Невидимая горилла: Невидимая горилла, или насколько избирательно наше внимание

Невидимая горилла, или насколько избирательно наше внимание

Каждый человек в своей жизни бывал в ситуации, когда, увлекшись чем-то, не замечал ничего вокруг. Казалось бы, и что тут такого? Оказывается, мы не замечаем гораздо больше, чем можно было бы подумать! Вовлеченный в мыслительный процесс, человек может не заметить очень многое, что на самом деле находится рядом. Ученые провели несколько опытов, подтверждающих избирательность нашего внимания.

«Гориллу-то я и не заметил»: эксперимент с вниманием

Если вы тоже хотите поучаствовать в эксперименте, то просмотрите ролик, прежде чем читать дальше. Он находится здесь:

Эксперимент, доказывающий избирательность нашего сознания, был проведен учеными по имени Дэниел Саймонс и Кристофер Чаприс в 1975 году в институте Бекмана при Университете Иллинойса.

Сам эксперимент заключался в следующем: испытуемым давались инструкции, что сейчас будет исследоваться их внимание, для этого им нужно подсчитать количество пасов в показанном видеоролике. Затем демонстрировалось видео, где группа людей примерно из 10 человек бросает мячи друг другу. Эти пасы и предлагалось считать.

В конце объявлялся результат и задавался вопрос: «А заметили ли вы гориллу?». И затем заново быстро перематывался ролик, где было хорошо видно, что в разгар действия в толпу кидающих мяч людей входит человек в черном костюме гориллы. Он некоторое время стоит, смотрит на всех, затем бьет себя в грудь и уходит. Этот человек очень заметный и явно отличается от всех остальных персонажей ролика!

Оказалось, что в 50 и более процентах случаев испытуемые не заметили никакой гориллы! Они усердно считали мячи, и прошедший прямо у них перед глазами человек в странном костюме буквально выпал из поля зрения. Пересматривая ролик повторно, эти же люди хорошо видели, когда входит человек в костюме гориллы, и удивлялись, как они могли его не заметить.

Даже у автора статьи не сразу получилось заметить гориллу, при условии частичной осведомленности о содержании опыта. Это удивительное ощущение, когда «горилла» вдруг появилась в поле внимания будто из ниоткуда, на самом деле уже стоящая среди игроков в мяч. Можно сравнить это с внезапным пробуждением или резким выходом из транса.

Этот эффект в 1992 году получил название «Inattentional Blindness» — слепота невнимания или перцептивная слепота. Термин ввели психологи Эриен Марк и Ирвин Рок в одноименной книге, посвященной этому эффекту.

Повторный эксперимент с «гориллой»

Вдохновленные успехом, ученые снова повторили свой опыт, но на этот раз изменили условия. На этот раз испытуемые знали, что горилла появится в кадре. Был записан новый ролик, который находится здесь.

Несмотря на то, что зрителям была известна цель эксперимента и содержание ролика, они все равно увлекались наблюдением за мячами и подсчитыванием пасов. Да, горилла была на сей раз замечена. Вероятно, и читатели тоже сразу заметили ее, если просмотрели ролик.

Но ученые добавили на этот раз и другие изменения, которые ускользнули от внимания испытуемых. Во-первых, это изменение цвета занавеса с красного на желтый. Во-вторых, это уход одной из девушек из кадра с появлением гориллы.

При этом был отмечен любопытный факт. Из тех участников, что знали о появлении гориллы, заметили хотя бы одно изменение только 17%. А среди тех, кто не знал про гориллу, заметили изменения 29%. Таким образом ученые обнаружили, что люди, которые ждут чего-то необычного, в итоге оказываются еще более рассеянными, чем те, кто просто выполняет задание.

Опыт Ульрика Найссера с баскетболистами

Мало кому известно, что самым первым начал заниматься проблемой избирательности и распределения внимания еще в 70-е годы XX века Ульрик Найссер — основатель когнитивной психологии. Он хотел доказать, что в нашем восприятии нет никаких специальных фильтров, которые помогали бы сосредоточиться на цели и отбросить ненужное. Нам достаточно просто знать, на чем мы должны сосредоточиться.

Найссер провел следующий эксперимент, который и лег в основу знаменитого опыта с гориллой. Его запись находится здесь.

Зрители должны были наблюдать за игрой двух баскетбольных команд и считать подачи мяча. С этой задачей испытуемые справлялись успешно. Затем Найссер усложнил задачу: по середине поля из угла в угол проходила девушка с зонтиком. Выяснилось, что если зрители не были увлечены выполнением задачи, они замечали такой дополнительный стимул. Если же задание было считать подачи, то девушка оставалась в большинстве случаев незамеченной. В дальнейшем Саймонс и Чаприс заменили девушку гориллой, отчего опыт стал более зрелищным.

Опыт с самолетом

Саймонс и Чаприс написали одноименную книгу о своем эксперименте, которая, правда, не была переведена на русский язык. Зато на русском языке вышла другая интересная книга: «Невидимая горилла или История о том, как обманчива наша интуиция», ее автор – Кристофер Шарби. В ней описан еще один интересный эксперимент с симулятором полетов — камерой, где обучают профессиональных пилотов.

Пилотов обучали управлению при помощи новой технологии — проектора на лобовое стекло. Все данные, необходимые для посадки, появлялись на стекле прямо перед ними: скорость, высота, угол и т. д. В какой-то момент прямо перед ними на посадочной полосе появлялся самолет. И увлеченные анализом данных проектора пилоты его не замечали.

Самое интересное заключается в том, что данные приборов проецировались на лобовое стекло намеренно, чтобы пилоты не отвлекались на них и постоянно держали в поле зрения взлетную полосу. Однако эффект получился обратный. У пилотов было достаточно времени для того, чтобы заметить самолет, как только они выйдут из облачного покрова, и безопасно прервать посадку. Но те испытуемые, что уделяли внимание приборам, в реальной ситуации врезались бы в самолет на посадочной полосе, так как не видели его и не могли вовремя среагировать.

Чем опасна «слепота невнимания»?

Эффектом избирательности нашего внимания испокон веков пользовались фокусники и мошенники. Они пошли еще дальше и сознательно манипулировали вниманием в своих целях. Этот прием назывался в народе «отвод глаз».

Фокусник обычно показывает зрителям яркую картинку и предлагает наблюдать, например, за рукой или картами, в это время ловко подменяет какие-то предметы, и вот результат — зритель поражен! Например, фокусник вытаскивает заказанную карту из колоды не глядя. Выглядит, как чудо, не правда ли? А на самом деле он показал ее в самом начале и припрятал, пока зритель отвлекался на посторонние действия.

Также часто этот эффект используют цыгане. Очевидцы рассказывают: «Но я же сам видел монету в руке, а потом она исчезла». Цыганки берут человека за руку, начинают бормотать, совершают бессмысленные действия, а их подельницы в этот момент воруют кошелек. Мелкие воришки используют этот прием для отвлечения. Например, подбегают к человеку и начинают с ним здороваться, обниматься, как со старым другом, а пока тот соображает, что происходит и кто это может быть — обчищают его карманы.

К сожалению, этот эффект может стать и причиной ДТП. Если внимание водителя отвлечет, например, чрезмерно яркий и вызывающий плакат или что-то неординарное на дороге, спидометр или что-то в салоне, он может не заметить и не пропустить находящуюся рядом машину.

Вероятно, с этой же особенностью внимания связан эффект, когда мы ищем что-то и не можем найти, хотя оно лежит на видном месте. В таких случаях суеверные люди просят чертика или домового поиграться и отдать вещь — считается, что это он спрятал ее. Также мы часто не замечаем изменений в привычных местах пребывания, где привыкаем ходить, погруженные в свои мысли, концентрируясь на внутренних проблемах.

Эффект перцептивной слепоты также используют адвокаты и СМИ, раздувая какое-либо событие до сенсации чрезвычайной важности, чтобы скрыть другое, на самом деле важное. Поэтому всем, кто смотрит и читает новости, необходимо сохранять критичность мышления.

Как избежать «слепых пятен»?

Наш мозг работает таким образом, что, концентрируясь на чем-то, он держит в поле внимания только этот объект. Внимание в данном случае можно сравнить с лучом прожектора, направленным на объект, а все окружающее как бы «погружается во тьму». Мозг не воспринимает эту картинку и поэтому дорисовывает ее по памяти. Примерно как компьютер подгружает уже загруженные ранее иллюстрации из кэша.

Интересный факт: опыт Саймонса и Чаприса был использован для социальной рекламы на британском телевидении, призывающей велосипедистов быть внимательнее на дорогах. Вместо гориллы в ролике фигурировал медведь, исполняющий известное движение «лунная походка».

Итак, как же избежать негативных последствий эффекта перцептивной слепоты?

  1. Знать об эффекте. Достаточно держать в памяти, что такое может быть.
  2. Избегать предельной концентрации в потенциально опасных ситуациях. Например, во время вождения машины не разговаривать по телефону и не изучать приборную панель, не вовлекаться слишком сильно в беседу или прослушивание музыки.
  3. Осознанность и постоянный анализ ситуации. Необходимо всегда быть бдительным, наблюдать за происходящим, подмечать как можно больше деталей. Такой навык хорошо развит у телохранителей, охранников, военных. Всегда думайте о том, что происходит и какие причины у происходящего.
  4. Выделяйте главное и концентрируйтесь на нем, распределяйте внимание так, чтобы главному объекту доставалось больше внимания, а остальным — поменьше.
  5. Давайте своему мозгу отдохнуть, восстановиться. Уставший мозг менее способен к концентрации, анализу, распределению внимания и осознанности. Главное — всегда сохранять критичность к ситуации.
Список использованной литературы:
  • 1. Эксперимент с «невидимой гориллой»: https://www.youtube.com/watch?v=vJG698U2Mvo#t=54
  • 2. Повторный эксперимент: http://www.youtube.com/watch?v=IGQmdoK_ZfY#t=11
  • 3. Опыт Найссера с девушкой: https://www.youtube.com/watch?time_continue=52&v=nkn3wRyb9Bk&feature=emb_logo
  • 4. Ульрик Найссер, биография http://psypress.ru/psynews/25623.shtml
  • 5. Сайт, посвященный эксперименту и книге «Невидимая горилла» Саймонса и Чаприса. http://www.theinvisiblegorilla.com/gorilla_experiment.html

Автор: Надежда Козочкина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором, скопируйте и напишите нам.

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Невидимая горилла: почему мы ее не замечаем?

Фото
Getty Images

Нам кажется, что мы видим и слышим все, что происходит вокруг нас. Эта убежденность, которая получила название «Великая иллюзия сознания», в последние десятилетия привлекает внимание психологов, философов и физиологов. То, что мы не замечаем очень многого, не секрет. Например, нашей невнимательностью активно пользуются фокусники и карманники. В 2008 году обозначилось даже особое направление — «нейромагия», которая отвечает на вопрос, почему мы убеждены, что видим все. Вопрос в том, чего мы не замечаем и почему это происходит.

В психологии пробелами во внимании начали заниматься в 1970-х годах. Эти исследования возникли как побочный продукт изучения зрительного восприятия. Ульрик Найссер (Ulric Neisser) — основатель когнитивной психологии — хотел доказать, что в нашем зрительном восприятии нет специальных фильтров, которые сохраняют важную информацию и отбрасывают все ненужное. Нам достаточно знать, за чем мы следим, и мы будем делать это эффективно. Для этого был проведен эксперимент: зрителям показывали игру двух баскетбольных команд и просили следить за передачами мяча. С этой задачей большинство зрителей в целом справились успешно. Найссер ввел дополнительное условие: во время игры на экране из угла в угол проходила девушка под зонтиком. Это был стимул, не имеющий отношения к происходящему, но все же достаточно заметный. Выяснилось, что если человек не загружен задачей, этот стимул им считывается. Если же есть задача (например, следить за пасами, которые члены команды отдают друг другу), человек, скорее всего, этого события не заметит.

Это явление было обозначено как «слепота по невниманию». Если мы не настроены на восприятие определенного объекта, скорее всего, мы его не заметим. Примерно 30 лет спустя чикагский психолог Дэниел Саймонс (Daniel Simons) воспроизвел эксперимент, но теперь вместо девушки между игроками проходил человек в костюме гориллы. И даже это потенциально опасное существо зрители не замечали. Саймонс делал много модификаций этого эксперимента, чтобы посмотреть, как зритель будет реагировать на изменение условий. Например, зритель может знать о горилле заранее, но если в процессе наблюдения мы поменяем цвет занавеса, на фоне которого происходит действие, он опять ничего не заметит. И это уже другая известная ошибка внимания — так называемая слепота к изменению: мы не замечаем даже очень крупных изменений в зрительной сцене, если они происходят очень постепенно либо сопровождаются как бы обрывом пленки. Например, игра «найди 10 отличий» использует именно этот эффект: перед нами появляется в целом та же самая сцена, но с некоторыми изменениями, и мы не сразу можем их заметить. Если изменения происходят внезапно и на статичной картинке, они улавливаются детекторами движения, которые автоматически привлекают наше внимание к месту, в котором что-то произошло.

Более того, наш мозг не обнаруживает изменения, даже если происходит не глобальное прерывание изображения, а его локальное зашумление. Например, на стекло автомобиля падает несколько брызг грязи. И мы их не замечаем. Почему? Мы не смотрим на то, что меняется, или мы не смотрим туда, где происходит изменение? Психологи пытались искать ответ на этот вопрос — не очень успешно. Ответ удалось найти физиологам, которые использовали метод функциональной МРТ.

В нашем головном мозге есть специальные зоны, которые обрабатывают информацию об объектах. Например, человеческое лицо, изображение жилища. Физиологи предполагали, что, когда человек не замечает изменения лица, в этой зоне не должно быть активности. Обнаружилось, что активность действительно отличается, когда мы замечаем и не замечаем изменения. Но так происходит и в других зонах — в тех, которые связаны с неосознаваемой обработкой информации о местоположении объекта. Иными словами, это мы смотрим не в ту сторону и из-за этого не замечаем, что меняется в изображении на периферии нашего зрения.

Есть особый тип ошибки, который касается того, что уже оказалось в поле нашего восприятия, — это слепота к повторению. Мы не замечаем повторения зрительного объекта, если оно происходит в течение определенного интервала времени или если этот объект расположен рядом с тем, который мы только что видели. Поэтому в современных текстовых редакторах повторяющиеся слова подчеркиваются красным — чтобы сделать объект другим для нас. Если мы видим тот же самый объект, то наш мозг не кодирует его отдельно, а относит к изображению, которое мы видели только что. Например, если мы видим на газоне белую собачку и, отвернувшись на мгновение, вновь видим белую собачку, мы будем думать, что это та же самая белая собачка.

На самом деле ошибок несравненно больше. Последние годы в начале XXI века психологи и физиологи находят их все больше и больше. Философы спорят, нужно ли вообще обсуждать эти ошибки, или на самом деле это несущественно и мы воспринимаем все, что нам нужно. Я хочу лишь заметить, что когда мы считаем, будто бы видим и замечаем абсолютно все, имеет смысл остановиться, вглядеться и подумать, так ли это.

Мария Фаликман — когнитивный психолог, ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований НИУ ВШЭ, научный руководитель Московского семинара по когнитивной науке.

Эксперимент: «Невидимая горилла»

Текст:Антон Солдатов

Новое на сайте

Кто такие «новые» отцы и все ли с ними в порядке?

Добро пожаловать в темные бездны мужского мозга!

5 книг, которые спасут от осенней хандры

«Я боюсь полюбить и боюсь остаться одинокой»

5 продуктов, которые необходимо добавить в рацион после 40 лет

Как пережить мрачный ноябрь: 6 полезных советов — сохраните бодрость духа

«Мы — листья на ветру: в мировом конфликте от нас ничего не зависит. Как это принять?»

«Боюсь выглядеть глупой в глазах других — этот страх мешает мне сменить профессию»

И другие способы, которыми наша интуиция нас обманывает

видео | эксперимент с гориллой | попробуй | видео с учебы | говоря | другой

Демонстрации, видео из наших исследований, видео с нашими выступлениями и т. д. Канал Дэна на YouTube включает в себя большинство этих видео, а также избранное из Интернета, связанное с нашей книгой или упомянутое в ней. Вы можете просмотреть больше видео на его личном сайте

Оригинальная задача избирательного внимания
Это видео положило начало нашему сотрудничеству и вдохновило на создание книги. Вы можете прочитать больше об этом здесь.

Иллюзия обезьяньего бизнеса
Это была заявка Дэна на конкурс «Лучшая иллюзия года 2010».

Тест восприятия кино
Это видео иллюстрирует, как работает восприятие фильмов. Оно было взято из исследования Дэна и его коллеги Дэниела Левина.

Оригинальный «дверной» кабинет
В этом видео показан участник исследования по изменению личности, проведенного Дэном и его коллегой Дэниелом Левином.

Интуитивное восприятие
В этом видео показано, как Дэн берет интервью у людей об их представлениях о восприятии с неожиданным гостем.

Презентация Дэна на TEDxUIUC 2011
Выступление Дэна под названием «Видеть мир таким, каким он не является».

Презентация Криса на PopTech 2010
Доклад Криса под названием «Когда интуиция подводит».

Презентация Криса 2010 года в Google
Рассказ Криса о Горилле-невидимке в серии [email protected]

Презентация Дэном иллюзии обезьяньего бизнеса
В этом 5-минутном видео показана презентация Дэна на конкурсе «Иллюзия года». Он провел свою презентацию в костюме гориллы. Он включает в себя Иллюзию Обезьяньего Бизнеса и некоторые другие хитрости.

Презентация Дэна на TEDxUIUC 2010
Доклад Дэна под названием «Контринтуиция».

Интервью Дэна
Дэн и специальный гость дали интервью для этого фильма, снятого Институтом Бекмана.

Невидимая горилла в городе
Посмотрите, что происходит, когда Дэн надевает костюм гориллы и гуляет по Шампейну, штат Иллинойс.

Тест «Невидимая горилла» показывает, как мало мы замечаем

Живая наука поддерживается аудиторией.

Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот почему вы можете доверять нам.

Невидимый эксперимент с гориллой. Фотографии предоставлены Дэниелом Саймонсом. Фотоиллюстрация Дайаны Йейтс.

Ошеломляющее исследование, проведенное примерно десять лет назад, в которое сейчас многим трудно поверить, показало, что если людей попросить сфокусироваться на видео, где другие люди передают баскетбольные мячи, то около половины зрителей упустят из виду человека в костюме гориллы, входящего и выходящего из сцены. ударяя себя в грудь.

Теперь исследования, углубляющиеся в этот эффект, показывают, что люди, которые знают, что такое неожиданное событие может произойти, не лучше замечают другие непредвиденные события — и могут даже хуже замечать их — чем другие, которые не ожидают неожиданного .

Во время так называемого теста «невидимая горилла» добровольцы смотрели видео, на котором две группы людей — одни одетые в белое, другие в черное — передают друг другу баскетбольные мячи.

Добровольцев попросили подсчитать пасы среди игроков, одетых в белое, игнорируя пасы тех, кто в черном. (Чтобы посмотреть видео самостоятельно, нажмите здесь.)

{{ embed=»20100711″

}}

Эти сбивающие с толку выводы когнитивных психологов Дэниела Саймонса и Кристофера Шабри подробно описаны в 1999 исследование показало, как люди могут так сильно сосредоточиться на чем-то, что становятся слепы к неожиданностям, даже если смотрят прямо на них. Когда у человека развивается «слепота невнимания», как называется этот эффект, становится легко упустить детали, если не обращать на них внимания.

«Хотя люди все еще пытаются рационализировать, почему они упустили из виду гориллу, трудно объяснить такой недостаток сознания, не принимая во внимание возможность того, что мы знаем о нашем мире гораздо меньше, чем думаем», — сказал Саймонс LiveScience.

Позор гориллы

Конечно, эти результаты совершенно нелогичны: 90 процентов людей теперь предсказывают, что они заметят гориллу на видео. Проблема в том, что это видео стало настолько известным, что многие люди знают, что нужно искать гориллу, когда их просят считать баскетбольные передачи.

В новом исследовании Саймонс решил использовать позор невидимой гориллы в своих интересах, создав похожее видео, которое требовало от зрителей тех же результатов.

«Я подумал, что было бы забавно посмотреть, смогу ли я снова манипулировать интуицией людей, используя почти ту же задачу», — сказал Саймонс.

(Стоп! Прежде чем читать дальше, попробуйте его тест здесь.)

Идея этого нового видео состояла в том, чтобы посмотреть, смогут ли те, кто знал о невидимой горилле заранее, с большей или меньшей вероятностью заметить другие неожиданные события в такое же видео.

«Вы можете сделать два конкурирующих прогноза», сказал Саймонс. «Знание о невидимой горилле может увеличить ваши шансы заметить другие неожиданные события, потому что вы знаете, что задача проверяет, замечают ли люди неожиданные события. Вы можете искать другие события, потому что знаете, что экспериментатор что-то замышляет». В качестве альтернативы, «знание о горилле может привести к тому, что зрители будут искать исключительно горилл, а когда они найдут одну, они могут не заметить ничего необычного».

В ожидании неожиданного

Из 41 протестированного Саймоном добровольца, которые никогда не видели и не слышали о старом видео, немногим менее половины пропустили гориллу в новом видео, как это происходило в старых экспериментах. 23 добровольца, которых он тестировал и которые знали об оригинальном видео с гориллой, заметили фальшивую обезьяну в новом эксперименте.

Однако то, что они узнали о горилле заранее, не повысило их шансов обнаружить другие неожиданные события. Только 17% тех, кто был знаком со старым видео, заметили одно или оба других неожиданных события в новом видео. Для сравнения, 29процент тех, кто ничего не знал о старом видео, заметил одно из других неожиданных событий в новом видео.

«Эта демонстрация очень похожа на хороший фокус, в котором фокусник неоднократно заставляет шарик исчезнуть», — сказал Саймонс. «Фокусник может заставить аудиторию думать, что он собирается заставить мяч исчезнуть с помощью одного метода, и пока люди наблюдают за этой техникой, он использует другой. В обоих случаях эффект основан на том, что люди ожидают увидеть, и оба демонстрируют, что мы часто пропускаем то, что не ожидаем увидеть».

«Многие люди, кажется, восприняли посыл нашего первоначального исследования горилл так, что люди не уделяют достаточного внимания тому, что происходит вокруг них, и что, уделяя больше внимания и «ожидая неожиданного», мы будем способен заметить что-нибудь важное», — добавил он. «Новый эксперимент показывает, что даже когда люди знают, что выполняют задачу, в которой может произойти что-то неожиданное, это не помогает им внезапно заметить другие неожиданные вещи».

Как только люди находят первое, что ищут, «они часто не замечают других вещей», — сказал Саймонс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *