что это такое и в чем отличие?
О том, что наши слова – это инструмент для общения, известно всем. Но что мы знаем о других способах взаимодействия? Невербальная коммуникация – вот секрет эффективного общения, с помощью которого можно узнать о человеке больше, чем он сам захочет сказать. Но обо всем по порядку.
Что такое вербальная коммуникация?
Вербальная коммуникация — это словесная форма общения, способ передачи информации с помощью языка.
Она исполняет следующие функции:
- Коммуникативная — непосредственно диалог, обмен мыслями;
- Апеллятивная — влияние на человека через слова;
- Экспрессивная — передача эмоций посредством языка, выражение чувств;
- Фатическая — налаживание социальных связей в рамках установленных норм. Это этикет, к которому относятся слова вежливости и другие формы проявления культуры;
- Аккумулятивная — накопление, сохранение, передача информации;
- Эстетическая — возможность выражать мысль в разных стилях, уникальных формах с учетом авторской индивидуальности.
Особенности и формы вербальной коммуникации.
Если говорить о формах человеческой речи с психологической точки зрения, то их существует две — внутренняя и внешняя. Первая — это бесконечный мысленный процесс, который происходит внутри нас. Внутренняя речь похожа на разговор с собой, неконтролируемый монолог нашего подсознания.
Внешний вид речи — это то, что мы произносим или записываем. Разделяют две формы речи: устную (диалог, монолог) и письменную. Каждой из них присущи свои психологические характеристики.
Особенность вербальной речи в том, что она свойственна только людям, чего не скажешь о животных, которые общаются с помощью движений тела и знаков. Для ее осуществления нужно овладеть языком. Слова – основной компонент разговора. С их помощью мы транслируем свои мысли, озвучиваем любое сообщение несловесной знаковой системой. Например, смысл зелёного цвета светофора можно передать словосочетанием «разрешается проезд».
Пройти тест на характер человека
Вербальные коммуникации имеют сложную многоплановую структуру и проявляются в разных стилях:
- Литературный – художественные произведения;
- Разговорный – общение в быту;
- Публицистический – материалы СМИ;
- Научный – текст материалов учебника;
- Официально-деловой – язык документов, делового общения;
- Эпистолярный (практически не используется) – стиль написания писем;
- Конфессиональный – религиозные проповеди.
Что такое невербальная коммуникация?
Невербальная коммуникация — это передача информации без использования языковых средств. Этот способ называют языком тела, так как оно является инструментом для отправки меседжа.
Существует несколько типов невербального общения, каждый из которых изучает определенная научная отрасль:
- Кинесика – позы, жесты, мимика. Наши физиологические движения могут сказать больше, чем слова и выразить то, чего сделать с помощью речи невозможно.
- Тактильное поведение – прикосновение к собеседнику во время разговора. Одни имеют привычку прикасаться к другим во время диалога, а другие терпеть не могут, когда кто-то так делает. Тактильное поведение может иметь профессиональный, дружеский, обрядовый или любовный характер. Каждой культуре присущи свои тактильные традиции или привычки.
- Сенсорика – восприятие запахов, вкуса, звуков и цветов, а также ощущение «тепла» или «холода», исходящего от коммуникатора. С помощью этих фактором формируется мнение о собеседнике, его целостный образ.
- Проксемика – пространственные отношения, то есть зависимость отношений от места нахождения и расстояний.
- Хронемика – реакция человека на временные процессы (оценка времени, определение рамок).
- Паравербальный спектр – ритм, темп, интонация, тембр голоса, индивидуальные особенности речи.
Эти невербальные коммуникации способствуют самовыражению, мотивируют к познанию себя, своего характера, а также особенностей других людей.
Роль невербальной коммуникации.
Исследование показали, что за день человек произносит около 30 000 слов. Но больше 60% информации о собеседнике мы узнаём не благодаря им, а посредством невербальных методов взаимодействия, которые сопровождают или дополняют языковую речь.
Невербальные средства общения выполняют комплекс ролей:
- составление психологического портрета;
- создание определённого образа или имиджа;
- заявление о взглядах, убеждениях;
- становление личности ребенка в раннем периоде развития;
- определение состояние человека на данный момент разговора.
К языку тела мы обращаемся независимо от ситуации. Без нее мы не можем создать полноценный многоплановый меседж.
В общем, роль невербальных сигналов состоит в организации общение между людьми в различных ситуациях (повседневные разговоры, деловые встречи, нейтральная беседа). Если научиться распознавать сигналы, подающиеся собеседником, можно предотвратить конфликт, развить социальные связи, достичь личностного роста.
Вербальная и невербальная коммуникация – это два крыла эффективного общения. Что значит «эффективного», читаем дальше.
Пройти тест на тип личности
Что такое эффективная коммуникация?
Эффективная коммуникация — это модель общения, построенная на умении слышать собеседника. Чувствуя психологическое состояние человека, мы понимаем его внутренне состояние. Эта модель требуют от нас толерантности, чуткости к собеседнику, эмпатии, применения методов вербального и невербального влияния.
Если собеседники скажут друг другу: «Да, это именно то, что я хотел сказать, вы меня прекрасно поняли», значит, произошёл эффективный обмен информацией.
7 правил эффективной коммуникации:
- Доверять собеседнику, создавать располагающую атмосферу.
- Не избегать тем личного характера. Они делают отношения более доверительными, искренними.
- Быть конкретными. Тяжело понять адресанта, когда его мысль неясна или в сказанном нет конкретики. Желательно научиться говорить прямо, избегать двузначности.
- Учитывать интересы других. Собеседник должен понять, что для него этот разговор тоже нужен, ведь каждый преследует свои цели.
- Быть открытым. Критика – отличное явление, когда она сдержана. Нужно не бояться отстаивать свою позицию, но вместе с тем, уважать мнение других, принимать их право мыслить по-другому, имея иные взгляды.
- Слушать. Чтобы диалог действительно был эффективным, нужно научиться не только слушать, но и слушать адресанта.
- Проявить заботу, заинтересованность окружающими людьми, учитывая их проблемы.
Основы эффективной коммуникации.
Существует три основных навыка, являющиеся основой эффективного взаимодействия:
Внимание. Этот навык помогает предвидеть опасность, уловить важные в беседе моменты. Если человек внимателен, сосредоточен, то значит, что вооружён. У каждого непроизвольно включено внимание, которое активно считывает не только слышимый текст, но и движения тела собеседника.
Наблюдательность. Это качество стало основой метода дедукции легендарного Шерлока Холмса, сыщика, созданного Артуром Конан Дойлем. Блестяще развитая наблюдательность помогает распознавать различия, замечать детали, быстро принимать решение, находить выход. Наблюдая за жестами или поведением собеседника, можно распознать нечестных людей.
Гибкость поведения. Это умение переходить к другим моделям поведения, отказавшись от своих привычек или принципов. Например, интеллигентной учительнице, преподающей 50 лет литературу, нужно объяснить строителям, что они недобросовестно делают свою работу, дав понять, что она в курсе этого. В ее ситуации следует проявить гибкость поведения – перейти на их стиль разговора.
Цель всех трех навыков – получить обратную связь.
Виды коммуникаций.
Слово «коммуникация» с английского переводится как «общее», «разделяемое всеми». То есть это взаимопонимание, обретенное в процессе общения.
Основные виды коммуникации, их характеристика
- В зависимости от средств, использованных при передаче данных:
- межличностная – непосредственный разговор между участниками;
- техническая – использование информационных технологий, приложений или программ (социальные сети, Viber, Telegram).
- В зависимости от форм:
- вербальная – речевое общение;
- невербальное – язык тела.
- В зависимости от каналов:
- формальная – упорядоченный поток информации в схемах, объявлениях, официальных положениях, прочих документах;
- неформальная – распространение информации с помощью слухов.
- По направлению: (профессиональная сфера, менеджмент):
- нисходящие – информация, направленная от руководства к подчиненным;
- восходящие – наоборот.
- По результативности:
- эффективная – результативная беседа;
- неэффективная – безрезультативное общение.
Мы узнали об основных формах информационного взаимодействия с окружающими. Вербальная и невербальная коммуникация – главные способы общения, которые не могут существовать друг без друга. Каждый из нас, приложив усилий, сможет мастерски овладеть ими.
Пройти тест на тип восприятия
О средствах невербального общения
- 01.03.2013
- Татьяна Крикункова
О средствах невербального общения
28 февраля в Тульском государственном университете прошло первое в новом астрономическом и уже третье в учебном году занятие Школы PR. Темой его стала невербальная коммуникация. «Школяров» ожидали увлекательная мини-лекция и интересный тренинг.
Свою лекцию Ольга Евгеньевна Бочарова начала с вопроса: «Уважаемые „школяры“, когда вы впервые встречаете человека, на что вы сразу же обращаете внимание?» Посыпались ответы: «На мимику!», «На внешний вид!», «На позу и положение рук!» Таким образом, студенты с помощью интерпретаций дали чёткое определение невербальной коммуникации, которая по своей сути является общением без слов.
Как подчеркнула Ольга Евгеньевна, до 80% информации передаётся при помощи невербальных средств. Более того, невербальная коммуникация представляет собой бесценный источник именно достоверной информации, поскольку, если даже человек и может попытаться скрыть свои истинные чувства за словами, то поза, жесты, взгляд и выражение лица красноречивее всех слов расскажут о том, что происходит у него в душе и о чём он думает.
PR-специалист должен знать, что невербальная коммуникация позволяет человеку производить позитивное впечатление, «читать» своего собеседника, дополняет и усиливает речь, замещает её и опровергает, а также помогает проверить речь на истинность. В подтверждение своих слов Ольга Евгеньевна предложила ребятам пройти тест, содержащий двадцать вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Результаты теста показали, что наши «школяры» — наблюдательные люди, обладающие хорошей интуицией.
Органы чувств, отметила Ольга Евгеньевна, являются каналами невербальной коммуникации. Что же касается жестов, то они бывают естественными и искусственными. Ко вторым, в частности, относятся движения рук дирижёра и глухонемых людей. Естественные жесты поражают своим многообразием. Так, например, открытая ладонь свидетельствует о преданности, но если же руки спрятаны в карманы, то это говорит о неуверенности человека. Руки, сжатые в кулак, показывают, что собеседник собирается с мыслями. Скрещивание рук или ног относится к закрытым жестам, а вот если во время беседы человек потирает нос, то это верный признак того, что он вам не доверяет. Если же человек потирает глаз, он пытается блокировать ложь, кстати, этот жест родом из детства. Ну, а если поглаживает подбородок, то это означает, что в его голове идёт процесс принятия решения.
Барьеры из рук — яркие символы невербальной коммуникации. Говорят они о закрытости человека, нежелании впускать кого бы то ни было в свой внутренний мир. Полубарьеры из рук, с одной стороны, свидетельствует об открытости, с другой стороны, о стремлении сохранить свой внутренний комфорт.
Отдельный класс представляют рукопожатия. Если человек подаёт руку ладонью вниз, то это показывает, что он хочет доминировать в отношениях. Подав такому человеку руку тоже ладонью вниз, собеседник продемонстрирует, что подчиняться не намерен. Рукопожатие «перчаткой» говорит о дружелюбии, а «котлеткой» (за кончики пальцев) — о нерешительности и слабом характере партнёров.
Что же касается походки, то вот она-то как раз с трудом поддаётся контролю. Однако существуют определённые «приметы». Широкий, ритмичный шаг — признак хорошего настроения, размашистый шаг (особенно при малом росте человека) свидетельствует о целеустремлённости личности.
Как объяснила Ольга Евгеньевна, мимика — это движения мышц лица, спровоцированные эмоциями. Побледнение и покраснение лица имеют особый, соматический, характер, поскольку чаще всего человек ничего не может с собой поделать, чтобы остановить краску, заливающую его лицо, или предотвратить «прикрепление» бледной маски.
Глаза, как известно, зеркало души. На зрительный контакт, подчеркнула Ольга Евгеньевна, приходится две трети времени общения. Стопроцентный зрительный контакт, то есть когда собеседники пожирают друг друга глазами, свидетельствует об агрессивности обоих. Существуют три вида взглядов: деловой, скользящий между глаз собеседника, социальный, движущийся от глаз до подбородка, и интимный, направленный на глаза и на область ниже шеи.
По голосу, даже не видя человека, можно определить его пол, возраст и настроение. Паралингвистика подразумевает темп, тембр и интонацию голоса, экстралингвистика — смех, плач, паузы и вздохи, а просодика — акцент.
Смех, как одно из средств невербальной коммуникации, тоже позволяет дать характеристику человека. Если человек смеётся с открытым ртом, то он темпераментная личность, если же, смеясь, держится за подбородок, то это свидетельствует о том, что в нём ещё сохранились черты юности.
Для невербальной коммуникации огромное значение имеет также пространство или проксемика. Существуют четыре межсубъектные зоны: интимная, личная, социальная и публичная.
Закрепила лекционный материал тренировка. Ольга Евгеньевна предложила «школярам» поиграть в «Крокодила». С помощью жестов, мимики и взглядов они должны были сначала изобразить какие либо действия или понятия, а затем — эмоции: энтузиазм, грусть, задумчивость, неуверенность и другие. Как объяснила Ольга Евгеньевна, такие упражнения способствуют развитию эмоционального слуха.
Завершилось занятие беседой о цвете. Ребята узнали много нового и интересного об уже хорошо известных, как им казалось, цветах. Красный символизирует праздник, победу, радость, но одновременно и активность, и агрессию. В зелёном огромную роль играет оттенок, от которого зависит и значение цвета. Поэтому один оттенок зелёного означает надёжность и прочность, другой — спокойствие, а третий — уже. .. тоску. Противоречив и фиолетовый цвет: он может означать и тайну, и траур, и безразличие. Недаром же говорят: » А мне это сугубо фиолетово«.
Разговор о цвете Ольга Евгеньевна завела не случайно. Дело в том, что цвет, в определённой мере, тоже относится к средствам невербальной коммуникации. В первую очередь человек реагирует на цветовое пятно, создаваемое одеждой его собеседника, и только во вторую — на фасон его туалета. А поскольку встречают всё-таки по одёжке, то Ольга Евгеньевна предложила «школярам» очень интересное домашнее задание — разработать униформу для преподавателей и студентов Тульского государственного университета по гендерному принципу. Так что на следующем занятии «школярам» придётся выступить в качестве модельеров.
Как общаться без слов
Это не то, что вы сказали. Или даже как ты это сказал. Это были ваши действия.
Типичным способом общения людей является отправка и получение сообщений с использованием письменных или устных каналов связи. А как насчет отправки и просмотра сообщений? Люди склонны забывать, сколько мы можем «сказать» с помощью невербального общения и какое влияние это может оказать на наше общее сообщение.
Все, что мы делаем, взаимодействует. Разговор, конечно, самый очевидный способ донести сообщение. Но даже не разговаривая, мы можем отправить бесчисленное количество сообщений. Закатывание глаз означает, что мы раздражены. Зевота означает, что мы устали. И иногда, независимо от того, хотим ли мы, чтобы кто-то видел эти действия или нет, они это делают, и сообщение принимается.
Определение невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация относится к тому, как мы общаемся без слов. Существует много способов невербального общения, и понимание того, что подразумевает каждый метод, имеет решающее значение при отправке и интерпретации информации.
Невербальное общение происходит везде, но есть определенные условия, в которых более важно уделять особое внимание нашим невербальным сообщениям и сообщениям других людей. Есть также еще 3 типа общения, о которых вы можете узнать, чтобы стать экспертом по общению.
Невербальное общение в бизнесе
Если и есть место, где нужно осознавать нашу невербальную коммуникацию, так это на рабочем месте. Ожидается, что люди всех уровней и профессий будут вести себя определенным образом. Независимо от того, являетесь ли вы руководителем высшего звена или сотрудником начального уровня, каждый член команды должен выглядеть презентабельно и поддерживать интерес в течение дня.
5 видов невербального общения
Так же, как устное и письменное общение, существует бесчисленное множество способов осуществления невербального общения, но все они подпадают под одну из пяти категорий.
Выражение лица
Выражение лица — это форма невербального общения, которая передает наше эмоциональное состояние. Когда мы получаем информацию или испытываем физические ощущения, мышцы нашего лица двигаются, создавая общепризнанный вид.
Существуют вариации и даже комбинации, но наши выражения лица обычно относятся к одной из шести категорий основных человеческих эмоций: счастье, гнев, отвращение, страх, удивление и печаль.
Из всех форм невербального общения наши выражения лица проявляются наиболее бессознательно. Мы практически не контролируем свои первоначальные реакции на информацию или ощущения. В тот момент, когда мы интерпретируем сообщение, выражение нашего лица стремится соответствовать тому, что мы чувствуем по этому поводу.
Существуют определенные ситуации, когда наши эмоции неуместны, и наше выражение лица может потребовать некоторой корректировки. Вот быстрый пример.
После тяжелой рабочей недели вы с нетерпением ждете столь необходимых выходных, чтобы отдохнуть и расслабиться. Как раз в тот момент, когда вы собираетесь пойти домой в пятницу и поднять ноги с пинтой мороженого и новым сериалом, ваш менеджер вызывает вас в свой офис. О-о. Они объясняют, что не могут приготовить ужин, который был запланирован на тот вечер с одним из самых лояльных клиентов компании, и им нужно, чтобы вы вмешались.0003
Ваша предвыходная энергия покидает ваше тело, и ваше лицо становится небольшим, но заметным. Это последнее, что хотел увидеть ваш менеджер, когда доверил вам эту возможность. В этой ситуации, как бы тяжело это ни было, изменение выражения лица на возбуждение и энтузиазм — лучший способ показать, что, хотя вы и устали, вы по-прежнему являетесь надежным сотрудником, преданным своей работе.
Иногда это может быть сложно, но постарайтесь подойти к работе с позитивным настроем и выражением лица!
Язык тела
Язык тела — это тип невербального общения, который включает в себя физическое движение или позицию, чтобы сообщить о своих чувствах. Чтение языка тела других так же важно, как и корректировка собственного, чтобы избежать непреднамеренного сообщения.
Существенная часть языка тела происходит через позу. Осанка — это то, как мы держим свое тело. Сидим мы или стоим, большая часть информации приходит естественным образом в виде мышечной памяти. Однако, если вы от природы сутулитесь, было бы разумно исправить это. Хорошая осанка не только является здоровой привычкой, но и может произвести хорошее впечатление на рабочем месте.
Сгорбившись над компьютером или сгорбившись при подходе к принтеру, вы посылаете негативный сигнал: вы устали и не испытываете энтузиазма при работе. С другой стороны, если вы сидите прямо с поднятым подбородком, это показывает, что вы готовы и рады работать.
Очень важно обратить особое внимание на свою осанку, если вы долго сидите на одном и том же месте. Легко постепенно соскользнуть в кресло, откинуться назад и даже поддаться искушению поднять ноги, но это посылает сигнал о том, что вы считаете секунды до конца дня.
Жесты также влияют на язык тела. Жест — это движение головы или рук, которое передает сообщение. Обычные жесты включают в себя кивание головой, пожатие чьей-либо руки или поднятие большого пальца вверх.
Некоторые маленькие привычки, которые мы совершаем каждый день без раздумий, считаются жестами и могут показаться негативными. Кусание ногтей может означать нервозность. Скрещенные руки показывают незаинтересованность. Возиться с ручкой указывает на тревогу.
Хотя мы можем не замечать язык своего тела, другие замечают. Обратите внимание на то, как вы себя ведете, и убедитесь, что это посылает правильный сигнал.
Попадание в глаза
Встретиться взглядом с кем-то может быть страшно. Независимо от того, смотрим ли мы на кого-то, кого мы только что встретили, или на кого-то, кого мы обидели, может потребоваться немного дополнительного мужества. Как бы это ни было пугающе, с этим стоит смириться. Зрительный контакт может послать больше сообщений, чем вы думаете.
Зрительный контакт может означать уверенность, которая имеет большое значение в бизнесе. Есть определенные заявления, которые могут показаться уверенными и пугающими, поэтому зрительный контакт является решающим фактором. Вот пример.
Допустим, у вас обычный день. Вы не особенно счастливы или грустны, энергичны или устали, но равнодушны. Ваш менеджер звонит вам и назначает вам проект. Вы отвечаете: «Я сделаю это».
Словесное общение здесь не проблема. Если сказать во время встречи взглядом с этим менеджером простое «Я сделаю это», это означает, что вы вовлечены и готовы заняться другим проектом. Если сказать, глядя на свои туфли, фраза «Я сделаю это» может означать, что вы не заинтересованы и боитесь этого проекта.
Наши глаза созданы для того, чтобы встречаться с чужими глазами. Смотрите людям в глаза, когда разговариваете с ними.
Внешний вид
То, как мы представляем себя в разной одежде и с разными прическами, многое говорит о том, кто мы есть и насколько мы заботимся о себе. Поскольку существует бесчисленное множество различных рабочих сред с контрастными диапазонами формальностей, это может означать что-то свое для каждого.
Если вы работаете в тренажерном зале, вам, очевидно, захочется надеть что-то, в чем будет легко двигаться, показывая, что вы готовы к физической активности. С другой стороны, если вы работаете в офисе, от вас могут ожидать более профессиональной одежды.
Дресс-коды могут различаться, но уход за телом на рабочем месте ценится повсеместно. Если вы приходите на работу в растрепанном виде, это посылает неверный сигнал.
Взгляните на себя еще раз, прежде чем приступить к работе. Даже если вы сами не так обеспокоены этим, вы не хотите рисковать, отправляя неправильное сообщение другим.
Проксемика
Проксемика относится к пространству, которое мы оставляем между собой и людьми, с которыми мы разговариваем. Во время разговора, особенно в деловой среде, мы должны правильно оценить пространство, которое можно оставить. Слишком много или слишком мало места может вызвать у людей дискомфорт, вызывая негативную интерпретацию вашего сообщения.
При столкновении с коллегой, клиентом или кем-то еще убедитесь, что оставшееся пространство достаточно велико, чтобы он не чувствовал себя некомфортно, но не слишком велико, чтобы разговор не казался безличным. Стоять слишком близко может быть пугающе, но стоять слишком далеко может послать сигнал о том, что вы не полностью вкладываетесь в них.
Принять меры
Невербальное общение редко осуществляется сознательно. Наши тела имеют тенденцию реагировать на сообщения или наши собственные чувства раньше, чем это делают наши рты. Потратьте лишнюю минуту, чтобы оценить сообщения, которые вы отправляете, со словами или без них.
Если вы не так беспокоитесь о своих действиях, а больше беспокоитесь о своих словах, ознакомьтесь с некоторыми советами по вербальному общению, чтобы объединить все это.
Мэри Клэр Новак
Мэри Клэр Новак (Mary Clare Novak) — специалист по контент-маркетингу в компании G2, расположенной в Берлингтоне, штат Вермонт, где она в настоящее время изучает темы, связанные с продажами и управлением взаимоотношениями с клиентами. В свободное время вы можете найти ее за разгадыванием кроссвордов, прослушиванием кавер-групп или поеданием тако с рыбой. (она/она/ее)
Невербальная коммуникация – Как сделать конфликт менее неприятным: основы
«Невербальное общение формирует социальный язык, который во многих отношениях богаче и фундаментальнее наших слов». Леонард Млодинов
Как узнать, довольны ли (или нет) ваши друзья, семья, начальство или инструкторы вашим прогрессом? Вы можете узнать это по улыбкам на их лицах; от времени и внимания, которое они уделяют вам; или, возможно, другими невербальными способами, такими как повышение, премия или хорошая оценка. Независимо от того, происходит ли взаимодействие лицом к лицу или на расстоянии, вы все равно можете испытывать и интерпретировать невербальные реакции.
Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или когда значение слов было неясным. Когда дело доходит до невербального общения, смысл еще труднее различить. Иногда мы можем сказать, что люди сообщают посредством невербального общения, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения. Невербальное общение – это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать ясному пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает наше изучение и наше понимание достойной, но сложной целью.
Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором оно доминирует, время, в течение которого оно взаимодействует, и не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов. Рассмотрим зрительный контакт. Что это означает само по себе без контекста, положения подбородка или бровей, чтобы показать интерес или сигнализировать об угрозе? Невербальные действия почти плавно переходят от одного к другому, что затрудняет интерпретацию одного элемента или даже ряда элементов.
Невербальная коммуникация необратима. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. Устное общение, как и письменное, допускает некоторые исправления, но оно все равно не стирает исходное сообщение или его влияние. Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других актов вербальной и невербальной коммуникации, и ты не сможешь забрать это . Вы должны осознавать этот аспект своего невербального поведения, в случае невербального общения действия действительно говорят громче, чем слова. Это верно в том смысле, что люди часто обращают больше внимания на ваши невербальные выражения, чем на ваши слова. В результате невербальная коммуникация — это мощный способ способствовать (или умалять) ваш успех в передаче вашего сообщения другим.
Карлос Баддинг рассказывает о невербальной коммуникации в своем выступлении на Ted Talk «Eye» Understand: The power of невербальная коммуникация.
Невербальное общение быстрое
Давайте представим, что вы сидите за компьютером на работе. Вы видите, что пришло электронное письмо, но вы находитесь прямо посреди сложной задачи. Электронное письмо от коллеги, и вы нажимаете на него. В теме письма написано «отпусти». Вы можете интерпретировать это как намек на то, что в электронном письме есть шутка о «Холодном сердце» Диснея, или призыв снять стресс, но отпустить его, но в контексте рабочего места вы можете предположить, что это означает увольнение. Ваш эмоциональный отклик мгновенный. Если бы автор электронного письма мог видеть ваше лицо, он бы понял, что ваш ответ был выражением недоверия и разочарования, даже гнева, и все это благодаря вашему невербальному общению.
Ваше невербальное общение происходит таким образом все время без особых сознательных размышлений. Вы можете подумать о том, как поделиться новостями со своим партнером, и попытаться изобразить улыбку и чувство спокойствия, когда вам не хочется улыбаться. Невербальное общение выдает наши мысли и чувства еще до того, как мы осознаем, о чем думаем или что чувствуем. Люди могут увидеть и услышать больше, чем вы когда-либо ожидали. Ваше невербальное общение включает в себя как преднамеренные, так и непреднамеренные сообщения, но, поскольку все это происходит так быстро, непреднамеренные сообщения могут противоречить тому, что вы знаете, что должны сказать или как вы должны реагировать.
Например, предположим, что вы работаете продавцом в розничном магазине, и покупатель только что сообщил вам о своем разочаровании по поводу чего-то, что, по вашему мнению, не имеет большого значения. Будут ли невербальные аспекты вашего ответа преднамеренными или непреднамеренными? Ваша работа — всегда быть приятным и вежливым, но ваши нахмуренные брови или широко раскрытые глаза могут быть непреднамеренными. Ваши невербальные сигналы ясно сообщают о ваших негативных чувствах в этот момент. Повторное выражение вашего желания быть полезным и демонстрация невербальных жестов может означать, что «ничего страшного», но напряжение момента все еще «написано» на вашем лице.
Можем ли мы сказать, намеренно или ненамеренно люди общаются невербально? Задайте этот вопрос десяти людям и сравните их ответы. Вы можете быть удивлены. Очевидно, что понять невербальную коммуникацию в действии непросто. Мы часто приписываем преднамеренные мотивы невербальной коммуникации, когда на самом деле их проявление непреднамеренно и часто трудно интерпретировать.
Как видите, невербальное общение может сбивать с толку. Нам нужны контекстуальные подсказки, чтобы помочь нам понять или начать понимать, что означает движение, жест или отсутствие изображения. Затем мы должны выяснить все это, основываясь на наших предварительных знаниях (или их отсутствии) о человеке, и надеяться сделать это правильно. Расскажите о вызове. Невербальное общение повсюду, и мы все его используем, но это не делает его простым или независимым от того, когда, где, почему или как мы общаемся.
Невербальные сообщения передают чувства и отношения
Стивен Биб, Сьюзан Биб и Марк Редмонд (2002) предлагают нам три дополнительных принципа межличностного невербального общения, которые служат нашему обсуждению.
- Вы часто реагируете быстрее, чем думаете
- Ваши невербальные ответы передают вашу первоначальную реакцию, прежде чем вы сможете обработать ее с помощью языка или сформулировать соответствующий ответ
- Если ваш адекватный речевой ответ не соответствует вашей невербальной реакции, вы можете выдать свои истинные чувства и отношения
Альберт Меграбян утверждает, что мы редко передаем эмоциональные сообщения посредством устной речи. По словам Мехрабяна, 93 % времени мы выражаем свои эмоции невербально, по крайней мере 55 % — с помощью мимики. Голосовые сигналы, положение тела и движения, а также нормативное пространство между говорящим и получающим также могут быть ключами к чувствам и отношениям (Mehrabain, 1972).
Всегда ли ваша первая эмоциональная реакция является точным и верным отражением ваших чувств и отношений, или ваша эмоциональная реакция меняется со временем? Мы все постоянно меняемся, и иногда момент разочарования или вспышка гнева может сигнализировать получателю о чувстве или эмоции, которые существовали на мгновение, но с тех пор прошли. Их ответ на ваше сообщение будет основан на этом восприятии, даже если вы, возможно, уже решили эту проблему. По словам Уильяма Сейлера и Мелиссы Билл, большинство людей склонны верить невербальному сообщению, а не вербальному. Люди часто отвечают, что «действия говорят громче, чем слова», и придают непропорционально большое значение невербальной реакции (Seiler & Beall, 2000). Вот почему для нас важно осознавать нашу собственную невербальную коммуникацию и следить за тем, чтобы мы сообщали то, что имеем в виду. Некоторые распространенные способы, которыми мы передаем свои эмоции с помощью невербальной коммуникации, которые мы можем или не можем распознать, включают:
- Уменьшение зрительного контакта во время разговора
- Неловкие паузы в разговоре
- Более высокий тон голоса
- Умышленное произношение и артикуляция слов
- Увеличена задержка времени ответа на вопрос
- Увеличение движений тела, например изменение позы
- Уменьшение улыбки
- Снижение скорости речи
Здесь нам хорошо помогает устное слово.