Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов
Библиографическое описание:Степанова, Н. А. Особенности невербальной коммуникации российских и вьетнамских народов / Н. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 22-27. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/302/14110/ (дата обращения: 13.03.2023).
Умение читать приобретается чтением книг, но гораздо более необходимое умение — познание мира — можно приобрести, только читая человека и изучая самые разные его издания.
Честерфилд. Письма к сыну
В социальной психологии принято рассматривать общение как особый вид психологической деятельности, результатом которой являются образования и изменения в когнитивной, эмоциональной сфере личности, изменения в области ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.
Люди могут обмениваться информацией разного типа на разных уровнях понимания. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. В этом процессе важную роль играют манеры, жесты, эмоции. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20–40- % информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка.
«Что такое невербальное общение?» — порою многие слышали это фразу, но не каждый из нас понимает, что она значит.
Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.
Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.
Как подчеркивают исследователи, невербальная коммуникация порой дает нам гораздо больше сведений, чем слова. А известный французский писатель Ф. Ларошфуко, живший в 17 веке, утверждал: «В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов».
В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией.
Ученые подчеркивают, что вербальные и невербальные средства являются важными интегральными частями единой коммуникативной системы.
Общение — это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы.
Невербальный язык гораздо более неустойчив и вариативен по сравнению с языковыми средствами. Изучением языка тела и его частей занимается наука, получившая название «кинесика». Ее создателем считают известного американского антрополога Р. Бирдвистелла. Временами с помощью невербальных средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Австралийский специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) — 38 %, мимики, жестов, позы (невербальное общение) — 55 %.
Следовательно, можно прийти к выводу, что важно не что говориться, а как это говорится.
Начиная с античных времен, языку телодвижений всегда уделялось много внимания. Большую роль в социальных отношениях язык тела играл в средние века. Неслучайно, культуру средневековья иногда называют культурой жеста, или жестовой культурой.
И в настоящее время жесты играют важное значение в общественно-политической, деловой и частной жизни. «Как показывают некоторые события современной истории, — пишет Г. Е. Крейдлин, — часто бывает достаточным исполнения таких символических жестов, как протянутая для рукопожатия рука или доброжелательная улыбка, поза склонить голову или снять шляпу перед могилой, чтобы пришли в действие силы, приводящие к желанным конкретным результатам».
К кинетическим средствам относятся самые разнообразные прикосновения — рукопожатия, поцелуй, поглаживания, объятия и т. д.
Самое распространенное деловое прикосновение — рукопожатие. По свидетельству Эразма Роттердамского, рукопожатие было введено в конце 17 века. Данный жест был задуман как приветствие равных по статусу, так как жесты кланяться или снимать шляпу имели нежелательную окраску неравенства жестикулирующего и адресата.
Значимую информацию о состоянии человека, о его взаимоотношениях с собеседником содержит поза. Специалисты называют около 1000 различных поз.
Этикетные нормы использования разных поз, как и жестов, во многом определяются культурными традициями народов.
Разное отношение наблюдается к такой позе, как глубокий поклон. Например, у европейцев и американцев эта поза расценивается как знак униженности и раболепия. А во Вьетнаме — это знак уважения и смирения. Не поклониться означает проявить невежливость и неучтивость, нарушить этические нормы поведения.
Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % — 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики.
Мимика имеет очень большое значение в практике делового взаимодействия. Именно лицо притягивает наш взгляд, а выражение лица дает обратную связь.
Поскольку лицо — это своеобразный перекресток, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными.
«Лицо — носитель богатейшего коммуникативного потенциала. Это инструмент передачи эмоциональных состояний, оно отражает межличностные отношения, оно обеспечивает невербальную обратную связь с действиями окружающих, некоторые ученые называют его главным после речи источником информации».
По мнению А. Пиза, проблема с ложью заключается именно в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас. Именно поэтому наши бессознательные жесты могут выдать нас, когда мы лжем. Во время обмана наше подсознание выбрасывает пучок нервной энергии, которая проявляется в жестах.
Основным звуковым средством устной речи является голос. Он передает информацию о физическом и эмоциональном состоянии человека, степени его воспитанности и образованности. Человеческий голос имеет огромное количество оттенков.
В речи, едва заметное изменение в технике произнесения, может создать совершенно иной по смыслу, значению звук. Голос материализует интонацию, которая считается обязательной характеристикой звучащей речи. В голосе выражается эмоциональное состояние человека: безразличие, удивление, радость и т. п.
Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Так приняв от вьетнамца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите вьетнамцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность вьетнамцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений. Например, женщина в России может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Женщины во Вьетнаме более чувствительны, чем мужчины и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция. Женщины в России обладают также врожденной способностью замечать невербальные сигналы, поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам.
Во Вьетнаме большинство мужчин надевают свое пальто, начиная с правого рукава, большинство же женщин начинают надевать пальто с левого рукава. Когда мужчина пропускает женщину на многолюдной улице, он, проходя, обычно разворачивает тело к женщине; женщина же обычно проходит, отвернувшись от него. Делает ли она это инстинктивно, защищая грудь? Является ли это врожденным жестом женщины, или она научилась этому неосознанно, наблюдая за другими женщинами?
Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значение многих движений и жестов культурно обусловлено. Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Так происходит как в России, так и во Вьетнаме.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что если вы желаете достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами или просто коллегами, вам необходимо ознакомиться и овладеть культурой страны, обычаями и привычками.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Научившись «читать» жестикуляцию других людей, вы можете распознать, искренни они или лживы, относятся к вам дружественно или враждебно. Нужно также помнить, что и ваши знакомые могут делать подобные наблюдения над вашим собственным поведением.
Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, и престижем человека и его словарным запасом.
Человек, находящийся на вершине социальной лестницы, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в то время как менее образованный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.
Сочетание двух основных каналов общения, как вербального, так и невербального является залогом к успешному взаимодействию партнеров и просто собеседников.
Литература:
- Павлова Л. Г. Основы делового общения. — Ростов н/д.: Феникс, — 2008. — 311 с.
- Дерябо С., Ясвин В. — Гроссмейстер общения — Смысл, 2000
- Нэпп М, Холл Д. Невербальное общение. — Учебник 6-е международное издание — Спб., 2004
- Лабуновская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов: Издательство 1986
- Пиз Аллан. Язык телодвижений М.: Эксмо, — 2006
- Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник.- 2-е изд. — М: Инфра — М, 2003. — 295 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Вьетнам, жест, невербальное общение, женщина, поза, Россия, невербальная коммуникация, невербальный язык, словарный запас, эмоциональное состояние человека.
как научиться видеть дальше слов
В статье мы расскажем:
- Понятие невербальной коммуникации
- Функции невербальной коммуникации
- Элементы невербальной коммуникации
- Ошибки в толковании невербальной коммуникации
- 9 советов по распознаванию и развитию невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация, по мнению ученых, способна передавать до 60 % информации во время общения, что делает ее не менее важной, чем вербальный метод. Конечно, не стоит воспринимать эти цифры «в лоб» – основные смыслы мы передаем с помочью речи, однако невербальный аспект очень важен для полного понимания собеседника и выстраивания отношений.
Чтобы разбираться в этом способе взаимодействия, необходимо не только развивать собственные навыки невербальной коммуникации, но и научиться верно оценивать сигналы других людей. В нашей статье мы расскажем, из чего состоит данный способ общения, какие ошибки в интерпретации допускают чаще всего и как самостоятельно развить невербальные навыки.
Понятие невербальной коммуникации
Под понятием невербальной коммуникации принято понимать все, что имеет свое значение в общении и при этом не включено в словесную составляющую. К невербальным средствам коммуникации относятся такие параметры, как внешний вид собеседников, голосовые качества, жестикуляция, движения, мимика. Иными словами, все невербальное – это окружение речи, и оно, безусловно, играет свою роль в формировании озвученного текстового сообщения. Эта тема является достаточно емкой для изучения. Итак, начнем.
Любое индивидуальное действие человека либо прямо, либо косвенно взаимосвязано с окружающими. Каждое из них следует рассматривать не только с физической точки зрения, но и с коммуникативной, причем значение последнего аспекта достаточно высоко. Под понятием коммуникативных действий следует определять те взаимосвязи, которые настроены на принятие посторонними их смысловой нагрузки.
Слово «коммуникация» произошло от итальянского communico, что в переводе означает «делать общим». Именно этот перевод и трактует социальное взаимодействие людей. Общение дает возможность производить обмен мнениями, мыслями, чувствами. Все, что лежит глубоко внутри нас, выходит на свободу именно во время общения. Особенность коммуникации заключается в следующем: простое озвучивание информации может быть принято неверно, если озвучить ее, не используя невербальную технику. Отсюда следует вывод: огромное значение имеет способ преподнесения информации.
Следовательно, невербальная коммуникация – этот способ обмена информацией, которую нельзя выразить только словесным сообщением.
Ученые доказали, что невербальные аспекты плохо поддаются контролю со стороны участников общения. Сознание не контролирует то, что окружает нашу речь, поэтому все невербальное можно ограничить рамками бессознательного. Тем не менее, эти проявления не могут остаться незамеченными со стороны другого собеседника, они помогают правильно понять смысл произнесенных слов.
#THREE_STEPS#
Таким образом, невербальное общение придает окраску озвученному тексту, помогает акцентировать внимание на определенных моментах. Очевидно, что оно имеет огромную ценность, и очень часто ценится гораздо выше, нежели сама речь одного из собеседников.
Функции невербальной коммуникации
Во время общения мы не можем сидеть без движения: меняются позы, используется жестикуляция. Именно такие нюансы делают речь наиболее эмоциональной и дают возможность слушателю правильно трактовать услышанные сообщения. Но это не все, невербальная коммуникация имеет 5 основных функций, которые были выделены психологами:
- Дублирование информации. Мимика и жесты воспринимаются как подтверждение правдивости и важности произнесенных слов.
- Противоречие. Некоторые жесты со стороны собеседника могут указывать на противоречивость произнесенных слов. К примеру, если человек говорит о каком-то общеизвестном факте, с которым сам не согласен, он может кивать головой или недовольно поднимать брови.
- Подмена смысла. Зачастую текст, который мы озвучиваем, воспринимается собеседником неправильно. Тогда на помощь приходят жесты, мимика и движения. Именно они дают возможность понять истинный смысл произнесенных слов.
- Дополнение к сказанному. Иногда мы не можем окрасить свои слова эмоциями, а бывает такое, что некоторые из них лучше вовсе не произносить вслух. Поэтому, чтобы собеседник понял, что именно мы хотим сказать, он использует жесты и телодвижения.
- Усиление смысла. Вербальной составляющей разговора чаще всего явно недостаточно, чтобы понять полную силу услышанных слов. Тогда на помощь приходят невербальные методы. К примеру, сила слов поддержки растет вместе с улыбкой, а понять серьезность намерения собеседника будет еще проще, если он ударит кулаком по столу.
Элементы невербальной коммуникации
Невербальные коммуникации иными словами можно назвать сигналами, которые используются для передачи информации. Остановимся на них несколько подробнее.
- Мимика лица.
Выражение лица играет огромную роль среди прочих способов передачи информации. Мимика позволяет понять настроение человека и его эмоции независимо от возраста, пола и национальности.
#TTPOPUP#
- Взгляд «в упор».
Пристальный взгляд тоже относится к приемам невербальной коммуникации. Если человек смотрит на вас в упор, это говорит о том, что с его стороны есть интерес к вам. В каких-то случаях это может быть влюбленность или влечение, в некоторых, напротив, – агрессия.
Общепринято полагать, что если ваш собеседник при разговоре не поднимает на вас глаз, и даже никаким образом не пытается установить зрительный контакт, вероятно, он врет вам или что-то недоговаривает.
- Язык тела.
Не только лицо является средством невербального общения. По движениям и положению тела собеседника также можно сделать определенные выводы. К примеру, если он старается держать спину прямо, – это признак внимательности. Значит, человек заинтересован в получении информации. Если собеседник скрещивает руки на груди или коленях, – это означает, что он желает защитить себя от окружающих.
Отметим, что отдельные телодвижения не являются четким определением позиции собеседника. Для точного понимания настроя необходимо оценивать общую картину.
- Внешность.
Как известно, встречают по одежке. Поэтому внешность – это первый фактор, по которому мы оцениваем коммуникативные навыки человека. К примеру, вы пришли на собеседование в престижную фирму в спортивном костюме. Из-за этого вас, скорее всего, воспримут как несерьезного человека, незнакомого с деловым этикетом.
- Тон голоса.
Текстовое сообщение, произнесенное с различной интонацией, может быть понято по-разному. Предназначение интонации заключается в донесении не только объективной информации, но и ее смысловой нагрузки. Психологи дали название этому разделу невербальной коммуникации – паралингвистика.
- Жесты.
Жестикуляция – это еще один вид невербальной коммуникации. При помощи жестов можно донести информацию до собеседника. Они не универсальны и, в отличие от мимики, могут иметь разный смысл в зависимости от национальности человека.
Читайте также
«Профессиональная коммуникация и деловое общение»
Подробнее
- Личное пространство.
Каждому из нас важно иметь личное пространство, но право на определение его границ имеем только мы сами. Зачастую меняем их в зависимости от того, какой собеседник оказывается рядом с нами.
Приведем примеры личного пространства как формы невербальной коммуникации: сокращение дистанции между собеседниками может говорить о привязанности. В иных случаях человек может приблизиться с целью запугивания.
- Прикосновения.
Физический контакт между собеседниками также может о многом рассказать. Он прекрасно передает информацию. Например, рукопожатие может выражать не только приветствие, но и согласие с чужим мнением. Привычное похлопывание по плечу может означать поддержку и желание помочь.
Считается, что чем старше становится человек, тем больше можно сказать о нем на основании его прикосновений. К примеру, женщина через физический контакт проявляет заботу, показывает, что человек, к которому она прикоснулась, имеет для нее большое значение. Для зрелого мужчины прикосновение – это возможность показать свою власть и доминирование.
Ошибки в толковании невербальной коммуникации
Изучение роли невербальной коммуникации, а также ее видов обязательно принесет свои плоды. Человек, знакомый с ее основами, добьется успеха в социальной и личной жизни, а также сможет достичь высот в карьере.
Но при изучении этого раздела психологии следует понимать, что интерпретация не должна быть однобокой. Если вы, к примеру, анализируете позу человека, в которой у него скрещены руки на груди, не спешите делать вывод, что он не доверяет собеседнику. Здесь нужно оценить еще множество факторов. Невербальная коммуникация – это комплекс, состоящий из поз, жестов и мимики. Поэтому и анализ необходим строго комплексный.
Читайте также
«Виды коммуникации и их особенности»
Подробнее
Давайте разберем главные ошибки, которые допускаются при анализе:
- Мимика не способна полностью отражать психологическое состояние собеседника. Пример: человек облизывает губы. Возможно, это выражение переживаний или предвкушение какого-то действия. Но все может быть гораздо проще: облизывание губ можно рассмотреть и как стандартную физическую реакцию на раздражение слизистой.
- Одно телодвижение собеседника не говорит ни о чем. Еще раз повторим, что особенность невербальных коммуникаций заключается в том, что их анализ будет эффективным лишь в случае, если вы рассматриваете нескольких явлений в комплексе.
- Некоторые признаки в поведении человека – это просто привычка и не более. Представьте, что собеседник во время разговора периодически грызет ногти. Вам, наверное, кажется, что это от волнения или страха? А что, если это всего лишь дурная привычка, от которой его не отучили в детстве?
- Физические особенности зачастую ошибочно принимаются за проявления психоэмоционального состояния. И опять пример: человек во время беседы наклоняет голову набок. Со стороны кажется, что он очень заинтересован темой разговора. Но это не всегда так. Наклон головы также может свидетельствовать, что у него есть проблемы со здоровьем. К примеру, зажат нерв в области шеи.
Из вышесказанного можно легко сделать вывод, что только комплекс внешних проявлений сможет внести ясность в общую картину. Анализируя множество признаков, а не выборочно один, вы сможете избежать ошибок, которые мы привели.
9 советов по распознаванию и развитию невербальной коммуникации
Использование невербальной коммуникации играет важную роль во многих аспектах нашей жизни. По-другому у нас не получится эффективно взаимодействовать с людьми. Поэтому, чтобы добиться нужной эффективности, нам необходимо научиться давать правильную трактовку телодвижениям, позам, жестам и мимике собеседника.
Мы подготовили для вас 9 советов для того, чтобы у вас получалось распознавать невербальные сигналы и правильно понимать их:
- Обращайте внимание на невербальные сигналы и учитесь распознавать их.
- Уделите должное внимание неконгруэнтному поведению.
- Не забывайте о необходимости зрительного контакта.
- Задавайте вопросы.
- Учитывайте, что речь собеседника имеет свой контекст.
- Не думайте, что ваше толкование невербальных сигналов единственно верное.
- Использование невербальных сигналов поможет повысить уровень эффективности контакта.
- Сосредоточенность на тоне своего голоса даст возможность собеседнику почувствовать ваш настрой.
- Практика должна быть постоянной.
В общении с собеседником старайтесь обращать внимание не только на его речь, но и на невербальную коммуникацию, которая включает в себя жесты, мимику, телодвижения, интонацию. Задумывайтесь, о чем говорит то или иное движение. Возможно, именно в нем заложен скрытый смысл, который вы не смогли распознать в речи.
Психологи и ученые провели ряд исследований, которые доказали следующий факт: в случае расхождения невербальных сигналов и смысла озвученных фраз, большее доверие вызывают жесты и мимика человека. Приведем пример: если человек с печальным выражением лица скажет, что у него счастливая семья или что он безумно любит свою работу, вы навряд ли ему поверите.
Если во время беседы вы избегаете зрительного контакта с собеседником, эффективной невербальной коммуникации у вас не получится. Партнер будет думать, что вы не рады этому общению или же хотите скрыть какую-то информацию. Если же будете смотреть в упор, вероятно, беседа для напарника тоже будет тяжелой. Ваш взгляд может не только смутить, но и напугать. Психологи настоятельно рекомендуют во время зрительного контакта делать перерывы. Продолжительность паузы должна быть не менее 4-5 секунд.
Если некоторые особенности невербальной коммуникации для вас непонятны, не стесняйтесь этого. Спросите своего собеседника напрямую.
Когда вы ведете диалог, обращайте внимание на контекст и складывающиеся вокруг обстоятельства. Некоторые ситуации требуют от вас максимально формального поведения, другие, в свою очередь, позволяют вести себя более раскрепощено.
Выше мы уже говорили о том, как часто мы неверно трактуем невербальные сигналы. Поэтому если ваше личное мнение противоречит тому, что вы распознали в поведении собеседника, не спешите судить его. Возможно, вы просто ошиблись.
Читайте также
«Коммуникативные навыки: как их развить»
Подробнее
Запомните: грамотная устная речь и правильное использование невербальных знаков гарантируют вам успех в области взаимодействия в социальной среде. Явное ваше преимущество будет заключаться в том, что вас будет гораздо легче понять.
Ваш голос – тембр, интонация, громкость – прямо указывают на эмоциональный настрой. Поэтому следует отдавать должное внимание тому, как вы звучите.
Вы, наверное, знакомы с такими людьми, которые знают о невербальных коммуникациях практически все. Во время общения с ними создается впечатление, что собеседник для него будто открытая карта. От него ничего не скроешь, как ни старайся.
Вы тоже можете стать таким профессионалом в сфере невербальных коммуникаций. Самое главное – это постоянная практика. Наблюдайте за тем, как ведут себя окружающие вас люди и сопоставляйте их вербальные сигналы с речью. Кстати, если научитесь разбираться в чужих сигналах, то сможете научиться управлять своим поведением.
8 типов невербального общения и способы их использования
(последнее обновление: 6 марта 2023 г.)
Невербальное общение имеет жизненно важное значение для того, как мы делимся информацией с другими и понимаем, что другие пытаются сказать. Общение необходимо для успешных межличностных отношений, но не только слова, которые вы говорите, говорят о многом. Ваши невербальные сигналы, включая язык тела и выражение лица, являются формами невербального общения, которые могут иметь большое значение.
7 типов общения: вербальное, N…
Пожалуйста, включите JavaScript
7 типов общения: вербальное, невербальное, письменное, визуальное
влияние, которое он оказывает, и что вы можете сделать, чтобы улучшить невербальное общение.
Содержание
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение предполагает передачу информации без использования слов. Он может полагаться на сигналы, передаваемые языком тела, жестами, тоном голоса и выражением лица.
Невербальное общение может выполнять множество важных функций при передаче информации другим.
- Усиление сообщения : Это может усилить или подчеркнуть то, что вы говорите в устной форме.
- Подрыв вашего сообщения : Если ваш язык тела посылает сигнал, отличный от того, что передают ваши слова, люди могут подумать, что вы нечестны.
- Дополнение сообщения : Иногда язык вашего тела может дополнять или усиливать сказанное слово. Жест или выражение лица могут добавить смысл, который люди могут не понять в ваших словах.
- Подчеркивание сообщения : Язык тела, жесты и мимика могут придать вес вашим словам или дать понять, что конкретный момент важнее.
- Замена сообщения : Вместо произнесения сообщения вслух часто можно использовать невербальную коммуникацию, чтобы отправить сообщение, не говоря ни слова.
Согласно одной часто цитируемой статистике, 55 % общения происходит посредством языка тела, 38 % — посредством тона голоса и только 7 % — посредством произносимых слов. Важно отметить, что это зависит от ситуации.
Типы невербальной коммуникации
Существует множество различных типов сигналов, которые можно использовать для невербальной передачи информации. Некоторые из основных типов невербальной коммуникации включают в себя:
Выражение лица
Люди могут передавать огромное количество информации и эмоций с помощью выражения лица. Эмоции, передаваемые выражением лица, включая гнев, грусть, счастье и страх, универсальны для всех культур по всему миру.
Взгляд
Зрительный контакт также может использоваться для невербального общения. Например, взгляд на кого-то может указывать на интерес и внимание. В зависимости от того, как используется зрительный контакт, его также можно использовать для выражения привлекательности, доминирования или даже агрессии.
Другие аспекты взгляда, включая размер зрачка, моргание или движение глаз, также могут указывать на то, как человек себя чувствует. Проблемы с поддержанием зрительного контакта, например, часто воспринимаются как признак того, что человек нечестен.
Язык тела
Невербальная информация также передается посредством движений и положений тела. Поза, например, может сообщить, что человек заинтересован и уделяет внимание. Скрещенные руки могут указывать на то, что человеку неудобно или он обороняется.
Хотя отдельные движения не следует рассматривать изолированно, то, как человек ведет себя или представляет себя, может многое рассказать о его чувствах.
Внешний вид
То, как человек одевается и представляет себя с точки зрения внешнего вида, также может передавать важную информацию. Например, такие факторы, как прическа, одежда и даже выбор цвета, могут влиять на то, как другие люди воспринимают и оценивают других.
Например, если вы пытаетесь показать, что вы профессиональны и компетентны, вы можете носить деловую одежду. Если вы пытаетесь показать, что вы стильны и находитесь в авангарде, вы можете попробовать одеться в более модную и модную одежду.
Тон голоса
То, как вы говорите, может передавать смысл в дополнение к вашим словам. Тон, высота тона, интонация, громкость и скорость речи — все это влияет на то, как люди интерпретируют ваши слова. Этот аспект невербальной коммуникации называется паралингвистикой.
Жесты
Преднамеренные движения также могут использоваться для отправки сообщений. Жесты, такие как махание руками и указывание, могут использоваться для быстрой передачи сообщения. Однако жесты не всегда универсальны и могут различаться в зависимости от географического положения или культуры.
Личное пространство
Физическое пространство также может быть невербальным способом передачи или подкрепления сообщения. Каждому нужно личное пространство, хотя его количество может зависеть от того, с кем вы разговариваете, и от ситуации.
Находясь очень близко к другому человеку, вы можете посылать разные сообщения в зависимости от ситуации. В некоторых случаях это может выражать привязанность. В других случаях это может быть способом доминирования или запугивания. Культурные факторы также могут влиять на потребности в личном пространстве.
Прикосновение
Физический контакт также можно использовать для отправки сообщения, будь то рукопожатие или похлопывание по плечу. Прикосновение обеспечивает безопасность и комфорт, что необходимо для здорового развития в детстве.
То, как люди используют прикосновения во взрослом возрасте, может зависеть от их пола. Там, где женщины чаще выражают заботу или утешение через прикосновения, мужчины чаще используют их для утверждения доминирования или контроля.
Важность невербального общения
Невербальные сигналы важны по нескольким причинам.
- Общение : Вербальное и невербальное общение обычно происходит одновременно. Во многих случаях целью невербальных сигналов является помощь в усилении или придании ясности произносимым словам. Например, если вы пытаетесь убедить группу коллег согласиться с вашим аргументом, язык тела может подтвердить, что вы хорошо осведомлены, уверены в себе и заслуживаете доверия.
- Отношения : Невербальное поведение также может быть важным в отношениях. Эти сигналы могут передавать внимание и привязанность. Или их можно использовать для выражения гнева и недоверия.
- Терапия : Невербальная коммуникация также играет ключевую роль в терапевтическом процессе. Невербальные сигналы терапевта могут передать интерес к истории человека и помочь человеку почувствовать себя комфортно и захотеть открыться.
Терапевты также обращают внимание на язык тела своего клиента и другие невербальные сигналы. Например, они могут заметить, когда то, что кто-то говорит, не совпадает с движениями их тела.
Как улучшить невербальное общение
Если вы чувствуете, что ваши навыки невербального общения нуждаются в некотором улучшении, вы можете кое-что сделать, чтобы научиться более эффективно общаться с помощью языка тела и других невербальных сигналов. Некоторые вещи, которые могут помочь, включают:
Используйте зрительный контакт
Хороший зрительный контакт может показать, что вы внимательны, уверены в себе и заинтересованы в том, что говорит ваш собеседник. Но помните, однако, что зрительный контакт должен быть естественным. Вы не хотите, чтобы другой человек чувствовал, что вы смотрите на него или пытаетесь запугать его.
Подумайте о своих выражениях
Выражения вашего лица также можно использовать, чтобы подчеркнуть то, что вы говорите или пытаетесь передать устно. Сопоставление выражения лица с вашими словами, тоном и языком тела может помочь вашему сообщению стать более весомым.
Развивайте свою эмоциональную осведомленность
Развитие более глубокого эмоционального понимания собственных чувств может помочь вам лучше посылать сигналы, соответствующие вашим эмоциям. Это осознание также помогает вам лучше читать чувства других людей. Понимание их психического состояния означает, что вы сможете реагировать более адекватно.
Узнайте о языке тела
Умение интерпретировать язык тела других людей полезно. Некоторые стратегии, которые могут помочь, включают:
- Обратите внимание, когда слова не совпадают с языком тела . Когда то, что человек делает, не совпадает с тем, что он говорит, это может указывать на то, что он пытается что-то скрыть. Например, человек может сказать, что он в порядке, но его беспокойство, плохой зрительный контакт и защитная поза могут указывать на то, что он чувствует грусть или тревогу.
- Обратите внимание на сигналы как на группу . Оттачивание одного жеста или аспекта языка тела при игнорировании других сигналов является ошибкой, которая может привести к недопониманию. Например, если вы сосредоточитесь на том факте, что руки человека скрещены, вы можете подумать, что он защищается. Однако, если этот человек также улыбается, поддерживает зрительный контакт и говорит теплым тоном, это, вероятно, означает, что он просто скрещивает руки по другой причине.
- Доверяйте своим чувствам : Важно доверять своим инстинктивным реакциям на других людей, а не чрезмерно анализировать конкретные сигналы. Если человек чувствует себя некомфортно, велика вероятность, что ваша первоначальная интерпретация верна.
Если вы не уверены в сигналах, которые кто-то посылает, лучшее, что вы можете сделать, — это задать вопросы.
Часто это можно сделать, просто попросив разъяснений («Вы имеете в виду…?») или перефразировав сказанное и попросив подтвердить вашу интерпретацию («Я слышу, что нам следует…»).
Вместо того, чтобы неверная интерпретация привела к плохой коммуникации, попросите разъяснений.
Резюме
Невербальное общение составляет большую часть повседневного общения. Это может сыграть важную роль в том, как люди относятся друг к другу, и часто может усилить, заменить или даже подорвать то, что вы пытаетесь передать. Работа над своими навыками невербального общения может стать отличным способом улучшить общение в самых разных условиях.
Источники:
Меграбян А. Невербальное общение. Нью-Брансуик: Aldine Transaction; 1972.
Фрит С. Роль мимики в социальных взаимодействиях. Philos Trans R Soc Lond, B, Biol Sci . 2009;364(1535):3453-8. doi:10.1098/rstb.2009.0142
Louder Than Words — Association for Psychological Science — APS
Люди демонстрируют замечательную изощренность в том, как мы используем язык, сочиняя все, от 140-символьных звуковых фрагментов до 800-страничных романов, выражая мысли и чувства которые варьируются от тихих признаний до ярких признаний в любви.
Тот факт, что мы способны на такие лингвистические подвиги, является одной из определяющих черт человечества. И все же есть так много того, что мы сообщаем и выражаем, не произнося ни единого слова. Ученые-бихевиористы уже давно заинтересованы в понимании различных средств, с помощью которых мы вступаем в невербальную коммуникацию, и причин, по которым мы это делаем. На симпозиуме по интегративной науке на первом Международном съезде психологических наук в Амстердаме, Нидерланды, группа выдающихся исследователей изучила последние достижения науки, изучающие, как мы передаем мощные сигналы друг другу в отсутствие речи.
Честные сигналы
Чтобы понять роль, которую невербальные выражения играют в человеческом общении, исследователи часто сосредотачивались на передаче эмоций. Эмоции отражают нашу оценку ситуации или стимула — например, может ли она принести удовольствие или опасность — и эти оценки стимулируют поведение, которое сигнализирует о том, как мы намерены реагировать. Конечно, мы можем передавать свои эмоции другим с помощью слов, но мы также можем выражать свои эмоции невербально, модулируя акустические качества голоса и позиционируя мышцы лица и тела, часто неосознанно.
Как вербальный, так и невербальный способы общения позволяют нам сообщать о наших эмоциональных оценках и намерениях реагировать до того, как мы начнем действовать. Но что отличает невербальные сигналы, говорит научный сотрудник APS Клаус Р. Шерер из Женевского университета в Швейцарии, так это их подлинность:
«Поскольку мы разработали этот прекрасный инструмент, язык, было бы совершенно нормально просто сказать, что вы чувствуете. вот и все. Но это не так», — отметил Шерер. «Что нам нужно сделать, так это произвести честный сигнал эмоций, и это должно быть сделано без нечеткой категоризации и ярлыков».
Хотя наши вербальные выражения могут быть честными, выражение наших эмоций с помощью языка требует определенного уровня обработки и абстракции, который неизбежно отделяет вербальное выражение от основной эмоции. В той мере, в какой наши выражения лица и позы спонтанны и синхронизированы с ситуацией или стимулом, они обеспечивают более аутентичные сигналы эмоций, свободные от языковых ограничений.
Тот факт, что некоторые выражения эмоций кажутся универсальными, говорит об их фундаментальной коммуникативной функции. Основополагающее исследование, проведенное сотрудником APS Уильяма Джеймса Полом Экманом, показало, что активация лицевых мышц в определенных группах или единицах действия неизменно связана с определенными эмоциями. Например, одновременная активация большой скуловой мышцы, идущей от скулы к углу рта, и круговой мышцы глаза, окружающей глаз, достоверно ассоциируется с удовольствием и искренними улыбками. С другой стороны, сочетание нахмуренных бровей, сжатого рта и раздутых ноздрей ассоциируется с гневом.
Изысканная чувствительность
Однако для того, чтобы действовать как эффективный сигнал, недостаточно, чтобы невербальные выражения производились надежным способом; они также должны быть интерпретированы надежным способом. В своей текущей работе Шерер и его коллеги обнаруживают прочную связь между выражением лица и восприятием этого выражения, что указывает на то, что мы прекрасно приспособлены для чтения эмоциональной информации с лиц без какой-либо помощи языка.
В одном исследовании участники увидели серию динамических компьютерных аватаров, и им было поручено определить оценку, которая будет проходить через голову такого человека. Шерер и его коллеги запрограммировали аватары на отображение определенных выражений эмоций на лице, состоящих из определенных единиц действия. Мало того, что участники продемонстрировали сильное согласие в оценках, которые они определили по выражению лица, их оценки также систематически варьировались в зависимости от единиц действия.
Результаты крупного онлайн-исследования, проведенного с репрезентативной выборкой, показали аналогичную картину результатов: участники использовали выражение лица аватара, чтобы «читать» его или ее мысли, оценивая степень, в которой оценка аватара была новой, приятной, и способствует последовательному достижению цели.
Но лицо — это только один из способов выражения эмоций без слов. Серьезные исследования показали, что наша поза и положение тела также эффективно передают наше эмоциональное состояние. Опираясь на более раннюю работу по нейровизуализации с использованием электроэнцефалограммы (ЭЭГ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), научный сотрудник APS Беатрис де Гелдер из Маастрихтского университета в Нидерландах и ее коллеги теперь используют транскраниальную магнитную стимуляцию (ТМС), чтобы лучше понять механизмы, которые управляют нашим поведением. воспринимать выражение эмоций в телах.
В ходе эксперимента де Гелдер и его коллеги создали изображения человеческих тел и контрольные изображения животных, которые демонстрировали либо угрожающие, либо нейтральные позы. Участники просматривали два изображения подряд и должны были определить, есть ли между ними разница в позе. Исследователи обнаружили, что применение ТМС к области мозга в экстрастриальной области, которая участвует в визуальном восприятии человеческого тела и частей тела, нарушило способность участников обнаруживать изменения в нейтральном положении, но не оказало заметного влияния на их восприятие тел, отображающих страх.
Применение ТМС к задней верхней височной борозде (STS) — области мозга, широко вовлеченной в социальное восприятие — с другой стороны, фактически улучшило способность участников обнаруживать изменения в этих так называемых телах страха.
«Область тела и ранняя зрительная кора так или иначе не играют решающей роли, но при стимуляции задней СТС, а также теменной области испытуемые лучше расшифровывают, замечают действительно незначительные различия в позах
тел человеческого страха, — объяснил де Гелдер.
В другом исследовании исследователи использовали парадигму бинокулярного соперничества — одновременную подачу разных изображений в левое и правое поле зрения — чтобы оценить, будут ли участники демонстрировать аналогичную обработку в отсутствие сознательного обдумывания. Опять же, результаты показали, что стимуляция задней STS улучшила чувствительность участников к изменениям выражений страха.
Результаты этих и других исследований показывают, что восприятие выражений эмоций, которые отображаются через тела, осуществляется через дорсальный зрительный поток и не требует представления и идентификации тела как объекта до того, как будет воспринято выражение эмоций. Другими словами, мы обрабатываем выражения эмоций в теле быстро и автоматически, с помощью механизмов, которые не требуют сознания или вербального обозначения.
Сила гордости
Сосредоточив внимание на обширном проявлении гордости, исследователь Джессика Трейси (Университет Британской Колумбии, Канада) обнаружила сходные доказательства того, что выражения тела, как и выражения лица, могут подавать надежные и надежные сигналы, влияющие на воспринимающих. ответы на автоматическом, имплицитном уровне.
Постуральные проявления гордости — стоя в полный рост, с раскинутыми руками и выпяченной грудью — возможно, чаще всего встречаются среди спортсменов-победителей и политиков, но они также проявляются, когда мы празднуем повседневные победы на работе и дома. Кросс-культурные исследования показывают, что проявления гордости надежно распознаются людьми во всем мире, а работа Трейси показывает, что они чаще проявляются как зрячими, так и слепыми спортсменами, выигравшими матч, чем теми, кто проиграл. В совокупности эти данные свидетельствуют о том, что выражение не является усвоенной реакцией на успех, а скорее является врожденным и спонтанным.
Трейси и его коллеги предполагают, что проявления гордости универсальны, поскольку они выполняют адаптивную функцию, сигнализируя об успехе человека и, соответственно, о высоком статусе. В одном исследовании, например, исследователи попросили студентов-добровольцев записать цифры числа пи до девятого знака после запятой, что для большинства людей было невыполнимой задачей. Участники получали дополнительные деньги, если они давали правильный ответ, и у них была возможность увидеть ответ, предоставленный другим участником, прежде чем они ответили. Исследователи предсказали, что участники, скорее всего, будут копировать ответы студента, который проявлял гордость, а не другие эмоции. И это действительно то, что они обнаружили, указывая на то, что гордость эффективно сигнализирует об успехе для других.
Дополнительные результаты показывают, что проявления гордости, точно так же, как выражения лица и телесные проявления страха, обрабатываются на автоматическом, невербальном уровне. Трейси и ее коллеги предложили участникам пройти тесты на неявные ассоциации, в которых различные выражения эмоций сочетались со словами, указывающими на высокий или низкий статус. Они обнаружили, что участники гораздо быстрее ассоциировали гордость с высоким статусом и другие выражения эмоций с низким статусом, чем при составлении обратных пар. Когда исследователи перенесли исследование на отдаленный остров на Фиджи, они увидели ту же картину времени реакции.
Связь между гордостью и высоким статусом настолько сильна, что демонстрация гордости является ценным сигналом статуса, даже когда доступна конкурирующая контекстуальная информация. В одном исследовании участники просматривали фотографию либо мужчины, выглядящего бездомным, либо мужчины профессионального вида, чья поза выражала либо гордость, либо стыд. Их рейтинги показали, что выражение гордости повышает статус бездомного:
«Демонстрация гордости может заставить бездомного автоматически восприниматься как равный по статусу деловому человеку, у которого был плохой день», — объяснила Трейси.
Вокальное доминирование
В то время как выражения лица и тела явно эффективны в качестве невербальных сигналов, накопленные данные свидетельствуют о том, что особая характеристика голоса — высота тона — может быть особенно надежным сигналом. То, что мы воспринимаем как высоту тона, измеряется с точки зрения основной частоты или скорости, с которой вибрируют голосовые связки. Исследования показывают, что во всем мире женщины, как правило, издают звуки примерно в два раза чаще, чем мужчины. Эта половая разница не просто заметна; оно намного больше, чем наблюдаемое почти во всех других вторичных половых признаках, включая вес, окружность бицепса, рост и силу.
С физиологической точки зрения это половое различие не является загадкой: повышение уровня тестостерона в период полового созревания в конечном итоге приводит к тому, что мужские голосовые связки удлиняются и утолщаются, заставляя их вибрировать медленнее.
Но, как отмечает ученый Дэвид А. Путс, это не объясняет, почему вообще существует разница.
«Почему у нас возникла такая очень большая половая разница в способе общения, который одинаково используется обоими полами?» — спросил Путс. — Разве это не кажется вам странным?
Интуитивный ответ будет заключаться в том, что половые различия связаны с физическими размерами — мужчины, как правило, выше женщин, и эта разница в росте должна привести к тому, что у них более длинные голосовые связки. Но данные показывают, что мужские голосовые связки примерно в восемь раз длиннее, чем можно было бы ожидать, учитывая половые различия в росте.
Настоящее объяснение, как показывают исследования, может заключаться в половом отборе. Имеются убедительные доказательства того, что механизм выбора партнера мог сыграть роль в возникновении этих различий: мужчины, как правило, предпочитают женщин с высоким голосом, а женщины предпочитают мужчин с низким голосом. Тот факт, что основная частота коррелирует с уровнями определенных гормонов, предполагает, что она может служить физиологическим индикатором, сигнализирующим о высокой фертильности у женщин и сильной иммунной функции у мужчин.
Но половые различия в основной частоте, возможно, даже сильнее связаны с другим механизмом полового отбора: состязательной конкуренцией. То есть тон голоса может функционировать как невербальный сигнал, сигнализирующий конкурентам о доминировании.
В соответствии с этой теорией данные показывают, что люди воспринимают мужские или низкие голоса как принадлежащие доминирующим личностям. И исследования показывают, что отношения работают и в обратную сторону — восприятие мужчинами доминирования, по-видимому, влияет на то, как они модулируют высоту своего голоса в конкурентном взаимодействии.
Под видом игры на свидания Путс и его коллеги сказали участникам-мужчинам, что они будут соревноваться с мужчиной в другой комнате, чтобы пообедать с женщиной. Голоса участников записывались в начале исследования, а затем еще раз, когда они напрямую обращались к своему «конкуренту». Результаты показали, что мужчины, которые считали себя менее физически доминирующими, имели тенденцию повышать свой тон при разговоре с конкурентом, в то время как мужчины, которые оценивали себя как более физически доминирующие, имели тенденцию к понижению своего тона.
Эти результаты демонстрируют устойчивость высоты голоса как невербального сигнала физического доминирования и могут помочь пролить свет на невербальную коммуникацию в более широком смысле, говорит Путс. Например, результаты исследования объясняют, почему мы склонны понижать тон, когда отдаем команду, и обычно повышаем его, когда задаем вопрос.
Последствия в реальном мире
Хотя мы можем не осознавать в явном виде влияние невербальных сигналов, таких как высота голоса и мимика тела, на нашу повседневную жизнь, исследования показывают, что их последствия могут быть далеко идущими.
В ходе одного исследования Трейси и его коллеги попросили участников оценить кандидата, претендующего на должность банковского менеджера. Некоторые участники увидели сильное резюме, указывающее на то, что кандидат имеет диплом с отличием в ведущем университете, хорошие оценки и впечатляющие внеклассные занятия, в то время как другие увидели гораздо более посредственное резюме. Затем участники просмотрели видеоклип, предположительно взятый из интервью кандидата; некоторые видели видео, в котором кандидат демонстрировал гордость, в то время как другие видели кандидата, демонстрирующего стыд. Важно отметить, что кандидат следовал одному и тому же сценарию в обоих видео.
Когда участники оценивали кандидата, они судили о ее интеллекте в первую очередь по резюме. Те, кто видел сильное резюме, оценивали кандидата как более умного, чем те, кто видел посредственное резюме.
Однако резюме, похоже, не имело значения при принятии окончательного решения о найме. Участники с большей вероятностью «наняли» фиктивного кандидата, если бы она проявила гордость на собеседовании, чем если бы она проявила стыд, независимо от качества ее резюме.
Аналогичным образом, исследования показывают, что в реальном мире могут быть серьезные последствия, связанные с высоким или низким голосом. Путс указал на корреляционные исследования, показывающие, что люди воспринимают людей с низким голосом как обладающих большими лидерскими способностями и заслуживающих большего уважения. Люди с большей вероятностью «выберут» мужчин и женщин-кандидатов с низким голосом на гипотетических выборах, а данные о вознаграждениях публичных компаний показывают, что руководители-мужчины с более низким голосом на самом деле могут зарабатывать больше, чем их коллеги с более высоким голосом.
Направления будущего
Исследования, охватывающие различные уровни и методы — от исследования нейронных механизмов до изучения социальных последствий — продолжают показывать, что невербальные выражения производятся и воспринимаются надежными, надежными и потенциально мощными способами. Но остается еще много нерешенных вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы разобраться в механизмах, управляющих невербальными выражениями и нашими реакциями на них.
Точное определение происхождения этих выражений и их потенциальной адаптивной ценности является особенно сложным вопросом. Как заметил Шерер, исследователи часто приводят косвенный аргумент, что если мы надежно воспринимаем оценку с определенного лица, то эта оценка должна быть той, которая выражается эволюционно.