Нигилизм. Большая российская энциклопедия
Философские школы, направления, движения
- Области знаний:
- Социальная философия
Нигили́зм (от лат. nihil – ничто, ничего), термин, употребляющийся для обозначения различных мировоззренческих (религиозных, философских, этических, эстетических) направлений и социально-психологических установок, для которых характерно отрицание общепринятых ценностей, норм, традиций и устоев.
Истоки онтологического нигилизма можно усмотреть в сочинениях Горгия «О том, чего нет, или О природе», в котором он в полемике с концепцией бытия Парменида исходил из понятия ничто. В 12 в. как нигилизм (nihilianismus) было оценено еретическое учение, отрицавшее человеческую природу Христа, в конце 18 в. понятие «нигилизм» использовалось для характеристики философии И. Канта и И. Г. Фихте (письмо Ф. Якоби к Фихте с оценкой его «абсолютного идеализма» как нигилизма положило начало дискуссии вокруг этого понятия в немецкой философии). Понятие «нигилизм» встречается в эстетике Жан Поля, в историко-философских лекциях Ф. Шлегеля (применительно к пантеизму), в религиозно-философских сочинениях Ф. К. фон Баадера (атеистический «сциентистский» нигилизм) и др. Широкий культурно-исторический смысл оно получает у Ф. Ницше как выражение исторической судьбы европейской культуры, её всеобщего кризиса и упадка (décadence), преодолеть которые Ницше надеется путём «переоценки всех ценностей»: «Что обозначает нигилизм? – то, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?»» (Ницше Ф. Воля к власти. Санкт-Петербург, 2011. С. 27).
В России термин «нигилизм» впервые был употреблён Н. И. Надеждиным (Сонмище нигилистов // Вестник Европы. 1829. № 1–2, с критикой романтизма, в том числе поэзии А. С. Пушкина), им пользовались С. П. Шевырёв, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов и др., однако широкое распространение он получил (отчасти благодаря М. Н. Каткову) после выхода в свет в 1862 г. романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» с центральным образом «нигилиста», студента Базарова – человека, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип» (Тургенев И. С. Отцы и дети. Санкт-Петербург, 2008. С. 25). Нигилистами стали называть радикальную молодёжь, отвергавшую устои до- и пореформенной России – сословные порядки, религию, нормы морали и каноны идеалистической эстетики – и проповедовавшую естественно-научный материализм и атеизм. Рупором этих идей в начале 1860-х гг. стал журнал «Русское слово», ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев, игнорировавший при этом термин «нигилизм» и называвший себя и своих единомышленников «реалистами». Если М. А. Бакунин, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин вкладывали в термин «нигилизм» положительное содержание, то в консервативной публицистике и т. н. антинигилистических романах А. Ф. Писемского («Взбаламученное море», 1863), Н. С. Лескова («Некуда», 1864), Ф. М. Достоевского («Бесы», 1871–1872) он приобрёл обличительный смысл. К началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской публицистики, однако в западноевропейской литературе стало употребляться как обозначение российского революционного движения. В дальнейшем феномен русского нигилизма получил истолкование в работах С. Л. Франка (статья «Этика нигилизма» в сборнике «Вехи», 1909) и Н. А. Бердяева («Истоки и смысл русского коммунизма», 1937).
В циклической философии культуры О. Шпенглера нигилизм определяется как «чисто практическое миронастроение усталых обитателей большого города, имеющих за спиной завершённую культуру и не имеющих уже никакого внутреннего будущего» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. Москва, 1993. С. 543). В экзистенциальной философии М. Хайдеггера нигилизм вслед за Ницше рассматривается как «основное движение в истории Запада», коренящееся в метафизике, истоки которой восходят к древнегреческой философии (прежде всего к Платону) и которая с её расколом мира на «сущее» и «ценное» и проистекающим из этого «забвением бытия» определила всё развитие европейской цивилизации («Европейский нигилизм» – в его книге «Бытие и время». Москва, 1993. С. 63–176). Для А. Камю нигилизм связан с осознанием полной абсурдности человеческого существования, «бунт» против которой является единственным выражением человеческой солидарности. Характеризуя нигилизм как «погружение в безверие», К. Ясперс противопоставляет ему «философскую веру» в трансценденцию.
Редакция философииДата публикации: 23 мая 2022 г. в 13:27 (GMT+3)
Нигилизм | это… Что такое Нигилизм?
У этого термина существуют и другие значения, см. Нигилизм (значения).
Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Содержание
|
История появления термина
В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «Нигилизм» ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
- Нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
- Объективной нравственности не существует;
- Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Разновидности нигилизма
- Философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;
- Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
- Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
- Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
- Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
- Правовой нигилизм — порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний
Нигилисты в России
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год)[2]. В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г., — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
К концу 1860-х и началу 1870-х гг. слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В настоящее время широко распространен термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространенный феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов [3].
Нигилизм в исследованиях психологов
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идет по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путем, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость(или Я). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряженность) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма— нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, т.е. в патологической организации личности в целом.
См. также
- Атеизм
- Агностицизм
- Мировоззрение
- Точка зрения
- Отрицание отрицания
- Анархизм
- Либертизм
- Мереологический нигилизм
- Нирвана
Примечания
- ↑ А.Н. Зрячкин. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). Саратов, СГАП, 2009.
- ↑ Зрячкин А. Н. Правовой нигилизм: причины и пути их преодоления (монография). — Саратов: СГАП, 2009. — 128 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7924-0753-4
- ↑ Гуляихин В.Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
Литература
- Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
- Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
- Гуляихин В. Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108-148.
- Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
- Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании – социализм, коммунизм и нигилизм – о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
- Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
- Пигалев А. И. Философскии нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
Ссылки
- Нигилизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- М. Инсаров. Нигилизм 1860-х и народничество 1870-х
- определение термина в Словаре по этике И.С. Кона (1981)
- нигилизм в России XIX века
- статья «Нигилисты» в Литературной энциклопедии (т. 8., 1934 г.)
- Рыбакова Е.А. Зарождение и распространение нигилизма в России
- Филатов В.В. Omnia ex nihilo. Фрагмент из книги «Сны воинов пустоты» // Независимая газета. № 58, 25.03. 2010
- Илья Овчинников. Нигилизм : обзор литературы.
- С. Л. Франк. Этика нигилизма // «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», Москва, 1909 год
- Н. А. Бердяев. Духи русской революции. 1918 год.
- Ручко Сергей Викторович. Зарницы нигилизма.
- Нигилистка — ЯБЛОКО
Что такое нигилизм?
Произведенное от латинского слова «nihil», означающего «ничто», нигилизм, возможно, был самой пессимистической философской школой. Это был широко распространенный стиль мышления в Европе XIX века, возглавляемый выдающимися мыслителями, включая Фридриха Якоби, Макса Штирнера, Сёрена Кьеркегора, Ивана Тургенева и, в некоторой степени, Фридриха Ницше, хотя его отношение к движению было сложным. Нигилизм ставил под сомнение все формы власти, включая правительство, религию, истину, ценности и знания, утверждая, что жизнь по сути бессмысленна и ничто на самом деле не имеет значения. Но не все было безнадежно и мрачно — некоторые сочли идею отказа от предписанных доктрин перспективой освобождения, и нигилизм в конечном итоге проложил путь для более поздних, менее пессимистичных философских стилей экзистенциализма и абсурдизма.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о центральных теориях нигилизма.
1. Нигилизм подверг сомнению деятелей власти
Одним из фундаментальных аспектов нигилизма был его отказ от всех форм власти. Нигилисты задавались вопросом, что дает одной фигуре власть руководить другой, и спрашивали, почему вообще должна существовать такая иерархия. Они утверждали, что никто не должен быть более важным, чем кто-либо другой, потому что мы все так же бессмысленны, как и друг друга. Эта вера привела к одному из наиболее опасных направлений нигилизма, побуждая людей совершать акты насилия и разрушения против полиции или местных органов власти.
2. Религия под вопросом нигилизма
На волне Просвещения и последовавших за ним открытий рациональности и рассуждений немецкий философ Фридрих Ницше утверждал, что христианство больше не имеет смысла.
Он утверждал, что тотальная система, которая объясняет все истины о мире, была в корне ошибочной системой, потому что мир такой сложный, нюансированный и непредсказуемый. В своем много обсуждаемом эссе Der Wille zur Macht (Воля к власти), 1901, Ницше писал: «Бог умер». Он имел в виду рост научного знания и то, как оно подорвало фундаментальную систему христианской веры, которая была основой европейского общества.
Стоит отметить, что Ницше не видел в этом ничего положительного — наоборот, он был крайне обеспокоен тем, какое влияние это окажет на цивилизацию. Он даже предсказал, что потеря веры приведет к величайшему кризису в истории человечества. В своем сочинении Сумерки идолов: или Как философствовать молотком, 1888, Ницше писал: «Когда человек отказывается от христианской веры, он вырывает из-под ног право на христианскую мораль. Мораль эта отнюдь не самоочевидна… Христианство есть система, целостный взгляд на вещи, продуманный вместе. Вырывая из него одно главное понятие, веру в Бога, ломают целое».
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
3. Нигилисты считали, что ничто не имеет значения
Если бы не было ни Бога, ни рая, ни ада, ни реальной власти, то нигилизм утверждал, что ничто не имеет никакого смысла, и нет высшей цели или призвания в жизни. Это довольно угнетающее отношение, определяемое пессимизмом и скептицизмом. И временами такое отношение приводило к бессмысленным актам насилия и экстремизма. Но некоторые миролюбивые деятели, такие как немецкий философ Макс Штирнер, утверждали, что это изменение было необходимой точкой эволюции, позволяющей человеку освободиться от ограничений, наложенных на него контролирующей системой власти. Датский богослов Серен Кьеркегор был глубоко религиозен и утверждал, что мы все еще можем верить в «парадоксальную бесконечность» или слепую веру, даже если нигилизм угрожает ее уничтожить.
Между тем Ницше считал, что мы должны принять страх и неуверенность неизвестного, чтобы пройти через него и найти новое высшее призвание.
4. Нигилизм иногда пересекается с экзистенциализмом и абсурдизмом
К 20 веку обреченность и мрачность нигилизма смягчились. В конечном итоге он превратился в менее анархический стиль экзистенциализма. Хотя экзистенциалисты разделяли некоторый скептицизм в отношении систем власти и религии, как и их предшественники, они также считали, что у человека есть сила найти свою собственную цель в жизни. Из экзистенциализма возник абсурдизм. Абсурдисты утверждали, что мир вполне может быть хаотичным, неспокойным и абсурдным, но мы все же можем праздновать его или, возможно, даже смеяться, но только криво и цинично.
Что такое нигилизм? – Ежедневно
Перейти к содержимому Что такое нигилизм?Хотя вы, возможно, уже слышали слово «нигилизм», существуют распространенные заблуждения относительно его значения. В народе его описывают как веру в то, что «ничего не имеет значения», но точнее его описывают как отрицание или отсутствие веры в смысл жизни. В частности, нигилизм поощряет скептицизм и утверждает, что жизни не хватает внутреннего смысла или цели. Из этого часто следует, что не существует неотъемлемых моральных ценностей и что большая часть осмысленности жизни полностью субъективна. Звучит достаточно просто, но нигилизм — чрезвычайно разнообразная философия со многими школами мысли.
Экзистенциальный нигилизм — это форма нигилизма, с которой знакомо большинство из нас. Короче говоря, это вера в то, что в жизни нет внутреннего смысла. В результате наша жизнь незначительна и не служит цели. Экзистенциализм предлагает множество ответов на эту точку зрения.
Моральный нигилизм, также известный как этический нигилизм, относится к точке зрения, согласно которой мораль не является неотъемлемой частью общества. В частности, все решения, независимо от того, считаются ли они хорошими или плохими, равны. Чаще всего под моралью понимают чисто человеческую конструкцию, не имеющую подлинной основы в нашей реальности.
Метафизический нигилизм относится к философскому взгляду на то, что физические объекты в нашем мире могут не существовать. Метафизические нигилисты считают, что даже если существуют миры, в которых существуют конкретные объекты, существует по крайней мере один, в котором их нет. Эту точку зрения лучше всего можно понять как крайнюю форму физического скептицизма, при которой не существует понятия «я». Примером метафизического нигилизма может быть вера в то, что мы живем в сложной компьютерной симуляции.
Эпистемологический нигилизм довольно просто понять. Это подпитывает веру в то, что все знания потенциально ложны. А именно, эпистемологические нигилисты считают, что люди не могут быть ни в чем уверены. Таким образом, мы должны скептически относиться ко всему.
Композиционный нигилизм несколько сложнее. Это вера в то, что сложные объекты не существуют. В то время как строительные блоки мира, такие как атомы, существуют, более крупные объекты, которые мы воспринимаем, полностью субъективны. Таким образом, таблицы на самом деле не существует. Если бы мы могли видеть мир более ясно, мы бы видели только набор атомов (или какой-то другой строительный блок). Что особенно интересно в этой форме нигилизма, так это ее субъективность. Хотя мы воспринимаем мельчайшие аспекты жизни как нейтроны и электроны внутри атомов, меньшие строительные блоки все же могут существовать. Это приводит нас к вопросу, реально ли что-либо, что мы знаем.
Самое раннее известное упоминание школы мысли, которую мы сейчас знаем как нигилизм, относится к периоду между 563 и 483 годами до н. э. Буддийские писания того периода описывают взгляды различных групп мыслителей, некоторые из которых были моральными нигилистами. Эти тексты определяли моральный нигилизм как веру в то, что наши действия не имеют результатов, что после смерти нет реинкарнации и что есть способ быть уверенным в чем-либо.
Вскоре после этого греческие философы, такие как Горгий, начали исследовать метафизический нигилизм. Они поставили под сомнение существование физического мира вокруг нас и можем ли мы действительно знать, что что-то существует. Это легко переросло в более теоретические приложения философии, например, если мораль существует.
Однако термин «нигилизм» появился только в 18 веке. Фридрих Генрих Якоби использовал его для критики Иммануила Канта и других рациональных философов. Он считал, что всякий рационализм ведет к нигилизму, а это означало, что обращение к вере было бы более подходящим для этой области.
Нигилизм начал приобретать известность благодаря трудам Сёрена Кьеркегора. Он разработал концепцию, известную как выравнивание, которую Кьеркегор называл процессом устранения индивидуальности, при котором жизнь человека становится бессмысленной. Он выступал против этого и его последствий, категорически против стандартизации жизни. В частности, считалось, что некоторые формы христианства поощряют отказ от индивидуальности, лишая людей возможности стать самим собой. Однако важно отметить, что определение Кьеркегора подразумевает, что жизнь изначально имела смысл. Современный нигилизм утверждает, что смысла всегда не хватало.
Философом, которому больше всего приписывают укрепление важности нигилизма в этой области, является Фридрих Ницше. Немецкий философ 19-го века, он определил нигилизм как обычное явление в западной культуре и разработал подробные теории о его функциях. Ницше считал, что нигилизм на подъеме в западном мире, и что это был прямой ответ на модернизм. Он видел этот рост нигилизма как опустошение мира от всего смысла и истины. Его наиболее значимый вклад был связан нигилизм с моральными ценностями.
В течение 20-го века все чаще и чаще писали о нигилизме. Мартин Хайдеггер проанализировал творчество Ницше и опубликовал многие из его неопубликованных рукописей. Вторая мировая война и Холокост послужили фоном для этого проекта и побудили многих других к дальнейшему рассмотрению нигилизма как философии. Например, Альбер Камю рассмотрел зверства Холокоста в своей книге «Бунтарь », утверждая, что нигилизм допускает бесконечные убийства.
Как отмечалось выше, Кьеркергор разработал раннюю концепцию нигилизма, которую он назвал уравниловкой. Настоящее время детализирует эту теорию и предлагает большие предостережения против нигилизма. Он предлагает глубокое понимание философского контекста своего времени.
Этот список, естественно, был бы неполным без Ницше. Мы настоятельно рекомендуем книгу «Так говорил Заратустра » , опубликованную в 1892 году. Это одна из наиболее известных его работ, в которой освещаются его популярные идеи, такие как смерть Бога и теория сверхчеловека. Без него не обходится ни одна философская библиотека.
Мартин Хайдеггер предлагает уникальный комментарий к нигилизму в ХХ веке. Опубликованная в 1940-х годах книга «, определяемая историей бытия » представляет собой попытку Хайдеггера понять мышление Ницше и расширить его. «Движение нигилизма» также представляет собой большой сборник эссе.
Также интересно рассмотреть влияние нигилизма на культуру в целом. Особо примечательным пересечением нигилизма и искусства является дадаистское движение начала 20 века. Обескураженные как Первой мировой войной, так и модернизмом, многие художники создавали то, что они называли антиискусством. Они считали, что война и модернизация обесценили искусство. Искусство этого периода бессмысленно, иррационально и часто нигилистично.
Принять бессмысленность как мотиватор
Когда люди узнают о нигилизме, они часто спрашивают, в чем смысл жизни без смысла. Зачем что-то делать, если в конце концов все это не имеет значения? Однако не стоит так смотреть на вещи! Если ничего не имеет значения, вы вольны делать то, что делает вас наиболее счастливым. Например, хотя ваша семья может настаивать на том, чтобы вы выбрали одну карьеру, вы можете быть уверены, что в общем замысле нет никаких последствий, если вместо этого вы решите заниматься тем, что вам нравится. Есть сила в том, чтобы освободить себя от ожиданий.
Отсутствие смысла не означает отсутствие структуры
Может показаться, что нигилизм естественным образом ведет к анархии. В конце концов, если нет морали, люди могут делать все, что хотят, не заботясь о том, причиняют ли они вред другим. Однако вера в то, что в жизни нет внутреннего смысла или ценности, не означает, что вам запрещено взвешивать свои варианты. Когда вы освобождаетесь от беспокойства о том, что по своей сути правильно, а что неправильно, вы открыты для того, чтобы подвергать сомнению свои решения и рассматривать свои действия в более критическом свете.
Позвольте себе упасть в кроличью нору
Неудивительно, что слишком много нигилизма может привести к чувству депрессии и изоляции. Если мы тратим много времени на размышления о том, насколько бессмысленна наша жизнь, нет ничего необычного в том, что мы начинаем ее не любить. Несмотря на это, позволить себе здорово (и ненадолго) упасть в яму отчаяния, которой может казаться нигилизм, — это хорошо. Это может помочь вам определить перспективу и справиться со стрессом. Стоит ли работать эти дополнительные десять часов каждую неделю, чтобы произвести впечатление на вашего босса, если все это бессмысленно? Стоит ли сводить себя с ума из-за соревнований? Вероятный ответ — нет, и нигилизм может помочь вам устранить эти мелкие стрессоры из жизни.
«Бог умер. Бог остается мертвым. И мы убили его. И все же его тень все еще маячит. Чем утешимся мы, убийцы всех убийц? То, что было самым святым и самым могущественным из всего, что когда-либо принадлежало миру, истекло кровью под нашими ножами; кто сотрет с нас этот удар? Какой водой мы можем очиститься?» – Фридрих Ницше
Это, безусловно, одна из самых известных цитат о нигилизме, когда-либо написанных. Это относится к эпохе Просвещения или периоду европейской истории, когда рационализм утвердился в философской мысли. В зависимости от рационализма мы избегаем возможности верить в Бога (и, следовательно, в неотъемлемый смысл жизни).
«Жизнь — всего лишь ходячая тень, бедный музыкант, который борется и суетится на сцене, а потом его больше не слышно; это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости, ничего не значащая». – Уильям Шекспир
Хотя многие из нас думают о нигилизме как о сложной философской теории, важно помнить, что почти все мы в тот или иной момент находили жизнь бессмысленной. Эта цитата Шекспира — прекрасный тому пример. Однако важно помнить, что нигилизм не пессимистичен по своей сути. Понимание того, что жизнь не имеет смысла, не требует скучного или грустного существования.
«Современный разум в полном беспорядке. Знание растянулось до такой степени, что ни мир, ни наш разум не могут найти опору. Это лицо, которое мы страдаем от нигилизма». -Альбер Камю
Многие нигилисты считают, что нигилизм является прямым ответом на современность. В мире, где наша жизнь вращается вокруг чернового труда и потребления, мы, естественно, начинаем считать собственные усилия тщетными. В некотором смысле мы слишком много знаем для нашего же блага и слишком много имеем в своем распоряжении.
«Наука не дает религии скатиться в долину калечащего иррационализма и парализующего мракобесия. Религия не дает науке скатиться в болото устаревшего материализма и морального нигилизма». -Мартин Лютер Кинг-младший
В то время как многие утверждают, что мораль может существовать без религии, Мартин Лютер Кинг-младший указывает на ключевое противоречие в нигилизме.