Пирамида потребности – Пирамида потребностей по Маслоу — Википедия

Планируем семейный бюджет согласно пирамиде потребностей Маслоу

Составление и ведение семейного или личного бюджета — не такое уж и простое дело, как кажется. С одной стороны, вроде бы все просто — посчитал, сколько примерно нужно на еду, на оплату коммунальных услуг, на одежду, на хозяйственные нужды и так далее. Но потом вы вдруг вспоминаете, что хотели же купить себе еще новые штаны, да и технику обновить надо было. А еще ведь и к стоматологу надо заглянуть — и понеслась! Нужно так много всего, а семейный бюджет не резиновый, и деньги на дереве не растут. А ведь еще и откладывать хочется, чтобы был запас на всякий случай.

Как найти идеальный вариант бюджетного планирования, чтобы получилось и нашим, и вашим? То есть, и все необходимое учесть, и оставить себе на мелкие и средние радости (особо крупные нужно всегда планировать заранее)? Один из вариантов — составлять бюджет на основе пирамиды человеческих потребностей Маслоу. Кстати, довольно интересный и практичный вариант!

Shutterstock

Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.

Идея состоит в том, чтобы распределить свой доход так, чтобы все потребности были удовлетворены согласно их приоритетности: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, престижные потребности и духовные.

С одной стороны, все вроде бы просто и понятно. Но с другой иногда появляются сомнения на счет того, к какому виду потребностей отнести тот или иной пункт растрат. К примеру, покупка нового смартфона или ноутбука может трактоваться двояко: на первый взгляд это явно не физиологическая потребность и не потребность в безопасности, но, если рассматривать это покупку как необходимый рабочий инструмент для новой работы, его положение в списке сразу же меняется.

Основными можно считать первые две ступени иерархии — физиологические потребности и потребности в безопасности. Оставшиеся ступени можно отнести к простому «Хочу».

Составление бюджета согласно пирамиде потребностей по Маслоу

Физиологические потребности

  • Квартплата или кредитные платежи
  • Основные средства для существования: бакалейные товары, продуктовые товары (без изысков) и вода.
  • Одежда: не дизайнерская, а именно то, что необходимо (теплая куртка, если началась зима, и т.д.).

Потребности в безопасности

  • Электроэнергия и газ
  • Плата за телефон
  • Медицина (деньги на лекарства, вызов врача, процедуры и больницу) или страховка
  • Затраты на машину (бензин) или проезд в общественном транспорте
  • Техническое обслуживание дома или квартиры (вдруг трубы прорвет — запас всегда должен быть).
  • Операционные затраты, связанные с вашим бизнесом.

Социальные потребности

  • Подарки
  • Благотворительные взносы
  • Развлечения
  • Времяпрепровождение с семьей и друзьями

Престижные потребности

  • Соответствующая одежда для работы (дорогие костюмы, галстуки, запонки, обувь)
  • Дополнительное обучение и развитие в профессиональном плане (различные тренинги, семинары и курсы)
  • Деньги на обеды в ресторанах
  • Занятия спортом, не относящиеся к основным биологическим потребностям (посещение спортивного клуба, индивидуальные занятия с тренером, покупка дорогостоящей спортивной одежды или оборудования, и так далее).

Духовные потребности или самореализация

  • Хобби
  • Затраты на Интернет, если он не необходим для работы.
  • ТВ
  • Отпуск и путешествия просто так, а не по необходимости.
  • Затраты на предметы роскоши (тут они у каждого свои).

Признаюсь честно, составление и ведение домашнего бюджета всегда давалось моей семье не очень легко. Но со временем мы смогли составить свою систему, и она более ли менее совпадает с той, которую я привела в этой статье: на первом месте всегда самое необходимое — дом, питание, работа, медицина и учеба, и только потом уже идут остальные пункты, которые действительно можно объединить в группу «Желания».

И знаете что? Это действительно работает!

А как вы ведете свой бюджет? Есть ли у вас своя система и насколько безотказно она работает?

lifehacker.ru

Пирамида потребностей по Маслоу.

Теория потребностей по Маслоу — это одна из самых важных теорий потребностей, которую обязательно должен знать менеджер по продажам. Пирамида потребностей А. Маслоу

объясняет поведение и действия людей при покупке.

Когда вы научитесь понимать мотивацию по Маслоу,  сможете ее применять на практике, в этом случае она станет ключом понимания желаний ваших покупателей и вы сможете грамотно влиять на решение покупателя сделать покупку.

По мнению разработчика данной теории Абрахама Маслоу, каждый человек в разные периоды своей жизни нуждается в удовлетворении следующих потребностей:

  1. Потребности 1 уровня. Биологические  (потребности выживания в еде, питье, тепле, сне, жилье, финансовом доходе).
  2. Потребности 2 уровня. Потребность в безопасности и надежности (стабильном доходе, обеспечение безопасности накопленных материальных ценностей).
  3. Потребности 3 уровня. Потребность принадлежать к выбранной социальной группе (потребность в достижении). Все мы стремимся к достижению собственных целей, нам нужно постоянно чувствовать движение, расти, избегая внутреннего застоя и апатии.
  4. Потребности 4 уровня. Потребность в признании и уважении окружающих. Взрослые уже не могут открыто заявить: » Посмотрите на меня, какой я молодец!»,  и для этого покупают дорогую одежду, аксессуары, машины, ездят отдыхать в экзотические страны, а затем всем знакомым рассказывают о своих успехах.
  5. Потребности 4.1 уровня. Потребность в самоуважении (чувстве идентичности). Выделяю этот уровень потребностей специально для менеджеров по продажам, хотя в обычной классификации его выделяют редко. Для человека (менеджера по продажам) очень важно получить одобрение своих действий у окружающих, прежде, чем он сможет уважать себя.  Иногда продавцы отказываются от невыгодной, по их мнению, продажи для покупателя, стараясь заполучить его уважение.  Такое поведение может быть чревато для менеджера, если у покупателя все же появится потребность в покупке. Поэтому очень важно верить в необходимость вашего товара для покупателя, верить в себя!
  6. Потребности 5 уровня.  Потребность в самовыражении (самоактуализации). Такая потребность возникает, когда человек находится на пике своей жизни, когда он уже прошел все уровни потребностей, многого добился, состоялся, реализовался, он полон позитива и оптимизма, он чувствует, что сполна реализовал свой природный потенциал.

Кстати, есть альтернативная точка зрения на пирамиду потребностей Маслоу, которая объясняет жизненные успехи человека:

Для чего же она нужна эта пирамида потребностей Маслоу, спросите вы?

А вот для чего. Любая реклама, любые маркетинговые акции и распродажи  таких товаров, как еда, одежда, лекарства, недвижимость, основаны на биологических потребностях покупателей (1 уровень).  К потребности в безопасности (2 уровень) обращается реклама страховых компаний, банков, охранные фирмы. Потребность в достижениях (3 уровень) основная для покупателей книг, газет,  слушателя курсов и семинаров. Потребности 4 уровня мы сможем удовлетворить, купив дорогой автомобиль, эксклюзивное украшение, апартаменты. Как ни странно, потребность 5 уровня в самовыражении могут удовлетворить только благотворительность, волонтерство, помощь своему городу, стране или другим людям.

А теперь, как говорится, для чистоты эксперимента, постарайтесь определить, на каком уровне потребностей находитесь вы сами в настоящий момент времени…

Ну как, получилось?

Теперь благодаря пирамиде потребностей Маслоу вы сможете понять своего покупателя: что является его главным мотивом при покупке и потребности какого уровня удовлетворяет тот товар, который вы продаете. Опять же, товар, который вы продаете, должен удовлетворять потребности покупателя именно сейчас, именно в настоящий момент, решать сегодняшние проблемы, а не быть полезным когда-то в будущем.

Как применяется такая пирамида в продажах, а точнее в технике СПИН, расскажет этот познавательный тренинг Александра Ерохина:

Следующие статьи курса:

 Курс менеджеров по продажам                         Главная страница

seportal.ru

Пирамида потребностей | Вы здоровы

Пирамида потребностей
Опубликовал adminПоследнее обновление: Четверг, Август 7, 2014 — Сохранить & Добавить — Нет комментариев

Что нужно человеку для счастья и благополучия? Какие мотивы побуждают его чего-то добиваться в жизни? Известно, что в одной и той же ситуации некоторые люди изо всех сил держатся за то, что имеют, а другие неожиданно для себя кидаются круто менять жизнь, «сжигая за собой мосты». Какой стиль поведения более эффективен? На вопросы отвечает врач и психолог, кандидат наук в области трансперсональной психологии С.Г. ВЫБОРНОВА.

— Светлана Геннадьевна, что это за пирамида потребностей Маслоу? Откуда она взялась?

Абрахам Маслоу был первым психологом, который всерьез занялся изучением человеческих потребностей. Его настоящая фамилия — Маслов. Его родители из России переехали в Америку, и родился он в 1908 г. в Бруклине (Нью-Йорк). Мальчик рос в не очень благополучной семье, к тому же его типично еврейская внешность сделала его изгоем — что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Он был одинок и несчастен, вырос среди книг, без друзей. И в конце концов пришел в психологию — нас всегда интересует то, что связано с нашими собственными проблемами.

Маслоу первым среди психологов предложил изучать не патологию, не психические отклонения (в ту пору уже были

психоанализ Фрейда, бихевиоризм — направления, сосредоточенные на психопатологиях), а здоровых и успешных людей, которые заявляют, что они счастливы и многого добились.

Этот подход был настолько новым, что Маслоу критиковали, работы его не печатали. Но он упорно, на протяжении многих лет находил таких людей, опрашивал их, выявлял их общие качества, систематизировал результаты. И на основании этих исследований Абрахам Маслоу в середине 1950-х гг. создал свою «иерархию потребностей», которую позднее изобразили в виде пирамиды, названной его именем — пирамида потребностей Маслоу. Он же является одним из основателей гуманистической психологии.

— Что такое гуманистическая психология?

Это третья волна развития психологической науки, после психоанализа и бихевиоризма, признающая своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, психическое здоровье, межличностное общение. Она утверждает, что человек может очень многого добиться, воспитать самого себя и стать счастливым, если будет сознательно прилагать к этому усилия. Именно на основе гуманистической психологии Маслоу и создал модель, которую потом нарисовали в виде треугольника, — пирамиду потребностей. Он разделил потребности на базовые, условно называемые низшими, и высшие.

В основании пирамиды лежат базовые, то есть физиологические потребности — в еде, питье, сексе. Они присущи всем, но для большинства людей являются еще и доминирующими, главными, поэтому составляют самый большой слой пирамиды. К базовым относится и следующий уровень — потребность в безопасности, защищенности.

По мнению Маслоу, человек не может испытывать высших потребностей, пока его потребности низшего уровня не удовлетворены.

— А что Маслоу относил к высшим потребностям?

Выше базовых находятся социальные потребности — потребность в любви и потребность в принадлежности к определенному обществу, слою, группе. Затем идут этические потребности — в уважении, признании, определенном статусе. И, наконец, на самый верх пирамиды Маслоу поместил потребность в самоактуализации. То есть человек, который достиг высшего уровня этой пирамиды, сам себя актуализирует, реализует, развивает.

Таких людей очень мало. К ним Маслоу относил, в частности, президента США Авраама Линкольна, физика Альберта Эйнштейна, борца за права человека Элеонору Рузвельт, великого гуманиста, философа, музыканта и врача Альберта Швейцера.

Однако эта иерархия потребностей не так уж жестко фиксирована. Просто человек, у которого не удовлетворены две потребности, предпочтет сначала удовлетворить базовую, более насущную. Но бывает, что по степени важности потребности меняются местами. Например, люди, преданные высшим идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

— Какие же практические выводы можно сделать из такой пирамиды?

Эту пирамиду еще называют пирамидой мотивации, так как в своих исследованиях Маслоу выяснял, что движет людьми, что мотивирует успешных, творческих людей заниматься творчеством. И выявил, что в основе всегда лежат потребности.

Пирамида потребностей Маслоу нравится мне еще и тем, что она показывает: если человек занимается деятельностью, которая не удовлетворяет его потребностей (а все потребности в нас заложены!), то он несчастен. Тот, кто способен на большее, чем то, что он делает, никогда не будет счастливым. А вокруг нас множество людей, которые по каким-то причинам не реализуют себя…

Кстати, у того же Маслоу я прочла, что психосоматические заболевания в основном возникают из-за того, что не удовлетворены какие-то потребности. Человек очень сильно чего-то хочет, но не может этого добиться, не видит путей, вытесняет желание или даже не осознает. И это приводит не просто к плохому эмоциональному состоянию или депрессии, но нередко и к болезни. Вот почему так важно распознавать и реализовывать свои потребности — это путь к счастью и здоровью.

— Как распознать свои потребности?

Маслоу пишет, что распознавание своих истинных потребностей — это очень большая психологическая работа, потому что чем выше потребность, тем тоньше ее признаки, тем они труднее различимы. И это понятно: организм человека, как и любой другой живой организм, в первую очередь сосредоточен на поддержании жизни, поэтому базовые потребности дают о себе знать особенно громко. В ответ включаются защитные механизмы, в частности механизмы добывания еды. А высшие потребности более тонки, далеко не так очевидны, но оказывается, что именно они обусловливают то, счастлив человек или нет.

— Общество старается всячески стимулировать базовые, низшие потребности человека, обрушивая на нас целую индустрию потребления. Как этому противостоять?

А нужно ли противостоять? Мне кажется, что если человек не удовлетворил свои базовые потребности, принуждать или побуждать его к чему-то высшему бесполезно. Один мой знакомый в постперестроечные годы работал в издательстве и был очень беден. Но потом ему повезло: появились какие-то заказы, начал существенно больше зарабатывать. И он мне рассказывал, что когда понемногу стали появляться деньги, он ходил в магазин и без конца покупал всяческие вкусности, которые раньше не мог себе позволить. Сейчас все эти деликатесы его не очень волнуют. Но сколько-то месяцев ушло, пока он эти потребности удовлетворял.

— Какой же вывод мы можем сделать? Идти на поводу у своих желаний?

— Если такие потребности действительно вдруг вылезают у человека, не надо сопротивляться и их подавлять. Дайте им возможность проявиться, иначе они будут вас грызть. В идеале было бы правильно осознать свою потребность и дать ей реализоваться. Удовлетворить ее. И тогда следующим пластом может возникнуть: а что еще я хочу? Я съел все шоколадные конфеты, перепробовал всю колбасу, может быть, теперь перейти на рыбу? Но есть шанс (и таких примеров много), что у человека возникнут какие-то другие потребности, потому что в области еды он уже ничего особенного не хочет.

Почему многие успешные бизнесмены, с достатком, идут в группы холотропного дыхания, на семинары по личностному развитию и т.д.? Потому что свои базовые потребности они удовлетворили, и им уже хочется чего-то другого, в нематериальной сфере. Некоторые и сами становятся инструкторами, чтобы вести семинары — из желания удовлетворить свои потребности в принадлежности, уважении, самоактуализации. Человеку приятно сознавать, что он инструктор, он помогает людям.

— Ну, а что делать тем, кто еще не понял себя, чтобы почувствовать свои высшие потребности?

— Прежде всего, должен быть интерес к этому. Допустим, у меня вроде бы есть все, что и у людей моего круга: работа, достаток — небольшой, но мне хватает, имею все необходимое (я же могу сравнивать со средним уровнем того класса, в котором я живу, правда?). Но чувствую, что у меня что-то не так, чего-то не хватает. Ощущаю себя несчастным. Вот если это осознать, то дальше уже можно пытаться понять, чего именно мне не хватает, какая потребность не удовлетворена. В этом как раз и может помочь пирамида Маслоу. Например, если вы сыты, одеты, у вас есть жилье, супруг или партнер, то стоит попробовать заглянуть в себя и понять, насколько вы чувствуете себя защищенными.

Если большую часть времени человек чего-то боится, значит, потребность в безопасности у него не удовлетворена. Но бояться можно самых разных вещей. Например, я испытывала страх перед неизвестным. Просыпаясь по утрам, боялась неопределенности: вдруг что-то случится, и я не смогу с этим справиться! Этот страх связан с неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой, неверием, что я могу на что-то повлиять. Таким людям можно порекомендовать, скажем, семинары по повышению самооценки — их сегодня полно. Как правило, признаками неудовлетворенной потребности в безопасности являются утренние депрессии или утренние страхи, когда вы просыпаетесь, и вас пугает наступающий день, то есть жизнь. Вам не хочется идти ни на работу, никуда.

— Бывает страх общения, когда страшно даже позвонить кому-нибудь по телефону, тем более выйти перед аудиторией и что-то сказать публично…

Это тоже страх из-за неудовлетворенной потребности в безопасности, но не физической, а, скорее, психологической. Причиной этого страха может быть, например, неприятие себя, то есть страх увидеть себя жалким, слабым, плохим, не таким, как другие.

Преодолеть этот страх можно только практикой: поставить себя в условия, когда деваться некуда -надо звонить, говорить, общаться. Пойти учиться в какую-нибудь школу личностного роста. А главное — разрешить себе быть слабым, неуверенным, глупым, сомневающимся. Ничего в этом страшного нет. Потребность в безопасности часто основывается на страхе того, что мир опасен. Если понять, что мир не настолько опасен, как мы себе напридумывали, страх исчезает, и эту потребность легче удовлетворить. Она может вообще исчезнуть как потребность.

— Ну, а если с безопасностью все более или менее нормально?

— Тогда следующим уровнем будет потребность в принадлежности или любви. Опять же, можно посмотреть: есть ли у человека семья, какие у него отношения на работе? Есть ли друзья? Чувствует ли он, что его любят? И здесь мы переходим к рассмотрению потребностей более высокого уровня, о которых поговорим в следующий раз.

Беседовал Александр Герц
г-та «Лечебные письма» №15, 2014 г.

Понравилась статья? Расскажите друзьям:

Общайтесь со мной:

Оставить комментарий

vy-zdorovy.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *