Нигилистическое отношение: Нигилистическое мышление как своеволие разума и проекты его преодоления | Сидоренко

Записка Отдела культуры ЦК с согласием секретарей ЦК КПСС о несовместимости взглядов И.Г. Эренбурга с идеологией и политикой КПСС в области литературы и искусства.

Записка Отдела культуры ЦК с согласием секретарей ЦК КПСС о несовместимости взглядов И.Г. Эренбурга с идеологией и политикой КПСС в области литературы и искусства

1)

4 января 1956 г.

И. Эренбург прислал в ЦК КПСС письмо, в котором говорит, что ему стало известно о поступлении в ЦК КПСС сообщений относительно встречи его и Н. Тихонова с венгерскими писателями в Будапеште и что в этих сообщениях неправильно истолкованы его высказывания.

Речь идет о встрече И. Эренбурга и Н. Тихонова с писателями Венгрии в октябре 1955 года, во время вынужденной остановки в Будапеште по пути в Вену. По просьбе т. Ракоши,2 который рассчитывал на положительное влияние встречи венгерских писателей с представителями советской литературы, тт. Тихонов и Эренбург выступили перед большой группой литераторов Венгрии по вопросам развития советской литературы и работы Союза писателей СССР.

Как следует из поступившей в ЦК КПСС записки советского посольства в Будапеште,3 Эренбург допустил в этой беседе высказывания, которые были использованы для оправдания своих позиций сторонниками правого антипартийного уклона в венгерской литературе. Отвечая, например, на вопрос о соотношении идейного руководства литературой и свободой творчества, Эренбург заявил, что он больше всего на свете не любит красного и синего карандаша редактора, что он не согласился с критикой в советской печати его повести «Оттепель» и пишет ее вторую часть. Эренбург с иронией говорил о так называемом «социальном заказе», претензиях рабочих к писателю создавать о них книги, утрированно и пренебрежительно характеризовал советский производственный роман. В высказываниях Эренбурга сквозило нигилистическое отношение ко всему опыту развития советской литературы.

Встреча Н. Тихонова и Эренбурга с венгерскими писателями происходила в накаленной обстановке – на второй день после того, как семь членов правления Союза писателей Венгрии заявили о своем несогласии с политикой партии в области литературы и ушли в отставку. 4 Фрондерские, рассчитанные на эффект заявления Эренбурга поэтому бурно приветствовались сторонниками правого мелкобуржуазного уклона и использовались в качестве аргумента в защиту «свободы творчества», против идейного партийного руководства литературой.

Тов. Эренбург объясняет подобный характер беседы и такую реакцию на его высказывания тем, что ему недостаточно известна была нездоровая атмосфера, которая сложилась в литературе Венгрии, и что он не подозревал провокационного характера задаваемых ему вопросов.

Можно в связи с этим напомнить ряд других подобного же характера выступлений и высказываний Эренбурга перед зарубежными писателями и деятелями искусства, имевших место в иной обстановке.

В мае 1954 года И. Эренбург выступал по вопросам литературы в Национальном комитете писателей Франции в Париже. Там он также утрированно характеризовал советские романы на производственную тему (в Будапеште Эренбург повторил и еще более едко заострил свои суждения), нигилистически отзывался о советской критике и литературе, не указал никаких ее положительных и поучительных сторон.

В октябре 1955 г. с Эренбургом встретился в Москве мексиканский прогрессивный художник Д.А. Сикейрос.5 Как заявил затем Сикейрос в своем докладе в Московском союзе художников, Эренбург сказал, что он и некоторые его друзья испытывают усталость от пропагандистского искусства.

Эренбург не скрывает свою приверженность к современному буржуазному декадентскому и формалистическому искусству. Будучи членом редколлегии журнала «Иностранная литература» в начале 1955 года, Эренбург старался навязать редколлегии журнала свои взгляды и добиться соответственного заполнения страниц журнала. На заседаниях редколлегии Эренбург выражал безграничные восторги по поводу натуралистической и бескрылой повести Хемингуэя «Старик в море»6 (по мнению Эренбурга, в ней «даже слабые места выше тех средних вещей, которые печатаются в журналах»). Как настоящих писателей Эренбург рекомендовал Фолкнера,7 творчество которого крайне формалистично и мрачно, Мориака,8 реакционного католического писателя Франции. О многих же произведениях прогрессивной литературы и широко известных у нас передовых писателях говорил скептически, пренебрежительно. О реалистических, идейно острых романах Андрэ Стиля9 Эренбург отзывается, подобно буржуазным эстетам, как о «страшном явлении» в литературе; пьесу Роже Вайяна «Полковник Фостер признает себя виновным»,10 разоблачающую американскую агрессию в Корее, назвал бездарной и гнусной; романы и повести писателей стран народной демократии Эренбург сплошь считает плохими и не заслуживающими того, чтобы их печатали на страницах журнала «Иностранная литература».

В знак несогласия с линией журнала, не соответствующей его намерениям, Эренбург вышел из состава редколлегии.

Свои взгляды Эренбург высказывает в прямой или завуалированной форме в различных выступлениях за границей и при встречах с зарубежными деятелями искусства. Причем его личные суждения воспринимаются как мнение доверенного представителя советской литературы, Союза советских писателей. Тем самым подобные выступления способны наносить ущерб влиянию советской литературы и советской эстетической мысли на развитие литературы и искусства за рубежом.

Полагали бы целесообразным пригласить т. Эренбурга в ЦК КПСС и обратить его внимание на непозволительность высказывания им в беседах с зарубежными деятелями литературы и искусства взглядов, несовместимых с нашей идеологией и политикой партии в области литературы и искусства.

Зав. Отделом культуры ЦК КПСС Д. Поликарпов

Зав. сектором Отдела В. Иванов

Резолюция: «Согласиться. Предлагаю беседу поручить провести Поликарпову и Рюрикову. Д. Шепилов. 23.01.1956».

Справка: «ЦК КПСС. В соответствии с поручением секретарей ЦК КПСС с тов. Эренбургом проведена беседа по вопросам, поставленным в данной записке. Д. Поликарпов. 04.09.1956».

Ф. 5. Оп. 36. Д. 3. Л. 67–70.

Примечания:

1 Документ завизирован: М.А. Сусловым, П.Н. Поспеловым, А.Б. Аристовым, Н.И. Беляевым.

2 Ракоши М.(1892–1971) – в 1945–1948 гг. генеральный секретарь ЦК Венгерской компартии, в 1948–1956 гг. генеральный (первый) секретарь ЦК Венгерской партии трудящихся. С 1956 г. в эмиграции в СССР.

3 Записка не обнаружена.

4 Имеются в виду писатели, вышедшие в октябре 1955 г. из состава правления Союза писателей Венгрии в знак протеста против изъятия одного из номеров венгерского журнала «Ирадал ми уйшаг», в котором сатирически изображалась политическая жизнь в стране.

5 Сикейрос Д.(Альфаро Сикейрос) (1896–1974) – мексиканский живописец и общественный деятель.

6 Хемингуэй Э.-М. (1899–1961) – американский писатель. Повесть Э. Хемингуэя «Старик и море» была издана в 1956 г. издательствами «Правда» и «Детгиз» в Москве и Гослитиздатом Украины в Киеве.

7 Фолкнер У. (1897–1962) – американский писатель.

8 Мориак Ф. (1885–1970) – французский писатель.

9 Стиль А. (р. 1921) – французский писатель.

10 Вайян Р. (1907–1965) – французский писатель. «Полковник Фостер признает себя виновным» [пьеса в 5-ти действиях], перевод с французского Б. А. и Е.М. Лавреневых. Предисловие Л.В. Никулина. М., 1952.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.idf.ru/

Театр Моссовета: Память

Андрей Краско: Артист — смешная работа!

«Андрея не стало в ночь с 4 на 5 июля 2006 года. Кто-то потерял сына, кто-то любимого человека, кто-то друга. Для большинства же он был в первую очередь талантливым актером. Какой канал ни включи — можно было увидеть его. Всегда разного, всегда предельно реалистичного, органичного. Он жил, чтобы играть. И играл, чтобы жить. Работа была для него всем! Андрей и умер на работе».
Так написал об Андрее Краско, безвременно ушедшем из жизни на пике всенародной популярности, его отец — театральный актер Иван Краско. Отцовская любовь и знание секретов их общей профессии, а еще раздумья о том, как же все-таки она жестока, профессия артиста, как непредсказуема бывает судьба мастера, вынужденного играть совсем не то, о чем мечталось, или сыгравшего все, что было задумано, но расплатившегося за это ранним уходом из жизни — продиктовали Ивану Краско книгу воспоминаний о сыне. Как пишет сам Иван Краско, это книга не о звезде экрана, каковой Андрей Краско никогда не был. А об актере, на артиста совсем не похожем. Просто книга о хорошем человеке. Скоро она увидит свет благодаря издательству «Центрполиграф», а отрывок из нее мы предлагаем вниманию читателей сегодня.
Неожиданно для всех нас — для мамы, для меня — ты заявил, что хочешь поступать в театральный вуз.
До этого твое отношение к театру было несколько ироничным. Помнишь, как лет в девять ты по моей просьбе посмотрел по телевизору спектакль с моим участием? В то время передачи транслировались в прямом эфире, а не в записи. Я играл главную роль — учителя рисования — в спектакле по повести Виктора Голявкина «Рисунки на асфальте». Голявкин, кстати, тебе очень нравился.
Материал добрый, человечный: старый учитель рисования, фронтовик, перенесший тяжелое ранение, работает в школе. Он любит детей, и у него самого несколько ребятишек. Учитель посвящает себя работе, и однажды у него не выдерживает сердце…
Когда я, вернувшись домой, спросил тебя, понравился ли тебе спектакль, ты ответил, что понравился. Но я же вижу, с какой интонацией ты это произнес. «Андрюша, тут что-то не так. Думаешь одно, а говоришь совсем другое. В чем дело?» Тебе вообще в детстве была свойственна некая минорная тональность.
И тут ты меня, как говорится, уложил — ты сказал: «Да работа у тебя смешная. Умер, а сам домой пришел».
Вот такое нигилистическое отношение к актерскому мастерству не предвещало, что в конце десятого класса ты обнаружишь желание стать актером. Это было неожиданно, и я обрадовался, что ты хочешь идти по моим стопам.
Я понимаю, сынок, когда ты слышал от меня «должен», «не имеешь права» или «как не стыдно» и т. д., тебя это всегда коробило. У тебя были свои взгляды, свои принципы. Ты по гороскопу львиного происхождения. А тут папа-Дева советы дает… Но я также знаю, что ты был очень неравнодушен к этим советам. Я чувствовал, что тебя интересует мое мнение. 
С детства я был для тебя авторитетом. Папа защитит, папа объяснит. .. Потом между нами возникло отчуждение, с твоей стороны это были нигилистические, чисто возрастные вещи.
Вспомни, с какой иронией ты относился к моей работе, называя ее смешной. Для меня это было понятно и естественно. Но отношения «отец и сын» всегда были корректными. С твоей стороны — как элемент уважения, и профессионального, и человеческого.
Мы держались друг с другом на равных. Я мог сделать тебе замечание, скажем, по поводу твоего спектакля «Мужчинына час». Оба мы понимали, что нужны деньги, что зрителям почему-то нравятся именно такие спектакли…
Но я знал, что в театре ты можешь гораздо больше! К примеру, твоя роль Венечки в спектакле «Москва-Петушки» или главная роль в «Смерти Тарелкина». «Тарелкина» поставил прекрасный режиссер Юра Бутусов, который и собрал самых популярных актеров. Миша Пореченков, Костя Хабенский, Андрей Краско — это же, как говорится, «убойная команда».
Но и ты не отставал, ты тоже иногда делал мне замечания. Помнишь, ты посмотрел спектакль «Заноза» по Франсуазе Саган в театре «Приют комедианта» и вдруг сказал мне: «Папа, а чего ты под партнеров подстраиваешься?» «В смысле?» Ты пояснил: «Поскольку автор — француженка, пьесу вы пытаетесь играть по-французски (а американскую якобы нужно играть по-американски и т. д.), будто вы не русские артисты. Иди от себя — ты интереснее этого твоего Люсьена!» И хотел бы я этого или нет, перемены налицо — мне даже интереснее стал этот спектакль, а роль — явно убедительнее.
У нас с тобой было нормальное взаимообогащение, Андрюша. Мы постоянно чему-то друг у друга учились. Вспомнить хотя бы ту хмельную сцену в «Блокпосте».
Фильм был только что снят, и режиссер, Саша Рогожкин, пригласил меня на просмотр. Картина мне понравилась. Я только сказал:»Андрюш, а пьяного-то ты так и не сыграл. Ведь в той сцене твой персонаж буквально «надирается». Ты смутился, а я тебя успокоил: «Пьяного сыграть непросто… Но ты не расстраивайся!» Через год в Доме кино, когда фильм вышел уже официально, я посмотрел его повторно и произнес: «Андрюха! Я должен перед тобой извиниться». «А что случилось?» «Да ты был прав, сынок. Вас предал генерал (его играл Леша Булдаков), и ты пьешь, но водка тебя не берет. Очень правильно ты сыграл!» «Да иди ты! — удивился ты и добавил: — А я об этом даже не думал». «Видишь, я заставил тебя расстроиться тогда, год назад, а получилось, что ты все верно сыграл. Но и я только сейчас это понял».
То есть ты, сынок, интуитивно чувствовал, как нужно сыграть. Саша Рогожкин по этому поводу сказал: «А я очень доволен работой Андрея. Мне и не нужно было, чтобы он играл невменяемого пьяного».
Похожая история, сынок, как ты помнишь, случилась у меня с Александром Володиным. Яназвал это «пружиной». Мы часто обсуждали с тобой эту историю. Володин завел во мне «пружину».
Когда я собирался уходить из БДТ, он спросил: «Ваня, говорят, ты собираешься уходить из театра? А куда?» «Да не знаю, никуда я не готовлюсь». «Но куда-то ведь хочется?»»Да хотелось бы в «Современник». «Да? Так там же у меня все друзья. Давай я тебе протекцию составлю. Там же тебе конкурировать не с кем».
И он это как-то так сказал, что мне показалось — он имел в виду следующее: взять-то меня возьмут, но… Я покраснел, а Володин, видимо, списал это на мою стеснительность. А на самом деле я в это время разозлился до необычайности: «Ах вот ты как, гениальный драматург, обо мне мыслишь — думаешь, я бездарный артист? Ну уж нет! Я докажу, что чего-то стою!» Года за два до его смерти я открыл ему эту тайну. (Мы, кстати, Андрюша, ехали тогда в твоей машине — ты вез нас на могилку к Паше Луспекаеву.) «Дядя Саша, а знаешь, какую ты во мне „пружину“ завел тогда?» «Миленький, ты что, господи! Вань, да я не хотел тебя обидеть! Прости ради бога!» «Какая там обида, — наоборот, я тебе благодарен по гроб жизни! Ты же меня так завел, я тебе столько лет доказывал, как ты тогда был не прав!» «Да ты что? А я-то и не думал…»
Вот если бы все педагоги умели заводить в своих учениках такие «пружины»! Я считаю, сынок, что в тебе смог завести такую пружину, и ты был со мной согласен. В чем-то я был для тебя авторитетом. Во всяком случае, мои роли ты очень любил. «Продавец дождя», «Принц и нищий», «Люди и мыши» — ты смотрел эти спектакли много раз, так они тебе нравились…
Людям интересно, как складывались твои отношения с женщинами, во что они перерастали и почему прекращались.
Подруг жизни ты иногда выбирал похожих на маму, ориентировал женщин на мамин облик. Между прочим, когда это совпадение было, у тебя складывалась дружелюбная связь.
Если же этого не было, связь распадалась гораздо быстрее. Наверное, в этом есть какой-то биологический жизненный закон.
Театральная художница Ольга Контарева, с которой ты одно время встречался, была практически копией твоей мамы. Нам с мамой очень нравилась Маша Тхоржевская.
Ни о ком, сынок, я не могу сказать ничего плохого. Не понимаю только ту девушку, которая в порыве ревности пырнула тебя ножом… Подробности вспоминать не хочу, в одном из интервью ты рассказывал об этой барышне.
Я ее никогда не видел. Ты жил с ней на Пушкинской, 10, — это место прославилось в молодежной андеграундной среде. Это место — гнездышко будь здоров, бомжеватое такое. В тот период ты отошел от нас с мамой и редко появлялся дома.
А дома для тебя самым важным было хорошо поесть, хорошо поспать, хорошо отдохнуть, а там — опять свобода.Иван КраскоВечерняя Москва7.12.2006

Уважаемый пользователь!
Сайт нашего театра использует cookie-файлы для улучшения своей работы и опыта взаимодействия с ним.
Продолжая использовать этот сайт, Вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.

Согласен

Поколение Z — это поколение нигилизма — The Daily Aztec

Джермел Маклауд, штатный писатель
3 марта 2021 г.

«Нигилист» — уродливое слово. Тем не менее, я не могу подобрать лучшего слова для описания культуры поколения Z.

Нигилизм происходит от латинского nihil, — ничего. В самом чистом смысле нигилист — это человек, который ни во что не верит и идет по жизни без какой-либо великой цели, плана или смысла.

В то время как некоторые намеренно отказываются от любого чувства цели или смысла жизни, даже самые стойкие нигилисты признают, что наличие чувства цели, в котором можно найти удовлетворение, было бы улучшением. Тот факт, что депрессия так свирепствует в нашем обществе, свидетельствует о том, что полнота не появляется из ничего.

Итак, где поколение Z находит удовлетворение в жизни?

В первую очередь тремя способами: политическим, социальным и физическим.

Политически в поляризованной стране представителей поколения Z можно найти по обе стороны партийной линии.

Левые склонны предаваться прогрессивному бунту без логического завершения — сам акт бунта является формой самореализации. Ощущение себя частью «новой волны» — чего-то важного — действительно дает чувство самоудовлетворения. Однако без логического завершения такой бунт легко может выйти из-под контроля и привести к зверствам. Достаточно взглянуть на Советский Союз, чтобы увидеть, что происходит, когда прогресс, преследуемый сам по себе, становится нормой.

Для правых противодействие левым становится самоцелью. Как бы правые ни проповедовали независимость, их энергии не было бы без левых — и хотя истинные нигилисты осудили бы это как жизнеспособную «цель» жизни, это не мешает им наслаждаться борьбой.

Две стороны ссорятся, в то время как напряженность нарастает без каких-либо существенных изменений, пока не происходит огромная социальная катастрофа в пользу одной или другой стороны. Конечно, участники политической борьбы не видят этого до тех пор, пока не становится слишком поздно, а когда происходит катастрофа, чувство нигилизма усиливается до крайности – например, Вторая мировая война. Экзистенциализм, уходящий своими корнями в нигилизм, расцвел во Франции и большей части Европы из-за зверств, совершенных Советами и нацистами.

В социальном плане поколение Z чрезвычайно популярно. От того, соответствует ли человек тенденциям или нет, зависит вся его самооценка и самооценка. Особенно это видно через социальные сети. Если чьи-то посты или отношение не вписываются в тренды, можно начать чувствовать себя изолированным и изгоем. Давление «вписаться» приводит к тому, что человек отказывается от своей интеллектуальной и личной моральной целостности ради нескольких лайков, которые, хотя и лишены смысла для нигилиста, все же дают почти вызывающее привыкание чувство признания.

Физически поколение Z стремится реализовать себя с помощью множества временных кайфов, таких как выпивка, курение, прелюбодеяние или бездумное потребление медиа. Все эти действия сопровождаются неотъемлемым и очевидным, но временным удовольствием. Однако, как только источник кайфа исчезает, тревога и пустота возвращаются. Это вынуждает нереализованного человека постоянно гнаться за максимумом, рискуя своим психическим и физическим здоровьем.

Помимо канона литературного наблюдения и обсуждения этих явлений, я могу лично засвидетельствовать эту динамику. Я делал все это сам и видел, как мои сверстники делают то же самое.

В старших классах я был частью прогрессивного движения. Я сплотился и плакал вместе со всеми другими учениками и слепо следовал тенденциям, просто чтобы соответствовать и чувствовать себя важным. Потенциальная возможность попасть в книгу по истории, бороться за дела, о которых я ничего не знал, но казались правильными, привлекала меня.

После некоторого зондирования и опроса моих коллег-ровесников я обнаружил, что они тоже следуют тенденциям, не понимая рациональности, стоящей за ними, что делает это не «рациональной» позицией, а умным повторением интеллектуальной пропаганды.

Моему левому идеализму пришел конец, когда я поступил в колледж и открыл книгу по истории. Прогресс и бунт ради самих себя не ведут ни к чему, кроме как к иррациональному обществу, пожирающему себя заживо. Я сделал крутой поворот вправо и стал невероятно ненавистным, потому что считал, что левые только и делают, что разрывают общество на части. Это сделало меня нетерпимым, высокомерным и черствым по отношению к возможным страданиям других.

Однако, когда политическая ярость и высокомерие улеглись, я все еще был пуст.

Если бы политика не заполнила пустоту, я полагал, что социальные и физические удовольствия заполнили бы ее. Я провел почти весь 2020 год, делая все возможное, чтобы ходить на свидания и поддерживать постоянный поток женщин вокруг себя, включая ложь и измену.

Все, что у меня осталось от этих усилий, это сожаления, которые не дают мне спать по ночам, телефон, полный контактов женщин, чьих лиц я не помню, и воспоминания, которые преследуют меня в течение дня.

Если бы я мог вернуть все назад, я бы отдал все, чтобы сделать это, и я бы сделал все, чтобы простить тех, кого я обидел.

Удовольствие не заполнило пустоту, и я почти уверен, что оно не заполнит и вашу.

Итак, возникает вопрос: что заполнит пустоту? В чем лекарство от нигилизма?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять первопричину нигилистического отношения.

Хотя могут быть нюансы от человека к человеку, я в целом замечаю, что нигилизм проистекает из недостатка любви.

На протяжении всей философской истории те, кто извергал доктрину нигилизма и экзистенциализма, имели прошлое, наполненное беспорядками и дисбалансом в семье и/или социальной ячейке. Ницше, например, вырос без отца, был изгнан своими сверстниками и никогда по-настоящему не чувствовал любви к женщине, которую он так желал, Лу Андреас-Саломея.

Подозреваю, что то же самое и с большинством представителей поколения Z. Похоже, большинство моих сверстников не любили так, как это было необходимо для их развития. Возможно, родители недостаточно любили их, они пережили семейную травму или в юности с ними плохо обращались сверстники. Или, может быть, они были очень любимы, но не знали, как получить это или что делать с этим, когда оно у них есть.

Независимо от причины, разбитое сердце поколения привело к резкому росту нигилистической философии, которую мы наблюдаем сегодня среди представителей поколения Z.

Единственное лекарство от нигилизма — следовать одной из величайших заповедей Христа — заповеди Любви к ближнему.

Взято из книги Матфея 22:39

39 И второй это как это: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». 

Христианин или нехристианин, этих слов достаточно, чтобы изменить мир и исцелить поколение.

Согласно православной учебной Библии, заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя» — это не половинчатая любовь к себе, которая может быть у вас в среднем или худшем возрасте. Это любить себя, созданного по образу и подобию Божию, как и ближний твой создан по образу и подобию Божию. Мы находим свое истинное «я», любя наших ближних.

Или, для более светской интерпретации, любить своего ближнего так, как ты есть на самом деле; человек с безграничным потенциалом, добротой, интеллектом и ценностью, который так же видит и любит своего ближнего.

Это чрезвычайно трудная задача, поскольку я до сих пор сам с ней сталкиваюсь! Тем не менее, я изо всех сил стараюсь всегда быть внимательным, чтобы быть уверенным, что я максимально люблю всех.

 Спешите отложить в сторону ваши разногласия в пользу единственного, что мы все можем сделать; любовь.

Джермель Маклеод учится на младших курсах журналистики и философии.

Nihilistic — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *