Так поучилось
Правила жизни спросил у школьников, которые прослушали курс светской этики для 4-5 классов, что они запомнили, и сравнил их ответы с учебником.
Записала Анна Сотникова. Иллюстратор Алехандрина Эррера (Alejandrina Herrera).
Теги:
дети
№92
Что такое этика? Какую роль она играет в жизни человека?
ВАРЯ Ш., 10 ЛЕТ. Не знаю. Жить без этики можно, но лучше все-таки ее знать. В жизни человека она играет важную роль. Надо понимать, когда ты сделал плохо и что ты сделал плохо, чтобы сознаться, либо прочувствовать это в себе, чтобы понять, что ты был не прав. Если сознался и прочувствовал — у тебя будет очищена душа.
ЛЕВ В., 11 ЛЕТ. Я этот урок проболел и не помню. Но хотелось бы, конечно, вспомнить. А то все знают, что такое этика, а я — нет. Это неправильно, наверное, да?
УЧЕБНИК. Этика — это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Этика изучает мораль. Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Все вместе это можно назвать словом «нравы», от которого в русском языке произошло слово «нравственность».
Кто заботится о морали в обществе? Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью»?
НИКИТА М., 11 ЛЕТ. Я считаю, что люди как хотят, так и живут, а мораль, по-моему, вообще фигня. Нет, мораль в том смысле, что не надо воровать, не надо убивать — такая мораль, конечно, нужна. Но этим только религия хорошо занимается — как в нерелигиозном обществе людям внушить, что все это плохо, я вообще не понимаю.
МАРК Д., 11 ЛЕТ. Думаю, что за моралью следить не надо. Ну надо, но в крайних случаях — в случае очень повышенного уровня нечестности. Например, взятки. Мне кажется, что мораль людям лучше находить самим и следить за ней, потому что если бы кто-то следил за моралью, получается, что люди зависели бы от мнения других.
УЧЕБНИК (иллюстрация — Государственная дума). В обществе есть специальные организации, которые следят за тем, чтобы люди соблюдали правила и нормы. Это прокуратура, суды, милиция. Они следят за тем, чтобы люди не нарушали законы. В морали ничего подобного нет — ни «моральных организаций», ни особых «моральных стражей», «смотрителей за моралью». Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.
Почему плохо быть равнодушным? Приведите примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях.
ВАРЯ Ш., 10 ЛЕТ. Потому что некоторые люди могут быть в беде, а ты просто-напросто пройдешь мимо, когда они нуждаются в помощи. Но иногда можно побыть равнодушным. Например, когда дерутся маленькие мальчики. Они же играют, а ты их разнимать начнешь.
ВАСИЛИСА К., 10 ЛЕТ. Равнодушные люди не очень веселые, не очень эмоциональные — точнее, вообще не эмоциональные, а это не очень хорошо. Равнодушным быть плохо, потому что равнодушные люди не смеются, и тогда они скучные, и тогда у них нет друзей.
УЧЕБНИК. От каждого человека в значительной степени зависит, каким моральным нормам следует он сам и какова мораль в том обществе, в котором он живет. Если люди будут равнодушными, не будут обращать внимание на плохие поступки других, то дурных поступков будет больше. Безнаказанность увеличивает зло в мире. При этом главное — не осудить другого, а помочь ему стать лучше.
Что такое добро и что такое зло? Приведите примеры. Почему важно бороться со злом?
ЭМИЛЬ К., 11 ЛЕТ. Зло — это хаос, разрушение, убийства и т.д. Добро — это помощь всем и всему. Со злом важно бороться, потому что, если злу дать немного воли, весь мир может погрузиться в хаос.
ДАНЯ П., 11 ЛЕТ. Добро — это справедливость, милосердие и согласие. А зло — это гнусность, жадность, лень и безалаберность. Нужно бороться со злом, потому что иначе всем миром овладеют плохие качества и нас ждет гибель.
УЧЕБНИК. Добро — это поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности; поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям. Зло — противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Приведем наиболее распространенные примеры проявления зла: сознательное унижение других людей… насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым.
Как вы понимаете слова «быть разумным эгоистом»? Приведите примеры разумного эгоизма.
МАРК Д., 11 ЛЕТ. Эгоизм — это однозначно плохое качество, если его так можно назвать. Разумный эгоизм — это для меня вообще что-то невероятное, потому что я не представляю, как можно плохое качество переделать каким-либо образом в хорошее.
СТЕФАНИЯ С., 10 ЛЕТ. Разумный эгоист — человек, который думает только о себе, но в трудную минуту поможет любому ближнему. Например. Сергей Сыроежкин из фильма «Приключения Электроника».
УЧЕБНИК. Разумный эгоизм — способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живет.
Как вы думаете, сложно ли быть справедливым? Обоснуйте свой ответ.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Справедливым, по-моему, быть не так сложно и не так легко — потому что хочется часто ответить, что каждый справедлив по-своему.
ДАНЯ П., 11 ЛЕТ. Я думаю, что сложно. Ведь справедливый должен знать грань между милостью и справедливостью. То есть если человек виноват и он справедливый, он должен себя наказать, а если человек виноват и он несправедливый, он помилует себя.
УЧЕБНИК. Справедливость — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т.п.
Что такое свобода человека?
НИКИТА М., 11 ЛЕТ. У человека не может быть свободы: человеку нужны еда и питье, он всегда будет зависим от этого. А еще земное притяжение не дает взлететь. Максимальная свобода, которую человек может достичь при этих условиях, — это свобода делать что хочешь. Для этого людям нужны власть, деньги… Но такая свобода растлевает.
СТЕФАНИЯ С., 10 ЛЕТ. Современный человек не может быть свободным, потому что он все время ограничен в своих действиях, а свобода человека — это неограниченность его действий.
УЧЕБНИК. Свобода — это способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества.
Подумайте над высказыванием: «цель оправдывает средства». Согласны ли вы с ним, и если да, то в каких случаях? Обоснуйте свою точку зрения.
ЭМИЛЬ К., 11 ЛЕТ. Я не согласен с этим высказыванием, потому что если буду с ним согласен, то могу делать что хочу и всем объяснять, что это ради какой-то цели. Например, вы ограбили кого-то, он подал заявление в полицию, а вы потом объясняете это действие тем, что бабушке цветов хотели купить.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Если ты стремишься к какой-то цели, ты должен думать, какими средствами ты поможешь себе в ее достижении. Например, ты спешишь к подруге, подруга тебя сильно заждалась, звонит тебе, а ты еще дома. Она спрашивает: «Ты где?» А ты отвечаешь: «Я уже в пути». То есть ты стремишься к цели — дойти до подружки — и обманываешь ее ради дружбы, а то иначе вы поссоритесь. В таком случае цель оправдывает средства.
УЧЕБНИК. В морали при обдумывании поступка цель очень важна, она занимает первое место. А вот при выполнении действий важнее средства. Они могут сделать поступок моральным, нравственным или, наоборот, аморальным, безнравственным.
Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства?
АНДРЕЙ Ч., 11 ЛЕТ. Честный человек — это такой человек, который выполняет обещания и не обманывает, делает, что его просят, если это нужно по-настоящему, если это действительно важно. Ну вот я сейчас читаю книжку «Томек на тропе войны». Там в одной главе Томек сражался с мальчиком-индейцем и мог его легко убить, но решил драться на равных, без оружия. Вот это достойный поступок, это честно. А нечестный… Ну вот Том Сойер. Он со своей тетей вел себя нечестно, все время обманывал ее, расстраивал, а с друзьями почти всегда был честным.
УЧЕБНИК (иллюстрации — воспитанник военно-патриотического клуба, три мушкетера, российская сборная на параолимпийских играх). Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живет, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым.
Расскажите, как вы понимаете золотое правило нравственности.
ДАНЯ С., 11 ЛЕТ. Я понимаю правило нравственности, грубо говоря, так: не подкидывай соседу-дачнику битого стекла, а то как-нибудь проснешься от того, что дома стало подозрительно жарко.
СОНЯ К., 11 ЛЕТ. Я не помню, что такое нравственность.
УЧЕБНИК. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Одним из таких способов и является золотое правило нравственности. Приведем две наиболее известные его трактовки. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Как вы думаете, в чем должен выражаться патриотизм ваших сверстников? Каковы главные обязанности гражданина России?
КАТЯ Л., 11 ЛЕТ. Любить свою страну, город, друзей, семью. Стараться сделать их лучше. Защищать их, если потребуется. Про обязанности гражданина я ничего не знаю.
ЮЛЯ С., 11 ЛЕТ. Я не знаю, что такое патриотизм. Вообще, в первую очередь нужно заботиться о природе — не бросать мусор на улице, помогать его убирать. Если видишь, что кто-то что-то кинул, то можно сделать ему замечание. У мальчиков главные обязанности — это отслужить в армии, а у девочек патриотических обязанностей нет.
УЧЕБНИК. Отечество — это все мы. Подумайте, что вы можете сделать для других. Начните с малого: сделайте уборку в квартире, помогите однокласснику в учебе, защитите малыша, с друзьями наведите порядок в своем дворе, посадите деревья и ухаживайте за ними. Седлайте мир вокруг себя чище, добрее, справедливее, и вы сделаете лучше себя, вы почувствуете, как возрастает в мире любовь… Россия — великая страна. Она развивается своим путем, в основе которого лежат особые культурные традиции. Культура России — сокровищница знаний, духовных ценностей, исторического опыта и устойчивых норм, образцов нравственного поведения, которым обязан следовать каждый гражданин России. К таким образцам относятся труженик, патриот, воин, коллективист.
Почему человеческая жизнь является высшей ценностью? Обоснуйте свою точку зрения.
СОНЯ С., 11 ЛЕТ. В жизни все люди мечтают выполнить все свои мечты. Высшей ценностью в жизни является то, что люди живут и радуются своим поступкам, но иногда они не радуются тому, что делают, и делают грех в своей жизни.
МАТВЕЙ Б., 11 ЛЕТ. Мне кажется потому, что она бесценна, ее нельзя продать и без нее человек — это просто кожаный мешок с костями, мышечной массой и органами. А какой в нем тогда смысл?
УЧЕБНИК (иллюстрации — учительница, лаборантка, сварщик, пограничник). Только живя, человек может радоваться и печалиться, веселиться и грустить, любить и дружить. С жизнью связаны все планы. Они станут реальностью только в том случае, если человек будет жить. Каждая жизнь уникальна, неповторима. Ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед. Она дает неоценимый опыт того, как можно переносить страдания, пережить потерю родных и близких и другие несчастья, как бороться с болезнями и т.п.
Формулировки вопросов и официальные ответы цитируются по: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы» (Москва, «Просвещение», 2010). Предмет был введен в школах в прошлом году.
Нормы нашего общества — Блоги — Forbes Kazakhstan
Эмпатия — не новое явление, хотя и считается навыком XXI века. Синонимы эмпатии – сострадание, сопереживание, неравнодушное отношение одного человека к другому и ко всему окружающему миру. Хотя раньше это было личным качеством, присущим какому-то индивиду в той или иной степени и мало волновало социум, то сейчас это не просто личный вопрос этики.
Международные исследования последней декады доказывают, что чем более эмпатичны индивиды в определенном обществе, тем больше выигрывает от этого само общество. Согласитесь, чем сострадательнее относится человек к другому человеку, к животному, к остальному окружающему миру – тем приятнее жить и сосуществовать в таком обществе.
ФОТО: Depositphotos.com/Gaukhar-Yerk
Эмпатия напрямую связана с уровнем развития общества и с системой образования. Отсутствие эмпатии в такой же степени говорит о его деградации. Когда мы выезжаем в развитые страны, мы видим более эмпатичных, улыбчивых, готовых прийти на помощь людей. В таких обществах мы меняем свое поведение на более положительное, следуя примеру большинства. Зато приезжая назад домой, мы возвращаемся в общество, где почти всегда и везде нужно бороться за свои права и свободы, где идет как будто борьба за выживание.
Почему я считаю, что такое поведение и ухудшающаяся обстановка в нашем обществе не случайна? Почему происходит такая деградация? Я уверена, что к этому имеет отношение система образования. Именно она призвана воспитывать в учениках и студентах сострадание, уважение к личности другого индивида, уважение к природе, к животным. Да, родители и семья тоже участвуют, но независимо от семейных условий образование способно воспитать в человеке самое прекрасное. Это делается через нравственные ценности, которые несет учитель и директор, через книги и учебники, через образовательную программу и педагогику.
Многие развитые страны (Канада, Австралия, Сингапур, Финляндия) ввели в учебную программу, начиная с детского сада, развитие навыков эмпатии и сделали упор на социально-эмоциональное обучение
Яркие примеры эмпатии, которые мне запомнились лично.
Сингапур. Кто был в Сингапуре, знает, там люди очень приветливые. Они постоянно улыбаются, стараются помочь, особенно зная, что ты иностранец, показать дорогу, уступить место. Сингапурцы вежливы, терпеливы, чувствуется командный дух и желание помочь другому. У них также одна из самых лучших систем образования, где учат получать не только предметные академические знания, но и прививают навыки патриотизма, эмпатии, командной работы и культурной осведомленности. Это чувствуется на всех уровнях, на индивидуальном, в школе и в системе государственного управления.
Финляндия. Мы посещали детский сад, где учились обычные дети самого раннего возраста – 3 лет. Когда учитель спросил, что их волнует, они наперебой стали говорить о глобальном потеплении, уничтожении природы и изменении климата. Я была просто поражена уровнем их мышления, всему этому их учат с раннего детства.
США. Мы приехали на учебу с детьми. В университете никто не намекнул, почему мы приехали учиться с детьми и это как бы наши проблемы. Вместо этого университет дал грант на детский сад, покрыл медицинскую страховку для всей семьи, из школы принесли всевозможные материалы для учебы и новенький IPad, учителя постоянно интересуются ребенком, его интересами и социально-эмоциональным состоянием. Соседи, узнав, что мы только приехали, стали приносить еду и предлагать бесплатно мебель и технику. Волонтеры принесли книги для детей, еду и другие нужные вещи первой необходимости для быстрой адаптации.
Что же Казахстан? Новости о жестоком насилии над детьми в период пандемии. Домашнее насилие и изнасилование женщин. Избиение животного до смерти. «Убийство» розового озера Кобейтуз местными туристами. Список можете продолжить, вспомнив свой поход в супермаркет в период карантина или проезд в общественном транспорте.
Мы сами строим свое настоящее и те нормы, которые будут приняты в обществе. Если мы, каждый индивидуально, и все вместе, коллективно, будем более эмпатичны друг к другу и окружающему миру, то всем станет гораздо лучше и приятнее жить в таком обществе.
Так почему бы нам не начать с сегодняшнего дня становиться хоть немного более сострадательными к окружающим людям и миру?!Неожиданный ключ к самым успешным отношениям
Источник: Dodokat/Shutterstock
«Когда я попадаю в беду, Мать Мария приходит ко мне, Говоря слова мудрости, Да будет так» — The Beatles
«Кроме того, мы часто усугубляем нашу боль и страдания, проявляя чрезмерную чувствительность, чрезмерно реагируя на незначительные вещи и иногда принимая вещи слишком близко к сердцу». — Тензин Гьяцо, 14-й Далай-лама
«Не слишком поддавайтесь чувствам. Чрезмерно чувствительное сердце — несчастная собственность на этой зыбкой земле». — Иоганн Вольфганг фон Гёте
Часто считается, что чувствительность является столпом романтических отношений, и не зря, однако, слишком много романтической чувствительности может перегрузить отношения. Ограниченная степень безразличия может быть весьма ценной. Исследования показывают, что существуют постоянные различия в уровне индивидуальной чувствительности, и люди с высокой чувствительностью более восприимчивы как к позитивным, так и к негативным обстоятельствам. Их печаль, как и их счастье, более интенсивны.
В исследовании Элейн Арон (2001) показано, что высокочувствительные люди, составляющие около 20% всего населения, «замечают тонкости, глубоко размышляют и поэтому легко ошеломляются». Из этого следует, что когда высокочувствительные люди влюблены, «они будут склонны требовать большей глубины в своих отношениях, чтобы быть удовлетворенными; видят более угрожающие последствия в недостатках или поведении своего партнера; больше размышляйте и, если на это указывают признаки, беспокойтесь о том, как идут дела». Высокочувствительные люди более других приспособлены как к положительным, так и к отрицательным влияниям окружающей среды и поэтому более склонны к стрессу, а также к эмпатии.
Романтическая чувствительность ценна только тогда, когда она уравновешена. Точно так же, как мы не можем любить всех, мы не можем быть одинаково чувствительными ко всему поведению нашего возлюбленного. Романтическая чувствительность должна быть сосредоточена на более значимых аспектах, которые способствуют романтическому расцвету. Когда нет фокуса и порядка приоритетов, это ставит под угрозу значение чувствительности и даже может стать ядовитым.
Романтическая чувствительность может проявляться по отношению к своему партнеру и к другим возможным романтическим партнерам. Чрезмерная чувствительность в романтических отношениях часто может порождать зависть, разочарование, гнев, враждебность и недоверие. Высокая чувствительность к другим возможным партнерам может привести любовника к постоянному поиску «лучших» романтических вариантов. Подобные поиски контрпродуктивны, поскольку мешают радоваться собственной судьбе и, следовательно, препятствуют развитию долговременной крепкой любви. Преодоление этих трудностей должно требовать своего рода ограниченного безразличия.
Между чувствительностью и равнодушием
«Противоположность любви — не ненависть, а равнодушие». — Эли Визель
«Равнодушие мужчин гораздо больше, чем их тирания, мучает женщин». — Жюль Мишле
«Терпимость — это синоним равнодушия». —В. Сомерсет Моэм
Преобладающая точка зрения критикует равнодушие в романтических отношениях и считает его противоположностью любви. Эта точка зрения естественна в свете важности чувствительного поведения в романтических отношениях. Безразличие обычно представляет собой пониженный интерес к другому. Партнер равнодушного человека чувствует, что его возлюбленный не обращает на него внимания и после нескольких неудачных попыток, как правило, сам становится менее заинтересованным. Безразличие в романтических отношениях больше ассоциируется с мужчинами, чем с женщинами, скорее всего, потому, что женщины считаются более чувствительными.
При преодолении разрыва между безразличием и чувствительностью оптимальной позицией является принятие ограниченного (ограниченного, умеренного) романтического безразличия, предполагающего хладнокровие, самообладание, уважение ценностей партнера и принятие некоторых его незначительных негативных черт и поведения. В глубокой любви это ограниченное безразличие касается маргинальных черт, таких как неорганизованность, а не существенных черт, таких как невнимательность и недобрость.
Романтические отношения требуют порядка приоритета. Ограниченное безразличие — это рациональное поведение, которое поддерживает порядок приоритетов, предполагая, что, поскольку мы не можем все изменить, мы должны быть менее чувствительны к сложному и вызывающему поведению нашего партнера. Это не означает, что мы должны быть слепы к недостаткам нашего партнера, но мы должны быть менее чувствительными к ним, придавая меньшее значение некоторым их отрицательным чертам. Ограниченное безразличие может быть связано как с положительной, так и с отрицательной точкой зрения — первое отношение, когда мы уважаем нашего партнера, и второе, когда мы не заботимся о нем.
Доверие требует ограниченного безразличия: уверенности в том, что поступки партнера совершаются из любви и добрых намерений. Если мы хотим поддерживать хорошие и здоровые отношения, мы должны научиться быть несколько равнодушными к одному поведению и более чувствительными к другим. Если мы настроены на каждый тип поведения, ментальная система становится занятой неважными, второстепенными проблемами и может быть перегружена.
Исследования показывают, что у глубоких любовников развивается такое ограниченное безразличие. Гарт Флетчер и его коллеги (2015) утверждают, что люди, состоящие в очень преданных отношениях, склонны воспринимать привлекательных людей как менее привлекательных, чем те, кто не предан делу или не женат. Чтобы снять угрозу романтической альтернативы, люди в более преданных отношениях преуменьшают привлекательность других потенциальных партнеров. Авторы приходят к выводу, что определенные когнитивные искажения действуют как эффективные стратегии, которые подавляют процессы поиска партнера и укрепляют установленные отношения.
В замечательной песне о любви 1934 года говорится: «Мимо проходят миллионы людей, но все они исчезают из поля зрения, потому что я смотрю только на тебя». Конечно, настоящие любовники не закрывают глаза на другие романтические варианты, но в какой-то степени они к ним равнодушны. Глубокая романтическая любовь уменьшает желание искать других романтических партнеров. Закрывать открытые романтические двери, что требует некоторого ограниченного безразличия, сложно, но необходимо в мире ограниченных ресурсов и противоречивых ценностей. Пытаясь воспользоваться всеми возможными вариантами, вы рискуете потерять те отношения, в которых вы сейчас находитесь. Любовь требует больших вложений; чувствительность ко всем романтическим вариантам может привести к тому, что упомянутые необходимые инвестиции будут слишком тонкими (Бен-Зеев, 2019 г.).
Принимаете ли вы своего любовника как должное?
«Быть само собой разумеющимся может быть комплиментом. Это означает, что вы стали удобным и надежным элементом в жизни другого человека». —Joyce Brothers
«У моего напарника вспыльчивый искуситель; Я жажду от него немного равнодушия». — Джулия
У брачных консультантов есть любимая фраза: Не принимайте своего партнера как должное! В этом совете, безусловно, много мудрости, особенно когда речь идет о романтической напряженности. Перемены и некоторая неопределенность действительно могут раздуть пламя умирающего романа.
Когда любовь глубока и преобладает доверие, дополнительное, более глубокое чувство принятия нашего партнера как должное может иметь противоположный эффект. В этом случае принятие нашего партнера как должное не свидетельствует об отсутствии чувствительности, а скорее устраняет постоянное беспокойство о том, бросит ли наш партнер нас. Доверие, лежащее в основе любви, не застраховано от рисков, но его основная позиция не связана с постоянным беспокойством и подозрительностью. Влюбленные партнеры смотрят друг на друга позитивно и оптимистично с точки зрения их романтической связи. Присмотр за плечами наших партнеров может предотвратить некоторые мелкие проступки, но также может разрушить взращивание романтической глубины (Бен-Зеев, 2019).).
Важность ограниченного безразличия выражает ценность умственного отстранения от незначительных событий, позволяя нам сосредоточиться на более значимых. Таким образом, исследования показывают важность периодического отключения от Интернета, чтобы быть спокойнее и иметь возможность сосредоточиться на работе и романтических отношениях. Такая отстраненность выражает своего рода безразличие к происходящим повседневным событиям. Другим примером является поездка за границу, в которой происходит временное отключение от нашей обычной среды, что позволяет нам извлечь выгоду из спокойной и динамичной обстановки.
Таким образом, любовь включает в себя чувствительность к нашему партнеру, но ее избыток и неразличающая чувствительность могут разрушить любовь, поскольку она может разрушить наш нормативный порядок приоритетов. Адаптация такого порядка требует не только чувствительности, но и ограниченного безразличия, лежащего в основе добродетелей терпимости и прощения.
Изображение в Facebook: Dodokat/Shutterstock
Да что угодно: Влияние выражения безразличия на сотрудничество в социальном конфликте
. 2022 декабрь; 123(6):1336-1361.
дои: 10.1037/pspi0000392. Epub 2022 7 марта.
Смадар Коэн-Чен 1 , Гаррет Л. Брэди 2 , Себастьяно Массаро 3 , Гербен А ван Клиф 4
Принадлежности
- 1 Департамент управления.
- 2 Отдел организационного поведения.
- 3 Университет Суррея, Школа бизнеса Суррея.
- 4 Кафедра социальной психологии.
- PMID: 35254854
- DOI: 10.1037/pspi0000392
Смадар Коэн-Чен и соавт. J Pers Soc Psychol. 2022 Декабрь
. 2022 декабрь; 123(6):1336-1361.
дои: 10.1037/pspi0000392. Epub 2022 7 марта.
Авторы
Смадар Коэн-Чен 1 , Гаррет Л. Брэди 2 , Себастьяно Массаро 3 , Гербен А ван Клиф 4
Принадлежности
- 1 Департамент управления.
- 2 Отдел организационного поведения.
- 3 Университет Суррея, Школа бизнеса Суррея.
- 4 Кафедра социальной психологии.
- PMID: 35254854
- DOI: 10.1037/pspi0000392
Абстрактный
Конфликты по своей природе эмоциональны, однако стороны в конфликте могут открыто выражать безразличие. Однако неясно, представляет ли это эффективную стратегию. Опираясь на теорию эмоций как социальной информации (EASI), мы исследовали межличностные эффекты выражения безразличия в конфликте и процессы, лежащие в основе этих эффектов.
Исследование 1 показало, что люди считают, что выражение безразличия представляет собой нейтральный эмоциональный сигнал. Тем не менее, Исследование 2 экспериментально продемонстрировало, что выражение безразличия со стороны партнеров снижает намерения участников переговоров о сотрудничестве посредством как аффективных (негативные аффективные реакции), так и дедуктивных (уменьшение ожидаемого сотрудничества) процессов по сравнению с негативными (гнев, презрение), позитивными (надежда) и нейтральными. (без эмоций) выражения. Исследование 3 выявило негативное влияние выражения безразличия (по сравнению с нейтральным) на намерения сотрудничества, ожидаемое сотрудничество и вариабельность сердечного ритма как физиологический показатель аффективного реагирования. Результаты также показали косвенный эффект через ожидаемое сотрудничество, но не через аффективные реакции. Исследование 4 установило негативное влияние выражения безразличия на поведенческую меру сотрудничества через ожидаемое сотрудничество.Похожие статьи
Не все виды гнева одинаковы: влияние культуры выражения на социальные последствия гнева в переговорах.
Адам Х., Ширако А. Адам Х и др. J Appl Psychol. 2013 сен; 98 (5): 785-98. DOI: 10.1037/a0032387. Epub 2013 1 апр. J Appl Psychol. 2013. PMID: 23544479
Социальные эффекты эмоций.
ван Клиф Г.А., Котэ С. ван Клиф Г.А. и соавт. Анну Рев Психол. 2022 4 января; 73: 629-658. doi: 10.1146/annurev-psych-020821-010855. Epub 2021 19 июля. Анну Рев Психол. 2022. PMID: 34280326 Обзор.
Рукопожатие способствует заключению сделок, сигнализируя о намерении сотрудничать.
Шредер Дж., Ризен Дж.Л., Джино Ф., Нортон М.И. Шредер Дж. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2019Май; 116 (5): 743-768. дои: 10.1037/pspi0000157. Epub 2018 13 декабря. J Pers Soc Psychol. 2019. PMID: 30550327
Как телесные выражения эмоций после нарушения норм влияют на моральные суждения воспринимающих и предотвращают социальную изоляцию: социально-функциональный подход к невербальному проявлению стыда.
Халмесваара О., Харьюнен В.Й., Аульбах М.Б., Равая Н. Халмесваара О. и др. ПЛОС Один. 2020 30 апр;15(4):e0232298. doi: 10.1371/journal.pone.0232298. Электронная коллекция 2020. ПЛОС Один. 2020. PMID: 32353076 Бесплатная статья ЧВК.
Выражение эмоций на лице и голосе.
Рассел Дж.А., Бачоровски Дж.А., Фернандес-Долс Дж.М. Рассел Дж.А. и соавт. Анну Рев Психол. 2003;54:329-49. doi: 10.1146/annurev.