Невербальные методы: Невербальные средства общения : REDOMM.RU

Невербальные средства коммуникации в билингвальном образовании



Статья посвящена использованию невербальных средств общения в раннем билингвальном образовании. Невербальная коммуникация рассматривается как способ достижения результативности на уроках иностранного языка (при билингвальном образовании), и как компонент педагогической деятельности. В качестве примера был использован УМК «Природоведение/ Naturkunde» 3 класс.

Ключевые слова: невербальные средства общения, коммуникация, вербальная коммуникация, билингвальное образование, образовательный процесс.

Сам того не подразумевая, человек в своей жизни использует невербальные средства общения.

Невербальное общение — это неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Невербальное общение — не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятых словарей и правил компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства.

Невербальные средства общения начали изучаться еще в 60-е годах прошлого столетия. В 70-х была опубликована книга Дж.Фаст, та книга обобщала исследования о невербальных аспектах коммуникации, проделанные учеными-бихевиористами до 1970 года [1, с. 150].

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 % и за счет невербальных средств на 55 % [2, с. 150].

Свои чувства и эмоции можно передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи можно: подтверждать, пояснять или опровергать передаваемую словесным путем информацию;

На подсознательном уровне понимают, что такие компоненты как, например, пауза, ударение, изменение тона и др.

придают информации эмоциональную окраску.

В речевых ситуациях вербальная и невербальная коммуникация чаще всего взаимодействуют друг с другом, и тогда между ними возникают следующие отношения:

  1. Повторение. Здесь невербальная коммуникация дублирует то, что было выражено вербально.
  2. Контрадикция. Вербальная и невербальная противопоставлены друг другу.
  3. Субституция. Невербальное поведение выступает вместо вербальных средств в процессе передачи сообщения.
  4. Дополнение. Невербальное поведение развивает или модифицирует информацию, переданную вербально.
  5. Акцентирование. С помощью невербального подчеркиваются важные компоненты вербальной информации.
  6. Регулирование. Невербальное поведение регулирует коммуникативный поток между говорящими [Потапова, 2006].

К основным средствам невербального общения относят: мимику, жесты, интонацию, пространственную организацию и др.

Следует отметить, что существует классификация жестов:

  1. Коммуникативные, выразительные движения, заменяющие в речи элементы языка;
  2. описательно-изобразительные, подчеркивающие сопровождающую речь и вне речевого контекста теряют смысл.
  3. модальные, выражающие оценку, отношение к предмету, явлениям окружающей среды [3, с. 82].

Определенно, использование невербальной коммуникации необходимо и в образовательном процессе, для повышения эффективности обучения.

Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Таким образом, нельзя не обращать внимания на значимость жестов в педагогическом общении. С их помощью можно передать информацию, обратить внимание детей на какой-либо важный момент, активизировать психические процессы, «включить» обратную связь, обеспечить эмоциональный комфорт на уроке. Но чтобы педагогу правильно «читать» и применять выразительные движения, ему необходимо знать классификацию основных элементов невербального поведения.

Невербальных средств большое количество, но многое зависит от умения педагога ими пользоваться.

Педагогам необходимо в совершенстве владеть и вербальными, и невербальными способами коммуникации.

Важную роль играют жесты в обеспечении внимания учащихся, являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест, эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание аудитории. Почти каждым учителем активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации, жесты подчеркивания и т. д.

Как отмечает Е. А. Петрова [4, с. 205], не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно-образного мышления.

Люди доверяют языку телодвижений больше, чем слову, вербальному средству общения. Еще в большей степени это относится к детям: чем младше ребенок, «пленник эмоций» [5, с. 90], тем важнее роль невербальной коммуникации в его жизни.

Стоит отметить, что большое значение имеет использование невербальных средств общение при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста. В обучении предусматривается первоначальная фаза, базирующая на понимании. При помощи мимики, жестов, визуализации и т. д. ребенок получает возможность понять иностранную лексику.

Этот способ также применим и в обучении иностранному языку у младших школьников. Невербальная коммуникация влияет на речевую активность и способствует запоминанию речевого материала.

Цель работы являлось выявить и описать использование невербальных средств коммуникации в процессе обучения иностранным языкам.

Для этого был проанализирован учебно-методический комплекс (УМК) «Природовеление/ Naturkunde» 3 класса, для билингвального обучения Б,Е. Железовский, А. Я. Минор, Т. Н. Ступина [7,с.

35].

Как уже указывалось ранее, что невербальная коммуникация — это обмен знаниями (информации), не выраженной словами.

В первую очередь, хотелось бы отметить, что невербальным способом передачи информации в учебники являются иллюстрации.

Красочные иллюстрации передают основную идею параграфа или главы (Рис.1). Картинка несет эмоциональную нагрузку и позволяет более ярко воспринимать текста. Что является примером отношений вербальной и невербальной коммуникации (акцентирование)

Рис. 1. Пример иллюстрации в учебники «Природоведение/Naturkunde» 3 класс

Курс «Природоведе/Naturkunde» предусматривает практические и творческие задания. Выполнение которых, будет более успешным при правильном использовании невербальных средств общения (демонстрация опытов, явлений и т. д.) (Рис. 2). Демонстрируя полученные результаты, учащийся также использует описательно-изобразительные жесты и мимику, для выражения эмоционального отношения к заданию.

Рис. 2. Пример практического задания из учебника «Природоведение/Naturkunde» 3 класс

В учебники можем встретить параграфы, которые уже в название темы предусматривают использование невербальных средств, т. е. без демонстрации, указательных жестов, вряд ли обойдется этот раздел. Так, например: глава 5 «Человек», параграф «Органы чувства человека» (Рис. 3)

Рис. 3. Иллюстрации к параграфу «Органы чувств человека» учебника «Природоведение/Naturkunde» 3класс

В процессе изучения курса «Природоведение/Naturkunde“, предполагается использование различных методов обучения, с целью активизации учебно-познавательного процесса, а совокупное использование с невербальными средствами, способствует увеличению объема изученного материала при меньшей затрате времени и повышение интереса, и внимания учащихся к предмету.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что невербальные средства коммуникации играют одну из важных ролей в процессе изучения иностранного языка.

Особенно у младших школьников, когда мимика и жесты являются отличным подспорьем для восприятия, понимания и запоминания иностранной лексики.

Необходимо отметить, что использование учебного материала УМК «Природоведения/Naturkunde» 3классса и правильное применение невербальных средств, позволяют обогатить учебный процесс, повысить культуру общения, а также способствует успешному достижению эмоционально-психологическому единству педагога и учащегося.

Литература:

  1. Фаст, Дж. Язык тела. М.1995.- 432с.
  2. Богушевич, Д. Г. Опыт классификации эпизодов вербального общения. Калинин.1988.- 116с.
  3. Потапова, Р. К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. М.2015. — 564с.
  4. Пиз, А., Гарнер, А. Говорите точно. М.2003.- 180с.
  5. Петрова, Е. А. Психология. М.2013. — 349с
  6. Мухина, В. С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество. М.1996.- 608с.
  7. Железовский, Б. Е, Минор, А.Я, Ступина, Т. Н. Природоведение 3 класс. Учебник для школ с билингвальным образованием.М.1999. — 239с

Основные термины (генерируются автоматически): невербальная коммуникация, невербальное средство общения, жест, невербальное поведение, иностранный язык, невербальное общение, средство, зрительное восприятие, иностранная лексика, наглядно-образное мышление.

Вербальные и невербальные средства общения | Консультация на тему:

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и  покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. 

 

                                                                     Педагог-психолог: Баркова Л.И

Проблемы происхождения невербальной коммуникации

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Добавить комментарий

Кобзева О.В.
Кобзева Ольга Владимировна / Kobzeva Olga Vladimirovna – кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков и профессиональной коммуникации


Московский государственный строительный университет, г. Москва

Аннотация:актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью исследования и изучения проблемы происхождения невербальной коммуникации в лингвистике и паралингвистике.

Abstract:the relevance of the chosen topic due to the need for research and study of the origin of non-verbal communication in linguistic and paralinguistic.

Ключевые слова:вербальная репрезентация кинемы, невербальная коммуникация, интерпретация, лингвокультура.

Keywords:verbal representation kinema, nonverbal communication, interpretation, linguistic culture.

Невербальная коммуникация является самой древней фор­мой общения людей. Исторически невербальные средства ком­муникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчи­выми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и по­этому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно пере­давать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами [Андрианов, 1995:121].

Интерес к невербальной коммуникации прослеживается еще с античных времен, когда проблема происхождения языка выдвинула теорию первоначального возникновения жестового языка, на базе которого развился звуковой язык.

Существуют три точки зрения, согласно которым:

а. генетически первичным является невербальная коммуникация;

б. исторически вторичным способом является невербальная коммуникация;

в. невербальные и вербальные средства коммуникации сосуществуют, как параллельные системы изначально, и только впоследствии одна из них теряет свое самостоятельное значение, попадая в «подчиненное положение по отношению к другой» [Мирцхулава, 2005:35].

В основе невербальной коммуникации лежат два источника – биологический и социальный, врожденный и приобретенный в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Другим доказательством биологической природы невербальной коммуникации является то, что ее элементы с трудом поддаются сознательному контролю: побледнение или покраснение лица, расширение зрачков, искривление губ, частота моргания и др. [Смирнова, 1973:34].

П.Ф. Протасеня отрицает значимость невербальных средств в генезисе речи. По его мнению, жест – более позднее явление, чем слово. В защиту данного положения может служить то, что если передача любой мысли жестами осложняется, то уже никто не в состоянии передать ими хотя бы одну страницу из «Феноменологии духа» Гегеля или «Критики чистого разума» [Протасеня, 1998:134].

Вне зависимости от решения вопроса о первенстве средств общения, коммуникация представляет собой сложное целое, основанное на взаимодействии невербальных и вербальных средств, что неопровержимо доказывает их генетическое родство в филогенезе.

Невербальные средства коммуникации способны «вскрывать» внутреннюю форму слова, ориентируясь на значение, скрытое в наименовании («он бросается идеями» в сопровождении жеста «швырять деньги») [Богданов, 1987:25].

Как указывал Ш. Балли, для некоторых междометий (эмоциональных, императивных, других) кинесическое сопровождение играет решающую роль при определении значения. Сближение кинесики, особенно мимики, с междометиями объясняется общим эмоциональным характером и модальностью кинесики, наличием у нее указательной функции и выражением ею грамматических связей [Балли, 1961:78].

Идиоэтнический характер формы и содержания невербальных средств дополняется идиоэтническими механизмами синхронизации вербального и кинесического в речи. Как показывают наблюдения за коммуникативным поведением билингвов, речедеятели, в равной степени проявляющие мастерство в двух и более языках, одинаково владеют и соответствующими кинесическими кодами. В качестве примера можно привести выступление популярного в свое время мэра Нью-Йорка Ф. Ла Гуардиа, который в одинаковой степени владел итальянским, идиш и американским вариантом английского языка. Р.Л. Бердвистел указывает, что, когда Ф.Ла Гуардиа выступал по телевидению, можно было, выключив звук, определить по жестовому поведению, на каком из трех языков он говорит.

По мнению, Л.К. Кендона, жесты в определенной степени являются внешними экспликаторами ритма конкретного языка. В этой связи сочетание вербальных средств одного лингвокультурного социума с кинесикой другого (особенно неродственного языка), приводит к нарушению внутренней и внешней конгруэнтности слова и жеста в естественной человеческой речи [Kendon, 1976:90].

Литература:

  1. Андрианов, М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса. Вопросы психологии. 1999. — № 6. С.88-100.
  2. Анисимова, Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов). Вопросы языкознания. — 1992. — № 1. С.71-78.
  3. Балли, Ш. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса. Вопросы языкознания. — 1994. — № 2. С.78-89.
  4. Смирнова, Н.И. Невербальные аспекты коммуникации Автореф: дис. канд. филол. наук. — М., 1973.С 32 -39.
  5. Богданов, В.В. Речевое общение: прагматический и семантический
    аспекты. Изд-во ЛГУ, 1990. С.88 -95.
  6. Kendon, A. Some Functions of Gaze-Direction in Social Interaction [Text] /A. Kendon // Act Psychological. -1967 № 26.-Р.147-180.

Теги: коммуникации  невербальной  происхождения  проблемы  

8 типов невербального общения с примерами

Общение очень важно, потому что это процесс обмена информацией, идеями и мнениями. Это укрепляет связи команд, позволяет лучше узнать друг друга и найти решения проблем.

Эффективная коммуникация и правильное определение невербальных сигналов во время встреч или горячих дискуссий очень важны. Мы часто пытаемся скрыть свои эмоции, чувства и идеи, но наши тела все равно посылают нам неуловимые сигналы.

Для установления отношений на профессиональном и личном уровне необходимы эффективные коммуникативные способности. Вербальное и невербальное общение — это две основные категории, и этот блог будет посвящен в основном невербальному аспекту общения.

Невербальное общение часто бывает непреднамеренным, но может многое рассказать о людях и ситуациях, даже если большинство из нас осознает это и часто использует.

Изучение типов невербального общения означает, что вы сможете лучше читать язык тела. Как ни странно это может показаться; все мы проявляем поведение, имеющее одинаковую функцию во время стрессовых ситуаций и не только. Эмоции универсальны.

Что такое невербальное общение?

Невербальная коммуникация или язык тела — это использование жестов, тона голоса, мимики, положения тела и т. д. для отправки сообщения. Но почему так важно идентифицировать эти беспроводные сигналы?

Язык тела является важной частью общения и помогает передать эмоцию или чувство другим людям.

В зависимости от того, как вы говорите и ведете себя, вы можете расположить людей к себе, привлечь их к себе, завоевать доверие, заставить их бояться или произвести на вас негативное впечатление.

Язык тела является ключевой частью общения, которая важна не только в личной сфере, когда вы разговариваете с семьей, супругом или детьми.

Это важно и в вашей работе. Деловые люди и менеджеры получают огромные преимущества, если знают о невербальном общении. Это поможет вам:

– лучше сообщать о своих идеях, мнениях и эмоциях

– лучше общаться с другими

– укреплять связи

– повышать доверие и ясность

И все эти преимущества очень помогают, когда вы возглавляете команду и работаете со многими заинтересованными сторонами.

По словам Роны Бек, еженедельного автора службы заданий по темам общения, существует много аспектов невербального общения, о которых большинство людей не знают.

Выражение лица

Одна важная вещь, о которой многие люди не знают, это то, что выражения лица универсальны. Если вы смотрели сериал «Обмани меня», то уже знаете, что существует семь основных эмоций.

Это печаль, гнев, отвращение, страх, удивление, презрение и счастье . Несмотря на то, что наши культуры могут формировать наше мировоззрение и поведение, выражения лица универсальны во всем мире.

Более 50 исследований показали, что эти выражения лица являются спонтанными и не поддаются сознательному контролю. Дальнейшие исследования обнаружили микровыражения, которые отличаются от макро-выражений или выражений лица. Когда мы счастливы, напуганы или грустим. В присутствии наших самых близких у нас нет никаких причин забирать их или прятать.

Однако, когда мы проходим различные события, у нас может возникнуть соблазн сделать это. Например, в случае с публичным выступлением, когда по телу ползут страх, стыд, тревога и другие негативные эмоции. У вас будет соблазн скрыть их из-за того, что люди могут подумать о вас.

Как бы мы ни думали, что можем скрывать свои чувства, они выходят на поверхность в виде микровыражений. Их трудно определить, и вам нужна тренировка и упражнения, потому что они быстрые и мимолетные.

Жесты

Существует множество типов жестов. Все мы знаем, что некоторые из них являются преднамеренными, например, махание рукой или указывание пальцем, а другие нет.

Например, есть адаптивные жесты, такие как прикосновение к некоторым частям тела, кольца, щелканье ручками и так далее. Они часто отображаются, когда кто-то в беде. Во время презентации вы можете заметить, что некоторые выступающие используют такой жест.

Есть также жесты иллюстратора, может быть, одни из самых естественных. Они используются подсознательно и иллюстрируют вербальное сообщение.

Поза и движение

Поза и движение являются ключевыми факторами языка тела. Большинство людей прибегают к успокаивающему поведению или действиям в стрессовые моменты.

Осанка и движения могут рассказать о чувствах человека. Например, поза со скрещенными руками говорит о том, что вы не открыты для новых идей или решений.

Или поза со скрещенными ногами известна как поза неповиновения и защиты. Поза и движение посылают информацию об отношении.

Паралингвистика

Невербальная коммуникация — это широкая область, включающая все тонкости нашего тела. Паралингвистика представлена ​​ вашим тоном голоса, высотой тона, громкостью и интонацией .

Подумайте о том, как значение предложения может быть изменено только тем, как вы произносите и артикулируете разные слова. Непонимание может возникать из-за мелочей, например, из-за неправильного расслышания слова.

Например, слова аффект и эффект имеют разные значения, но звучат очень похоже. К счастью, в большинстве случаев мы можем использовать контекст и язык тела, чтобы отличить одно от другого.

Вы можете определить, что чувствует другой человек, просто внимательно слушая, что и как он излагает. Холодный тон голоса связан с отрицательными эмоциями, а теплый – с более положительными.

Пристальный взгляд

Глаза — зеркало души. И они никогда не лгут. Мы все это знаем. Зрительный контакт используется в разговоре всеми, потому что он помогает вам собирать информацию. Это также помогает вам получать обратную связь от окружения и замечать язык тела вашего собеседника.

Однако зрительный контакт помогает нам установить связь с другими. Во время моей практики в качестве студента-психолога я понял, что, когда люди смотрят, я не должен их прерывать. Взгляд означает, что кто-то глубоко задумался. Зрительный контакт означает, что кто-то готов общаться и слушать вас.

Глаза также можно использовать для отправки различных сигналов. В зависимости от культуры и общества, в котором вы живете, длительный зрительный контакт может подавать сигнал запугивания. Или, в другом контексте, флирт.

Тем не менее, глаза могут помочь кому-то установить взаимопонимание или связь. А это так важно в жизни бизнесмена или менеджера.

Внешний вид

Считается, что невербальное общение также облегчается цветами, которые мы носим, ​​одеждой, в которую мы одеваемся, стрижками и другими физическими характеристиками .

Согласно исследованию психологии цвета, разные цвета могут вызывать разные эмоции. Внешний вид может влиять на физиологические реакции, оценки и выводы.

Подумайте только о том, какие быстрые и подсознательные суждения вы делаете о людях, основываясь исключительно на их внешности. Поскольку первое впечатление имеет значение, эксперты советуют соискателям профессионально одеваться и на собеседования с потенциальными работодателями.

Культура оказывает большое влияние на то, как люди оценивают внешность. Хотя в западной культуре часто восхищаются худобой, в некоторых африканских обществах полные фигуры ассоциируются с более высоким социальным положением, богатством и здоровьем.

Артефакты

Другие средства невербальной коммуникации включают объекты и образы. Например, вы можете выбрать аватар на онлайн-форуме, чтобы представлять там свою личность и делиться информацией о том, кто вы и что вам нравится.

Люди часто тратят много усилий на создание собственного имиджа и окружают себя предметами, которые служат символами значимых для них вещей.

Например, униформа может использоваться для отправки большого количества личной информации. Охранник будет носить униформу, врач будет носить белый лабораторный халат, а ученик может носить определенную форму, чтобы представлять определенную школу.

Эти костюмы дают понять зрителям, чем человек зарабатывает на жизнь или к чему он принадлежит.

Личное пространство

Испытывали ли вы когда-нибудь неловкость во время разговора из-за того, что другой человек вторгался в ваше личное пространство? Хотя наши потребности в физическом пространстве различаются в зависимости от культуры, обстоятельств и глубины отношений, мы все находимся там.

Физическое пространство может использоваться для передачи различных невербальных сигналов, таких как выражение близости и симпатии, доминирования или враждебности. Типичное разговорное расстояние для американцев составляет от длины руки до четырех футов.

В американском обществе недостаток места может привести либо к большей близости, либо к враждебному поведению. Человек, в личное пространство которого кто-то вторгся, может в результате испугаться и отреагировать в обороне.

Final Words

Невербальное общение также известно как язык тела. Это то, что присутствует в каждый момент нашей жизни и может дать ценную информацию о других.

То, как вы сидите, говорите, жестикулируете или ходите, может посылать тонкие, но мощные сигналы. Макро- и микровыражения универсальны.

Язык тела важен для всех. Это помогает вам приспособить свое поведение к некоторым людям. Это поможет вам установить более прочные связи. Это облегчает процесс поддержки и помощи другим.

Мы передаем смысл и информацию другим с помощью невербальных сигналов, и мы также воспринимаем действия окружающих нас людей с помощью невербальных сигналов.

При изучении такого невербального поведения крайне важно принимать во внимание действия в группах. Вы можете многое узнать об истинных намерениях человека, наблюдая за его выражением лица, внешним видом и тоном голоса в дополнение к тому, что он говорит на самом деле.

Что вы думаете по этому поводу? Как вы думаете, важен ли язык тела? Оставьте мне комментарий, и давайте обсудим это.

Техники невербального наставничества – общение и наставничество в профессии

Эффективные методы наставничества

Скорее всего, у вас было много случаев, когда слова были неправильно поняты или смысл слов был неясен. Когда дело доходит до невербального общения, смысл различить еще труднее. Иногда вы можете сказать, что люди сообщают, через их невербальное общение, но не существует надежного «словаря» того, как интерпретировать невербальные сообщения.

Невербальная коммуникация гибкая

Невербальная коммуникация — это процесс передачи сообщения без использования слов. Он может включать в себя жесты и выражения лица, тон голоса, синхронизацию, позу и то, как вы стоите во время общения. Это может помочь или помешать четкому пониманию вашего сообщения, но оно не раскрывает (и даже может маскировать), что вы на самом деле думаете. Невербальная коммуникация далеко не проста, и ее сложность делает ваше изучение и ваше понимание достойной, но сложной целью.

Невербальная коммуникация включает в себя все тело, пространство, которое оно занимает и в котором доминирует, время, в течение которого оно взаимодействует, и не только то, что не сказано, но и то, как это не сказано. Смущенный? Попробуйте сосредоточиться только на одном элементе невербальной коммуникации, и он скоро затеряется среди всех остальных стимулов. Рассмотрим один элемент, выражение лица. Что они означают без дополнительного контекста положения подбородка или бровей, чтобы показать интерес или сигнализировать об угрозе? Невербальное действие почти плавно перетекает из одного движения в другое, что затрудняет интерпретацию одного элемента или даже серии элементов. Насколько хорошо вы можете правильно определить чувства, стоящие за выражением лица?

Невербальное общение необратимо. В письменном сообщении вы можете написать разъяснение, исправление или опровержение. Хотя исходное утверждение никогда не исчезает полностью, оно допускает исправление. В отличие от письменного общения, устное общение может позволить «переделать» на месте: вы можете объяснить и перефразировать, надеясь прояснить свою точку зрения. По своему опыту вы, вероятно, говорили что-то, за что отдали бы что угодно, и вы на собственном горьком опыте убедились, что не можете этого сделать. Устное общение, как и письменное, допускает некоторую корректировку, но все же не стирает исходное сообщение или его влияние. Невербальное общение делает еще один шаг вперед. Вы не можете отделить одно невербальное действие от контекста всех других вербальных и невербальных коммуникативных актов, и вы не можете взять его обратно.

Язык тела

Невербальное общение может быть очень неоднозначным. Мы не должны предполагать, что можем «читать мысли других людей» из-за того, что, по нашему мнению, они «говорят» невербально. Мы можем быть правы, но в равной степени мы можем и ошибаться. Чтобы было ясно, невербальная коммуникация содержит более одного компонента или аспекта передачи сообщений.

 

 

Связь следует рассматривать как систему. Мы не можем отделить одну часть системы от другой, а затем изолированно интерпретировать то, что сообщается. Чтобы помочь нам стать более точными в нашем декодировании, мы должны понимать, что есть три подсистемы коммуникации. Они показаны ниже

 

Как показано, примерно десять процентов того, что мы сообщаем, на самом деле является словами. Остальные девяносто процентов составляют невербальные приемы.

Движения головы

Однако это может быть не так просто, как мы теперь знаем, такая невербальная коммуникация часто может быть культурно-специфичной. Хотя положительный кивок головой и отрицательное качание головой широко распространены во всем мире, они далеко не универсальны. В некоторых частях Болгарии и Греции, например, кивок означает «нет». В некоторых частях бывшей Югославии и на юге Индии качание головой означает «да».

В разговоре, когда люди соглашаются с говорящим, они склонны кивать, когда другой говорит. Если человек не кивает, мы можем сделать вывод, что он не согласен с говорящим.

Этот тип невербальной коммуникации часто называют обратным каналом, и его можно рассматривать как механизм обратной связи, который мы обсуждали в предыдущей главе. Когда мы слушаем эффективно, мы даем невербальную обратную связь, кивая, улыбаясь и даже отвечая звуками. (например, «Угу»)

Часто участники разговора, желающие взять на себя беседу, могут чаще кивать головой, наклоняться вперед на своих местах или жестикулировать рукой, привлекая внимание.

Сигналы

Общение — это социальный процесс, так как для общения требуется как минимум два человека. Существует множество социальных факторов, которые могут повлиять на точность предполагаемого сообщения. Например, статусные барьеры между учениками на разных уровнях организации могут влиять на то, как они общаются. Также такие проблемы, как обращение к вашему боссу как «мистер. Джеймисон» или ваш подмастерье как «Майк» могут варьироваться в зависимости от контекста и обстоятельств. Преобладающие нормы и роли могут диктовать, кто с кем говорит и как кто-то отвечает. Например, что может произойти, когда происходит ежемесячное собрание, на котором различные заинтересованные стороны встречаются, чтобы обсудить причины, по которым проект отстает от графика. Диаграмма 1 иллюстрирует различные коммуникации, которые иллюстрируют социальные влияния на рабочем месте.

 

Кроме того, на процесс общения сильно влияют процессы восприятия. Это означает, что процесс общения может сильно зависеть от того, что человек думает, во что верит или чувствует. На то, насколько точно сотрудник получает и расшифровывает рабочие инструкции от руководителя, может влиять его восприятие руководителя, особенно если рабочие инструкции противоречат ее интересам к работе или если они противоречивы. Если подмастерье считает подмастерья некомпетентным, шансы на то, что слова подмастерья будут восприняты всерьез, очень малы. Если босс пользуется уважением или считается влиятельным человеком в компании или отрасли, все, что он говорит, может быть истолковано как важное.

Жесты

Жесты включают в себя использование ваших рук и кистей во время общения. Жесты дают возможность направить вашу нервную энергию на позитивную деятельность, которая приносит пользу вашей речи и позволяет вам чем-то занять руки. Например, понаблюдайте за обычными повседневными разговорами людей. Они часто используют свои руки, чтобы выразить себя. Как вы думаете, они думают о том, как они используют свои руки? Большинство людей этого не делают. Их жесты рук и ладоней являются естественной частью их самовыражения, часто отражая то, чему они научились в своем сообществе.

Для старших учеников и подмастерьев это также верно, и преднамеренное движение может усиливать, повторять и даже регулировать реакцию ученика на их вербальные и невербальные сообщения. Если вы хотите, чтобы ваше общение выглядело комфортно и естественно, то, как вы используете свои руки и кисти, способствует передаче вашего сообщения как при кодировании, так и при декодировании. Мы можем легко понять, что хорошо выбранный жест может помочь сделать мысль понятной и привести ученика к основной мысли того, что сообщается.

Мимика

Мимика должна отражать тон и эмоции вашего устного общения. Отсутствие эмоций с помощью жестов лица может привести к недопониманию или, что еще хуже, к непониманию в процессе декодирования. Часто лучше быть самим собой при передаче своего сообщения, однако нужно понимать, как их мимика передает процесс декодирования. Этот тип жеста — это то, что говорящий ищет в механизмах обратной связи в общении, и он может стать неотъемлемой частью помощи каждому человеку передать то, что он понял сообщение.

 

 

Под зрительным контактом понимается взгляд говорящего, намеренно вовлекающий собеседника в разговор. Он может различаться по степени и продолжительности и во многих случаях зависит от культуры. Как ожидания говорящего, так и представления получателя о том, что уместно, будут влиять на нормальные ожидания зрительного контакта. В зависимости от культуры зрительный контакт (или его отсутствие) может быть невербальным сигналом активного слушания.

Понимание того, как те, с кем вы работаете, интерпретируют эти сигналы, важно для того, как вы передаете свое сообщение, и имеет решающее значение, когда дело доходит до расшифровки невербальных ожиданий.

Примеры невербального общения: ключевые типы и сигналы

Невербальное общение красочно и полно интриг. Пожимание плечами и закатывание глаз позволяют нам сказать: «Ты мне не нравишься», не произнеся ни единого слова. А еще лучше, теплая улыбка и протянутая рука говорят: «Я так рада тебя видеть».

При каждой личной встрече мы посылаем и получаем сигналы невербальной коммуникации, осознаем мы это или нет. В то время как мир побуждает нас «быть собой», — это время и место для невербальных сигналов. Когда мы на работе, разумно обратить внимание на то, как мы общаемся с помощью слов и жестов. Давайте вместе рассмотрим несколько примеров невербального общения.

Деловая женщина с хорошим жестом руки

Реклама

Выражение лица

Первый и самый очевидный ключ к невербальному общению — выражение лица человека.

Несмотря на то, что у нас только одно лицо, оно может демонстрировать множество выражений. От полуулыбки до широкой ухмылки и небрежного взгляда наше выражение лица демонстрирует целый ряд эмоций. Вместо того, чтобы вникать во все нюансы, такие как изгиб губ или подергивание глаз, давайте взглянем на три самых ярких выражения:

  1. Улыбка — Улыбка обычно указывает на счастье или удовлетворение.
  2. Хмурый взгляд — Хмурый или хмурый взгляд указывает на недовольство или разочарование.
  3. Отсутствие выражения — Безэмоциональное лицо может указывать, как минимум, на две вещи. Во-первых, это может быть указание либо на незаинтересованность, либо на скуку. Во-вторых, что еще хуже, невыразительное лицо может свидетельствовать о пренебрежении.

Бесстрастное лицо трудно расшифровать, поэтому, если вы подозреваете, что демонстрируете то, что известно как «каменное» лицо, было бы неплохо время от времени мягко улыбаться.

Зрительный контакт

Люди придают большое значение зрительному контакту. Если вы разговариваете с кем-то, а он вообще не смотрит на вас, вы будете чувствовать себя отчужденным и проигнорированным. Но тот факт, что кто-то много смотрит вниз, также может означать, что он застенчив. Кто-то, кому не хватает уверенности в себе, как правило, испытывает трудности с установлением и поддержанием зрительного контакта.

Если у вас проблемы со зрительным контактом, это то, что вам нужно практиковать, чтобы стать лучше. Как и публичные выступления, это нужно практиковать. И это хороший навык, потому что он позволяет людям видеть, что вы вовлечены и заинтересованы в том, что они хотят сказать.

Конечно, длительный зрительный контакт может иметь противоположный эффект; это может заставить людей чувствовать себя некомфортно. Вы найдете золотую середину, чем больше будете практиковаться.

Жесты и движения

В то время как лицо является точным показателем настроения, все тело является барометром. Вы когда-нибудь наблюдали за жаркими дебатами через стеклянный конференц-зал? Вот некоторые вещи, свидетелями которых вы могли быть:

  • Частые и даже дикие жесты рук
  • Указание пальцем
  • Размахивание руками в воздухе
  • Зачесывание пальцами волос
  • Вторжение в личное пространство с целью выразить враждебность

С другой стороны, если все мирно сидят за столом переговоров, вы все равно можете отметить невербальные коммуникативные реплики. Что делать, если кто-то скрестил руки? Сознательно или неосознанно они могут говорить: «Я закрыт для вас и ваших идей».

И наоборот, если кто-то кладет руки на стол в расслабленной и открытой позе, он передает сообщение об открытости и готовности.

Что делать, если кто-то возится со своей ручкой или кофейной кружкой и не смотрит прямо на говорящего? Это может быть признаком того, что им наскучила эта тема. Или это может вообще не иметь ничего общего с говорящим. Они могут быть заняты своей личной жизнью. В любом случае, это может быть сигналом того, что они не полностью присутствуют.

Интересно, что игра на скрипке также является признаком волнения. Если кто-то возится со своей ручкой или кофейной кружкой, но полностью занят говорящим, у него может быть высокий уровень энергии. В этом случае игра на скрипке — это их способ высвободить часть этой энергии. Это похоже на человека, у которого нога постоянно подпрыгивает. Они либо озабочены, либо полны энергии и готовы к року.

Реклама

Тон голоса

В этом примере не так много деталей. Если у кого-то повышена громкость и он говорит быстро, он в некотором роде взволнован. Либо что-то не так, либо они перегружены. Напротив, если кто-то говорит спокойным, медленным тоном, он, вероятно, передает свое сообщение без каких-либо причин для беспокойства.

То, как мы склоняем слова, также влияет на то, как они интерпретируются. Например, если кто-то говорит: «Я думал, что вы приедете во Флориду на эти выходные! это может означать, что они надеялись, что вы придете, и они рады вас видеть.

Тот же человек может также сказать: «Я думал, что вы приедете во Флориду в эти выходные », имея в виду: «Почему вы приезжаете в воскресенье вечером? Ты опоздал.» Таким образом, интонация наших слов передает сообщение так же, как и сами слова, которые мы выбираем.

Физическое прикосновение

Помните конференц-зал, полный злых людей? Вероятно, было много обвинений и несколько вторжений в личное пространство. Все это указывает на режим атаки. Кто-то агрессивно заявляет, что хочет «достать вас» или доказать свою точку зрения. В этой линии атаки кто-то также может протянуть руку и схватить кого-то за руку, чтобы привлечь внимание.

Тем не менее, мы обычно рассматриваем физическое прикосновение в положительном и личном свете. Если кто-то сидит за своим столом и плачет, кто-то, скорее всего, положит ему руку на плечо и спросит, что случилось. Эти знаки прикосновения предназначены для того, чтобы утешать при установлении связи. Кто-то также может слегка коснуться руки коллеги в знак благодарности.

В любом случае, плохом или хорошем, прикосновение предназначено для усиления посылаемого сообщения.

Реклама

Внешний вид

Наш последний пример немного более спорный. Нас учат не судить о книге по обложке. Мы не можем оценить интеллект или поведение человека по одежде, которую он носит. Тем не менее, в профессиональной среде внешний вид действительно посылает сообщение. Вот почему мы надеваем костюмы на собеседования или наслаждаемся непринужденной пятницей на рабочем месте.

Наша повседневная одежда и прическа посылают нам послание. Представьте себе женщину, которая всегда носит яркие, смелые тона. Возможно, она носит оранжевые костюмы с красными блузками или желтые юбки с королевскими синими рубашками. Это женщина, которая не хочет быть тихоней. Вы, вероятно, можете бросить кости на ее высокий уровень уверенности в себе.

С другой стороны, если кто-то выбирает приглушенные тона или оттенки серого, это не значит, что он застенчив. Они могут просто предпочесть упрощенный стиль. Для них меньше может быть больше.

В любом случае то, как мы представляем себя людям и ситуациям, говорит о многом. Нам говорят снимать шляпы за столом, расчесывать волосы и надевать нашу воскресную одежду по какой-то причине. Это показывает, что мы немного подумали о взаимодействии.

Кивок в невербальном соглашении

Изучение невербальной коммуникации представляет интерес.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *