Диагноз: неуверенность в себе | Будь Здорова
Неуверенность в себе дает начало подростковому цинизму, из-за нее возникают брачные союзы пузатых сорокалетних дяденек с юными восемнадцатилетними девами.
Неуверенность в себе, проблема древняя, как человеческая цивилизация, привлекла внимание медиков и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. Именно тогда стало понятно: прогрессирующая неуверенность в себе может повлечь за собой массу неприятностей – вплоть до психосоматических заболеваний, таких как астма, головная боль и гастрит.
Неуверенность в себе дает начало подростковому цинизму, из-за нее возникают брачные союзы пузатых сорокалетних дяденек с юными восемнадцатилетними девами и т.д. Но главное – она как бы блокирует человека, мешает ему самовыражаться и даже дает возможность проявить себя в негативном ключе.
Невеселые картинки
Вот всего лишь несколько примеров. То, как неуверенность в себе может послужить причиной сильной зависимости от чужого мнения, объяснять не надо. Разве что сказать о том, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие интересы и оценки кажутся ему гораздо более значимыми, чем собственные; каждый свой поступок и даже замысел он оценивает прежде всего глазами окружающих, а главное – ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае.
Или возьмем ревнивцев: человек, съедаемый ревностью фактически «пережевывает» один-единственный страх – что он окажется хуже соперника, которого ему предпочтут.
Не факт, что неуверенный в себе человек должен непременно являться тихоней. Например, агрессивное поведение по отношению к заведомо более слабому – тоже проявление неуверенности в себе (а заодно и желание ее скомпенсировать).
Неуверенность в себе может проявляться на разных стадиях поведения. Например, если мысль о том, не попросить ли на вечеринке подругу представить вас вон тому красавцу, сменяется опасением, что вряд ли он воспримет серьезно так ужасно одетую девушку – это неуверенность в себе на стадии постановки цели. Когда некто готовится поступать в престижный ВУЗ, но внезапно решает, что это слишком круто для человека без связей, и в итоге подает документы в заштатный институт – это неуверенность в себе при планировании действий. А вот когда наш некто уже написал вступительное сочинение в заштатный институт и рвет на себе волосы, потому что оно ужасное, хотя еще несколько часов назад казалось вполне приличным – это неуверенность в себе при оценке результатов своих действий.
Верю – не верю
Откуда вообще берется неуверенность в себе? Как и многие другие напасти, она часто формируется в детстве, когда знания о мире и о себе по большей части состоят из чужих оценок, а не из реальных фактов. «Что-то у вас заторможенный ребенок», – говорит воспитательница детского сада маме. Мама смотрит на мечтательного сына и вопрошает: «Что же ты у меня в самом деле такой?» И вот зерно посеяно.
Но это еще полбеды. Для того чтобы неуверенность в себе пустила корни, надо потерпеть какую-нибудь неудачу. Которая будет бурно воспринята либо вами, либо окружающими.
Однако и этого не достаточно. Каждому из нас приходилось переживать неудачи или слышать нелестные оценки собственных способностей? Почему же одних не лишают сил всплески неуверенности в себе, а других они просто парализуют?
Теорий на этот счет достаточно – как чисто физиологических, так и психологических. Одни объясняют неуверенность в себе тем, что в коре головного мозга неуверенного в себе человека процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Другие сводят дело к умению адаптироваться к жизни и взаимодействовать: если человек не способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты – то это и есть неуверенность в себе.
Но это снова не дает нам ответа на вопрос:
Что делать?
Психологи рекомендуют вспомнить момент своей жизни, когда вы были уверены в себе, и постараться взрастить это ощущение с помощью самовнушения или нейро-лингвистического программирования.
Кроме того, можно проанализировать собственные страхи: страх быть не понятым, страх критики, страх привлечь всеобщее внимание, страх собственной неполноценности, страх невозможности отказать. Большинство тренингов уверенности в себе базируются именно на этом.
Один из первых исследователей неуверенности в себе, Андре Сальтер, описал те способности и качества, которыми обладает уверенный в себе человек.
Эмоциональная речь и способность открыто выразить или описать свои чувства. Способность называть вещи своими именами, ничего не смягчая и не приукрашивая. Отказ от размытых формулировок.
Соответствие значения речи говорящего его невербальному поведению.
Умение выражать собственное мнение без оглядки на мнение окружающих.
Уверенные люди способны выслушивать похвалу в свой адрес без стеснения.
Способность к импровизации, игре и спонтанному выражению своих чувств.
Если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов к вам не относится – значит, есть к чему стремиться.
Как преодолеть неуверенность ребенку
88
Неуверенность в себе — проблема родом из детства. Её корень — во взаимоотношениях с родителями. Ведь самооценка ребёнка формируется на основе оценки значимых взрослых — родителей или людей, их заменяющих.
Вот ребёнок делает первые шаги. Восторг в глазах мамы, подбадривающая улыбка папы, готовность поймать, если что-то пойдет не так… А вот ребёнок уже первоклассник. И как часто его первые шаги в обучении сопровождаются критикой: буквы кривые, тетради грязные, уроки не сделаны вовремя и т.п. Конечно, требования к ребёнку с возрастом увеличиваются. Но вспомните, с какой радостью ребёнок делал первые шаги, с каким упорством он поднимался после падений. И если вам удастся обеспечить ему поддержку, он справится на доступном ему уровне с любым делом.
Давайте разберемся, что значит поддерживать ребёнка. Наверное, многие подумали о похвале. Но поддержка и похвала с точки зрения психологии — разные вещи. Когда взрослый хвалит ребёнка, он оценивает его, остается в позиции «сверху»: я знаю, что ты сделал что-то хорошо, а ты вроде как не знаешь и слушаешь. Положительная оценка приятна, и ребёнок стремится заслужить ее снова и снова. Беда в том, что и во взрослой жизни человек часто остается зависимым от похвалы, стремится получить ее от начальника, жены, соседей и т.д.
Другое дело поддержка. Она позволяет ребёнку научиться ориентироваться на себя, а значит, делает его сильнее. Например, ребёнок нарисовал для вас поздравительную открытку. С позиции поддержки ваша реакция может быть такой: «Ух ты! Как я рада!» Внимание акцентируется на ваших чувствах.
Если вы хотите, чтобы ребёнок научился сам себя поддерживать, спросите его, что ему самому больше всего нравится в открытке, как он ее делал, что в следующий раз он хотел бы сделать иначе. Так ребёнок научится гордиться тем, что делает, у него сформируется любознательность, желание делать что-то новое. А главное — он будет менее зависим от чужой похвалы, научится сам достигать результата и оценивать свои возможности и успехи.
Особенно важна поддержка в трудной ситуации, при неудачах. Не игнорируйте чувства ребёнка, не говорите, что его проблемы — ерунда. Ведь он чувствует совсем другое. Лучше всего озвучить его негативные эмоции: «Ты расстроен, обижен. Это неприятно, я понимаю… Мне тоже грустно». Дайте ребёнку выплакаться, если надо, обнимите, спросите, чем вы можете ему помочь. И не забывайте говорить ребёнку о своей любви.
Если вы видите, что ребёнок нервничает перед контрольной, соревнованиями, конкурсом, лучший способ поддержки — сказать примерно следующее: «Я вижу, ты взволнован. Но я буду любить тебя, даже если ты проиграешь». Для того, чтобы прием сработал, вы действительно должны так чувствовать, то есть разделять успех ребёнка и его самого в своем сознании. Иногда это кажется родителям само собой разумеющимся, но скажите что-то подобное, и вы увидите, как спадет напряжение, и ребёнок сможет сконцентрироваться на том, что ему предстоит сделать.
Один из самых верных способов вырастить неуверенного в себе человека — частая родительская критика. Это могут быть прямые критические замечания, а могут быть фразы, которые начинаются с похвалы, но заканчиваются опять-таки негативом: «Молодец, что убрал в комнате, но я в твоем возрасте еще и мусор не забывал выносить». Знакомо?
Часто родители даже не замечают того, как обесценивают личность ребёнка. Например, ребёнок целый день мастерил самолет. Он бежит с ним к отцу, предлагая испытать, как он летает. А у отца проблемы на работе, он в раздражении говорит: «С такими крыльями он и метра не пролетит». Что испытывает ребёнок? Боль, разочарование. А если подобное происходит часто? У ребёнка может сформироваться убеждение, что он недостаточно красив, умен, успешен. А это прямой путь к личностным проблемам: неумению управлять своей жизнью, неспособностью устанавливать границы и принимать решения из-за страха неудачи. Во взрослой жизни такие люди часто бессознательно выбирают контролирующих или игнорирующих партнеров, что усиливает их сложности.
Родители часто обесценивают чувства и личность ребёнка не из нелюбви, а «чтобы человеком вырос», «чтобы не перехвалить», наконец, потому, что их самих так воспитывали…
Но помните, что родительские принятие и поддержка — основа целостности детской личности, тот запас прочности, который обеспечивает ребёнку уверенность в себе и успех.
Возможно, вас также заинтересуют статьи «Как научить ребёнка справляться с трудностями», «Почему ребёнок во всех своих бедах винит окружающих людей и предметы».
Понравилось? Поделитесь с друзьями:
Онлайн-занятия на сайте «Разумейкин»:
-
развивают внимание, память, мышление, речь — а именно это является основой для успешного обучения в школе;
-
помогают изучить буквы и цифры, научиться читать, считать, решать примеры и задачи, познакомиться с основами окружающего мира;
-
обеспечивают качественную подготовку ребёнка к школе;
-
позволяют ученикам начальных классов освоить и закрепить наиболее важные и сложные темы школьной программы;
-
расширяют кругозор детей и в доступной форме знакомят их с основами различных наук (биологии, географии, физики, химии).
3 причины неуверенности в себе и как навсегда ее победить
«Каждый раз, когда мы сталкиваемся со своим страхом, мы обретаем силу, мужество и уверенность в своих действиях». ~Неизвестно
Неуверенность в себе и я старые друзья. Мы возвращаемся назад, в раннее детство.
Теперь, если вы спросите меня, я честно скажу вам, что у меня было вполне идиллическое детство в любящем доме.
Мои родители воспитали нас — моего брата и меня — так, чтобы мы верили в свои способности и стремились к звездам. Они поддерживали меня, когда я терпел неудачу или падал лицом вниз, что я делал довольно часто, поощряя меня вставать и продолжать идти. И да, неуверенность в себе все еще пробиралась в ткань моего существа и ловко становилась боссом, руководя делами в школе и среди моих сверстников, просачиваясь в мою профессиональную жизнь, когда я росла и преследовала свои мечты.
Конечно, я преследовал свои мечты. Но вы знаете, как эти вещи работают. Такая вещь, как неуверенность в себе, способна заставить вас сверхкомпенсировать. Поскольку это говорит вам, что вы недостаточно хороши, или вызывает у вас ноющее чувство «подождите, пока они не узнают, что я недостаточно хорош», когда вы добьетесь успеха, ваша психика вынуждена компенсировать это. отсутствие всеми возможными способами. Самый распространенный способ, конечно же, — это сверхдостижения.
Я именно так и сделал. Независимо от того, на какой сфере жизни я сосредоточился, я должен был быть лучшим. Лучшая ученица, лучшая жена, лучшая мать, лучший врач. И я никогда не переставал задумываться о том, что на самом деле означает «лучший». Например, чей лучший? Как это определяется? Мне потребовались годы, чтобы понять, что тюрьма неуверенности в себе всегда была открыта. Мне просто нужно было выйти из него.
Чтобы преодолеть любое ограничение, мы должны повернуться лицом к нему, изучить его и наблюдать за ним, как если бы мы наблюдали за экзотическими животными в зоопарке. По моему опыту, неуверенность в себе связана с тремя основными процессами: сравнением, зацикливанием на конкретных результатах и ощущением себя самозванцем.
Сравнение себя с другими
Неуверенность в себе определяется как отсутствие уверенности в собственных силах. Когда нас мучает неуверенность в себе, мы верим, что не можем что-то сделать, и если мы копнем немного глубже, то неизменно обнаружим, что это убеждение возникает из сравнения. Мы считаем, что не можем сделать это так, как это делает кто-то другой.
Мы измеряем успех и неудачу нормой, которую всегда устанавливают другие. Думать об этом. Если бы у вас никогда не было возможности сравнивать себя с другими, вас бы мучила неуверенность в себе или ее противоположность, самоуверенность?
Фиксация на определенном результате
Очевидно, что сравнение — не единственный источник неуверенности в себе. Одна из самых больших вещей, которая удерживает нас от продвижения вперед, — это страх потерпеть неудачу. Когда мы зацикливаемся на конкретного результата , мы не только парализованы возможностью неудачи, но и закрываемся от всех других возможностей.
Например, если вы писатель, вы можете не захотеть использовать свои творческие способности в своем искусстве, если у вас есть конкретная цель получить определенное количество читателей, похвалы или другие результаты. Радость письма маскируется тревогой, если вы не готовы к неудаче, как бы вы ее ни определяли.
Чувствую себя самозванцем
Вы, наверное, слышали о синдроме самозванца, который чаще поражает женщин, чем мужчин. Если вы чувствуете, что не заслуживаете каких-либо своих достижений или что вы оказались там, где вы есть, по чистой случайности, вы можете страдать от этого состояния.
Здесь, очевидно, речь идет не о людях, добившихся каких-то успехов по чистой случайности, а о тех, кто недооценивает собственные достижения. Именно здесь мы можем чувствовать себя мошенниками из-за того, что добились успеха.
А еще есть проблемы, связанные с нежеланием показаться агрессивными, амбициозными или напористыми, которые заставляют нас отступить на шаг от нашего полного потенциала.
Что не помогает
Только из моего собственного опыта неуверенности в себе я могу засвидетельствовать, что не помогает ее уменьшить.
Такие вещи, как позитивный разговор с самим собой, аффирмации, визуализации и стратегии продвижения вперед, не заводят нас слишком далеко, потому что они не доходят до сути проблемы — веры в то, что нам чего-то не хватает . Эти техники остаются на поверхностном уровне ума, никогда не касаясь энергетической силы веры, которая смешивается с самой нашей идентичностью.
Как справиться с неуверенностью в себе и победить ее
Всякий раз, когда нас преследуют убеждения, которые ограничивают нашу способность жить счастливой и полноценной жизнью, это указывает на то, что нужно разобраться в них. Все наши страдания возникают из-за того, что мы верим своим мыслям о себе или о мире.
1. Медитируйте
В наши дни мы так много слышим о медитации, что часто теряем представление о том, что она может, а что нет.
В зависимости от техники медитация, безусловно, может помочь успокоить наш разум и снизить стресс и кровяное давление — очень благоприятные результаты.
Чего он не сделает, так это не решит наши фундаментальные проблемы, возникающие из-за ограничивающих убеждений. Вместо этого медитация создает пространство, в котором мы можем выполнять настоящую работу по заглядыванию внутрь себя. Самое главное, это помогает нам культивировать внутреннюю тишину и способность отстраняться от своего ума и оценивать наши внутренние процессы без осуждения. Если мы не можем отступить от наших убеждений, мы не можем работать над ними!
2. Дневник
Письмо — мощный инструмент для развития самосознания. Это заставляет нас придавить наш внутренний процесс.
Пишите без цензуры и обдумайте следующие вопросы:
- Что мешает вам признать свою способность добиться успеха или свои прошлые успехи?
- Вы считаете, что не заслуживаете этого? Почему нет?
- Вы считаете, что не должны стремиться к большему? Почему?
- Как для вас выглядит успех? Откуда взялось это определение?
- Что произойдет, если вы погрузитесь в свою страсть, и результат будет отличаться от того, что вы себе представляли?
- Что произойдет, если вы потерпите неудачу?
Составьте список всех ваших ограничивающих убеждений. Подсказка: убеждения — это мысли, которые начинаются со слов «должен» или «не должен», например: «Я не должен казаться амбициозным».
3. Вопрос
Теперь, когда вы определили свои ограничивающие убеждения, попробуйте это. Найдите пятнадцать-двадцать минут, когда вас никто не побеспокоит. Держите свой журнал рядом. Сядьте поудобнее и сделайте несколько глубоких вдохов, позволив себе заняться делами позже. Расслабьте все напряженные участки тела.
Теперь аккуратно расскажите о своем первом убеждении, например о том, что нужно выглядеть амбициозным. Кто решает, как вы выглядите? Можете ли вы контролировать то, что другие думают о вас? Что, если бы у вас никогда не было способности думать об этом?
Позвольте каждому вопросу погрузиться в тишину, не позволяя уму ответить. Держите столько времени, сколько вам нужно, чтобы почувствовать эффект этого погружения. Это будет похоже на свист в вашем теле, когда вы внезапно поймете, что мысль совершенно не соответствует действительности. Вам не нужно ничего отпускать. Когда вы перестаете верить ложной мысли, она отпускает вас. Это свобода.
4. Почувствуйте
Еще один действенный способ справиться с нашими ограничениями — почувствовать их в своем теле. Начните, как указано выше, удобно сядьте и сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабляться. Поднимите первое убеждение из вашего списка. Где в теле вы это чувствуете? Живот? Грудь? Назад? Полностью сосредоточьтесь на чувствах, а не на мыслях. На что это похоже? Это тяжесть? Сжатие? Дискомфорт?
Почувствуйте его полностью, не пытаясь его изменить. Заинтересуйтесь этим. Это приходит и уходит? Он куда-нибудь движется?
Продолжайте глубоко дышать, пока ощущения не утихнут. Заметьте, что ощущения приходят и уходят, а вы здесь. Наши мысли, убеждения и ощущения — это временные явления, которые становятся проблемой, когда мы цепляемся за них долгое время после того, как они исчезли.
Когда вы освоитесь с ощущениями в теле, попробуйте выполнить упражнение на вопросы. Позвольте каждому вопросу дойти до вас, наблюдая за ощущениями. Энергетическая подпись убеждения ощущается в теле как ощущение сжатия или напряжения. Когда вера растворяется во время вопросов, энергетическая подпись расслабляется, и это ощущается глубоко в теле.
5. Действие
Как только вы научились подвергать сомнению свои мысли и убеждения в медитативном состоянии, пришло время применить это на практике. Каждый раз, когда вы чувствуете себя парализованным из-за неуверенности в себе или когда старые шаблоны начинают действовать, сделайте паузу. Теперь вы знаете, что это убеждение неверно.
Единственный выход из этой недееспособной схемы — сдаться настоящему моменту. Полностью сосредоточьтесь на задаче, а не на мыслях о задаче, ее результате или о том, как вы к ней относитесь.
Если вам нужно провести презентацию, сделайте это. Продолжайте привлекать внимание к задачам исследования, подготовки и репетиций. Шагните в свой свет. Какова ваша полная мощность для каждой задачи? Сделай это. Когда возникают мысли и убеждения «что, если», «должно» или «не следует», погрузитесь в тело и почувствуйте ощущения, ставя под сомнение истинность этих голосов.
Единственное, что мы можем контролировать, это наше намерение действовать. Пока мы держим наши сердца открытыми, искренне ценим себя и других и действуем так, чтобы служить не только себе, мы хороши. Научитесь отказываться от контроля над результатом, который в любом случае не в ваших руках.
—
Научившись работать с неуверенностью в себе, я столкнулся лицом к лицу со страхом показаться амбициозным и почувствовать себя мошенником из-за своих успехов. Чем больше я исследую это, я понимаю, что эти страхи связаны с моей обусловленностью того, как кто-то вроде меня — женщина в сфере, где доминируют мужчины, — должен вести себя или ожидать.
Практика здесь заключается в том, чтобы погрузиться в тело и наблюдать за ощущениями по мере их возникновения и затухания, замечая, что все явления, включая неуверенность в себе, естественным образом проходят. Парадоксально, но когда я позволяю ему полностью возникнуть, оно отпускает мертвую хватку, и мои действия становятся спонтанными, легкими и радостными.
Неуверенность в себе лежит либо в прошлом в виде воспоминаний, либо в будущем в виде воображаемых проекций. Оно не может существовать в настоящем. Действие лежит в настоящем, где нет ни неуверенности в себе, ни самовозвеличивания, которые являются мыслями о прошлом или будущем.
В настоящем можно делать только то, что необходимо. Когда мы учимся игнорировать нашу неуверенность в себе и делаем все возможное, это в конце концов отпускает нас. В этой новообретенной свободе мы становимся бесстрашными, отказавшись от стремления к какому-либо конкретному результату и познав ценность действия исключительно ради удовольствия.
О Кавите Чиннайян
Доктор Кавита Чиннайян — интегративный кардиолог и адъюнкт-профессор медицины в районе Большого Детройта. Она часто выступает с приглашенными лекциями по аюрведе, медицине и духовности, а также йоге при сердечных заболеваниях и является автором книги «Восхождение Шакти: принятие наших теней и света на пути богини к целостности» (Nonduality Press/New Harbinger, октябрь 2017 г. ).
Видите опечатку или неточность? Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли это исправить!
Неуверенность в себе может помочь вам расцвести — и все начинается с того, как вы разговариваете с собой |
Бизнес 25 июня 2019 г. / Рич Карлгаард
Дженис Чанг
Ключ к преодолению неуверенности в себе начинается с самоэффективности, или нашей уверенности в своей способности настроить себя на успех. И мы можем повысить самоэффективность с помощью того, что мы все уже делаем: разговариваем сами с собой, — говорит писатель Рич Карлгаард.
Мы живем в обществе, где люди одержимы ранними достижениями, но большинство из нас не взрываются сразу. Так было и с Ричем Карлгаардом. После посредственной карьеры в колледже он работал посудомойщиком, ночным сторожем и временным работником, прежде чем, наконец, обрел внутреннюю мотивацию и драйв. Эти качества привели его к созданию технического журнала в Силиконовой долине, и в конце концов он стал издателем
Большинство из нас допускают в свою жизнь слишком много неуверенности в себе. Но для тех, кто поздно расцветает, неуверенность в себе может показаться более тяжелым бременем. Мы часто начинаем в яме, недооценивая наши способности и вклад, который причиняет много различных видов боли, от паники до паралича и смущения. Но долгосрочный ущерб еще хуже. Оставленная гноиться, неуверенность в себе может помешать нам полностью реализовать свой потенциал. Это плохие новости.
Хорошая новость заключается в том, что неуверенность в себе, как бы странно это ни звучало, на самом деле является секретным оружием для цветения. При правильном управлении он может помочь бороться с самоуспокоенностью и улучшить нашу подготовку и производительность. Это побуждает нас подвергать сомнению результаты, экспериментировать с новыми стратегиями и быть открытыми для альтернативных способов решения проблем — тактик, которые коррелируют с сильными сторонами позднего расцвета, такими как любопытство и устойчивость. Но неуверенность в себе не только повышает производительность; это также рецепт для того, чтобы стать более мудрым лидером, учителем, родителем и другом, потому что примирение с этим делает нас более сострадательными и дает нам более глубокое понимание себя и других. Проблема в том, что многие люди борются с неуверенностью в себе, саботируя свои шансы на успех.
Ключ к преодолению неуверенности в себе лежит в самой основе наших личных представлений о себе.
При обсуждении неуверенности в себе популярный совет заключается в том, что нам просто нужно больше противоположного: больше уверенности, больше уверенности, больше наглости. Но проблема уверенности в том, как мы пытаемся ее достичь. Слишком часто мы пытаемся завоевать высокую самооценку дешевыми способами. Мы подрываем других или сравниваем наши достижения с достижениями самых слабых вокруг нас. Мы соответствуем культурным нормам, веря, что то, что ценит общество, — это то, что мы ценим, и то, как общество определяет успех, — это то, как мы должны определять успех. Эти дешевые уловки неустойчивы и приводят к нарциссизму в хорошие времена и депрессии в трудные времена.
Неуверенность в себе — это нормально. Ошибочно полагать, что вы, я или кто-либо из нас одиноки в решении этой проблемы. Популярные музыканты, всемирно известные нейрохирурги и даже самые умные и творческие люди не застрахованы от этого ноющего чувства страха. Покойный писатель Майя Энджелоу однажды призналась: «Я написала 11 книг, но каждый раз думаю: «О, сейчас они узнают». Я затеял со всеми игру, и они меня разоблачат».
Чтобы расцвести, мы должны научиться не бояться неуверенности в себе, а воспринимать ее как естественную возможность для роста и совершенствования. Ключ к преодолению неуверенности в себе лежит в самой основе наших индивидуальных представлений о себе, в том, что психологи называют «самоэффективностью». А понимание самоэффективности начинается с Альберта Бандуры.
Высокая самоэффективность — это хорошо, потому что, если мы действительно не верим, что можем добиться желаемого результата, у нас изначально мало стимулов для попыток.
В области психологии Альберт Бандура — гигант. В 2002 году Бандура занял четвертое место среди самых важных психологов 20-го века по версии Обзор общей психологии . Только Б. Ф. Скиннер, Жан Пиаже и Зигмунд Фрейд стояли выше Бандуры, который добился высокого статуса благодаря своим теориям самоэффективности.
Бандура родился в 1925 году в маленьком городке на продуваемых всеми ветрами равнинах провинции Альберта, Канада. Его раннее образование произошло в школе с двумя учителями. По его словам, из-за ограниченных ресурсов «студенты должны были взять на себя ответственность за свое образование». Молодой Бандура понял, что пока «содержание большинства учебников скоропортящееся. . . инструменты самоуправления со временем хорошо служат». Стремление к собственному образованию, несомненно, способствовало тому, что позднее он сделал акцент на важности личной свободы воли.
Бандура учился в Университете Британской Колумбии, который окончил всего за три года. После получения докторской степени. Он получил степень бакалавра психологии в Университете Айовы, ему предложили место в Стэнфордском университете, и он начал там работать в 1953 году — и работает там до сих пор. Его статья 1977 года «Самоэффективность: на пути к объединяющей теории поведенческих изменений» вызвала огромный сдвиг в психологии. С тех пор самоэффективность стала одной из наиболее изучаемых тем в этой области.
Бандура определил самоэффективность как уверенность в своей способности разрабатывать стратегии и выполнять задачи, необходимые для достижения успеха в различных начинаниях. Высокая самоэффективность — это хорошо, потому что, если мы не верим в то, что можем добиться желаемого результата, у нас мало стимулов пробовать что-то в первую очередь или настойчиво преодолевать трудности.
Несмотря на то, что мы по-прежнему будем сомневаться в себе даже при высокой самоэффективности, мы обнаружим, что можем сохранять чувство личной свободы воли.
За последние несколько десятилетий многочисленные поперечные и продольные исследования доказали, что высокая самоэффективность положительно влияет на заработную плату, удовлетворенность работой и успех в карьере. Почему это так важно? Все мы можем определить цели, которых мы хотим достичь, или привычки, которые мы хотели бы изменить, но большинство из нас понимает, что претворить эти планы в жизнь не так просто. Бандура и другие обнаружили, что самоэффективность играет важную роль в том, как мы подходим к целям и задачам. Особенно это касается поздно цветущих.
Из-за одержимости общества ранними достижениями поздно расцветающим часто отказывают в двух основных источниках сильного чувства самоэффективности: опыте мастерства и социальном моделировании. Опыт мастерства — это случаи выполнения задачи или достижения цели, например, высшая оценка в классе или тесте, доминирование в спорте или успешное прохождение собеседования при приеме на работу. У многих поздно расцветающих таких моментов меньше, поэтому мы не сталкиваемся с общественно аплодируемыми результатами, которые укрепляют самоэффективность. Другой источник самоэффективности, социальное моделирование, — это когда мы видим, как люди, похожие на нас, добиваются успеха, укрепляя нашу веру в то, что мы тоже обладаем способностями преуспеть в жизни. Тем не менее, истории успеха с поздним расцветом привлекают мало внимания в нашем мире, который сосредотачивает чрезмерное внимание на не по годам талантливых и юношеских амбициозных людях.
Несмотря на то, что мы по-прежнему будем сомневаться в себе даже при высокой самоэффективности, мы обнаружим, что можем поддерживать чувство личной свободы действий, веру в то, что мы можем предпринять осмысленные действия. Это убеждение является самой основой для перевода неуверенности в себе в мотивацию и информацию.
Разговор с самим собой формирует наши отношения с самим собой, позволяя нам смотреть на вещи более объективно.
Мы можем повысить самоэффективность с помощью того, что уже делаем: Разговариваем. Все мы проговариваем себя через ситуации, хорошие и плохие. Это наш внутренний болельщик или наш внутренний критик. Психологи и исследователи называют этот голос «разговором с самим собой». Разговор с самим собой формирует наши отношения с собой, позволяя нам смотреть на вещи более объективно. Объективность может быть чрезвычайно полезной для поздно расцветающих, помогая нам преодолеть негативные культурные сообщения, которые мы получаем от семьи, друзей и общества.
Позитивный разговор с самим собой и его связь с самоэффективностью стали предметом пристального изучения спортивных психологов. Исследователь Антонис Хацигеоргиадис и его команда из Университета Фессалии в Греции изучали игроков в водное поло и то, как разговор с самим собой влияет на их способность бросать мяч на точность и расстояние. Игроки, использующие мотивационный разговор с самим собой, значительно улучшили выполнение обеих задач по сравнению с другими, и исследование показало, что мотивационный разговор с самим собой значительно повысил как самоэффективность, так и производительность. Это также подтвердило предположение Бандуры о том, что повышение самоэффективности связано с улучшением производительности.
Сила внутреннего диалога была убедительно продемонстрирована не только в спорте, но и в менеджменте, консультировании, психологии, образовании и общении. В исследованиях было показано, что он повышает самоэффективность и производительность в различных задачах, от метания дротиков и софтбола до увеличения вертикальных прыжков.
Используя внешние местоимения, мы воспринимаем себя как отдельную личность, что позволяет нам давать себе более объективные советы.
То, как мы говорим о себе в разговоре с самим собой, также может иметь значение. Итан Кросс, директор Лаборатории самоконтроля и эмоций в Мичиганском университете, обнаружил, что люди, которые говорят сами с собой как с другим человеком, используя свое имя или местоимение «вы», лучше справляются со стрессовыми ситуациями, чем люди, которые использовал первое лицо «я».
В ходе исследования Кросс вызвал у участников стресс, сказав им, что у них есть всего пять минут, чтобы подготовиться к выступлению перед судейской коллегией. Половине участников было предложено попытаться умерить свою тревогу, используя местоимение от первого лица: «Почему я так напуган?» Другой половине сказали обращаться к себе по имени или местоимению «ты»: «Почему Кэти так напугана?» или «Почему ты так напуган?» После того, как каждый из них говорил, участников попросили оценить, сколько стыда они испытали. Люди, которые использовали свое имя или «ты», не только сообщали о значительно меньшем стыде, чем те, кто использовал «я», их выступления также постоянно оценивались как более уверенные и убедительные.
По словам Кросса, когда люди думают о себе как о другом человеке, «это позволяет им давать себе объективную и полезную обратную связь». Это потому, что они дистанцируются от себя — они сосредотачиваются на себе с дистанцированной точки зрения третьего лица. «Одна из ключевых причин, по которой мы можем консультировать других по проблеме, заключается в том, что мы не втягиваемся в эти проблемы», — объяснил Кросс. «Мы можем мыслить более ясно, потому что находимся на расстоянии от опыта». Используя внешние местоимения, мы рассматриваем себя как отдельную личность, что позволяет нам давать себе более объективные советы.
В следующий раз, когда вы будете измотаны и вам понадобится мотивирующая речь, подумайте о том, чтобы поговорить с самим собой во втором или третьем лице. Это может помочь вам взглянуть на ситуацию с логической, объективной точки зрения, а не с эмоциональной и предвзятой.
Одно предостережение: словесное поощрение такого рода не означает быть безжалостно оптимистичным чирлидером. Одно дело придать позитивный или конструктивный оттенок ситуации; другое дело — создавать нереалистичные убеждения и ожидания. Неудачи и ошибки нельзя отмахивать бойкими клише. Вместо этого это моменты для размышлений и возможностей для обучения.