Невербальное общение — виды и средства невербальной коммуникации
Содержание:
Головной мозг и невербальное общение
Осознание и контроль невербального поведения
Элементы невербального поведения
Проксемика
Движения и положения тела
Жесты
Позы
Прикосновения
Выражения лица
Голосовые характеристики
Определение понятия «невербальное общение»
Большинство людей понимают невербальное общение как общение без использования слов, подразумевая при этом, что слова — это вербальные элементы. Как и большинство определений, это определение в целом полезно, но оно не отражает в полной мере всей сложности этого явления. Однако с учетом соображений, высказанных ниже, такое общее определение имеет право на существование.
Во-первых, нужно понимать, что разделение вербального и невербального поведения на две отдельные, обособленные категории практически невозможно. В качестве примера можно привести движения рук в языке глухих. Эта жестикуляция по существу лингвистична (вербальна), однако движения рук часто воспринимаются как поведение, то есть «что-то, отличное от слов». Макнил (McNeil) продемонстрировал лингвистические свойства ряда жестов, обратив внимание на то, что при разных случаях афазии — нарушении способности использовать или понимать слова — пропадают разные жесты; иными словами, утрата жестов, выполняющих лингвистические функции, равнозначна потери речи. И напротив, не все произносимые нами слова можно назвать определенно или исключительно вербальными; например, звукоподражания, такие как жужжание или мурлыканье, либо неразборчивая речь аукционистов или некоторых больных, страдающих афазией.
Во-вторых, в этом определении остается неясным, относится ли выражение «без использования слов» к типу производимого сигнала, то есть к его кодированию теми, кто его посылает, или к его декодированию теми, кто его воспринимает. Как правило, говоря о невербальном общении, люди имеют в виду отправляемые, то есть кодируемые, сигналы, а не процесс их декодирования. Первый шаг на пути к пониманию того, как происходит декодирование невербального поведения, состоит в том, чтобы понять, как мозг обрабатывает невербальную информацию.
Головной мозг и невербальное общение
В настоящее время многие исследователи, изучающие мозг, считают, что два полушария мозга обрабатывают разную информацию, но при этом функции каждого полушария не ограничиваются обработкой исключительно информации одного типа. Невербальная информация может обрабатываться любым полушарием, однако основная работа, возможно, выполняется правым полушарием. Левое полушарие обрабатывает преимущественно последовательную, упорядоченную цифровую, вербальную и лингвистическую информацию. Невербальные стимулы, обрабатываемые левым полушарием, могут включать символические жесты и выражения лица, тесно связанные с речью, например жесты, замещающие речь. Правому полушарию обычно приписывают обработку визуально-пространственных связей и аналоговой, или гештальт, информации. Не исключено также, что оно является главным «обработчиком» жестов некоторых типов и спонтанных, экспрессивных проявлений эмоций на лице и в голосе (Buck & VanLear; Kelly & Goldsmith). Важно, однако, отметить, что лишь немногие современные ученые считают, что как правое, так и левое полушарие мозга обрабатывают исключительно информацию какого-то одного типа. Действительно, приводимый ниже пример показывает, насколько адаптивным может быть мозг.
Когда Брюсу Липштадту было пять лет, ему удалили левое полушарие мозга (Koutlak). Лишь немногие доктора верили в то, что у мальчика разовьются вербальные способности, а большинство были убеждены, что в результате операции будет парализована часть его тела. Спустя 26 лет коэффициент умственного развития Брюса был равен 126 — выше, чем у девяти из десяти человек! Он плавал, ездил на велосипеде и прослушал курс статистики с оценкой «отлично». Благодаря тому что у него была нормальная речь, специалисты пришли к выводу, что правое полушарие взяло на себя многие из тех функций, которые обычно выполняет левое полушарие. Безусловно, подобная операция не всегда приводит к таким результатам, особенно если человек переносит ее во взрослом состоянии. Однако этот результат позволяет предположить, что, хотя создается впечатление, что правое и левое полушария «специализируются» на обработке информации определенного типа, их возможности ни в коем случае этим не ограничиваются.
Даже тогда, когда информация обрабатывается в основном одним полушарием, мало вероятно, что второе полушарие совершенно неактивно. Когда человек читает роман, правое полушарие может играть особую роль в понимании метафор или в оценке эмоционального содержания, тогда как левое полушарие одновременно активно работает нал пониманием сложных смысловых связей между значением слов и синтаксисом. Есть основания полагать, что у женщин функциональное различие между двумя полушариями выражено не столь ярко, как у мужчин, известно также, что у некоторых левшей функции полушарий прямо противоположны описанным (Andersen, Garrison, & Andersen; Iaccino).
Несмотря на всю очевидную сложность функций мозга, большая часть того, что обрабатывается правым полушарием, относится к тому, что мы называем невербальными явлениями, а большая часть того, что обрабатывается левым полушарием, — к тому, что мы называем вербальными явлениями. Понятно, что в одних случаях невербальное поведение теснее связано с вербальным, чем в других (примером могут служить жесты, замещающие речь), и в этих случаях можно ожидать большей активности левого полушария.
Осознание и контроль
До сих пор мы ничего не говорили об осознанности невербального поведения и о контроле над ним. Невербальное поведение, как и вербальное, кодируется с разной степенью контроля и осознанности (Lakin). Иногда у людей есть время обдумать, спланировать свою реакцию, но в большинстве случаев информация буквально обрушивается на них, на их органы чувств, и тогда чрезвычайно важно отреагировать как можно быстрее. Когда такое случается, люди либо вовсе не осознают, либо осознают чрезвычайно смутно, почему они отреагировали именно так, как отреагировали. Подобные реакции связаны с когнитивной программой, которая дает о себе знать автоматически и незамедлительно вслед за восприятием конкретного стимула (Choi, Gray, & Ambady).
Когда мы используем замещающие речь жесты, позируем перед фотографом или выбираем наряд, уровень осознания и контроля обычно очень высок. Мы знаем, что делаем, нас никто не торопил, и мы ведем себя в соответствии с осознанным планом. Причудливая манерность, расширенные зрачки и копирование поведения партнера — все это примеры неосознанного и неконтролируемого поведения. У нас может быть целый набор вербальных и невербальных действий, которые включаются автоматически, например когда нас представляют незнакомому человеку. В одних случаях одно и то же поведение проявляется почти неосознанно, а в других — весьма осознанно. Так, мы можем не осознавать, что тон нашего голоса выдает негативное отношение к собеседнику, но мы прекрасно отдаем себе отчет в использовании своего голоса, когда делаем какое-либо саркастическое замечание.
Декодирование невербального поведения тоже может быть реализовано с разной степенью осознанности. Иногда мы воспринимаем какой-либо стимул, например мужчину, который выглядит пожилым, и это автоматически запускает механизм восприятия его походки: нам начинает казаться, что он ходит медленно, хотя на самом деле это не так. Когда люди говорят, что им кажется, будто этот человек врет, но не могут объяснить, почему они так думают, это может означать, что в их мозге есть неосознанная программа, связанная с обманом, которая запускается восприятием определенного поведения.
Однако неконтролируемые нашим сознанием реакции необязательно производятся именно таким образом. Обратная связь относительно точности или пользы автоматического процесса может привести к изменению программы или ее удалению.
Структурные элементы невербального поведения
Другой способ определения невербального общения — присмотреться к тому, что становится предметом изучения. Теории и исследования в этой области сосредоточены преимущественно на трех основных вопросах: на структурах окружающей среды и условиях, в которых происходит общение; на физических характеристиках участников коммуникации; наконец, на демонстрируемом ими поведении. Рассмотрим все эти вопросы подробнее.
Окружающая среда, в которой происходит общение
Физическая среда.

Хотя в исследованиях, посвященных невербальному общению, основное внимание уделяется внешнему виду и поведению общающихся людей, влиянию на общение факторам, не связанным с людьми. С одной стороны, люди изменяют обстановку, чтобы облепить себе достижение коммуникативных целей, с другой — обстановка может влиять на наше настроение, выбор слов и на наши действия. Следовательно, в эту категорию попадают элементы, вторгающиеся в человеческие отношения, но не являющиеся напрямую их частью. К таким факторам относятся мебель, архитектурный стиль, украшения интерьера, освещение, цветовая гамма, температура, посторонние звуки или музыка и тому подобное. То, как расставлены предметы, материал, из которого они изготовлены, а также их форма и поверхности — все это может оказать большое влияние на результат межличностных отношений. К этим факторам относится также и то, что может быть названо следами действия. Например, если вы увидите сигаретные окурки, апельсиновую кожуру и канцелярский мусор; оставленные человеком, с которым вам вскоре предстоит общаться, у вас сформируется определенное представление о нем, которое в конце концов повлияет на вашу встречу. Восприятие времени и «временной паттерн» — еще один важный фактор коммуникативной среды. Когда и как часто происходит то или иное действие, его темп или ритм, безусловно, являются частью окружающей среды, пусть и не физической ее частью.
Пространственная среда.
Проксемика — это наука об использовании и восприятии социального и личного пространства. Одним из разделов этой науки является экология малой группы, которая занимается изучением того, как люди выстраивают свое пространственное поведение в условиях формальных и неформальных групп. Предметом подобных исследований является порядок размещения и расположения членов группы в пространстве с учетом социального положения лидера, динамики отношений, поставленной задачи. В более широком контексте изучаются пространственные отношения в толпе и в густо населенных местах. Пространственное поведение человека изучается и с точки зрения соблюдения дистанции во время разговора в зависимости от пола, статуса, ролей, принадлежности к той или иной культуре и т. д. В исследованиях проксемики часто встречается слово территориальность; им обозначается склонность людей «помечать» собственную территорию, или «неприкосновенное пространство», во многом точно так же, как это делают животные и птицы.
Физические характеристики коммуникантов
В эту категорию попадают параметры, которые остаются практически неизменными в течение всего периода общения. Помимо видимых движении, к ним относятся такие важные невербальные признаки, как форма тела, общая привлекательность, рост, вес, волосы, цвет или тон кожи и т. д. Запах, исходящий от тела человека или от его дыхания, также воспринимается как составная часть его физической внешности. Кроме того, объекты, ассоциирующиеся с коммуникантами, также относятся к физическому облику. Они называются артефактами и включают одежду, очки, накладки для причесок и парики, накладные ресницы, ювелирные украшения, пирсинг, а также аксессуары, например атташе-кейсы. Понятие «физический облик» включает также и то, как именно люди украшают свою кожу, в частности с помощью татуировок, косметики, шрамов, клейм и грима.
Движения и положения тела
Как правило, к движениям и положениям тела относят жесты, движения ног, рук и головы; выражения лица, например улыбки; движения глаз, включая моргание, направление и продолжительность взгляда, состояние зрачка; а также позы. Наморщенный лоб, опущенные плечи и наклоненная голова — все это тоже относится к движениям и положениям тела. Наибольшее значение имеют жесты, позы, прикосновения, выражения лица и движения глаз.
Жесты.
Существуют самые разнообразные виды жестов и их вариации, но чаще всего изучают следующие жесты.
1. Жесты, замещающие речь. Даже когда эти жесты не сопровождаются речью, они имеют вполне понятный вербальный перевод для тех, кто их использует, как правило, состоящий из одного-двух слов или одной фразы. Примерами таких жестов в культуре Соединенных Штатов могут быть жесты со значением «О’кей» или «Мир» (или знак «Победа»).
2. Жесты, сопровождающие речь. Эти жесты непосредственно связаны с речью или сопровождают ее и часто служат для иллюстрации того, что сообщается вербально. С их помощью можно подчеркнуть значение какого-то слова или фразы, очертить ход мысли, указать на присутствующие объекты, изобразить пространственные отношения, проиллюстрировать ритм или скорость течения события, изобразить того, на кого ссылаются, проиллюстрировать движения тела. Они могут также выполнять роль комментатора при регулировании и организации процесса взаимодействия.
Позы.
Обычно позы изучают вместе с другими невербальными сигналами как указатели на степень внимания или вовлеченности в коммуникативный процесс, статусное положение по отношению к партнеру или степень симпатии к нему. Так, наклоненная вперед поза ассоциируется с большей вовлеченностью, большей симпатией и более низким статусом в тех ситуациях, когда коммуниканты не знают друг друга достаточно хорошо. Позы служат также ключевым индикатором интенсивности определенных эмоциональных состояний. Например, поникшая поза ассоциируется с печалью или скованностью, а напряженная поза — с гневом. Степень, в какой позы коммуникантов зеркально отражают друг друга, может свидетельствовать об их вовлеченности в разговор, что нередко приводит к большему взаимопониманию между собеседниками.
Прикосновения.
Собеседники могут прикасаться как к самим себе, так и друг к другу. Прикосновения к самому себе, если они не обусловлены целями беседы, могут отражать сиюминутное состояние человека или его привычку. Многие из таких прикосновений называются нервными привычками (nervous mannerisms). Некоторые из этих действий представляют собой следы более раннего периода жизни, когда человек учился управлять своими эмоциями, развивать социальные контакты или выполнять какие-либо учебные задания. Возможно, мы использовали такие движения в процессе обучения чему-либо, и они дают о себе знать как часть усвоенного ранее движения, когда мы в дальнейшем сталкиваемся с подобными ситуациями. Некоторые исследователи называют подобный тип манипуляций, направленных на самого себя, адапторами (adaptors). Такими адаптерами могут быть разнообразные манипуляции с собственным телом, например облизывание, ковыряние, переступания, щипание и почесывание. Адапторы-объекты — это манипуляции, выполняемые с какими-либо объектами; например, бросивший курить человек лезет в карман за несуществующей пачкой сигарет. Разумеется, не все проявления, отражающие привычки или состояние тревоги, можно объяснить прежними адаптациями, но они действительно представляют собой часть общего паттерна движений тела.
Взаимные прикосновения двух людей — форма невербальной коммуникации, способная вызвать очень сильную реакцию. По своей сути прикосновение может быть волнующим, но оно так же может вызвать раздражение или утешить. Прикосновение — неоднозначная форма поведения, смысл которой определяется скорее контекстом, природой отношений и способом их выражения, нежели характером прикосновений как таковых. Одни исследователи уделяют большее внимание прикосновениям как важному фактору раннего развития ребенка, других больше интересуют прикосновения в общении взрослых.
Выражения лица.
В большинстве работ, изучающих выражения лица, основное внимание уделяется конфигурациям, соответствующим проявлению разных эмоций. Предметом исследования чаще всего становятся шесть базовых эмоциональных состояний: гнев, печаль, удивление, счастье, страх и отвращение. Выражения лица могут также выступать в роли регулирующих жестов, предоставляя обратную связь и управляя течением коммуникации. Действительно, некоторые исследователи считают, что основная функция лица — передавать информацию, а не выражать эмоции.
Глаза.
Куда, когда и как долго мы смотрим во время общения — вот, что в первую очередь интересует тех, кто изучает взгляды. Термином взгляд (gaze) обозначается движение глаз, выполняемое нами в направлении лица собеседника. Обмен взглядами происходит тогда, когда собеседники смотрят друг другу в глаза. Расширение и сужение зрачков представляет особый интерес для тех, кто изучает невербальное общение, ибо иногда именно состояние зрачков свидетельствует об интересе, внимании или вовлеченности в беседу.
Голосовые характеристики
Голосовые характеристики имеют отношение не к тому, о чем мы говорим, а к тому, как мы говорим, то есть к набору невербальных голосовых признаков, присутствующих в любой речи. Как правило, различают следующие два типа звуков.
- Звуковые изменения, производимые голосовыми связками во время речи по таким параметрам, как высота, продолжительность, громкость звука и наличие пауз.
- Звуки, вызванные действием не голосовых связок, но другими физиологическими механизмами, например глоточными, ротовыми носовыми полостями.
Большинство исследований голосового поведения и его влияния на человеческое общение посвящены высоте голоса и его изменениям; продолжительности звуков, их протяжности или краткости; паузам в речевом потоке и задержке ответов в речевом обмене; уровню громкости и его изменчивости; резонансу; точной или невнятной артикуляции; скорости; ритму; включению в речь междометий типа «э» и «гм». Изучение голосовых сигналов охватывает большой круг вопросов — от стереотипов, ассоциирующихся с определенными голосами, до воздействия голосовых характеристик на понимание и убедительность сказанного. Поэтому даже такие специфические звуки, как смех, отрыжка, зевота, глотание, стоны и тому подобное, могут представлять интерес в той мере, в какой они способны повлиять на исход коммуникации.
Невербальное общение.
Читайте также:Вербальное общение.
Невербальное общение и коммуникация.
Невербальное общение в работе педагога.
Невербальное общение — определение термина
общение посредством неречевых (знаковых) систем.
Научные статьи на тему «Невербальное общение»
В процессе взаимодействия большую роль играет не только вербальное, но и невербальное общение….
Определение 1 Невербальная коммуникация – это общение без помощи слов, возникающее бессознательно…
Невербальные знаки
Основной функцией невербального общения является передача информации….
Значимость невербальных средств в коммуникации Невербальное общение включает 5 подсистем:
Экспрессивно-выразительная…
Немаловажным компонентом невербального общения также является взгляд – с помощью визуального контакта
Статья от экспертов
Статья посвящена языку, текстам, интерпретации текстов, смыслам и способам их выражения. Автор говорит об особом способе выражения смыслов и, соответственно, об особой знаковой системе, поскольку язык и текст так или иначе связаны со знаками. Особое внимание уделено невербальным способам общения, тому, что такое вообще этот невербальный мир.
Научный журнал
Особенности невербального общения в процессе обучения
Взаимодействие педагога и обучающихся реализуется…
Замечание 1 Невербальные аспекты общения играют огромную роль в установлении контактов, управлении…
Различные средства невербального общения всегда задействованы в учебно-воспитательном процессе, даже…
Пути реализации невербального общения Невербальное общение может происходить по разным каналам:
Прикосновение…
Средства невербального педагогического общения Все средства невербального общения можно разделить на
В статье невербальное общение рассматривается как социокультурный феномен с философских, антропологических, культурологических, исторических, физиологических, социологических позиций.
Научный журнал
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- Напиши термин
- Выбери определение из предложенных или загрузи свое
- Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Невербальная коммуникация: примеры, определение и типы
Невербальная коммуникация может показаться излишним беспокойством, если вы сосредоточены на ведении бизнеса или построении карьеры в такой области, как консалтинг или инвестиционно-банковская деятельность. Но вы ставите себя — и, возможно, свою организацию и деловые отношения — в невыгодное положение, если недооцениваете важность невербального общения на рабочем месте.
Как подтверждают исследования, и все больше людей в управлении начинают признавать, что значительная часть значимой информации, которой обмениваются в любом разговоре, исходит от невербального общения. А поскольку большая часть управленческой работы связана с коммуникацией, было бы небрежно не развивать свою способность читать и передавать невербальную коммуникацию.
Определение невербальной коммуникации
Прежде чем мы двинемся дальше, давайте зададим очевидный вопрос: что такое невербальная коммуникация? Семинары по обучению продажам предполагают, что это состоит в том, чтобы обращать внимание на то, что сообщает ваше тело в том, как вы сидите или стоите, в выражениях лица, жестах и т. д. Все это примеры невербальной коммуникации.
Четкое определение невербального общения гарантирует, что мы поймем друг друга при обсуждении. В конце концов, эта статья посвящена тщательному анализу всей соответствующей информации, из которой состоит обмен. Вообще говоря, невербальную коммуникацию можно определить как: все соответствующие значения и информацию, передаваемые в разговоре, кроме языка/устных слов.
Примеры невербального общения
На практике невербальное общение может принимать различные формы.
- Мимика
- Жесты рук
- Поза
- Звуки (например, хрюканье, вздохи)
Как показала семиотика в гуманитарных науках, все, что мы делаем и как мы выглядим, имеет значение. Даже одежда, которую мы носим, и ароматы, которые мы используем, передают смысл. Представьте, что вы нанимаете на должность консультанта, очень заметную роль, которая включает в себя взаимодействие с руководством в компаниях из списка Fortune 500 и управление различными заинтересованными сторонами (перевод: много времени с людьми).
Теперь представьте, что на собеседование приходят два кандидата. Один одет в дорогой и тщательно сшитый деловой костюм, с безупречным уходом и тонким одеколоном. Другой кандидат одет в плохо сидящую «спортивную одежду», неухоженный, сгорбленный, с крошками еды на губах. Вы уже сделали суждение об обоих из них — вы рассказываете себе разные истории об этих кандидатах и о том, насколько они подходят для работы — еще до того, как встретитесь с ними и оцените их деловую хватку.
Существует множество других примеров невербального общения. Сопоставление их с вербальным общением показывает, насколько сильными они могут быть в формировании точного прочтения событий. Представьте, что вы пытаетесь заключить сделку с другой компанией. Представитель другой компании обещает выполнить определенные обязательства, но при этом избегает зрительного контакта с вами. Через некоторое время эффект становится очевидным: есть несоответствие между сообщением, которое он передает словами, и сообщением, которое он передает невербально. Если вы проигнорируете невербальный компонент, вы можете заключить сделку, о которой потом пожалеете.
Функции невербальной коммуникации столь же различны, как и формы невербальной коммуникации. Иногда, как в предыдущем примере, функция состоит в том, чтобы противоречить тому, что сообщается устно. В других случаях функция состоит в том, чтобы резонировать с вербальным сообщением или усилить его.
В предыдущем примере, если бы представитель другой компании установил прямой зрительный контакт и изменил свою позу, чтобы продемонстрировать свою открытость, вы бы с большей вероятностью поверили его словесному сообщению. Избегая зрительного контакта, он непреднамеренно давал понять, что лжет. Был он или не был — неважно.
Насколько все это важно на самом деле? Вам может быть интересно, какая часть общения является невербальной или какой процент общения является невербальным? Что ж, правда скользкая. Некоторые эксперты предполагают, что более 90% общения осуществляется невербально. Это вытекает из исследований психолога Альберта Меграбяна в 1960-х и 1970-х годах. В общепринятом понимании это исследование пришло к выводу, что 55% общения состоит из языка тела, 38% — из тона голоса и только 7% — из фактического языкового содержания. Другими словами, 93% общения невербальные.
На самом деле исследование Меграбяна предложило эту разбивку для определенного разговорного контекста, разработанного в ходе эксперимента. Это не значит, что все разговоры обрываются таким образом. Однако это означает, что в определенных контекстах подавляющее большинство фактического обмена информацией между людьми происходит невербально.
Невербальная коммуникация на рабочем месте
Помимо своей очевидной важности в переговорах на высоком уровне, невербальная коммуникация на рабочем месте является чрезвычайно важным вопросом. Это может быть скрытым источником многих конфликтов. Любой, кто был женат, может сказать вам, что может быть достаточно сложно распознать и разрешить разногласие, когда оно происходит в языке. Но когда ваш конфликт происходит невербально, его бывает очень трудно заметить.
Возможно, неизбежно, что мы не привыкли быть столь же преднамеренными в невербальном общении, как и в языке. Мы еще меньше замечаем невербальные сигналы, которые посылаем, и способы их получения. И наши впечатления о других могут быть глубоко сформированы сигналами, которые мы получаем невербально, даже если мы не осознаем этого.
Кто-нибудь, с кем вы работаете, когда-либо доставлял вам дискомфорт, но вы не могли понять, почему? Скорее всего, они оскорбляли вас невербально так, как вы не могли сознательно сформулировать.
Культурные различия в невербальной коммуникации
По мере того, как торговля все больше и больше подвержена влиянию сил глобализации, менеджеры должны прилагать согласованные усилия для изучения культурных различий в невербальной коммуникации. Общаетесь ли вы с кем-то из вашей собственной культуры или нет, играет ключевую роль в вашей способности понять их намерения. Если вы общаетесь только с людьми, которые разделяют ваш родной язык и культурное происхождение, у вас может быть минимальная способность интуитивно читать невербальное общение.
Невербальное общение в разных культурах различается почти так же, как и вербальное. Иногда культурные различия в невербальном общении могут быть несколько общими. Например, в азиатских культурах большое значение имеет иерархия, и менее опытные сотрудники обычно ведут себя особенно тихо и почтительно. Обычно вы можете интерпретировать этот тип поведения как означающий, что вы не согласны с тем, что говорите. Но в данном случае вполне может быть.
По меньшей мере стоит знать о тонких культурных различиях в невербальном общении. Оставайтесь в неведении, и вы можете пострадать (как многие политики на протяжении многих лет!).
Заключение
Все мы знаем, насколько сложным может быть общение. Но хотя мы привыкли думать, что ответ заключается в том, что говорится словами, мы часто не замечаем, сколько важной информации передается невербально. Целенаправленно изучая, как работает невербальная коммуникация, мы можем лучше читать сигналы, которые посылают другие. Мы также можем лучше формировать сигналы, которые посылаем другим. Это необходимо для достижения сплоченности в наших командах и эффективного общения в наших организациях.
Дополнительная литература:
- 3 уровня обучения навыкам эффективного общения
- Ключевые лидерские компетенции в сфере консалтинга и управления
- Ментальные модели: что это такое?
- Принцип пирамиды
Разница между вербальным и невербальным общением (со сравнительной таблицей)
Общение — это естественное явление, это акт взаимодействия с людьми и обмена информацией с ними. Знаете ли вы, говорите вы или нет, он передает сообщение другой стороне. Различают два типа общения: вербальное и невербальное. Вербальное общение — это форма общения, в которой вы используете слова для обмена информацией с другими людьми в устной или письменной форме.
Наоборот, Невербальная коммуникация не использует слова для передачи чего бы то ни было, но используются некоторые другие способы, т. е. когда коммуникация происходит посредством непроизнесенных или неписаных сообщений, таких как язык тела, выражение лица, язык жестов и т. д. . В этом отрывке из статьи мы подробно разобрали все важные различия между вербальной и невербальной коммуникацией.
Содержание: Вербальное и невербальное общение
- Сравнительная таблица
- Определение
- Ключевые отличия
- Видео
- Заключение
Сравнительная таблица
Основание для сравнения | Вербальное общение | Невербальное общение |
---|---|---|
Значение | Общение, в котором отправитель использует слова для передачи сообщения получателю, называется вербальным общением.![]() | Общение, которое происходит между отправителем и получателем с использованием знаков, известно как невербальное общение. |
Типы | Формальные и неформальные | Хронемика, вокалика, гаптика, кинесика, проксемика, артефакты. |
Затраты времени | Нет | Да |
Вероятность передачи неправильного сообщения | Редко. | Происходит большую часть времени. |
Документальные доказательства | Да, в случае письменного сообщения. | № |
Преимущество | Сообщение может быть ясно понято и возможна немедленная обратная связь. | Помогает понять эмоции, статус, образ жизни и чувства отправителя. |
Присутствие | Сообщение может быть передано посредством писем, телефонных звонков и т.д., так что личное присутствие сторон не имеет значения. | Обязательно личное присутствие обеих сторон общения.![]() |
Определение вербальной коммуникации
Коммуникация, в которой отправитель использует устные или письменные слова для передачи сообщения получателю, называется вербальной коммуникацией. Это наиболее эффективная форма общения, которая приводит к быстрому обмену информацией и обратной связи. Меньше шансов на недопонимание, поскольку общение между сторонами четкое, т. е. стороны используют слова для того, чтобы сказать что-либо.
Общение может быть осуществлено двумя способами (i) Устно – общение лицом к лицу, лекции, телефонные звонки, семинары и т. д. (ii) Письменно – Письма, электронная почта, SMS и т. д. Существует два типа коммуникации, они следующие:
- Официальная коммуникация: Также называемая официальной коммуникацией, это тип коммуникации, в котором отправитель следует по заранее определенному каналу для передачи информации получателю, известный как формальная коммуникация.
- Неофициальное общение: Чаще всего известный как виноградная лоза, тип связи, при котором отправитель не следует каким-либо заранее определенным каналам для передачи информации, известен как неформальная коммуникация.
Определение невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация основана на понимании сторон коммуникации, так как передача сообщений от отправителя к получателю осуществляется без слов, т.е. при коммуникации используются знаки. Таким образом, если получатель полностью понимает сообщение и после этого дается надлежащая обратная связь, то общение проходит успешно.
Многократно дополняет вербальное общение, чтобы понять образ мыслей и статус сторон, что не произносится ими, но является актом понимания. Типы невербального общения следующие:
- Хронемика: Использование времени в общении — это хронемика, которая говорит о личности отправителя/получателя, таких как пунктуальность, скорость речи и т. д.
- Вокалика: Громкость, тон голоса и высота тона, используемые отправителем для передачи сообщения получателю, известны как вокалика или параязык.
- Тактильные ощущения: Использование прикосновения в общении — это выражение чувств и эмоций.
- Кинесика: Изучение языка тела человека, т. е. жестов, поз, мимики и т. д.
- Проксемика: Дистанция, сохраняемая человеком при общении с другими, сообщает об отношениях человека с другими как интимных, личных, социальных и общественных.
- Артефакты: Внешний вид человека говорит о его личности, т.е. по одежде, ношению украшений, образу жизни и т. д. Этот вид коммуникации известен как артефактная коммуникация.
Ключевые различия между вербальной и невербальной коммуникацией
Следующие пункты подробно объясняют разницу между вербальной и невербальной коммуникацией:
- Использование слов в общении — это вербальное общение. Общение, основанное на знаках, а не на словах, является невербальным общением.
- Вероятность путаницы при вербальном общении между отправителем и получателем очень мала. И наоборот, вероятность непонимания и путаницы при невербальном общении очень велика, поскольку не используется язык.
- При вербальном общении обмен сообщениями происходит очень быстро, что приводит к быстрой обратной связи. В отличие от этого, невербальное общение больше основано на понимании, которое требует времени и, следовательно, является сравнительно медленным.
- При вербальном общении присутствие обеих сторон в месте общения не обязательно, так как это возможно и в случае, если стороны находятся в разных местах. С другой стороны, для эффективного невербального общения обе стороны должны присутствовать во время общения.
- При устном общении документальные доказательства сохраняются, если сообщение является формальным или письменным. Но нет убедительных доказательств в случае невербального общения.
- Вербальное общение удовлетворяет самое естественное желание человека – говорить. В невербальном общении чувства, статус, эмоции, личность и т. д. очень легко передаются посредством действий, совершаемых сторонами в общении.