариант 1: Wertheimer
Бесплатно
Официальный документ HP JBT TET 2021
2,9 тыс. пользователей 150 вопросов 150 баллов 150 минутЛюди подвергаются воздействию различных раздражителей окружающей среды. Они обрабатывают эти стимулы и интерпретируют их. Процесс получения информации и осмысления известен как восприятие.
- Это относится к тому, как мир звучит, выглядит, ощущается, пахнет, имеет вкус для человека.
- Поведение человека во многом определяется тем, как он воспринимает окружающую среду.
Ключевые точки
понятие восприятия дано Максом Вертгеймером. В начале 20 века трое немецких психологов Макс Вертхаймер, Вольфганг Келер и Курт Коффка предложили новые принципы объяснения восприятия, называемые гештальт-принципом.
- По мнению этих психологов, процесс восприятия не включает в себя восприятие множества стимулов как объекта, а включает в себя нашу склонность искать в нем форму или паттерн.
- Восприятие можно определить как то, как человек видит вселенную, как он относится к определенным элементам ситуации.
- Восприятие – стадия, на которой формируется внутреннее представление об объекте. Это представление обеспечивает рабочее описание внешней среды воспринимающего.
- Восприятие включает синтез простых сенсорных признаков в восприятие объекта, который может быть распознан.
Таким образом, делается вывод, что Вертгеймер разработал концепцию восприятия.
Подсказка
- Стэнли Холл с учетом теории подросткового возраста.
- Джон Б. Уотсон , сыгравший важную роль в развитии бихевиоризма.
- Эдвард С. Толман предложил знаковое обучение.
Последнее обновление: 4 мая 2023 г.
Уведомление HP TET выпущено для цикла за июнь 2023 года. Каждого года в июне и ноябре Совет школьного образования штата Химачал-Прадеш проводит экзамен HP TET. Экзамен проводится для определения права кандидатов на преподавательские должности в школах штата Химачал-Прадеш по различным предметам, таким как пенджаби, урду, санскрит (шастри) и другим. Форму заявки HP TET на июньский цикл 2023 года можно подать онлайн с 9с мая 2023 г. по 28 мая 2023 г. Чтобы подготовиться к экзамену, решите задачи HP TET за предыдущий год. Кроме того, попробуйте выполнить пробные тесты HP TET.
Теория самовосприятия — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услугиМы обычно рассматриваем взаимодействие между установками и поведением как причинно-следственную связь, которая линейно развивается от отношения к поведению. Например, у нас может быть отношение к трудовой этике, которое может выражаться в некотором поведении, например, работать сверхурочно, чтобы выполнить работу. Предполагать обратную причинно-следственную связь; например, поведение, ведущее к установке, может показаться нелогичным. Предположение о сверхурочной работе, безусловно, может показаться отсталым вызывает вера в трудовую этику, а не трудовая этика вызывает тяжелую работу.
Теория самовосприятия предлагает такую причинно-следственную связь. Эта теория утверждает, что люди узнают об определенных установках, наблюдая за своим поведением. Это тот случай, когда внутренние сигналы, такие как чувства, неясны, и человек приписывает свое отношение или убеждение какой-либо форме самовосприятия своего поведения. Это похоже на то, как мы можем сделать вывод о внутреннем состоянии другого человека, наблюдая свое поведение.
Рассмотрим Дейва, плотника, который работает 50 часов в неделю. Дэйв никогда не задумывался о том, как он относится к стандартизированным рабочим неделям и трудовым нормам, или к рабочей этике в целом. Однажды вечером в баре с друзьями кто-то упомянул о 35-часовой рабочей неделе во Франции и прочитанную ею статью о повышении производительности в компаниях, которые ввели четырехдневную рабочую неделю. Дэйв никогда не слышал таких разговоров и не имеет никакого предвзятого отношения к этой концепции. Когда кто-то спрашивает, что он думает, он полагает, что 40 часов — это не так уж и много, в конце концов, он склонен работать по 50.
“Общение с людьми побуждает к самонаблюдению.
— Лайонел Роббинс описывает экономическую науку с точки зрения дефицита в Эссе о природе и значении экономической науки (1932).
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услугиКлючевые термины
Когнитивный диссонанс : Состояние дискомфорта после получения информации, несовместимой с существующими установками или убеждениями. (Подробнее о концепции см. здесь .)
История
Теория самовосприятия была впервые предложена Дэрилом Бемом в 1967 г. которые являются функцией наблюдений человека за собственным поведением. Бем привел данные из ряда исследований, которые подтверждают его теорию, например, изменения в убеждениях и заявлениях об отношении после индуцированной ролевой игры. Он также провел ключевую параллель между теорией самовосприятия и выводами, которые мы делаем относительно отношения других, где предположения, которые мы делаем о себе, аналогичны предположениям, которые сделал бы о нас сторонний наблюдатель. «Подобно тому, как коммуникатор более убедителен для других, если известно, что он не получает платы за свое сообщение, — писал он, — так же и он с большей вероятностью поверит себе в таких обстоятельствах».
Люди
Дэрил Бем
Социальный психолог из Корнельского университета Бем известен тем, что первым предложил теорию самовосприятия. Он также известен как сторонник парапсихологии, где он опубликовал статью, предлагающую статистические доказательства «предвидения», феномена, который ряд ученых считает лженаукой.
Последствия
Хотя теория самовосприятия первоначально рассматривалась некоторыми как концепция, бросающая вызов когнитивному диссонансу, дальнейшие исследования, основанные на работе Бема, пришли к выводу, что теория самовосприятия и когнитивный диссонанс действительно имеют разные приложения, причем два явления дополняет, а не заменяет. 2 Важным отличием является то, что теория самовосприятия относится к ситуациям, когда отношение человека неоднозначно или слабо. Если мы рассмотрим приведенный выше пример с Дейвом-плотником, если бы у Дейва была твердая вера в трудовую этику наряду с отвращением к безделью, его неприятие комментариев своего друга по поводу сокращенной рабочей недели можно было бы назвать когнитивным диссонансом, поскольку информация, которую она то, что было представлено, не соответствовало его существующим убеждениям. Однако в случае, когда его отношение было неясным, он, по-видимому, полагался на наблюдение за собственным поведением, чтобы определить свое отношение.
Теория самовосприятия оказала заметное влияние на маркетинг и потребительские исследования. Некоторые исследователи объясняют хорошо известную технику «нога в двери», когда заставляя клиента согласиться на небольшую просьбу, увеличиваются шансы на то, что он согласится на более крупную просьбу, как тот же процесс, что и самовосприятие. Как написали авторы статьи3 из The Association of Consumer Research , «предполагается, что «нога в дверь» эффективна, потому что люди используют свое собственное поведение как сигнал относительно своих установок. Поскольку внешнее давление на первоначальное поведение считается минимальным, люди делают вывод о положительном отношении из своего уступчивого поведения, которое, в свою очередь, определяет последующие действия».
Теория также применялась в психотерапевтических условиях, поскольку она предлагает схему того, как описанные им установки и убеждения могут действовать во время консультирования или психотерапии. на их личном повествовании, чтобы исследовать такие чувства. Например, кто-то, кто борется с алкоголизмом, может перейти от двусмысленного отношения к человеку к выводу, что этот человек вызывает у него тревогу, когда он оглядывается назад и видит, что выпил до встречи с другим человеком. Теория самовосприятия также использовалась в психотерапии в отношении гетеросексуальной тревожности5 , когда у людей формируется отношение, что у них плохие социальные навыки, потому что у них не было свиданий. Было обнаружено, что терапевтические методы, направленные на изменение этой атрибуции, являются эффективным средством преодоления ментального барьера.
Противоречия
Как упоминалось ранее, первоначальное мнение о том, что теория самовосприятия и когнитивный диссонанс были конкурирующими теориями, вызвало споры. С тех пор стало общепризнанным, что обе теории применимы в разных ситуациях, однако это все еще может вызывать споры. Не всегда ясно, является ли чье-либо отношение расплывчатым или уже предопределенным, поэтому в неэкспериментальных условиях определение того, была ли реакция человека когнитивным диссонансом или самовосприятием, может быть сложной задачей при определенных сценариях.
Что касается теории самовосприятия как механизма, лежащего в основе техники «нога в двери», стоит упомянуть, что это понятие также подвергалось сомнению. Джерри Бергер из Университета Санта-Клары в 1999 году опубликовал исследование, в котором пришел к выводу, что эти два явления не связаны между собой. 6 Его главный аргумент заключался в том, что самовосприятие действительно может быть фактором уступчивого поведения во время вмешательства «нога в дверь», однако в игру вступают дополнительные психологические процессы, такие как соответствие нормам и приверженность, среди прочего, которые, вероятно, перевешивают влияние самовосприятия.
Связанные ресурсы TDL
Я думаю, следовательно, я существую
В этой статье обсуждается, как наше восприятие наших способностей влияет на нашу деятельность. Одно из исследований показало, что участники лучше справлялись с заданием на внимание, когда были одеты в белый врачебный халат.
Гендер и самовосприятие в соревновании
Хотя это и не имеет прямого отношения к самовосприятию теории , в этой статье рассматривается, как самовосприятие может определяться социальными стереотипами, особенно гендерными.
Источники
- Бем, Д.