Нерефлексивное слушание – —

Содержание

Нерефлексивное слушание - это... Что такое Нерефлексивное слушание?


Нерефлексивное слушание
(в диалоге) – явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно-молчаливое участие в общении, заключающееся в том, чтобы не мешать, дать полнее высказаться увлеченному или возбужденному человеку и в результате лучше его понять. При этом знаками аудитивного внимания и доброжелательной поддержки партнера, которому надо «излить душу», будут краткие поощрительные реплики слушателя {Да? И что же? Понимаю, Продолжайте, Это любопытно и т. п.), а также адекватная этому невербалика. Слушатель, однако, при этом не проникается эмоциями собеседника, а лишь полнее вникает в поступающую от него информацию.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Нереальности чувство
  • Нерешительность

Смотреть что такое "Нерефлексивное слушание" в других словарях:

  • нерефлексивное слушание —    (в диалоге)    явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно молчаливое участие в общении,… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Слушание понимающее — (в психотерапии) метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Слушание нерефлексивное — (лат. reflexio отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • слушание Нерефлексивное — умение внимательно молчать, не вме­шиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… …   Педагогическое речеведение

  • Метод беседы — Метод беседы  психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы …   Википедия

psychology_pedagogy.academic.ru

определение, особенности, техника выполнения и примеры

Слушать то, что говорят другие люди, можно по-разному. Одни предпочитают воспринимать информацию в форме диалога или же дискуссии. То есть активно участвуют в разговоре, периодически перебивают собеседников, дают свою оценку услышанному или же озвучивают «встречные» идеи, даже если их об этом не просят. Подобную манеру восприятия информации зачастую считают признаком отсутствия воспитания, проявлением неуважения к собеседнику и невнимательностью к теме беседы. Между тем, с точки зрения психологии, подобная манера общения свидетельствует как раз об обратном.

В психологии выделяют два типа манеры общения: восприятие активное, или же рефлексивное, и нерефлексивное слушание, то есть пассивное.

Чем активнее реагирует собеседник, тем более он заинтересован в теме разговора и исполнен эмоционального сочувствия. Иными словами, признаком участия и заинтересованности как раз является слушание рефлексивное. Нерефлексивное слушание, соответственно, говорит о нежелании человека вступать в дискуссию или о его равнодушии к тематике беседы.

Однако это весьма обобщенное представление. В некоторых жизненных ситуациях отсутствие рефлексов при общении является необходимостью, к примеру, в кабинете у психотерапевта. Врач, общаясь с пациентом, практикует именно нерефлексивное восприятие информации. Другим примером необходимости подобного вида слушания является поведение в семейном или дружеском конфликте, когда одна из сторон просто ждет, пока более темпераментный человек «выпустит пар». Существуют и специальные методики, обучающие нерефлексивному слушанию. Соответственно, этот способ восприятия информации далеко не всегда свидетельствует об отчужденности собеседника или отсутствии у него интереса к разговору.

Что же это такое? Обобщенное определение

Каждый человек, хотя бы поверхностно изучавший психологические дисциплины, обязательно сталкивался при проверочных или экзаменационных работах с таким заданием: «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания». На первый взгляд, никаких сложностей в его исполнении возникнуть не должно. Следует попросту написать или же озвучить определение этого типа слушания.

Однако все не так просто, как кажется. Существует три отличных подробных определения данного понятия. Поэтому при просьбе «Укажите, в чем заключается суть нерефлексивного слушания» требуются пояснения или же дополнения к данной формулировке. Если их нет, то, как правило, озвучивается поверхностное, обобщенное определение данного понятия. Оно же и дает представление о сути этого вида слушания.

Нерефлексивный вид слушания – это специфическая манера восприятия информации и общения, при которой один человек говорит, а другой молчит.

Как еще трактуют это понятие?

Данный тип восприятия информации при рассмотрении его в качестве естественной для человека манеры слушания собеседника определяется как тип ведения диалога, которому, разумеется, присущи собственные характеристики.

Нерефлексивное восприятие информации в этом случае определяется как пассивно-активный тип слушания, при котором человек не рассеян, вникает в суть излагаемого, но сам молчит, хотя и проявляет признаки аудитивного внимания к собеседнику.

Иными словами, слушатель заинтересован в теме разговора и поддерживает говорящего мимикой, жестами, короткими междометиями или редкими наводящими, уточняющими вопросами. Именно такой, естественный вид нерефлексивной манеры восприятия информации лег в основу профессиональных методик слушания, используемых психотерапевтами.

Второе определение истолковывает понятие «нерефлексивное слушание» буквально. Название происходит от латинского слова reflexio, которое переводится на русский язык как «отражение». Таким образом, нерефлексивное восприятие информации - это не что иное, как слушание без вникания в смысл речи или же анализа того, что произносится собеседником. Этот тип слушания тоже задействуется в профессиональных методиках общения. Он незаменим, когда приходится выслушивать пустую, лишенную смысла болтовню.

Третье определение заключается в следующем: нерефлексивное восприятие является молчаливым слушанием излагаемой человеком информации, сопровождающимся созданием условий для того, чтобы собеседник говорил откровенно, по существу. Этот тип слушания подразумевает подбадривание говорящего, демонстрацию внимания, выражающуюся обычно в коротких репликах или междометиях, в жестикуляции и мимике. Именно таким типом нерефлексивного восприятия информации пользуются при разговорах по душам, на первых свиданиях или же при оказании дружеской поддержки.

В чем особенности этого типа восприятия?

В чем особенность нерефлексивного слушания? Казалось бы, ответ на такой вопрос лежит на поверхности, он очевиден из определения этого понятия. То есть особенностью данного способа восприятия информации является молчаливое выслушивание речи собеседника. Без сомнения, это действительно так, и молчание при разговоре является основной, показательной особенностью нерефлексивного восприятия речи другого человека.

Однако данная отличительная черта не является единственной или же уникальной особенностью, присущей этому способу слушания. К примеру, при нахождении на лекции учащиеся молчат, а преподаватель говорит. На первый взгляд, налицо картина нерефлексивного восприятия информации. Но это вовсе не так, поскольку учащиеся молчат не по собственному желанию или в соответствии со своей природой и не из-за проявления осмотрительности, а потому, что таковы правила нахождения на лекции.

То есть молчаливое выслушивание говорящего само по себе не определяет нерефлексивное восприятие, не является его единственной особенностью. Это только один из отличительных признаков рассматриваемого нами способа принятия информации.

Так в чем особенность нерефлексивного слушания? В том, что этот способ восприятия речи является компонентом диалога, манерой поддерживать разговор. Эта манера может быть свойственна человеку от природы, то есть являться неотъемлемой частью его психотипа. Но она может быть и приобретена искусственно, в ходе обучения владению ею. Также нерефлексивная манера воспринимать излагаемую собеседником информацию может быть и вынужденной необходимостью.

В любом случае нерефлексивная разновидность восприятия речи другого человека является результатом добровольного выбора или же стечения обстоятельств, эмоциональных и психологических особенностей личности, но никак не следствием правил. На первый взгляд может показаться, что в данном утверждении есть противоречие. Ведь психотерапевты при приеме пациентов пользуются именно такой манерой общения. Разве в этом случае выбор нерефлексивного способа восприятия не становится результатом следования правилам? Оказывается, нет. Психотерапия допускает любую манеру ведения сеанса. Иными словами, специалист вполне может использовать и активное эффективное слушание, рефлексивное. Нерефлексивное слушание – это добровольный выбор подавляющего большинства специалистов, поскольку методики терапии, основанные на нем, наиболее эффективны, особенно при психоанализе.

Каковы правила техники такого слушания?

У каждого способа общения имеются собственные правила и технические приемы, которым можно научиться.

Техника нерефлексивного слушания подразумевает соблюдение следующих правил:

  • отсутствие попыток вмешательства в речь человека;
  • безоценочное принятие излагаемой собеседником информации;
  • сосредоточение на том, что говорится, а не на собственном к этому отношении.

При следовании этим «трем китам» легко можно овладеть нерефлексивным способом общения.

Когда уместен данный способ слушания? Примеры жизненных ситуаций

Достаточно широко распространено мнение, что сфера использования нерефлексивного слушания - это психология, всякие специальные тренинги, а в обычной жизни данному способу восприятия информации места нет. Подобная убежденность ошибочна. Ситуаций, в которых уместен именно этот тип слушания в обычной жизни, достаточно много.

Например, если люди дружат, близко общаются и у одного из них развивается сильный стресс или же депрессия, то, как правило, этот человек испытывает нужду в слушателе, а не в советчике или критике. Иными словами, человеку хочется только пожаловаться на «злого босса», «глупую жену», рассказать о том, как у него в жизни все плохо, а не выслушивать чьи-то «ценные мысли» или «дельные советы». То есть если друг хочет излить душу, не нужно пытаться объяснять ему, как выкарабкаться из сложившейся ситуации или же проявлять сомнения в сказанном, указывать на плюсы положения говорящего. Следует попросту выслушать.

Не менее частой является ситуация, когда женщины жалуются подругам на своих мужей или детей. В данном случае желанием говорящей является само сетование, а не выслушивание оценок и мнений подруг. Более того, при подобном разговоре уместно исключительно нерефлексивное, пассивное слушание и редкие утешительные фразы, да и то, если задается какой-либо вопрос. Если, к примеру, согласиться с ругающей своих детей или же других членов семьи женщиной, то можно столкнуться с ее негодованием, обидой и попросту потерять подругу. А попытки убеждения ее в обратном и описание положительных качеств тех, кого женщина критикует, приведут к новому витку жалоб, сделав беседу практически бесконечной.

Ошибочно полагать, что профессиональная нерефлексивная манера восприятия информации – удел только психотерапевтов. Примеры нерефлексивного слушания человека при исполнении служебных обязанностей можно найти практически повсюду. Допустим, почтальон принес на дом пожилому человеку пенсию. Пока заполняются необходимые документы, пенсионер что-то рассказывает, жалуется, сообщает об экономической ситуации в стране или повествует о чем-то еще. Разумеется, почтальону совершенно безразличен этот поток сумбурной информации, но заставить старика помолчать он не в состоянии. Остается единственный выход - нерефлексивное слушание. Эффективно «работает» этот способ общения и в магазинах, барах, парикмахерских. Иными словами, пример профессионального практического применения этого варианта восприятия информации можно наблюдать везде, где имеет место вынужденное общение с людьми.

В каких обстоятельствах нужен этот способ слушания?

Суть нерефлексивного слушания заключается в отсутствии активного участия в разговоре. Соответственно, уместен этот способ общения в тех обстоятельствах, в которых рефлексивный тип слушания не требуется.

Как правило, просто выслушать другого человека требуется, если он:

  • желает разъяснить свое отношение к чему-либо или обозначить политическую позицию, поведать о вероисповедании;
  • стремится обсудить острые, злободневные вопросы или семейные проблемы, конфликты на работе;
  • пытается пожаловаться или поделиться радостью.

Кроме этого, нерефлексивное слушание необходимо и на работе, причем вне зависимости от сферы деятельности человека. К примеру, этот тип общения – лучший, если речь идет о беседах с руководителями, начальниками. Также требуется умение слушать и при переговорах. Когда важно правильно понять цели и намерения деловых партнеров либо же предугадать методы, которыми будут пользоваться конкуренты, умение нерефлексивно воспринимать информацию очень пригодится.

Можно ли совмещать разные типы слушания?

Итак, мы уже немного разобрались, в чем состоит нерефлексивное слушание. На практике все сводится к молчаливому восприятию слов собеседника, а значит, оно вполне может стать своеобразным «вступительным этапом» для любого разговора.

В качестве единственного типа слушания собеседника нерефлексивный вид общения используется редко. Как правило, это случается тогда, когда активные формы слушания неуместны. К примеру, если один из собеседников желает выговориться либо же слишком подавлен или, наоборот, возбужден, активная манера общения излишня, нужно просто выслушать. Также не следует переходить от нерефлексивной манеры восприятия информации к активной при вероятности развития конфликта, например при назревающем семейном скандале.

В остальных же случаях нерефлексивное слушание вполне может выступить в качестве прелюдии к активному участию в разговоре. Более того, сочетание рефлексивной и пассивной манер восприятия информации принято применять при ведении дискуссий, научных споров или же при обсуждении каких-либо актуальных для общающихся между собой людей вопросов.

В чем заключается техника выполнения?

Суть техники нерефлексивной манеры выслушивания собеседника заключается в умении молчать, не перебивать и не озвучивать личного отношения к произносимому.

Технику этого способа восприятия информации можно представить в виде перечня сменяющихся типов реакций:

  • готовность слушать;
  • сопереживание, выражаемое мимикой, позой, жестами;
  • поощрение, демонстрация внимания, проявляющиеся в коротких фразах, междометиях и иных вариантах участия (к примеру, можно подлить чаю собеседнику).

Заканчивает разговор тот человек, который являлся его инициатором и активным участником.

Что понимается под техническими приемами?

Прием нерефлексивного слушания – это компонент техники данной манеры общения. К ним относят:

  • мимику;
  • позы тела;
  • жестикуляцию;
  • короткие реплики и междометия;
  • действия, выражающие заинтересованность и участие;
  • наводящие вопросы, заполняющие паузы и провоцирующие продолжение речи рассказчика.

Поскольку слушающий человек молчит большую часть времени разговора, собеседник ориентируется на позы его тела, взгляд, выражение лица и прочее. Поэтому крайне важно не просто научиться не перебивать рассказчика и не выносить суждений об услышанном, но и контролировать принимаемые позы, жестикуляцию и мимику.

С какими сложностями может столкнуться слушатель?

Как правило, при вопросе о сложностях, с которыми придется столкнуться тому, кто начинает овладевать искусством нерефлексивного восприятия информации, первое, что приходит на ум - это необходимость сдерживания собственной вербальной активности.

Но умение не перебивать собеседника, не вставлять в его рассказ оценочных суждений и не высказывать собственную точку зрения – далеко не самое трудное в искусстве нерефлексивного восприятия речи другого человека.

Слушающего чей-либо рассказ подстерегают следующие сложности:

  • потеря концентрации, при этом смысл речи собеседника ускользает частично или полностью;
  • временное «отключение» от содержания рассказа, при такой реакции часть произнесенного попросту не воспринимается;
  • додумывание, своеобразная попытка «чтения мыслей».

Преодолеть каждую из данных разновидностей трудностей бывает намного сложнее, чем научиться не перебивать собеседника.

Потеря концентрации – особенное состояние, при котором человек слушает, но одновременно с этим «витает в облаках». Часто при такой реакции слушающий теряет нить рассказа, не улавливает последовательности излагаемых собеседником информационных данных. Как правило, подобная реакция характерна для разговоров на мало интересные слушателю темы. Но потерять внимание к содержанию речи рассказчика слушатель может и рефлекторно. К примеру, если собеседник много раз повторяет одно и то же. Так происходит и в случае монотонности речи, невыразительности рассказа, отсутствии в ней эмоциональной окраски.

Временное «отключение» внимания подразумевает под собой полное «выпадение» слушателя из реальности. То есть человек не просто пропускает мимо ушей какие-либо детали рассказа, он в принципе не слышит речь собеседника.

Додумывание нередко становится прямым следствием «отключения» от идущего разговора. После того как разум слушателя «включается», человек осознает, что упустил большую часть рассказа и, соответственно, пытается ее представить. А этот процесс неминуемо ведет к тому, что слушатель начинает додумывать за рассказчика и последующие речевые эпизоды. Иными словами, начинает заниматься «чтением мыслей» говорящего, вместо того, чтобы просто слушать его.

Из всех трудностей, подстерегающих того, кто овладевает искусством нерефлексивного слушания, додумывание наиболее опасно. Наличие этой реакции не позволяет правильно понять собеседника. Иными словами, слушатель приходит к каким-либо конкретным выводам, основываясь не на словах рассказчика, а на собственном представлении о содержании его речи.

fb.ru

Нерефлексивное слушание — Мегаобучалка

До сих пор в процессе слушания выделялись такие черты, как активность, что означает заинтересованность слушающего, его умственное и физическое внимание. Однако, оценивая, уточняя или анализируя то, что нам говорят другие, мы, как правило, все же уделяем больше внимания своим делам, чем тому, что нам говорят. Более того, мы, случается, перебиваем собеседника. Bсе это не только искажает сообщение, но — хуже — нарушает процесс общения.

Простым методом сохранения заинтересованности и внимания в процессе устного общения является метод нерефлексивного слушания.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешива­ясь в речь собеседника своими замечаниями. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Это — активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В зави­симости от ситуации в процессе нерефлексивного слушания мо­жет быть выражено понимание, одобрение и поддержка. Подчас нерефлексивное слушание — наша единственная возможность, поскольку собеседник, особенно если он эмоционален, возбуж­ден или испытывает трудности в формулировании своих мыслей, хочет, чтобы его услышали, и не интересуется нашими замечани­ями.

Нейтральные, по существу малозначащие фразы представляют собой те «минимальные» простейшие ответы, которые позволяют содержательно продолжить беседу. Такие ответы являются при­глашением высказаться свободно и непринужденно. Они по­могают выразить одобрение, интерес и понимание. Это — не про­сто реплики, которые делаются тогда, когда ответить нечего.

Иногда намек можно понять и из невербального выраже­ния. Например, многое о том, что человек хочет сказать, мож­но определить по выражению его лица, по его позе или дви­жениям.

В таких случаях могут помочь «буферные» фразы типа:

«У Вас вид счастливого человека».

• «Вас что-нибудь беспокоит?»

• «Вы чем-то встревожены?»

• «Что-то случилось?»

Исследования показали, что простейшая, нейтральная ре­плика или утвердительный наклон головы ободряет собеседни­ка и вызывает у него желание продолжать беседу, а главное — общение. Есть, конечно, и другие приемы ответов, служащие той же цели. Важно только, чтобы ответы возникали есте­ственно и были бы всегда действительно нейтральными. Наиболее употребительными минимальными ответами могут быть следующие:



• «Да?»

• «Продолжайте, продолжайте. Это интересно».

• «Понимаю».

• «Приятно это слышать».

• «Можно ли поподробнее?»

Эти реплики нейтральны, их иногда называют «открывающи­ми», т. е. такими, которые способ-ствуют развитию беседы, осо­бенно в самом ее начале. Такие слова вдохновляют говорящего, снима-ют напряженность, возникающую из боязни быть непонятым или получить молчаливый отказ, поско-льку молчание час­то истолковывается неправильно — как незаинтересованность или несогласие.

Иногда краткие ответы можно понять и как принуждение, что может помешать общению. Это, например, такие замечания:

• «Это почему же?»

• «Приведите мне хотя бы на то причины».

• «Почему бы и нет?»

• «Ну, не может быть, чтоб так уж плохо»,

• «Ну, давайте же».

Эти же ремарки, вероятнее всего, приведут к прекращению разговора или заставят говорить о том, чего человек и не хотел рассказывать. Такие фразы — помеха в общении.

Нерефлексивное слушание уместно далекое не всегда. Все зависит главным образом от конкретной ситуации, личности, положения говорящего и слушающего и цели их общения. Общее правило состоит в том, что нерефлексивное слушание особенно полезно тогда, когда собеседник проявляет такие глубокие чувства, как гнев или горе, или же просто говорит о том, что требует лишь минимального ответа. Нерефлексивное слушание может быть полезным, например, в следующих ситуациях:

1. Собеседник горит желанием высказать свое отношение к чему-либо или выразить свою точку зрения.

Нерефлексивное слушание подходит также при проведении интервью. Особенно полезно применять этот прием в ходе собе­седования при приеме на работу, когда о заявителе хотят узнать как можно больше. Если Вам придется проводить такие беседы, можно начать разговор открытым вопросом: «Что в Вашей рабо­те нравится Вам больше всего?» или «Почему Вы хотите рабо­тать у нас?» Затем, в моменты, когда это будет удобным, можно использовать нейтральные реплики, чтобы помочь собеседнику в самовыражении. Нерефлексивное слушание также полезно для понимания точки зрения говорящего или выяснения того, что скрывается за его предложением или жалобой. Это особен­но полезно при проведении коммерческих переговоров, а также в сфере торговли и услуг при выяснении потребностей клиен­тов, когда в кратком диалоге требуется точное взаимопонима­ние.

2. Собеседник хочет обсудить наболевшие вопросы. Это как раз тот случай, когда рекомендуется применить прием именно нерефлексивного слушания. В противном случае сдер­живаемые чувства помешают любой попытке установить нор­мальный двусторонний разговор. Когда человек бьется над ре­шением какой-либо проблемы или чувствует себя обиженным, он испытывает беспокойство, страх, разочарование, боль, гнев или негодование. В таких случаях благоразумно, почти не вмешиваясь в речь собеседника, предоставить ему возмож­ность высказаться и выразить любое свое чувство. Нерефлек­сивное слушание более всего подходит для напряженных си­туаций.

3. Собеседник испытывает трудности в выражении своих забот и проблем. В этом случае нерефлексивное слушание позволяет минимально вмешиваться в разговор, тем самым облегчив самовыражение говорящего.

Участников одного эксперимента попросили записать на магнитофон свою речь на любую тему. За это предлагалась оплата, размер которой был поставлен в зависимость от продолжительнос-ти разговора. Некоторые из участников эксперимента говорили по 5 дней подряд. Многие почувство-вали себя лучше только потому, что им представилась возможность выговориться, а других сложилось мнение, что магнитофон лучше любого собеседника.

4. Сдерживание эмоций в беседе с человеком, занимающим более высокое положение. Люди часто не решаются высказы­ваться перед своим начальством из-за боязни испортить отношения или подвергнуть опасности работу.

Как говорилось ранее, многое зависит от конкретной ситуа­ции, личности говорящего и слушающего, цели их общения. Hо обычно люди, занимающие более высокое положение, чувствуют себя свободнее в ходе разговора, часто перебивают собеседника по существу, т. е. проявляют своего рода власть. В результате общение становится односторонним, а люди, занимающие более высокое положение, слышат лишь то, что им хочется услышать, а не то, что им необходимо слушать.

Результаты одного ис­следования указывают на то, что дисциплина и «моральный дух» выше в тех коллективах, где руководитель (мастер) чаще выслушивает жалобы и горести подчиненных. Это не означа­ет, что такой руководитель меньше внимания уделяет произ­водству, нет, он просто более «ориентирован на работников». Опыт показывает, что работники в таких коллективах добива­ются более высокой производительности труда, чем те, руко­водители которых «ориентированы главным образом на произ­водство».

Есть и другие ситуации, в которых нерефлексивное слуша­ние может быть также уместным. Застенчивым и неуверенным в себе людям легче общаться с выдержанными и скромными со­беседниками. Люди, работающие с цифрами с техникой, в лабораториях или научно-исследовательских организациях, не всегда умеют легко общаться. Более того, люди, пережившие эмоциональные кризисы, часто ищут в собеседнике «резонато­ра», а не советчика.

В подобных случаях нерефлексивное слушание, иногда со­провождаемое соответствующими приемами невербального об­щения, например, прикосновением руки, выражает понимание и сочувствие лучше, чем поток слов.

 

Как надо и как не надо слушать

Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать при­емы правильного слушания.

1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о лю­дях поспешно? Часто ли Вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в Ваших ответах? Какие из них используются Вами чаще всего? Лучшее знание своих при­вычек слушать является первым этапом в их изменении.

2. Помните, что в общении участвуют два человека: один — говорит, другой — слушает, при-чем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно. Когда бы это ни случилось, но если Вам не ясно, о чем говорит собеседник, Вы должны дать ему это понять — или путем постановки уточняющих вопросов, или активным отра­жением того, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас.

3. Будьте физически внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убеди­тесь в том, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете. Сиди-те или стойте на таком расстоянии от собеседника, которое обеспечивает удобное общение обоим.

4. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник. Посколь­ку сосредоточенным внимание может быть недолго (менее одной минуты), слушание требует сознательной концентрации внимания. Стремитесь свести к минимуму ситуационные поме­хи, например, телевизор или телефон. Не допускайте «блужда­ния» мыслей. Помочь сконцентрироваться на том, о чем гово­рит собеседник, вероятнее всего, может Ваше физическое вни­мание и речевая активность.

5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства со­беседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными» — в соответствии с социально принятыми нормами. Слушайте не только информацию, но и передаваемые чувства. Например, работник, кото-рый говорит: «Я закончил работу с этими письмами», передает иную мысль, чем работник, который говорит: «Слава богу, наконец-то я покончил с этими проклятыми письмами!» Хотя содержание этих сообщений оди­наковое, последнее сообщение в отличие от первого выражает еще и чувства.

6. Наблюдайте за невербальными сигналами говорящего. Поскольку большая часть общения является невербальной, будьте внимательными не только к словам, но и к невербальным выражениям. Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на Вас пристально и как он поддерживает с Вами визуальный контакт. Следите за тоном голоса и скоро­стью речи. Обратите внимание на то, как близко или как далеко от Вас сидит или стоит говорящий, способствуют ли невербаль­ные сигналы усилению речи говорящего или они противоречат высказываемому словами.

7. Придерживайтесь одобрительной установки по отноше­нию к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения. Чем больше говорящий чувствует одобрение, тем точ­нее он выразит то, что хочет сказать. Любая отрицательная ус­тановка со стороны слушающего вызывает защитную реакцию, чувство неуверенности и настороженность в общении.

8. Старайтесь выразить понимание. Пользуйтесь приемами рефлексивного слушания, чтобы понять, что в действительно­сти чувствует собеседник и что он пытается сказать. Эмпатическое общение означает не только одобрение говорящего, но позволяет точнее понять сообщение.

9. Слушайте самого себя. Слушать самого себя особенно важно для выработки умения слушать других. Когда Вы озабо­чены или эмоционально возбуждены, то меньше всего способны слушать то, что говорят другие. Если же чье-то сообщение за­тронет Ваши чувства, выразите их собеседнику: это прояснит ситуацию и поможет Вам слушать других лучше.

10. Отвечайте на просьбы соответствующими действиями. Помните, что часто цель собеседника — получить что-либо ре­ально ощутимое, например, информацию, или изменить мнение, или заставить сделать что-либо. В этом случае адекватное дей­ствие — лучший ответ собеседнику.

Основное внимание в процессе совершенствования своих Привычек слушать следует уделить положительным рекоменда­циям, однако полезно помнить и о типичных ошибках.

Слушая собеседника, никогда:

1) не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это еще не означает, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли. Встречаются и такие, которые могут одновременно пространно излагать, обрабатывать инфор­мацию и отлично слушать. В идеале нужно уметь переходить от высказывания к слушанию легко и естественно;

2) не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы Вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица или в жестах. Притворство обыч­но воспринимается как оскорбление. Лучше уж признаться в том, что в данный момент Вы слушать не можете, сославшись, например, на занятость;

3) не перебивайте без надобности. Большинство из нас в со­циальном общении перебивают друг друга, делая это подчас нео­сознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если Вам необходимо перебить кого-либо в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный Вами ход мыслей собеседника;

4) не делайте поспешных выводов. Как мы уже выяснили, каждый неосознанно склонен судить, оценивать, одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Но именно такие субъективные оценки заставляют собеседника занять оборонительную пози­цию. Помните, такие оценки — барьер содержательного обще­ния;

5) не дайте «поймать» сами себя в споре. Когда Вы мысленно не соглашаетесь с говорящим, то, как правило, прекращаете слушать и ждете своей очереди высказаться. А уж когда начи­наете спо-рить, то настолько увлекаетесь обоснованием своей точки зрения, что подчас уже не слышите собесе-дника. А ведь он уже давно говорит Вам: «Это и есть то, что я пытаюсь Вам сказать!» Если возникнет настоящее несогласие, следует обя­зательно выслушать собеседника внимательно и до конца, с тем, чтобы понять, с чем именно Вы не согласны, а уж после этого излагать свою точку зрения;

6) не задавайте слишком много вопросов. Полезно задать вопрос для уточнения сказанного. Но закрытые вопросы, требу­ющие конкретного, определенного ответа, необходимо сводить до минимума. Однако и открытыми вопросами, которые поощ­ряют говорящего подробно высказать свои мысли, следует пользоваться осторожно. Чрезмерно большое количество воп­росов в известной степени подавляет собеседника, отнимает у него инициативу и ставит в оборонительную позицию;

7) никогда не говорите собеседнику: «Я хорошо понимаю Ваши чувства». Такое заявление служит больше для оправда­ния собственных (и безуспешных) попыток убедить собеседни­ка в том, что Вы слушаете. В действительности узнать, что и как именно чувствует собеседник, очень трудно. К тому же такое общение поставит под сомнение доверие к Вам, и беседа скорее всего вообще прекратится. В таком случае следует дать собе­седнику понять, что Вы его слушаете, задав, например, такой эмпатический вопрос: «Вы чем-то разочарованы?» или «Я чув­ствую, что Вас кто-то обидел», или любым другим замечанием, соответствующим обстановке;

8) не будьте излишне чувствительными к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения. Будьте настороже к эмо­ционально заряженным словам и выражениям, слушайте толь­ко их смысл. Ваши собственные чувства могут блокировать по­нимание того, что Вам действительно необходимо узнать;

9) не давайте совета, пока не просят. Непрошеный совет дает, как правило, тот, кто никогда не поможет. Но в тех случа­ях, когда у Вас действительно просят совета, примените при­емы рефлексивного слушания, чтобы установить, что собесед­ник хочет узнать на самом деле;

10) не прикрывайтесь слушанием как убежищем. Пассив­ные, неуверенные в себе люди иногда используют слушание как возможность избежать общения и самовыражения. Они не толь­ко не говорят, но на самом деле и не слушают. Они воздержива­ются от высказывания своих мнений и чувств из-за боязни нео­добрения или критики. Как ни парадоксально, но молчание тем самым мешает эффективному общению.

megaobuchalka.ru

нерефлексивное слушание - это... Что такое нерефлексивное слушание?


нерефлексивное слушание

   (в диалоге)

   явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно-молчаливое участие в общении, заключающееся в том, чтобы не мешать, дать полнее высказаться увлеченному или возбужденному человеку и в результате лучше его понять. При этом знаками аудитивного внимания и доброжелательной поддержки партнера, которому надо «излить душу», будут краткие поощрительные реплики слушателя (Да? И что же? Понимаю, Продолжайте, Это любопытно и т. п.), а также адекватная этому невербалика. Слушатель, однако, при этом не проникается эмоциями собеседника, а лишь полнее вникает в поступающую от него информацию.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология . 2015.

  • нервозность
  • нерешительность

Смотреть что такое "нерефлексивное слушание" в других словарях:

  • Нерефлексивное слушание — (в диалоге) – явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно молчаливое участие в общении,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Слушание понимающее — (в психотерапии) метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Слушание нерефлексивное — (лат. reflexio отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • слушание Нерефлексивное — умение внимательно молчать, не вме­шиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… …   Педагогическое речеведение

  • Метод беседы — Метод беседы  психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы …   Википедия

speech_culture.academic.ru

Слушание нерефлексивное - это... Что такое Слушание нерефлексивное?


Слушание нерефлексивное
(лат. reflexio - отражение) слушание без анализа (рефлексии), дающее возможность клиенту высказаться; состоит в умении психотерапевта внимательно молчать. Это один из приемов понимающего слушания, используемый клиническим психологом в ходе терапевтической сессии с клиентом. Прием широко используется в контексте психотерапии гуманистического направления. Предназначение С. н. - создание условий для того, чтобы клиент полностью выговорился особенно в ситуациях, когда ему необходимо обсудить свои наболевшие вопросы (напр., семейный конфликт). Правила С. н.: (а) минимум ответов (невмешательство) со стороны психолога; (б) быть своеобразной «губкой», впитывающей все, что говорит клиент, без какого-либо отбора и сортировки; (в) постоянно подавать клиенту сигналы, что тот услышан. Для этого психолог используются короткие реплики: «Да…», «Да-да…», «Понимаю…» и пр. Эти реплики нейтральны, помогают клиенту говорить (приглашая продолжать), показывают ему, что им интересуются, хотят знать его мнение и чувства. Сигналом внимания для клиента может быть и кивок головы психолога, легкое изменения выражения его лица и пр. Недостатки использования С. н. проявляются в след. ситуациях: (1) у клиента желание говорить слабое или совсем отсутствует; (2) есть опасность, что внимание психолога клиент истолкует как полное согласие с содержанием его рассказа; (3) в течение длительного времени иногда приходится слушать пустую болтовню. Лит.: Rogers C. R. Curl Rogers on encounter groups. N. Y., 1970; Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М., 1996; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. Под общей редакцией А. А. Бодалева. 2011.

  • Слухи
  • Слушание понимающее

Смотреть что такое "Слушание нерефлексивное" в других словарях:

  • слушание Нерефлексивное — умение внимательно молчать, не вме­шиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Слушание понимающее — (в психотерапии) метод гуманистической психотерапии, имеющий целью понять клиента; традиционно используется профессиональными психотерапевтами, психологами, к рые умеют слушать и слышать именно то, что им говорят. Приемы С. п.: нерефлексивное… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Нерефлексивное слушание — (в диалоге) – явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно молчаливое участие в общении,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • нерефлексивное слушание —    (в диалоге)    явление, когда собеседник слушает внимательно и почти не вмешивается в речь партнера своими замечаниями и др., в основном молчит. Но это не пассивное слушание с рассеянным вниманием, а активно молчаливое участие в общении,… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыслей, либо слишком эмоционален или же не проявляет интереса к замечаниям… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… …   Педагогическое речеведение

  • Метод беседы — Метод беседы  психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы …   Википедия

communication_psychology.academic.ru

РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание - это... Что такое РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание?


РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание
активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование, резюмирование.

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. — Алматы: Создiк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.

  • РЕФЛЕКС
  • РЕФЛЕКСИЯ

Смотреть что такое "РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание" в других словарях:

  • Рефлексивное слушание — – слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • рефлексивное слушание —    слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ —         (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое в пед.… …   Педагогический словарь

  • слушание Рефлексивное — активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Метод беседы — Метод беседы  психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы …   Википедия

  • Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… …   Педагогическое речеведение

  • Предварительное следствие: допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация при допросах чаще бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовности и желанием сотрудничать с ПОО. Наиболее распространенной процессуальной формой ее… …   Энциклопедия современной юридической психологии

eurasian_wisdom.academic.ru

Рефлексивное слушание - это... Что такое Рефлексивное слушание?


Рефлексивное слушание
– слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что-то непонятно… Если я вас правильно понял… Иначе говоря (проще говоря), вы отказываетесь? и т. п.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Рефлекс
  • Рефлексивность – импульсивность

Смотреть что такое "Рефлексивное слушание" в других словарях:

  • рефлексивное слушание —    слушание, при котором собеседник старается добиться большой точности и полноты понимания того, что ему говорит партнер. В этом случае применяются реплики – уточнения услышанного: Не понял… А что это значит? Что вы имеете в виду? Что то… …   Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

  • РЕФЛЕКСИВНОЕ СЛУШАНИЕ —         (reflective listening). По своему содержанию Р. с. включает способность реагирования на другого человека возникновением эмпатии. Роджерсом (Rogers С. R.) и другими авторами эмпатия рассматривается как важный элемент психотерапевтического… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • РЕФЛЕКСИВНОЕ слушание — активное слушание собеседника, постоянное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник. Применяются следующие формы уточнения: вопросы говорящему, просьба повторить фразу; перефразирование,… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • СЛУШАНИЕ — вид коммуникативной деятельности в процессе общения, связанный с восприятием и пониманием речи участников общения и реагированием на нее. Слушание рефлексивное слушание с анализом, уточнениями, перефразированием. Слушание эмпатическое в пед.… …   Педагогический словарь

  • слушание Рефлексивное — активное слушание собеседника, посто­янное реагирование на его речь. Уместно, когда необходимо уточнять смысл того, о чем говорит собеседник [24, c. 137]. СОАВТОРСТВО – сотрудничество нескольких авторов в работе над созданием совместного… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Метод беседы — Метод беседы  психологический вербально коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего. Содержание 1 Общие сведения 2 Виды беседы …   Википедия

  • Способы слушания — нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание состоит в умении «внимательно молчать», не вмешиваясь в речь говорящего своими замечаниями. Это активный процесс, требующий физического и психологического внимания. В процессе… …   Педагогическое речеведение

  • Предварительное следствие: допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Допрос в бесконфликтной ситуации — Бесконфликтная ситуация при допросах чаще бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовности и желанием сотрудничать с ПОО. Наиболее распространенной процессуальной формой ее… …   Энциклопедия современной юридической психологии

psychology_pedagogy.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *