Невербальные средства общения жесты: Я вижу, о чем вы думаете, или Способы невербального общения – Белорусский национальный технический университет (БНТУ/BNTU)

Публикация. Роль невербальных средств общения в художественной литературе. Копылова Татьяна Михайловна.


Скачать публикацию

Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль невербальных средств общения в художественной литературе
Автор: Копылова Татьяна Михайловна

Роль невербальные средств общения в текстах художественной литературы.Вся наша жизнь состоит из общения с другими людьми. Часто передаваемая информация сопровождается мимикой, жестами, прикосновениями. Это невербальные средства общения, которые дополняют то, о чём мы говорим или то, что слушаем. Знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы важно по нескольким причинам. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, ведь очень часто мы испытываем чувства настолько сложные, что просто не в состоянии подобрать для их описания нужные слова.

Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.Зная основные способы невербального общения, можно лучше понять другого человека, когда он пытается контролировать свое поведение, ведь невербальные сигналы проявляются бессознательно, и ваш собеседник просто не может ими управлять. Классификация невербальных средств общения и примеры их использования помогут не только лучше понять себя, но и научат распознавать ложь и манипуляции со стороны других людей.Язык жестов является распространенным средством общения, но он не всегда понятен собеседникам, а также читателям художественного текста.Сегодня большинство людей все еще не знает о существовании языка телодвижений, а между тем язык невербальной коммуникации может помочь нам в межличностном общении, а также в интерпретации художественных текстов.Невербальный язык имеет свои выразительные шаблоны, употребляемые в определенных условиях, имеющие конкретное значение, закрепленное длительным временем эволюции.
Приведем и проиллюстрируем несколько примеров, которые наиболее часто встречаются в нашей повседневной жизни.Прикрывание рта и почесывание носа. Прикрывание рта отражает наличие у собеседника двух противоречивых желаний: высказаться и остаться не услышанным. Если человек в процессе общения притрагивается ко рту или прикрывает его ладонью, это означает, что он по какой-то причине «сдерживает» собственное высказывание. В этом случае можно помочь собеседнику разговориться, задав ему вопрос или с помощью утверждения: «Я вижу, вы не во всем согласны со мной». Аналогичную информацию несет жест прикосновения к носу. У детей прикрывание лица или его части может свидетельствовать о смущении. Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты – собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение или покусывание ручки или дужки очков – указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке.
В таком состоянии он не готов в полном объеме воспринимать информацию. Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы, то тем самым он сигналит окружающим о том, что его терпение заканчивается.Наиболее часто употребляемые движения головы – это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой. Кроме того, выделяют три основных положения головы. Первое – прямая голова. Это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Второе – голова, наклоненная в сторону, что говорит о том, что у человека пробудился интерес (люди, как и животные, наклоняют голову, когда чем-то заинтересуются). И, наконец, третье – когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В таком случае следует чем-то заинтересовать собеседника. Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить.
Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости. Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например, энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия. Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Эмоции, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения.
Во-вторых, язык тела менее контролируется сознанием, чем слова, а потому и более достоверен. Информация, поступающая по невербальным каналам, может как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит вербальной, то верить следует невербальной. В-третьих, благодаря невербальным средствам человек получает возможность общаться в тех ситуациях, когда использование речевых средств невозможно или неэффективно (общение с маленькими детьми до того, как они научатся пользоваться речью, с иностранцами, даже с животными). Особое значение невербальное общение имеет в первые минуты знакомства. «По одежке встречают…» — гласит русская народная пословица. И эта «одежка» не только костюм, в который одет человек, но и его поза, жестикуляция, взгляд, улыбка. Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью невербальных средств именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации.
Таким образом, зеркально повторяя жесты собеседника, используя открытую позу и доброжелательную улыбку, можно с большой долей вероятности расположить к себе партнера по общению. Так же важно уметь считывать невербальные сигналы, чтобы понимать характер и настроение собеседника, его отношение к вам и обсуждаемой проблеме, отличать правдивые высказывания от лживых, устранять барьеры общения. Все это поможет сделать коммуникацию более эффективной, если сознательно пользоваться знанием «языка тела».
Образы автора и персонажа являются важными аспектами художественного текста, в котором воплощается психология авторского « Я » и в литературной форме реализуется замысел задуманного. Автор получает информацию из окружающей действительности, перерабатывает ее и воссоздает в художественных образах, при этом так организуя их структуру, что они получают способность воздействовать на сознание, чувства читателя.Важная роль в отражении действительности отводится персонажу художественного текста. В него автор вкладывает свои идеи, мировоззрение, настроение.Лингвистический анализ художественного образа персонажа заключается в исследовании языковых средств (словообразовательных, грамматических, лексических, синтаксических, стилистических), служащих для определенного портретного описания, поведения, внутреннего состояния, желаний, целей, речи героя. Но вместе с тем в художественном тексте автор часто обращает внимание читателей на манеру совершения действий, на формы поведения героев, т.е. на невербальную составляющую текста. В свою очередь, невербальное поведение персонажа придает его внутренним установкам, миропониманию некую отчетливость, определенность. Путем анализа несловесных форм поведения героя читатель получает возможность более четко уяснить особенности авторской позиции и смысла произведения в целом, более глубоко понять образ героя. Отметим, что использование невербальных средств в художественном тексте способствует адекватному восприятию читателем произносимых героем реплик.
Путем описания различных жестов, телодвижений и мимики передаются индивидуальные особенности героя.С помощью невербальных средств изображается и эмоциональное состояние персонажа.Невербальная коммуникация в художественном тексте непосредственно связана с коммуникативным процессом. Анализ структуры художественного текста не может не учитывать подобных явлений, прежде всего при выражении психологического состояния и чувств персонажей произведения. Для передачи внутреннего мира персонажа и его эмоциональногосостояния автор использует прием портретной характеристики,подразумевая при этом описание мимики, движений, жестов, внешности и интонации героев, то есть, другими словами, путем описания форм невербальной коммуникации.

Невербальное общение, подробно — Психологос

Источники — В. Квинн «Прикладная психология». Сайт liveinternet.ru

Язык тела — мимика, позы и жесты — универсальный язык общения. Невербальное общение используют успешные политики, адвокаты, бизнесмены, актеры, следователи, игроки в покер. Хотите понимать других людей, производить хорошее впечатление — изучайте язык тела.

Внешность и язык тела

Человек не в состоянии контролировать каждое свое движение и впечатление, которое он производит на окружающих, подавить зевоту или скрыть охватившую его дрожь, вне его воли заливается краской или покрывается гусиной кожей…

Но некоторые движения мы в состоянии контролировать и даже пользуемся ими намеренно. Мы можем приподнять брови, потупить глаза, скрестить на груди руки или пожать плечами. Не существует единой, точно определенной интерпретации подобных жестов и мимических выражений, их значение может быть различным в разных культурах и на разных ступеньках социальной лестницы…

Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: «У меня все хорошо!», то они скорее поверят его слезам, чем словам. Столь же информативна может быть одежда, она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека. Если женщина приходит на свидание в коротком обтягивающем платье с глубоким вырезом, возможно, сама того не осознавая, она посылает мужчине определенный сигнал. Если же вам захочется выказать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда одетым не по протоколу.

Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Холл различает четыре зоны межличностного общения.

Зона интимного общения

(от полуметра до непосредственного телесного контакта).

На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья. Вы наверняка испытаете неловкость, если малознакомый человек попытается подойти к вам вплотную. Кроме самых близких людей в эту зону допускаются врачи, медсестры, портные и другие специалисты, профессия которых требует непосредственного телесного контакта с клиентом. Пытаясь при общении с кем-либо войти в эту зону, вы тем самым даете человеку понять, что хотели бы считать его своим другом. Психологические эксперименты выявили, что счастливые в браке супруги комфортно общаются друг с другом именно на этой дистанции. И наоборот, супруги, которые не ладят между собой, сторонятся друг друга.

Зона личного общения

(от 0,5 м до 1,5 м)

Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди. Это расстояние позволяет им дотрагиваться друг до друга, обмениваться рукопожатиями, похлопывать друга по плечу. По данным Фаста, большинство людей считают эту зону своим личным пространством и не склонны впускать в нее посторонних людей. Представьте, что вы сидите в полупустом кафе. Входит новый посетитель и, хотя рядом есть свободные столики, подсаживается к вам. Скорее всего, вы испытаете неловкость. Замечали ли вы, что в людных местах, например в переполненном лифте, в автобусе или в поезде метро, люди избегают визуального контакта друг с другом, стараются смотреть в окно или упираются взглядом в стенку? Ясно, что такое поведение вызвано стремлением соблюсти границы личного пространства.

Зона формального общения

(от 1,5 м до 3 м)

На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры. Вам, наверное, знакомо выражение ‘соблюдать дистанцию’, с помощью которого описывают отношения начальника и подчиненного. И действительно, было бы странно, если бы собеседники говорили о личных и интимных вещах, стоя в трех метрах друг от друга. Такая дистанция скорее уместна в ситуации формального собеседования или деловых переговоров.

Зона публичного общения

(более 3 м)

Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения. В такой ситуации неуместны интимные жесты и комментарии; вы не можете пожать лектору руку, похлопать его по плечу или спросить, как он провел выходные дни. Даже деловое общение невозможно на такой дистанции.

Лимбические реакции. Три типа невербальных реакций

Лимбический мозг отвечает за наше выживание как вида. Вот почему в опасных ситуациях он берет на себя управление нашими действиями и одновременно заставляет нас демонстрировать достаточное количество невербальных эмблем. Таким классическим способом он когда-то защищал первобытных людей от хищников каменного века, а сегодня защищает работников от боссов с каменным сердцем.

Исключительно эффективная реакция мозга на стрессы или опасности выражается в трех формах: замри, беги и сражайся. Так же как другие виды животных, чей лимбический мозг защищал их именно таким образом, люди, сохранившие эти лимбические реакции, смогли выжить, потому что эти элементы поведения были изначально заложены в программу их нервной системы. ..Поскольку мы смогли сохранить и усовершенствовать этот замечательный способ успешной борьбы со стрессом или с опасностью, и поскольку эти реакции заставляют наши тела подавать невербальные сигналы, которые помогают нам понять мысли, чувства и намерения людей, то нам стоит потратить какое-то время на подробное изучение каждой реакции.

Реакция замирания

Чтобы первые люди смогли выжить, лимбический мозг, который достался нам от животных предков, разработал стратегию поведения, позволявшую компенсировать превосходство хищников в силе. Первая защитная тактика в этой стратегии лимбической системы заключалась в том, чтобы в присутствии хищника или другой опасности использовать реакцию замирания. Движение привлекает внимание, и, чтобы помочь нам выжить в опасных ситуациях, лимбический мозг заставлял нас выбирать самый эффективный из всех возможных вариантов поведения и мгновенно замирать на месте. Большинство плотоядных животных бросаются в погоню за движущимися целями, повинуясь инстинктивному позыву «догнать, схватить и укусить». Некоторые животные при столкновении с хищниками не просто замирают, а притворяются мертвыми, что является экстремальной формой реакции замирания.

Например, отчеты о расстрелах в Колумбийском университете и Виргинском политехническом институте свидетельствуют о том, что студенты использовали реакцию замирания, чтобы спастись от убийц. Сохраняя неподвижность и притворяясь мертвыми, многие студенты смогли остаться в живых, даже когда находились всего в нескольких метрах от преступников. Они инстинктивно копировали поведение своих далеких предков, и этот прием оказался очень эффективным. Полная неподвижность часто может сделать вас почти невидимым для других, и об этом знает каждый солдат спецназа.

В современном обществе реакция замирания проявляется в повседневной жизни не столь явно. Ее можно заметить у людей, пойманных на месте преступления или уличенных во лжи. Когда люди чувствуют себя беззащитными, они действуют точно так же, как наши предки миллион лет назад — они замирают. .. Точно такую же реакцию демонстрируют на войне разведчики. Как только замирает идущий впереди, замирают все остальные — этот сигнал понятен без слов. В любом случае нашему мозгу необходимо решить, что делать в потенциально опасной ситуации.

Иногда лимбический мозг использует еще одну разновидность защитной реакции замирания и заставляет нас сжиматься, чтобы выглядеть маленькими и неприметными. Такие лимбические реакции замирания демонстрируют нашалившие дети. В каком-то смысле эти беспомощные детишки тоже пытаются спрятаться на открытом месте, используя единственный доступный им в этом положении инструмент выживания.

Реакция бегства

Когда реакция замирания не помогает избежать опасности или не является самым лучшим выходом из создавшегося положения (например, если опасность слишком близко), тогда лимбический мозг выбирает второй вариант поведения — реакцию бегства. Само собой, что бегство как механизм выживания может оказаться полезным лишь в том случае, если оно физически осуществимо, и поэтому наш мозг в течение тысячелетий приспосабливал наше тело к использованию этой благоразумной тактики спасения. Если вы попытаетесь вспомнить все типы социального взаимодействия, в каких вам приходилось участвовать в вашей жизни, то наверняка припомните немало случаев, когда вы старались ускользнуть от нежелательного внимания других людей. Так же, как ребенок, сидя за обеденным столом, отворачивается от невкусной еды и направляет стопы в сторону выхода, взрослый человек может повернуться спиной к тому, кто ему не нравится, или уклониться от обсуждения нежелательной для него темы.

С той же целью люди используют блокирующие элементы поведения: зажмуриваются, потирают глаза или закрывают лицо руками.

Чтобы увеличить дистанцию до человека, который сидит рядом, можно отклонить назад туловище, поставить на колени какой-нибудь предмет (сумочку) или развернуть стопы к ближайшему выходу. Все эти элементы поведения контролируются лимбическим мозгом и означают, что кто-то желает дистанцироваться от неприятной ему личности, группы людей или от любой потенциальной угрозы. Опять же, наша способность понимать такое поведение объясняется тем, что в течение миллионов лет люди старались держаться как можно дальше от всего, что нам не нравилось или могло причинить вред.

Эти действия могут сопровождаться блокирующими элементами поведения. Например, бизнесмен может закрывать или тереть глаза, заслонять лицо руками. Он может отклониться от стола, отодвинуться от оппонента или развернуть стопы в направлении ближайшего выхода. Подобные элементы поведения не являются признаками обмана, а скорее указывают на то, что человек чувствует себя некомфортно. Все эти формы древней как мир реакции бегства называются дистанцирующими сигналами невербального поведения и означают, что бизнесмен недоволен тем, что происходит за столом переговоров.

Реакция борьбы

Реакция борьбы — это агрессивная тактика, которую лимбический мозг использует как последнее средство стратегии выживания. Когда человеку, который столкнулся с опасностью, замирание не помогает остаться незамеченным и он не может ускользнуть или удалиться на безопасное расстояние, тогда ему остается только сражаться за свою жизнь. По мнению профессора Джека Панксеппа, специалиста по поведению животных из Университета Боулинг, в процессе нашей эволюции как вида мы, подобно другим млекопитающим, научились превращать страх в ярость, помогающую успешно отразить нападение. Однако в современном мире физические проявления ярости могут оказаться неприемлемыми или даже незаконными, и поэтому лимбический мозг разработал на основе примитивной реакции борьбы другие, более изощренные приемы.

Одним из современных проявлений агрессии является спор. В сущности, жаркий спор — это та же борьба, только без использования средств физического воздействия.Сегодняшние гражданские судебные процессы есть не что иное, как одобренные обществом виды борьбы или агрессии, в которых обе стороны агрессивно оспаривают две противоположные точки зрения. Однако тот факт, что сегодня люди выясняют отношения с помощью физических средств гораздо реже, чем в другие периоды нашей истории, вовсе не означает, что лимбический мозг исключил борьбу из своего защитного арсенала.

Несмотря на то что одни люди склонны к насилию больше других, наша лимбическая реакция находит много способов проявления помимо ударов, пинков и укусов. Вы можете быть крайне агрессивным, совсем не прибегая к физическому контакту. Для этого достаточно использовать угрожающую позу, взгляд, выпятить грудь или вторгнуться в личное пространство другого человека. Угроза нашему личному пространству провоцирует лимбическую реакцию индивидуальном уровне. Когда человек использует реакцию борьбы для физического нападения, его поведение понятно всем.

Но чаще проявляются более тонкие формы поведения, связанные с реакцией борьбы. Так же как мы замечаем модифицированные выражения лимбических реакций замирания и бегства, современные правила приличия требуют, чтобы мы воздерживались от реализации нашей примитивной склонности к драке в угрожающих ситуациях. Поскольку реакция борьбы служит последней надеждой на спасение от угрозы и используется только после того, как тактические приемы замирания и бегства не срабатывают, то вам следует по возможности ее избегать. В состоянии эмоционального возбуждения, которое возникает в результате хорошей драки, мы почти теряем способность рассуждать здраво. Дэниел Го-Улман объясняет это тем, что лимбический мозг, которому необходимо использовать все доступные Мозговые ресурсы, просто-напросто отключает наши когнитивные способности.Тщательно изучать элементы невербального поведения необходимо еще и потому, что иногда они могут предупредить вас о намерении какого-то человека применить по отношению к вам физическую силу и тем самым дать вам время на то, чтобы избежать потенциального конфликта. Невербальное общение может сказать о человеке гораздо больше, чем мы можем понять из слов самого человека. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

Невербальные элементы

Невербальное общение осуществляется на языке движений, интонаций, поз, мимики и жестов. Но жесты, которые присущи одному человеку, могут быть вовсе не знакомы другому, это объясняется психологическими особенностями данного человека, его культурной, социальной и национальной идентификацией.

На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?

— Мимика;

— Жесты:

  • Ритмические жесты;
  • Эмоциональные жесты;
  • Указательные жесты;
  • Изобразительные жесты;
  • Символические жесты.

— Движения:

  • движения экспрессивно-выразительные, мимика, жесты и походка человека;
  • тактильные движения экспрессивно – рукопожатие, похлопывание по спине, прикосновения и поцелуи;
  • взгляд визуально-контактный – направление взгляда, его длительность и частота визуального контакта;
  • пространственные движения – ориентация, дистанция.

К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления. Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения. Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные, интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого общения (Например, снятие головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п. )

В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т. д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая (практическая).

Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.), а также предметный, или ситуативный, мир. Под ним понимаются объекты, окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

Хотя вербальные символы (слова) — основное на­ше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. Зачастую невербальная передача проис­ходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выраже­нием одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной коммуникации.

Культурные различия невербального общения

Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Поэтому при общении с иностранцами лучше всего придерживаться правила: если неизвестны точные значения жестов, лучше вообще их исключить.

Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком.

Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

Если в Голландии повернуть указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, то нас не поймут. Там этот жест означает, что кто-то сказал очень остроумную фразу.

Говоря о себе, европеец показывает рукой на грудь, а японец — на нос.

В США, например: «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит: «все нормально», «все о’кей». В Японии этот же жест означает просто «деньги», во Франции — ноль. В Португалии и некоторых других странах он вообще воспринимается как неприличный.

Итальянец или француз, если считает какую-либо идею глупой, выразительно стукнет ладонью по лбу, как бы восклицает: «Да ты с ума сошел!» А британец или испанец этим же жестом показывает, как он доволен собой.

Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил наш ум. Палец же в сторону указывает, что слегка «поехала крыша».

Немец в знак восхищения чьей-то идеей поднимает вверх брови. У англичанина тот же жест означает крайний скептицизм.

Европейцы в общении не придают особой роли левой или правой руке. Но нужно быть осторожным на Ближнем Востоке: нельзя кому-либо протянуть еду, деньги или подарок левой рукой, этим можно нанести оскорбление собеседнику, так как у тех, кто исповедует ислам, она считается нечистой.

В ходе деловых встреч можно обращаться по имени:

— в Австралии, так как отсутствие формальностей является правилом в этой стране;

— в Китае, так как у китайцев имя — это одновременно и фамилия.

Никогда не предлагайте дорогие подарки хозяевам встречи в Китае, так как, если они не могут ответить взаимностью, то почувствуют себя униженными.

Визитная карточка вызывает уважение:

— в Японии — наличие визитной карточки у служащего зависит от его работодателя;

— на Тайване — здесь она характеризует ранг и статус лица.

При ведении дел в Японии необходимо соблюдать следующие правила:

— не прикасаться к кому-либо;

— не оставлять палочки для еды в рисе;

— не приглашать людей в более дорогие рестораны, чем те, куда пригласили Вас.

Обильные завтраки неуместны везде, за исключением США, так как именно американцы и изобрели эти завтраки.

В ряде стран цвету придают смысл. У корейцев написать имя человека красным означает его смерть

Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно Обусловленные Сигналы

Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которые не могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились также наблюде­ния за жестикулярным поведением различных наций и изучалось поведение наших ближайших антропологических родственников — обезьян и макак.

Немецкий ученый Айбль — Айбесфельдт установил, что способ­ность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд.

Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или ут­верждение. Похоже, что это врожденный жест, так как он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой для обозначения отрицания или несогласия является также уни­версальным, и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех компонентов: развернутые ладони, поднятые плечи поднятые брови.

Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего.

Жест | Основные жесты и связанные с ними значения

Жест – это вербальное или невербальное движение тела, используемое для выражения или подчеркивания идеи, эмоции или состояния ума.

Жест определяется как «видимое телесное действие, посредством которого репрезентируется значение» (Кендон, 1983). Сюда входят жесты рук, движения всего тела (пожимание плечами), движения головы (кивание) и мимика (улыбка), позы (пространственная дистанция) и «сигналы одежды» (галстук) (Гивенс, 19).99).

Жестикуляция — это форма невербального общения. Жесты передают сообщения. Это произвольные (а иногда и непроизвольные) движения, которые мы делаем пальцами, кистями, руками, ногами, головой или другими частями тела таким образом, чтобы передать смысл, либо в сочетании с вербальным общением, например, хмуриться, произнося резкие слова против кого-то или в изоляции, например, улыбаясь незнакомцу, чтобы выразить удовольствие от своего присутствия.

Жесты обычно служат одной из следующих целей. Их можно использовать, чтобы подчеркнуть, прояснить или усилить вербальное сообщение, например, когда мы указываем на стул, предлагая кому-то сесть. Они могут регулировать и контролировать человеческое взаимодействие, например кивать в знак согласия, когда кто-то другой говорит. Они также могут проявлять аффект или эмоцию: например, сжимать кулак одной рукой и стучать по раскрытой ладони другой, чтобы доказать свою настойчивость (см. Sussman and Deep, 19).89).

Когда жесты используются в сочетании со словесными сообщениями; они часто совпадают со словами, которые иллюстрируют, или идут немного раньше них.

Люди по-разному жестикулируют. По словам Десмонда Морриса, существует два вида жестов: движения рук, которые сопровождают произнесенные слова и усиливают их значение, и символические или эмблематические жесты, которые имеют значение или предоставляют информацию.

Научные данные свидетельствуют о том, что жестикулирование во время тяжелой когнитивной деятельности, такой как объяснение финансового соотношения, буквально снимает нагрузку с нашего ума. Ниже приведены некоторые распространенные жесты на рабочем месте, используемые во всем мире.

Жесты оценки, скуки и нетерпения
Рис. 1. Изображение, изображающее жесты скуки и заинтересованности

Когда слушатель начинает использовать руку для поддержки головы, это признак того, что наступила скука. Степень скуки слушателя зависит от степени, в которой рука и кисть поддерживают голову. Рука, полностью поддерживающая голову, является признаком крайней скуки и отсутствия интереса. С другой стороны, неподдельный интерес проявляется, когда рука находится на ручье, а не используется как опора для головы.

Опять же, барабанное движение пальцев по столу или непрерывное постукивание ногами по полу сигнализирует о нетерпении. Слушатель, демонстрирующий такие жесты, на самом деле говорит говорящему, что пора заканчивать речь. Стоит отметить, что скорость постукивания пальцем или ногой зависит от степени нетерпения человека: чем быстрее постукивание, тем более нетерпеливым становится слушатель.

Рис. 2. Изображение, изображающее оценочный жест 9.0003 В какой-то момент вы могли столкнуться с тем, что ваш босс сидит, сжав пальцы в кулак и подперев щеку, указательный палец направлен вверх. Проще говоря, ваш начальник делает оценочный жест и, возможно, пытается оценить потенциал предложения или, возможно, достоверность вашего отчета! В тот момент, когда ваш босс начинает терять интерес к тому, что вы говорите, поза изменится на позицию, в которой пятка ладони поддерживает голову.

Положение ног
Рис. 3. Изображение, отображающее положение ног

Положение ног также может передавать различные сообщения. Не скрещенные или открытые ноги могут выражать открытое, расслабленное состояние ума или отношение «какая забота о том, кто вокруг» в зависимости от того, кто использует этот жест и при каких обстоятельствах.

Тот, кто скрестил лодыжки, может быть неубежден или сбит с толку. Тот, кто скрестил колени, возможно, пытается придать твердость к своему обвисшему, усталому положению тела в попытке продемонстрировать интерес, внимательность и энергичное состояние ума. Положение со скрещенными бедрами обычно принимает тот, кто чрезвычайно расслаблен и не беспокоится.

Движения и выравнивание нашего тела дают нам мощные средства невербального общения. Существуют различные категории сигналов движений тела. Пол Экман и Уоллес Фризен выделяют пять категорий невербального поведения, которые мы можем использовать для описания телесных сигналов: эмблемы, иллюстраторы, регуляторы, аффективные проявления и адаптеры. Давайте рассмотрим каждый по очереди!

Эмблемы

Эмблемы — это преднамеренные движения тела, которые сознательно отправляются и легко переводятся в речь, например, помахивание рукой, означающее «иди сюда», поднятый вверх большой палец, означающий «хорошо», и движение, означающее «привет». или «до свидания». Часто мы используем эмблемы, когда шум или расстояние делают маловероятным, что нас поймут только с помощью слов. Торговцы в зале фондовой биржи, спортивные судьи и тренеры на игровом поле регулярно используют эмблемы; для них эмблемы составляют систему жестов.

Иллюстраторы

Иллюстраторы — это телесные сигналы, предназначенные для улучшения понимания речи получателем путем ее поддержки или усиления. Как и в случае с эмблемами, мы используем иллюстраторов сознательно и преднамеренно. Например, когда вы даете кому-то указания, вы используете иллюстраторов для облегчения своей задачи. Когда вы хотите подчеркнуть низкий рост члена баскетбольной команды по сравнению со средним ростом членов команды, вы используете руки, чтобы подчеркнуть разницу.

Регуляторы

Регуляторы — это сигналы, которые мы намеренно используем, чтобы влиять на чередование: кто говорит, когда и как долго. Например, глядя на кого-то, говорящего с вами, и кивая головой, вы обычно побуждаете человека продолжать говорить, в то время как наклон вперед в своем кресле, напряженная поза и прерывание зрительного контакта традиционно сигнализируют о том, что вы хотели бы повернуться. Если мы игнорируем или остаемся в неведении об использовании регуляторов другим человеком, другой человек может обвинить нас в грубости или бесчувственности. Ваше использование или неправильное использование или регуляторы многое говорят о ваших социальных навыках.

Влияет на дисплеи

Проявления аффекта — это движения тела, отражающие эмоциональные состояния бытия. В то время как наше лицо является основным индикатором эмоций, которые мы испытываем, именно наше тело показывает интенсивность эмоций. Как правило, мы меньше осознаем проявления своих аффектов, потому что часто не собираемся посылать многие из них.

Люди, которые «читают» наше тело по его поведению, могут судить о том, что мы на самом деле чувствуем. Например, вы можете описать тело другого человека как сгорбленное и побежденное, спокойное и неподвижное, расслабленное и уверенное или гордое и победоносное. Те из нас, для кого характерно отсутствие эмоций или чувств, особенно затрудняют для других осмысленное отношение к нам.

Адаптеры

Адаптеры — это непреднамеренные движения тела, которые невольно раскрывают информацию о психологическом состоянии или внутренних потребностях, таких как нервозность. Они включают в себя почесывание носа, прикосновение рукой к губам, поглаживание подбородка и закручивание волос. Люди, взаимодействующие с использованием или наблюдающие за нами, интерпретируют это как признаки нервозности, напряжения или неуверенности в себе.

Цитаты

6 примеров невербального общения, о которых вы должны знать

Способность общаться — это то, что связывает нас с окружающим миром. Возможность просить о помощи, выражать свои мысли и желания, а также инициировать игру и разговор — все это отличные причины для общения друг с другом. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, каково было бы общаться исключительно с помощью невербального общения?

Хотя существует множество знакомых примеров невербального общения, таких как махание рукой другу через улицу или указание на что-то, что вам нужно в меню ресторана, есть и другие примеры, которые могут вас удивить.

В этой статье мы поделимся примерами невербального общения, над созданием и улучшением которых мы, как логопеды, можем работать с клиентами. Давайте приступим!

 

Краткий обзор AAC

Прежде чем мы начнем, вот краткий обзор AAC. Если вы впервые сталкиваетесь с этим термином, AAC — это аббревиатура от Augmentative and Alternative Communication. Это группа вариантов невербального общения, которые позволяют людям, которые не могут говорить или которых трудно понять.

По последним оценкам Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха (ASHA), более 2 миллионов человек используют AAC в своей повседневной жизни. AAC может помочь людям с аутизмом и даже помочь в развитии устной коммуникации.

Существует два основных типа AAC: без посторонней помощи и с помощью. Системы AAC без посторонней помощи используют знаки и жесты руками. Рукописный жест, такой как Key Word Sign, представляет собой форму языка жестов, которую можно использовать для помощи в речи. Системы AAC с поддержкой могут быть низкотехнологичными или высокотехнологичными, такими как книга PODD или цифровая система изображений/слов.

 

6 Примеры невербального общения

 

рот и тело. Жесты или символы, составляющие язык жестов, организованы лингвистически.

Если вы когда-нибудь увидите, как кто-то использует язык жестов, вы заметите богатое сочетание жестов рук, языка тела, мимики, ритма и прикосновений, которые позволяют человеку выражать свои мысли или идеи без использования словесной речи. Это поистине невероятный пример невербального общения!

Как упоминалось ранее, Key Word Sign — это форма языка жестов, которую можно использовать для поддержки речи. Существуют также национальные варианты языка жестов, такие как AUSLAN — австралийский язык жестов. Вы можете узнать больше о различных формах жестового языка здесь.

 

#2: Жесты

Помимо языка жестов существуют и другие примеры невербального общения, включающие движения рук. Вы, вероятно, невербально общались таким образом в течение последнего месяца, даже не замечая этого!

Помахать другу рукой, указать на пункт меню ресторана и показать, сколько яблок вы хотите, подняв вверх три пальца — все это примеры невербальной коммуникации с помощью жестов. Другие типы жестов, которые вы можете распознать, — это жест рукой «хорошо», «большой палец вверх» или «большой палец вниз» или поднесение пальца ко рту, чтобы попросить кого-то замолчать.

Жесты — это полезный инструмент общения, и они являются отличным примером невербального общения, которое вы можете найти в своих любимых телешоу и фильмах!

 

#3: Письменные слова  

Письмо является примером невербального общения, которое позволяет нам выражать сложные мысли, запросы и идеи. Письменное слово также может быть полезным при общении между двумя людьми. Например, вы можете увидеть, как кто-то записывает два варианта на листе бумаги, а другой человек указывает на тот вариант, который он предпочитает. Вот как письменное слово и жесты могут использоваться вместе, чтобы сформировать богатую невербальную дискуссию.

#4: Электронные устройства

Как команда логопедов, мы знаем, насколько мощным может быть доступ к электрическому устройству, поддерживающему его способность общаться с другими людьми.

Этот пример невербального общения лучше всего описывается как форма вспомогательного AAC. Поскольку это специальное электронное устройство, это сделало бы его высокотехнологичным вариантом.

Некоторыми электронными устройствами, попадающими в эту категорию, можно управлять, нажимая на изображения/символы на экране, тогда как другими можно управлять с помощью устройства отслеживания взгляда для тех, кто имеет ограниченный мышечный контроль из-за инвалидность или травма.

   

#5: Книги динамического отображения прагматической организации

Другим прекрасным примером невербального общения является книга «Динамическое отображение прагматической организации». Эта книга символов/слов, также известная как книга PODD, предназначена для тех, кто ее использует.

PODD — это способ организации словарного запаса, состоящего из целых слов и символов, в книге для общения или в устройстве для генерации речи, чтобы поддерживать выражение и понимание языка для людей со сложными коммуникативными потребностями.

В SpeechEase мы работаем с нашими клиентами над разработкой, заказом и ознакомлением с использованием их книги PODD для невербального общения. Это отличный вариант для тех, у кого сложные потребности в общении, в том числе для людей с невербальным аутизмом.

 

  № 6. Выражение лица  

Улыбка, поднятие бровей и нахмуривание бровей в моменте — все это примеры выражения лица, которое вы можете передать.

Существуют различные контексты, в которых выражение лица играет важную роль в невербальном общении. От реакции на ситуации и разговоры, в которых мы оказываемся, до конкретных лингвистических конструкций в языке жестов, выражения лица часто могут говорить громче, чем слова!

Итак, как вам шесть примеров невербального общения? Мы надеемся, что вы нашли эту статью интересной и ценной. Если вам или кому-то, кого вы любите, нужна помощь в поиске подходящего варианта невербального общения, свяжитесь с нашей дружной командой сегодня.

 

Источники
  1. https://www.asha.org/njc/aac/
  2. https://www.connecthear.org/post/everything-you-need-to-know-about-sign-language
  3. https://www.cultureready.org/blog/sign-languages-around-world
  4. https://ilcaustralia.org.au/search_category_paths/226
  5. https://novitatech.com.au/equipment/podd-communication-books/
  6. https://www.frontiersin.org/articles/10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *