Д. И. Нестеровский БАСКЕТБОЛ Теория и методика обучения 3-е издание Педагогические специальности ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Д. И, НЕСТЕРОВСКИЙ БАСКЕТБОЛ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ Рекомендовано Учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 — Физическая культура 3-е издание, стереотипное Москва Издательский центр «Академия’ 2007 УДК 796.323(075.8) ББК 75.566я73 Н561 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ, заслуженный тренер РФ и СССР Ю.Д. Железняк, зав. кафедрой физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета, доктор педагогических наук, Профессор В. М. Шулятьев Нестеровский Д. И. Н561 Баскетбол : Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с. ISBN 978-5-7695-3826-1 В учебном пособии излагаются общие закономерности процесса обучения навыкам игры в баскетбол, раскрывается технология обучения основам техники, тактики и игровой деятельности. Представленный материал содержит подробное описание всех технических приемов и тактических действий, комплексы дидактических средств и соответствующих организационно-методических указаний, перечень наиболее часто встречающихся ошибок. Для студентов факультетов физической культуры педагогических вузов. Может быть полезно учителям школ и тренерам по баскетболу. УДК 796.323(075.8) ББК 75.566я73 Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается Учебное издание Нестеровский Дмитрий Иванович Баскетбол Теория и методика обучения Учебное пособие Редактор С. И.Фрольцова. Технический редактор О. С. Александрова Компьютерная верстка: Л. А. Смирнова Корректоры В.Н.Рейбекель, Е. В. Кудряшова, О. Н. Тетерииа Изд. № 103105411. Подписано в печать 25.12.2006. Формат 60×90/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Гарнитура «Таймс». Уел. печ. л. 21,0. Тираж 2000 экз. Заказ № 18271. Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)334-8337, 330-1092. Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат». 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59. Интернет/Ноте page — www.sarpk.ru. © Нестеровский Д. И., 2004 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2004 ISBN 978—5—7695—3826-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2004 ПРЕДИСЛОВИЕ Баскетбол — популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростносиловых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренных приглашают систематически заниматься в группы подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. В средних специальных и высших учебных заведениях приемы игры в баскетбол используются на академических занятиях и факультативно. Существует также широкая сеть спортивных состяза 3 ний разного ранга, участие в которых оказывает ни с чем не сравнимый тренировочный и воспитательный эффект. В специальной литературе широко освещаются вопросы теории и практики спортивной тренировки баскетболистов различного уровня мастерства. Гораздо в меньшей мере раскрыты аспекты преподавания баскетбола как комплексного средства физического воспитания подрастающего поколения. Успешность же профессиональной педагогической деятельности специалиста физической культуры всецело зависит от его теоретической подготовленности, научной образованности и эрудиции, знания современных обучающих технологий и степени владения методикой обучения конкретному разделу учебной программы. Это пособие написано в соответствии с учебной программой по спортивным играм, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта подготовки педагога по физической культуре. Оно посвящено проблеме обучения основам техники и тактики игры в баскетбол, а также навыкам игровой деятельности. В разделе I учебного пособия дано теоретическое обоснование построения учебного процесса; раскрыты содержание, структура и закономерности обучения, последовательность прохождения материала. В разделе II пособия продолжается изложение материала по обучению навыкам игры в баскетбол. Основные теоретикометодические положения, относящиеся к учебному процессу в целом и раскрытые в разделе I, здесь адаптированы по отношению к овладению основами тактики игры. Тактика баскетбола рассматривается как структурный компонент разнообразных игровых действий в непрерывно меняющихся условиях, неразрывно связанный с техникой игры. При подаче материала используется предложенный в разделе I пособия подход. В краткой форме дается характеристика базовых понятий, относящихся к изучаемому разделу теории и методики баскетбола. Раскрываются современные тенденции его развития. Подробно описываются все разновидности тактических действий в нападении и защите: индивидуальные, групповые и командные. Рекомендуется рациональная последовательность их изучения. Представлены комплексы подводящих и основных упражнений для освоения каждого вида технико-тактических действий и основанных на них взаимодействий. Им соответствуют блоки организационно-методических указаний и перечень наиболее распространенных ошибок. 4 И наконец, раздел III пособия посвящен закономерностям обучения игровой деятельности. В качестве системообразующего звена рассматривается специфика игрового противоборства в баскетболе. На ее изучении и реализации концепции интегральной подготовки базируется многоуровневый процесс освоения составных компонентов игровой деятельности. Раскрыты сущность интегральной подготовки, ее структура и содержание. Предложены эффективные средства и методы интеграции локальных результатов обучения в целостную игровую деятельность. Для простоты восприятия текст иллюстрирован большим количеством рисунков, схем игровых ситуаций и тренировочных заданий. Таким образом осуществляется системное и взаимосвязанное изложение теоретических и методических аспектов обучения технике, тактике игры и целостной игровой деятельности в баскетболе. Причем основное внимание уделяется методике обучения. Учебное пособие адресовано студентам факультетов физической культуры педагогических университетов, институтов, лицеев, учителям школ и тренерам. Полагаем, что изложенный материал будет содействовать повышению качества подготовки будущих педагогов физической культуры, эффективному формированию у них профессионально значимых качеств, а также окажет помощь в повышении квалификации работающим в области физического воспитания и спорта специалистам и тренерам. Раздел I ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ
Принципы обучения Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности. Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. В этой главе даны краткая характеристика дидактических принципов, средств и методов, описание закономерностей обучения Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:
Результативности обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию. 6 Принцип нарядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируясь на визуальном восприятии разнообразных действий. Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т.п. для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Они значительно расширяют возможности демонстрации лучших образцов техники и тактики игры в баскетбол. В дальнейшем акцент смещается в сторону создания двигательного образа. Главенствующая роль на этом этапе отводится вестибулярному аппарату и рецепторам мышц. Соответственно ведущими средствами становятся физические упражнения во всех возможных вариациях. Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим подбором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность — приносить ощутимый для него результат в усвоении материала. Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных в них участников. Только в высшей степени согласованные действия занимающихся обеспечивают эффективность этих средств комплексного характера. Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого — к сложному, от легкого — к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-такти- ческого арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению. Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы. Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного матери 7 ала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний. Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими. Единство, взаимообусловленность и взаимодополняемость принципов — основа их действенности на занятиях по баскетболу. Средства обучения Практическая реализация принципов обучения подразумевает применение адекватных средств и методов. На уроках по баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия), так и специфические средства (физические упражнения). Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения. С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность. Создание четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке. К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся. Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости. Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактиче- ских действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство. При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям {по разделениям). Каталог: attachments -> article Скачать 4,71 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Сергазинова М.А., Минина Л.Н., Лосин Б.Е., Елевич С.Н. Классификация ведения мяча в баскетболе
УДК 796.323.2Классификация ведения мяча в баскетболе
Майра Аскаровна Сергазинова, аспирант, Любовь Николаевна Минина, кандидат педагогических наук, профессор, Борис Ефимович Лосин, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Николаевич Елевич, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
За последние 20–30 лет тактико-технических действия в баскетболе изменились. Появились новые сложные виды ведения мяча, позволяющие баскетболисту обыграть соперника и атаковать кольцо. В современной учебно-методической литературе отсутствует системное описание сложнокоординационных видов ведения мяча. Цель исследования заключается в систематизации ведения мяча в современном баскетболе. Для её достижения использовались следующие методы: анализ и обобщение специальной литературы, метод систематизации, опрос 86тренеровввиде анкетирования. В результате классифицирования получено описание 64 основных (простых) видов ведения мяча. Классифицирование игровых ситуаций дало исчерпывающее представление в 72 классах его применения в ходе матча. Сложнокоординационные виды ведения мяча включают в себя совокупность нескольких базовых – в различных игровых ситуациях. Методика обучения сложнокоординационным видам ведения мяча требует включения в тренировочный процесс упражнений, составленных с учётом всех разновидностей ведения мяча, игровых ситуаций его применения и требований к координационной сложности выполнения.
Ключевые слова: современный баскетбол, классификация ведения мяча, классификация игровых ситуаций, сложнокоординационные виды ведения мяча.
Литература
- Аль Анссари, З.А. Содержание и методика тренировки ручной и телесной ловкости у квалифицированных баскетболистов 16–18 лет : дис. … канд. пед. наук / Аль Анссари З.А. – Санкт-Петербург, 2017. – 146 с.
- Виссел, Х. Баскетбол: шаги к успеху / Хол Виссел. – Москва : АСТ : Астрель, 2009. – 256 с.
- Вуттен, М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов / М. Вуттен. – Москва : ТВТ Дивизион, 2008. – 400 с.
- Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. – Москва : ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
- Нестеровский, Д.И. Теория и методика баскетбол : учебник для студ. учреждений высш. образования / Д.И. Нестеровский. – Москва : Академия, 2014. – 352 с.
- Облецова, Т.А. Развитие координационных способностей у баскетболистов в возрасте 13-14 лет / Т.А. Облецова, Р.М. Городничев // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 2. – С. 29.
- Портнов, Ю.М. Баскетбол : учебник для вузов физической культуры / Ю. М. Портнов. – Москва : Астра семь, 1997. – 480 с.
- Яхонтов, Е.Р. Классификация, систематика и терминология в спортивно-педагогических дисциплинах (на примере баскетбола) : лекция / Е.Р. Яхонтов. – Ленинград : Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 1989. – 14 с.
- Яхонтов, Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога тренера в игровых видах спорта : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Яхонтов Евгений Рафаилович. – Санкт-Петербург, 1995. – 37 с.
Статья поступила в редакцию 22.03.2020
Показать полный текстБаскетбольный бросок мячом, не касающимся щита
PhD В.Н. Притыкин 1
1 Омский государственный медицинский университет, Омск
Ключевые слова: баскетбол, техника, бросок без щита, параметры траектории мяча, технические характеристики мишени, точность, программное обеспечение ЭВМ, учебные пособия
Введение
Общеизвестно, что техника исполнения броска должна быть главным приоритетом в системе обучения баскетболу, чтобы помочь игрокам освоить и улучшить свои навыки броска [3, 4, 7, 9].
, 10, 11], при этом особое внимание уделяется траектории движения мяча, которая определяется индивидуальной техникой выполнения, характерной для каждого спортсмена [1, 2, 12]. Необходимые знания по этой теме можно получить из доступных расчетов и теоретического анализа параметров баскетбольного броска в зависимости от технических характеристик мишени [5]. В 1996 году был опубликован отчет о теоретическом исследовании, в котором проводился корреляционный анализ размеров и форм баскетбольных мишеней в зависимости от соответствующих параметров движения мяча [6]. Дальнейшие исследования дали более важные данные для: уточнения и уточнения качественных и количественных показателей указанных корреляций; разработать прикладную компьютерную программу «Расчет траектории баскетбольного броска без щита (Basket)» [8]; и разработать соответствующие учебные пособия, чтобы помочь игрокам освоить технику стрельбы без щита.Целью исследования был анализ параметров траектории мяча при технике броска без щита в корреляции с соответствующими переменными характеристиками мишеней.
Методика и организация исследования
Определение баскетбольной мишени
Точность выстрела (или вероятность попадания в цель) при попадании в цель баллистического снаряда (камень, стрела, мяч и т.д.) в основном зависит от размера цели и дистанции выстрела.
В качестве инструмента оптимизации траектории баскетбольного броска была предложена следующая математическая формула [6]: см. Рисунок 1), гарантирующий попадание мяча через корзину при условии ее центра в любую точку этой мишени; α означает угол, образованный траекторией мяча, пересекающей плоскость кольца; L означает длину траектории мяча от руки до центра квадрата F; Ω означает функцию цели (или угловой размер цели), которая является критической для точности выстрела.
Если мы теперь проанализируем вышеприведенную формулу, мы обнаружим, что чем меньше целевой угол α, тем меньше значение Ω, которое может уменьшиться до пренебрежимо малых цифр. С другой стороны, значения Ω также низкие, когда угол α слишком велик из-за большого расстояния L. Это означает, что существует некоторый диапазон максимальных значений Ω, специфичный для оптимальной траектории броска мяча.
Математические расчеты указанных параметров выполнены с учетом термодинамических свойств среды движения мяча, вращения на мяче и отскока мяча от обода обруча [5]. Расчетам подвергались удары без щита с дистанций от 3 до 7,5 метров. В современном баскетболе большинство этих бросков выполняются в виде стандартных бросков одной рукой над головой (из положения стоя, обычно используемого для штрафных бросков) и бросков в прыжке.
Рисунок 1 . Размер баскетбольной мишени и соответствующие переменные (значения F, L и Ω являются предварительными)
R- радиус мяча
Контур мишени (то есть поперечное сечение множества мячей- центральные траектории плоскостью кольца, причем траектории, гарантирующие падение мяча через кольцо с допустимыми контактами с краем, если они не влияют на его маршрут) назовем здесь очистить цель . На рис. 2.2 ниже показана чистая мишень (F х ), которую можно описать как окружность, образованную центром шара, катящегося внутри кольца, при этом максимальная площадь чистой мишени равна 20% от обруч квадратный. Центр чистой мишени всегда находится в геометрическом центре пялец. Обычно мяч подходит к плоскости кольца под острым углом, что означает, что поражаемая цель в этом случае еще меньше. Мишень обычно имеет овальную форму и может варьироваться от заостренной до почти круглой (или эллиптической) формы. Мяч, попавший в створ, может упасть в корзину либо чисто, либо с некоторым отскоком от кольца.
Линия контура мишени – то есть граница между успешными и неуспешными контактами мяча с краем кольца – мы будем называть здесь широкой мишенью или реальной мишенью. Центр широкой мишени не совпадает с геометрическим центром кольца, так как несколько смещен к дальнему краю из-за асимметричного вклада ближнего края относительно дальнего края кольца в различных контактах с мячом [5].
Задав основные параметры баскетбольной мишени и траектории мяча (L, α и F), можно рассчитать и проанализировать целевую функцию Ω по приведенной выше формуле (1) для получения параметров оптимальной траектории, обеспечивающей значения Ω доходит до максимума.
На основе расчетов и теоретического анализа вариантов траекторий баскетбольных бросков и эффективной геометрии мишеней научным коллективом Научно-практической лаборатории физической культуры и спорта «Перспектива» разработана ранее упомянутая прикладная программа для ЭВМ «Без щита». расчет траектории баскетбольного броска (Basket)» [8].
Результаты исследования и обсуждение
Параметры поражаемой мишени в зависимости от факторов траектории мяча
Ниже на рис. 2.1 показаны типичные траектории мяча, в том числе, например, самая нижняя Траектория 1, когда мяч может пройти через корзину только с отскоком от дальнего края при угле атаки α 0 , равном 39º. На рис. 2.6 представлена эволюция широкой мишени с углом атаки α 0 , изменяющимся от 39° до 48°. При α 0 = 39º широкая мишень появляется на дальнем крае кольца в виде небольшого остроконечного овального пятна (см. рис. 2.3). С ростом угла атаки α 0, широкая мишень быстро растет, принимая овальную форму, дальний край которой практически неподвижен, а ближний край смещается к ближнему краю и, дойдя до центра кольца, проходит его под углом α 0 =48° , он преобразуется в прозрачную мишень , имеющую заостренную поперечную овальную форму, очень похожую на форму широкой мишени .
На рисунках 2.4 и 2.5 ниже показана дальнейшая эволюция цели с дальнейшим ростом угла атаки α 0 . Чистая мишень также принимает овальную форму с увеличением угла атаки, но всегда остается центрированной и симметричной относительно геометрического центра кольца. В этом контексте стоит отметить, что площади как чистой мишени , так и широкой мишени намного меньше фактической площади кольца, поскольку они составляют, например, 14% и 28% при углах атаки α=54º и α 0 =60º соответственно.
Широкие целевые компоненты
Широкая мишень , учитывающая, как указано выше, разнообразие удачных контактов мяча с ободом, заметно больше (по площади и пространственному углу) чистой мишени в 2 и более раза (см. рис. 2.4 и 2.5). Именно дальний край кольца вносит основной вклад в эффект расширения мишени , что связано с асимметрией вкладов ближнего и дальнего краев в зависимости от углов атаки траектории мяча, приближающегося к кольцу. Вклад дальнего края в случае оптимальной траектории, например (при α 0 =60º), по углу экспозиции цели в 4 раза выше, чем у ближнего обода (см. рис. 2.5) и в 13 раз выше при траектории броска с наименьшим усилием (при α 0 =51º, см. рисунок 2.4). Наши практические исследования учебного процесса в целом подтвердили этот вывод, при этом аналогичное соотношение оценивается в 1,7÷7,1. Расчетные площади чистой мишени и широкой мишени см. ниже на рисунке 3.
Оптимальный диапазон траекторий мяча
Оптимальные траектории для обеспечения воздействия на мишень в максимально (Ω mах ) возможной степени при минимальных энергозатратах (Е min ) на выстрел могут существенно различаться, с крайними углами выброса шара в точке S= 4,225 м и Н = 1 м, составляющие α Ω =60° и α Å =51° (рис. 4). Однако для штрафных бросков именно α Ω следует считать ключевым показателем, поскольку он определяет траекторию, соответствующую максимальному угловому размеру мишени Ω, которая требует минимального добавления энергии (всего 3,7÷7%). к оптимальному значению потребности в энергии выстрела при α Å , что незначительно для выстрелов со средней дистанции. Качественные оценки достижимой точности броска при условии точного центрирования каждого броска показывают рост успешности броска, например, с 73 % при угле выброса мяча α 0 =51° до целых 82 % при угол выброса шара α 0 =60º. Следует подчеркнуть, что всегда существует оптимальный угол выброса мяча, соответствующий каждой точке высоты выброса мяча (которая в основном зависит от роста игроков). Чем выше точки выброса шара (3,05 – Н), тем меньше углы выброса шара α Ом и α Å ар. Оптимальные углы α 0 для разумного диапазона высот выброса мяча (3,05 – 2,05 м) изменяются от α Å =44÷51º до α Ω = 52÷60º. В этом контексте следует отметить, что рекомендации соответствующего предыдущего исследования [1] по оптимальным углам α Ω хорошо согласуются с найденным здесь оптимальным диапазоном. Однако в приведенном выше исследовании не учитывается влияние высоты выброса мяча (Н) на точность броска.
Геометрия мишени для Ω max -определенные оптимальные траектории
Это угол атаки кольца α =54º, который остается постоянным и не зависит от координат точки выброса шара (S, Н) для различных из Ω max определяются оптимальные траектории выстрела. Следовательно, геометрия мишени в плоскости кольца (которую можно назвать оптимальной мишенью) также постоянна. Эти понятия иллюстрирует рисунок 2.5 ниже, на котором представлено разнообразие Ω max — определяются оптимальные траектории выстрела. Степень смещения расширенной мишени к дальнему краю оценивается в 3,5 см. Назовем указанные выше угол атаки и смещение центра мишени Ω max : α opt , х eopt — определенные оптимальные значения. В этом контексте следует отметить, что отношения квадратов, составляющих оптимальную цель, являются целочисленными; это означает, что целевое расширение дальнего обода увеличивается до ближнего отскока целевое расширение коэффициент приращения составляет 4:1; в то время как отношение суммарного вклада обеих кромок в эффект расширения мишени к площади чистой мишени составляет 1:1.
Зависимость смещения центра расширенной мишени х с от угла выброса шара α о и высоты Н; и контроль прицеливания бросающим игроком
Как упоминалось выше, асимметрия вклада ближнего и дальнего края в подборы мяча является причиной расширенная цель центр смещен к дальнему краю от центра кольца. На рис. 5 ниже приведена диаграмма зависимости этого смещения х с от угла α 0 и высоты Н для точки съемки S = 4,225 м. Максимальные смещения центров мишеней одинаковы для различных значений Н и оцениваются в |х с |=15 см. Верхние экстремумы кривых х s (α 0 ) на рис. 5 не продолжены вверх, а все экстремумы находятся на уровне |х s |=15 см соответствуют минимально допустимым углам выброса мяча α 0 , допускающим падение мяча через кольцо (имеется в виду расширенная мишень углы выхода или видимости). Эти углы попадают в диапазон α 0min = 19÷39º, что в основном означает, что высокий игрок может успешно ударить по кольцу при относительно малых углах выпуска мяча, в то время как более низкие игроки более ограничены в диапазоне углов выпуска.
Еще одна группа из тех же расширенная мишень смещения центра |х с |=3,5 см состоит из множества Ω max -определенные углы выброса шара α 0 = 51÷60º. На рис. 5 они представлены в виде проекций точек пересечения, где горизонтальная линия |х х |=3,5 см пересекает кривые х х (α 0 ), на ось α 0 . Наши оценки кучности выстрелов по расширенной мишени с наведением в центр кольца m x = m y = 0 по сравнению с направленными по расширенной мишени центр показали, что выстрелы по центральной мишени были точнее до 5% при σ х = σ х , S=4,225 м, Н = 1 м, а α 0 = 60º. Для нижних траекторий рост точности стрельбы еще выше. Этот вывод дает основания сделать следующий практический вывод: удары должны производиться таким образом, чтобы траектория мяча была направлена к дальнему краю кольца, а контакт мяча с ближним кольцом считался бросковой ошибкой – в отличие от Широко распространено мнение, что именно ближний край должен служить ориентиром в процессе прицеливания мяча [4]. Что касается методических аспектов, то успешные броски с подборами от дальнего кольца оцениваются так же высоко, как и «чистые» броски.
Наш анализ доступных образовательных данных показывает, что баскетболисты, как правило, не видят разницы в подборах с ближнего и дальнего кольца. Что касается статистики выполнения штрафных бросков, то соотношение бросков с подбором с дальнего края к броску с подбором с ближнего края варьировалось от 0,6 до 2,1 и в среднем составляло 1,2.
Выводы
- Разработанная и предлагаемая математическая модель достаточно надежна при оценке траекторий мяча с учетом реальных условий внешней среды, вращения мяча и отскока мяча от края кольца.
- Проведенный нами качественный анализ показывает, что каждая отдельная траектория соответствует определенной поражаемой цели внутри кольца корзины, специфичной по своим параметрам и геометрии и может характеризоваться тремя ключевыми составляющими. Мишень всегда имеет овальную форму, форма овала варьируется от остроконечной до почти круглой (или эллиптической). Удары с дистанций от 3 до 7,5 метров должны быть прицельными, чтобы вероятность успеха выстрела была максимальной, т.е. угол падения (атаки) мяча должен быть равен 54º, а центр поражаемой мишени должен быть смещен к дальнему краю кольца на 15% от геометрического центра кольца, при этом поражаемая площадь мишени в 3,5 раза меньше площади кольца.
- В результате исследования выявлено множество наилучших траекторий, обеспечивающих максимальное воздействие на цель (Ω max ) при минимальной энергозатратности (Е min ) на выстрел, называемое здесь диапазоном оптимальных траекторий . Кроме того, были указаны крайние значения диапазона оптимальных траекторий: например, углы выпуска мяча при штрафных бросках могут варьироваться в пределах 15%, а скорости выпуска мяча различаются на 3%; а поражаемая площадь мишени уменьшается на 23%, когда потребность в энергии выстрела сведена к минимуму.
- Для того, чтобы баскетбольный бросок всегда был успешным и надежным, спортсменам и тренерам рекомендуется внедрять в тренировочные комплексы и тренировки метод прицеливания со свободным броском со щита и пространственной ориентации, основанный на следующих основных принципах:
- Это центр дальнего края кольца корзины, который всегда должен быть точкой, на которую нужно нацелить бросок;
- Следует избегать контакта мяча с ближним краем кольца;
- Максимальная высота траектории мяча никогда не должна быть выше верхнего края щита;
- Соотношение удачного броска с подборами от ближнего и дальнего кольца должно быть в пределах 1:7 соответственно; и
- Количество промахов после отскока мяча от ближнего и дальнего кольца должно быть примерно одинаковым.
Для того, чтобы тренировки по повышению показателей точности бросков были последовательными и успешными, тренеры должны обеспечить постоянную доступность соответствующих инструкций и учебных пособий для команд, чтобы помочь улучшить соответствующие знания и навыки баскетболистов. В качестве примера ниже прикрепляем образец плаката «Диапазон оптимальных траекторий удара без щита для штрафных бросков» (рисунок 2).
Рисунок 2. Диапазон оптимальных траекторий удара без щита для штрафных бросков
Критерий точности удара: Ω = F sin α / L2
, где F – площадь мишени в плоскости кольца, обеспечивающая попадание мяча через корзину при условии попадания в ее центр в любую точку этой мишени; α означает угол, образованный траекторией мяча, пересекающей плоскость кольца; L означает длину траектории мяча от руки до центра квадрата F; Ω означает функцию цели (или угловой размер цели), которая является критической для точности выстрела.
Рисунок 3.3 Площади широкой мишени Fb, чистой мишени Fc и приращения мишени (Fb – Fc в см2) (за счет отскока мяча от обода) в зависимости от угла атаки мяча α
Рис. 4.3 Пространственный угол мишени Ω и энергозатратность выстрела Е (джоули) в зависимости от угла выпуска мяча α0 для точки выстрела S = 4,225 м, Н = 1 м бросков с подбором под кольцо в 2-7 раз выше, чем для бросков с подбором под кольцо;
2. Контакт мяча с ближним кольцом считается ошибкой.
3. Рекомендуемый диапазон оптимальных траекторий приходится на траектории II и III.
Каталожные номера
- Голомазов С.В. Исследование механизмов управления точностью движения и экспериментальное обоснование методики ее повышения: автореф. дис. … канд. пед. наук (Исследование механизмов точного управления движением и экспериментальное обоснование методов его совершенствования: автореф. дис. 13.00.04) / С. В. Голомазов. – Москва, 1973. – 30 С. 90 275
- Кузи Б. Баскетбол: концепции и анализ / Б. Кузи, Ф. Пауэр; транс. с англ. Э. Р. Яхонтова. – Москва, 1975. – 272 с. .
- Краузе Джерри В. Баскетбол – навыки и упражнения / Джерри В. Краузе, Дон Мейер, Джерри Мейер; перевод с англ. – Москва: АСТ: Астрель, 2006. – 211С.: ил.
- Нестеровский Д.И. Баскетбол. Баскетбол. Теория и методика обучения: учебник / Д.И. Нестеровский, 4-е изд. – Москва: Академия, 2008. – 336 с. 9.0275
- Притыкин В.Н. Нетрадиционные подходы к повышению точности штрафного броска в баскетболе: монография: автореф. Притыкин. – Омск: Изд-во ОГМУ. ВШЭ, 2015. – 175 с.
- Притыкин В.Н. Определение оптимальных траекторий полета мяча и характеристик цели в баскетболе при бросках по кольцу со средних и дальних дистанций / В.Н. Притыкин и др. // Теория и практика физической культуры. – 1996. – № 10. – С. 48–54.
- Притыкин В.Н. Организационная структура комплексных методов технико-тактической подготовки в баскетболе / В. Н. Притыкин, Н.С. Морозова, С.В. Сухарев // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 2. – С. 38–41.
- Притыкин В.Н. Расчет параметров баскетбольных бросков без отражения мяча от щита («Корзина»): свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014611231 (Расчеты траекторий баскетбольного броска без щита (Корзина)): свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014611231 2014611231) / Притыкин В.Н., Петрушов И.В., Боков И.С., Кузнецова Н.С. (Россия) – № 2014611231; декл. 03.12.13; паб. 28.01.14.
- Суртель Н. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игр / Н. Суртель, пер. с английского. – Москва: АСТ: Астрель, 2002. – 240 с.: ил.– (Первые шаги в спорте).
- Юный баскетболист: пособие для тренеров / Под ред. Э. Р. Яхонтова. – Москва, 1987. – 172 с.: ил.
- Филиппи А. Стреляй как профессионалы: путь к успешной технике стрельбы / Адам Филиппи. – Чикаго, Иллинойс: Triumph Books, 2011. – 164 стр. 9.0275
- Кудимов В. М. Формирование та удосконалення навички штрафного кидка у баскетболь з використанням технических засобив / В.М. Кудимов, автореферат кандидатской диссертации – 24.00.01 – Олимпийский и профессиональный спорт // Харьковская государственная академия физической культуры. – Харьков: ХГАПК. – 2006. 17 с. .
Автор, ответственный за переписку: [email protected]
Блог — 4Front Baltimore
Сообщение от Ор Кадури, старшего юриста по связям с общественностью
Уважаемые подростки, родители и сторонники 4Front! Я хотел бы сообщить всем вам, что я воспользовался возможностью в Корнельском университете Гилель в Итаке, штат Нью-Йорк, и ухожу…
Читать далее
Демонстрационный день стипендий социальных инноваций
В воскресенье, 30 апреля 2023 г., на общественном телевидении Мэриленда семьи, студенты и бизнес-профессионалы собрались вместе на демонстрационном дне стипендий социальных инноваций 4Front. Товарищество социальных инноваций, подписанное 4Front…
Читать далее
Взгляд 4Front Parenting Perspective
Шарри Рохлин рассказывает о положительном влиянии 4Front на ее дочь в качестве стипендиатов по лидерству сверстников и стипендиатов Diller Teen Fellows. 4Front действительно подарок балтиморским евреям…
Читать далее
Почему я работаю в 4Front
Джордан Т., 10-классник, стипендиат программы социальных инноваций Выпускник программы рассказывает о том, что значит работать с 4Front. Слева направо: Габи М., Зак, Джордан Т….
Читать далее
Как наша семья входит в состав 4Front Family
Семья Ленет делится своим опытом работы в качестве родителя 4Front, стипендиата по социальным инновациям и стипендиата Diller Teen Fellows. Мелисса Ленет: член родительского комитета и консультативного комитета 4Front. 4Front был замечательным для…
Читать далее
Открывая дверь в 4Front
Мерритт Миллер делится своими мыслями о своем опыте родителя детей, которые являются участниками 4 Front. Что положительного в подростковых программах 4Front? 4Фронт…
Читать далее
Только начало еврейского путешествия
Рэнди Бенеш После бар-мицвы нашего сына мы надеялись, что это было только начало его еврейского путешествия, зная, что здесь, в этом, для него так много всего интересного…
Читать далее
Познакомьтесь с Бараком Стоклером: координатором Diller 4Front
Присоединяйтесь к нам, и мы тепло поприветствуем Барака Стоклера, нового координатора Diller 4Front. Недавно перебравшийся в Балтимор и новый член команды Барак провел…
Читать далее
Сохраняя тепло в Балтиморе
Авторы: Исаак Гаронзик и Грейс Миллер Привет, сообщество 4Front! Мы Грейс Миллер и Исаак Гаронзик, соучредители Keeping Baltimore Warm. Наша организация приносит уют и тепло в…
Читать далее
Найди меня на 4Front: Жасмин С.
Жасмин — старший преподаватель в Beth Tfiloh. Она играет в волейбол и руководит баскетбольной командой девочек и командами мальчиков по лакроссу. Этим летом она работала спасателем и вожатой в кулинарном лагере…
Читать далее
Найди меня на 4Front: Якуб Л.
Якуб Лихтерман учится в 10-м классе средней школы Бет Тфило в Пайксвилле. Ему нравится фехтование и ролевая игра Dungeons and Dragons. Якуб был предыдущим участником SIF:…
Читать далее
Найдите меня на 4Front: Джек Х.
Джек Харбургер — студент Балтиморского политехнического института в городе Балтимор. Он футбольный вратарь как в клубной команде, так и в школьной команде. Он любит делать…
Читать далее
4Front в новостях: Балтиморская еврейская подростковая инициатива 4Front присудила гранты для продолжения укрепления еврейской жизни
4Front, комплексная подростковая инициатива еврейской общины Балтимора, расположенная в JCC, с гордостью сообщает, что она получила несколько обновлений финансирования для дальнейшей работы по укреплению еврейской подросток…
Читать далее
Найди меня на 4Front: Рэйчел К.
Рэйчел Кипперман, выпускница загородной школы Роланд Парк. Ей очень нравится играть в софтбол, печь сладости и проводить время с друзьями. Как вы впервые связались с…
Читать далее
Познакомьтесь с Софией Верон: помощником директора 4Front
Присоединяйтесь к нам, и мы тепло поприветствуем Софию Варон, нового помощника директора 4Front. София — уроженка Нью-Йорка, которая рада присоединиться к теплому и гостеприимному сообществу Балтимора. Она…
Читать далее
Найдите меня на 4Front: Оуэн Б.
Оуэн Бернс — выпускник Балтиморской школы друзей в 2022 году. Он живет в Оуингс-Миллс, штат Мэриленд, и осенью поступит в Университет Вашингтона и Ли. Во время…
Читать далее
Найдите меня на 4Front: София Х.
София Хобби учится на втором курсе Балтиморской школы Парка. Она музыкант, любит учиться и любит участвовать в жизни своего сообщества. В прошлом году…
Читать далее
4Front Staffing Update
Уважаемые подростки, родители и семьи 4Front, я пишу вам всем с горько-сладкими новостями. Спустя почти 5 невероятных лет 8 августа будет мой последний день в JCC…
Читать далее
Знакомьтесь: Ор Кадури: старший юрист 4Front по взаимодействию с клиентами
Присоединяйтесь к нам, и мы тепло поприветствуем Ор Кадури, нового старшего юриста 4Front по взаимодействию с клиентами. 4Front, комплексная молодежная инициатива еврейской общины Балтимора, служит центром…
Читать далее
Обновление от 4Front
Дорогие семьи, друзья и коллеги, с Новым годом! В преддверии 2022 года 4Front ожидает год, полный возможностей, переходов и роста. Когда мы начинаем это новое…
Читать далее
Элиана Палмер – Почему TJJ?
Почему TJJ? Почему нет?! Месяц на святой земле?! Кто может придумать лучший способ провести лето?! Что касается меня, я взвешивал свои летние варианты с…
Читать далее
Лекси Сингер — «Путешествие по Израилю» BBYO
Меня зовут Лекси, и этим летом я посетила Израиль в рамках «Путешествия по Израилю» от BBYO. Отправляясь в поездку, я был взволнован всеми типичными туристическими вещами, такими как посещение…
Читать далее
Эмма Пейдж — Опыт работы в программе «Равный лидер»
Меня зовут Эмма, и я была стипендиатом программы «Равный лидер» с января 2019 по январь 2020 года. Когда я впервые подала заявку в PLF, я понятия не имела, кем я была…
Читать далее
Эли Фридман – значение социального предпринимательства
Outgrowth — это инновационная организация по обучению и взаимодействию, которая разрабатывает возможности экспериментального и иммерсивного обучения для…
Читать далее
Нэнси Соломон – Распаковка воспитания: Сессия 1
Мы получаем много писем….