Вербальные и невербальные средства общения | Консультация на тему:
Вербальные и невербальные средства общения
Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.
Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.
При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).
К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.
Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.
Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.
Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.
Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.
Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.
Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.
Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.
Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.
Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.
Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.
Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..
В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.
Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.
Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.
Упражнение «Открытка»
Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.
Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»
Упражнение «Анкета»
Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом
Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»
Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»
Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.
Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими
Упражнение «Мимическая гимнастика»
Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.
Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.
Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:
- Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
- Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
- Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
- Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
- Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
- Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
- Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).
А сейчас разобьемся на пары и покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.
Упражнение «Передать одним словом»
Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.
Материалы: карточки с названиями эмоций.
Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.
Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
- Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
- В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
- Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?
Упражнение «Подарок»
Все участники садятся по кругу.
«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят.
Педагог-психолог: Баркова Л.И
невербальное общение и поведение людей
- Стоимость
- Учебный план
- Отзывы
- Описание курса
Общая информация
Стоимость
Оформить заявку на обучение
Учебный план курса
ТЕМА 1. Общее представление о невербальном общении и поведении
- 1.1. Актеры немого кино — родоначальники невербальной коммуникации
- 1.2. Невербальные сигналы – это форма человеческого общения
- 1.3. Физические характеристики невербальных сигналов
- 1.4. Коммуникация или взаимодействие один на один
- 1. 5. Процессы мозговой деятельности
- 1.6. Основные функции невербального поведения
- 1.7. Ритуалы невербального поведения
- 1.8. Значения и смысл невербального поведения
- 1.9. Основные смысловые категории невербального поведения
- 1.10. Корни невербального поведения
- 1.11. Три источника невербального поведения
- 1.12. Как возникает противоречие вербальных и невербальных сигналов?
- 1.13. Реакции людей на противоречивые вербальные и невербальные сообщения
- 1.14. Почему человек доверяет больше невербальным сигналам?
ТЕМА 2. Управлять ситуацией – это значит управлять эмоциями и поведением других людей
- 2.1. Матрица эмоциональных состояний
- 2.2. Мастер-класс
- 2.3. Три составляющие эффективного сообщения
- 2.4. Жесты и лицевая экспрессия
- 2.5. В чём состоит загадочность улыбки Джоконды?
- 2. 6. В чём главный фокус внимания слушателя?
- 2.7. Задание для самостоятельной работы
ТЕМА 3. «Язык» жестов
- 3.1. Язык жестов, что это?
- 3.2. Язык жестов как система знаков
- 3.3. Функции жестов
- 3.4. Тональность жестов
- 3.5. Индивидуальность манеры жестикуляции
- 3.6. Физическая природа жестов
- 3.7. Жесты, которые воздействуют на собеседника
- 3.8. Типы жестов, употребляемые в повседневном общении
- 3.9. Жесты — иллюстраторы
- 3.10. Четыре основные функции, выполняемые жестами
ТЕМА 4. Психодиагностика жестов
- 4.1. Жесты-симптомы состояния
- 4.2. Жесты-симптомы процессов
- 4.3. Модальные жесты-симптомы
- 4.4. Жесты-регуляторы фатические
- 4.5. Жесты-регуляторы конативные
- 4.6. Эндные жесты-регуляторы
- 4.7. Жесты-регуляторы побудительные
- 4. 8. Жесты-информаторы объектные
- 4.9. Жесты-информаторы субъектные
- 4.10. Задание для самостоятельной работы
ТЕМА 5. Типология жестов
- 5.1. Жесты открытости
- 5.2. Жесты защиты — оборонительные
- 5.3. Жесты оценки
- 5.4. Жесты разрешения проблемы
- 5.5. Жесты скуки
- 5.6. Жесты ухаживания, «прихорашивания»
- 5.7. Жесты подозрения и скрытности
- 5.8. Жесты доминантности-подчиненности
- 5.9. Жесты готовности
- 5.10. Жесты перестраховки
- 5.11. Жесты фрустрации
- 5.12. Жесты доверчивости
- 5.13. Жесты авторитарности
- 5.14. Жесты нервозности
- 5.15. Жесты самоконтроля
- 5.16. Задание для самостоятельной работы
ТЕМА 6. Механизм психологического воздействия или как породить реакции других и управлять ситуацией
- 6.1. Как регулировать невербальное послание?
- 6. 2. Как облик может работать на человека или против него
- 6.3. Как получить от собеседника разные поведенческие реакции?
- 6.4. Кто кого контролирует?
- 6.5. Как организовать скачок восприятия у человека в пользу своего предложения?
- 6.6. Мастер-класс: скачок восприятия
- 6.7. Инструменты ситуативного программирования
- 6.8. Задание для самостоятельной работы
Итого: 72 акад./часа
Отзывы
Привалова Полина Сергеевна
г. Москва, перинатальный психолог
Ожидания от обучения абсолютно оправдались. Программа очень понравилась. Описано все доступно, лаконично, и строго по теме. Большой плюс – видеоматериалы, которые дают наглядное представление о жестах, поведении клиента, а также дают возможность погрузиться в изучаемый предмет.
Читать отзыв »
Решетников Виктор Валерьевич
г. Балаково, эксперт-полиграфолог
Впечатление от программы хорошее, посоветую всем, с кем обучался и повышал квалификацию ранее. Мои ожидания от обучения совпали. Сейчас я хочу учиться управлять своим телом, используя лишь те невербальные знаки, которые помогают создавать положительный образ, настраивать собеседника на позитив. Чтобы тело было союзником, а не предателем.
Читать отзыв »
Дремова Светлана Михайловна
г. Красноярск, администратор
Откровенно сказать – полученный результат от обучения явно превзошел все мои ожидания! Я считала, что мне дадут формально то, что уже «писано и переписано», однако после обучения я увидела те же события, но по-другому. Я не только узнала много нового за такой короткий промежуток времени, я еще открыла столько направлений для своего самообразования!
Читать отзыв »
Все отзывы »
Описание курса
Сложно переоценить значение коммуникации для психологического благополучия, личного счастья и карьерного успеха человека. От того, насколько хорошо человек умеет выстроить общение с другими людьми, во многом зависит его возможность достигнуть собственных целей, как личных, так и карьерных.
Все знают, что с одними людьми общаться приятно, а с другими нет. Умение общаться, строить успешную коммуникацию может быть дано от природы, а если нет, то ему, как и всякому иному умению, можно научиться.Освоение невербальных методов общения и невербальных средств общения играет в таком обучении немалую роль, ведь известно, что невербальное общение в коммуникации несет значительно больше информации, чем вербальное. Бывает так, что общаясь с кем-то, Вы ощущаете дискомфорт и недоверие. Это случается из-за того, что значение произносимых Вашим собеседником слов не совпадает с его невербальным общением (его жестами, мимикой, позой тела). Таким образом, успех Вашей коммуникации зависит, в том числе и от того, насколько умело и адекватно Вы используете невербальные методы общения и невербальные средства общения.
Изучение принципов, способов, средств, видов невербального общения, невербальных методов общения будет полезно для всех людей вне зависимости от профессии (хотя, как было указано выше, для некоторых профессий это особенно ценно). В результате обучения в нашем Институте по курсу «Способы и средства невербального общения и поведения» Вы научитесь распознавать огромное количество жестов, управлять собственным невербальным поведением, направлять и выстраивать успешные коммуникации с другими людьми.
Изучение невербального общения – Ваш путь к успеху!Государственная лицензия
Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Проверить в Рособрнадзоре
Лицензия № 039454 от 26.06.2018 (БЕССРОЧНАЯ), выдана Департаментом образования г. Москвы. Проверить лицензию можно на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзоре).
Срок: бессрочный
ОГРН: 1187700009804
Серия, номер бланка: 77Л01 0010327
Название программы обучения:
Способы и средства невербального общения и поведения
Отмеченные поля (*) обязательны к заполнению
Вы не заполнили поле «Имя»
Вы не заполнили поле «Фамилия»
Вы не заполнили поле «Город»
Вы не заполнили поле «Страна»
Вы не заполнили поле «E-mail»
Пример: +7 (926) 111-11-11
Вы не заполнили поле «Телефон»
Письмо:
С документом о Политике обработки и защиты персональных данных ознакомлен (-а)
Вы не отметили галочку об ознакомлении с «Политикой обработки и защиты персональных данных»
Техники невербального наставничества – общение и наставничество в профессии
Эффективные методы наставничества
Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или смысл слов был неясен. Когда дело доходит до невербального общения, смысл различить еще труднее. Иногда вы можете сказать, что люди сообщают, через их невербальное общение, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения.
Невербальная коммуникация гибкаяНевербальная коммуникация — это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать четкому пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает ваше изучение и ваше понимание достойной, но сложной целью.
Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором доминирует, время взаимодействия, а также не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Смущенный? Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов.
Невербальная коммуникация необратима. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. По своему опыту вы, вероятно, говорили что-то, за что отдали бы что угодно, и вы на собственном горьком опыте убедились, что не можете этого сделать. Устное общение, как и письменное, допускает некоторую корректировку, но все же не стирает исходное сообщение или его влияние. Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других вербальных и невербальных коммуникативных актов, и вы не можете взять его обратно.
Язык телаНевербальное общение может быть очень неоднозначным. Мы не должны предполагать, что можем «читать мысли других людей» из-за того, что, по нашему мнению, они «говорят» невербально. Мы можем быть правы, но в равной степени мы можем и ошибаться. Чтобы было ясно, невербальная коммуникация содержит более одного компонента или аспекта передачи сообщений.
Связь следует рассматривать как систему. Мы не можем отделить одну часть системы от другой, а затем изолированно интерпретировать то, что сообщается. Чтобы помочь нам стать более точными в нашем декодировании, мы должны понимать, что есть три подсистемы коммуникации. Они показаны ниже
Как показано, примерно десять процентов того, что мы сообщаем, на самом деле является словами. Остальные девяносто процентов составляют невербальные приемы.
Движения головыОднако это может быть не так просто, как мы теперь знаем, такая невербальная коммуникация часто может быть культурно-специфической. Хотя положительный кивок головой и отрицательное качание головой широко распространены во всем мире, они далеко не универсальны. В некоторых частях Болгарии и Греции, например, кивок означает «нет». В некоторых частях бывшей Югославии и на юге Индии качание головой означает «да».
В разговоре, когда люди соглашаются с говорящим, они склонны кивать, когда другой говорит. Если человек не кивает, мы можем сделать вывод, что он не согласен с говорящим.
Этот тип невербальной коммуникации часто называют обратным каналом, и его можно рассматривать как механизм обратной связи, который мы обсуждали в предыдущей главе. Когда мы слушаем эффективно, мы даем невербальную обратную связь, кивая, улыбаясь и даже отвечая звуками. (например, «Угу»)
Часто участники разговора, желающие взять на себя беседу, могут чаще кивать головой, наклоняться вперед на своих местах или жестикулировать рукой, привлекая внимание.
СигналыОбщение — это социальный процесс, так как для общения требуется как минимум два человека. Существует множество социальных факторов, которые могут повлиять на точность предполагаемого сообщения. Например, статусные барьеры между учениками на разных уровнях организации могут влиять на то, как они общаются. Также такие проблемы, как обращение к вашему боссу как «мистер. Джеймисон» или ваш подмастерье как «Майк» могут варьироваться в зависимости от контекста и обстоятельств. Преобладающие нормы и роли могут диктовать, кто с кем говорит и как кто-то отвечает. Например, что может произойти, когда происходит ежемесячное собрание, на котором различные заинтересованные стороны встречаются, чтобы обсудить причины, по которым проект отстает от графика. Диаграмма 1 иллюстрирует различные коммуникации, которые иллюстрируют социальные влияния на рабочем месте.
Кроме того, на процесс общения сильно влияют процессы восприятия. Это означает, что процесс общения может сильно зависеть от того, что человек думает, во что верит или чувствует. На то, насколько точно сотрудник получает и расшифровывает рабочие инструкции от руководителя, может влиять его восприятие руководителя, особенно если рабочие инструкции противоречат ее интересам к работе или если они противоречивы. Если подмастерье считает подмастерья некомпетентным, шансы на то, что слова подмастерья будут восприняты всерьез, очень малы. Если босс пользуется уважением или считается влиятельным человеком в компании или отрасли, все, что он говорит, может быть истолковано как важное.
ЖестыЖесты предполагают использование ваших рук и кистей во время общения. Жесты дают возможность направить вашу нервную энергию на позитивную деятельность, которая приносит пользу вашей речи и позволяет вам чем-то занять руки. Например, понаблюдайте за обычными повседневными разговорами людей. Они часто используют свои руки, чтобы выразить себя. Как вы думаете, они думают о том, как они используют свои руки? Большинство людей этого не делают. Их жесты рук и ладоней являются естественной частью их самовыражения, часто отражая то, чему они научились в своем сообществе.
Для старших учеников и подмастерьев это также верно, и преднамеренное движение может усиливать, повторять и даже регулировать реакцию ученика на их вербальные и невербальные сообщения. Если вы хотите, чтобы ваше общение выглядело комфортно и естественно, то, как вы используете свои руки и кисти, способствует передаче вашего сообщения как при кодировании, так и при декодировании. Мы можем легко понять, что хорошо выбранный жест может помочь сделать мысль понятной и привести ученика к основной мысли того, что сообщается.
МимикаМимика должна отражать тон и эмоции вашего устного общения. Отсутствие эмоций с помощью жестов лица может привести к недопониманию или, что еще хуже, к непониманию в процессе декодирования. Часто лучше быть самим собой при передаче своего сообщения, однако нужно понимать, как их мимика передает процесс декодирования. Этот тип жеста — это то, что говорящий ищет в механизмах обратной связи в общении, и он может стать неотъемлемой частью помощи каждому человеку передать то, что он понял сообщение.
Под зрительным контактом понимается взгляд говорящего, намеренно вовлекающий собеседника в разговор. Он может различаться по степени и продолжительности и во многих случаях зависит от культуры. Как ожидания говорящего, так и представления получателя о том, что уместно, будут влиять на нормальные ожидания зрительного контакта. В зависимости от культуры зрительный контакт (или его отсутствие) может быть невербальным сигналом активного слушания.
Понимание того, как те, с кем вы работаете, интерпретируют эти сигналы, важно для того, как вы передаете свое сообщение, и имеет решающее значение, когда дело доходит до расшифровки невербальных ожиданий.
Секрет командного доверия
Использование вербальных и невербальных стилей общения на работе
Будь то встреча с клиентом или звонок в Zoom с вашими сотрудниками, вербальные сообщения являются важной частью общения на рабочем месте. Но ограничивать свои коммуникативные навыки устной речью — большая ошибка, если вы хотите добиться профессионального успеха.
Так почему же невербальное общение на рабочем месте так важно? Все восходит к старой поговорке: «Действия говорят громче слов».
Использование вербального стиля общения на работе похоже на то, что вы делитесь своим предполагаемым сообщением словами, но, возможно, не заботитесь о том, как ваш язык тела или тон голоса поддерживает это сообщение. Например, вы делитесь важной презентацией, но стоите на месте со скрещенными руками. Или, может быть, вы даете обратную связь с невозмутимым выражением лица.
Ваши слова есть, но ваша команда не уверена, что может вам доверять, потому что ваши действия, кажется, не подтверждают это сообщение. Напротив, невербальное общение на рабочем месте выглядит как использование невербальных сигналов для установления подлинной связи и взаимодействия с коллегами.
Даже если вы ничего не говорите прямо, ваша команда знает, что может рассчитывать на вас, потому что вы поддерживаете зрительный контакт, показываете, что внимательны во время встреч, и поддерживаете профессиональный вид.
В этом сила невербального общения на рабочем месте — это один из лучших способов повысить вовлеченность, повысить производительность команды и создать доверительные отношения с коллегами.
Примеры невербального общения на рабочем месте
Независимо от того, руководите ли вы компанией или начинаете свою первую работу, то, как вы общаетесь без слов, имеет значение. На самом деле ваше невербальное общение на рабочем месте имеет решающее значение для вашего успеха. Чтобы вы могли убедиться в этом сами, давайте рассмотрим несколько примеров.
Пример 1. Управление и поддержка команды в трудные времена
Допустим, вы менеджер и должны сообщить членам своей команды о предстоящем сокращении бюджета. Это сложный разговор, который может привести к опасениям по поводу безопасности работы, среди других факторов стресса.
Чтобы успешно руководить своей командой в это время, вам необходимо:
Устное слово может помочь вам с вышеперечисленным, но вам потребуются навыки невербального общения, чтобы помочь им в это время. Вот некоторые невербальные сигналы, которые могут помочь:
- Помогите снизить тревогу, поделившись новостями ровным, успокаивающим тоном
- Мотивируйте их, устанавливая зрительный контакт и наклоняясь вперед, когда вы говорите, чтобы они знали, что вы вкладываетесь в команду и хотите взаимодействовать с ними
- Продемонстрируйте свою надежность, сохраняя позитивное выражение лица, открытую стойку (а не скрещенные руки или ноги) и расслабленные плечи
- Оставайтесь приветливыми после встречи, держите дверь своего офиса открытой, будьте доступны через офисные чат-платформы и здоровайтесь, когда вы проходите мимо их столов
Пример 2. Увлекательная презентация
Допустим, вы надеетесь в ближайшее время получить повышение и действительно хотите показать своему руководителю, что вы к этому готовы. Сегодня вы проводите важную презентацию по продажам, поэтому убедитесь, что ваш сценарий идеально написан. Вы также готовитесь выделиться своими навыками невербального общения, например:
Ваши коллеги могут также использовать невербальные средства коммуникации, чтобы поддержать вас во время большой презентации. Например, поднять большой палец вверх, когда вы начинаете, и хлопать в ладоши, когда заканчиваете.
Как использовать невербальное общение при удаленной работе
Возможно, вы думаете, что невербальное общение на рабочем месте имеет значение только в офисе. В современном мире, где многие из нас работают из дома, как вы все еще можете использовать невербальные сигналы для связи со своими коллегами? На самом деле это проще, чем вы думаете.
Многие невербальные сигналы из «реального мира» также переносятся в виртуальный мир. Вот несколько советов по этим сигналам при удаленной работе:
- Сохраняйте осанку во время виртуальных встреч. Сутулость или откидывание назад говорят о том, что вы невнимательны и не вовлечены в встречу.
- Вы можете использовать зрительный контакт и жесты рук , чтобы сделать виртуальные презентации более интересными и эффектными. Да, это зрительный контакт с вашей камерой, но он все равно считается. Кроме того, попадание рук в кадр привлечет внимание и увлечет людей.
- Выражение лица так же важно на собраниях Zoom, как и при общении лицом к лицу. Во время длительных видеозвонков легко отвлечься, но будьте осторожны, чтобы не показать скучающее выражение лица. Кивайте вместе с говорящим, время от времени улыбайтесь и показывайте, что вы внимательно слушаете.
- Используйте платформу офисного чата, чтобы оставаться на связи . Это означает не только отправку сообщений — большинство платформ теперь позволяют вам реагировать с помощью смайликов и отправлять забавные GIF-файлы. Эти небольшие жесты не требуют особых усилий, но могут компенсировать большую часть невербального общения, потерянного в виртуальных командах.
Понимание собственного стиля невербального общения
Вероятно, вы не знаете о невербальных сигналах, которые вы уже используете — часто они бессознательны. Но если вы не знаете, какие невербальные сообщения вы сейчас отправляете другим, вам будет трудно их изменить.
Осознание своего текущего невербального стиля общения необходимо для того, чтобы сделать его более эффективным. Вот простое упражнение, которое поможет вам начать.
Во-первых, определите двух разных людей в своей жизни: кого-то, с кем вам комфортно и непринужденно общаться, и кого-то, с кем вам трудно общаться или с кем вы чувствуете себя менее уверенно во взаимодействии. В следующий раз, когда вы будете говорить с каждым из них, задайте себе следующие вопросы:
- Каким был мой тон голоса?
- Какими были темп и громкость моей речи?
- Какая у меня была осанка?
- Было ли напряжение в моем теле, и если да, то где?
- Использовал ли я какие-то особые манеры?
- Какие физические жесты я делал?
Затем, когда вы соберете данные по обеим этим ситуациям (т. е. по взаимодействию с этими двумя разными людьми), сравните данные. Обратите внимание на тонкие различия в вашем собственном невербальном стиле общения в каждой ситуации и начните осознавать, какие из этих элементов являются устойчивыми шаблонами в различных взаимодействиях.
Выполняя это упражнение, вы развиваете важнейший аспект самосознания, который необходим для обретения контроля над собственным стилем общения, чтобы впоследствии вы могли более эффективно использовать невербальное общение со своими товарищами по команде.
Распознавание невербального общения других
Для эффективного общения необходимо видеть, что другие пытаются сказать «между строк». Затем, как только вы поймете их стиль невербального общения, вы сможете скорректировать свой собственный стиль, чтобы установить более тесные связи.
В следующий раз, когда вы будете общаться с кем-то, сравните свой стиль невербального общения. Скорее всего, вы обнаружите сходство между своим стилем общения и стилем общения человека, с которым вы чувствуете связь. С другой стороны, вы можете обнаружить несоответствие между вашим стилем и стилем человека, с которым вы изо всех сил пытаетесь установить контакт. Почему это?
Простое объяснение состоит в том, что знакомство создает доверие . Распознавание элементов поведения другого человека помогает нам почувствовать родство с его характером и чувство сопереживания его опыту.
Если вы когда-либо общались с людьми из разных культур, вы знаете, насколько сложными могут быть разные стили для установления чувства связи. Именно нюансы общения, уникальные для каждой культуры, могут помочь углубить внутригрупповые связи и взаимопонимание.
В результате, естественно, мы почувствуем большую связь с людьми, которые разделяют наши стили общения. Однако это не означает, что мы не можем научиться общаться с разными группами, особенно за счет улучшения наших навыков невербального общения.
Как общаться с коллегами с помощью невербального общения
Человеческие существа биологически приспособлены к естественному сопереживанию, если мы не позволяем своим привычным моделям общения мешать нам.
Ключом к установлению чувства знакомства с кем-либо является обнаружение связи между вашими стилями невербального общения. Затем вы можете построить эту связь, отражая свой стиль общения.
Как подражать коллегам, чтобы наладить более тесные связи
Случалось ли вам когда-нибудь видеть, как плачет любимый человек, и внезапно чувствовать, как наворачиваются слезы? Это сила зеркальных нейронов, которые срабатывают в нашем мозгу, когда мы наблюдаем за другими людьми. По сути, они дают нам возможность почувствовать, каково это — ходить в чужой обуви.
Итак, как мы можем использовать в своих интересах работу зеркальных нейронов, чтобы установить связь с кем-то?
- Начните с определения того, что в ваших двух стилях общения одинаково и что отличается. Иногда достаточно просто наблюдать за этим, чтобы создать более глубокое чувство связи.
- Затем начните играть с отражением вашего невербального стиля общения, чтобы соответствовать другому человеку. Обратите внимание на их манеру речи и язык тела и посмотрите, как вы можете вплести их в свое поведение (конечно, оставаясь верным себе).
- Вы также можете практиковать рефлексивное слушание, т. е. вербальное повторение чего-либо другому человеку сразу после того, как это услышали. Это будет основываться на вашем невербальном отражении.
- Продолжайте этот процесс при построении этого соединения. Сплетите свой собственный уникальный стиль общения, не забывая при этом о языке их тела, тоне голоса и других невербальных сигналах, которые вы потенциально можете отразить.
По сути, ваша цель — быть эмоционально образованным. Вы хотите найти точки соприкосновения, например, отражая то, как они сидят, чтобы у вас была более прочная основа для построения более глубокой связи.
Вы также хотите быть на одной волне с их эмоциями — вам не нужен восторженный, счастливый тон голоса, когда они явно расстроены, злы или грустны. Однако вам не нужно подделывать свои эмоции. Вы можете просто, например, уменьшить громкость, наклониться, чтобы показать, что вы рядом, чтобы поддержать их, и говорить более мягким тоном.
Отражение чьей-то позы, движения или темпа открывает связь между вашими телами так, как не могут одни слова. Это увеличивает ваши возможности для знакомства и доверия.
Двигаться вперед, лучше общаться
Когда товарищи по команде чувствуют, что могут доверять вам, они с большей вероятностью покажут вам свои сильные и слабые стороны, поэтому вы сможете совместно найти способы их наилучшего развития и использования.